Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
В течение прошлого десятилетия в экономике развитых стран наблюдается подъем предпринимательской активности, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса.
Одной из причин подъема предпринимательской деятельности стала развернутая на Западе реформа хозяйственного механизма, проводившей в жизнь идеи неоконсервативной революции. Снятие накопленных административно-законодательных ограничений (дерегулирование экономики), активизация политики правового и финансового стимулирования предпринимательства, новая правительственная линия межфирменных связей (поощрение научно-производственной кооперации, открытия национальных хозяйств для проникновения иностранного бизнеса) — это открыло возможности применения предпринимательской инициативы в области экономики.
Роль малого бизнеса повысилась с появлением волны иимигрантив, которая в середине 80-х годов была самой после 1927 года. Характерной особенностью является то, что национальные меньшинства, поповнються благодаря потокам иммигрантов, проявляют повышенную склонность к организации малого бизнеса.
Маркс VS Ватоадмин l Малый бизнес США l Экономические мифы
Подъем малого бизнеса интенсивно проходит в отраслях новейших научно-технических сдвигов, связанных с инновационной деятельностью и информационными технологиями. Благоприятные условия, которые сложились в конце 80-х годов, перевели малый бизнес на новый этап, которому присущи свойства:
— Рост рынка венчурного капитала и развитие венчурного (рискованного) бизнеса;
— Рост дивесификации финансовых институтов;
— Открытый доступ граждан и организаций к информации в государственных органах;
— Укрепление патентно-лицензионной системы;
— Появление сети организаций, специализирующихся на выработке нового бизнеса (инкубаторы, инновационные центры).
Преимущества малого бизнеса зарубежных стран:
— Способность реагировать на изменения — небольшой объем производства и ограниченные ресурсы превращают малые формы бизнеса на мобильные структуры, по сравнению со средним и крупным бизнесом, что заставляет малый бизнес быстро приспосабливаться к новым условиям.
— Заполнение пробела в экономике — в определенных секторах, где производство является многоуровневым, децентрализованная структура посредников более эффективна, чем иерархическая структура управления крупного предприятия (продукты питания, одежда);
— Главный источник инноваций — более 60% новаций ХХ века создано независимыми изобретателями и небольшими компаниями-изобретение самолета, кондиционера, фотоаппарат типа Полароид. Основой достижений свободные организационные условия на малых предприятиях.
— Создание рабочих мест — в Италии в малом бизнесе работает 80% общего количества занятых;
— Создание напряженного конкурентной среды, повышение качества товаров и услуг.
Отличительной особенностью иностранного развития малого бизнеса является то, что внешняя среда или инфраструктура
Топ-10 бизнес идей из США
предпринимательской деятельности уже сформирована, выполняет функцию привлечения новых субъектов деятельности малого бизнеса и поддержку на начальных этапах.
Отличается отношение населения к малому бизнесу. В развитых странах существует культ бизнеса, занятия предпринимательской деятельностью высоко ценится. Более того, достижения успеха в бизнесе не расценивается как неудача, общественное мнение уважает предпринимателя, в отличие от того, который ничего не попробовал.
Содержание предпринимательства сводится к попыткам смелых людей организовать дело, готовность добровольно взять на себя риск, связанный с реализацией новых идей.
В экономически развитых странах предприниматели рассматривают рынок как объект исследований. По каждому товару изучают спрос и предложение, качественные и количественные характеристики. Американском предпринимательству свойственна цивилизованная «безцинова» конкурентная борьба, через улучшение качества продукции, товаров, услуг, обслуживания, дополнительные меры по привлечению внимания клиентов и приобретение имиджа торговой марки.
В мировой практике не существует определения малого предпринимательства, но иснюють критерии отнесения предприятий к малым:
Болгария — количество работающих до 50 человек, Англия до 200 человек, Венгрия до 100, Италия до 100, США до 500, причем существует распределение малых предприятий по количеству работающих. Так, служащих от 1 до 24 относятся к категории малых, от 25 до 99 относятся к малым и от 100 до 490 промежуточные предприятия. Франция относит предприятия к малым с численностью работающих до 500 человек.
Таким образом, мировая практика свидетельствует, что малый бизнес имеет большое значение для поддержания и развития инициативы и свободного предпринимательства, сохранение в обществе атмосферы деловой активности. Опыт стран убеждает, что малый бизнес повышает гибкость производства по изменяющимся условиям, новым требованиям научно-технического прогресса, спроса, повышает жизнеспособность и развитие национальной экономики.
Источник: worldofscience.ru
Использование опыта развитых стран в развитии малого бизнеса и предпринимательства
Автор(ы): Холманов Нурали Тошболтаевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015» (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 6358
Показать PDF версию Использование опыта развитых стран в развитии малого бизнеса и предпринимательства
Аннотация
В ностаящее время невозможна предиставить развитие мировой экономика без развития малова бизнеса и предпринамательстьво. Хотя для развития формирования этой отрасли непонадобилось много времени. Многие развитые страны достигли высоких результатов. Особенно, бысрое развитие производства и главное это проявляется в обеспечении зантость населения.
Это отрасль является важной для экономика развивающихся стран, обнованием для этого служит пройденный путь высоко развытих стран. В данной статье уделино внимание для развития этой отрасли, учитывая опыт США и Гериании.
Ключевые слова. Малый бизнес, частное предпринимательство, зарубежный опыт, свободных экономических зона, рабочих места, семейном труде, территории предпринимательства.
Одной из актуальных задач в современном Узбекистане является развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, дальнейшее улучшение социально-экономической ситуации в стране, повышение занятости и благосостояния населения. Исходя из мирового опыта, можно отметить, что в такой ситуации большое значение приобретает малый бизнес и частное предпринимательство. Известно, что малый бизнес и частное предпринимательство легко адаптируется к интенсивно развивающимся и быстро меняющимся рыночным требованиям. Более того, эта сфера играет важную роль в обеспечении населения рабочими местами, повышении их доходов. При создании благоприятных условий для развития предпринимательства, раскрытии новых возможностей, конечно, мы должны опираться на зарубежных специалистов.
Развитие малого бизнеса в странах мира является своего рода стержнем экономической политики, т.е. как главная отрасль, обеспечивающая занятость рабочей силы; источник развития инновационного потенциала экономики; источник поиска и внедрения новых форм производственной деятельности; восполнения государственного бюджета налогами; предотвращения спада производства. Главный фактор повышения конкурентно способности экономики страны и устойчивого развитий в тесной связи с крупным бизнесом и другими факторами используется для выхода из тяжелого экономического положения, смягчения ситуации или дальнейшего совершенствования социально-экономического прогресса страны.
Например, развитие малого бизнеса в Индии, Албании и Бразилии используется безработица и нищета в качестве фактора, снижающего остроту таких социальных проблем. Во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде и Испании — для социально-экономической и политической устойчивости, формирования среднего класса. В Израиле и США – для ликвидации рецессии; в Мексике, Канаде, Сингапуре и Японии – для создания новых рынков; в Китае, Польше, Чехии, Венгрии и Словакии для ускоренного проведения экономических реформ. В Узбекистане – наряду с социально-экономическим развитием и повышением благосостояния народа для эффективного использования излишней рабочей силы путем создания новых рабочих мест.
В зарубежных странах создание малого бизнеса и его успешное функционирование обеспечивается посредством государственной помощи. Они обладают очень богатым теоретически и практическим опытом, который может быть использован нами с учетом наших реалий и особенностей. Для многих стран, регулирование деятельности малых предприятий характеризуется общими подходами и основными направлениями. К ним относятся:
- принятие специальных законов, направленных на поддержку малого бизнеса;
- разработка государственных планов, направленных на совершенствование общих и частных сторон деятельности предприятий (например, методов управления малыми фирмами), оказание финансовой помощи желающим заняться бизнесом, предусматривающим определенные цели развития малого бизнеса;
- создание структурно-организационных услуг для поддержки малого бизнеса;
- оказание государственной финансовой помощи малому бизнесу;
- организация фирм по страхованию и льготному кредитованию малого бизнеса;
- широкое внедрение льготного налогообложения деятельности малых предприятий.
К странам, использующим вышеназванные факторы в своем экономическом прогрессе, относятся США, которые среди стран мира имеет довольно высокий уровень развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Опыт этот страны и достижения в данной сфере могут служить примером для каждой развивающейся стране. За последние 30 лет удельный вес малого бизнеса в США увеличился с 30 до 52 процентов [1].
Сейчас в развивающихся странах более 80 процентов всех предприятий приходится на малые и частные предприятия. В частности, в этот стране насчитывается более 18 миллионов таких предприятий, удельный вес их в сельском хозяйстве составляет 81,9 процентов, в строительстве – 82,2 процентов, в оптовой торговле – 80,6 процентов, в сфере услуг – 75,6 процентов.
В настоящее время их доля в валовом внутреннем продукте 75-82 процента[2] и 70 процентов продукции производятся на малых и средних предприятиях. Этот показатель растет из года в год. В США на каждые тысячи человек приходится 74,2предприятий малого и среднего бизнеса[3]. В стране фирмы малого бизнеса составляют 99 процентов общего количества всех предприятий.
Основная часть этих фирм представляют малые, мини фирмы, основанные на семейном труде. При этом 80 % всех малых предприятий количаство занятых не превышает 10 человек.
Первые шаги в стране по развитию данной сферы были начаты еще в 1953 году. В тот период по всей стране была создана администрация по делам малого бизнеса, в которой трудились более 4 тысяч сотрудников. Основным направлением деятельности этой организации были оказание помощи в создании частного дела, предоставление малому бизнесу кредитов и гарантированных долговых обязательств. Именно в те годы был принят закон о малом бизнесе, продстваляющий собой правовые основы регулирования государством монополистического сектора экономики. В 1986 году был принят закон, обеспечивающий возможность внедрения новой технологии, разработок научно-технических и опытно-конструкторских организаций.
Малым предприятиям оказывают помощь многие полуправительственные организации: комитет по политике в сфере услуг, специальная комиссия при Президенте по проблемам частного предпринимательства, комиссия по вопросам промышленной конкурентоспособности и другие. Многочисленные общественные организации – торговая палата, национальная ассоциация промышленников, различные клубы в сельском хозяйстве, группы и прочие также оказывают помощь в поддержке малого бизнеса. В США малые предприятия не пользуются налоговыми льготами, но поддерживаются субсидиями, дотациями, финансовыми гарантиями.
Еще одна важная сторона в развитии данной сферы в США состоит в том, что в стране зоны свободного предпринимательства, как разновидности свободных экономических зон, успешно ведут свою деятельность. В отсталых территориях с высокой степенью безработицы возник неоконсервативный вариант проведения региональной политики, направленной на оживление малого бизнеса путем предоставления значительных свобод и финансовых льгот предпринимателям. Обычно они охватывают территории площадью от 2,5 до 5 кв. км. В отдельных случаях их площадь может составлять 13 кв. км, границы их не обозначены и определяются статусом расположенных так компаний.
По юридическому статусу территории предпринимательства в США делятся на три вида – федеральные, территории предпринимательства штатов и местные. Территории предпринимательства каждого вида создаются соответствующими правительственными органами, и эти органы разрабатывают соответствующие территориальные прикладные программы.
Применяемые в организации всех видов территорий предпринимательства основные ограничения касаются сроков деятельности на этих территориях. Например, в большинстве территорий данный срок составляет 10-20 лет, а в некоторых штатах он несколько меньше. В частности, в штате Коннектикут – 5 лет, в штате Кентукки – 7 лет. В федеральных территориях предпринимательства составляется на срок 20 лет, в последующим по решению исполнительных органов правительства данный срок может быть продлен[4].
Для того, чтобы получить статус территории предпринимательства, последняя должна отвечать ряду требований, в частности, иметь 70 % населения с меньшим на 80 процентов, чем по данному городу или всей страны средним доходом жителей; уровень безработицы должна быть выше, чем по стране или городу.
В 700 городах и их окрестностях функционируют более 1420 территорий предпринимательства[5]. Расширение этих территорий связано с предоставляемыми экономическим и другими льготами действующим там американским компаниям.
Оказываемые предпринимательству экономические поощрения и льготы на федеральном уровне следующие: 5-процентная скидка на налоги по строительству и реконструкции; налоговая скидка за создание каждого дополнительного места работы (до 2 тысяч долларов на челловека); отмена налога, взимаемого за увеличение капитальной стоимости; упрощенная система ведения документации; снижение требований по стандартам защиты окружающей среды и нормам безопастности. В масштабе разных штатов предоставлены различные льготы действующим там компаниям. Правительства некоторых штатов оказывают прямую непсредственную помощь этим территориям. Например, в штате Коннектикут для финансирования действующих компаний создан специальный фонд с капиталом в 1 миллион долларов.
В создании и развитии территорий предпринимательства заинтересованы все три ступени правительства США. Образование этих территорий усилит активность предпринимательской деятельности в депрессивных районах и уменьшит уровень безработицы, в результате чего снизится объем выплачиваемых безработным средств.
Исходя из вышесказанного, если в Узбекистане создать, с учетом особенностей каждой области, территории предпринимательства, то это привело бы к уменьшению числа безработных. Следует особо подчернуть, что территории предпринимательства будут решать внутренние экономические вопросы, опираясь на местный капитал и рабочую силу. Также программа образования территории предпринимательства должна быть простой и понятливой и в ней основное внимание должно быть уделено системе поощрений и льгот.
Еще одной из высокоразвитых в отношении малого бизнеса и частного предпринимательства стран выступает Германия, где акцент на развитие этой отрасли и государственные механизмы, стремление к новым технологиям заслуживают пристального внимания. Не только в Европейском Союзе, но и во всем мире отмечается внимание, оказываемое в Германии развитию изучаемой сферы. В результате проведенных в стране в течении многих лет политических мероприятий доля малого бизнеса очень быстро росла. Именно результатом чудодейственной мощи малого бизнеса и частного предпринимательства в Германии можно оценить тот факт, что доля данной сферы за послевоенные годы возросла с 10% до 65 процентов[6].
Бурный рост малого бизнеса в Германии приходится в основном на 70-е годы прошлого столетия. К этому времени несколько активизировались малые предприятия, самостоятельно конкурирующие с крупными предпринятиями. Они в местных условиях были близко расположены к потребителям, основывались на производстве быстро меняющихся товаров и оказания услуг. Начиная с 80-х годов вклад крупных предприятий на рынке начал восстанавливаться.
Маркетинг малого бизнеса в Германии отличается от остальных стран четырьмя особенностями: внедрение инноваций быстрыми темпами; подготовкой действующих с учетом ситуации рыночных конъюктур кадров маркетологов; совместное обслуживание в едином сегменте с крупными предприятиями по снабжению составными и запасными частями продукции; налаживание отношений между крупными и малыми предприятиями на основе франчайзинга.
Будучи одной из ведущих стран мира, Германия выделяется своими особенностями в развитии малого бизнеса. Например, в масштабе региона занят инновационным бизнесом. Для того, чтобы обладать преимуществами в условиях острой конкурентной борьбы, зачастую они выделяются быстрыми темпами внедрения результатов научно-исследовательских работ, изобретений на своих предприятиях.
В целях технологического поощрения в высших учебных заведениях налажена организация консультационных услуг. Снабженный изобретениями и инновациями малый бизнес обеспечивает конкурентоспосбность своих товаров на международной рынке. Объем расходуемых предприятиями средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на 1 работающего составляет: на малых предприятиях – 10,1 тыс. марок; крупных предприятиях – 8,9 тыс. марок; на средних предприятиях – 5,6 тыс. марок [7].
Кроме того, были проведены значительные реформы по техническому сабжению субъектов малого бизнеса. В качестве примера можно указать принятые государством и внедренные “Общая концепция науки и техники”, “Концепция наки и техники на малых и средних предприятиях”. В них большое внимание уделяется повышению квалификации занятых кадров, оказанию информационных и консультационных услуг в сфере новых технологий.
Еще одна особенность малых немецких предприятий – практическая подготовка кадров. Нанятые кадры нарду с выполнением своих прямых обязаностей активно участвуют в решении вопросов маркетинга, менеджмента, финансов и других сфер предприятия. Сами сотрудники в рабочее время собирают информацию о рыночной конъюктуре, помогают в решении вопросов цен, товарной политики. 4/5 сотрудников, обладающих знаниями, навыками и опытом о рыночной конъюктуре и адаптации к изменениям вней, о принципах деятельности предприятий в дальнейшем открывают свой бизнес.
Механизмы поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства в вышеуказанных странах – США и Германии изложены только в общих чертах. Несомненно, обстоятельное изучение отдельных направлений и определение возможностей их использования принесут пользу для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистан.
Использованная литература
1.“Перспективь развития Узбекистана в условиях мирового финансового кризиса” Сборник тезисов республиканской научно-практическая конференция. Т.: ТГЭУ, 2011. с-238.
2. Выступления президнта И. Каримова на собрании кабинета министров в олий мажлисе подводя итоги 2011 и перспективы направленные на социално экономическое развитие Узбекистана в 2012 году на тему. 2012 году будеть новым этапом для развития нашей родины. Учебные пособия. -Т.: “Ўқитувчи” НМИУ, 2012. с-223.
3. Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в повышении занятости населения. Материалы республиканской научно-практической конференции. -Т.: “Молия”, 2008., с-514.
4. Место и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в социально –экономическом развитии Узбекистана. Материалы республиканской научно-практической конференции. – Ташкент.2011.,с-52.
5. Место и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в социально –экономическом развитии Узбекистана. Материалы республиканоской научно-практической конференции. – Ташкент. 2011., с-54.
6. Ostonov A.Yo. (2007). Occupancy of population in the field of small business and private enterprise. Written dissertation for defending PhD degree of economy. Тashkent, 2007.
7. Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в повышении занятости населения. Материалы республиканоской научно-практической конференции. — Т.: “Молия”, 2008., с-340.
8. Annual Report on European SMEs 2013/2014 – A. Partial and Fragile Recovery
Final Report -July 2014. SME Performance Review 2013/2014.
9. Болтабаев М., Касимавой М и др. Малого бизнес и частного предпринимательства: Учебное пособие. — Т: ТГЭУ, 2011. с-333.
10. Knight, G.A. (2001). Entrepreneurship and Strategy in the International SME’, Journal of International Management, 7: pp.155-171.
Источник: journalpro.ru
Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России
Объект исследования – сегмент предприятий МСБ в России и зарубежных странах.
Предмет исследования – развитие самих предприятий в рамках программы содействия развитию малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
2
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
5
1.1 Основные понятия категории МСБ
5
1.2 Организационно-правовые нормы предприятия МСБ в России
9
1.3 Теоретическое обоснование концепции МСБ
12
2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
14
2.1 Основные показатели статистики по предприятиям МСБ России
14
2.2 Проблемы становления МСБ с России
18
2.3 Государственная поддержка МСБ в России
22
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСБ ЗА РУБЕЖОМ
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Основные понятия категории МСБ
1.2 Организационно-правовые нормы предприятия МСБ в России
1.3 Теоретическое обоснование концепции МСБ
2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.1 Основные показатели статистики по предприятиям МСБ России
2.2 Проблемы становления МСБ с России
2.3 Государственная поддержка МСБ в России
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСБ ЗА РУБЕЖОМ
В структуре экономики любого современного государства предприятия различаются по масштабу производства. Соответственно, они делятся на малые, средние и крупные. Факторов, влияющих на их размеры – великое множество, но, главенствующие из них – законодательная основа их деятельности на территории государства, специфика отраслей, их технологические особенности, специфика спроса и предложения на их продукцию, «градус» приспособленности к особенностям местных рынков и т.д.
В данном ракурсе рост активности предприятий малого и среднего бизнеса (здесь и далее МСБ), произошедший за последние 20-25 лет, говорит только о необходимости наличия и развития самих предприятий. В рыночной экономике ведущих стран мира они – «пехота», составляющая наибольшую часть мирового экономического «войска».
В сравнении с крупным бизнесом развитие предприятий малого и среднего бизнеса имеет свои преимущества. «Малыши» — мобильны. Им предоставлен широкий рыночный выбор, они могут подстраиваться под изменчивые запросы потребителей, выступают в роли субподрядчиков для более крупных фирм, эффективнее используют местные ресурсы, быстрее насыщают местные рынки товарами и услугами, являясь при этом одновременно их производителями и потребителями.
С другой стороны, их проще регистрировать, используя при этом небольшой первоначальный капитал, также они выступают в роли источника новых рабочих мест для тех слоев населения, которые по разным причинам не могут работать на крупных производствах, например: учащиеся, пенсионеры, инвалиды, совместители, работающие не полный рабочий день и т.д.
По разным российским и зарубежным источникам в большинстве высокоразвитых стран мира львиную долю предприятий (от 48 до 80%) составляют предприятия МСБ. Они производят более половины выпускаемых товаров и услуг. Несмотря на очередной экономический кризис, здесь не наблюдается такого количества сокращений как в сфере крупного бизнеса, и количество рабочих мест, предоставляемых данными предприятиями, колеблется на отметке 50-75%. Это очень неплохой результат. И при правильном государственном регулировании – хорошая альтернатива теневому бизнесу.
По последним доступным статистическим данным доля предприятий МСБ в ВВП России находится на отметке 20%, что является малой величиной по сравнению со странами Евросоюза, США, Китаем, где данный показатель превышает порог в 50% [2]. По состоянию на конец 2010 года, в данной сфере была занята только ¼ работающих россиян [5, с.21].
Итак, на фоне вышесказанного, целью данной работы является:
- определение понятия категории предприятий МСБ с точки зрения действующего законодательства и экономического функционала, анализ основных критериев отнесения предприятия к сегменту МСБ;
- определение места и роли предприятий МСБ в экономике государства, перспектив их (предприятий) развития;
- оценка практического опыта государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом;
- рекомендации для государственной поддержки предприятий МСБ на основании зарубежного опыта.
Объект исследования – сегмент предприятий МСБ в России и зарубежных странах.
Предмет исследования – развитие самих предприятий в рамках программы содействия развитию малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования.
В рамках моей работы будут использованы все доступные мне источники информации в рамках и границах действующего законодательства РФ, максимально приближенных к настоящему времени.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Основные понятия категории МСБ
Для того, чтобы достичь цели данной работы, требуется определение ее объекта, то есть понятия МСБ как такового.
Свой первый учебник по экономике я прочитала в 1995 году. С тех пор изменилось многое, но одна фраза осталась в неизменном виде, а именно: «понятие малого и среднего бизнеса в России находится в стадии систематизации» или «понятие малого и среднего бизнеса в России как экономического сегмента не определено». Тем не менее — это очень важный экономико-стратегический ресурс, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие и материальное благосостояние как страны в целом, так и ее населения, хотя бы потому, что предприятия МСБ являются отдельными экономическими единицами и наряду с крупными предприятиями также участвуют в формировании ВНП и выполняют свои экономико-социальные функции.
«Большой экономический словарь» под редакцией А. Азрилияна дает следующее определение: «Малый бизнес – это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике».[1]
Средний же бизнес граничит с малым и крупным. Обычно, под средним понимают предприятие, управление которым ведет менеджер или управляющий директор, контролируемый собственниками (акционерами). В большинстве своем это – прибыльные и финансово устойчивые предприятия, с хорошо отлаженной рабочей структурой.
В их распоряжении находятся: высококвалифицированный персонал, налаженная система производства, сбыта и финансирования. Также, в отличие от малых, в руководстве средних предприятий одну из главенствующих ролей играет стратегия развития самого предприятия. И, в отличие от малых предприятий, гораздо более значимую роль в жизни средних предприятий занимают конкурентоспособность, инвестиционное внимание и взаимодействие с крупными предприятиями.
В законодательстве РФ термин «малое и среднее предпринимательство» принят официально.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является деятельность:
- осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке;
- направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг;
- осуществляемая самостоятельно, на свой риск. [12].
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- доля внешнего участия в капитале юридических лиц (перечень и границы долевого участия см. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ) не должна превышать 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 №101 были установлены предельные размеры выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость:
- для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб., для средних предприятий – 1000 млн. руб. [12].
Для сравнения в США к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия с численностью от 4 до 499 работников с внутренней градацией (5-9, 10-19, 20-99, 10-499) [14], зависящей также от сферы, в которой заняты сотрудники данного предприятия. Хотя и здесь нет полной конкретики. Администрация малого бизнеса в США (SBA) для причисления предприятия к сфере малого предпринимательства в соответствии с «Table of Small Business Size Standards Matched to North American Industry Classification System Codes effective January 7, 2013» использует не только среднесписочную численность сотрудников, но и предельный объем реализуемой продукции за год в денежном выражении [14].
На основе норм Европейского Союза градация предприятий выглядит следующим образом [11, c.11]:
Источник: www.myunivercity.ru