Роль крупного бизнеса в современной экономике

Цель исследования. На основании обобщения исследований отечественных и зарубежных экономистов определить истинное место крупного бизнеса в экономике России. Выявить его достоинства и недостатки в современных российских условиях.
Данная цель предопределила следующие задачи:
— дать определение понятию крупного бизнеса;
— определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;
— рассмотреть влияние крупного бизнеса на экономику России.

Введение………………………………………………………………………. 3
Понятие крупного бизнеса……………………………………………5
Критерии выделения крупного бизнеса…………………………. 11
Виды организаций крупного бизнеса……………………………. 13
Влияние крупного бизнеса на экономику России………………. 18
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………………

Работа состоит из 1 файл

Согласно диаметрально противоположной точке зрения, российский крупный бизнес, с его, в основном, сырьевой направленностью, играет лишь роль трубы, по которой природная рента перекачивается из страны во внешний мир. А надежды на экономическое развитие и социальную модернизацию возлагаются, в основном, на малый бизнес, который опять-таки должен особо опекаться государством.

Экономика для бизнеса | Открытое занятие: «Бюджетные и монетарные факторы в современной экономике»

Обе эти позиции, как и положено крайним, далеки от реальности. Как показывает опыт всех успешных стран, крупный бизнес является каркасом национальной экономики, ее основным представителем в мировом хозяйстве, важнейшим партнером и оппонентом государства при выработке и осуществлении промышленной политики.

Описанная модель верна для России с двумя поправками. Первая связана с повышенной долей природной ренты в первичных доходах. В результате крупный бизнес, контролирующий подавляющую часть сырьевого сектора, является у нас основным налогоплательщиком, а также донором остальной экономики.

Вторая состоит в том, что отечественный крупный бизнес, вероятно, играет и будет играть большую, чем в других странах, роль в процессах внедрения, тиражирования и распространения инноваций. Однако поправки не отменяют основного содержания модели. Следовательно, и в России темпы и качество роста, инновационная активность и прочие слагаемые успеха в экономике в решающей степени зависят не от крупного, а от среднего бизнеса. Именно последний должен выступить главным мотором экономического развития страны.

При этом субъектом крупного бизнеса мы называем такого экономического агента, который самим своим существованием меняет правила игры в экономике в целом или, по крайней мере, в соответствующей отрасли. Для всего рассматриваемого периода нижней количественной границей «крупного бизнеса» можно считать оборот (объем продаж) около 10 млрд. долларов в год. В будущем эта граница, конечно, будет существенно поднята.

Вполне естественными элементами сложившейся модели являются также популярные в последнее время формулы «социальной ответственности» бизнеса и «частно-государственного партнерства». Хотя, на наш взгляд, неясно, служат ли они только идеологическим обеспечением или станут основой для реальных проектов и мер экономической политики.

Роль предпринимательства в современных реалиях

То есть объединений предприятий, имеющих объективный — производственный или воспроизводственный — экономический смысл, с суммарным годовым оборотом более 10 млрд. долларов.

Важнейшей особенностью современных национальных экономических систем и мировой экономики в целом является ускоренный рост концентрации капиталов и производств в различных сферах хозяйственной деятельности. Наиболее очевидным проявлением масштабной концентрации и централизации капитала является формирование разнообразных форм финансово-промышленных корпоративных структур, которые обладают значительным производственным капиталом и расширяющейся возможностью аккумуляции финансовых ресурсов.

Современные финансово- промышленные корпоративные структуры, без сомнения, могут быть отнесены к реальным центрам экономической и финансовой власти в стране и мире. Их вклад в национальные и мировую экономики, становление нового экономического пространства, развитие национальных и мирового финансовых рынков чрезвычайно весом.

Объемы продаж крупнейших финансово-промышленных корпоративных структур превышают объемы ВВП многих стран мира. Общий объем продаж двухсот крупнейших в мире транснациональных компаний превышает совокупный ВВП всех государств, за исключением США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, КНР, Бразилии, Канады, Испании. При этом за последние 25 лет данный показатель для этих структур увеличился почти в четыре раза при повышении численности работников лишь на 14,4%.

В России, под контролем крупных компаний находится до 80% общей величины всех финансовых, товарных и материальных ресурсов. Вклад десяти крупнейших корпораций России в ВВП на сегодняшний день приближается к 40%, восемь из них поставляют продукцию на экспорт, и их доля в экспорте России превышает 30% . В последние годы именно крупный бизнес был основным двигателем динамичного роста российской экономики. Наращивание экспорта нефти в последние годы на 16-19% в год стало ведущим фактором роста ВВП. К тому же банковский капитал, сросшийся с промышленными холдингами, оценивается в 20% активов банковского сектора страны, что составляет около 8% ВВП. Правда, эти банковские активы нельзя суммировать с оборотами компаний, однако они показывают, что у финансово-промышленных конгломератов есть иное измерение, поэтому их вес в экономике выше, чем следует из данных об объемах оборотов их промышленного «ядра».

На предприятия крупнейших бизнес-групп приходится 25-30% кредитов и займов, полученных реальным сектором российской экономики (а с учетом госмонополий — около 40-50%), что свидетельствует о большей доступности для них заемных средств. Поэтому раздробление бизнес-групп привело бы к нарушению процесса капиталообразования и ухудшению доступности заемного капитала для предприятий.

Роль финансово-промышленных корпоративных структур в экономике России определяется не только их значительным вкладом в формирование основных показателей национальной экономики, но и влиянием на качественные институциональные и структурные преобразования в стране. Масштабы и темпы роста отечественных финансово-промышленных корпоративных структур обеспечиваются высоким уровнем региональной и финансовой экспансии. Что касается отраслевой и секторальной принадлежности крупного интегрированного бизнеса России, то он охватывает, прежде всего топливно-энергетический, металлургический и машиностроительный (оборонный) комплексы, связь, транспорт, а также производство и реализацию продуктов питания.

Функционирование крупных корпораций играет приоритетную роль в развитии фондового рынка России, поскольку они формируют наиболее значимую долю рыночного оборота корпоративных ценных бумаг. При этом корпорации выступают как альтернативный банкам и фондовому рынку механизм перелива капитала, обеспечивающий возможности маневрирования капиталом. Кроме того, крупнейшие корпорации России, обладая огромными финансовыми ресурсами, имеют возможность влиять на экономические, социальные и политические процессы в стране.

Интегрированные корпоративные структуры, возникающие на основе масштабной концентрации производства и капитала, являются сегодня важнейшими субъектами национальной и мировой экономики. Однако влияние, которое они оказывают на мировую и национальную экономику, может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительные эффекты финансово-промышленных корпоративных структур, связанные с преимуществами крупного капитала, изучены в экономической литературе достаточно полно. К основным характеристикам положительного влияния можно отнести:

– возможность масштабного производства товаров и оказания услуг для населения и промышленности;

– обеспечение динамичного развития различных отраслей экономики;

– обеспечение экономического развития территорий страны;

– создание новых рабочих мест;

– эффективное использование ресурсов;

– повышение инвестиционной активности;

– возможность финансирования крупных проектов.

Использование своих очевидных преимуществ позволяет корпоративной структуре значительно увеличивать объем подконтрольного капитала, в результате чего ее влияние на экономику страны возрастает. И чем крупнее корпорация, чем больше финансово-кредитных учреждений входит в ее состав, тем более значительное влияние она оказывает на экономику. При этом чем более сложную структуру имеет корпорация, тем меньше возможность контроля над деятельностью такой корпорации со стороны государства.

Сочетание огромных возможностей финансово-промышленных корпоративных структур и слабого контроля над их деятельностью приводит к возникновению серьезных опасностей для экономики страны, основной из которых является монополизация, со всеми вытекающими последствиями.

Для защиты экономики от негативного влияния финансово-промышленных корпоративных структур необходимо контролировать процессы их формирования и развития. В настоящее время в российском законодательстве специальные нормы корпоративного законодательства не разработаны, и контроль над деятельностью российских финансово-промышленных корпоративных структур обеспечивается в основном с помощью норм антимонопольного законодательства. Однако эффективность такого контроля невысока, так как структура абсолютного большинства корпораций скрыта, в результате чего масштабы их деятельности трудно оценить.

Анализ показывает, что деятельность корпоративных структур способствует развитию экономики лишь до определенного этапа. С момента включения корпоративными структурами в свой состав финансовых компаний, в частности, банков, они начинают создавать угрозу экономике, и по мере расширения корпораций эта опасность увеличивается.

При отсутствии регулирования со стороны государства корпоративные структуры имеют возможность развиваться по своим внутренним законам.

Жесткая борьба корпораций за монопольное положение на рынке приводит к ухудшению условий для развития малого и среднего бизнеса, а достижение корпоративными структурами монопольного положения ведет сначала к торможению их развития, а затем к их неуправляемому, обвальному разрушению. Если этот процесс принимает массовый характер, то возможна стагнация всей национальной экономики, так как основу современной экономики составляет именно крупный бизнес.

Читайте также:  Роль учета в бизнесе

Теперь подведём окончательные итоги. Бизнес – это важный элемент современного рыночного механизма, без которого рыночная экономика не будет эффективно работать. Он осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставит главной целью получение прибыли и развитие собственного дела.

Существует 3 формы организации бизнеса: малый, средний и крупный.

В свою очередь, крупный бизнес имеет свои формы организации. К ним относятся: финансово-промышленные группы, консорциумы, транснациональные корпорации и союзы на основе деловых инвестиций. Эти формы направлены на использование преимуществ крупного капитала.

В результате проведенной работы, мы выяснили, что бизнес в России развивается на не достаточном уровне. То, что в России называется крупным бизнесом, в других странах – это только средний бизнес. Отсутствие регулирования со стороны государства не дает возможности крупному бизнесу развиваться должным образом.

В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на критику роли российского крупного бизнеса со стороны экспертов, капиталистический мир достиг нынешнего уровня богатства именно посредством концентрации капитала и формирования гигантских компаний мирового класса, а не только благодаря конкуренции, как бы ее ни превозносили на современном этапе глобализации. В частности, выявлено, что более половины ВВП России производится в компаниях крупного бизнеса, на 20 наиболее крупных российских компаний приходится около 40% совокупного объема реализации и почти 42% всех работающих в стране. В ТЭК и металлургии современные компании сформировались за исторически ничтожный срок и уже заняли достойное место па профильном мировом рынке, обеспечивая более 80% валютных поступлений в страну. То есть, на наш взгляд, роль крупного бизнеса в приближении российской экономики к мировым стандартам несправедливо занижена.

Список использованной литературы

  1. Паппэ Я.Ш. Новая субъективность российского крупного бизнеса (2002-2003 гг.).
  2. Паппэ Я.Ш. Доклад в Московском центре Карнеги 2008 г.
  3. Березовская М. Аспект экономического развития// Вопросы экономики. — 2007. — №3. — с. 3-9
  4. Большой экономический словарь. Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: фонд «Правовая литература», 2004 г., с. 528
  5. Паппэ Я.Ш., Галухина Я.С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет: экономические хроники 1993-2008. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009.
  6. Кудаков А.С. Терминологические проблемы определения сложных хозяйственных систем //Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. – СПб.: СПбГИЭУ, 2005. – Вып.8.
  7. Федорович В.О. Крупные корпоративные образования: концентрация факторов производства и экономический рост //Аваль. Сибирская финансовая школа. – 2005. – N 1.
  8. Крупный российский бизнес. Стат. Сборник // http: //www.PSI-Foundation. ru .
  9. Институциональная экономика: учебник /под общ. ред. А. Олейника. -М.: ИНФРА-М, 2005.
  10. Простаков Глеб. Заказ принят./ Глеб Простаков.-// Эксперт. — 2006. -№8.- с.14-20.
  11. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Логос, 2006. — 368 с.
  12. Вильсон Дж., Цапелик В.. Естественные монополии России//Вопросы экономики. — 2005. — № 11.
  13. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. Под ред. Гайнера Е.Е. — М.: «Институт экономики переходного периода», 2007. – 137 с.
  14. Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. и др.; Монополизм и антимонопольная политика; РАН. – М.: Наука, 2006. – 344 с.
  15. Стратегии бизнеса: аналитический справочник. Под ред. Клейнера Г.Б. — М.: «КОНСЭКО», 2007. – 490 с.

Источник: www.freepapers.ru

Роль крупного бизнеса

Крупный бизнес является ключевым звеном экономики России. Несмотря на стремительное развитие молодого и перспективного малого предпринимательства, крупные предприятия были, есть и будут лидерами во многих отраслях российской промышленности.

Экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены прежде всего наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.

Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими они имеют ряд преимуществ. Прежде всего они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику и за счет этого снижать себестоимость продукции, повышать ее качество.

Они в состоянии проводить широкомасштабные маркетинговые исследования и обеспечить доходчивую рекламу своей продукции, на что порой требуются огромные затраты. В связи с этим у крупных объединений больше возможностей завоевать и удерживать рынок сбыта и получать высокие доходы. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна для малых фирм из-за низкой рентабельности, обусловленной небольшим объемом производства, наращивать который они не в силах. Помимо того, крупные предприятия, проводя маркетинговые исследования, уменьшают свои потери от рисковых мероприятий. Внутренняя специализация и кооперирование позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т.д.

Конкурентоспособность российского бизнеса в ближайшие годы будет действительно зависеть и от динамики курса национальной валюты, и тем более от успеха административной, правовой и судебной реформ. Именно вследствие низкого уровня правопорядка, особенно в части неписаного права, оценка России в международных рейтингах конкурентоспособности сегодня занижена на 10-15 позиций. Однако в итоге побеждают не рефери, а спортсмены и их тренеры. Российская экономика остро нуждается именно в «тренерских услугах», которые могли бы оказывать как государственные, так и частные институты развития, поддерживающие новые перспективные компании и виды бизнеса. При этом любая «тренировка» и тем более подготовка «чемпионов» стоит немалых денег, что требует реальных затрат со стороны бюджета, прежде всего в части кредитования и стимулирования экспорта, масштабы которого должны быть увеличены в несколько раз, финансирования расходов на НИОКР, пионерные фундаментальные исследования и подготовку квалифицированных кадров.

Без развития крупного бизнеса, в том числе российских бизнес-групп, мы не сможем занять заметные позиции на мировом рынке. Отечественные компании по размеру в разы уступают своим конкурентам. «АвтоВАЗ» с оборотами в 2 млрд. долл. в 100 раз меньше своего партнера «Дженерал моторз», «Силовые машины» с оборотом в 350 млн. долл. уступают «Дженерал электрик» в 290 раз. В данной связи приходит на ум справедливое высказывание Я. Паппэ: «Россия — это большая страна, но маленькая экономика». Из него, кстати, логически вытекает, что во многих случаях масштабы российского рынка будут просто недостаточными для эффективных национальных компаний, а измерение степени концентрации внутреннего рынка подчас уже просто не имеет смысла.

В качестве дополнительных аргументов в дискуссии об эффективности крупнейших бизнес-групп можно выделить еще два момента:

• Во-первых, как отмечают авторы доклада, ведущие бизнес-группы обычно включают более крупные производственные предприятия. Все эти заводы создавались в советский период и изначально были ориентированы на совершенно иные, «плановые» критерии эффективности. При этом чем крупнее были масштабы конкретного предприятия, тем большие абсолютные и относительные издержки требовались для его реструктуризации и адаптации к рыночным условиям.
• Во-вторых, эффективность консолидации собственности и контроля и интеграционных процессов в российском бизнесе может оцениваться с позиций не только текущей прибыли или темпов роста выпуска продукции, но и обеспечения защиты прав собственности. Несовершенство правовых институтов и усиливающаяся «бюрократическая консолидация» ведомств логически приводят к сохранению избирательного применения законодательства и к постепенному переходу от модели «приватизации государства» со стороны бизнеса (state capture) к ничуть не более эффективной модели неформального «подчинения бизнеса» государству. Эти тенденции могут стимулировать крупный бизнес, не находящий для себя защиты в правовом «поле», к дальнейшему углублению горизонтальной концентрации и вертикальной интеграции с построением гигантских многоотраслевых холдингов-конгломератов, возможно, не оптимальных с традиционной точки зрения, но зато способных по своему влиянию на экономику «уравновешивать» отдельные консолидированные ведомства. Особенностью такой экономики становится сужение пространства для конкуренции на внутреннем рынке, что проявляется в том числе и в стагнации малого и среднего бизнеса. Однако вряд ли адекватным «лекарством» от этого будет ужесточение стандартной антимонопольной политики.

И наконец, тезис о «захвате государства» и негативном влиянии федеральных ФПГ на экономическое развитие регионов. В докладе отмечается, что получателями льгот была 301 компания из выборки Всемирного банка, однако не все они располагали полным набором данных для анализа, поэтому регрессии, как правило, строились для меньшего числа предприятий. Сознавая условность подобных данных, авторы доклада специально подчеркивают, что «к полученным результатам нужно относиться с осторожностью» (там же). Однако, к сожалению, из краткой версии доклада, распространенной в апреле в СМИ, эта важная оговорка исчезла, что придало иной вес далеко не бесспорным выводам исследования Всемирного банка.

Читайте также:  Как начать бизнес в Сербии

Очевидно, существует временной лаг между предоставлением льготы и эффектом от ее получения, который должен учитываться в анализе. Однако за прошедший период радикально изменились политические условия и весьма существенно — структура собственности.

В содержательном плане наша точка зрения заключается в том, что в ближайшей перспективе новые очаги экономического роста, новые кластеры развития могут возникнуть на основе взаимодействия национальных бизнес-групп и «продвинутых» региональных лидеров. На политической арене они сейчас находятся в сопоставимых «весовых категориях» и скорее, чем другие «игроки», будут склонны к конструктивному диалогу. Тем не менее мы хотели бы поддержать инициативу Всемирного банка по собственно исследованию данной проблемы (включая эффективность механизмов и инструментов региональной промышленной политики), поскольку для ее анализа экспертное сообщество пока не располагает достаточным эмпирическим материалом.

«Малое прекрасно» — этот лозунг может быть вынесен в качестве эпиграфа к большинству докладов Всемирного банка. В неразвитости малого бизнеса и засилье крупного «олигархического» капитала международные специалисты и отечественные критики российского «дикого» капитализма видят основную Причину всех бед российской экономики и главное препятствие на пути ее устойчивого и цивилизованного развития. В докладе Всемирного банка представлены новые аргументы в поддержку этой позиции.

Мировой опыт действительно показывает, что наиболее революционные, новаторские инновации осуществляются малым и средним бизнесом. Однако они становятся движущей силой экономики тогда, когда их внедрением начинает заниматься крупный бизнес, который концентрирует в своих руках и преобладающую долю частных расходов на НИОКР.

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

В российских условиях на фоне скудного государственного финансирования науки крупный капитал, в том числе «олигархический», начинает увеличивать расходы на НИОКР и обновление технологий. Государство должно не пугать бизнес «деконцентрацией», а поощрять как крупный, так и средний капитал реализовывать долгосрочные инвестиции и инновации и помогать снижать их риски.

На наш взгляд, в последние годы именно крупный бизнес был основным двигателем динамичного роста российской экономики. У этой заслуги есть и оборотная сторона, так как в ней отражается зависимость роста экономики от увеличения экспорта сырья и топлива, контролируемого крупным и сверхкрупным капиталом.

Вместе с тем независимо от перспектив дальнейшего роста или стагнации экспорта нефти и сырья картина экономического развития неизбежно будет меняться. Обеспечение устойчивых темпов роста на уровне 5-6% в год (или тем более удвоение ВВП за десятилетие), как и решение задач модернизации экономики и резкого повышения национальной конкурентоспособности, невозможно без диверсификации, повышения удельного веса обрабатывающих, высокотехнологичных, науко- и информационно емких производств и услуг.

При этом перспективы роста экспорта в сырьевом секторе, особенно в производстве лесохимической продукции, также довольно благоприятны при условии значительной реорганизации и консолидации бизнеса.

Названные структурные сдвиги открывают новое «окно возможностей» для бизнеса «второго эшелона». Точнее, они сами могут быть реализованы лишь при ускоренном развитии среднего бизнеса. Российской экономике крайне не хватает крупных национальных компаний, способных успешно конкурировать на мировом рынке.

И если мы хотим, чтобы отечественная экономика из маленькой превратилась в большую, нужно думать не о разделении существующих «олигархических империй», а о создании условий для появления десятков подобных бизнес-групп с оборотами в 100-300-500 млн. долл. в год, которые могли бы ежегодно удваивать, утраивать свои размеры. Необходимо обеспечить возможности для превращения компаний нынешнего «второго эшелона» в фирмы нового «первого эшелона» бизнеса, опирающегося не на приватизацию госсобственности, а на успех в конкурентной борьбе. Этого нельзя добиться простым снижением налогов и дебюрократизацией, хотя и то, и другое необходимо. Ускорение роста и формирование нового слоя как крупного, так и среднего бизнеса не будут успешными без новой промышленной политики, учитывающей опыт внедрения институтов развития в странах с похожей на Россию институциональной структурой, таких, как Чили, Бразилия, Мексика, Израиль, Южная Корея.

Именно в расширении круга крупных национальных компаний кроется главный резерв экономического роста и повышения конкурентоспособности, который может стимулировать мощное развитие сектора средних и малых предприятий. Только на основе появления новых больших компаний и укрупнения всей экономики, на наш взгляд, может снизиться концентрация экономической власти, вызывающая ныне озабоченность у Всемирного банка и некоторых российских политиков.

Противопоставление крупного, сверхкрупного и малого бизнеса с точки зрения эффективности и вклада в экономический рост — не только экономический, но и социальный вопрос. Сверхкрупный «олигархический» бизнес всегда политически уязвим даже при самом цивилизованном поведении, примеров которого в России немного. Преодоление бедности, формирование широкого среднего слоя населения в послевоенной истории европейского социального государства или американского общества благосостояния всегда были связаны с ограничением прибылей и власти сверхкрупного капитала и перераспределением доходов в пользу менее обеспеченных. Россия вряд ли может быть исключением, если она серьезно намерена приступить к решению этих проблем. Однако западный мир достиг нынешнего уровня богатства именно посредством концентрации капитала и формирования гигантских компаний мирового класса, а не только благодаря конкуренции, как бы ее ни превозносили на современном этапе глобализации.

Развитое общество и экономику нельзя создать в условиях всеобщей бедности, но они не могут возникнуть и при слабой национальной элите, расколотой на административно-силовой блок, воинствующих представителей среднего бизнеса и сервильный крупный бизнес, ориентированный на экспорт капитала. Формирование новой ответственной элиты страны и ее внутренняя консолидация для решения задач модернизации экономики и обеспечения социальной справедливости — задача еще более трудная, чем преодоление бедности. Хочется надеяться, что научные споры о роли и месте крупного бизнеса в развитии российской экономики помогут этой консолидации, а не будут независимо от воли и намерений их участников приводить к образованию новых «разделительных полос» в обществе.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Одной из проблем маленьких деревень в давние времена был высокий процент детей рождающихся с генетическими отклонениями. Причина этого крылась в том, что муж и жена из-за того, что людей в деревнях мало, часто могли приходиться друг другу родственниками.

Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?

Источник: center-yf.ru

Роль крупных предприятий в экономике России

Целью написания курсовой работы является определение роли крупных предприятий в экономике России и их эффективность работы.
В данной работе поставлены следующие задачи:
— проведение литературного поиска по теме работы;
— дать определение понятию крупного бизнеса;
— определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;

Введение ………………………………………………………………….… 3
1. Крупные предприятия в экономической сфере России ………………. 5
1.1 Понятие крупного бизнеса …………………………………………. 5
1.2 Основные отличия крупных российских фирм от зарубежных …. 8
1.3 Критерии выделения крупного бизнеса …………………………. 10
1.4 Роль крупного бизнеса в России …………………………………. 12
1.5 Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России …………. 15
2. Анализ влияния крупных предприятий на экономику
России ……………………………………………………………………….. 19
2.1 Место крупного бизнеса в развитии экономики ………………….. 19
2.2 Создание экономической прибыли: анализ российских компаний . 27
2.2.1 Экономическая прибыль российских компаний ……………. 27
2.2.2 Ключевые факторы, влияющие на экономическую прибыль .. 31
Заключение ……………………………………………………………….… 36
Список использованной литературы ……………………………….……. 37

Прикрепленные файлы: 1 файл

а) имеют объем продаж более 10 млрд. долл.:

б) численность занятых составляет свыше 500 человек;

в) занимают доминирующее положение в одной из значимых отраслей российской экономики.

Всего было выделено 28 таких компаний: 22 компании как лидеры по объему выпуска и еще 6 как отраслевые лидеры. Пять из них являются полностью государственными и десять – преимущественно государственными. Большая часть российского крупнейшего бизнеса – это бизнес государственный.

Крупный бизнес — это не только объемы продаж, но также экономическоеи политическое влияние: ресурсы крупного бизнеса (финансовые, лоббистские, информационные и др.) позволяют ему оказывать заметное воздействие на политические процессы на федеральном уровне и в регионах базирования.

В последние два года политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.

Читайте также:  Как отсоединить кардан от коробки на газели бизнес

В последние несколько лет политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.

К крупному бизнесу чаще всего относят около 15 бизнесгрупп икомпаний, в основном из экспортно-сырьевого сектора экономикиЯ. Паппэ выделяет 12 крупнейших бизнесгрупп России:

9. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК),

Этот список претерпел изменения по сравнению с аналогичным, разработанным этим же автором несколько лет назад: в него вошли Татнефть и АФК Система, оказались разделенными Альфагрупп и Ренова, по известным причинам выпал ЮКОС. Соотношение крупнейших игроков вэкономике страны меняется.

В данной главе ставилась задача определить критерии выделения крупного бизнеса. Так как общепринятые критерии выделения крупного бизнеса в России не сложились, мы воспользовались методологией ведущего российского исследователя крупного бизнеса Я. Паппэ. Таким образом, мы выяснили, что принадлежность компаний к крупному бизнесу определяется:

— по объему продаж компании;

— по численности занятых людей в компании;

— по положению в одной из значимых отраслей российской экономики [9].

1.4 Роль крупного бизнеса в России

За накопленный опыт отечественный частный крупный бизнес постепенно превратился в значимый институт социально-экономического развития как страны в целом, так и многих субъектов Российской Федерации. Трансформация территориальной структуры крупного бизнеса непосредственным образом влияет на социально-экономическое развитие регионов, прежде всего за счет инвестиций в модернизацию старых и строительство новых мощностей, создания новых рабочих мест. Кроме того, вложения в социальную сферу со стороны компаний дают дополнительный стимул для развития региональной экономики, тогда как территории с отсутствием таких вложений не получают дополнительных преимуществ.
Современная стадия функционирования бизнес-групп и крупных компаний характеризуется осознанно реализуемыми ими стратегиями. Ключевым сектором экономики, где осуществляются подобные стратегии, в силу специализации и условий формирования крупных компаний и бизнес-групп, в России является промышленность. При этом территориальная структура крупного бизнеса имеет свои закономерности и тенденции формирования в разных отраслях промышленности, во многих из них крупный бизнес играет доминирующую роль.

Большинство промышленных предприятий в стране было построено еще в советские времена, роль новых построенных мощностей пока сравнительно невелика, однако она стала заметно возрастать в годы экономического роста. Вхождение отдельно взятого промышленного предприятия в крупную бизнес- группу свидетельствует о потенциальном притоке инвестиций в это предприятие, о его технологических связях и других особенностях развития [5].

Влияние крупного бизнеса проявляется в следующих аспектах:

Во-первых, только крупные компании могут аккумулировать средства, достаточные для инвестирования в обновление своих производственных фондов и создания новых производственных мощностей. Более того, уже сейчас ряд бизнес-групп осуществляет инвестиции в те сектора экономики, которые сейчас «лежат», и которые никогда не поднялись бы самостоятельно.

Во-вторых, если посмотреть, кто является источником налоговых и иных поступлений в государственный бюджет, то окажется, что в основном это крупнейшие российские компании. Именно крупный бизнес может обеспечивать устойчивые отчисления на общественные нужды, а также оказывать содействие в проведении социальных программ.

В-третьих, российская экономика все более становится зависимой от мировых экономических процессов и все более вынуждена отвечать на конкурентный вызов, который проистекает из внешней среды. Лучше всего это могут сделать крупные компании, ибо при определенных условиях потенциально только они на внутреннем рынке смогут составить реальную конкуренцию крупным зарубежным компаниям и сохранить рабочие места.

В-четвертых, крупные компании являются реальной, а может быть, и единственной эффективной силой, которая может противостоять беспределу чиновничества и организованной преступности. Пока они еще не проявили себя в достаточной мере в этой роли. Но уже есть примеры.

В-пятых, крупные компании становятся центрами современного менеджмента. В них стремятся попасть лучшие специалисты, выпускники самых престижных вузов и ведущих школ бизнеса. Многие компании имеют хорошо отлаженные системы организационного развития, в управлении этими компаниями достаточно широкое применение находят передовые информационные технологии [8].

Однако роль крупного бизнеса в российской экономике варьирует от субъекта РФ к субъекту РФ. Как правило, чем более масштабно и диверсифицировано присутствие крупного бизнеса, тем больше его роль в экономике субъекта РФ. При этом кроме основных отраслей промышленности, на которых специализируются крупные компании и бизнес-группы, на территориях присутствия компаний и бизнес-групп в их состав часто входят и объекты здравоохранения, туризма, сельского хозяйства. Это еще больше увеличивает значимость крупного бизнеса в регионах за счет создания и поддержания рабочих мест, уплачиваемых налогов, производства продукции и услуг.

Влияние крупного бизнеса на экономическую ситуацию также зависит и от количества и размеров предприятий, которыми владеет крупный бизнес. Чем большее число производств входит в состав крупных компаний и бизнес-групп, тем сильнее их роль. Аналогичная зависимость характерна и для размеров предприятий: чем они больше, тем сильнее влияние. Иными словами, можно утверждать, что ряд заводов-гигантов играет большую роль для крупного бизнеса в экономике регионов, страны. При этом стоит отметить, что число предприятий оказывает большее влияние на усиление роли крупных компаний и бизнес-групп на территории, чем размер самих предприятий.

Крупный бизнес невозможно не учитывать в текущей работе органов власти различных уровней, а также при разработке стратегий и программ будущего развития РФ. В настоящее время существующие федеральные программы социально- экономического развития страны недостаточно ориентированы на учет крупных компаний и бизнес групп.

Бизнес-группы сыграли существенную роль при адаптации к рыночной экономики крупной промышленности. Очевидно, что в рамках централизованной системы крупное предприятие было чисто технологической, производственной единицей, потому что все финансовые, экономические проблемы решались во внешней среде. Предприятия, которые включены в интегрированные бизнес- группы, легче преодолевают трансформационные шоки, поскольку получают новую среду в виде инвестиционного и маркетингового партнера, а также услуги по стратегическому планированию, по отношениям с общественностью, по подбору, обучению и подготовке персонала [7].

1.5 Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России

Хозяйственная структура современного общества представляет собой систему, включающую государственный сектор экономики, корпорации и малые предприятия, взаимодействующие и дополняющие друг друга. Естественно, характер такого взаимодействия определяется экономическими условиями страны, своеобразием текущего этапа её развития. В последние годы, как подтверждает мировая практика, преобладают явно выраженные интеграционные тенденции.

Все крупнейшие зарубежные корпорации «выросли» из тех предприятий, которые сегодня именуют «малыми». В настоящее время крупные предприятия все чаще создают вокруг себя малые, в том числе на основе бывших филиалов, отделений, дочерних фирм. Тем самым они повышают «рыночную гибкость», избавляются от нерациональных накладных затрат, уменьшают налоговые платежи.

Будучи необходимым элементом рыночной экономики, малое предпринимательство берет на себя некоторые специфичные функции, определяющие его экономические особенности, одна из которых связана, например, с совпадением базовых функций предпринимательства как вида деятельности и предпринимателя как собственника. Отсутствие традиционного для крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами обеспечивает малому предпринимательству множество конкурентных преимуществ.

Другой экономической особенностью малых предприятий является способность быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка,осваивать новые виды продукции, переориентироваться на другие категории клиентуры, а при необходимости осуществить полное перепрофилирование уставной деятельности. Для субъектов крупного бизнеса подобная модель рыночной стратегии неприемлема, поскольку предполагает значительные финансовые потери.

Правомерно также говорить о лучших возможностях малого предпринимательства в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении инноваций. Например, в США на малое предпринимательство в целом приходится более половины создаваемых инноваций, а в пересчете на одно рабочее место на малых предприятиях внедряется в 2,5 раза больше инноваций, чем в крупном бизнесе.

Отмечена специалистами и такая экономическая функция малого предпринимательства, как сдерживание тенденции монополизации рынкакрупными производителями. Сегодня правительства большинства государств осознали связанную с этой тенденцией угрозу и уделяют ей постоянное внимание. Например, в США было вынесено судебное решение о принудительном разукрупнении корпорации «Microsoft», а Правительством России были одобрены планы реорганизации РАО ЕЭС. Существование малого предпринимательства обеспечивает решение рассматриваемой проблемы с использованием механизмов децентрализованного регулирования экономики. Лишь в немногих отраслях (оборонная промышленность, энергетика, тяжелое машиностроение) малые предприятия не способны составить реальной конкуренции корпорациям. В остальных случаях по многим признакам они могут успешно конкурировать с ними, что подтверждается данными табл.2

Сравнительные конкурентные преимущества малых предприятий и корпораций

Факторы конкурентных преимуществ

Источник: www.referat911.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин