Роль бизнеса в публичной политике

В последние годы удалось сформировать действенный механизм представительства консолидированных интересов бизнесменов через всероссийские съезды и конференции представителей малого бизнеса, проходящие, начиная с 1996 г., практически ежегодно. На этих мероприятиях, в которых традиционно принимают участие высшие руководители государства, представители малого бизнеса из всех регионов России совместно с представителями исполнительной и законодательной власти вырабатывают общие рекомендации, которые впоследствии направляются Президенту и Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию РФ, органам власти и управления субъектов Федерации, объединениям предпринимателей.

Во многом благодаря общественной поддержке, выраженной в ходе Всероссийского съезда представителей малых предприятий в октябре 1999 г., удалось не только сохранить Федеральную программу государственной поддержки малого бизнеса как важнейший механизм реализации государственной политики, но и добиться в 2002 г. открытия ее финансирования.

Управление репутацией на арене политики и бизнеса. Александр Лебедев про публичную жизнь // 16+

В области совершенствования законодательного обеспечения малого бизнеса в 2000 г. представители общественных объединений, в том числе ТПП России, в составе рабочих групп приняли участие в подготовке ряда проектов федеральных законов о малом бизнесе, в разработке проекта Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации на 2002-2004 гг.

В марте 2000 г. в Москве по инициативе МАП России и ТПП России, общественных объединений предпринимателей состоялась Всероссийская конференция представителей малого бизнеса. На ней присутствовали делегаты от малых предприятий и объединений предпринимателей практически всех субъектов Российской Федерации. В работе конференции принял участие Президент Российской Федерации В. В. Путин. По ее итогам приняты резолюция и рекомендации, где изложены основные подходы к решению наиболее актуальных проблем развития малого бизнеса в России.

В июне 2000 г. совместно с МАП России при поддержке Агентства по международному сотрудничеству США (USAID) проведена Международная конференция «Положительный опыт предпринимательства в России». В конференции приняли участие более 150 бизнесменов, руководителей объединений предпринимателей и представителей структур поддержки малого бизнеса. По ее итогам подготовлены обобщающие положительный опыт предпринимательства рекомендации, которые направлены в региональные органы исполнительной власти, территориальные ТПП, объединения предпринимателей и субъекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Во второй половине 2000 г. Минэкономразвития России совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах, с участием ТПП России и других некоммерческих, в том числе общественных организаций, провели конференцию «Дерегулирование российской экономики: переговоры государства с бизнесом в Центральном федеральном округе».

Диалог Ходорковского с Путиным незадолго до ареста

Основная цель конференции заключалась в определении первоочередных сдвигов, необходимых для устранения неоправданных и противозаконных административных барьеров на рынке, и обстоятельств, которые готов взять на себя бизнес по отношению к государству в ответ на устранение таких барьеров. Были сформулированы предложения, которые легли в основу проектов федеральных законов, направленных на дебюрократизацию экономики. Кроме того, были приняты обращения предпринимателей по организации взаимодействия бизнеса и власти в лице полномочных представителей Президента Российской Федерации в целях обеспечения единого экономического пространства, снятия экономических и межрегиональных барьеров в Центральном федеральном округе.

В октябре 2000 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, МАП России, объединениями предпринимателей, представляющими малый бизнес, проведены парламентские слушания на тему: «Государственная политика в области развития предпринимательства в Российской Федерации. Малый и средний бизнес, его роль в обеспечении устойчивого экономического роста и создании новых рабочих мест». В слушаниях приняли участие более 400 человек: депутаты, представители органов исполнительной власти, объединений предпринимателей, бизнесмены. По итогам парламентских слушаний приняты рекомендации Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с конкретными предложениями по совершенствованию законодательной и нормативной базы развития бизнеса в России.

В марте 2001 г. в Москве состоялась II Всероссийская конференция представителей малых предприятий «Цивилизованному предпринимательству ¾ разумное регулирование». Ее организаторами выступили ТПП и МАП России, общественные объединения бизнесменов. Основная цель конференции ¾ выявление источников, ставящих чрезмерные административные барьеры в развитии малого бизнеса, и выработка общей стратегии по их преодолению.

На конференции рассмотрены наиболее острые проблемы, мешающие развитию малого бизнеса, высказаны предложения, направленные на разработку мер по снижению административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности на всех уровнях государственного управления. Приняты резолюции и рекомендации участников конференции органам государственной власти, отражающие предложения по устранению административных барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса в России.

Всего в работе конференции приняли участие свыше 600 делегатов и гостей из 88 регионов России, представители 32 общероссийских объединений предпринимателей, профсоюзов и других общественных объединений. Гостями конференции были более 170 человек, в том числе представители Администрации Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, представители федеральных округов исполнительной и законодательной власти, руководители банков и финансовых компаний, представители международных организаций, участвующих в реализации проектов по развитию малого бизнеса в России, специалисты, ученые.

В марте 2001 г. были проведены 8 тематических круглых столов в федеральных органах исполнительной власти, участвующих в регулировании предпринимательской деятельности.

Активную роль в обеспечении координации деятельности общественных объединений малого бизнеса в настоящее время играет ТПП России. Ее деятельность в области развития малого бизнеса направлена на создание механизма взаимодействия союзов и ассоциаций малых предпринимателей по выработке консолидированной позиции деловых кругов, отражающей необходимость укрепления системы государственной поддержки малого бизнеса, снижения административных барьеров, совершенствования законодательного обеспечения поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровне.

Например, Кузбасская ТПП, являясь непосредственным участником областной программы по поддержке малого и среднего бизнеса, организует встречи глав городов с бизнесменами, проводит круглые столы по проблемам развития предпринимательства с участием представителей контролирующих органов, депутатов городских и областного Советов, проводит курсы для начинающих бизнесменов и представителей действующего бизнеса. Тесное взаимодействие с муниципальными фондами поддержки предпринимательства, созданными во всех городах области, позволяет вести эффективную политику в отношении малого бизнеса на основе учета целей и интересов городов. Успешно работает созданный по инициативе палаты областной общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при губернаторе области.

Совместная деятельность общественных объединений и органов государственной власти стала основой укрепления плодотворных партнерских отношений, на базе которых в настоящее время развивается работа над реализацией общественно значимых инициатив, комплексных целевых программ и совместных социальных проектов в сфере развития малого бизнеса.

Для концентрации усилий и избежания распыления сил и средств многочисленных союзов и ассоциаций в достижении общих целей по защите интересов предпринимательского сообщества по инициативе Санкт-Петербургской ТПП создан Координационный совет объединений предпринимателей. Деятельность этой общественной структуры направлена в основном на защиту интересов представителей малого и среднего бизнеса и позволяет зачастую более оперативно и эффективно вырабатывать замечания и предложения по готовящимся и существующим законодательным актам и нормативным документам.

В 1999-2000 гг. Северная ТПП реализовала проект «Улучшение правового климата предпринимательской деятельности в регионе». В обсуждении и экспертизе проектов законов и других документов (концепции программы) в общей сложности приняли участие и внесли конкретные предложения более 50 бизнесменов и специалистов предприятий ¾ членов Северной ТПП.

Палатой было обобщено и направлено в адрес администрации области и областной думы более 90 предложений, замечаний и дополнений, в том числе 47 поправок по проектам областных законов, из них в последующих редакциях учтено 21. Проведена экспертиза 7 нормативно-правовых актов и проектов законов, в том числе областного закона «О налоге с продаж», проектов областных законов «О зоне экономического развития (роста) «Мурманская судоверфь»», «О государственной поддержке развития предпринимательской деятельности в Терском и Ловозерском районах Мурманской области». Немало идей, которые высказывались бизнесменами по повышению эффективности действующих элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, развитию инновационных маркетинговых и информационно-консультационных услуг, вошли в программу государственной поддержки малого бизнеса в Мурманской области в 2000-2004 гг.

Одним из направлений совместной деятельности общественных объединений предпринимателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является разработка предложений по поддержке и развитию предпринимательства, в том числе проектов региональных и муниципальных программ поддержки и развития бизнеса.

Читайте также:  Признаками предпринимательской деятельности бизнеса являются

Общественные объединения предпринимателей активно участвуют в рассмотрении вопросов по взаимодействию малых инновационных фирм с ведущими промышленными предприятиями, по организации и проведению выставок-ярмарок.

Например, Тульская ТПП совместно с лигой «Тула-Телеком», департаментом по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса провела ряд мероприятий, в том числе в 2001 г. ¾ выставку-ярмарку «Продукция и технология малых и средних предприятий», круглый стол «Проблемы взаимодействия малых и средних предприятий с крупными оборонными предприятиями г. Тулы и области».

В субъектах Российской Федерации идет процесс формирования отраслевых объединений бизнесменов (страховщиков, строителей, товаропроизводителей, оптовиков).

Взаимодействие бизнеса и власти в ряде регионов осуществляется, в частности, на основе включения ответственных представителей региональных органов исполнительной власти в состав региональных ТПП, а также участия представителей общественных объединений бизнесменов в работе советов по предпринимательству, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 581 от 2000 г. создан Совет по предпринимательству, активно работающий в режиме совещательного органа при Правительстве Российской Федерации, для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки предложений в области развития предпринимательства. В рамках Совета, во исполнение решений II Всероссийской конференции представителей малых предприятий, создана секция малого бизнеса. Она призвана обеспечить усиление роли бизнесменов, их общественных объединений в проведении государственной политики по развитию и поддержке малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях через механизм деятельности Совета.

Стремление всех участников экономической деятельности в стране обрести устойчивость и защищать свои политические, социальные, корпоративные интересы проявилось в создании множества союзов, ассоциаций, партий и других общественных организаций. В сложившихся социально-политических и экономических условиях множество уже действующих и вновь создаваемых корпоративных бизнес-структур на самых различных уровнях активно пытаются влиять на ход интересующих их событий, отстаивать интересы бизнесменов. Координация усилий этих структур и их совместное участие в реализации мероприятий по развитию малого бизнеса позволили эффективнее проводить государственный курс поддержки малого бизнеса.

Источник: cyberpedia.su

БИЗНЕС В ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Статья посвящена изучению бизнеса как актора публичной дипломатии. В статье рассматриваются способы опосредованного и прямого участия бизнеса в публичной дипломатии. При опосредованном участии бизнес вносит вклад в публичную дипломатию посредством ведения основной деятельности, участия в глобальных деловых обменах, внедрения практик корпоративной социальной ответственности. При прямом – путем участия в работе профильных государственных ведомств, осуществления совместных проектов с государством, развития собственных некоммерческих организаций.

При этом участие бизнеса в публичной дипломатии вызывает разные оценки и может рассматриваться как инструмент достижения целей и задач компании или властей страны. В случае ухудшения межгосударственных отношений могут возникнуть препятствия на пути участия бизнеса в публичной дипломатии, как это произошло с некоторыми российскими бизнесменами.

В результате ознакомления со статьей читатель получит представление о бизнесе как о полноценном акторе публичной дипломатии и тех ограничениях, с которыми он сталкивается.

Ключевые слова: бизнес, публичная дипломатия, санкции.

BUSINESS IN PUBLIC DIPLOMACY

Martynova O.I.*

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia

* Corresponding author (martynova.o.i[at]my.mgimo.ru)

Abstract

The article deals with business as an actor of public diplomacy. The article examines the ways of indirect and direct involvement of business in public diplomacy. Indirect involvement is manifested in doing business, participating in global business exchanges, and implementing corporate social responsibility practices. Direct involvement is exercised through participating in specialized public agencies, implementing joint projects with public authorities, and developing one’s own non-profit organizations.

At the same time, the involvement of business in public diplomacy is viewed differently and can be considered as a tool for pursuing the goals and objectives of the company or that of public authorities. In case of deterioration of intergovernmental relations, there may be obstacles to the participation of business in public diplomacy, as happened with some Russian businessmen.

As a result, the reader will get an idea of business as a full-fledged actor of public diplomacy and the restrictions that it faces.

Keywords: business, public diplomacy, sanctions.

Современные международные отношения характеризуются увеличением числа негосударственных акторов, которые играют все более весомую роль в мировой политике и экономике [1, С. 62], [2, С. 15]. Эта тенденция наблюдается и в публичной дипломатии [3, С. 295-296], под которой понимается взаимодействие с населением иностранных государств с целью формирования положительного имиджа страны за рубежом и оказания влияния на правительства этих государств.

Если в эпоху холодной войны существовало две сверхдержавы – США и СССР, которые и были основными проводниками публичной дипломатии, поскольку обладали необходимыми для этого возможностями и ресурсами, то сегодня благодаря развитию технологий и средств коммуникации акторами публичной дипломатии могут быть не только государства, но и различные общественные и некоммерческие организации, СМИ, бизнес и даже частные лица. Эти тенденции нашли свое отражение в концепции «новой публичной дипломатии», сформулированной в середине 2000-х годов [4, С. 67-70].

Бизнес может принимать участие в публичной дипломатии опосредованно или напрямую. Представители делового сообщества налаживают и поддерживают контакты с зарубежными коллегами на деловых форумах, в рамках переговоров, совместных проектов; работают в иностранных государствах и взаимодействуют с местным населением и правительством, что оказывает косвенное влияние на межгосударственные отношения и имидж страны. Одним из наиболее наглядных примеров служат известные бренды, которые ассоциируются со страной происхождения и являются частью ее «мягкой силы». Например, напиток «Кока-Кола» ассоциируется с США, а магазины «Икеа» – со Швецией.

Еще один способ опосредованного участия бизнеса в публичной дипломатии – это корпоративная социальная ответственность (КСО). Под ней подразумевается ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое способствует устойчивому развитию и соответствует законодательству и международным нормам поведения [5]. КСО охватывает такие обширные области, как права человека, трудовые отношения, защита окружающей среды и добросовестные деловые практики [6, C. 6]. Среди российских компаний КСО за рубежом активно реализуют предприятия добывающего сектора, такие как «Лукойл Оверсиз», «Газпром», «Русал» и др., которые уделяют особое внимание инфраструктурным, образовательным и экологическим проектам [7, С. 194-198].

«Прямой» вклад бизнеса в публичную дипломатию может осуществляться посредством участия в работе профильных учреждений, государственно-частного партнерства, а также через некоммерческие организации, создаваемые как под эгидой компаний (например, благотворительный фонд «Система» компании АФК «Система»), так и предпринимателями в личном качестве (благотворительный фонд Владимира Потанина, Международный Фонд Шодиева и др.).

Участие представителей бизнеса в работе органов, занимающихся публичной дипломатией, становится все более распространенным. В США Консультативную комиссию по публичной дипломатии при Госдепартаменте с 2017 г. возглавляет калифорнийский бизнесмен Сим Фарар [8]. Подобная практика набирает популярность и в России.

В состав Попечительского совета фонда поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова, учрежденного в 2010 г. распоряжением Президента России, входят такие бизнесмены, как В. Ю. Алекперов, Р. К. Варданян, В. П. Евтушенков, И. В. Зюзин, М. Д. Прохоров, Ф. К. Шодиев, А. Б. Усманов и др. [9]. Среди членов Попечительского совета Российского совета по международным делам – Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Н. Шохин и Президент Всероссийского союза страховщиков И. Ю. Юргенс [10], а в состав президиума РСМД входит председатель Совета директоров ABH Holdings S.A., член Совета директоров Альфа-Банка П. О. Авен [11].

Государственно-частное партнерство – еще один способ участия бизнеса в публичной дипломатии. Приведем в качестве примера программу «Новый Тохоку», которая реализуется японской компанией Pasona совместно с властями страны. Программа направлена на привлечение иностранных старшеклассников, студентов и «лидеров мнений» в регион Тохоку, который пострадал от последствий цунами в 2011 году. Путешественникам предлагают познакомиться с японской культурой и особенностями региона через образовательные мастер-классы [12].

Читайте также:  Программное решение для бизнеса Worldskills

Среди российских предпринимателей распространена практика поддержки культурных и просветительских проектов за рубежом через собственные некоммерческие организации. Здесь представляется уместным говорить об общественной дипломатии, которая предполагает широкое взаимодействие по линии гражданских обществ, зачастую осуществляемое по инициативе «снизу» и без финансовой поддержки со стороны государства. При этом стоит иметь в виду, что общественная дипломатия как бы «встроена» в более обширную систему публичной дипломатии, поскольку она в конечном итоге также способствует формированию положительного образа страны за рубежом [13, С. 22-23].

В 2005 году в музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке прошла выставка произведений русского искусства XIII-XIX вв. «Россия!», организованная при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина [14]. В 2011 г. фонд выступил спонсором реставрации крупнейшего зала в Центре исполнительских искусств имени Джона Кеннеди, который получил название «Русская гостиная» [15].

Продвижением отечественного искусства за рубежом также занимается V-A-C Foundation предпринимателя Л. В. Михельсона. Один из крупнейших проектов фонда – проведение в Венеции выставки «пространство сила конструкция», где было представлено свыше 100 работ советских и современных российских художников [16].

Схожие цели преследует фонд Михаила Прохорова, который оказывает системную поддержку культуре российских регионов и занимается их интеграцией в общемировое культурное пространство. В 2012 г. фонд выделил грант в размере 1 млн долл. Бруклинской академии музыки [17] для осуществления культурных обменов в рамках программы «ТрансКультурный Экспресс: Искусство России и США сегодня» [18].

Примеры с отказом от сотрудничества с российским бизнесом на фоне ухудшения отношений на политическом уровне и введения санкций наглядно демонстрируют неоднозначное отношение к участию бизнеса в публичной дипломатии, которое может рассматриваться как деятельность в интересах правительства страны происхождения и как замаскированная попытка добиться собственных целей и задач [21].

Таким образом, бизнес – активный и заметный актор публичной дипломатии. Вклад делового сообщества может быть как опосредованным (как результат ведения основной деятельности, участия в глобальных деловых обменах, внедрения практик корпоративной социальной ответственности), так и прямым (участие в работе профильных ведомств, осуществление совместных проектов с государством, развитие собственных некоммерческих организаций).

Участие бизнеса в публичной дипломатии может вызывать разные оценки, поскольку деятельность в этой области может приносить имиджевые преимущества и служить инструментом достижения целей и задач компаний. Кроме того, бизнес может рассматриваться как проводник интересов властей страны, и в случае ухудшения межгосударственных отношений могут возникнуть препятствия на пути его участия в публичной дипломатии.

Конфликт интересов Не указан.Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Современные международные отношения: учебник / Под ред. А.В. Торкунова, А. В. Мальгина. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 688 с.
  2. Мегатренды. Основные траектории эволюции мирового порядка в ХХI веке: учебник / А. А. Байков, Э. Я. Баталов, А. Д. Богатуров и др.; под ред. Т. А. Шаклеиной, А. А. Байкова. – 2-е изд. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 448 c.
  3. Лебедева М. М. Концептуальные перевоплощения публичной дипломатии / М.М.Лебедева // Вестник МГИМО-Университета. – 2020. – № 13(5). – С. 293-306.
  4. Долинский А. В. Дискурс о публичной дипломатии / А. В. Долинский // Международные процессы. – 2011. – Т. 9. – № 25. – С. 63-73.
  5. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности. – Введ.2013–03–15. – М. Стандартинформ, 2014. 125 с.
  6. Goodman M. B. The role of business in public diplomacy / M. B. Goodman // Journal of Business Strategy. – 2006. – Vol. 27 (3). – P. 5-7. doi: 10.1108/02756660610663763
  7. Зайцев Ю. К. Социальные инвестиции российского бизнеса за рубежом / Ю. К. Зайцев // Международные процессы. – 2018. – Т. 16. – № 3. – С.189-201.
  8. Sim Farar [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного департамента США. – URL: https://www.state.gov/biographies/sim-farar/ (дата обращения: 01.02.2021).
  9. Структура [Электронный ресурс] // Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова. – URL: https://gorchakovfund.ru/about/structure/ (дата обращения: 01.02.2021).
  10. Попечительский совет [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. – URL: https://russiancouncil.ru/management/board-trustees/ (дата обращения: 01.02.2021).
  11. Президиум [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. – URL: https://russiancouncil.ru/management/presidium/ (дата обращения: 01.02.2021).
  12. Bier L. M. Cultural diplomacy as corporate strategy: an analysis of Pasona Group’s “New Tohoku” program in Japan [Electronic resource] / L. M. Bier, C. L. White // Place Branding and Public Diplomacy. – 2020. – URL: https://link.springer.com/article/10.1057/s41254-020-00165-4 (accessed: 20.01.2021).
  13. Курс общественного дипломата: учебно-методические материалы / Н.В. Бурлинова, Российский совет по международным делам (РСМД). –М. : НП РСМД. – 2017. – 76 с.
  14. Выставка «Россия!» в музее Гуггенхайма [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента России. – URL: http://kremlin.ru/supplement/2418 (дата обращения: 25.01.2021).
  15. «Русская гостиная» в Центре исполнительских искусств им. Дж. Ф. Кеннеди [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд Владимира Потанина. – URL: https://www.fondpotanin.ru/library/analytics/russkaya-gostinaya-v-tsentre-ispolnitelskikh-iskusstv-im-dzh-f-kennedi-na-angl-yaz/ (дата обращения: 06.02.2020).
  16. Проект «пространство сила конструкция» [Электронный ресурс] // V-A-C Foundation. – URL: http://www.v-a-c.ru/ru/exhibition/space-force-construction/ (дата обращения: 06.02.2020).
  17. The Mikhail Prokhorov Fund and the Brooklyn Academy of Music (BAM) announce artistic partnership [Электронный ресурс] // Фонд Михаила Прохорова. – URL: http://www.prokhorovfund.ru/projects/own_archive/1035/ (дата обращения: 06.02.2020).
  18. ТрансКультурный Экспресс [Электронный ресурс] // Фонд Михаила Прохорова. – URL: http://www.prokhorovfund.ru/projects/own_archive/1035/ (дата обращения: 06.02.2020).
  19. В США Вексельберг заново открыл русскую мельницу, построенную 200 лет назад [Электронный ресурс] // Журнал Forbes. – URL: https://www.forbes.ru/news/174995-v-ssha-vekselberg-zanovo-otkryl-russkuyu-melnitsu-postroennuyu-200-let-nazad (дата обращения: 25.01.2021).
  20. Oligarchs, as U.S. Arts Patrons, Present a Softer Image of Russia // The New York Times. – [Electronic resource] URL: https://clck.ru/UGMgm (accessed: 25.01.2021).
  21. White C. L. Exploring the role of private-sector corporations in public diplomacy / C. L. White // Public Relations Inquiry. – 2015. – Vol. 4 (3). – P. 305-321. doi: 10.1177/2046147X15614883

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Sovremennye mezhdunarodnye otnoshenija [Contemporary International Relations] : textbook / edited by A. V. Torkunov, A. V. Malgin. – M. : Aspekt Press, 2017. – 688 p. [in Russian]
  2. Megatrendy. Osnovnye traektorii jevoljucii mirovogo porjadka v XXI veke [Megatrends. The main trajectories of the evolution of the world order in the XXIst century] : textbook / A. A. Baykov, E. Ya. Batalov, A.D. Bogaturov and others ; edited by T. A. Shakleina, A. A. Baykov. – 2nd edition – M. : Aspekt Press, 2017. – 448 p. [in Russian]
  3. Lebedeva M. M. Konceptual’nye perevoploshhenija publichnoj diplomatii [Conceptual Transformations of Public Diplomacy] / M. M. Lebedeva // Vestnik MGIMO-Universiteta [MGIMO Review of International Relations]. – 2020. – № 13(5). – P. 293-306. [in Russian]
  4. Dolinskij A. V. Diskurs o publichnoj diplomatii [Discourse on public diplomacy] / A. V. Dolinskij // Mezhdunarodnye processy [International Trends]. – 2011. – Vol. 9. – № 25. – P. 63-73. [in Russian]
  5. GOST R ISO 26000-2012. Rukovodstvo po social’noj otvetstvennosti [Guide to Social Responsibility]. – Vved. 2013–03–15. – M. : Standartinform, 2014. – 125 p. [in Russian]
  6. Goodman M. B. The role of business in public diplomacy / M. B. Goodman // Journal of Business Strategy. – 2006. – Vol. 27 (3). – P. 5-7. doi: 10.1108/02756660610663763
  7. Zaycev Yu. K. Social’nye investicii rossijskogo biznesa za rubezhom [Social investments of Russian business abroad] / Yu. K. Zaycev // Mezhdunarodnye processy [International Trends]. – 2018. – Vol. 16. – № 3. – P. 189-201. [in Russian]
  8. Sim Farar [Electronic resource] // US Department of State official website. – URL: https://www.state.gov/biographies/sim-farar/ (accessed: 01.02.2021).
  9. Struktura [Structure] [Electronic resource] // The Alexander Gorchakov Public Diplomacy Fund. – URL: https://gorchakovfund.ru/about/structure/ (accessed: 01.02.2021). [in Russian]
  10. Popechitel’skij sovet [Board of Trustees] [Electronic resource] // Russian International Affairs Council. – URL: https://russiancouncil.ru/management/board-trustees/ (accessed: 01.02.2021). [in Russian]
  11. Prezidium [Presidium] [Electronic resource] // Russian International Affairs Council. – URL: https://russiancouncil.ru/management/presidium/ (accessed: 01.02.2021). [in Russian]
  12. Bier L. M. Cultural diplomacy as corporate strategy: an analysis of Pasona Group’s “New Tohoku” program in Japan [Electronic resource] / L. M. Bier, C. L. White // Place Branding and Public Diplomacy. – 2020. – URL: https://link.springer.com/article/10.1057/s41254-020-00165-4 (accessed: 20.01.2021).
  13. Kurs obshhestvennogo diplomata [Public Diplomacy course] : educational and methodological materials / N. V. Burlinova, Russian International Affairs Council (RIAC). – M. : NP RIAC. – 2017. – 76 p. [in Russian]
  14. Vystavka «Rossija!» v muzee Guggenhajma [Exhibition «Russia!» at the Guggenheim Museum] [Electronic resource] // Official website of the President of Russia. – URL: http://kremlin.ru/supplement/2418 (accessed: 25.01.2021). [in Russian]
  15. «Russkaja gostinaja» v Centre ispolnitel’skih iskusstv im. Dzh. F. Kennedi [The Russian Lounge in The John F. Kennedy Center for the Performing Arts] [Electronic resource] // The Vladimir Potanin Foundation. – URL: https://www.fondpotanin.ru/library/analytics/russkaya-gostinaya-v-tsentre-ispolnitelskikh-iskusstv-im-dzh-f-kennedi-na-angl-yaz/ (accessed: 06.02.2020). [in Russian]
  16. Proekt «prostranstvo sila konstrukcija» [“Space Force Construction” project] [Electronic resource] // V-A-C Foundation. – URL: http://www.v-a-c.ru/ru/exhibition/space-force-construction/ (accessed: 06.02.2020). [in Russian]
  17. The Mikhail Prokhorov Fund and the Brooklyn Academy of Music (BAM) announce artistic partnership [Electronic resource] // The Mikhail Prokhorov Fund. – URL: http://www.prokhorovfund.ru/projects/own_archive/1035/ (accessed: 06.02.2020).
  18. TransKul’turnyj Jekspress [TransCultural Express] [Electronic resource] // The Mikhail Prokhorov Fund. – URL: http://www.prokhorovfund.ru/projects/own_archive/1035/ (accessed: 06.02.2020). [in Russian]
  19. V SShA Veksel’berg zanovo otkryl russkuju mel’nicu, postroennuju 200 let nazad [In the USA, Vekselberg reopened the Russian mill, built 200 years ago] [Electronic resource] // Forbes Magazine. – URL: https://www.forbes.ru/news/174995-v-ssha-vekselberg-zanovo-otkryl-russkuyu-melnitsu-postroennuyu-200-let-nazad (accessed: 25.01.2021). [in Russian]
  20. Oligarchs, as U.S. Arts Patrons, Present a Softer Image of Russia // The New York Times. – [Electronic resource] URL: https://clck.ru/UGMgm (accessed: 25.01.2021).
  21. White C. L. Exploring the role of private-sector corporations in public diplomacy / C. L. White // Public Relations Inquiry. – 2015. – Vol. 4 (3). – P. 305-321. doi: 10.1177/2046147X15614883
Читайте также:  Почему продают свой бизнес

Источник: research-journal.org

Публичная политика: понятие, функции и примеры

На протяжении многих веков любое государство имело свой политический курс действия. Постепенно он претерпевал весьма заметные изменения, все большее количество людей начало постепенно вливаться в данную сферу. Как только в государственную политику начали проникать журналисты, эксперты, социологи, публицисты и ряд других деятелей, стало возможным говорить о феномене возникновения «публичной политики».

Понятие

Правительственные здания

На данный момент не существует четко определенного расшифрованного термина Public Policy, да и в России он еще не является широко распространенным к применению. Достаточно часто ученые дают определение понятию публичной политике в виде деятельности, направленной на удовлетворение интересов общества, но под контролем государства. Таким образом это сделало данный вид политики совершенно новым институтом. Можно сказать, что в широком смысле публичная политика — это организующая, упорядоченная деятельность самого государства, которая функционирует на основе государственного регулирования различных общественных отношений всеми сферами власти — исполнительной, законодательной, судебной, СМИ и многими другими.

Сейчас политические партии, как и СМИ, являются утвержденными институтами гражданского общества, которые действуют между собой на основе горизонтальных связей, то есть считаются равноправными союзниками. Пусть сам термин до сих пор имеет весьма ограниченный образ, который во многом действует исключительно в теоретическом смысле, уже можно сказать, что данный феномен вовсе не ежеминутный. Постепенное развитие публичной политики имеет свою стратегию — со временем тесно внедрить активно действующую «демократическую общественность» в политическое управление. Таким образом происходит постепенное видоизменение легитимности, возникает новое направление решения проблем — общий консенсус по ряду проблем. Именно такое направление публичной политики на данный момент предлагают социологи, желая слить в одну иерархию привычные в былые времена соперничающие институты — социальные науки, политику и журналистику.

Этапы становления

Марионетки СМИ

Для того чтобы понять, как же именно начал развиваться феномен публичной политики, следует немного окунуться в историю ее становления. Развиваться она начала только в 80-90-е годы прошлого века из-за сильного экономического кризиса, который стал сильной неприятностью для ряда европейских стран. Западная Европа в тот момент просто обязана была пересмотреть свою социальную политику, поскольку старые институты гражданского общества, действующие над решением задач общественного управления, уже не способны были справиться с возникшими проблемами. Именно в этот период неолибералисты заговорили о новом способе управления, а также создании науки «о государстве в действии».

В качестве примера публичной политики, а также ее постепенного становления будет рассмотрена Российская Федерация. Всего можно выделить 3 главных этапа, которые привели данный институт к современному результату.

Демократизация

Борис Ельцин

Именно демократизация публичной политики, протекающая в период с 1993 по 2000 гг., стала первым этапом формирования. Постепенно в стране начал формироваться особый дизайн институционального демократического государства. Начали свое становление институты президентства, развивалась многопартийная система. Рыночная экономика заняла свое положенное место, как и парламентаризм.

Ранее жесткое в управлении государство с тоталитарным строем постепенно становилось протодемократией. СМИ начали агрессивно освещать политическую ситуацию в стране, а также непосредственно участвовать в общественно-политической жизни РФ.

Этап кризиса

Владимир Путин

С 2000 по 2007 гг. в стране наблюдался институциональный кризис. С приходом к власти Путина начала усиливаться вертикальная власть, бизнес постепенно начал отдаляться, а само государство укрепило свою роль в социально-экономической сфере. Институты демократии, являющиеся ранее формальными, утратили свое главенствующее положение и отдали часть функций неформальным. Также в этот период можно заметить резкие изменения в региональной политике страны и постепенное реформирование госаппарата и судебной системы в попытках создать их действенные на практике модели.

Резкое доминирование института президентства подчинило исполнительную власть, а законодательные органы, как и публичные партии, потеряли все рычаги влияния. СМИ в те годы подавили олигархи, которые с разрешения власти использовали информацию для манипулирования мнением населения.

Имитация публичности

Дмитрий Медведев

После кризиса и по настоящий момент можно сказать, что публичная политика в стране во многом является всего лишь имитацией, а не реальностью. Характеризуется это сразу несколькими тенденциями, которые реально противоречат друг другу.

  1. СМИ и медийные технологии по-прежнему используют в качестве рупора для современной политики. По любому каналу можно встретить программы, где политическое руководство страны обещает в скором времени решить все проблемы населения, также активно очерняются любые оппозиционные силы или протестные действия.
  2. Экономический кризис привел к резкому обострению всех существующих в стране проблем,что и привело к необходимости модернизации. Медведев назвал данную политику «четыре И». Она непосредственно затрагивает институты, инфраструктуру, инновации и инвестиции, что напрямую затрагивает сферу публичной политики.
  3. Формирование «подпольной публичности» в интернет-пространстве. Подобное формирование теневых механизмов все больше становится распространено в стране.

Роль публичной политики в стране

Открытое обсуждение

Для того чтобы в государстве сформировалась активная, коммуникативная между различными общественными группами политика, действующая на основании демократического обсуждения, в обязательном порядке требуется наличие необходимых условий:

  • Власть в стране должна быть прозрачной. Первым делом в это понятие в настоящий момент вкладывается свободный допуск человека к правительственной информации по мере необходимости (за исключением данных, отнесенных к государственной тайне), а также возможность обычных граждан влиять на принятия аппаратом власти решений.
  • Власти страны должны быть ориентированы именно на решение проблем в стране, а не на удовлетворение собственных нужд. Правительство в центр своего фокуса должно ставить именно местное сообщество.
  • Государственный аппарат должен соответствовать современным, высокоэффективным требованиям менеджмента. Под этим подразумевается борьба с бюрократством и коррупцией, постоянная переподготовка персонала и повышение их уровня работы.

Функции

Полное доверие населения своим властным структурам и принимаемым ими решениям может возникнуть, только когда оно видит прозрачность всей структуры.

Именно в том, чтобы сделать власть в стране наиболее прозрачной, а также обеспечить коммуникацию между различными слоями населения в стране, и состоит основная функция публичной политики.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин