Роль крупного бизнеса в государстве

В работе рассмотрены особенности взаимодействия российского крупного бизнеса, в том числе олигополистических компаний, с органами власти. Интересы этих сторон совпадают не всегда, однако представители крупного бизнеса – это, безусловно, лучшие игроки национальной экономики. Автор приводит позитивный пример американского государства, которому удалось добиться близкого сходства между целями корпораций и общества, и рассматривает актуальные задачи в области взаимодействия российского государства с его олигополиями.

государство, крупный бизнес, взаимодействие бизнеса и власти, олигополисты, крупные бизнес-структуры, интересы общества

Цитировать публикацию:

Казанцева Е.Г. Крупный бизнес и органы власти: особенности взаимодействия // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 34-38.
Kazantseva, E.G. (2011) Big Business and Authorities: the Features of Interaction. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 12(6), 34-38. (in Russian)

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

Роль бизнеса в РФ

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

1. Волков В. Проблема надежных гарантий прав собственности и российский вариант вертикальной политической интеграции// Вопросы экономики. – 2010, № 8.
2. Кричевский Н., Иноземцев В. Постпикалевская Россия: план спасения олигархов//Ведомости. – 2009, № 155 (245).
3. Лаверычев В.Я. Государство и монополии в дореволюционной России: проблемы вмешательства абсолютистского государства в экономическую жизнь и воздействия капиталистических монополий на государственный аппарат. – М.: Мысль, 1982.
4. Лавров А. Зачем государству помогать бизнесу в оффшорах? // Комсомольская правда. – 21.02.2009.
5. Погребинская В.А. Промышленная политика России в конце ХIХ – начале ХХ века// Вестник Московского университета. – Сер. 6. – Экономика. – 2008, № 3.
6. Пусенкова Н.Н. Государство в нефтяной отрасли. Эффективны ли национальные нефтяные компании?// ЭКО. – 2010, № 9.

Источник: creativeconomy.ru

Роль крупного бизнеса в экономике. Процесс концентрации производства.

Крупным бизнесом создается 50% всей продукции страны. Эффективность крупного бизнеса опирается на:

• Экономию на масштабах производства

• Сокращение безусловно постоянных издержек

• Снижение внешних трансакционных издержек, которые особенно велики в технических, науко- и капиталоемких отраслях, где действуют эти компании.

Концентрация производства характеризуется сосредоточением на одном предприятии или в его подразделениях больших количеств средств производства, рабочей силы и выпуска продукции.

Концентрация производства осуществляется по трем основным направлениям:

· увеличение мощности предприятия

· технологических установок и агрегатов

На крупном предприятии создаются предпосылки для сооружения мощных технологических установок, внедрения мощного оборудования, эффективного использования новейших достижений науки и техники, производственных мощностей и сырьевых ресурсов.

Урок 6. Спецслужбы крупного бизнеса. Часть 1

К числу важнейших показателей, характеризующих концентрацию производства, относятся: объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении (в неизмененных ценах); стоимость основных производственных фондов;

численность промышленно-производственного персонала; удельный вес валовой продукции, изготовленной на крупных предприятиях, в общем выпуске валовой продукции по отрасли в целом; удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях в общей стоимости этих фондов по отрасли в целом; удельный вес работников промышленно-производственного персонала, занятых на крупных предприятиях, в общей численности работников отрасли в целом.

Преимущества повышения концентрации производства заключаются в следующем.

С увеличением мощности предприятия и производительности оборудования уменьшаются затраты на общезаводские службы и вспомогательное хозяйство. Это дает возможность снизить удельные капитальные вложения.

Читайте также:  Роль бизнеса в социальной сфере

Крупные предприятия располагают большими возможностями для совершенствования техники, технологии и организации производства и увеличения на этой основе объема выпускаемой продукции и производительности труда.

Концентрация производства обеспечивает значительное сокращение эксплуатационных затрат, так как снижаются сырьевые, энергетические и постоянные расходы на единицу выпускаемой продукции.

Укрупнение подразделений, как и предприятий, приводит к значительному улучшению производственной структуры предприятия: сокращается количество подразделений, а следовательно, снижаются численность цехового персонала, цеховые расходы, упрощается учет. Однако укрупнение подразделений имеет свои пределы, связанные с усложнением управления.

Вместе с тем, не следует считать, что увеличение концентрации производства может быть беспредельным. Чрезмерно крупные предприятия имеют и свои недостатки. Создание таких предприятий требует значительных капитальных затрат и затрат времени, усложняет управление производством, ограничивает возможности равномерного размещения промышленности, увеличивает объем дальних перевозок готовой продукции и сырья для ее изготовления.

Недостатки — это в основном неспособность к быстрой перестройке производства на выпуск новой техники, а преимущества — возможность концентрации средств для развития производства и социальной сферы.

К тому же расходы по управлению на крупных предприятиях относительно меньше, чем на более мелких, так как они увеличиваются непропорционально росту масштабов производства.

Имеющиеся в крупном производстве условия для более целесообразного разделения труда внутри предприятия способствуют внедрению высокопроизводительного оборудования, прогрессивной технологии и организации производства, что в конечном итоге обеспечивает повышение конкурентоспособности фирмы.

В условиях перехода к рыночной экономике будут развиваться малые и средние предприятия. Крупные же предприятия, как правило, будут дифференцироваться. Малые и средние предприятия наилучшим образом приспособлены к перестройке производства на новые виды продукции, способствуют организации дополнительных рабочих мест, помогая решению проблемы занятости.

Следует подчеркнуть, что увеличение размеров предприятий иногда вызывает дополнительные расходы, которые могут привести не к сокращению, а к увеличению затрат на производство.

Рациональная организация крупных предприятий облегчается, если какая-то часть работы перекладывается на другие узкоспециализированные производства, в том числе и небольшие. С освобождением крупных предприятий от несвойственных им функций (изготовления полуфабрикатов и деталей массового применения, выполнения ремонтных работ) повышается уровень их специализации и соответственно эффективность.

Источник: poisk-ru.ru

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И КРУПНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИНСТИТУТЫ И МЕТОДЫ

Актуальность темы статьи такова: политическое взаимодействие государства и бизнеса является важным каналом конвенционального участия институтов гражданского общества в политическом процессе, методом компромиссного согласования групповых политических интересов. Такое взаимодействие в демократическом социальном государстве предполагает открытый и непрерывный диалог между субъектами политики как условие стабильности и инновационного развития общества.

Роль бизнеса России в политическом взаимодействии выявлена в монографиях С.П. Перегудова [5], А.В. Павроза [4], а также статьях А.Д. Богатурова [1], В.Ю. Фокина [7], Е.Н. Костиной [2].

Внимание аналитиков сконцентрировано на политических стратегиях корпоративного бизнеса. Вместе с тем, целеполагание, институты и методы государственной политики взаимодействия с крупным бизнесом изучены значительно слабее.

Цель нашей работы – установить институциональные форматы и методы политического взаимодействия государства и крупного бизнеса в современной России. Хронологические рамки статьи избраны с лета 2003 г. по настоящее время. Именно «дело ЮКОСа» отчетливо обозначило переход органов федеральной государственной власти к ограничению антисистемной оппозиции крупного бизнеса, к созданию системы государственного корпоративизма.

Читайте также:  Как определить конкурентов в гостиничном бизнесе

Теоретической основой исследования выбран нормативный неоинституционализм, что позволяет установить формальные и неформальные организационные структуры и практики, ресурсы влияния и интересы сторон взаимодействия. Типология политического взаимодействия государства и крупного бизнеса в России определена на основе методологически важных выводов С.П. Перегудова [6, с. 255-322], а также Л.И. Никовскойи В.Н. Якимца [3, с. 27-35].

Сущность политического взаимодействия определена в качестве типа отношений между субъектами политики, при котором они оказывают взаимное влияние друг на друга, обмениваются ресурсами власти и влияния. Политическое взаимодействие является условием воспроизводства функций политической системы, еѐ развития.

Политические взаимодействия выражают баланс интересов и стратегий политических субъектов, включены в систему политических отношений. Политические взаимодействия позволяют выявить диспозицию политических субъектов в политической системе, их интересы, цели активности. Акты политического взаимодействия позволяют установить механизмы функционирования и развития политической системы. Параметры политического взаимодействия – равноправные партнерские виды отношений (консенсус, соглашение, союз, блок, сотрудничество), а также иерархические отношения между его участниками (господство, конфликт, управление). Основная цель политического взаимодействия при демократии – достижение оптимального соотношения между интересами политических субъектов, консенсуса и сотрудничества между ними, согласование их потребностей в интересах всего общества, сохранение и повышение политической стабильности.

Институциональные формы определяются как воплощение политического порядка в обществе либо его сегменте. Институциональные формы регулируются в России в большей мере неформальными конвенциями субъектов политических взаимоотношений, а не законодательством. Они поддерживаются и воспроизводятся через политико-культурные регуляторы: ценности, ориентации, установки деятельности. Утверждать о наличии форм можно вследствие типичности, интерсубъектности, прогнозируемости стратегий и тактик политического взаимодействия власти, бизнеса и общества. Институциональные формы политического взаимодействия конструируют основные способы существования акторов политики, обеспечивают согласование интересов в конкуренции за власть и влияние.

В России сложилась «вертикальная», государственно-корпоративная модель политического взаимодействия государства, бизнеса и профсоюзов. Государство проводит политику взаимодействия с бизнесом и профсоюзами в интересах повышения своей легитимности и стабилизации политической системы. К параметрам политической стратегии государства в данной сфере относятся: неформальные институты и практики социального партнерства; приоритет роли государства (формирование системы партнерских отношений сверху); самоустранение государства от контроля за соблюдением равных прав сторон в системе партнерских отношений; социальное партнерство в трактовке органов государственной власти рассматривается как фактор обеспечения политической стабильности в большей мере, чем средство разрешения конфликтов путем переговоров и согласования интересов социальных групп.

Современный российский корпоративизм наиболее близок к «азиатскому» типу государственного корпоративизма. Он характеризуется доминирующим положением государства по отношению к бизнес- субъектам и формулой «совместное с государством управление». Специфика корпоративизма, формирующегося в современной России, проявляется в распространении патрон-клиентарных отношений, доминировании крупного бизнеса над малым и средним в политической сфере взаимодействий. Это смещает баланс формализованных и неформализованных методов влияния на процесс принятия политических решений в пользу неформальных методов.

Стратегии бизнес-субъектов в политическом взаимодействии характеризуются целями лоббирования предпринимательской деятельности и представительства интересов в органах государственной власти, создания выгодных для бизнеса формальных и неформальных институтов согласования интересов. Для взаимодействия российского бизнеса с государством характерен институциональный компромисс, т.е. неформальные соглашения о допустимости выборочных нарушений законодательных норм, благодаря чему поддерживается баланс политических интересов.

Читайте также:  Как использовать Ватсап бизнес на нескольких устройствах

Данная модель создает возможность несоблюдения законов и формализованных правил. В итоге осуществляется неформальный обмен политическими ресурсами с органами государственной власти. В России существуют параллельные институциональные режимы.

Один и тот же объект отношений власти и бизнеса, одни и те же взаимодействия регулируются разнотипными институциональными порядками, т.е. различаются по степени легальности. Общие для всех бизнес-субъектов государственные меры по укоренению корпоративизма в России способствуют консолидации бизнеса. Общими для бизнес-субъектов мерами, способствующими институционализации корпоративизма, являются: создание формализованных структур прямого политического представительства и правовая регламентация неформализованных отношений.

Бизнес-ассоциации трактуются как одна из институциональных форм объединения для достижения совместной цели на основе компромисса интересов. Бизнес-ассоциации проявляются в виде торговых палат, торгово-промышленных групповых, профессиональных объединений, федераций производителей, ассоциаций представителей малого и среднего бизнеса. Их появление говорит о зрелости той или иной сферы бизнеса. Это означает, что ее представители воспринимают друг друга не только как конкурентов, но и как коллег, осознают наличие совместных целей и интересов, защищать которые перед лицом государства и общества легче совместно.

Российские бизнес-субъекты мало влияют на политику государства. Среди причин – низкое развитие гражданского общества и пробелы в законодательстве. В Гражданском кодексе РФ, законах «О некоммерческих организациях»и «Об общественных объединениях» не упоминаются предпринимательские объединения.

Они существуют в разных организационно-правовых формах: от общественных организаций до коммерческих структур, называемых «союз», «ассоциация» и др. Несмотря на заявление Президента Российской Федерации о поддержке бизнес-ассоциаций, госслужащие на местах проявляют незаинтересованность в их создании. Мешают развитию и недостаток финансовых ресурсов, и тесная связь многих предпринимательских объединений с политическими структурами, что лишает их самостоятельности, сильная привязанность бизнес-структур своим лидерам, что препятствует эффективному лоббированию интересов отраслей или секторов экономики в целом.

Предложим рекомендации субъектам политического взаимодействия органов государственной власти и бизнес-структур: необходимо создание институциональных форм прямого представительства бизнеса в органах государственной власти при нормативной регламентации неформальных практик; следует развивать процедуры публичных слушаний при обсуждении важнейших вопросов политической модернизации; целесообразно принятие Федерального Закона РФ «О лоббизме» и создание постоянных совещательных органов из представителей бизнеса и НКО при Федеральном Собрании РФ, имеющих решающее право голоса при принятии законопроектов в их сфере интересов.

Список литературы

1. Богатуров А.Д. Понятие экономической политологии и особенности ее проблемного поля в России // Политические исследования. Полис. 2011. № 4. С. 8-19.

2. Костина Е.Н. Особенности внедрения принципов корпоративного гражданства в России (на примере нефтяного бизнеса) // Политическая экспертиза. Политэкс. СПб., 2010. Т. 6. № 3. С. 88-96.

3. Никовская Л.И., Якимец В.Н. Публичная политика как ресурс и фактор посткризисной модернизации // Модернизация и политика в ХХI веке. М., 2011. С. 27-35.

4. Павроз А.В. Группы интересов и трансформация политического режима в России. СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос. ун-та, 2008. 360 с.

5. Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.: Наука, 2003. 352 с.

6. Перегудов С.П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия. М.: РОССПЭН, 2011. 431 с.

7. Фокин В.Ю. Политическая практика государственно-частного партнерства в России // Полис. 2011. № 4. С. 60-69.

Источник: izron.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин