Науку принято считать деятельностью по производству и совершенствованию знаний и ее основная функция подразделяется на несколько частных: Функция рационализации человеческого поведения, мировоззренческую и технологическую. Именно на последней функции мы и остановимся, чтобы рассмотреть по-ближе, ведь в условиях рыночной экономики важно иметь ликвидную науку, науку которая бы приносила доход бизнесу и государству, а не только улучшала жизнь людей
Малый и средний бизнес в науке, можно ли назвать такой бизнес чисто научным – не всегда, иногда компании обращаются в науку на временной основе для улучшения того или иного продукта и услуги, либо для того, чтобы их идея нашла свою жизнь в руках конструкторов, химиков и других. Изобретая идею, такие компании не могут понять как его производить и это один из тех случаев когда наука становиться для бизнеса единственным путем к развитию. Другой спектр компаний – абсолютно научных, для примера можно рассмотреть технологические стартапы последних пяти лет и чтобы далеко не уходить, обратимся к опыту России.
Леонид Богуславский «Предпринимательство в науке и бизнесе. Какие человеческие качества и инструмент
Инновационный путь развития который был обозначен несколько лет назад правительством стал мощнейшим толчком к реализации подобных научных бизнес проектов, технологические парки, иннограды, особые экономические зоны и остальные механизмы ГЧП дают больше возможностей для построения своей компании и безусловно преференции получают научные бизнес проекты, потому — что создать такой проект намного сложнее. Да, государство занимает важную роль в развитии, создании и поддержании отрасли научного бизнеса, но все-таки большую часть по подсчетам объемов инвестиций занимает частный сектор(см. диаграмма 1).
Вклад научно-технического процесса в прирост ВВП может достигать до 75%, в некоторых развитых странах, что показывает решающее влияние значения развития и применения инноваций в росте макроэкономических показателях государства. Вследствие этого активная роль государственных институтов в стимулировании НТП и ииновациях является неоспоримой. Рост экономики заключен на использовании открытых знаний и технологий, причем отрасль исследований и разработок имеет значительную и разнообразную методику государственной поддержки.
Инновационная составляющая выступает эффективным механизмом монетизации различных достижений научной сферы, различной техники и технологий улучшения тех или иных систем, а также создания принципиально новых продуктов на рынке. Именно стратегия инновации стала логичным продолжением курса на интеграцию науки и бизнеса, начатой еще в нулевых.
Особенность бизнеса научного состоит в том, что данных вид бизнеса трудно вырабатываемый на стадии разработки и запуска, умственно и денежно затратнее остальных других. Не зря в классификации опасности в инвестиционном анализе он стоит в ряду высокорискованных предприятий. Туда эта область попала еще с зарождения Кремниевой Долины в США. Технологии будущего, венчур как принято говорить сейчас находится в прогрессивной стадии, вспомнить хотя бы сколько прошел научный бизнес в мире за последние два десятка лет, от кирпичевыидных телефонов до планшетов, еще в девяностые в это бы просто не поверили, как и в то, что можно делать видеозвонки, в то, что возможны голограммы, наука не стоит на месте, а бизнес ждет новых технологий как возможность лидировать на рынке, быть первым в своем сегменте, именно поэтому бизнес заинтересован в науке более всего.
Почему экспертам стоит сделать ставку на бизнес-игры. Эфир с Игорем Манном
По индексу инновационного развития Россия в 2013 год заняла 62 место в мире — между Мексикой и Иорданией. Зато в рейтинге научно продуктивности университетов у нас положение более высокое — наша наука занимает 30 место в мире. Результат тоже не блестящий, однако в глаза бросается большой разрыв между продуктивностью российской науки и уровнем применения ее плодов на практике. Ясно, что научный потенциал в России все же велик, однако наука просто не имеет достаточной реализации в производственном секторе.
Один из мировых лидеров по развитию инноваций — США. За счет чего этой стране удалось достичь таких высоких результатов? По мнению большинства исследователей, основной причиной является активная заинтересованность и участие государства.
В начале 90-х в Америке был создан Национальный совет по науке и технологиям, с помощью которого были успешно реализовано повсеместное внедрение новейших научных разработок. И прежде всего были созданы новые модели управления, предполагающие увеличение роли государства в инновационных процессах. Аналитики отмечают, что своим успехом американская промышленность обязана прежде всего тому, что государство берет на себя финансирование фундаментальной науки и регулирование инновационной сферы. Что бы не говорили ярые сторонники «рынка», без элементов командной системы управления рынок в чистом виде не может обеспечить полноценного развития общества и экономики, что прекрасно иллюстрирует опыт той же Америки.
На данный момент в России существует огромное количество технопарков и научных кластеров, поддерживаемые государственными инвестиционными фондами, создана структура РВК (Российская Венчурная Компания), фонд всех фондов, именно он является одним из гарантов успешной реализации стратегии инновационного развития. За 2014 год было профинансировано более 1000 технологических стартапов по всей стране из которых выход получили более 100. Еще больше ушло на поддержание и развитие различных научных предприятий. Ниже приведена таблица государственных органов направленных на поддержание и возможность реализации малого и среднего научного бизнеса в России.
Тип
Характеристика
Технико-внедренческие зоны (ТВЗ)
Компании в имеют налоговые льготы при разработке продукта и имеют могут иметь различные конкурентные преимущества на конкурсах государственных и муниципальных заказов ТВЗ
Технопарки, в т.ч. бизнес-инкубаторы
Основные задачи технопарков: 1) превращение идей в изобретения 2) превращение идей в продукт 3) поддержка компаний в сфере наукоемкого производства.
Технологические платформы — саморегулируемое сетевое объединение лидирующий науных организаций и производственных компаний. Заметим, что равноправным участником такой платформы может быть и государство в лице через представителей.
Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО)
Цель РОСНАНО – реализация плана государственной политики сферы нанотехнологий, улучшение инфраструктуры в данной сфере, а также реализация перспективных проектов наноиндустрии.
Центр трансфера технологий РАН и РОСНАНО
Задачей Центра является монетизация идей и разработок институтов РАН. Сотрудники Центра при помощи внешних структур составляют макеты инвестиционной привлекательности своих проектов.
Инвестиционный фонд Российской Федерации
Главная цель Фонда – содействие развитию приоритетных для государства и регионов проектов с помощью создания транспортной и энергетической инфраструктуры
ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
Цель Внешэкономбанка – среднесрочное и долгосрочное осуществление финансирования инвестиционных проектов в отраслях, приоритетных для нашей экономики, а также содействие инвестирования международных представителей.
Венчурный инновационный фонд (ВИФ)
Деятельность ВИФ осуществляется путем долевого участия (до 10 %) участия в уставном капитале различных венчурных фондов, созданных частными инвесторами.
ОАО «Российская венчурная компания» (РВК)
Основная цель РВК – государственных фонд венчурных фондов. Осуществляет поддержку (на равных условиях) венчурных и «посевных» инвестиций, а также развитие самой инфраструктуры ведения инновационного бизнеса.
ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий»
Соинвестор, который своим примером привлекает частные инвестиции привлекающего частные инвестиции, вложения фонда не будут превышать 150 млн. руб.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Специализация проектов начальной стадии, «предпосевных» и «посевных», а также ГЧП модели «Гринфилд» (с самого начального этапа)
Федеральный фонд производственных инноваций
Фонд, как правило, поддерживает быстро окупаемые (до двух лет) инвестиционные проекты, в том числе малых предприятий.
Выборочный анализ историй успешно развивающихся МИП показал, что становление малой наукоемкой фирмы, как правило, укладывается в рамки одной из четырех стратегий:
- Ученые или инженеры разрабатывают технологию (продукт), который, по их мнению, имеет коммерческий потенциал. Они создают МИП и пытаются найти потребителей (покупателей) своего продукта. Это — классическая ситуация ”технологического толчка” (technology push), когда разработки (а не потребности рынка) дают импульс процессу коммерциализации.
- Создание фирмы предваряется патентованием разработки, а начало ее функционирования связано с грамотной лицензионной политикой.
- Ученые уходят из науки, занимаются торгово-посреднической деятельностью, зарабатывая первоначальный капитал, а затем создают МИП.
- Представители бизнеса, заинтересованные в производстве наукоемкой продукции, изучают потребности рынка, находят разработчиков, развивают НИОКР и затем — собственное производство. В данном случае спрос диктует заказ на разработку технологий (demand pull). Как правило, такой подход оказывается наиболее успешным, поскольку основывается на потребностях рынка.
В настоящее время наиболее распространены первая и третья стратегии создания отечественных малых инновационных предприятий.
Несмотря на все многообразия способов получения финансирования есть ряд проблем, которые необходимо решить для более эффективного развития отрасли, например: есть закон о поддержке инновационной деятельности в России, а также пакет налоговых льгот. Но это действует только в Сколково, а всю страну это распространять почему-то не хотят. Льготы получает только тот, кто попал в список резидентов. Все понимают, что налоговые льготы являются основным инструментом развития инновационного бизнеса, но распространить это на все регионы — этого не хотят сделать. Много и других проблем — нужно развивать систему бизнес-инкубаторов, но ключевая вещь все-таки проблема в отсутствии налоговых льгот.
Многое зависит и от позитивного в плане инноваций настроения людей. Необходимо вернуть былую активность студенчеству, которое было готово до 25-30% принимать участие либо создавать наукоемкий, инновационный бизнес. Тормозит развитие экономики (и не только инновационной) такой фактор, как высочайшие проценты по кредитам, устанавливаемые российскими банками.
Для сравнения — в России средняя стоимость кредита, выдаваемого юридическому лицу, колебалась от 15 до 25 процентов, а в связи с последними валютными событиями и вовсе стала еще выше! В США и Евросоюзе — в три-четыре раза дешевле, в районе 4-5 процентов. По большому счету, одного этого достаточно для того, чтобы экономическое развитие остановилось.
Но кроме этого существует еще целый комплекс причин, способствующих стагнации. К ним относится разрушение индустриальной базы, произошедшее после распада СССР. Наивно полагать, будто можно перепрыгнуть в постиндустриальное общество, миновав индустриальный этап. Хотя такое представление бытует, некоторым кажется, что постиндутсриальность заключается в возникновении большого количества офисных сотрудников, а также представителей иных непроизводственных профессий, что именно в этом весь смысл.
В дополнениях о проблемах скажу в России, по большому счету, перекрыты практически все каналы, по которым научные разработки (а их у нас много, российская наука до сих пор сильна) могли бы конвертироваться в технологии производства. Крупных предприятий, готовых вкладываться в развитие мало: некоторые отрасли, как, например, текстильное производство или фармацевтика вообще не развиты, так же как автомобилестроение, станкостроение и другие сферы.
А небольшие предприятия возникают редко — высочайшие процентные ставки, дорогая аренда, высокие налоги — все это душит бизнес .В итоге плодится огромное количество фирм, занятых либо банальной перепродажей, либо оказанием нематериальных услуг — консалтинговые агенства, нотариусы, брокерские конторы. Словом, такие предприятия, для открытия которых не нужны серьезные вложения. А реальное производство умирает, но хоронить его не стоит, как я уже заметил в эссе, создаются и технопарки, налаживается работа технологического центра «Сколково» (это еще не упоминая ОЭЗ «Дубна» и ОЭЗ «Елабуга»). Примеров и ориентиров позитивных появляется все больше и больше, а государственная поддержка дает, пусть и не 100%, но все таки гарантии развития.
Когда речь заходит о перспективах развития наукоемкого бизнеса, сразу приходит на ум Сколковский проект, который за быстрое время стал существенной строкой не только в бюжете государства, но и важной часть развития отрасли. Многие скажут, что нет результатов здесь и сейчас, нет огромной окупаемости и прочее.
Однако, не следует забывать специфику наукоемких отраслей производства с поздней отдачей, эффективность здесь заключается не в быстрой окупаемости, а в долгой жизни проектов. Центр производит и дает возможность производить сотням резидентов, а значить результат не даст себя долго ждать, главное чтобы финансирование и интерес оставался на должном уровне. Гарантии пока есть.
Вспоминая примеры подобных технологических центров по всему миру следует понимать, что серьезным подспорьем для улучшения жизни, для налоговой базы и вцелом ВВП страны они стали далеко не сразу. Кому – то понадобилось 10-15 лет, а где-то процесс затянулся до 30, однако ни один проект, смотря уже сквозь призму времени, не был затеян зря и каждое перспективное государство имеет подобные центры. В России их создается множество, кластерный подход к развитию территории позволяет улучшать отдельные части жизнедеятельности, которые потом в свою очередь станут тягачами экономики и тягачами успешной деятельности людей и бизнеса занятым в этом в научном производстве. Модернизация невозможна без науки, развитие невозможно без науки, поэтому и бизнес построенный на науке следует ценить в значительной степени выше того же торгового – он имеет стратегический для всего государства интерес. Да, он капризен – но долговечен, пусть он рискован, но обретая успех, компания, модель производства и все связанное с ним становиться локомотивом развития компании-отрасли-страны.
Список литературы
- Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в ред. от 20.07.2011 N 249-ФЗ [Эл. ресурс] // http://base.consultant.ru
- Айриева , А .Н .Формы государственного финансового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в зарубежных странах/ А.Н. Айриева / / Вестник СГТУ – 2009.
- Гордеев, Д.А. Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности в Российской Федерации / Д.А. Гордеев // Экономическое возрождение России. – 2009.
- Индикаторы инновационной деятельности: 2012 [Эл. ресурс] // Режим доступа : www.hse.ru/primarydata/2012, свободный : (20.03.2013 г.)
- Попов а ,Т.Е.Формы и источники финансирования инновационной деятельности предприятий / Т.Е. Попова // Экономика строительства. – 2010.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Источник: studrb.ru
Круглый стол «Бизнес и наука: эффективная коммуникация: роль и проблематика науки в современных условиях и бизнес-процессах»
2021 год объявлен в России Годом науки и технологий, и это не случайно, бизнес и наука — это те сферы, которые необходимы друг другу, но, которые, иногда, не могут найти точки соприкосновения в связи с нарушением между ними коммуникаций. Именно поэтому, очень важно выстроить эффективную коммуникацию между ними и дать возможность взаимодействия.
Цели и задачи круглого стола: заложить основы создания перспективной площадки для взаимодействия науки и бизнеса, укрепить пространство добрососедства со странами вокруг России и сообществ WiN Global, сформулировать решения для популяризации науки среди молодого поколения, укрепить позиции женского сообщества в научной сфере и эмпирическим путем выявить гендерных дисбаланс.
Работа круглого стола началась с приветственного слова главы российского отделения «Women in nuclear» Евгении Еньшиной, она стала и модератором обсуждения.
«Наука и бизнес – это две стороны одной медали, но, к сожалению, так сложилось, эти две сферы полностью парализованы во взаимодействии друг с другом. И сейчас, очень важно выстроить эффективный диалог, привлекая, как можно больше экспертов и со стороны науки, и со стороны бизнеса для восстановления связи и формирования новой фундаментальной базы для будущих решений. Я считаю, что женская роль в формирование эффективного взаимодействия очевидна, и поэтому российское отделение «WiN Russia» может стать прекрасным связующим звеном между бизнесом и наукой».
Также с приветственным словом выступила Тогжан Сейфулина – глава Казахстанского отделения «WiNKazakhstan» пожелав всем участникам продуктивного обсуждения и выработки качественных решений для дальнейшего взаимодействия по теме круглого стола.
Эксперты круглого стола стали: София Азизян – партнер компании EY, руководитель практики аудиторских услуг в странах Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии, руководитель программы «Деловые женщины», Оксана Веселова – создатель и руководитель проблемной лаборатории Биодизайна и разработки материалов, изделий из природного и биоразлагаемого сырья, дизайнер-технологии инновационных текстильных материалов, аспирант кафедры Материаловедения и Товарной Экспертизы, Ильина Алина – к.э.н., доцент Санкт-Петербургского горного университете, ст. Научный сотрудник Институту экономических проблем ФИЦ КНЦ РАН, Денис Прудников – ведущий популяризатор космонавтики РФ. Основатель профориентационного-образовательно проекта «Мы верим в космос», участник отбора в космонавты.
Эксперты обсудили важные и актуальные темы в сфере науки и технологий, такие как: ► женщины в науке – одна из важных тем в современных научных реалиях, гендерный вопрос, который не всегда помогает ученым развиваться в научной сфере, на обсуждение было приведено ряд примером, в которых гендер оказывалась камнем преткновения. На круглом столе, ведущий инженер АО «Тайфун» — Ирина Александровна Куприянова, она присутствовала в формате онлайн, отметила: «Прежде всего нужно оценивать знания, а не гендерную принадлежность»;
►современные проблемы развития науки и подготовки кадров, поговорили о нехватки кадров в академической среде, которые зачастую связаны с низким финансированием и неумением науки зарабатывать самостоятельно, о необходимости популяризировать науку и привлекать конкурентоспособные кадры для здорового развития науки и технологий;
►вопросы взаимодействия и сотрудничества науки, бизнеса и государства, при синхронной работе этих трех составляющих многие существующие проблемы удастся решить быстрее и эффективнее;
►защита интеллектуальной собственности, как одного из самых ценных активов для ученых. К сожалению, сейчас ученые, совершенно, не умеет распоряжаться своим интеллектуальным капиталом, и возможно, проработка этой проблемы, поможет в дальнейшем сформировать защиту многих научных разработок и исследований.
Все обсуждаемые вопросы имеют огромное значение как для ученых, так и для всей сферы науки, многие обсуждаемые вопросы были рассмотрены на международном уровне. К работе круглого стола в режиме онлайн подключалась Хакимова Нодира Умаровна – к.х.н., зав. Сектором контроля профессионального облучения Агентства по ядерной и радиационной безопасности НАНТ, председатель женского клуба «Хонуми ядрои», что в переводе с таджикского означает «атомная женщина». Нодира Умаровна и ее коллеги, присутствующие с ней, высказали заинтересованность темой наука и бизнес – эффективное взаимодействие, а также поделись свои опыт и знаниями в сфере вопросов круглого стола.
Итогом круглого стол стал проект «Kolba», который уже успешно реализуется на площадке российского отделения «Женщины атомной отрасли», автор проект стала Евгения Еньшина – глава российского отделения международной организации «Женщины атомной отрасли» WIN Russia.
Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Источник: designersfromrussia.ru
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, НАУКИ И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В настоящее время для нужд и интересов общества значительную роль играют партнерские отношения государства, бизнеса и науки. В этом взаимодействии заинтересованы все стороны. Для предпринимательства это возможность получения поддержки и прибыли от участия в совместных проектах, технологическое развитие. Наука развивается также за счет государственного финансирования и инвестиций бизнеса. Государство же привлекает частный капитал и интеллектуальные ресурсы для решения задач национального масштаба.
Уже в классических трудах экономистов прошлого века можно найти основные тезисы о необходимости гармонии общественных и частных интересов, взаимодействия государства и индивидуума. У А. Смита в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» можно найти утверждение о том, что государство не должно в одиночку руководить всеми экономическими процессами, в которых участвуют частные лица. Государству Смит отводит лишь три обязанности: во-первых, обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, т.е. безопасность граждан от посягательств извне; во-вторых, обеспечение правосудия, т.е. безопасность внутри страны; в-третьих, создание определенных учреждений и выполнение государственных работ, которые обеспечат условия для нормальной экономической деятельности. Милтон Фридман, создатель теории монетаризма, позднее дополнил Смита, предположив, что четвертой обязанностью государства является забота о недееспособных гражданах и детях.
Наиболее актуальна проблема участия государства в экономике стала в 30-е годы прошлого столетия, во времена Великой депрессии. Дж. Кейнс в своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» писал, что государство должно оказывать влияние на экономику страны посредством системы налогообложения, регулированием нормы процентной ставки. Также Кейнс писал о необходимости осуществления государством инвестиционной деятельности, что, как известно, является основой экономического роста в будущем, наряду с инновационной политикой.
Когда речь заходит об инновационном развитии страны, к государству и бизнесу подключается наука. В данном случае власть предоставляет науке определенные гарантии и льготы, а также финансирование и материальные ресурсы. Бизнес должен осуществлять основные финансовые вложения, быть гибким и оперативным в принятии решений, способным к нововведениям.
В Российской Федерации перевод экономики на инновационный путь развития является одним из основных приоритетов государственной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной экономики в условиях глобальной конкуренции.
В настоящее время российская экономика преимущественно основана на добыче и экспорте нефти и газа. В целях устойчивого экономического роста, достижения стабильности экономики необходимо принимать меры по ее модернизации. Фундаментом инновационной экономики является внедрение научных разработок, применение современных технологий во всех сферах жизнедеятельности, в первую очередь — в промышленности.
При взаимодействии властей, науки и бизнеса совершенствуются технологии производства, вводятся дополнительные инфраструктурные объекты. Осваиваются новые сектора рынка, внедряются эффективные организационные структуры и управленческие механизмы.
Взаимовыгодные отношения государства, науки и бизнеса должны быть построены на следующих принципах:
1) Добровольное принятие и исполнение обязательств;
2) Соблюдение государственных и частных интересов;
3) Правильное разделение ответственности и рисков;
4) Максимально эффективные финансовые вложения.
Такие отношения позволят освоить научно-технические нововведения, новые виды продуктов и ресурсов. Определенные цели в развитии могут быть достигнуты посредством обеспечения нужных экономических свобод, добросовестной конкуренции, соблюдения прав собственности.
Деятельность в сфере государственно-частного партнерства должна осуществляться по многим направлениям.
Партнерство в сфере предпринимательства:
· разработка программ развития малого предпринимательства в регионах;
· регулирование налогообложения бизнеса;
· проведение аукционов на поставку товаров, выполнение работ;
· проведение конкурсов на получение грантов, финансовая поддержка предпринимателей. Партнерство в сфере образования:
· разработка программ получения образования в университетах на бюджетной основе;
· участие государственных и муниципальных учреждений в составлении образовательных программ в учебных заведениях;
· организации тренингов и семинаров, конференций. Партнерство в научных исследованиях:
· совместное проведение исследований специалистами государственных исследовательских учреждений и коммерческих организаций;
· разработка новых высокотехнологичных продуктов;
· освоение и внедрение нововведений в госструктурах;
· совершенствование технологий производства.
В настоящее время в России существует ряд проблем по становлению инновационной экономики, в частности, в области науки. В развитых странах основной объем фундаментальных исследований выполняют университеты, осуществляется подготовка и трансфер кадров в промышленность. В России же научные исследования проводятся больше в институтах Российской академии наук. В то же время подготовка кадров происходит все-таки в высших учебных заведениях (при скромном финансировании НИОКР и недостаточно сильной научной базе). Создание инфраструктуры для развития связей между промышленностью и наукой является важнейшей задачей.
Также в России существуют проблемы управленческого характера. Одна из основных и наиболее актуальных – ведомственная разобщенность. В этом отношении задача государства – правильно скоординировать усилия между различными органами государственного управления.
Конечно, одной из самых главных проблем является недостаточное финансирование научно- исследовательских разработок. Оно осуществляется за счет собственных и привлеченных средств коммерческих организаций, местных и государственных бюджетных средств. Значительную роль здесь играет иностранный капитал, при этом задача государства – создать благоприятный инвестиционный климат.
В настоящее время Россия имеет большой кадровый потенциал, огромные природные ресурсы, что является конкурентными преимуществами, но, несмотря на это, мы не видим стабильного роста иностранных инвестиций.
В условиях глобализации и борьбы за международный капитал Россия должна осуществлять не просто благоприятную, а стимулирующую политику. Если страны с развитой экономикой могут привлечь средства из- за границы лишь благодаря принципам «недискриминации», то развивающимся странам необходимо вводить льготы, дополнительные поощрительные меры, разрабатывать специальное законодательство.
Когда речь идет о деятельности субъектов бизнеса в научной сфере, то следует учитывать, что исследования сами по себе являются делом рискованным с точки зрения финансовых вложений. Только небольшая часть разработок дает положительный результат, а остальные являются полезными, но не приносят прибылей.
В большинстве случаев у российских бизнесменов не возникает желания финансировать исследовательские проекты. Как правило, они работают по уже установившемуся механизму, используя оборотные и заемные средства, труд и материалы. Но компании, которым удается внедрить новые технологии, в результате увеличивают производительность, выпускают на рынок качественно новую продукцию и, как следствие, получают сверхприбыли, которые позволяют проводить дополнительные разработки для реализации последующих проектов. В большей степени финансирование научно-исследовательских разработок осуществляет крупный бизнес. Крупные компании создают собственные научные подразделения, финансируют научно-исследовательские проекты организаций государственного сектора и университетов.
Взаимодействие государства, науки и бизнеса является важнейшим аспектом в развитии страны. Эффект от такого сотрудничества проявляется в экономической и социальной сфере – ускоряется инновационное и инвестиционное развитие, увеличиваются доходы государственного бюджета; коммерческие организации сокращают производственные расходы и увеличивают прибыль; улучшается состояние социально-культурной инфраструктуры.
В условиях мировой конкуренции необходимо решить проблему генерирования новых знаний с минимальными затратами и эффективным использованием этих знаний в деятельности государства и бизнеса. В борьбе за экономическое процветание это является важнейшим вопросом.
1. Дежина И. Г., Киселева В. В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России / Научные труды /Ин-т экономики переходного периода, № 115Р, 2008.
2. Долженкова О. В., Горшенина М. В., Ковалева А. М. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения // Молодой ученый, №12, 2012.
3. Киварина М.В. Государство и бизнес: эволюция форм взаимодействия // Государственно-частное партнерство, 2014.
4. Манько Н.Н. Методика оценки эффективности государственно-частного партнерства с учетом категории риска // Вестник экономической интеграции, №5 (49), 2012.
Источник: izron.ru