Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью активизации развития малого бизнеса как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики.
В решении возложенных на малый бизнес задач первостепенная роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти, структурам поддержки малого предпринимательства, разрабатывающим и реализующим государственную политику в отношении данного сектора экономики, т.е. механизму взаимодействия власти и предпринимательства в России.
1. Малый бизнес как объект государственного регулирования. 5
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса. 5
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса. 9
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России 21
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России. 21
2.2 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства. 28
Список использованной литературы.. 52
Прикрепленные файлы: 1 файл
— поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности. Поддержка может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;
Жириновский о развитии малого бизнеса в России
— поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24) — может осуществляться в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства, содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности, создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций, реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность [17, с. 10];
— поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).
Закон № 209-ФЗ предусматривает создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации [1].
Поддержка малого бизнеса в условиях санкций.
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон предусматривает оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для каждой из категорий субъектов малого бизнеса федеральными, муниципальными и местными программами могут быть предусмотрены свои меры поддержки, например гранты на развитие бизнеса, получение на льготных условиях производственных помещений. Кроме того, малые и микропредприятия могут в упрощенном порядке вести бухгалтерский учет. Также они избавлены от необходимости представлять большинство форм статистической отчетности.
Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.
На данный момент уже достаточно развита сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров [7, с. 44].
Важную роль в стимулировании малого бизнеса призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей — не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает. Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них [13, с. 79].
Таким образом, системы налогообложения малого бизнеса могут и должны способствовать его развитию. Вместе с тем стимулирование через этот инструмент воздействия на налогоплательщиков должно быть исключительно адресным, чтобы связанные с этим инструментом стимулирующие возможности не использовались бы для необоснованного занижения их налоговых обязательств.
2. анализ ВЛИЯНИЯ государственной поддержки НА РАЗВИТИЕ малого бизнеса в россии
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России
Главные проблемы развития современного российского бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством. В связи с этим знаменитую формулу Л. Макаревича «Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами» можно считать, по существу, бесспорной. Это доказано не только отечественным, но особенно позитивным опытом большинства успешных стран мирового социума. К сожалению, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства от федерального до муниципального уровня, коренного улучшения ситуации не происходило [8, с. 81].
В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах.
На 1 октября 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 октября 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2008 г. на 73,0 ед.
Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Северо-Западном ФО, заметное увеличение произошло также в Дальневосточном ФО (см. табл. 1).
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации [21]
округа Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения
количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения
за период 01.10.2007- 01.10.2008
Центральный 996,9 61,3
Северо-Западный 1 402,7 223,6
Приволжский 623,2 58,9
Уральский 661,3 43,2
Сибирский 658,8 97,0
Дальневосточный 794,8 121,3
Увеличение количества зарегистрированных МП сопровождалось ростом среднесписочной численности занятых на МП.
В январе-сентябре 2009 г. прирост оборота МП отмечается в 71 регионе, при этом прирост более чем на 30% наблюдался в 21 из них. При этом объемы оборота МП сократились всего в 13 регионах (см. табл. 2).
Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2009 г. [21]Федеральные округа млн. руб. На душу населения, руб. В % к январю-сентябрю 2008 г.
РФ 10 987 506,1 76 581,8 114,7
Центральный 4 964 675,4 132 229,8 111,9
Северо-Западный 1 227 364,5 89 386,4 125,6
Южный 982 600,8 43 057,2 111,0
Приволжский 1 615 533,6 52 605,8 113,3
Уральский 862 902,8 70 273,5 121,8
Сибирский 995 401,7 50 287,5 111,3
Дальневосточный 339 027,3 51 422,3 125,0
Итоги деятельности малых предприятий в региональном разрезе можно рассматривать как положительные. В январе-сентябре 2009 г. оборот МП вырос на 14,7% относительно аналогичного периода предыдущего года. Наиболее значительное увеличение оборота МП произошло в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Иркутской области, можно оценить по показателям, представленным в таблице 3. При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.
Состояние малого предпринимательства Иркутской области [20]Показатели 2007 г. 2008 г.
Количество малых предприятий, ед. 10440 11852
Количество работающих на малых предприятиях, чел. 78562 82097
Количество предпринимателей без образования юридического лица, чел. 51452 61669
Доля занятых в малом бизнесе в общем количестве занятых в экономике региона (без учета работников у ПБОЮЛ), % 16,4 17,8
Доля отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами малых предприятий в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг в целом по области, % 9,7 10,2
Среднемесячная заработная плата, руб. 5480 7515
На малых предприятиях работало на постоянной основе 82,1 тыс. человек. В области зарегистрировано 61,6 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Общее количество занятых в малом предпринимательстве без учета работников у индивидуальных предпринимателей составило 143,7 тыс. человек или 17,8% от общего количества занятых в экономике области.
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем валовом региональном продукте 2008 г. — 10,8% (оценка ВРП 2008 г. — 316 867,2 млн. руб. Малыми предприятиями в 2008 г. произведено продукции на сумму 34 351,8 млн. руб.). Доля в ВРП 2005г. — 8,5%.
В 2008 г. объем выпуска продукции, работ, услуг составил 38 млрд. рублей (темп роста — 110,4%) [20].
Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Иркутской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. Наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом (см. табл. 4).
Отраслевая структура малых предприятий Иркутской области [20]Вид деятельности Доля, %
Оптово-розничная торговля 42, 23
Услуги и операции с недвижимостью 18,0
Обрабатывающие производства 10,8
Транспорт и связь 5,96
Сельское и лесное хозяйство 4,1
Несмотря на положительные тенденции в России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. К европейскому уровню (25–30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1–2 [3, с. 25].
Ныне в общем количестве экономически активного российского населения предприниматели составляют около 17%. Это в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.
В таблице 5 отражены основные показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства в экономически развитых странах. В современной экономике промышленно развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего продукта приходится на малые и средние предприятия.
Например, в Великобритании этот показатель составляет от 50 до 53%, в странах ЕС — от 63-67%, в Японии данный показатель составляет 55% от общей доли всего ВВП; для сравнения, в России данный показатель составляет от 9 до 12,5%. Для сравнения рассмотрим такой показатель, как число занятых на малых и средних предприятиях. В Российской Федерации число работающих на малых и средних предприятиях составляет около 9 млн человек, это 17,8% от общей доли работающего населения. В странах ЕС на малых и средних предприятиях работают 68 млн человек, что составляет 72% от числа занятых, в Японии — 39,5 млн человек, это около 78% всех занятых в стране [6, с. 13].
Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом [6, с. 13]Страны
Источник: www.referat911.ru
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова Светлана Сергеевна, Тимохина Дарья Михайловна
В статье рассматривают актуальные меры государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства России в современных экономических условиях.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солдатова Светлана Сергеевна, Тимохина Дарья Михайловна
РОЛЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ» НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: ИТОГИ 2019 ГОДА
ТРАНСФОРМАЦИЯ НАУЧНОГО МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СЕГМЕНТЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ» В УЛУЧШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
THE ROLE OF THE STATE IN SOLVING THE PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES
The article examines the current measures of state support for the sector of small and medium-sized enterprises in Russia in modern economic conditions.
Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022
Научная статья Original article УДК 338.1
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
THE ROLE OF THE STATE IN SOLVING THE PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES
Аннотация: в статье рассматривают актуальные меры государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства России в современных экономических условиях.
Abstract: the article examines the current measures of state support for the sector of small and medium-sized enterprises in Russia in modern economic conditions. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, экономическое развитие.
Keywords: small and medium-sized entrepreneurship, state support, economic development.
Активно работающий сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) является признаком развитой экономики любого государства: он обеспечивает создание новых рабочих мест, и, следовательно, повышает уровень занятости населения, является источником формирования доходной части бюджета страны, вносит значительный вклад в рост ВВП, способствует внедрению инновационных технологий. Без него невозможно формирование и развитие здоровой конкуренции на рынке.
В пределах последнего пятилетия доля вклада МСП в ВВП нашего государства составляет порядка 22%, а по мнению экспертов, для реального роста экономики и благосостояния граждан требуется, чтобы этот показатель был равен 30-40% [1]. Именно поэтому государство заинтересовано в поддержке развития данного сектора.
Государственная помощь малому и среднему бизнесу осуществляется посредством осуществления национальных проектов, ведущим из которых на 2022 год является «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Реализация данного проекта началась в 2019 году и рассчитана на следующие пять лет. К 2024 году Правительство Российской Федерации ставит целью осуществление таких задач (рисунок 1), как: увеличение числа занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек; увеличение показателя вклада МСП в ВВП страны с 21,9% до 32,5%; рост доли экспорта товаров МСП в общероссийском объеме «несырьевого» экспорта до 10% [1].
Рисунок 14 — Целевые показатели и задачи программы «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [1] Планируется, что бюджет вышеуказанного проекта составил 481,5 млрд рублей (рис. 2).
Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности
Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию
Акселерация субъектов МСП
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации
ИСТОЧНИКИ: 416,2 млрд руб. — федеральный бюджет,
11 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ, 53,9 млрд руб. — внебюджетные источники
Рисунок 15 — Бюджет национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»[1]
Правительство Рф рассчитывает, что данные денежные средства будут расходоваться следующим образом: 2,5 млрд руб. будет направлено на совершенствование инфраструктуры предпринимательской деятельности; 261,8 млрд руб. — на расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам; 167,9 млрд руб. — на акселерацию субъектов МСП; 40,8 млрд руб. -на поддержку сельского хозяйства; 8,5 млрд руб. — на популяризацию предпринимательства [1].
Промежуточные итоги реализации проекта были подведены в декабре прошлого года на предпринимательском форуме «Мой бизнес в Москве». По словам А. Г. Силуанова, первого заместителя председателя Правительства РФ, за все время существования проекта в разных регионах страны было открыто 82 центра поддержки экспорта, с помощью которых более 5 тысяч МСП смогли представить свою продукцию на международном рынке; выдано более 900 млрд рублей кредитов по льготной ставке 8,5% годовых; в качестве «самозанятых» зарегистрировалось почти 2 млрд человек [3].
В 2021 году началась реализация федерального проекта «Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами». Данный проект направлен на создание единой цифровой системы, в которой содержится необходимая информация о мерах и методах поддержки субъектов МСП. Непосредственно на сайте данной платформы пользователь может получить консалтинговые услуги, услуги бухгалтеров, логистов и юристов, пройти бизнес—обучение, оставить заявку на получение кредита, изучить региональные меры поддержки бизнеса и получить доступ к необходимому заказу услуг [2].
Сейчас наша страна находится в условиях беспрецедентного экономического давления со стороны США и Европейских государств. В феврале и марте 2022 года из-за обострения геополитической ситуации ряд иностранных правительств объявили санкции в отношении Российской Федерации.
Поэтому поддержка малого и среднего бизнеса государством становится все более масштабной. По заявлению Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Бориса Титова; «.. .воздействие санкций особо остро ощущается из-за существенной зависимости российского производства от импорта. Импортную составляющую в собственном производстве до 10% имеют 26% российских малых и средних предприятий; до 50% она оценивается в 37% организаций МСП; свыше 50% — в 26% организаций МСП» [7].
Так же необходимо учитывать, что достаточно большая доля бизнеса МСП пока не восстановилась от последствий кризиса, вызванного пандемией вируса СОУГО-19. Именно поэтому меры помощи и поддержки МСП, принимаемы государством сейчас, должны быть масштабнее осуществленных в 2020 и 2021 годах.
Центральный Банк России заявил о готовности выдачи льготных кредитов со ставкой до 15% для малых предприятий, и 13,5% для средних [5]. Полученные денежные средства они могут потратить закупку материалов и или товаров, увеличение оборотных средств.
Ко всему прочему, Центробанк РФ с 18 апреля по 31 августа 2022 года ограничивает комиссии на эквайринг. 1% она будет составлять лишь для предприятий, занятых в продаже товаров повседневного спроса и медикаментов, а также компаний, оказывающих услуги в жилищно-коммунальной сфере, сфере связи, медицины и перевозок [5].
Также Центральный Банк объявил, что в первом полугодии 2022 года, организации МСП, принимающие оплату через систему быстрых платежей (СБП) не будут перечислять комиссию с расчетов [5].
В свою очередь Правительство Российской Федерации в Постановлении от 10.03.2022 №337 озвучило, какие сферы деятельности временно освобождаются от выплаты взятых кредитов и процентных начислений по ним [3]. Кредитными каникулами на ближайшие шесть месяцев могут воспользоваться сельскохозяйственное производство, обрабатывающая промышленность, торговля. Постановлением от 10.03.2022 №336 высший исполнительный орган власти установил запрет на плановые проверки предприятий, включенных в реестр субъектов предприятий малого и среднего бизнеса [3].
Ко всему вышеперечисленному, Правительство РФ изъявило готовность ввести ставку НДС 0% для туристической отрасли страны [3]. Этот налог будет действовать в течении ближайший пяти лет.
Указом Президента от 02.03.2022 № 83, российские 1Т-компании могут рассчитывать на такие механизмы поддержки, как получение денежных средств из государственного бюджета для выплаты заработной платы сотрудникам, отсрочка от призыва на военную службу для работников, гранты
на поддержку перспективных отечественных разработок, упрощение процесса получения вида на жительства и трудоустройству работников из-за рубежа [5].
В Налоговый Кодекс РФ были внесены некоторые поправки в соответствии с принятием Федерального закона от 09.03.2022 №52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса РФ» [6]. В соответствии с ним Правительство РФ и регионов страны имеет право сдвигать сроки уплаты налогов и сдачи налоговых деклараций. Данное разрешение действует до конца этого года.
Успешно функционирующий сектор малого и среднего бизнеса является ключевым фактором экономического процветания страны. Именно поэтому большинство стран, относящихся к категории развитых, несколько десятилетий подряд делают упор на развитие МСП, создавая комфортные условия для его развития. К этому сейчас стремится и Россия.
1. Официальный сайт Министерства экономического развития. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionaln уу proekt maloe i srednee predprinimatelstvo i podderzhka individualnoy _predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения 12.04.2022)
2. Официальный сайт Министерства экономического развития. Федеральный проект «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy proekt maloe
i srednee predprinimatelstvo i podderzhka individualnoy predprinimatelsk oy iniciativy/cifrovaya platforma msp/(дата обращения 13.04.2022)
3. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения 12.04.2022)
4. Официальный сайт Федеральной Налоговой службы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения 14.04.2022)
5. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения 13.04.2022)
6. Официальный сайт Центрального Банка РФ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cbr.ru/%E2%80%84 (дата обращения 13.04.2022)
7. Информационно-правовой портал «Гарант.Ру». «Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/article/1532971/ (дата обращения 12.04.2022)
1. Official website of the Ministry of Economic Development. National project «Small and medium-sized entrepreneurship and support of individual entrepreneurial
initiative». [electronic resource]. Access mode: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/nacionalnyy proekt maloe i srednee predprinimatelstvo i podderzhka individualnoy predprinimatelskoy iniciativy/ (accessed 04/12/2022)
2. Official website of the Ministry of Economic Development. The Federal project «Creation of a Digital platform with a mechanism for targeted selection and the possibility of remote receipt of support measures and special services by SMBs and self-employed citizens». [electronic resource]. — Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy proekt maloe
i srednee predprinimatelstvo i podderzhka individualnoy predprinimatelsk oy iniciativy/cifrovaya platforma msp/ (accessed 04/13/2022)
3. Official website of the Government of the Russian Federation. [electronic resource]. — Access mode: http: //government.ru/ (accessed 04/12/2022)
4. 4.Official website of the Federal Tax Service. [electronic resource]. — Access mode: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (accessed 04/14/2022)
5. Official website of the President of the Russian Federation. [electronic resource]. — Access mode: http://www.kremlin.ru/ (accessed 04/14/2022)
6. Official website of the Central Bank of the Russian Federation. [electronic resource]. — Access mode: https://cbr.ru/%E2%80%84 (accessed 04/13/2022)
7. Information and legal portal «Garant.Ru». «Support for small and medium-sized businesses under sanctions». [electronic resource]. — Access mode: https://www. garant.ru/article/1532971/ (accessed 04/12/2022)
Для цитирования: Солдатова С.С, Тимохина Д.М. Роль государства в решении проблем развития малого и среднего предпринимательства // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» № 4/2022.
Источник: cyberleninka.ru
Роль государства в развитии малого бизнеса
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ Булакова И.В.
Роль государства в развитии малого бизнеса
Другие курсовые по предмету
1. Малый бизнес как объект государственного регулирования5
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса5
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса9
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России21
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России21
2.2 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства28
Список использованной литературы52
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью активизации развития малого бизнеса как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики.
В решении возложенных на малый бизнес задач первостепенная роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти, структурам поддержки малого предпринимательства, разрабатывающим и реализующим государственную политику в отношении данного сектора экономики, т.е. механизму взаимодействия власти и предпринимательства в России.
Анализ практики зарождения малого бизнеса в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий.
Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.
С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В исследуемой сфере Россия значительно отстает от остальных членов «Большой восьмерки», стран Восточной Европы, Китая.
Выявление факторов, определивших рассмотренное противоречие и далее способов их скорейшей нейтрализации является важней макроэкономической задачей. Ее решение обеспечит возможность реализации потенциала малого предпринимательства в части стимулирующего воздействия на основные аспекты развития современного общества экономику, социальную сферу, научно-технический прогресс.
Целью курсовой работы является определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.
Исходя из сформулированной цели, поставлены следующие задачи:
— сформулировать понятие и перечень классификационных признаков субъектов малого предпринимательства;
— сформулировать наиболее эффективные и доступные государству формы централизованной поддержки малых предприятий,
— проанализировать специфические условия развития малого предпринимательства в России, выявив негативно влияющие на него факторы;
— определить возможные пути активизации роли государства в развитии малого предпринимательства;
— выявить способы повышения эффективности малого бизнеса в кризисный период.
В первой главе курсовой работы нами были изучены теоретические основы роли государства в поддержке малого бизнеса, для чего были определена сущность и признаки малого бизнеса, критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому бизнесу, обозначена роль малого бизнеса в экономике, меры государственной поддержки малого бизнеса.
Вторая глава курсовой работы построена на анализе влияния поддержки государства на развитие российского малого бизнеса. Дана характеристика современного состояния малого предпринимательства, в том числе в сравнении с зарубежным опытом, обозначены причины слабого развития российского малого бизнеса, рассмотрены возможности повышения активности государства в развитии малого предпринимательства. Особенно, на наш взгляд, это необходимо в условиях экономического кризиса.
Теоретическую и информационную базу курсовой работы составили исследования российских ученых, экономическая периодика, статистические данные, размещенные на портале поддержки малого предпринимательства.
1. малый бизнес как объект государственного регулирования
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
Понимание необходимости развития малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.
В современных условиях малое предпринимательство (МП) относится к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП).
Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций.
Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
В научной литературе вместо термина «малое предпринимательство» часто употребляется термин «малый бизнес». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.
В самом общем виде под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия [10, c. 50].
В юридической и экономической литературе дается множество определений МП или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина «малое предпринимательство», данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия:
— небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
— правовая независимость предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;
— персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне [5, с. 13].
Изучение и анализ состояния и развития малого бизнеса в современных условиях предполагают в первую очередь рассмотрение критериев отнесения предприятий к малым. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым или средним. В одних государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.
В Европе, Северной Америке и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых работников, объем произведенной продукции, выручка от реализации произведенных товаров и оказанных услуг и др.
Например, в США используют три варианта отнесения предприятий к малым сфера деятельности, численность занятых на предприятии и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек.
Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн долл. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области [16, с. 39].
В Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к малым: численность и годовой оборот. В Бельгии и Польше предприятие относится к малым и средним, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся предприятия, в которых работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия от 2 до 25 человек, среднего от 26 до 250 человек.
В Европейском союзе (ЕС) существует следующая классификация микро, малых и средних предприятий:
— численность работающих человек от 10 до 250;
— величина годового оборота 740 млн евро;
— величина балансовой стоимости активов 527 млн евро.
В соответствии с приведенной классификацией ЕС малы
Источник: www.studsell.com