Роль малого бизнеса в развитии экономики рф региона муниципального образования проект

Развитие банковской сферы и экономики муниципального образования в целом тесно связано с возможностями малого бизнеса. Для банка малое предприятие может являться надежным/ненадежным заемщиком или потребителем банковских услуг, источником его прибыли.

Для муниципального управления малый бизнес участвует в решении социальных проблем: создает рабочие места, обеспечивает социальную защиту работающих; в силу гибкости к изменению внешней среды смягчает последствия кризисов; выполняет социальный муниципальный заказ, являясь основным плательщиком местных налогов, сборов и штрафов; пополняет местный бюджет. Поэтому местная администрация заинтересована в росте продуктового ряда, объемов выпуска, расширении территориального охвата, укреплении финансового положения уже существующих предприятий, в появлении или привлечении новых. Становление и развитие предпринимательства сопряжено с рядом трудностей, в частности ограничено ресурсами, зависимостью от рыночных условий и целей крупных предприятий, слабыми кредитными возможностями, недостатком маркетинговой информации. Существует также множество внутренних проблем, связанных с эффективностью менеджмента. Для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций, помещения, технологий, оборудования, доступа к информации и прочее [20, с. 78].

Малый бизнес выступает важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, дает значительную часть регионального и местного валового продукта. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей. Однако его развитие сопряжено с рядом трудностей: ограниченность ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий, большая длительность рабочей недели, слабая социальная защищенность работающих. Кроме того, для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций. С точки зрения муниципального менеджмента, малый бизнес выполняет функции:

  • · производителя (в т.ч. выпуск продукции по прямому «муниципальному» заказу);
  • · источника финансирования муниципальных программ (являясь, налогоплательщиком, плательщиком сборов и штрафов);
  • · инвестора (участие в реализации инвестиционных проектов, создание организационных форм собственности, проведение благотворительных акций);
  • · работодателя (создание рабочих мест, в т.ч. для инвалидов через квотирование рабочих мест);
  • · истребителя ресурсов (использование природных, материальных, энергетических, трудовых и иных ресурсов территории);
  • · может быть источником экологического, финансового, социального или иного ущерба для территории [21, с. 103].

Можно выделить две группы актуальных проблем развития малого и среднего бизнеса в РФ:

  • · высокий уровень налогообложения;
  • · противоречия и пробелы в правовом поле, в т.ч. беззащитность интеллектуальной собственности;
  • · административные барьеры (оформление предприятия, аренды помещения, земельного участка, деятельность контролирующих органов);
  • · искаженная структура цены, обусловленная высокими тарифами на энергоресурсы;
  • · внешние факторы микро- и макроуровня, которые поддаются слабому влиянию со стороны местной администрации, за исключением может быть стимулирования платежеспособного спроса через создание новых рабочих мест, оказания связанной социальной помощи малоимущим слоям населения и других мер;
  • · недостаток квалифицированных кадров, прежде всего управленческих;
  • · слабость регулярного менеджмента;
  • · непродуктивная инвестиционная среда (недостаток доступных инвестиционных ресурсов);
  • · маркетинговые проблемы (например, по утверждению экспертов, 90% российских предприятий могут повысить эффективность как минимум на треть, изменив свою ценовую политику) [22, с. 83]

Для конкретной территории проблемы развития малого бизнеса требуют детализации с учетом местных условий.

Приоритеты выбора поддерживаемых предприятий и проектов определяются выработанной стратегией развития муниципального образования, имеющимися ресурсами и полномочиями, социально-экономической эффективностью направлений поддержки. Текущее состояние экономики муниципального образования является дополнительным критерием направления поддержки:

  • · удержание и расширение существующих предприятий через:
  • · уменьшение действия факторов, мешающих расширению этих фирм;
  • · стимулирование спроса на их продукцию;
  • · оказание помощи новым фирмам и разработка программ развития для предпринимателей;
  • · привлечение новых предприятий [23, с. 96].

Согласно исследованиям, из трех вышеперечисленных способов активизации экономической деятельности в муниципальном образовании, больше всего рабочих мест в сообществе создается благодаря расширению существующих и созданию новых фирм.

Выработанные критерии поддержки малого бизнеса должны быть формализованы, закреплены нормативными актами и доведены до сведения предпринимателей.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства (МП) в самом общем плане может быть определена как совокупность органов, непосредственно обслуживающих деятельность малых предприятий, осуществляющих движение ресурсов в направлении конкретных субъектов малого бизнеса. Таким образом, функции инфраструктуры состоят в обеспечении материально-технической, информационной, технологической, консультационной, маркетинговой, кадровой, образовательной, финансовой поддержки. Институты инфраструктуры, реализующие эти функции, могут быть специализированными (то есть обеспечивающими только один вид поддержки) и многопрофильными[24,с.8].

Зарубежный и отечественный опыт позволяют выделить следующие конкретные виды институтов поддержки малого предпринимательства: финансовые (в том числе фонды поддержки, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды); бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры развития, пункты информационного обеспечения; учебные центры

Результаты анализа развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства очерчивают основные (фундаментальные) принципы построения этой системы, а именно:

  • · адекватность инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и прочее);
  • · доступность ее объектов для предпринимателей (по близости размещения на территории, стоимости услуг, информированности о возможностях каждого элемента инфраструктуры);
  • · концентрация на наиболее острых проблемах деятельности малых предприятий;
  • · участие государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно или через контролируемые организации в капитале объектов инфраструктуры малого предпринимательства, частичное либо полное финансирование их текущей деятельности;
  • · распределение основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням при концентрации основного объема практической работы на поддержке малого бизнеса (непосредственно на местном или региональном уровне);
  • · обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов на одной территории для более эффективного использования ресурсов, комплексности и разнообразия оказываемых услуг;
  • · использование для развития инфраструктуры малого бизнеса ресурсов и средств государства, общественных и профессиональных объединений предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных заведений

Инфраструктура поддержки малого бизнеса во многих регионах России отсутствует или существует только на бумаге. Зачастую бизнес-инкубаторы, тех-нопарки, агентства и центры развития малого предпринимательства ограничиваются лишь организацией юридического лица с таким названием, выполняя свою основную задачу крайне слабо либо вовсе не выполняя ее [26, с. 63].

Существующая неравномерность в распределении объектов инфраструктуры малого бизнеса по территории России вызвана не только различным уровнем его развития, но и отношением местных властей к проблемам малых предприятий. При реализации проектов с международным участием существенное значение имеет ориентация иностранных доноров на те регионы, где, по их сведениям, успешно проводятся экономические реформы (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург), или на те, которые представляют интерес для конкретных зарубежных стран Дальний Восток — Япония, Калининградская область — Германия, Северо-Западный район — Скандинавия) [27, с. 46].

Стихийность создания институтов поддержки малого бизнеса и недостаток финансовых средств зачастую приводят к перерождению инфраструктурных объектов в обычные коммерческие компании. Инициаторы и организаторы проектов часто сами имеют весьма нечеткое представление о том, какими именно видами поддержки заниматься, на выполнении каких функций специализироваться и каким образом получать доход для обеспечения хотя бы частичной самоокупаемости вновь учрежденной структуры. Поэтому, в ряде случаев институты поддержки выполняют неспецифические виды деятельности (вплоть до внутренней и внешней торговли), что явно выходит за рамки функций по поддержке предпринимательства [28, с. 132].

Во многих регионах отсутствуют концепции развития инфраструктуры малого бизнеса и достоверные данные о реальных потребностях предпринимателей в тех или иных видах деловых услуг, нет четкого представления о специфике и различиях между отдельными видами объектов инфраструктуры. Понятийная путаница нередко приводит к тому, что инкубаторами называют чисто обучающие организации или фирмы, специализирующиеся на регистрации новых предприятий и предоставлении юридического адреса, а технопарками или бизнес-центрами — консультационные фирмы или торговые павильоны [27, с. 49].

Следует отметить и недостаточную информированность предпринимателей о наличии в соответствующих регионах объектов инфраструктуры малого бизнеса, их местонахождении, перечне поставляемых ими услуг и условиях их получения (из-за нехватки средств информационные и рекламные кампании, рассказывающие об объектах инфраструктуры, как правило, не проводятся). Это во многом объясняется самоустранением федеральных, региональных и местных органов власти от активного участия в создании комплекса объектов инфраструктуры малого предпринимательства на местах [29, с. 29].

Читайте также:  Влияние интернет магазина на бизнес

Роль вновь создаваемых объектов инфраструктуры малого предпринимательства снижает также их неудачное территориальное размещение, неприспособленность помещений, отсутствие необходимого оборудования и, конечно же, острый недостаток квалифицированного персонала. В итоге это приводит к распылению и без того ограниченных средств, в том числе бюджетных ассигнований. Деятельность созданных объектов во многих случаях не в полной мере, а то и вовсе не соответствует заявленным функциям (из-за отсутствия достаточных материальных, технических, кадровых и прочих ресурсов). Многие объекты инфраструктуры оказывают услуги весьма низкого качества или по недоступным для малых предприятий ценам [16, с. 70].

Региональные фонды поддержки малого бизнеса созданы в 69 регионах. Фонд финансовой поддержки и содействия развитию малых предприятий в Мурманске существует с 1990 года. Московский и Татарский Республиканский фонды финансовой поддержки малого предпринимательства образованы в 1991 году. В остальных регионах фонды возникли в 1992-1994 годах [27, с. 50].

Большая часть положений о региональных фондах подготовлена на основе методических рекомендаций государственного комитета по антимонопольной политике России и по инициативе территориальных управлений комитетов, представители которых входят в состав их наблюдательных советов и экспертных комиссий. Основными источниками финансирования фондов служат соответствующие бюджеты, средства от приватизации государственных предприятий, имущество учредителей, доходы от собственной деятельности, возврат кредитных сумм от заемщиков, добровольные взносы юридических и физических лиц. Их организационно-правовая форма разнообразна государственные учреждения и предприятия, некоммерческие организации, общественные объединения, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа и открытого. А некоторые из них (например, Иркутский, Липецкий) вообще не являются юридическим лицом. В большинстве регионов отработан и утвержден механизм отбора, экспертизы и финансирования проектов [30, с. 61].

Бизнес-инкубаторы предназначены прежде всего для объединения на одной площади стартующих малых предприятий разного профиля и создания для их развития благоприятных условий, включающих общий набор услуг и единую организационно-технологическую схему взаимодействия. Как элементы региональной инфраструктуры они имеют ряд общих признаков. Так, Зеленоградский бизнес-инкубатор (Москва) включает типовой набор проектов и услуг для предпринимателей: аренду помещений под офис и производственную деятельность; переговорные комнаты; секретарские услуги; пользование оргтехникой и связью; почтовые услуги; деловую библиотеку; компьютерный центр, аудио- и видеооборудование; службу безопасности; уборку помещений; услуги кафе, столовой; автостоянку; обучение предпринимателей и работников малых предприятий; консультации, в том числе силами приглашаемых специалистов; камеру хранения; финансовые услуги по микрокредитам и лизингу [31].

В технопарках, создаваемых при высших учебных заведениях по индивидуальным проектам на базе исследовательского и преподавательского потенциала конкретного вуза, для его более эффективного использования сочетается научно-техническое и инновационное малое предпринимательство. Технопарки как объекты инфраструктуры наукоемкого бизнеса должны нести в себе черты уникальности [27, с. 51].

В рамках федеральной программы в течение 1994-1995 годов были созданы организационные основы информационной поддержки субъектов малого предпринимательства в виде системы региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ). В эту работу, выполняемую объединенными усилиями ряда ведомств, наибольший вклад внес Госкомпром России.

В настоящее время в 36 регионах страны уже действуют такие центры и еще в 21 — ведутся работы по их созданию. В Москве функционирует Федеральный информационно-аналитический центр. РИАЦ аккумулировали в регионах имеющиеся информационные ресурсы, представляющие интерес для субъектов малого предпринимательства (банки данных по адресам предприятий, законодательству, нормативно-технической документации, спросу и предложению на рынке товаров и услуг и другие). Обмен информацией между регионами идет по государственной сети Роспак.

Источник: studwood.net

Сущность и роль малого бизнеса в экономике региона

Актуальность исследуемой темы обусловлена рядом факторов.

Во-первых, малый бизнес критически важен для развития конкуренции — одного из ключевых условий, необходимых для стабильного социально-экономического развития. В наших условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые компании, появляющиеся на этих рынках — чуть ли не единственный фактор конкуренции.

Во-вторых, малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость и адаптивность, что также имеет важнейшее значение для инновационной экономики, поскольку гораздо быстрее реагируют на появление новых рыночных ниш, изменение конъюнктуры. В-третьих, малый бизнес во всех странах является своего рода «полигоном» для инноваций. Именно в малом бизнесе более высоки шансы появления инновационных продуктов или технологий, не просто улучшающих существующие, но создающие новые рыночные ниши, формирующие новые потребности. В-четвертых, малые компании — это та среда, откуда в перспективе «вырастают» и средние компании, и крупные корпорации. Мы знаем немало примеров компаний — мировых лидеров, выросших из малого, в том числе студенческого бизнеса.

Как мы видим, причины для вынесения проблем малого бизнеса на самый высокий уровень изучения более чем достаточно. И тем важнее предложить реально действенные механизмы, способные качественно повысить развитие малого бизнеса в Российской Федерации.

Объект курсовой работы — органы государственной власти Челябинской области, осуществляющие государственную поддержку малого бизнеса.

Предмет курсовой работы — деятельность органов государственной власти Челябинской области по поддержке малого бизнеса.

Целью исследования является анализ деятельности органов государственного управления субъекта РФ на примере Челябинской области по поддержки малого бизнеса.

В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:

Определение сущности и значения малого и бизнеса в социально-экономическом развитии региона;

Исследование содержания и роли государственного управления развитием малого бизнеса, анализ отечественного и мирового опыта поддержки малого бизнеса.

Проведение анализа современного состояния развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Анализ деятельности Министерства экономического развития Челябинской области по поддержке малого бизнеса.

Теоретической основой работы явились труды: Блинова А.О., Шапкина И.Н., Абалкина Л.И., Клейнера Б.Г., Демченко Н. Л., Лукьянец Т.Е, Кузнецова В.Ф. и других.

В качестве методологической основы исследования использовались системный подход к изучаемому объекту, приемы логико-теоретического анализа социально-экономических явлений. Свои выводы автор основывал на фактических данных статистической отчетности, экспертных данных, программных документах федеральных и региональных органов управления развитием малого предпринимательства в Российской Федерации и Челябинской области, а также общероссийских и региональных законодательных и нормативных материалах.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что сформулированные предложения и выводы могут быть использованы для совершенствования деятельности органов государственной власти и управления развитием малого предпринимательства.

Глава 1. Теоретико-правовые основы поддержки малого бизнеса субъекта Российской Федерации

Сущность и роль малого бизнеса в экономике региона

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во всех отраслях экономики.

Россия, будучи сравнима с ведущими странами по размерам своих промышленных гигантов, по относительной насыщенности экономики мельчайшими, мелкими и средними предприятиями уступает США примерно в 10 раз. В странах Европейского союза насчитывается около 16 миллионов мелких фирм, в Японии — около 6,5 миллионов.

Для нас эта проблема сегодня актуальна как, наверное, ни для какой другой страны в мире. Колоссальный потенциал малого чрезвычайно — предпринимательства не использован в России. Это обстоятельство опасный фактор для успешной реализации проводимых преобразований и политической стабильности в стране. Оно может повлечь весьма значительный рост безработицы в машиностроительной, легкой, пищевой и других отраслях в случае вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий — малые, а в России — 28%.

Читайте также:  Решение задач по оптимизации бизнес процессов

Таблица 1 Малый бизнес в разных странах

СтраныКол-во предприятий, тыс.Кол-во занятых, млн.Доля малого бизнеса в ВВПКол-во занятых на одном предприятии
Германия229018,550-528,0
Италия392016,857-604,2
США730070,250-529,6
Япония645039,552-556,0
Россия8448,310-119,9

Малый бизнес в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:

высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;

стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;

высокая доля «теневого» сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач);

низкий технологический и управленческий уровень деятельности.

Публикации зарубежных и отечественных исследователей по различным аспектам становления и функционирования малого бизнеса свидетельствуют об усилении внимания руководства страны к проблемам малого предпринимательства и рекомендациям известных ученых-экономистов. Однако большинство работ, посвященных проблематике малого бизнеса, сосредоточено, как правило, на исследовании лишь отдельных его аспектов — социальных, правовых, финансовых и др., а освещение некоторых вопросов носит поверхностный, общий характер, не позволяющий дать глубокую, всестороннюю характеристику малому бизнесу как важнейшему, самостоятельному сектору экономики. При этом отсутствие анализа и достаточно ясного понимания места и роли малого предпринимательства в современной модели рыночного хозяйства не позволяют четко сформулировать концепцию развития малого бизнеса в России.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика к общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Современным моделям малого бизнеса нелегко конкурировать с крупными предприятиями. В то же время малые и микропредприятия способны на большую гибкость, на большую оперативность реагирования, внедрения инноваций. Более высокая маневренность позволяет им более эффективно осуществлять контроль над затратами и принимать меры по исправлению создавшегося положения. Меньшие размеры и большая простота модели организации малого и среднего бизнеса позволяют обеспечивать управленческий контроль под лаконичным лозунгом: «где мы находимся и куда мы вынуждены и хотим идти». А это — истинное конкурентное преимущество по сравнению со сложной и громоздкой структурой крупных фирм.

Кризис стимулировал многие малые и средние предприятия, столкнувшиеся с перспективой банкротства, смело провести реорганизацию, адаптировать менеджмент к новым масштабам деятельности. Эти элементы наряду с другими благоприятными факторами позволили им выжить — несмотря на тяжелые экономические обстоятельства.

Поэтому единственно правильным для малых и средних компаний будет отказаться от убеждения в том, что владелец может заниматься всем, поскольку якобы обладает «безошибочным чутьем». Следует определить и оценить критерии, с одной стороны, эффективного управления, а с другой — влияния на него участников предприятия. Это позволит выявить ущерб стоимости компании в результате управления им на основе «владения» — исторически сложившегося тормоза при определении направления капитала, при появлении в компании новых навыков, ее развитии и адаптации к изменениям на рынке. Именно в такой экономической ситуации, которую мы переживаем сейчас, необходимо объективно оценить все риски, выделив из них те, что связаны с клиентом, операциями, инвестициями, и тщательно оценив степень влияния на устойчивость компании.

В любой стране с развивающейся рыночной экономикой малое предпринимательство выполняет ряд важных функций:

снабжение рынка необходимой продукцией (товарами, услугами);

предоставление рабочих мест населению, то есть обеспечение занятости;

выполнение вспомогательных функций, но отношению к крупным и средним производителям, которые децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям,

обеспечение стабильных налоговых поступлений в бюджеты.

Проблема определения малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение. Точное определение объекта позволяет, во-первых, предметно вести статистический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, административной государственной поддержки малых предприятий.

Необходимо также отметить, что субъект малого предпринимательства — это сложный, целостный во времени объект исследования, поведение которого далеко не всегда диктуется экономической выгодой, а зависит от комплекса психологических, социальных, этических и генетических факторов. Следует, по нашему мнению, осознавать диалектический характер малого бизнеса, проявляющийся в единстве позитивных и негативных моментов. Решая значимые экономические, социальные и инновационные задачи, малый бизнес может также выступать источником обострения социальных, политических и даже этнических проблем. Использование диалектического подхода позволило бы глубже понять природу и взаимосвязь структурных элементов исследуемой системы, определить закономерности ее развития и вместе с тем выработать научно обоснованные и жизнеспособные теоретические и практические рекомендации по формированию механизма регулирования и поддержки малого бизнеса.

Таким образом, одной из важнейших проблем исследования малого предпринимательства является научное обоснование критериев необходимого качества. От этого во многом зависит эффективность правового регулирования деятельности малых предприятий, налоговая политика, государственная поддержка и др.

В современной экономической литературе и практике не наблюдается единого подхода к разработке таких критериев. Отсутствует и единое определение малого бизнеса. В основном все усилия сводятся к попыткам установить общие критерии размера малого предприятия. Очевидно, что не все характерные черты, присущие малым предприятиям, могут выступать качественными критериями малого бизнеса в целом.

Источник: megaobuchalka.ru

Роль малого бизнеса в развитии экономики рф региона муниципального образования проект

Малое предпринимательство как сложный и многообразный феномен современного мира, по-разному воздействует на региональную экономику. Но от характера, механизма и последствий этого влияния в значительной мере зависят перспективы выживания и развития российских регионов в современном экономическом пространстве.

В реализации идеи регионального экономического развития российскому малому предпринимательству принадлежит важная роль. Малый бизнес выступает важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, дает значительную часть регионального и местного валового продукта. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей.

Пространственная картина распространения малого предпринимательства свидетельствует о крайней неравномерности его развития по регионам России. При этом региональное разнообразие условий функционирования малых предприятий привело к тому, что сформировалось два типа малого предпринимательства: центральный и провинциальный. Если малые предприятия, находящиеся в экономически активных регионах имеют большую свободу выбора видов предпринимательской деятельности, и соответственно форм их реализации, то положение провинциального малого предпринимательства очень сильно зависит от субъективных факторов регионального и локального значения [34, с.83].

Развитие малого бизнеса сопряжено с рядом трудностей:

ограниченность ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры;

слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий;

большая длительность рабочей недели;

слабая социальная защищенность работающих.

Кроме того, для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций.

Зарубежный и отечественный опыт позволяют выделить следующие конкретные виды институтов поддержки малого и среднего предпринимательства:

финансовые (фонды поддержки, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды);

бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры развития, пункты информационного обеспечения;

Региональные различия в развитии малого бизнеса являютсяследствием разницы в региональных условиях формирования малогобизнеса и системы его государственной поддержки. Следует отметить, что в структуре управления федеральными округами нет ответственных за развитие данного сектора экономики, в то время как особенности малого предпринимательства (высокая смертность, недостаток финансовых ресурсов и др.) требуют специфических мер государственного воздействия. Кроме того, каждый регион формирует систему государственной поддержки малого предпринимательства исходя из представлений региональных чиновников, а значит данная система не является полной и не всегда может обеспечить необходимый уровень поддержки малому бизнесу [45, с.60].

Читайте также:  Буракова 29 бизнес центр как добраться от метро

Так на начало 2010 года в регионах Сибирского федерального округа действовало 23 бизнес-инкубатора, 3 технопарка, 10 гарантийных фондов и фондов поручительств, 69 фондов микрофинансирования, 2 венчурных фонда и 1 инвестиционный фонд.

Деятельность этих структур позволила в некоторой степени повысить предпринимательскую активность и предпринимательскую грамотность населения округа. Вместе с тем, необходимо отметить, что на муниципальном, региональном и окружном уровнях деятельность таких элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства разобщена. Практически в каждом случае при создании какого-либо элемента инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубатора, гарантийного или венчурного фонда) органы исполнительной власти регионов Сибирского федерального округа, органы местного самоуправления не могли в полной мере использовать опыт, наработки других сибирских регионов. В каждом регионе округа есть свои существенные особенности развития инфраструктуры поддержки (различия в названиях, функциях, уровне взаимодействия с различными структурами).

В ряде регионов округа практически отсутствует или находится в зачаточном состоянии инфраструктура поддержки предпринимательства на муниципальном уровне, что не позволяет обеспечить доступность оказываемых услуг для действующих или будущих предпринимателей из городских и сельских поселений. Кроме того, анализ практики деятельности центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов позволяет в большинстве случаев сделать вывод о недостаточности или отсутствии их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти региона, банками, научными и образовательными учреждениями, отраслевыми союзами и ассоциациями хозяйствующих субъектов, общественными объединениями предпринимателей.

Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса во многих регионах России отсутствует или существует только на бумаге. Зачастую бизнес-инкубаторы, технопарки, агентства и центры развития малого и среднего предпринимательства ограничиваются лишь организацией юридического лица с таким названием, выполняя свою основную задачу крайне слабо либо вовсе не выполняя ее.

Во многих регионах отсутствуют концепции развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса и достоверные данные о реальных потребностях предпринимателей в тех или иных видах деловых услуг, нет четкого представления о специфике и различиях между отдельными видами объектов инфраструктуры.

Следует отметить и недостаточную информированность предпринимателей о наличии в соответствующих регионах объектов инфраструктуры малого бизнеса, их местонахождении, перечне поставляемых ими услуг и условиях их получения. Это во многом объясняется самоустранением федеральных, региональных и местных органов власти от активного участия в создании комплекса объектов инфраструктуры малого предпринимательства на местах.

Роль вновь создаваемых объектов инфраструктуры малого предпринимательства снижает также их неудачное территориальное размещение, неприспособленность помещений, отсутствие необходимого оборудования и, конечно же, острый недостаток квалифицированного персонала. В итоге это приводит к распылению и без того ограниченных средств, в том числе бюджетных ассигнований. Деятельность созданных объектов во многих случаях не в полной мере, а то и вовсе не соответствует заявленным функциям (из-за отсутствия достаточных материальных, технических, кадровых и прочих ресурсов). Многие объекты инфраструктуры оказывают услуги весьма низкого качества или по недоступным для малых предприятий ценам.

Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие концепции информационного обеспечения малого предпринимательства и нормативно-правовых документов, определяющих порядок взаимодействия работающих в регионах информационных центров. В этой связи перед создаваемой системой информационного обеспечения малого предпринимательства стоит задача координации, разумной кооперации и интеграции всех информационных ресурсов в интересах малого бизнеса. Достаточно остра и проблема совместимости региональных банков данных на базе общероссийских и международных классификаций.

Серьезной проблемой развития малого и среднего бизнеса в регионе, является низкая подготовка кадров для системы малого и среднего предпринимательства.

Перспективным становится создание межрегиональных базовых учреждений подготовки кадров, охватывающих экономические районы России.

В Сибирском федеральном округе, также как и в других федеральных округах, предпринимаются меры по стимулированию развития предпринимательства. При полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе в июне 2008 года был создан Совет по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, в состав которого вошли представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений образования и науки, общественных объединений, предпринимательского сообщества.

Совет является совещательным органом и создан в целях обеспечения взаимодействия между различными ветвями власти, ведомствами и предпринимателями при рассмотрении вопросов в сфере малого и среднего бизнеса.

2 июня 2009 года в г. Омске на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» была принята «Концепция Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа». Позже был разработан и утвержден полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе план действий по внедрению «Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа», одним из пунктов которого является формирование данных методических материалов.

Система устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа — это система единых в масштабе округа подходов к формированию региональных и муниципальных центров поддержки предпринимательства, единых принципов их деятельности, взаимодействия и сотрудничества с различными структурами власти и сферами общества [57, с.18].

Целями создания Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства определены:

создание благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства, что позволит содействовать развитию экономического потенциала субъектов Федерации округа;

развитие обширной сети региональных и муниципальных центров поддержки предпринимательства;

формирование единой программно-технологической системы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа.

Система устойчивого развития реализуется посредством создания структур поддержки предпринимательства на четырех уровнях: окружном, региональном, муниципальном и поселенческом.

Основными результатами функционирования Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа должно стать:

увеличение в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа:

количества стабильно работающих малых и средних предприятий,

объемов реализованной ими продукции и услуг,

численности населения, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства;

доли малых и средних предприятий, получающих государственную поддержку;

обеспечение ежегодных темпов роста размера среднемесячной заработной платы на уровне не ниже инфляции;

повышение профессионального уровня работников малых и средних предприятий;

создание единого информационного пространства системы поддержки, обеспечивающего доступ с любого объекта Системы устойчивого развития ко всем имеющимся информационным ресурсам (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну предприятий);

увеличение объема, достоверности детализированной и обобщенной информации о развитии предпринимательства в субъектах Федерации округа;

совершенствование территориального размещения малых и средних предприятий с целью максимального удовлетворения населения в товарах и услугах, снижения «маятниковой миграции»;

повышение уровня коммерциализации инновационных проектов и продвижения инновационной продукции на региональном и межрегиональном уровне.

Таким образом, в России для ускорения продвижения к рынку необходимо усилить внимание к формированию предпринимательской среды не только в общегосударственном масштабе, но, прежде всего, на региональном уровне.

Региональный аспект развития предпринимательства важен по ряду причин.

Во-первых, в силу того, что предпринимательство первоначально формирует свои организационные структуры в рамках мелкого бизнеса, который находится в поле зрения прежде всего местных органов власти.

Во-вторых, характерная черта рыночной экономики — принятие эффективных решений на микроуровне, на уровне фирмы, предприятия. Конкретная окружающая среда должна быть благоприятной для принятия эффективных решений, а она формируется опять же в регионах.

В-третьих, условия России таковы, что при ее масштабах и огромном разнообразии регионов всякие общие подходы к формированию предпринимательской среды неизбежно принимают характер оторванных от реальной жизни абстракций, что неприемлемо в принципе, и особенно в сегодняшних условиях, когда решения по выведению экономики из кризиса должны быть максимально четкими и конкретными.

Не менее важен, разумеется, и общегосударственный аспект поддержки малого предпринимательства. Только соединение усилий федеральных органов власти и властных структур в регионах позволит придать необходимый динамизм малому предпринимательству, как важной движущей силе развития рыночной экономики.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин