Роль бизнес инкубаторов в предпринимательстве

Авторы: Пузырев Николай Александрович, Васильева Варвара Сергеевна
Степень (должность): Магистранты
Место учебы/работы: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Аннотация на русском языке: Современная инновационная экономика основана на развитии малого предпринимательства. Особую роль в развитии современного малого предпринимательства играет его законодательное регулирование, поэтому при исследовании бизнес – инкубаторов, следует сосредоточить внимание на правовой характеристике данных экономических институтов.

The summary in English: The modern innovative economy based on the development of small business. A special role in the development of modern small business plays its legislative regulation, therefore, in the study of business incubators, the focus should be on the legal characteristics of these economic institutions.

Ключевые слова: малый бизнес, ранняя стадия предпринимательства, рыночная экономика, инновации.

Красногорск. Бизнес-инкубатор и Технопарк

Источник: synergy-journal.ru

Особенности формирования и функционирования бизнес-инкубаторов в России.

В России первые бизнес-инкубаторы возникли в начале 1990-х годов как организации и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Бизнес-инкубаторы облегчают начальный этап функционирования новых малых предприятий, представляют помещения и оборудование на основе совместного пользования, обеспечивают доступ к большому набору услуг, новейшим инновационным технологиям и методикам и комплексу программ деловой поддержки. Бизнес-инкубаторы оказывают помощь в совершенствовании управления малыми предприятиями, организации финансирования, реализации специализированных программ обучения персонала современным методам управления, в создании пространства информационного обмена, где субъекты малого и среднего предпринимательства могли бы делиться опытом и совместно решать накопившиеся проблемы и др. Как правило, нахождение субъектов малого и среднего предпринимательства в бизнес-инкубаторе рассчитано на первые 2–3 года жизни малого предприятия, чтобы обеспечить его становление для дальнейшей самостоятельной деятельности. При этом зачастую спустя несколько лет такой субъект может продолжать участвовать в работе тех же самых инкубаторов, но уже в роли консультанта, специалиста, на собственном опыте знающего, каким образом нужно развивать бизнес и что полезного можно почерпнуть в «инкубаторе».

Создание бизнес-инкубаторов в конце прошлого века осуществлялось успешно, и уже в 1997 г. по инициативе 22 действующих бизнес-инкубаторов и организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству, было учреждено «Национальное содружество бизнес-инкубаторов». Его цель – координация и управление процессом становления бизнес-инкубаторов в регионах России. В настоящее время в различных регионах страны действует более 60 бизнес-инкубаторов*(56).

Окупаемость инкубатора для яиц: какая выгода и прибыль? Реальные цифры и опыт по продаже курицы

В России бизнес-инкубаторы начали создаваться в начале 90х годов. Сначала было создано 13 бизнес-инкубаторов в рамках Морозовского проекта, идеологом которых была Академия менеджмента и рынка, и несколько бизнес-инкубаторов – на гранты США и Канады. По данным Российского центра малого предпринимательства сейчас в России создано более 60 технопарков и 100 бизнес-инкубаторов.

С 2005 года Правительством РФ выделяются субсидии субъектам РФ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий бизнес-инкубаторов. Только в 2008 г. на развитие региональных бизнес-инкубаторов из федерального бюджета было выделено 667,95 млн. рублей, из региональных бюджетов – 374,53 млн. рублей. По словам министра экономического развития России Э.С. Набиуллиной, бизнес-инкубаторы позволяют значительно повысить выживаемость начинающих компаний с 15% до 85%.

Для создания наилучшей системы условий, касающихся инкубационной среды и услуг, в которой будет обеспечиваться поддержка динамичного развития начинающих и развивающихся предприятий, бизнес инкубаторам необходимо обладать стратегией инкубации, которая учитывает потребности клиентов, а также цели и задачи инкубатора, политикой приема и выпуска клиентов. Кроме этого, руководящая инкубатором группа должна иметь предпринимательский опыт, осуществлять доверительные отношения с клиентами, использовать предпринимательский подход и навыки коммуникации. Основой успеха любого инкубатора также является деловое наставничество и постоянный мониторинг и оценка эффективности деятельности инкубатора. Для выхода бизнес-инкубатора на уровень самоокупаемости через 3–5 лет важно обеспечить его специальным программным обеспечением, организовать тренинги для менеджеров бизнес-инкубатора, создать сети бизнес-ангелов всех уровней и проч.

Деятельность бизнес-инкубаторов в России не регулируется отдельным законом, поэтому каждый из бизнес-инкубаторов уникален. Действующие на территории УрФО бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям.

К примеру, в Челябинском бизнес-инкубаторе, работающем более 3х лет, основными видами услуг является информационно-консультационная и образовательная поддержка, поиск инвесторов для проектов.

В Кургане первый бизнес-инкубатор открылся 1 сентября с.г., право на управление им выиграл Курганский госуниверситет. Инкубатор будет предоставлять рабочие места начинающим предпринимателям на конкурсной основе, оказывать консультационную финансовую, правовую и маркетинговую поддержку.

В результате создания и организации деятельности сети бизнес-инкубаторов открыть свое дело смогут одновременно не менее двух сотен начинающих предпринимателей с постоянной ежегодной ротацией до трети их численности.

Однако, существуют проблемы, сдерживающие развитие структур поддержки начинающих предпринимателей. Прежде всего, это отсутствие нормативно-правовой базы. Во многих регионах имеется успешный опыт сотрудничества с администрацией, но такие взаимоотношения следует закрепить законодательно. В России начинает накапливаться опыт развития бизнес-инкубаторов, управления ими на муниципальном и региональном уровнях.

Планирование инновационной деятельности.

Планирование составляет один из основных элементов системы внутрифирменного управления деятельностью ИП. Планирование инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития ИП и подготовку решений. необходимых для их безусловного достижения. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет семь частных функций.

Читайте также:  Кто продвинул бузову в шоу бизнес

1. Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или ИП в целом.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы ориентированы в будущее и базируются на обоснованных прогнозах развития ситуации.

3. Координация деятельности всех участников инноваций.

4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения.

5. Создание объективной базы для эффективного контроля

6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса.

7. Мотивация участников.

Принципы планирования инноваций

Планированию инноваций на ИП присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте.

Осуществление инновационной деятельности ИП направлено на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития.

Принцип научной обоснованности планирования реализуется в условиях, когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного ИП.

Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности ИП.

Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на ИП планов

Одним из существенных условий обоснованности планов и методов обеспечения комплексного планирования является бюджетная сбалансированность планов.

Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов.

Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений. Планирование инноваций обязательно предусматривает разработку планов различного упреждения во времени: долго-, средне- и краткосрочных. Наличие планов различной продолжительности устанавливает определенную периодичность их формирования, превращающую планирование в непрерывный процесс разработки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления планов

23.Структура плана инновационной деятельности.

Планирование инноваций не является разовым, волевым актом менеджмента, результатом которого становится утвержденный плановый документ. Оно представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений на ИП. Этот процесс состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на ИП специфический плановый цикл. Цикличность планирования инноваций обеспечивается прямыми и обратными связями и обусловливается, с одной стороны, необходимостью последовательной детализации плановых заданий по отдельным периодам времени, иерархическим уровням планов и содержанию заданий, а с другой — требованиями актуализации планов при возникновении отклонений или новых соображений менеджмента.

Процесс планирования инноваций. Независимо от вида планов распадается на три формальные фазы расчетов: постановка задачи планирования, разработка плана и реализация планового решения. На практике часто регламентируется также микроструктура процесса планирования, в которой каждая из фаз уточняется по составляющим стадиям, этапами методам их выполнения.

При постановке целей должны выполняться следующие общие требования:

• Реальность (выполнимость) целей планируемая реализация продукта должна быть обеспечена спросом на рынках, производственной мощностью ИП и ценовой политикой.

• Ясность формулировки цели.

• Адресность цели (кто это делает)

• Согласованность цели.

• Ранжирование целей. Система Целей должна ранжироваться относительно времени их достижения и располагаемых ресурсов. Приоритеты целей должны учитывать их важность, взаимозависимость и логический порядок.

• Иерархическая структура.

• Актуальность целей. Ориентированные во времени цели должны постоянно корректироваться с тем, чтобы сохранять свою актуальность для ИП.

Принятие планового решения осуществляется менеджером на основе всесторонней оценки и обоснованного выбора наилучшего варианта плана. Решение о плане выступает как одно из важнейших управленческих решений в инновационном менеджменте

24 Комплексное исследование рынка влючают:

Вк 1. Изучение рынка – новизна и конкурентоспособность, соответствие законодательным нормам, способность удовлетворять требования покупателя, необходимость совершенствования товара. 2. изучение рынка – географическое положение, емкость, объем продаж, товарная структура, конъюнктура, прогноз. 3. изучение покупателей – характеристика покупателей, типичные способы использования товара, побудительные мотивы покупки, факторы, формирующие покупательские предпочтения, сегментирование, способы покупки, время покупки, влияние НТР. 4. изучение конкурентов – основные конкуренты, владеющие наибольшей долей на рынке, наиболее динамично развивающиеся, торговые марки, особенности товаров, формы и методы сбытовой деятельности, используемые каналы товародвижения и сбыта, направления совершенствования товара, официальные данные о прибылях, торговый образ. 5. изучение правовых аспектов торговли – правовые нормы, юрид учреждения дающие консультации. 6. изучение ценовой политики на данном рынке – мировая цена, внутренние рыночные цены, факторы ценообразования, спрос, конкуренция, гос политика, ценовая политика конкурентов, методы ценообразования. Маркетинговые исследования (постоянные и эпизодические) проводятся по схеме: 1) формулировка цели, 2) сбор данных, 3) систематизация и анализ инфо, 4) интерпретация результатов, 5) отчет. Источники (силы) конкурентной борьбы: * конкуренты, которые могут потенциально возникнуть или появиться из вне. * способность поставщиков отстаивать свои условия и менять клиентов. * соперничество между существующими фирмами. * способность покупателей отстаивать свои условия или выбирать магазины с наиболее приемлемыми для них ценами. * угроза появления на рынке новых товаров взамен существующих.

Портфель инноваций

Для диверсификации капитала(фирмы распределяют)

Читайте также:  Вейп бизнес что это

Портфель инноваций — это комплексно-обоснованный перечень новшеств, который необходимо разрабатывать сам-но или приобрести для послед. внедрения. Количество проектов находящихся в портфеле в определенный период времени зависит от их размеров и количества необходимых ресурсов.Оценка портфеля производ-ся по качествен. И количеств.критериям.Качественные подразумевают опред.возможности достижения цели организации при реализации портфеля(или ряда проектов).Количеств.оценка рассчит-ся показатели эффективности,это позволяет выбрать оптим.структуру.

26 Оценка и отбор инновационных проектов.

Оценка портфеля производится по качеств. и количеств. критериям. Качеств. оценка подразумевает определение возможности достижения цели организации при реализации портфеля (или ряда проектов). При количественной оценки рассчитываются показатели эффективности (это позволяет выбрать оптимальную структуру)

Выбор варианта портфеля осуществляется в след. последовательности:
— формируется портфель иннов. проекта.

— рассматривается предполагаемая рентабельность или норма прибыли(оценка ведется как портфеля так и всего проекта)

— расчет коэф. предпочтения с учетом структуры затрат проектов.

Источник: cyberpedia.su

Бизнес-Инкубаторы

Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни человеческого общества. Глубокие сдвиги в экономических, политических, общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. В основе этих движений — научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются.
Изменение условий производственной деятельности требует от промышленных фирм адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ 4
2 РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В РОССИИ 6
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В РОССИИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Прикрепленные файлы: 1 файл

1 ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ 4

2 РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В РОССИИ 6

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ БИЗНЕС- ИНКУБАТОРОВ В РОССИИ 9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15

Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни человеческого общества. Глубокие сдвиги в экономических, политических, общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. В основе этих движений — научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются.

Изменение условий производственной деятельности требует от промышленных фирм адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.

В современных условиях одним из направлений перестройки управления российской экономикой, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных операций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций.

Одним из характерных признаков нынешнего этапа технологической революции является создание и широкое распространение в индустриально развитых странах территориальных научно-производственных систем. Научные парки, инновационные технологические центры, инкубаторы нововведений и другие аналогичные структуры, ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии и материалы, стали важным фактором усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством.

1 ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ

Бизнес-инкубатор представляет собой структуру, которая оказывает поддержку предприятиям на стадии инкубационного периода, когда осуществляются первые шаги его становления. Этот этап обычно связан с материальными вложениями в организацию рабочего пространства, такими как льготная аренда помещения, доступ к офисному оборудованию, консалтинговые услуги.

Именно в этом подразумевается суть бизнес-инкубатора. К тому же это еще и обучение, настоящая школа бизнеса. Здесь на малом пространстве собирается вся необходимая информация. Все это в итоге значительно увеличивает шансы предприятия на выживание и сокращает затраты на его создание и организацию деятельности.

Инкубаторы взращивают новые фирмы, помогая им выжить и вырасти в начальный период существования, в то время, когда они наиболее уязвимы. Таким образом, цель бизнес-инкубаторов — выдать в качестве результата здоровые фирмы, которые создают рабочие места и благосостояние, укрепляют экономику, вводят в хозяйственный оборот новые технологии и воспроизводят сообщества.

Стадии инкубации предшествует этап зарождения, на котором появляется идея предприятия и прорабатываются варианты ее реализации. Основными действующими лицами на этом этапе выступают предприниматели с их предложениями и идеями. Если зародившаяся идея имеет жизнеспособность, в дальнейшем она приобретает свою реализацию в виде коммерческого продукта. Фирмы, успешно завершившие программу инкубирования, обычно через два-три года достигают финансовой самостоятельности и стабильности.

Основным показателем эффективности бизнес-инкубатора является его финансовая устойчивость, а также количество фирм, «выпущенных» за время существования, и число рабочих мест, созданных предприятиями-арендаторами, их успешность. При этом то, насколько хорошо у предприятия идут дела, зависит не только от набора и качества услуг, которые они получают в бизнес-инкубаторе, но, прежде всего, от предпринимательской активности самого предприятия. Значимая коммерческая идея, правильная организация бизнеса, энергичное и компетентное руководство — главное условие его успеха. И только на втором плане благоприятная окружающая обстановка — преимущества, которые малое предприятие получает, будучи арендатором в бизнес-инкубаторе. Как правило, время пребывания малых предприятий в инкубаторе — около трех лет. Этот срок считается определяющим при выяснении степени жизнеспособности того или иного производства, бизнеса сферы услуг.[1]

Цель бизнес-инкубатора это создание благоприятных условий для возникновения и развития начинающих и молодых новаторских предприятий, независимо от форм собственности, с целью их укрепления, повышения конкурентоспособности и адаптации к условиям внешней экономической среды.

Результатом участия в бизнес-инкубаторе является выпуск успешных компаний, которые через три года должны самостоятельно существовать и успешно развиваться. Бизнес-инкубаторы признаны одной из наиболее эффективных и перспективных форм поддержки предпринимательства, что подтверждается мировой статистикой.[5]

Национальное содружество бизнес-инкубаторов России насчитывает к настоящему времени свыше 70-ти организаций почти в 40 регионах России.

Читайте также:  Интернет магазин одежды как бизнес

В мире на сегодняшний день действует более 4000 бизнес-инкубаторов.

— Оздоровление экономической активности региона, развитие внутренних рынков, диверсификация региона.

— Рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, а, следовательно, расширение налогооблагаемой базы региона и государства.

— Наиболее полное использование ресурсов региона, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.

— Повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау.

— Создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем.

— Рост занятости и уровня жизни населении.

— Повышение выживаемости субъектов малого предпринимательства.

2 РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В РОССИИ.

Опыт последних лет показывает, что в развитии и бизнес-инкубаторов, и малого бизнеса в целом заинтересованы, в первую очередь, муниципальные власти. Они наиболее восприимчивы к новым формам и методам стимулирования развития малого бизнеса и охотно изучают передовой опыт по этой тематике. В последние годы именно Мэрии средних и малых городов просят помощи в вопросах создания и организации деятельности бизнес-инкубаторов.

Доля малых предприятий в налоговых поступлениях в муниципальный бюджет стала достигать 15 — 25 процентов, что существенно изменило отношение властей к малой экономике. Таким образом, в ближайшее время наибольшего успеха следует ожидать от включения в оборот возможностей муниципального уровня для развития бизнес-инкубирования и поддержки малого предпринимательства.

Однако, государство, безусловно, по-прежнему играет главную роль в создании рамочных условий для развития бизнеса, в том числе и через бизнес-инкубирование. Задачи государства по отношению к малому предпринимательству состоят в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной ресурсной (имущественной, банковской и кредитной) системы поддержки МП.

Для координации деятельности в 1997 году бизнес-инкубаторы России создали свою ассоциацию — НП «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ).

По своей сути НСБИ играет роль накопителя технологий поддержки малого предпринимательства, и каждый член НСБИ становится активным участником этого процесса, делясь с коллегами своими проблемами и достижениями и имея доступ к коллективному опыту.[2]

Сегодня НСБИ изучает и систематизирует накопленный в России опыт развития предпринимательства с использованием механизмов бизнес-инкубации, подводит промежуточные итоги практической деятельности и решения ряда теоретических, методических и организационных проблем. Национальным содружеством бизнес-инкубаторов России частично решается задача изучения и создания методик адаптации наиболее интересного западного опыта в создании БИ с целью выработки единого подхода и практических рекомендаций, которые позволят существенно сократить риски, повысить эффективность работы новых инкубаторов бизнеса и тиражировать удачный российский опыт в разные регионы страны. На сегодняшний день Национальное содружество бизнес-инкубаторов насчитывает 65 бизнес-инкубаторов и организаций, поддерживающих развитие малого предпринимательства в России.

НСБИ регулярно проводит семинары по подготовке кадров для организации БИ в регионах, организует выставки, готовит методические материалы, предоставляет информацию по вопросам поддержки малого предпринимательства через систему БИ. Основная деятельность НСБИ ориентирована на увеличение числа действующих БИ в России и обеспечение через них комфортных условий для развития малого предпринимательства.

Одна из наиболее привлекательных черт инкубаторов малого бизнеса в современных российских условиях заключается в том, что они могут не только содействовать развитию предпринимательства в регионах, но и быть использованы как инструмент развития региональных, производственных, интеллектуальных и других ресурсов, которые на сегодняшний день не нашли достойного применения в складывающейся рыночной системе.

Модель БИ может быть приспособлена под решение таких актуальных для России задач, как развитие предпринимательства и конкурентной среды, создание рабочих мест и снижение социальной напряженности, разукрупнение производств и создание групп малых предприятий вокруг крупного производства в качестве субконтракторов, развитие определенных отраслей промышленности в сфере малого бизнеса, развитие недвижимости и ресурсов.[3]

На примере мирового и российского опыта замечено, что бизнес-инкубаторы ускоряют развитие малых предприятий в 7 — 22 раз, снижая количество неудач в бизнесе до 20%.

Ожидается рост числа новых бизнес-инкубаторов, особенно в небольших городах. Для этого есть многое — опыт, заинтересованность предпринимателей и местных властей, политическая поддержка на Федеральном уровне.

В апреле 2005 года правительство сделало важный шаг на пути развития не сырьевых отраслей. Премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о программе поддержки малого предпринимательства на 2005—2008 годы.

В 2005 году федеральный бюджет выделил на эти цели полтора миллиарда рублей. Благодаря заботе правительства, полагают в МЭРТ, доля малого бизнеса в ВВП страны к 2008 году возрастет с нынешних примерно 13,5% до 20%. Кроме того, возможно, само понятие малого бизнеса изменится. Минэкономразвития считает возможным введение европейских критериев, где малым считается предприятие, на котором работает до 250 человек. В сегодняшней России этот показатель в пять раз меньше.

По планам правительства в 2010 году доля малого бизнеса в ВВП РФ должна составить 40%, в занятости населения — 50%, в общем числе субъектов предпринимательства — 80%.

Выделяемые правительством средства пойдут в основном на развитие бизнес-инкубаторов (специальных помещений с льготными ставками аренды, в которых за государственный счет оказываются услуги юриста и бухгалтера) для малых предприятий, а также на поддержку их экспорта. Именно экспорт должен способствовать и развитию инновационного сектора.

Источник: www.referat911.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин