Роль инфраструктуры для развития малого бизнеса

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие предпринимательства в значительной степени зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки предпринимательских организаций на государственном и региональном уровне.

В России сложилась определенная инфраструктура поддержки малого бизнеса:

В реализации государственных программ поддержки предпринимательства особое участие принимает министерство экономики и финансов, министерство по налогам и сборам, труда и социального развития, юстиции, образования и др.

Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимает конституционный суд, арбитражный суд, верховный суд, генеральная прокуратура и их органы на местах.

В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который организует финансовое обеспечение федеральной политики в поддержке и развитии предпринимательства.

Значительное место в инфраструктуре предпринимательства занимает торгово-промышленная палата и ассоциация предпринимателей.

6.2.2. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства

Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют ВУЗы РФ, где главенствующее место занимает Государственный Университет Управления.

Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого бизнеса. В 70 регионах РФ действуют фонды поддержки малого предпринимательства и прогрессивные хозяйствующие субъекты в инфраструктуре предпринимательства, которыми являются:

– консалтинговые компании и др.

Источник: economic-s.ru

Инфраструктура как форма поддержки развития малого предпринимательства: На примере отраслей сферы сервиса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Ручкан, Лев Михайлович

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Ручкан, Лев Михайлович

Гл.1. ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФОРМА ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РЫНОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

1.1. Предпринимательство в сфере сервиса и проблемы формирования рыночных отношений и становления инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

1.2. Концептуальные основы и особенности формирования инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства в сфере сервиса.

Гл. 2. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В СФЕРЕ СЕРВИСА РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

2.1. Территориально-отраслевые особенности формирования малого предпринимательства в сфере сервиса и условия развития инфраструктурной поддержки.

2.2. Основные элементы и функции инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в сфере сервиса и анализ причин, сдерживающих ее развитие /по материалам анкетных обследований.

Какой кредит выбрать для развития малого бизнеса?

Гл. 3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СЕРВИСА

3.1. Инфраструктура имущественной поддержки малых предприятий и пути ее развития.

3.2. Совершенствование инфраструктуры кадровой поддержки малого предпринимательства.

3.3. Формирование и совершенствование информационной и коммуникационной инфраструктуры по поддержке развития малого бизнеса в сфере сервиса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Формы партнерских связей и механизм сотрудничества предпринимательских структур в сфере услуг 2004 год, доктор экономических наук Савельев, Владимир Михайлович

Формы поддержки и механизм регулирования малого предпринимательства в сфере платных услуг 2000 год, доктор экономических наук Литвинова, Ольга Игоревна

Формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса в РФ: С использованием опыта ЕС 1999 год, кандидат экономических наук Мигурский, Сергей Валерьевич

Региональная компонента механизма поддержки малого предпринимательства: На примере Республики Адыгея 2002 год, кандидат экономических наук Настуев, Муса Мухамедович

Развитие инфраструктуры малого инновационного предпринимательства в современной России 2005 год, кандидат экономических наук Кулагина, Людмила Артемьевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Инфраструктура как форма поддержки развития малого предпринимательства: На примере отраслей сферы сервиса»

Формирование в России многоукладной национальной экономики, возрождение частного сектора проходит в сложных условиях становления российской государственности, сопровождающихся не только спадом производства товаров /услуг/, разрывом хозяйственных связей, спросовыми ограничениями и массовыми нарушениями финансовых взаимоотношений между предприятиями, но и политическим и социальным противостоянием.

Одним из реальных путей выхода России из социально-экономического кризиса может стать возрождение и развитие отечественного предпринимательства.

Россия, признав необходимость перехода к рыночной экономике, еще в полной мере не признала, что ее главным действующим лицом должен стать предприниматель — организатор производства и реализации необходимых обществу товаров и услуг. На 1 января 1998г. число частных предприятий и организаций составило почти 2 млн. или 73,2% от их общего количества в национальной экономике России, а численность занятых в них работников достигла 26 млн. человек или почти 40% от общей численности работающих в национальной экономике.

В связи с этим перед обществом и государством встают вопросы осмысления роли предпринимательства в социально-экономическом развитии Российской Федерации, сущности и содержания государственной политики его поддержки, становления предпринимательской деятельности, где важнейшее место отводится малому бизнесу как основному звену преодоления социально-экономического кризиса и обеспечения процветания российского общества.

Изучение отечественного и мирового опыта развития предпринимательской деятельности показало, что на ранних этапах развития рыночных отношений предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должно оказываться как государственными органами власти на всех уровнях /федеральном и региональном/, так и общественными организациями самих предпринимателей /союзов, ассоциаций, торгово-промышленных палат и др./.

Читайте также:  Бизнес брокер что это такое

Складывающаяся система государственной поддержки развития малого предпринимательства пока еще не носит целостного характера. До сих пор отсутствует единая государственная политика в отношении малого бизнеса, который все больше попадает под налоговый, бюрократический и криминальный пресс. В результате, чтобы выжить, предприниматели вынуждены скрывать свои истинные доходы /по данным Госкомстата РФ, на теневую экономику приходится 23-25% от ВВП, а по оценке МВД РФ, эта доля достигает 40%.Это оборачивается огромными социально-экономическими потерями для российской национальной экономики, поскольку именно деятельность малых предприятий является основой пополнения региональных бюджетов, снижает социальную напряженность, создаёт новые рабочие места, насыщает рынок товарами и услугами, формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников.

Среди различных и многоаспектных форм поддержки развития малого бизнеса особое место должно быть отведено созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Под понятием «инфраструктура» следует понимать совокупность отраслей, систему предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, или виды их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также для нормальной жизнедеятельности людей.

Целью формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, как самостоятельной системы, является создание благоприятных условий для: его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки МП по различным направлениям: правовому, финансовому, имущественному, кадровому, а также оказание предпринимателям широкого спектра деловых услуг.

Составными элементами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства являются государственные, коммерческие и общественные институты, через которые осуществляется организация и доведение поддержки в различных формах и видах до субъектов малого бизнеса, т.е. институциональная структура поддержки МП выступает важнейшим механизмом, обеспечивающим не только развитие и регулирование формирования малого предпринимательства, но и системой мониторинга, 1/ См„ «Аргументы и факты» № 46,1999г. позволяющей контролировать и иметь каналы, обратной связи для максимальной ориентации всей инфраструктуры на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса. Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям оказывается на условиях, отличных от рыночных /льготные кредиты и страхование, умеренная аренда, деловые услуги по пониженным расценкам и т.п./. Именно это должно выделять инфраструктуру поддержки МП из значительно более широкой совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых, коммерческих услуг.

Постановка проблемы. Малое предпринимательство, как правило, использует в своей жизнедеятельности существующую инфраструктуру экономики страны.

В силу ряда обстоятельств МП находятся в менее благоприятных условиях вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам как доступ к финансовым ресурсам и инвестициям, исследованиям конъюнктуры рынка, информационным коммуникациям, новейшим технологиям и т.д. Для минимизации негативного воздействия этих факторов, а также для раскрытия внутренне присущего малому предпринимательству динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной специально на малый бизнес. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и системы партнерских связей, а также кооперация предпринимателей, что способствует не только повышению эффективности их экономической деятельности, но и самоорганизации малого бизнеса. Эти обстоятельства, а также малоизученность проблемы и определили выбор темы, ее цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в разработке и обосновании методологических основ и научно-практических рекомендаций по созданию и формированию системы инфраструктуры для развития малого предпринимательства как важнейшей формы поддержки одного из направлений государственной политики по развитию малого бизнеса в России.

Реализация цели диссертационного исследования потребовала решения следующих задач:

— выявление особенностей развития рыночной инфраструктуры и ее влияние на формирование малого предпринимательства в сфере сервиса;

— определение базового понятия «инфраструктура» и пограничных «инфраструктура рынка», «инфраструктура имущественной, кадровой и информационной поддержки» развития малого предпринимательства и др.;

— выявление основных элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в отраслях сферы сервиса, а также причин, сдерживающих ее развитие в современных условиях;

— формирование концептуальных основ инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере сервиса и условий для ее развития в переходный период российской национальной экономики; определение и обоснование дальнейшего развития инфраструктуры имущественной поддержки малого предпринимательства в отраслях сферы сервиса;

— обоснование предложений и рекомендаций по совершенствованию инфраструктуры кадровой поддержки развития малого предпринимательства;

— определение основных направлений по развитию и совершенствованию информационной и коммуникационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в сфере сервиса.

Объектом исследования являются малые предприятия, действующая рыночная инфраструктура и ее функциональные составляющие по обслуживанию субъектов малого предпринимательства в отраслях сферы сервиса.

Предметом исследования: является организационно-экономический механизм функционирования инфраструктуры поддержки и ее форм, обеспечивающих развитие малого предпринимательства в условиях перехода к рыночным отношениям.

Методология исследования. Методологическую и методическую основу диссертационного исследования составляют научные труды отечественных ученых-экономистов и практиков в области рыночной экономики и предпринимательской деятельности сферы сервиса, в частности большой вклад внесли: Блинов А.О., Бусыгин А.В., Егоров Е.Н., Ерохина Л.И., Жильцов Е.Н., Казаков В.Н., Качурина М.М., Круглова Н.Ю., Магомедов Ш.М., Морозов В.Ю., Новицкий А.Г., Осипов Ю.М., Платонова Н.А., Сульповар Л.Б., Ядгаров Я.С., др. авторы, а также труды зарубежных ученых и специалистов, таких как: М. Вебер, П. Друкер, В. Зомбфт, И. Шумпетер и др.

Читайте также:  Где находится бизнес зал мастеркард в Шереметьево

В диссертации использованы методы экономико-статистического и социального анализа, методы сравнения и группировок, контент-анализ и др. Кроме того, использовались государственные нормативные правовые акты, правительственные документы, относящиеся к развитию предпринимательской деятельности, а также специальная отечественная и зарубежная экономическая и правовая литература по изучаемой проблеме.

Информационной базой исследования являются официальные материалы Госкомстата Российской Федерации, банки данных отдельных акционерных обществ России, а также результаты эмпирических исследований и анкетных обследований в предпринимательских структурах, выполненных при участии автора.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— определены особенности развития рыночной инфраструктуры как системы предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, обеспечивающей взаимодействие между субъектами рыночных отношений, а также их функциональная роль в формировании и поддержке развития предпринимательской деятельности;

— сформулированы базовое определение «инфраструктуры», а такие пограничные понятия такие как имущественная, кадровая, информационная инфраструктура и дана классификация основных элементов специализированных инфраструктурных подразделений, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства, по трем признакам: государственных учреждений на различных уровнях, международных структур /программ, проектов/ по развитию малого бизнеса и негосударственных организаций/ 11111, профсоюзов, ассоциаций, ремесленных палат, гильдий и т.д./, что позволяет не только определить роль и место каждого элемента инфраструктуры, но и выявить их функциональные особенности и условия развития в действующей системе поддержки малого предпринимательства, а также наладить партнерские связи между элементами инфраструктуры;

— разработаны концептуальные основы формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с учетом особенностей его развития в сфере сервиса /этапы, цель, задачи, условия, механизм становления/;

— определены элементы и теоретически обоснованы основные направления формирования инфраструктуры имущественной поддержки малых предприятий субъекты лизинговой и франчайзинговой деятельности, специализированные фонды нежилых помещений, промышленные полигоны и др./, обобщен опыт ведущих программ по реализации имущественной поддержки как действенного механизма развития малого бизнеса, а также разработаны меры по совершенствованию этой важнейшей формы развития малого предпринимательства;

— разработана инфраструктурная модель организации кадровой поддержки малого предпринимательства через государственные и негосударственные учреждения, различного уровня, даны научно обоснованные рекомендации по их развитию и совершенствованию;

— предложена классификационная группировка основных элементов инфраструктуры информационной поддержки развития малого бизнеса по различным признакам /информация — деловая, профессиональная, массово потребительская/, и обоснованы практические рекомендации по формированию информационной и коммуникационной инфраструктуры обеспечивающей поддержку развития малого предпринимательства, в том числе и в сфере сервиса.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические разработки и эмпирические исследования доведены до конкретных рекомендаций по развитию и совершенствованию инфраструктуры поддержки развития предпринимательской деятельности в сфере сервиса в новых условиях хозяйствования. В частности, обоснованы предложения, которые могут быть использованы при разработке концепции государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации, а также при реализации региональных программ за счет таких форм и видов поддержки субъектов малого бизнеса как формирование имущественной, кадровой, информационно-коммуникационной инфраструктуры на местах.

Отдельные положения диссертационной работы использованы в учебном процессе, а также при подготовке учебного пособия для студентов высших учебных заведений «Основы предпринимательской деятельности» разделы «Предпринимательство и предприниматель», «Формы государственной поддержки развития предпринимательской деятельности».

Апробация диссертационной работы. Основные положения диссертации докладывались соискателем на научно-практических конференциях, семинарах профессорско-преподавательского состава Московского государственного университета сервиса /1987-1999гг./; IV-ой Международной научно-практической конференции «Наука — сервису1», секция «Экономика и организация предпринимательской деятельности», (Москва, 1998г); на Всероссийском экономическом форуме «Стратегия экономического развития России — шаг в XXI век, конференция «Сфера услуг и предпринимательство -новое качество жизни и качество рабочей силы», (Москва, Кремль, ноябрь, 1998г.); на международном форуме «Мировой опыт и экономика России», Всероссийском экономическом форуме «Индустрия сервиса в XXI веке», секция «Экономическая стратегия развития сферы сервиса», (Москва, Кремль, 10 декабря 1999г.).

Источник: www.dissercat.com

Инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства

Малое предпринимательство использует в своей жизнедеятельности существенную инфраструктуру экономики страны и предпринимательства в целом. Естественно, что транспортные, телекоммуникационные, банковские и иные инфраструктурные системы используются всеми хозяйствующими субъектами, в том числе и малыми предприятиями. Они объективно находятся в неблагоприятных условиях вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей на равных конкурировать с более крупными компаниями по ряду параметров. Такими параметрами являются доступ к финансовым ресурсам и государственным инвестициям, исследование конъюнктуры рынка, освоение новой продукции, обучение кадров, приобретение современных технологий, осуществление научно-технических разработок, получение и анализ информации т.д.

Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию, поэтому её создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируются за счёт государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, гранты, благотворительность и т.п.).

Читайте также:  Как будет продолжение семейный бизнес

Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются, по сути, каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до её получателей — субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.

Эффективность функционирования инфраструктуры малого предпринимательства и возможность реализации стоящих перед ней задач во многом зависят от продуманности схем её создания и механизмов функционирования, комплексности предоставляемых услуг и многих других факторов.

Однако в любой развитой системе поддержки малого предпринимательства можно обнаружить сходные концептуальные подходы к формированию её инфраструктуры:

· адекватность инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и пр.);

· доступность объектов инфраструктуры для предпринимателей;

· концентрация на наиболее острых проблемах деятельности малых предприятий: финансовых (льготное кредитование, компенсация процентных ставок, гарантии, финансовый лизинг, финансовый менеджмент, финансовое и налоговое консультирование), имущественных (аренда помещений, лизинг оборудования, обустройство земельных участков для коммерческого использования), информационных (доступ к информационным сетям, трансфер технологий, выставочная деятельность), кадровых (подбор, подготовка и переобучение персонала, общий и специальный консалтинг);

· участие государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно или через контролируемые организации в капитале объектов инфраструктуры малого предпринимательства;

· распределение основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням при концентрации основного объёма практической работы по поддержке малого бизнеса непосредственно на местном или региональном уровне;

· обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов инфраструктуры на одной территории, следствием чего являются более эффективное использование ресурсов, комплексность и разнообразие оказываемых услуг, а также лучшая ориентация самих предпринимателей в возможностях этих элементов инфраструктуры;

· использование для развития инфраструктуры малого бизнеса ресурсов и средств государства, общественных и профессиональных объединений предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных заведений.

• финансовые институты, ориентированные на взаимодействие с малым предпринимательством;

• системы информационного и консультационного обслуживания малого предпринимательства;

• бизнес-центры и агентства по развитию малого предпринимательства;

• учебные центры по подготовке и переподготовке специалистов для работы на малых предприятиях;

• бизнес-инкубаторы, производственные и технологические парки, технические центры и т.п.

• специализированные фирмы по оказанию услуг малым предприятиям (бухгалтерские и аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортно-экспедиционные фирмы и т.п.).

Торгово-посредническая инфраструктура функционирует посредством товарных бирж, торговых домов, предприятий оптовой и розничной торговли, ярмарок и аукционов, а также через различные посреднические компании, сервисные службы и пр. Основная функция торгово-посреднической инфраструктуры заключается в том, чтобы связать друг с другом главных участников общественного производства, так как посредством её обеспечивается движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, ограничивается заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.

Предприятия, занимающиеся куплей-продажей товаров или организующих этот процесс в сфере торгово-посреднической инфраструктуры, можно свести к следующим:

n складская сеть. Складские комплексы и товарные склады, которые обеспечивают хранение товарных запасов, накопление производственного ассортимента продукции, подсортировку и превращение его в торговый ассортимент, бесперебойное снабжение близлежащей сети торговых предприятий, а также доставку товаров непосредственным потребителям;

n торговая сеть. Оптовые и мелкооптовые магазины, магазины-склады, передвижные магазины, пункты приема заказов;

n товарные биржи, постоянно действующие оптовые рынки посреднического типа;

n оптовые ярмарки и аукционы, периодические торги, организуемые оптовым посредником. На них концентрируются различные формы купли-продажи. На ярмарках — прямые и опосредственные, а также товарообмен; на аукционах товар продается лицу, предложившему наивысшую цену;

n торговые дома. Акционерные общества, выполняющие торгово-посреднические, производственные, внешнеэкономические и другие функции и услуги, содействующие насыщению товарного рынка, развитию рынка ценных бумаг, капитала и других направлений деятельности на коммерческой основе;

n внешнеторговые фирмы и предприятия;

n цехи и участки производственных услуг и изготовления тары;

n складская техника и оборудование (подъёмно-транспортные, стеллажные, вычислительная техника, компьютеры и др.);

n торговая техника и оборудование.

Высокий уровень восприимчивости торговой инфраструктуры позволяет надеяться, что при активной государственной поддержке возможны: достаточно быстрое выравнивание уровней рентабельности производственной и торгово-посреднической деятельности; самоориентация агентов торговой инфраструктуры на предложение товаропроизводителям услуг, способствующих более эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, улучшению рыночной конъюнктуры.

Инфраструктура товарных рынков способна улавливать сигналы, идущие от потребителей и спроса, и адекватно на них реагировать, что даёт возможность рынку достаточно оперативно справляться с возникающими диспропорциями и дефицитами в экономике, и, следовательно, поддерживать в ней необходимое равновесие.

Важной задачей формирования новой информационной инфраструктуры является обеспечение свободного доступа к информации, которую называют сейчас деловой информацией.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: studopedia.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин