Роль государства и бизнеса в развитии ксо

Правовое регулирование, налоговая политика, институциональная политика.

Институциональная политика – проводимые государством меры, действия по формированию новых, устранению старых или трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов. Преобразования экономических институтов имеют место в процессе проведения экономических реформ, например при переходе от централизованной экономики к рыночной.

Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.

Сегодня компании находятся под существенным налоговым гнетом, уровень налоговой нагрузки производственных компаний остается высоким, поэтому снижение налогового бремени является главной целью налогового менеджмента как в зарубежных, так и отечественных компаниях.

Роль государства в развитии корпоративной социальной ответственности

Отмена всех льгот по налогу на прибыль с 1 января 2002 года существенно сказалась на привлекательности социальной деятельности для отечественных компаний; однако возможность оптимизации налогов при реализации политики социальной ответственности все же существует. Хотя, с точки зрения законодательства, социально ответственная деятельность компании больше не уменьшает ее выплаты по налогу на прибыль, тем не менее, умелое применение методов оптимизации может сделать политику социальной ответственности выгодной не только с финансовой точки зрения, но и в налоговом аспекте. Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» только декларирует защиту права добровольно и беспрепятственно заниматься благотворительностью и предоставление налоговых льгот. Фактическое предоставление льгот обеспечивается нормами Налогового кодекса РФ.

Принятие решения об отмене всех льгот по налогу на прибыль основывалось на двух аргументах: льготы ставят налогоплательщиков в неравное положение и льготы используются для уклонения от уплаты налогов. Льгота при исчислении налоговой базы сохранилась лишь для получателя средств виде целевого финансирования и грантов и не облагается налогом на доходы согласно пункту 14 статьи 251 НК РФ. Однако данная льгота не может рассматриваться в качестве стимула реализации политики социальной ответственности компании, осуществляющей целевое финансирование различных социальных программ. Рассмотрим основные меры налогового стимулирования реализации политики социальной ответственности, которые предоставляются согласно НК РФ от 05.08.2000 № 117 – ФЗ с последними изменениями:

Как видно из представленной таблицы, все меры налогового стимулирования политики социальной ответственности касаются либо уменьшения налогооблагаемой базы, либо отсрочки налога на прибыль организации.

Законодательным органам республик, областей, краев и иных субъектов РФ оставили лишь одну возможность стимулировать благотворительную деятельность. Они вправе понизить ставку налога на прибыль, зачисляемого в их бюджет.

1 видеурок курса «Пишем о КСО, УР и ESG» от «Бизнес и общество» и Центра «Сопричастность»

Необходимо отметить, что от законодателя сложно ожидать изменений в направлении стимулирования политики социальной ответственности бизнеса. Тем не менее, у компаний есть определенные возможности управлять отдельными важными аспектами социальной ответственности. Очевидно, что компаниям в современных условиях необходимо полноценно использовать предоставляемые законодателем возможности, имея в ввиду формирование такого важного фактора финансовой эффективности, как лояльность стейкхолдеров. Меры налогового стимулирования политики социальной ответственности в РФ

Среднесрочные приоритеты правового регулирования КСО смоделированы Правительством РФ:

·Рост денежных доходов населения, уменьшение дифференциации в оплате труда, улучшение пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения

·Сокращение социальной и экономической бедности в местах с наибольшей концентрацией.

Читайте также:  Бизнес на паях что это

·Всеобщая доступность социальных благ – медицинское и социальное обслуживание и образование.

·Безусловная приоритетность вложений в человеке (образование и здравоохранение), что является основными условиями конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике.

·Усиление страховых принципов социальной защиты населения.

·Создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих ему зарабатывать самим для повышения своего уровня жизни.

·Создание условий для эффективной занятости населения

·Социальное развитие села

·Улучшение демографической ситуации в стране.

·Неотложное реформирование трудового законодательства, привидение его в соответствие с требованиями рыночной экономики.

В каждом направлении формируются ближайшие задачи. Главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность, реализуются через функции:

·Обеспечение продуктивной занятости и постоянного роста доходов

·Обеспечение социального страхования всех членов общества.

·Обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно–культурного развития.

·Социальная защита нуждающихся

·Сглаживание социального первенства путем перераспределения благ

·Предоставление социальных услуг.

·Организация экономик страны.

Возникновение и развитие услуг социальных функций государства характеризуется двойственным процессом: идет количественный рост социальных функций и они вступают в сложные системы взаимодействия с правовым, политическими и экономическими функциями, идет социализация функций. Возникает функциональная система, находящаяся в развитии, которая характеризуется рядом признаков:

·Существует системная правовая основа социальной политики

·Наличие эффективной системы социального страхования

·Существование самодостаточных государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.

·Доступность социальной поддержки всем нуждающимся членам общества

·Принятие государством ответственности на себя за уровень благосостояния граждан

·Существование институтов гражданского общества, участвующих в социальной политике

·Наличие и развитие рыночной экономики.

По этим перечисленным признакам мы можем определить наличие в государстве характера – социальности.

Социальная ответственность бизнеса и приоритетные национальные проекты в России.

Источник: lektsia.com

Внутренний и внешний контекст корпоративной социальной ответственности

Пять форм позитивного влияния государства на развитие КСО: коммуникатор, спонсор, партнер, регулятор и пример.

Регулирование корпоративной социальной ответственности не обозначает требования соответствующих инвестиций. Хотя, например, в Индии 2% своей чистой прибыли компании со следующего фискального года уже обязаны тратить на КСО-программы.

В какой-то мере через принятие Национальной стратегии государство может показать, что такое КСО, а что – «мыльные пузыри». Об этом уже задумалось Минэкономразвития и торговли, предложившее прописать минимальные стандарты корпоративной социальной ответственности, например, по экологии и нормам безопасности.

Государство может поставить цели компаниям для их КСО-стратегий. Например, указав в Национальной стратегии как цель конкурентоспособность страны, можно призвать бизнес к разработке КСО-проектов для решения национальных проблем в образовании, здравоохранении, инфраструктуре.

Также в стратегии необходимо определить неприемлемое бизнес-поведение. Такой сигнал от государства необходим как инструмент борьбы с коррупцией. Некоторые компании считают подобное ударом по их конкурентоспособности, однако это шаг к приемлемому бизнес-поведению.

В стратегии необходимо уделить внимание смежным с КСО законам, которые могут помочь продвижению социальной ответственности среди компаний,

Несмотря на то что большинство компаний поддерживают налоговые льготы (достаточно убедительный стимул для реализации КСО), не все понимают, какими эти льготы могут быть. Так, в Словакии 2% налогов компании могут идти в бюджет либо на поддержку общественных инициатив.

Стимулировать через налоговые льготы можно, скажем, благодаря использованию экосертифицированных продуктов или модернизации производства. Еще один стимул – государственные закупки, где одним из критериев может стать наличие у поставщика КСО-стратегии.

Государство может имплементировать отдельные элементы корпоративной социальной ответственности в свои политики. Так, Минсоцполитики м ожет активнее продвигать тему гендерного равенства и разнообразия в компаниях, а также социального диалога и прав человека. Аналогично могут поступать и другие министерства, включая МИД, чья роль в позиционировании страны, в том числе продвигающей КСО, является крайне важной. Главное – согласовать границы полномочий. А для этого необходимо создать межведомственную группу по реализации КСО-стратегии и ввести должность координатора по корпоративной социальной ответственности при Минэкономразвития и торговли.

Читайте также:  Правила войны за бизнес блэк раша

Государство может выступать инициатором диалога, к примеру, инициировать широкое обсуждение тех или иных вопросов, важных для развития страны и ее конкурентоспособности. Дополнительно оно может поддерживать государственно-частное партнерство для разработки секторальных руководств по КСО, например, для химической и добывающей промышленности, электроэнергетических компаний. Отдельный документ необходим и для государственных организаций по развитию корпоративной социальной ответственности.

Еще один важный вопрос – партнерство между местными органами власти и компаниями. Государство может выдвинуть обязательным условием приватизации предприятий инвестиции в развитие сообществ. Таким образом, КСО (образовательные проекты, проекты по улучшению здравоохранения) станет для компании тем, чем она является в международной практике – своеобразной лицензией на операционную деятельность.

Государство может и должно взять на себя обязательства по выполнению международных принципов и договоров. Например, поддержка и реализация на локальном уровне руководящих принципов ООН по бизнесу и правам человека.

Большое значение имеют образовательные программы, направленные на повышение осведомленности компаний и стейкхолдеров о важности КСО. Отдельные программы обучения необходимы для малого и среднего бизнеса (МСБ). Более того, можно говорить о грантах для МСБ на развитие КСО – этим путем пошло правительство Германии.

Необходимо проводить награждение лучших КСО-практик, как, скажем, поступает еврокомиссия, которая с прошлого года награждает лучшие проекты партнерств бизнеса и стейкхолдеров. А в некоторых странах есть специальные награды премьер-министров.

Особое внимание нужно уделить критериям социальной ответственности для компаний, чьи акции котируются на бирже. Необходимы и круглые столы с инвесторами для продвижения социально ответственных инвестиций.

Поскольку государство сегодня является крупнейшим работодателем, ему стоит начинать с себя. Например, правительство Бельгии, перед тем как запускать ISO 26000 в бизнес-среде, решило протестировать реализацию стандарта внутри министерств. Также некоторые министерства в странах ЕС выпускают свои нефинансовые отчеты. А в Швеции правительство выдвигает достаточно высокие требования к государственным компаниям, требуя от них ставить ежегодные цели по устойчивому развитию и обсуждать их выполнение с правлением и акционерами.

Внутренний и внешний контекст корпоративной социальной ответственности

Пять форм позитивного влияния государства на развитие КСО: коммуникатор, спонсор, партнер, регулятор и пример.

Регулирование корпоративной социальной ответственности не обозначает требования соответствующих инвестиций. Хотя, например, в Индии 2% своей чистой прибыли компании со следующего фискального года уже обязаны тратить на КСО-программы.

В какой-то мере через принятие Национальной стратегии государство может показать, что такое КСО, а что – «мыльные пузыри». Об этом уже задумалось Минэкономразвития и торговли, предложившее прописать минимальные стандарты корпоративной социальной ответственности, например, по экологии и нормам безопасности.

Государство может поставить цели компаниям для их КСО-стратегий. Например, указав в Национальной стратегии как цель конкурентоспособность страны, можно призвать бизнес к разработке КСО-проектов для решения национальных проблем в образовании, здравоохранении, инфраструктуре.

Читайте также:  Доставка подгузников как бизнес

Также в стратегии необходимо определить неприемлемое бизнес-поведение. Такой сигнал от государства необходим как инструмент борьбы с коррупцией. Некоторые компании считают подобное ударом по их конкурентоспособности, однако это шаг к приемлемому бизнес-поведению.

В стратегии необходимо уделить внимание смежным с КСО законам, которые могут помочь продвижению социальной ответственности среди компаний,

Несмотря на то что большинство компаний поддерживают налоговые льготы (достаточно убедительный стимул для реализации КСО), не все понимают, какими эти льготы могут быть. Так, в Словакии 2% налогов компании могут идти в бюджет либо на поддержку общественных инициатив.

Стимулировать через налоговые льготы можно, скажем, благодаря использованию экосертифицированных продуктов или модернизации производства. Еще один стимул – государственные закупки, где одним из критериев может стать наличие у поставщика КСО-стратегии.

Государство может имплементировать отдельные элементы корпоративной социальной ответственности в свои политики. Так, Минсоцполитики м ожет активнее продвигать тему гендерного равенства и разнообразия в компаниях, а также социального диалога и прав человека. Аналогично могут поступать и другие министерства, включая МИД, чья роль в позиционировании страны, в том числе продвигающей КСО, является крайне важной. Главное – согласовать границы полномочий. А для этого необходимо создать межведомственную группу по реализации КСО-стратегии и ввести должность координатора по корпоративной социальной ответственности при Минэкономразвития и торговли.

Государство может выступать инициатором диалога, к примеру, инициировать широкое обсуждение тех или иных вопросов, важных для развития страны и ее конкурентоспособности. Дополнительно оно может поддерживать государственно-частное партнерство для разработки секторальных руководств по КСО, например, для химической и добывающей промышленности, электроэнергетических компаний. Отдельный документ необходим и для государственных организаций по развитию корпоративной социальной ответственности.

Еще один важный вопрос – партнерство между местными органами власти и компаниями. Государство может выдвинуть обязательным условием приватизации предприятий инвестиции в развитие сообществ. Таким образом, КСО (образовательные проекты, проекты по улучшению здравоохранения) станет для компании тем, чем она является в международной практике – своеобразной лицензией на операционную деятельность.

Государство может и должно взять на себя обязательства по выполнению международных принципов и договоров. Например, поддержка и реализация на локальном уровне руководящих принципов ООН по бизнесу и правам человека.

Большое значение имеют образовательные программы, направленные на повышение осведомленности компаний и стейкхолдеров о важности КСО. Отдельные программы обучения необходимы для малого и среднего бизнеса (МСБ). Более того, можно говорить о грантах для МСБ на развитие КСО – этим путем пошло правительство Германии.

Необходимо проводить награждение лучших КСО-практик, как, скажем, поступает еврокомиссия, которая с прошлого года награждает лучшие проекты партнерств бизнеса и стейкхолдеров. А в некоторых странах есть специальные награды премьер-министров.

Особое внимание нужно уделить критериям социальной ответственности для компаний, чьи акции котируются на бирже. Необходимы и круглые столы с инвесторами для продвижения социально ответственных инвестиций.

Поскольку государство сегодня является крупнейшим работодателем, ему стоит начинать с себя. Например, правительство Бельгии, перед тем как запускать ISO 26000 в бизнес-среде, решило протестировать реализацию стандарта внутри министерств. Также некоторые министерства в странах ЕС выпускают свои нефинансовые отчеты. А в Швеции правительство выдвигает достаточно высокие требования к государственным компаниям, требуя от них ставить ежегодные цели по устойчивому развитию и обсуждать их выполнение с правлением и акционерами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин