3. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России.
Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х – самом начале 90-х годов, потом начался период стагнации, в какие- то периоды наблюдалось даже сокращение. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде.
По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6, 5 млн. человек. Еще 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объем продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14 % от общего объема промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: там на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а у нас — всего 7. И доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России.
29 МаЯ 2023г.
Малый бизнес в развитых странах – крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно – технического прогресса. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса. Однако приведенная статистика имеет и обратную сторону.
Ее показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем «их» малый бизнес дает Западу. Действительно, 7 российских предприятий на тысячу населения обеспечивают 14% промышленной продукции или 1 предприятие на тысячу населения в данном случае приходится всего 1% производства. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса.
Немаловажен тот факт, что масштабы теневого бизнеса в этом сегменте рынка чрезвычайно велики. Не регистрируются до 70% выше официальных показателей, не менее чем на 90% занижаются данные о фондах заработной платы, а оборот своих фирм предприниматели занижают в среднем на 70%. При этом данные Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23-25% от валового внутреннего продукта, а по оценкам МВД, эта доля достигает 40%.
Источник: kazedu.com
2.3 Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России
Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х – самом начале 90-х годов, потом начался период стагнации, в какие-то периоды наблюдалось даже сокращение малых предприятий. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде.
По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6,5 млн. человек. Ещё 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объём продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14% от общего объёма промышленного производства.
Роль предпринимательства в современных реалиях
Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: в развитых странах на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а в России – всего 7. Доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России. Малый бизнес в развитых странах – крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно-технического прогресса.
В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса. Однако приведённая статистика имеет и обратную сторону. Её показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем зарубежный малый бизнес даёт Западу. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса.
Заключение
Таким образом, малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
Развитие малого предпринимательства осуществлялось по очень сложному пути. В его истории были и подъёмы, и падения, но он продолжал развиваться и совершенствоваться несмотря ни на что. Повышение мирового престижа малого предпринимательства началось в 1980-х годах благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места.
С этого времени малый бизнес прошёл в своём развитии ряд этапов. В настоящее время он продолжает развиваться. До сих пор не существует однозначного определения понятия «малый бизнес» или «малое предпринимательство», закреплённого законодательно.
Но в большинстве случаев выделение малых предприятий осуществляется по следующим критериям: — численность работающих; — стоимость производственного капитала (активов); — объём продаж. Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются такие хозяйственные товарищества и общества, как: — полные товарищества; — товарищества на вере; — общества с ограниченной ответственностью; — открытые и закрытые акционерные общества.
Малый бизнес в России сталкивается с многочисленными проблемами: — недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база. В течение многих лет не существовало средств для развития малого бизнеса, не разрабатывались программы по реализации государственной поддержки малых предприятий.
Всё это отразилось на ресурсной базе малого бизнеса; — несовершенная законодательная база, на которую опираются предприниматели. Во многих законодательных актах, регулирующих деятельность малых предприятий, существуют серьёзные недостатки.
Пока они не будут ликвидированы, малый бизнес в России не сможет полноценно функционировать; — отсутствие квалифицированных кадров для управления малыми предприятиями; — криминализация малой предпринимательской деятельности. Существует теневой сектор экономики, который оказывает большое давление на частных предпринимателей; — проблема взаимоотношений малого бизнеса и государства.
Устранению основных проблем в малом предпринимательстве способствует его государственная поддержка. Была принята Программа по поддержке малого предпринимательства на 2003-2005 гг. Она предусматривает: — совершенствование нормативно-правовых основ регулирования малого бизнеса; — оптимизацию налогообложения, упрощение налоговой отчётности; — упрощение доступа к финансовым ресурсам; — развитие инновационного предпринимательства. Таким образом, малое предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста.
Источник: studfile.net
Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России
Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России
Другие курсовые по предмету
Министерство образования Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и управления гостиничного хозяйства и туризма.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России»
студент группы 5/5063
факультета Э и У
гостиничного хозяйства и туризма
Руководитель: Симкина Л.Г.
Санкт — Петербург
1. Малое предпринимательство в переходной экономике России: состояние и проблемы
1.1 Развитие малого предпринимательства.
1.2 Нормативно правовое обеспечение малого предпринимательства.
1.3 Проблемы развития малого предпринимательства.
2.Развитие перспективных форм малого бизнеса
2.1 Венчурный бизнес, как разновидность предпринимательства в России.
2.2 Бизнес инкубатор.
2.3 Технологические парки механизм интеграции государства, финансов, науки и производства.
Список используемой литературы
1.Комплекс принятых мер по государственной поддержке малого предпринимательства в России за 2006 год.
С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах частной собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются мелкие и средние предприятия.
Предпринимательство сложный социально-экономический процесс по структуре и целям, которые определяются под воздействием личных интересов предпринимателей и внешних факторов. При этом личные интересы изменяются, как правило, в зависимости от достигнутых экономических результатов.
Социально экономическая значимость малого предпринимательства уже не нуждается в дополнительных доказательствах. Об этом свидетельствует вклад малого бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех индустриально развитых странах. Этому предшествовала большая и продолжительная работа по формированию у людей мотивации и уважения к предпринимательству. На государственном и региональном уровнях стимулировалось увеличение числа малых предприятий, координировались изменение их структуры и территориальное размещение с учетом социально-экономической ситуации.
Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики.
Мировая практика доказала, что крупное производство атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства.
Значение крупного производства будет сохранятся и в России, поскольку это обусловлено масштабами государства, имеющейся структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности. Многие собственники и руководители успешно работающих малых предприятий вышли из оборонного производства и отраслевых научно-исследовательских институтов, благодаря чему в значительной степени удалось сохранить российский научно-технический потенциал.
В Западной Европе малый бизнес занимает важное место в экономике и обеспечивает социальное спокойствие, предоставляя людям возможность самостоятельно решать проблемы материального обеспечения, самоутверждаться и эффективно использовать свою собственность. Такой подход особенно важен для России, поскольку значительная часть её населения инертна, так как привыкла работать по найму в стабильных условиях на больших государственных предприятиях.
Зато другая, меньшая, часть активно адаптируется к рыночным отношениям. Эту категорию населения следует увеличить за счет желающих открыть свое дело. Их энергию нужно направить на решение общегосударственных и региональных социально-экономических задач. При этом не следует определять масштабы малого предпринимательства, ибо в ближайшей перспективе здесь нет ограничений.
Поэтому нецелесообразно ставить задачу довести число малых предприятий, например, через 5 лет до тех или иных конкретных цифр. Это сложный социально-экономический процесс, и погоня за количественными показателями может только навредить. Важно создать условия для мотивации предпринимательства, хозяйственной инициативы, превращения малого бизнеса в отдельный самостоятельный сектор и федеральной , и региональной экономики.
Во многих субъектах Российской Федерации поняли значимость малого предпринимательства и в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление обосновано, поскольку все крупные страны в основном развиваются за счет расширения внутреннего рынка, а малые с помощью роста экспорта.
К сожалению, в субъектах Российской Федерации существуют разные точки зрения на необходимость стимулирования малого предпринимательства. Об этом свидетельствуют данные о количестве малых предприятий относительно числа жителей краев и областей. При этом меньше всего их в дотационных регионах с высоким уровнем безработицы.
Именно здесь региональные органы власти не принимают конкретных решений по развитию малого предпринимательства. Исправить положение можно только при наличии «сквозных» федеральных законов, регулирующих малое предпринимательство в целом и определяющих границы законодательной инициативы на региональном уровне. Без них невозможно создать равные условия для субъектов малого предпринимательства.
Это подтверждается опытом стран Европейского союза (ЕС), где федеральные законы обеспечивают право на малое предпринимательство, и на этой основе предприниматели вынуждают региональные власти оказывать им внимание. В федеральных социально-экономических программах решение проблем безработицы, экологии, развития отдельных производств (сельское хозяйство, строительство, инновационная сфера) предусматривается через целевое стимулирование малого бизнеса. Именно ему предназначаются финансовая помощь, налоговые и другие льготы. В странах Западной Европы региональные и местные органы власти не получают дотации от федерального правительства для повышения уровня доходов населения до среднеевропейских показателей. Они имеют главное организационные и материальные возможности для создания новых рабочих мест на малых предприятиях, что обеспечивает рост доходов населения и дополнительные налоговые поступления.
Все перечисленные вопросы и проблемы в той или иной степени отражены в данной работе, так как они являются основой решения важной для России социально-экономической задачи возрождение духа цивилизованного предпринимательства и формирование на его основе среднего класса.
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРЕХОДНОМ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ, СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ.
1.1 Развитие малого предпринимательства
Для 1991-1992 гг. характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 года в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб.
Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%, в объеме розничного товарооборота (включая общественное питание) с 0,6 до 1,1%, в общем объеме реализации бытовых услуг населению с 4,6 до 18,4%. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предпринимательской деятельности и ряда других. 1992 год год шоковой терапии характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7% от общего числа занятых). Наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.
Либеризация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В результате малые предприятия занимались чисто посреднической и торговой деятельностью.
Источник: www.studsell.com