Над каким бы проектом вы ни работали, всегда необходимо понимать, что вы хотите получить в итоге и какие шаги к этому приведут. Если нет представления о конечном результате, бюджете, временных рамках и этапах работы, вы рискуете потеряться в хаосе множества перспектив и задач.
Упорядочить и визуализировать предстоящий объём мероприятий поможет roadmap, то есть своеобразный маршрут действий, который приведёт вас к цели. Подробнее о том, что такое дорожная карта проекта и как её сделать — рассказываем в этой статье.
Оглавление
- Что такое дорожная карта проекта
- Зачем нужна дорожная карта
- Классификация дорожных карт
- Как сделать Roadmap
- Советы по созданию дорожной карты проекта
- В каких сервисах сделать дорожную карту
- Книги про дорожные карты и управление проектами
Что такое дорожная карта проекта
Как Product Manager построить product roadmap
Образец дорожной карты. Источник: artitgroup.ru
Roadmap, или дорожная карта — это визуальное представление основных этапов реализации проекта, своего рода стратегический план. На карте указывают цели проекта, ключевые пункты и ответственных за их исполнение, даты завершения каждого этапа и всех работ в целом.
Roadmap похожа на план задач, но в отличие от него не описывает детально все процессы по пунктам, скорее даёт представление об общей картине. На дорожной карте отражены долгосрочные цели, поэтому она может быть скорректирована в процессе работы.
Дорожная карта состоит из определённых элементов:
- долгосрочные цели проекта;
- основные задачи, необходимые для достижения целей;
- конечный результат;
- возможные риски;
- сроки выполнения;
- ответственные участники.
Рузана Анчек
Зачем нужна дорожная карта
- Единое видение. Все участники должны иметь представление о том, как продвигается работа и какой результат должен получиться в конце. Особенно это важно для больших проектов, над которыми работает много команд.
- Согласование. Представив проект в виде стратегической карты, можно заранее обсудить все спорные пункты. Например, тайминг работ или последовательность шагов.
- Оптимизация процессов. На roadmap наглядно видно, какие этапы проекта выполнены, а на каких моментах пробуксовка. Это поможет скорректировать дедлайны, усилить команды или внести любые другие правки.
Дорожную карту делают не только для команды, непосредственно работающей над проектом. Визуализация помогает руководителю понять, насколько перспективен этот проект в целом и какой бюджет нужен для его реализации. Отдел маркетинга на основе roadmap может, например, спланировать стратегию продвижения.
Карту можно использовать для привлечения инвесторов, партнёров и клиентов. Наглядное представление проекта поможет им оценить его прибыльность и заинтересовать в сотрудничестве.
Дорожная карта — Roadmap проекта / что это?
Roadmap — незаменимый инструмент для стартапов. Например, вы загорелись мыслью начать свое дело. У вас много идей, в каком направлении двигаться. Чтобы не запутаться во всех возможностях и не перескакивать от одного начинания к другому, вы составляете дорожную карту и с её помощью отрабатываете различные гипотезы и варианты развития. Таким образом вы заранее будете знать, какие из ваших идей способны привести к успеху, а какие станут лишь тратой времени и средств.
Дорожная карта при всей своей полезности нужна не всем. Её разработка требует определённых усилий и времени, которые не окупятся, если, например, у вас совсем маленькое предприятие и 2–3 сотрудника.
Классификация дорожных карт
Ограбление — это тоже своего рода проект. Особенно такое сложное, как задумали 8 подруг Оушена. Значит, нужна дорожная карта. Фото: kinopoisk.ru
В зависимости от характера применения roadmap можно разделить на несколько типов.
Продуктовые дорожные карты используют для создания сценария развития и продвижения конкретного продукта или продуктовой линейки. На такой карте отражают не только то, какой продукт создать, но и причины его разработки и проблемы, которые он решает. На roadmap продукта нужно оставить возможность вносить изменения соответственно изменению рынка, конкурентной среды и реакции пользователей.
Технологические дорожные карты отражают стратегию развития технологий. На такой карте отражают технологическое состояние определённых производственных секторов и анализируют текущие технические возможности и тенденции развития и появления новых технологий.
Например, предприятию нужно обновить программное обеспечение, так как имеющееся не вполне отвечает его потребностям. Дорожная карта поможет рассмотреть все варианты: купить имеющее ПО, разработать свое собственное, доработать уже установленное или вообще оставить пока всё как есть, так как другие решения не рентабельны.
Корпоративные дорожные карты — это сценарии и стратегии развития организации. Roadmap наглядно демонстрирует, к какому результату стремится компания, какие шаги предпринять, чтобы достигнуть поставленных целей, и какие риски при этом необходимо учитывать.
Экспертные дорожные карты рассматривают различные стороны производства. К примеру, бизнес-карта анализирует потенциалы развития рынка, а проблемно-ориентированная выявляет слабые стороны бизнеса.
Государственные дорожные карты помогают определить проблемы на национальном уровне, проработать концепции развития экономики, политические стратегии и другие глобальные вопросы.
Как сделать Roadmap
Процесс создания дорожной карты состоит из последовательных шагов.
- Определите целевую аудиторию roadmap. От этого напрямую зависит информация, которую необходимо отобразить на карте. Например, для спонсоров нужно обязательно указать критерии прибыльности и перспективы проекта. А на roadmap для отдела продаж делать акцент на преимуществах для покупателей.
- Выберите формат дорожной карты. Как она должна выглядеть, будут ли указаны временные рамки, насколько подробной вы хотите её сделать.
- Определите цель и основные темы карты. Что вы хотите получить в результате и какие пункты необходимо учесть.
- Соберите информацию и определите ключевые шаги. Зная, для кого и для чего эта карта, вы уже можете разбить процесс на этапы.
- Установите приоритетность каждого шага. Что должно быть сделано сначала. Как этапы влияют друг на друга и в каком порядке нужно их выполнять.
- Установите временные рамки. Определите, сколько времени нужно на каждую задачу и к какому сроку всё должно быть выполнено. При этом следует учесть, что roadmap не предполагает установления чётких дедлайнов, необходимо оставить пространство для манёвров.
- Определите ответственных и исполнителей на каждом этапе.
- Продумайте систему контроля выполнения задач. В каком формате ответственные будут отчитываться о проделанной работе, как и сколько раз необходимо проводить совещания со всеми участниками проекта.
Процесс создания дорожной карты может быть трудоёмким, но если вы составите её правильно, это существенно упростит все процессы, как руководителю проекта, так и исполнителям.
Если вам хочется углубиться в тему управления проектами, обратите внимание на один из следующих курсов. Возможно вам, как практикующему управленцу, будет полезно структурировать знания и узнать новые методы в менеджменте.
Источник: digital-academy.ru
Все идет по плану: зачем нужна дорожная карта проекта и где ее создать
Дорожная карта проекта — это визуализация процесса работы над проектом в течение времени. При планировании необходимо декомпозировать проект, а уже затем составлять roadmap. Собрали популярные сервисы для создания дорожной карты и основные ее атрибуты.
Команда is*hosting 23 мар 2023 5 мин
- Что такое roadmap?
- Дорожные карты в Agile и Waterfall
- Для кого и для чего используют дорожные карты?
- Отличия дорожной карты проекта от карты продукты и плана
- Сервисы для создания дорожной карты
- Как составить дорожную карту?
Планирование — неотъемлемая часть каждого проекта, коммерческого или некоммерческого. Благодаря правильно построенному плану и качественной визуализации работ можно достичь целей наиболее оптимальным путем. В этом помогают дорожные карты.
Что такое roadmap?
Дорожная карта — это план развития, стратегия работы с указанием основных этапов, временных рамок и исполнителей. Roadmap позволяет команде, или нескольким командам, работать над одним из проектов максимально оптимальным путем и, что самое главное, не вслепую.
Составляя roadmap важно помнить, что это визуализация стратегии, целей, задач и конечных результатов вашего проекта. Именно поэтому перед созданием карты важно проанализировать свой проект, его ценности, цели, ключевые этапы развития и т.п. Roadmap способствует командной работе вне зависимости от сложности проекта.
Roadmap проекта. Разработка дорожной карты
IT-специалисты и не только часто во время работы над проектом сталкиваются с таким понятием, как Roadmap, оно же «дорожная карта». Что она из себя представляет, в чем ее необходимость?
Что такое Roadmap?
Roadmap проекта — это технологическая дорожная карта, которая отражает краткосрочный либо долгосрочный план выпуска продукта. Кроме сроков выполнения этапов она может описывать средства, технологии, ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. Внешне карта выглядит как графический обзор целей, результатов на временной шкале. Достаточно взглянуть на нее, чтобы понять, к какому сроку, кто именно, какие конкретно задачи должен выполнить.
Для чего нужна дорожная карта?
Дорожная карта — инструмент, помогающий донести идеи заказчиков, инвесторов или партнеров до непосредственных исполнителей в понятном им виде. Основой Roadmaps является глобальная инициатива, поделенная шагами. Ее не нужно дополнять подробным описанием продукта или списком багов, если речь об IT-продукте. Это инструмент только для стратегического планирования.
Создание дорожной карты независимо от сферы использования предполагает три основные цели: 1. Достижение компромисса в плане материалов, технологий, специалистов, которые нужны для достижения цели. Схема снижает риск как недостатка, так и перерасхода ресурсов.
2. Прогнозирование процесса разработки продукта. Здесь помогает достаточно точное понимание сроков реализации проекта, описание ответственных лиц/отделов компании.
3. Планирование, координация технических разработок. Это особенно важно, если над созданием продукта трудятся одновременно несколько подразделений организации.
4. Отсутствие дорожной карты — это постоянные срывы дедлайнов, нерациональное использование ресурсов, разрозненная работа отделов, даже конфликты внутри коллектива. Все это приводит к уменьшению прибыли, нанесению компании репутационного ущерба, иногда к закрытию бизнеса.
Основные этапы создания
Первый этап разработки дорожной карты — определение глобальной стратегии. Например, выпуск новой версии программного обеспечения. Это слишком большая цель, требующая декомпозиции — разделения на множество небольших, относительно легко выполнимых этапов. Собственно, это второй этап. Как только цель придумана и декомпозирована, приступайте к следующим этапам: 1. Назначьте ответственных. Выберите коллег, сторонних исполнителей или иных участников, способных справиться с задачами, на которые вы декомпозировали стратегическую цель.
2. Установите сроки реализации. Обязательно поставьте достижимые сроки, контрольные даты для оценки прогресса. Сделайте небольшой запас, чтобы не было срывов дедлайнов.
3. Определите инструменты. Сделайте список подходов, технологий, методов, посредством которых будет достигаться цель. Посчитайте трудозатраты, нужные человеческие ресурсы.
4. Результатом проделанной работы станет подробная схема либо таблица, по которой можно судить о статусе готовности продукта, количестве оставшегося времени, иных важных деталях проекта.
Советы по оформлению
При разработке очередной дорожной карты проекта следуйте ряду простых, но важных советов:
- Используйте графику. Изображения, графики, диаграммы, иконки, другие визуальные элементы делают дорожную карту более понятной, читабельной и наглядной. Специальные инструменты для Roadmaps имеют библиотеки иконок, позволяют загружать свою графику.
- Привлеките команду. Еще на этапе создания дорожной карты откройте к ней доступ всем, кто будет работать над разработкой продукта. Не исключено, что вы что-то забудете, тогда как коллеги, подчиненные вовремя сделают замечание, предотвратив тем самым ошибку.
- Не бойтесь перемен. Дорожную карту нужно корректировать по ходу разработки продукта. Это естественный процесс, так как предусмотреть все на первоначальном этапе попросту невозможно. Не забывайте уведомлять о таких изменениях остальных участников.
- Продумайте страховку. Так как предполагается работа с людьми, могут возникнуть форс-мажоры — один заболел, другой вышел в отпуск, как итог — работа остановилась. Чтобы такого не случилось, заранее пропишите в схеме лиц, способных заменить ответственных.
- Не детализируйте. Частая ошибка — стремление заполнить roadmaps самой разнообразной информацией, чтобы учесть все детали. Откажитесь от такого подхода. Деталям место в проектной документации, но не в тех карте. Здесь обрисовывается лишь общая концепция.
Еще один важный момент — составленная вами схема должна быть видна всем участникам, так как кроме планирования она хорошо подходит для мотивации. Когда специалисты видят, что этапы успешно закрываются один за одним, это придает им дополнительный стимул. Возможность увидеть срок, оставшийся на выполнение очередного этапа, позволяет грамотно рассчитать силы.
Инструменты для создания Roadmaps
Можно сделать дорожную карту в Excel, онлайн-таблицах от Google или попросту нарисовать на маркерной доске. Однако, лучше использовать специальные решения. Изучим некоторые из них:
- ProductPlan. Сервисом пользуются такие гиганты, как Adobe, Coca Cola, HubSpot. Есть много шаблонов, экспорт файлов разных форматов, бесплатный пробный период 14 дней.
- Roadmap Planner. Основанный на диаграмме Ганта сервис для продвинутого создания дорожных карт проекта. В отличие от ProductPlan, есть русский язык, но нет экспорта.
- Roadmunk. Десятки шаблонов, готовых стратегий позволяют за считанные минуты делать дорожные карты любого масштаба. Сервисом пользуются MasterCard, Microsoft, Amazon.
- Venngage. Онлайн-конструктор, который кроме дорожных карт позволяет разрабатывать буклеты, бизнес-планы, презентации, иные виды материалов. Есть функция экспорта.
- Taskworld. Платформа с отличной визуализацией, мобильным приложением, системой оповещений. Доступен только англоязычный интерфейс, нет диаграммы Ганта.
Альтернативный вариант — любая программа для создания презентаций. Обычно такой софт недорогой либо вообще бесплатный, имеет простой интерфейс. Возможности оформления зависят от навыков автора схемы. Минусы — отсутствие функции синхронизации между участниками.
Важный момент — не переусердствуйте при создании дорожной карты проекта. Она не должна тесно сковывать команду при разработке продукта. Это не строгий план действий, а инструмент, призванный облегчить понимание стратегической задачи и согласовать действия разных отделов.
Источник: synergy.ru