Роль коопераций в бизнесе

Словосочетание «малый производственный бизнес» для многих остается непонятным. Многие начинающие предприниматели задаются вопросом: «Разве производство может быть малым и при этом приносить весомую прибыль?» Сфера производственного бизнеса достаточно широка. Значит ли это, что возможностей у бизнесменов в ней достаточно? Производственный бизнес предполагает соединение трех главных условий: 1) объединить факторы производства; 2) разработать технологию; 3) получить доступ к ресурсу. Казалось бы, всего три шага, и бизнес налажен… Но эти три главных условия зачастую являются непреодолимой пропастью.

Данные официальной статистики красноречиво показывают, что с каждым годом все больше обозначаются значительные диспропорции в структуре предпринимательства в регионе: МП (малые предприятия) реального сектора экономики, создающего материальное благополучие оренбуржцев (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), в совокупности составляют всего лишь 46% от общего количества МП. Не надо быть великим экономистом, чтобы понять: если работоспособное население не будет активно занято, прежде всего, в производственной сфере, то ему нечем будет расплачиваться за многочисленные услуги и товары, предоставляемые предпринимателями.

Бизнес-завтрак CDO vs CIO: роль в корпоративных инновациях

Олег Димов, депутат Оренбургского городского Совета, комментирует: «Хорошо торговать – это тоже бизнес, который достоин уважения. Другой вопрос, что у нас торгуют все. Когда началась перестройка, людям приходилось искать возможность для выживания, торговала вся страна – учителя, медики. С тех пор привито чувство торговли. Это первое.

Второе: наличие таких гигантов, как Газпром и ТНК, притормаживает развитие МБ. Этот вопрос мы не можем решить. Заказ на перчатки для рабочих отдается в другие регионы. Развитие кооперации МБ (малого бизнеса) и КБ (крупного бизнеса) – задача, которая должна решаться совместно с властью. В других регионах это решается.

В «Лукойл» попробуйте зайти со своими варежками – вас туда не пустят, выстроена система поддержки своих предприятий. И так повсюду. Я не шовинист, я прекрасно понимаю, что товара должно быть много и разного. Но режим благоприятствования должен быть создан для нашего производителя».

Один из главных потенциальных источников доходов для МСП (малых и средних предприятий) — сотрудничество с КБ. Так называемые процессы кластеризации, когда крупное предприятие размещает заказы на комплектующие на множестве мелких предприятий и сосредотачивает собственные усилия на наиболее ответственных и сложных операциях и технологических процессах, широко распространены и на Западе, и, в еще большей степени, на Востоке.

Для России процессы взаимодействия крупного и МБ актуальны еще и потому, что в состоянии неустойчивости, в котором находится первый, процессы взаимного перетекания различных видов ресурсов между предприятиями должны приводить к повышению эффективности их использования. Здесь к безусловным тенденциям следует отнести обратный по отношению к мировым тенденциям процесс: в России МП в большей степени загружают мощности крупных, нежели наоборот.

Маркетолог и его роль в компании. Модель системного маркетинга | Бизнес-Конструктор

В качестве положительной эту тенденцию можно рассматривать лишь в краткосрочной перспективе. Аккумулируя передовые технологии и осуществляя их коммерциализацию, МСП (обделенные основными фондами) загружают мощности КП небольшими заказами. Для КП со сложившейся структурой и вчерашней технологией работа с такими заказами хотя и позволяет выживать, тем не менее всегда менее эффективна, нежели крупносерийное производство. В той или иной степени повышенные издержки — результат этого процесса. Поэтому, если одновременно не будет происходить ре-структуризация КБ и его техническое перевооружение, в долгосрочной перспективе картина может оказаться не столь однозначной.

Читайте также:  Самые дешевые бизнес джеты

Слабое взаимодействие крупного и МБ по развитию производственной кооперации — одна из главных проблем неразвитости малого производственного бизнеса России. Эксперты обозначают эту проблему как неразвитый субконтрактинг (субконтрактинг (субконтрактация) как раз является формой организации промышленного производства, рассчитанной на использование широкой сети поставщиков – прим. ред.).

Уже давно стало очевидным, что малый и средний производственный бизнес не могут развиваться, не взаимодействуя с КП. В чем причины неразвитости промышленной кооперации? Специалисты винят в этом качество продукции и услуг, предлагаемых МП. Крупные заказчики часто мотивируют свое нежелание работать в кооперации с МП именно недостаточным уровнем качества их продукции.

Сотрудники ОАО «Уральская Сталь», признавая необходимость кооперации малого и крупного бизнеса, замечают, что одной из причин слабо налаженных производственных связей является низкий уровень технического и технологического оснащения МП, их неспособность отвечать тем требованиям, которые предъявляет крупный бизнес к качеству приобретаемых им услуг и продукции. А ведь плюсы для обеих сторон неоспоримы: с одной стороны, наличие у МП надежного стратегического партнера, являющегося заказчиком производимой им продукции; с другой, отказ КП от второстепенного производства, приводящего к ощутимым производственным издержкам, и сосредоточение усилий менеджмента на главных направлениях развития; а также возможность решения социальных вопросов крупного предприятия путем трудоустройства в кооперативной сети МП части высвобождаемого персонала и многое другое. Даже студент-первокурсник экономфака знает, что преимуществом МП является способность быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка, осваивать новые виды продукции, переориентироваться на другие категории клиентуры, а при необходимости осуществить полное перепрофилирование деятельности. Для субъектов КБ подобная модель рыночной стратегии неприемлема, поскольку предполагает значительные финансовые потери. Не говоря уже о лучших возможностях МП в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении инноваций.

Эффективное использование ресурсных возможностей региона, да и страны в целом, напрямую зависит от рационального соотношения числа крупных и малых предприятий. И не вызывает сомнений, что без участия государства здесь не обойтись. Именно оно может стимулировать крупные фирмы, отдавая предпочтение при распределении государственного заказа тем из них, которые будут выполнять его с привлечением МБ, так как большинство МП производственной сферы вообще не может устойчиво работать без заказов крупных и средних предприятий. Важнейшие формы регионального стимулирования в данной области – прежде всего, участие в создании необходимой инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки и т. д.).

Во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями МП. Все крупнейшие зарубежные корпорации «выросли» из тех предприятий, которые сегодня именуют «малыми».

Читайте также:  Преимуществами инвестиций в бизнес являются тест

Бизнес-опыт: кооперация на современный манер

Бизнес-опыт: кооперация на современный манер

Принято считать, что кооперативный формат в основном касается сельского хозяйства и кооперацией занимаются люди низкого достатка. Это верно, но отчасти. Цель любой кооперации — обеспечение благосостояния своих участников. Как работает современный кооперативный гипермаркет и кому подходит кооперация, рассказал Вардан Энфенджян, председатель совета Потребительское общество Социальный центр обеспечения населения Океан.

Кооперация была, есть и будет

Кооперация — это совместное действие людей, полученный результат которого распределяется среди его участников. Люди испокон веков что-то делали вместе и делили результат: охота, земледелие, скотоводство, строительство и много другое. Кооперация — это естественный образ взаимодействия.

У естественных явлений есть свои естественные правила, их можно только принимать и пытаться использовать во благо. Поэтому на вопрос, когда родилась кооперация — можно дать только ответ один — с появлением человека. Да, историки придумали дату рождения кооперации — в России её принято связывать с образованием большой артели декабристов. В середине 19 века, кооперативы стали развиваться в Германии и Великобритании, позже кооперативные системы укрепились в Европе. Но, я ещё раз подчёркиваю, кооперация была и будет всегда.

Цель любой кооперации — обеспечение благосостояния своих участников. Для кого-то благосостояние — это тёплый обед, а для кого-то — два раза в году лежать под солнцем на острове Бали. Тут ограничений нет. Понимая, что ограничений не существует, мы получаем доступ к реальным возможностям кооперации.

Кооперативная форма отношений рождается там где есть группа людей связанных тем или иным способом. К примеру, место жительство или работа, общие интересы — спорт, чтение, подписчики и так далее. Люди могут объединиться в группу, скооперироваться и создавать для себя магазины, организовывать развлечения, туризм, одним словом — все, что они считают необходимым. Закон не ставит ограничений, каким видам деятельности подходит кооператив, а каким нет.

Цель любой кооперации — обеспечение благосостояния своих участников.

Мнение эксперта. Бизнес-кооперация

Любой бизнес-проект рано или поздно начинает испытывать потребность в партнерах. Кооперация может происходить и между конкурентами, однако предприниматели очень осторожно относятся к такому сотрудничеству, ведь им приходится делить с партнером и технологии, и клиентов, и прибыль.

Юлия Савина

В каких случаях участие представителей малого и среднего бизнеса в совместных проектах с другими игроками рынка оправданно, «Контур.ру» рассказал руководитель предпринимательского сообщества бизнес-школы Сколково Максим Карпов.

— Когда становится оправданно ведение совместных проектов с компаниями, которые можно считать конкурентами?

— Это оправданно во всех случаях, когда совместная кооперация помогает максимизировать прибыль ее участникам, а стратегия конкурентной борьбы сулит меньшие дивиденды или является более рискованной. История знает большое количество подобного рода примеров, от картельных соглашений между целыми государствами (например, ОПЕК) до взаимодействия в рамках такой высококонкурентной индустрии, как автопром, когда прямые конкуренты объединяют усилия для совместной разработки общих автомобильных платформ или двигателей.

Читайте также:  Почему прыгает стрелка тахометра на газели бизнес

— В каких сферах это наиболее выгодно, а где нужно вести только самостоятельную деятельность?

— Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как в любой сфере деятельности кооперация может быть оправданна, если она создает дополнительные экономические выгоды для ее участников. В большинстве случаев это характерно для отраслей с высокими входными барьерами (прежде всего инвестиционными) и операционными рисками, а также с низкой маржинальностью. Все эти факторы создают для конкурентов дополнительные побудительные мотивы к взаимному сотрудничеству.

— Как выбрать партнера, чтобы не навредить своей фирме?

— Я бы сделал здесь акцент не на минимизации вреда, а на максимизации выгоды: сотрудничать нужно с таким партнером, который, с одной стороны, способен усилить своими компетенциями и ресурсами ваши слабые стороны, а с другой стороны, в равной степени нуждался бы в вас для компенсации своих слабых качеств. То есть для возникновения реально работающего партнерства необходима прежде всего здоровая взаимозависимость партнеров, которая бы создавала для каждого из них дополнительные конкурентные преимущества на рынке, превышающие те, что каждая из сторон могла бы получить в условиях конкурентной борьбы.

— Какие проблемы могут возникнуть у компании, которая включилась в совместный проект?

— В первую очередь любая кооперация с внешним партнером порождает целый ряд организационных сложностей, таких, например, как необходимость согласования управленческих решений с новыми партнерами, потребность в синхронизации с ними внутренних бизнес-процессов и своих планов, что создает дополнительные трансакционные издержки, которые могут иметь негативный эффект как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе, от роста внутренних затрат и снижения производительности труда до сужения спектра возможностей для стратегического развития.

Более того, нередко близкая кооперация создает целый ряд системных рисков, способных серьезным образом оказать негативное влияние на весь бизнес, от облегчения промышленного шпионажа и доступа к вашим ноу-хау, составляющим основу конкурентного преимущества, до возможности признания подобного партнерства противоречащим требованиям антимонопольного законодательства с риском применения соответствующих санкций со стороны антимонопольных органов.

— Какие преимущества получает фирма от кооперации с другими игроками рынка?

— Выгода, получаемая партнерами от кооперации, изначально разнообразна и определяется прежде всего ее характером и спецификой отрасли, в которой она реализуется. В частности, это может быть сокращение внутренних издержек и (или) увеличение доходов за счет экономии ресурсов, получения ценовых преференций и более качественной и достоверной информации о рынке, применения более прогрессивных технологий и т д. Также это может быть облегчение доступа на новые рынки, создание новых рыночных продуктов или освоение новой сырьевой базы, минимизация операционных рисков и т д. Однако как бы ни были разнообразны преимущества здоровой кооперации, их можно свести к единому знаменателю: все они приводят к максимизации прибыли по сравнению с преимуществами, которые можно получить в рамках стратегии автономного развития.

Источник: kontur.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин