В соответствии с концепцией корпоративной социальной ответственности деятельность предприятия должна учитывать интересы не только собственников (акционеров) предприятия, но и работников, поставщиков, потребителей, местных сообществ и прочих сторон общественной жизни. При этом предполагается, что бизнес должен придерживаться соблюдения правил и норм поведения не закрепленных на законодательном уровне, то есть деятельность предприятия в рамках КСО является добровольной и инициируется на уровне самого предприятия. Использование системы КСО ведет к повышению устойчивости отдельных предприятий, росту благосостояния, развитию регионов, снижению социальной напряженности. Именно поэтому государство на федеральном и региональном уровне должно быть заинтересовано в том, чтобы как можно больше предприятий следовали принципам КСО в своей деятельности.
Разработка мер по развитию системы КСО на российских предприятиях будет более эффективной, если будет учитываться опыт экономически развитых стран, в которых государственная политика поддержки внедрения корпоративной социальной ответственности развивается и действует многие десятилетия. Например, в США государство минимально вмешивается в корпоративный сектор, однако эта страна имеет большой опыт активного участия бизнеса в финансировании разнообразных некоммерческих проектов. В отличие от США, европейская модель корпоративной социальной ответственности опирается на нормы, стандарты и законы соответствующих стран и больше подвержена государственному регулированию.
Почему у бизнеса должна быть социальная ответственность? Говорит Губерния. 03/08/2021. GuberniaTV
С одной стороны, государство в развитых странах пытается приспособить бизнес для решения социальных задач, используя методы стимулирования и регулирования, с другой стороны, на политику государства оказывают влияние интересы бизнеса, в том числе и через лоббистскую деятельность. Как правило, государство вступает в партнерство с бизнесом для разработки государственной политики. Согласно идее “способствующего государства”, оно (государство) не должно вмешиваться в решение общественных вопросов и непосредственно предоставлять общественные блага и услуги, а создавать условия для развития частной инициативы. На практике это означает сдвиг от государственного оказания услуг в сторону частного. [2, c. 60-61]
Для разработки рекомендаций по выработке политики государства в области корпоративной социальной ответственности в России представляется целесообразным использовать европейский опыт, так как по своим система взаимоотношений государства и предприятий ближе к европейской. Перечислим ниже основные события и документы, отражающие формирование концепции КСО на европейском уровне:
1. Социальная глава Маахстрихтского договора от 1 мая 1999 г. Содержит положения, охватывающие вопросы здоровья, условий труда и прав работников
2. Лиссабонское совещание 2000 г
3. Европейский Форум КСО, 2002 г.
4. Документ Комиссии ЕС “О пересмотре стратегии устойчивого развития. Платформа действий” (On the review of the sustainable development strategy. A platform for action 2005), 2005 г.
«Давайте говорить». Социальная ответственность бизнеса
5. Создание Европейского альянса КСО, 2006 г.
6. CSR Europe’s Toolbox, 2008
Мировой опыт формирования принципов и стандартов КСО весьма разнообразен и обширен. За последние два десятилетия рядом деловых ассоциаций, неправительственных организаций и международных институтов, действующих на правительственном уровне, были разработаны глобальные стандарты ответственного делового поведения. Они подразделяются на четыре типа:
1. Стандарт вовлеченности заинтересованных сторон (AA1000S).
2. Общие стандарты (SA8000, Принципы Круглого стола в Ко, Принципы Декларации о взаимном доверии и Руководство по составлению кодексов делового поведения и др.).
3. Стандарты управления (SA8000, Принципы CERES, FSGO и др.).
4. Стандарты отчетности (например, GRI).
Большинство институтов, устанавливающих стандарты, — это либо деловые ассоциации, либо группы, объединяющие заинтересованные стороны, либо международные правительственные организации.
В результате деятельности этих институтов (см. табл.1), вырабатываются стандарты и ожидания, адресованные корпоративному сектору и направлены на разные формы ответственности: деловое поведение, включающее добросовестную конкуренцию; отношения в обществе, в том числе участие в политической жизни; корпоративное управление; защита окружающей среды; права человека; рыночные отношения; трудовые отношения; отчетность; подотчетность; стандарты отчетности.
Таким образом, как отдельным российским предприятиям, придерживающиеся в своей деятельности принципов корпоративной социальной ответственности, так и государству, разрабатывающему политику взаимодействия с предприятиями, необходимо учитывать данные стандарты.
Таблица 1. Институты, устанавливающие стандарты в области делового поведения и социальной ответственности (сост. по [3,])
Институт | Организации, входящие в институт | Функции |
Деловые ассоциации | Круглый стол в Ко | всемирная сеть лидеров бизнеса, занимающихся выработкой принципов делового поведения. Круглый стол в Ко убежден, что бизнес играет важную роль в разработке и реализации справедливых решений ключевых глобальных проблем. Разработанные им Принципы бизнеса служат руководством для устойчивого и социально ответственного развития и роста благосостояния, которое является фундаментом справедливого, свободного и прозрачного общества. |
Международная торговая палата (МТП) | Деятельность МТП охватывает широкий спектр направлений — от проведения арбитража и разрешения разногласий до создания предпосылок для открытой торговли, совершенствования системы рыночной экономики и саморегулирования бизнеса. Отчет МТП «Вымогательства и взятки в международной торговле» направлен на борьбу с коррупцией и преступлениями в экономической сфере. МТП поддерживает контакты со многими национальными правительствами и межправительственными организациями по вопросам, касающимся деловой активности. | |
Коалиция за экологически ответственный бизнес (CERES) образована в США. | В нее входят инвестиционные фонды, экологические и правозащитные организации. Коалиция поддерживает внедрение на предприятиях Принципов CERES — кодекса экологически ответственного поведения, состоящего из десяти положений. | |
Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) | Является некоммерческой профессионально-технической ассоциацией, в состав которой входят более 377 000 индивидуальных членов из 150 стран. Составленный институтом Кодекс этики включает 10 пунктов, регулирующих профессиональную деятельность ее членов. Кроме того, существует более подробный Кодекс этики и профессиональной практики инженеров-разработчиков программного обеспечения, состоящий из восьми положений. IEEE имеет свой Комитет по этике. Работает горячая линия для решения и обсуждения этических проблем. | |
Группы заинтересованных сторон, включая неправительственные организации | Декларация о взаимном доверии | Содержит принципы и директивы, помогающие бизнесменам определить роль, которую они и их организации должны играть в обществе. Особую ценность имеют Принципы глобальной корпоративной ответственности: механизмы и критерии оценки деятельности бизнеса. |
Глобальная инициатива по отчетности (GRI) была учреждена в конце 1997 г. | Разработка универсальных стандартов отчетности в сфере экономической и социальной деятельности, а также деятельности в области охраны окружающей среды, изначально для корпораций, а впоследствии для любого предприятия, государственного органа или неправительственной организации. Созданная CERES при поддержке ООН, GRI объединяет усилия корпораций, некоммерческих организаций, аудиторских организаций, деловых ассоциаций, а также других заинтересованных сторон по всему миру. Директивы по отчетности устойчивого развития, составленные GRI, представляют собой первый официальный документ по всесторонней отчетности, охватывающей финансовые, социальные и природоохранные аспекты деятельности компаний. | |
Организация международной социальной отчетности (SAI). | Некоммерческая организация, занимающаяся разработкой, внедрением и изучением стандартов добровольно представляемой социальной отчетности. SAI считает, что стандарты и системы верификации должны стать достоянием общественности. SAI выступает за улучшение условий труда посредством расширения и дальнейшего развития международных стандартов условий труда SA8000 и связанной с ними системы верификации SA800026. | |
Глобальные принципы Салливана (Sullivan Principles), 1977 | Принципы Салливана— свод правил, основанных на соблюдении прав человека и предоставлении равных возможностей всем компаниям, работающим в Южной Африке. Эти правила легли в основу Глобальных принципов Салливана, которые были сформулированы в 1997 г. для дальнейшего распространения прав человека и экономического развития всех стран. | |
Международная сеть корпоративного управления | ставит своей целью улучшение корпоративного управления во всем мире и более глубокое взаимопонимание между инвесторами и менеджментом корпораций. По состоянию на 2001 г. ее члены владели или управляли активами в размере 10 трлн. долл. | |
Институт директоров Южной Африки учрежден в июле 1993 г. Комитетом Кинга по корпоративному управлению. | Комитет Кинга выпустил два доклада о корпоративном управлении в Южной Африке. | |
Институт социальной и этической отчетности, 1999 | В 1999 году предложена программа АА1000S устанавливающую стандарты корпоративной отчетности. Ее целью является улучшение отчетности предприятий посредством привлечения всех заинтересованных сторон к контролю над предприятием. АА1000S помогает разработать процедуру систематического привлечения заинтересованных сторон, которая формирует показатели, цели и системы отчетности, необходимые для обеспечения эффективности организационной деятельности предприятия. AA1000S призвана дополнять Директивы по отчетности устойчивого развития, разработанные GRI30. | |
Международные правительственные организации | Международная организация труда (МОТ) | МОТ формулирует международные трудовые стандарты в форме конвенций и рекомендаций, устанавливающих минимальные нормы основных трудовых прав: свободы объединений, права на создание организаций и на коллективные переговоры, упразднение принудительного труда, права на равные возможности, а также другие стандарты, включающие весь спектр проблем, связанных с правами на труд. Этот институт имеет уникальную трехстороннюю структуру, в которой рабочие и работодатели участвуют как равные партнеры вместе с правительствами в работе его руководящих органов |
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) | Объединяет 30 стран, приверженных принципам демократии и рыночной экономики. Установив активные связи примерно с 70 другими странами, не только с некоммерческими организациями, но и с гражданским обществом, ОЭСР играет заметную роль в деле реформирования государственных и корпоративных структур. ОЭСР издает согласованные на международном уровне документы, решения и рекомендации, устанавливающие правила игры в тех областях, где для успешного развития необходимо многостороннее соглашение. | |
Глобальный договор ООН. | Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан 31 января 1999 г. в обращении к Всемирному экономическому форуму предложил принять Глобальный договор ООН, в котором декларировалась поддержка девяти принципов, касающихся прав человека, трудовых отношений и охраны окружающей среды. Глобальный договор ООН объединяет усилия корпораций, учреждений ООН, трудовых организаций и иных субъектов гражданского общества в реализации концепции Аннана, направленной на создание более устойчивой мировой экономики. | |
Министерство торговли США | Совместно с Торгово-промышленной палатой РФ Министерство торговли США разработало Руководство по составлению кодексов делового поведения, отражающее информацию, полученную в ходе проведения круглых столов и дискуссий в России и Соединенных Штатах. Руководство послужило основой для составления кодексов в странах Кавказа, Центральной Азии, Центральной и Юго-Восточной Европы и Латинской Америки |
Источник: infopedia.su
4. Роль государства в формировании программ корпоративной социальной ответственности. Сущность государственно-частного партнерства в России
Уровень жизни населения является ключевой характеристикой эффективного развития экономики. Следовательно, выявление проблем стимулирования развития корпоративной социальной политики со стороны государства позволит сформулировать направления совершенствования государственной политики в данном вопросе.
Государственное стимулирование включает прогнозирование, бюджетирование, финансирование, лицензирование, налогообложение, администрирование, кредитование, надзор, контроль и учет. Следовательно, государственное стимулирование социальных программ характеризуется следующими трудностями: • пределы государственного стимулирования; • необходимость государственного стимулирования социальных программ предприятий; • состав государственного стимулирования; • особенности государственного стимулирования в настоящий момент в России. • воздействие государственного стимулирования на развитие программ.
Государственное стимулирование предполагает дополнительное изучение специалистами, которые расходятся во мнениях и формируют два основных направления. Первое направление — стимулирование является необязательным, поскольку формирование на предприятиях социальных программ носит добровольный характер, а это значит, что государство не может обязывать или контролировать реализацию данных программ.
Руководители предприятий характеризуются высокой степенью сознательности, что приводит к необязательности контроля. Второе направление — руководители предприятий не характеризуются социальной ответственностью, что приводит к необходимости государственного вмешательства.
Следует отметить существование промежуточной позиции, которая направлена на формирование необходимых условий государством для реализации социальных программ (невмешательство государства в реализацию мер). В результате, государство формирует льготный налоговый режим и другие преференции предприятиям, занятым реализацией социальных программ, а реализация программ переходит в сферу регулирования внутренних договоренностей относительно вопросов этики.
При этом на предприятиях создаются корпоративные кодексы – своды правил и принципов делового поведения, а также принципов корпоративной социальной ответственности. Изучение социальной политики развитых стран позволяет сформулировать вывод, что государству следует оказывать стимулирующее воздействие на реализацию социальных программ по следующим причинам: • программы являются социально значимыми; • реализация программ оказывает влияние в пределах всего государства.
В России наблюдается формирование социальных программ на начальной стадии, а, следовательно, опыт зарубежных стран в данном вопросе является важным. Государственное регулирование социальных программ осуществляется косвенным способом, что предполагает решение большинства вопросов специальными общественными организациями.
Высокий уровень жизни населения развитых стран определяется не только экономическим развитием, но и эффективной государственной политикой и социальной деятельностью коммерческих компаний, которые приняла ответственность за общество с целью достижения устойчивого развития. На российских предприятиях также делается упор на реализацию саморегулирования функционирования относительно разработки и дальнейшей реализации социальных программ.
Государство России не стимулирует развитие социальных программ прямыми методами. Была создана законодательная база, формирующая границы реализации программ. Регулирование социальных программ осуществляется в соответствии с федеральными законами, Бюджетным, Налоговым, Трудовым и Гражданским кодексами Российский Федерации.
Следовательно, государственное регулирование корпоративных социальных программ предполагает формирование необходимых условий развития социальных программ предприятий, которые смогут стимулировать их реализацию. Таким образом, возникает необходимость эффективного распределения нагрузки между работодателями и государством в отношении реализации социальных обязательств (в отношении сфер социального обеспечения, добровольного и обязательного социального страхования).
Нагрузка обязательного социального страхования не должна являться сдерживающим фактором развития социальных программ и предприятия. В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие: — сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес; — взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе; — взаимодействие сторон имеет равноправный характер; — ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность; — в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон; — финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).
Можно сказать, что ГЧП — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере. Государственно-частное партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования государства, а с другой — «провалов рынка».
Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны «провалы рынка» или неэффективность государственного управления — как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры. Государственно-частное партнерство выполняет следующие характерные функции: 1) удовлетворяет потребности общественного сектора, используя или заимствуя ресурсы частного сектора; 2) поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором; 3) состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей.
Участниками ГЧП могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые: разделяют полномочия и ответственность; функционируют на равных; совместно затрачивают время и ресурсы; разделяют инвестиции, риски и выгоды; поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции; имеют четкое соглашение, контракт или иной’ правоустанавливающий документ. В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства.
Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению и экономическим агентам инфраструктурными и социально ориентированными отраслями.
Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.
Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п.
Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.
На стороне государства в проектах ГЧП — правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах.
Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций — контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции.
И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.
Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы: 1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи.
В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. 2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга.
Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии.
За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти.
Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства. Известно, что концессии как важнейшая форма партнерства государства и частного бизнеса получили наиболее широкое распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно остро необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление.
Различаются, по меньшей мере, на три вида концессий: 1) концессия на уже существующие объекты инфраструктуры; 2) концессия на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; 3) передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании. 4. Соглашения о разделе продукции.
Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть.
Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса. 5. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса.
В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности.
Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях. В последние годы, области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Корпоративная социальная ответственность государства
Понятие социальной ответственности является весьма сложным и многогранным. Чаще всего оно используется применительно к сфере бизнеса. В этом случае речь идет о социальной ответственности бизнеса или, как ее еще принято называть, корпоративной социальной ответственности (сокращенно – КСО).
Говоря о корпоративной социальной ответственности, следует иметь в виду множественную совокупность обязательств, принимаемых на себя бизнесом по отношению к различным группам заинтересованных сторон. В частности, речь идет об интересах внутренних и внешних стейкхолдеров.
Традиционно основными направлениями КСО считаются:
- развитие и поддержка членов трудового коллектива;
- совершенствование общества;
- защита окружающей среды.
Замечание 1
Несмотря на то, что многие ученые говорят о добровольном характере социальной ответственности, некоторые ее сферы определяются государством на уровне действующего законодательства. В частности, речь идет о социальной ответственности правового толка, в основе которой лежит соблюдение действующих норм и требований закона. Касается это всех участников экономических отношений.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
В то же время термин «социальная ответственность» используется применительно к самому институту государственной власти. В данном контексте она воспринимается в качестве некоего комплекса обязательств, которые государство должно выполнять в целях поддержания и укрепления общества.
Основные виды социальной ответственности государства представлены на рисунке 1. В совокупности они формируют систему государственной социальной ответственности.
Рисунок 1. Виды социальной ответственности государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Несмотря на все многообразие видов и форм социальной ответственности государства, ее корпоративная часть сводится непосредственно к социальной ответственности государственных корпораций и корпораций с государственным участием. Рассмотрим ее более подробно.
«Корпоративная социальная ответственность государства»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Социальная ответственность государственных корпораций
Как известно, бизнес может функционировать в различных формах. По формам собственности он делится на частную и государственную. Соответственно корпоративные структуры могут быть частными, государственными или смешанными.
Определение 1
Государственные корпорации – это не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные РФ на основе имущественных взносов и созданные с целью осуществления управленческих, социальных и/или иных общественно полезных функций.
Определение 2
Корпорации с государственным участием – это акционерные общества, часть акционерного капитала которых сконцентрирована в руках государства и его уполномоченных органов.
Список наиболее крупных российских государственных корпораций представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Наиболее крупные российские государственные корпорации и компании с государственным участием. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Традиционно государственные корпорации и корпорации с государственным участием уделяют повышенное внимание вопросам социальной ответственности. Особое внимание при этом уделяется ее внутренней стороне, то есть ответственности перед сотрудниками и акционерами. Что касается внешней социальной ответственности, то особое внимание здесь уделяется участию в развитии крупных инфраструктурных проектов.
Как правило, государственная корпоративная ответственность характеризуется высоким уровнем развития на всех уровнях иерархии, первоочередная роль при этом отводится ответственности правового толка. Помимо неукоснительного соблюдения требований и норм законности, госкорпорации и корпорации с госучастием предоставляют своим сотрудникам социальные гарантии и обеспечивают стабильность заработной платы.
Наименее развитым направлением в сфере государственной корпоративной ответственности считается благотворительность. АВ большей степени она характерна для частных коммерческих структур.
Отношение к направлению защиты окружающей среды определяется характером и отраслевой спецификой деятельности корпораций. Для производственных и добывающих отраслей это направление наиболее развито. В последние годы все более актуализируются вопросы энергосбережение и экономного ресурсопотребления.
Роль государства в развитии социальной ответственности
Государство, самостоятельно участвуя в реализации корпоративной социальной ответственности, также получает определённые выгоды от реализации политики, направленной на совершенствование КСО. Основными из них являются:
- соблюдение действующего законодательства;
- сокращение расходов правительства на социальную сферу и охрану окружающей среды;
- снижение социальной напряженности;
- инфраструктурное развитие регионов.
В целях содействия развитию социальной ответственности государство использует различные группы инструментов. Прежде всего, к ним относится поддержка и стимулирование добровольных инициатив бизнеса в сфере социальной ответственности, а также использование инвестиционных и налоговых инструментов. Помимо этого, государство оказывает бизнесу образовательную, исследовательскую и методическую поддержку, поддерживает внедрение систем оценки и отчетности в области КСО.
Участие государства в развитии систем корпоративной социальной ответственности находит свое отражение в развитии международного сотрудничества по КСО, а также организации диалога и партнерства между бизнесом и государством.
В настоящее время одной из проблем развития корпоративной социальной ответственности считается отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, которая бы законодательно определяла и регулировала отношения в области социальной ответственности. Кроме того, весьма перспективным направлением считается развитие финансовых механизмов и стимулов, которые поддерживали бы инновационные подходы и лучшие практики компаний.
В целом же государственное регулирование должно поощрять предприятия, лидирующие в области социально-ответственного поведения, укреплять уверенность инвесторов и давать сигнал, в какую сторону следует развиваться социально ответственному бизнесу.
Источник: spravochnick.ru