канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятиях Балаковского инженерно-технологического института — филиала Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 413840, РФ, Саратовская область, г. Балаково, ул. Чапаева, д. 140
THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL FORMATION
candidate of economic sciences, associate professor of the department of economy, organization and management on companies of Balakovo Institute of Engineering and Technology of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), 413840, Russia, Saratov region, Balakovo, Chapaev str., 140
Роль малого бизнеса в процессе и результатах социально-экономического развития локальной территории, административно обозначенной как муниципальное образование, определяется организационными, экономическими и правовыми особенностями его деятельности. Обладая быстрой реакцией на изменение конъюнктуры рынка и общие макроэкономические условия ведения предпринимательской деятельности, малый бизнес занимает те ниши, в которых крупный и средний бизнес оказывается не заинтересованным или неконкурентоспособным в силу дисбаланса затрат и результатов производства. В то же время сама окружающая деловая среда оказывает
Владимир Волошин про бизнес на триатлоне, консалтинге и любительском спорте.
Кочеваткина Э.Ф. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии муниципального образования // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015.
№ 9-10(20) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2607
мощное влияние на малый бизнес, причем это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер. Учитывая значимость малого бизнеса для социально-экономического развития муниципального образования, необходимо создать и обеспечить реализацию системы стимулирования малого бизнеса. Данная система является инструментом государственного
регулирования в сфере интеграции малого бизнеса в экономику
муниципального образования. Результатом эффективной работы системы стимулирования малого бизнеса должны стать объединение и оптимизация усилий органов местного самоуправления, а также бизнес-сообщества для достижения главной цели — повышения степени влияния малого бизнеса на социально-экономическое развитие муниципального образования посредством создания условий для развития предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса в направлении увеличения занятости населения, насыщения рынка товарами и услугами, развития промышленного производства, роста доходов бюджетов всех уровней.
The role of small businesses in the process and the results of socio-economic development of the local territory, administratively designated as a municipality is determined by organizational, economic and legal characteristics of its activities. With rapid response to changing market conditions and general macroeconomic conditions entrepreneurship activity, a small business takes the niches in which large and medium-sized business is not interested or not competitive due to the imbalance of costs and benefits of production. At the same time, the business environment surrounding itself has a powerful effect on small businesses, and this impact can be both positive and negative. Given the importance of small business for economic and social development of the municipality, it is necessary to establish and ensure the implementation of the incentive scheme of small businesses. This system is a tool of state regulation in the sphere of integration of small business in the economy of the municipality. The result of the effective operation of the system to stimulate small businesses should be the integration and optimization of conditions of local
Женщины в бизнесе и образовании. Роль в устойчивом развитии экономики
governments as well as business services community to achieve the main goal to increase the degree of influence of small businesses in the social and economic development municipality by creating conditions for the development of business activities of small businesses in the direction of increasing employment, the saturation of the market in goods and services, the development of industrial production, growth of budget revenues at all levels.
Оптимальное состояние малого бизнеса на современном этапе экономического развития Российской Федерации может быть использовано в качестве эффективного инструмента формирования благоприятного и устойчивого социально-экономического состояния городов, в которых проживает подавляющая часть населения государства. Малый бизнес в определенной степени обеспечивает стабильное функционирование и социальноэкономическое развитие локальных территорий, входящих в состав РФ и имеющих статус муниципальных образований. Его экономическая деятельность создает предпосылки к возникновению дополнительных рабочих мест, разработке новых технологий и их коммерциализации, заполнению тех ниш местной экономики, в которых использование ресурсов крупного бизнеса является нецелесообразным, формированию конкурентной среды на рынке и т. д. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам, он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на изменения конъюнктуры рынка.
С другой стороны, общий экономический рост и рост налогового наполнения бюджетов различных уровней управления создают предпосылки
для формирования институциональной среды и инфраструктуры для эффективной работы предприятий малого бизнеса. В том случае, если эти предпосылки реализуются, начинает работать механизм положительной самоподдерживающейся обратной связи: рост малого бизнеса — рост экономики города — рост малого бизнеса [1].
Причем в реализации положительной обратной связи наиболее важную позицию занимает институциональная среда, уровень развития которой зависит от величины бюджетных расходов, направляемых на поддержку малого бизнеса.
Важнейшими особенностями малого бизнеса являются [2]:
• существование в форме открытой экономической системы, способной к саморазвитию и самовоспроизводству, которая обладает относительной свободой организации своей внутренней и внешней деятельности;
• наличие соответствующего уровня развития отношений собственности, обеспечивающих относительную юридическую самостоятельность и экономическую независимость производителей товаров и услуг, обладающих правом владения, распоряжения и пользования средствами производства и результатами своего труда;
• поддержание относительно стабильного уровня занятости и самозанятости населения;
• использование методов рыночного ценообразования, при которых используется дифференцированный подход к установлению цен на товары и услуги и гибкие условия контрактных обязательств;
• нестабильная организация хозяйственного механизма, которая обусловлена значительными рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность;
• несопоставимость экономических интересов с интересами крупного бизнеса по масштабам и стратегическим целям деятельности;
• относительно слабая зависимость результатов его функционирования от макроэкономических показателей экономики;
• ограниченность доступа к материальным и финансовым ресурсам и некоторым сферам деятельности;
• специфическая форма соединения факторов производства, не всегда соответствующая требованиям норм трудового законодательства.
Присущие малому бизнесу особенности осуществления деятельности способствуют стабилизации социально-экономических процессов как на муниципальном, региональном уровнях, так и на уровне страны в целом (рис. 1).
Рисунок 1 Влияние малого предпринимательства на социально-экономическое развитие муниципального образования
Большой эффект от использования малого бизнеса в качестве рыночного инструмента в странах мирового сообщества отмечен уже давно. Его влияние на политическое, экономическое, социальное и инновационное развитие страны, а также способность стабилизировать процессы, происходящие в экономике стран, отмечается многими учеными-экономистами.
Роль малого бизнеса в развитии социально-экономического развития муниципального образования реализуется посредством участия в формировании эффективных рыночных отношений, имеющих в качестве
стратегической цели высокий уровень и качество жизни населения и обеспечение достойного места России в мировой экономике.
Уровень развития малого бизнеса представляет собой индикатор эффективности функционирования экономики муниципального образования, который характеризуется уровнем конкуренции, цен и экономической свободы предприятий, осуществляющих деятельность в качестве субъектов малого бизнеса. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем меньше у кредитного бизнеса возможностей диктовать рынку свои условия, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента [4].
Тем не менее деятельность малого бизнеса сопровождается определенными сложностями, основными из которых являются
административные барьеры, ограниченность ресурсов, значительная
зависимость от поведения крупного бизнеса, конкурентов и потребителей, низкая доступность кредитных ресурсов.
Данное обстоятельство обусловливает необходимость создания
и реализации эффективной системы поддержки малого бизнеса
в муниципальном образовании, большая роль в которой принадлежит органам местного самоуправления.
В условиях углубления рыночных отношений практика государственной поддержки малого бизнеса, как и его институциональная структура, не может иметь статичного характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, мобильно реагируя как на новые тенденции и потребности перспектив развития самих предприятий малого бизнеса, так и на все более зрелый характер непосредственно экономической системы и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования [3].
В связи с активизацией государственной политики в области поддержки малого бизнеса открываются новые возможности для реализации специальных мероприятий для малых предприятий (рис. 2).
Система стимулирования малого бизнеса конкретного муниципального образования должна состоять из отдельных мероприятий, совокупность которых должна быть подчинена стратегической цели, которая заключается в создании условий для развития предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса в направлении увеличения занятости населения, насыщения рынка товарами и услугами, развития промышленного производства, роста доходов бюджетов всех уровней.
Рисунок 2. Система стимулирования, направленная на повышение роли малого бизнеса в социально-экономическом развитии
Данная система стимулирования малого бизнеса позволит объединить и оптимизировать усилия местных органов самоуправления и бизнессообщества для достижения стратегической цели — повышения степени влияния малого бизнеса на социально-экономическое развитие локальной территории, административно обозначенной как муниципальное образование.
Конкретные количественные результаты предлагаемой системы стимулирования малого бизнеса на муниципальном уровне практически невозможно предсказать с определенной точностью до реализации необходимых мероприятий. Однако наблюдение за опытом внедрения подобных программ развития и поддержки малого бизнеса в других регионах России подтверждает целесообразность и высокую эффективность стратегического управления данной сферой. Например, стратегическое управление малым предпринимательством в Томской области привело к увеличению количества предприятий малого бизнеса за 3 года на 41 %; количества работающих — на 52 %; объема произведенной продукции — на 57,3 %; объема налоговых поступлений в бюджет — почти в 2 раза [5].
Интенсификация деятельности малого бизнеса увеличивает инвестиционную привлекательность всей территории муниципального образования. На его территорию приходят инвесторы, готовые вкладывать денежные средства в стабильно развивающуюся местную экономику. Следовательно, за счет стимулирования малого бизнеса достигается стратегическая цель — развитие экономики локальной территории.
В заключение следует отметить, что особая роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии муниципального образования определяет важность исследования и учета современных тенденций в данной сфере экономики при разработке и реализации стратегических плановых документов. Основной исследовательской задачей при этом является анализ существующих проблем и выработка рекомендаций по совершенствованию форм и инструментов стимулирования малого бизнеса со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
1. Егорова Н.Е., Сюань Ян, Бахтизин А.Р. и др. Методы анализа развития
малого промышленного бизнеса как стимулятора роста экономики (на примере России и Китая) // Аудит и финансовый анализ. — 2008. — № 6 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
2. Киселев А.А., Филинский И.Л. Малое предпринимательство как фактор становления экономики инновационного типа в регионах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2008. — № 6. — С. 187—190.
3. Мартьянов В.А. Государственные программы поддержки малого
предпринимательства тема диссертации по экономике: автореф. канд.
экон. наук. — М., 1999 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://geum.ru/ee-aref/gosudarstvennye-programmy-podderzhki-malogo-predprinimatelstva.htm (дата обращения: 30.06.2015).
4. Москвин В.А. Виды обеспечения при долгосрочном кредитовании предприятий // Банковское дело. — 2006. — № 7. — С. 19—26.
5. Сводный доклад Томской области о результатах мониторинга
эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2012 года / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
2. Kiselev A.A., Filinskii I.L. Small business as a factor of formation of innovative economy in the regions. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serya: Gymanitarnye nayki. [Vestnik Tambov University. Series: Humanities], 2008, no. 6, pp.
187—190. (In Russian).
3. Marthttps://uchimsya.com/a/qu3836LK» target=»_blank»]uchimsya.com[/mask_link]
Научно-исследовательская работа на тему «Влияние бизнеса на социальное развитие муниципального образования»
В данной научной работе исследуется отчётливо проявляющаяся тенденция к усилению сотрудничества государства и бизнеса по самым разным направлениям, особенное внимание привлекает необходимость такого взаимодействия в обеспечении социально ответственного поведения и выполнения социальных обязательств. Рассматриваются актуальные проблемы социально ответственного бизнеса, под которым понимается благотворительность, спонсорство, меценатство. Однако социальная ответственность бизнеса на сегодняшний день мотивируется, так как государство не поощряет благотворительность. В работе исследуется роль благотворительных организаций в развитии Усть-Лабинского района и города Усть-Лабинска. Заинтересованность местных властей в поддержании и развитии отношений с благотворительными организациями позволит решать многие социальные проблемы муниципального образования.
Скачать:
Влияние бизнеса на социальное развитие муниципального образования | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние бизнеса на социальное развитие муниципального образования
Научный руководитель: Волобуева Т.В. преподаватель экономических дисциплин
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»
В настоящие время участие предпринимателей в решении социальных проблем является вопросом морали. Но одновременно это является и показателем общественного развития страны.
Внимание к этой теме обусловлено поиском путей гармонизации отношений между бизнесом, государством и обществом, но причины, вызвавшие ее актуализацию на Западе и в России, были разными. В западных странах тема социальной ответственности бизнеса стала ответом на обострившиеся социальные противоречия, которые значительной частью мирового сообщества связываются с деятельностью транснациональных корпораций. Социальное направление в деятельности бизнеса было призвано смягчить возникшие противоречия и поднять общественный престиж бизнеса.
В научной литературе, документах национальных и международных организаций социальная роль бизнеса раскрывается через ряд таких понятий, как: «филантропия», «благотворительность», «социальная ответственность».
Российский бизнес начинает чувствовать свою социальную ответственность: почти 90% генеральных директоров убеждены, что участие в развитии общества – это выгодное вложение средств, которое окупится в долгосрочном периоде, 42% из них готовы вносить дополнительный вклад в этот процесс. Вместе с тем, анализ причин заинтересованности бизнесменов в корпоративной благотворительности показывает, что у бизнеса нет целенаправленной стратегии на построение эффективного механизма взаимодействия с обществом.
Постепенно создается система корпоративных фондов в регионах присутствия ряда компаний, одним из важных элементов которых выступают попечительские советы, состоящие из представителей региональной общественности. Не все компании афишируют свои благотворительные бюджеты, а некоторые компании считают благотворительность коммерческой тайной. И все же большинство благотворительных бюджетов крупных компаний открыты. Несмотря на отсутствие общественного признания участия бизнеса в социальном развитии, все больше отечественных компаний начинают уделять внимание социальным программам.
Во многих странах мира отчетливо проявляется тенденция к усилению сотрудничества государства и бизнеса по самым разным направлениям, и все большее внимание привлекает необходимость такого взаимодействия в обеспечении социально ответственного поведения и выполнения социальных обязательств, поэтому данную тему можно считать актуальной.
Объектом исследования является социальная сфера муниципального образования на примере Усть-Лабинского района.
Предметом исследования является совокупность форм социально ответственного бизнеса по средствам которых осуществляется развитие территории.
Цель исследования – научно обосновать особенности становления социально ответственного бизнеса в России и формы его выражения.
Методологической и теоретической основой исследования послужили разработки российских и зарубежных ученых по проблемам становления социально ответственного бизнеса в России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию значения формирования социально ответственного бизнеса и его влияния на социальное развитие территории.
Итак, функционирование всего государственного механизма экономики служит достижению социальных целей. Деятельность муниципального сектора заключается в реализации общегосударственной социальной политики через муниципальные образования. Все слои общества являются в большей или меньшей степени социальными или экономическими клиентами муниципальных образований, которые функционируют как посредники между населением и государственной властью на всей территории.
Социальные услуги предоставляют органы власти — непосредственно или через подведомственные им учреждения либо иные организации, безвозмездно или по регулируемым ценам, в области здравоохранения, образования, культуры, социальной зашиты населения и в других областях.
Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Признаками социального государства являются не столько декларируемые права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование и т.д., сколько их реализация, реальная доступность социальных благ абсолютному большинству населения.
Социальная ответственность бизнеса – это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заинтересованные стороны общественной сферы. Под социальной ответственностью бизнеса понимается благотворительность, спонсорство, корпоративная социальная ответственность, меценатство.
В нашей стране обсуждение социальной ответственности бизнеса стало реакцией на особенности перехода от социалистической к рыночной экономике. С началом рыночных реформ политика предприятий изменилась, улучшилось их финансовое положение и избавление от социальной сферы теперь не рассматривается как условия выживания рыночном хозяйстве. Чтобы отечественный бизнес стал социально ответственным, требуется наличие у него сильной мотивации. На сегодняшний день мотивация практически отсутствует, поскольку государство не поощряет благотворительность. Тем не менее имеются положительные сдвиги в этом направлении.
Синонимом слова «благотворительность» является понятие «корпоративная социальная ответственность». Российская ассоциация менеджеров характеризует КСО как «добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций». Исследователи считают, что будущее социальной активности корпораций в России остается неопределенным.
Чтобы российский бизнес развивался, необходимо поддерживаться следующих направлений: проведение государством политики, которая бы стимулировала социальную ответственность; обеспечение прозрачных законодательных рамок для ведения социальной деятельности; формирование государственных приоритетов, в которых КСО находила бы поддержку.
Понятие благотворительная деятельность рассматривается как действие социального предназначения, целью которого является оказание любых видов социальной помощи членам общества, лишенным, по той или иной причине, возможности собственными усилиями обеспечить себе минимально приемлемые условия жизнедеятельности, сообразно принятым в конкретном обществе социальным нормам.
В России благотворительность развивается хаотично. На нынешнем этапе формирования благотворительности возникает проблема ее узкоспециализированности, что приводит к решению социальных проблем. Благотворительность на данном этапе не может быть инструментом развития местного сообщества. Данную проблему могут решить фонды местного сообщества.
Фонд местного сообщества — это грантодающий фонд местного значения, аккумулирующий средства из местных источников и направляющий их на решение социальных проблем территорий на конкурсной основе. Деятельность ФМС географически ограничена определенным сообществом и направлена на решение местных проблем. Основная функция фонда местного сообщества – объединять усилия всех секторов общества для решения местных проблем. За последние тринадцать лет российские ФМС доказали свою способность развиваться в условиях, далеких от благоприятных. На примере этих фондов многие впервые увидели, что социальная деятельность может быть стратегической и может способствовать продвижению бизнеса, что некоммерческий сектор может стать реальной движущей силой общественного развития.
На территории Усть-Лабинского района благотворительная деятельность осуществляется в основном двумя организациями: «Вольное дело» и «Стимул». Именно эти фонды способствуют развитию района и города, выступая в качестве спонсоров различных культурных мероприятий, детских соревнований и т.д. Благодаря этим фондам активизировалась помощь неимущим слоям общества, инвалидам, детям-сиротам, учреждениям образования, здравоохранения и культуры. А местная власть, будучи заинтересованной в поддержании социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для её развития.
Изучение поставленных в работе проблем, выводы, к которым привели результаты исследования, дают основания сформулировать рекомендации для местного уровня. Среди них: разработка положения о деятельности Экспертного совет ФМС «Стимул»; необходимость предоставления общественности информацию о финансовом состоянии ФМС; необходимость повышения заинтересованности доноров открывать именные фонды; необходимость использовать механизм эндаументов — инвестиционных фондов, чья прибыль не облагается налогом и используется исключительно на благотворительные цели.
Таким образом, на территории Усть-Лабинского района благотворительные фонды «Вольное дело» и «Стимул» реализуют одно из важнейших направлений социально ответственного бизнеса т.е. осуществляют вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества. Именно эти фонды способствуют развитию района и города, выступая в качестве спонсоров различных культурных мероприятий, детских соревнований и т.д. Благодаря этим фондам активизировалась помощь неимущим слоям общества, инвалидам, детям-сиротам, учреждениям образования, здравоохранения и культуры. А местная власть, будучи заинтересованной в поддержании социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для её развития.
Итак, подводя итого данному исследованию можно сделать следующий вывод: социально ответственный бизнес играет огромную роль в социальной сфере экономике, выражаясь также в наиболее эффективных формах таких как: благотворительность; деятельность в отношении малоимущих и не защищенных групп; выполнение социальных обязательств; деятельность в рамках крупных социальных проектов.
Список использованной литературы
- Экономика муниципального сектора: Учеб. Пособие/ Под ред. А.В. Пикулькина. — М., 2010.
- Конституция Российской Федерации. — М., 2012.
- Гаврилова И.Н. К вопросу о социальной ответственности бизнеса и государства в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2012, № 10
- Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер/А.Е. Чирикова. — М., 2005.
- Лапина Н. Бизнес и политика в современной России. — М.: ИНИОН РАН, 2009.
- Горшков М., Лебедев А. крупный российский бизнес: социальная роль и социальная ответственность (позиция населения и оценки экспертов). — М.: Национальный инвестиционный совет; Институт комплексных социальных исследований, 2005.
- Коротков Э. М. Корпоративная социальная ответственность. — М.: ЮРАЙТ, 2013.
- Ивченко С.В. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. — М., 2011.
- Социальных технологии межсекторного взаимодействия в современной России / Под общ.ред. А.С. Автономова. — М., 2010.
- Крестникова И.К. Корпоративная филантропия: мифы и реальность. Результаты социологического исследования. М., 2007.
- Фонды местных сообществ: Эффективная благотворительность. (опыт развития фондов местных сообществ а России)/ В.Ю. Самородова. — М., 2013.
- Фонды местных сообществ в России / С.Б. Никифорова М., 2012.
- Румянцева Т.Д. «Как вырастить интеллектуального лидера» // наука и жизнь, 2009, №12
- Сенько Р.Л. Общие интересы // Сельская новь от 27 апреля 2011.
- Рябченко М. Хрупкий благотворительный баланс // Эксперт, 2012, № 40
Источник: nsportal.ru
Роль бизнеса в стратегическом развитии муниципального образования
В данной статье проанализирована роль бизнес-структур в развитии муниципального образования. В качестве основы для анализа взята Стратегия социально-экономического развития города Ростова-на-Дону до 2035 года. Коллаборация предпринимательской сферы и государственных органов может создать условия для стратегического развития муниципального образования и социально-экономических отношений внутри него.
Warning: Zend OPcache API is restricted by «restrict_api» configuration directive in /var/www/u70714/data/www/portal-u.ru/lib/pkp/classes/cache/FileCache.inc.php on line 59
Опубликован
Как цитировать
Меняйлова, А. А. (2019). Роль бизнеса в стратегическом развитии муниципального образования. Журнал «У». Экономика. Управление.
Финансы., (3). извлечено от https://portal-u.ru/journal/article/view/220
Другие форматы библиографических ссылок
Скачать ссылку
- Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
- BibTeX
Источник: portal-u.ru