Становление суверенного государства и формирование рыночной экономики в Рес- публике Беларусь обусловило появление и функционирование сектора малого предпри- нимательства, являющегося неотъемлемой частью экономических систем развитых стран. За период своего существования на протяжении более чем 20 лет малое предприниматель- ство подтвердило свою жизнеспособность и высокий потенциал в дальнейшем развитии.
Однако, несмотря на динамичное развитие, доля малого бизнеса в основных макро- экономических показателях республики остается, по сравнению с развитыми странами, довольно низкой. Например, в 2012 г. в Республике Беларусь доля малого бизнеса в об- щем объеме ВВП страны составила 15,1% (в странах Евросоюза данный показатель более
60% ВВП). Удельный вес микроорганизаций и малых организаций в объеме инвестиций в основной капитал республики равнялся по итогам 2012 г. 26,1%.
В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства в республике определено в качестве одного из приоритетных направлений государственной экономиче- ской политики. Предусмотрено создать благоприятные условия для динамичного развития данного сектора экономики. В их числе: повысить доступность кредитно-финансовых, ма- териально-технических, земельных ресурсов и недвижимости субъектам предпринима- тельства. В Постановлении Совета Министров Республики Беларусь «О Программе госу- дарственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 –
Новый проект закона: структура малого бизнеса.
2015 гг.» от 29 декабря 2012 г. № 1242 заявлена цель: к концу 2015 г. довести удельный вес добавленной стоимости, произведенной субъектами малого и среднего предпринима- тельства, до 30 % в ВВП; численность занятых в этом секторе должна составить не менее
35% общей численности работающих.
В развитии малого предпринимательства большое значение отводится соответствую- щей инфраструктуре. На 1 января 2013 г. в республике действовали 83 центра поддержки предпринимательства и 15 инкубаторов малого предпринимательства (для сравнения: на 1 января 2012 г. – 76 центров и 15 инкубаторов). Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 78,6 % от общего их количества являются организациями частной формы собственности, 15 % – коммунальной, 6 % – республиканской. Целесообразно расширить сеть центров поддержки малого предпринимательства, а часть помещений и зданий, нахо- дящихся в коммунальной собственности, передать в собственность, аренду или безвоз- мездное пользование субъектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса [2].
Важным направлением в развитии экономики республики является сектор услуг. Если в 2010 г. в Беларуси на долю сектора услуг приходилось 49% от общего объема добавлен- ной стоимости, то в России – 60%, Литве – 68%, Польше – 65%. Свою роль, на наш взгляд, здесь может сыграть малый бизнес. К примеру, развитие деловых услуг, предоставляемых субъектами малого предпринимательства, может рассматриваться в качестве катализатора модернизации производственного сектора.
Бизнес в Беларуси и роль ИП в экономике: что тут может быть непонятным? | Точка зрения
Малые предприятия в любой стране сталкиваются со многими финансовыми пробле- мами: недостаточность собственных средств; проблематичность получения кредита, в от- личие от крупного и среднего бизнеса; повышенный уровень себестоимости, отвлекаю- щий финансовые ресурсы; нерегулярность и задержки финансирования; отсутствие еди- нообразных методик кредитования.
Одной из главных причин, сдерживающих активное развитие малого предпринима- тельства в Республике Беларусь, является отсутствие у его субъектов оперативного досту- па к финансовым ресурсам. В первую очередь с данной проблемой сталкиваются пред- приниматели, начинающие свой бизнес в наукоемкой инновационной сфере и требующие долгосрочных вложений.
Важная роль в развитии малого бизнеса отводится банковскому кредитованию.
Тем более, что активное кредитование принесет выгоду и самим банкам. Ограничение доступа к банковским кредитам является сегодня одной из самых серьёзных проблем малого пред- принимательства, поскольку основную роль в финансовом обеспечении бизнеса в рыноч- ной системе выполняют банки. Банки по взаимодействию с сектором малого предприни- мательства можно подразделить на две категории: банки, самостоятельно проводящие по- литику кредитования, и банки, реализующие правительственные, иностранные и между- народные кредитные линии.
В Республике Беларусь функционирует ряд банков, осуществляющих кредитование субъектов малого бизнеса в рамках Программы микрокредитования Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 2001г., которая призвана содействовать развитию ма- лых предприятий, индивидуальных предпринимателей. Практическая реализация Про- граммы осуществляется на основе кредитного соглашения между Беларусью и ЕБРР для поддержки малых и средних предприятий от 22 ноября 1994 г. К основным направлениям
деятельности Программы относят следующие: внедрение технологии кредитования; по- строение эффективных организационных структур в банках-участниках; обучение кре- дитных экспертов; разработка и внедрение новых кредитных продуктов. В рамках Про- граммы микрокредитования банки-участники предлагают 3 вида кредитов на развитие бизнеса: экспресс-кредит; микрокредит; малый кредит.
За время работы в Беларуси участ- никами Программы стали 8 банков. Ими выдано 37 313 кредитов на общую сумму 837 млн. долларов США по состоянию на 1 декабря 2013 года. Средняя сумма кредита на эту же дату составила 41 489 долл. США [3].
Помимо средств Программы ЕБРР в Республике Беларусь для финансирования малого бизнеса используются и бюджетные средства. С целью создания механизма льготного микрокредитования микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей принято решение Мингорисполкома «О размещении средств бюджета г. Минска в целях микро- кредитования» от 25.03.2010 г. № 676.
Льготные микрокредиты предоставляются микро- организациям и индивидуальным предпринимателям в целях финансирования коммерче- ских проектов.
Также белорусские субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться си- стемой льготного финансирования экономически эффективных проектов «Чистое произ- водство» северной экологической финансовой корпорации (НЕФКО). Данные проекты направлены на финансовую поддержку мероприятий по модернизации производства, поз- воляющих сократить потребление сырья и энергоресурсов на единицу продукции. НЕФКО предлагает займы в евро на льготных условиях напрямую предприятиям частного сектора.
Обеспечением финансовыми ресурсами государственной политики поддержки малого предпринимательства занимается Белорусский фонд финансовой поддержки предприни- мателей (БФФПП). Оказание такой поддержки осуществляется за счет средств, преду- смотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, утверждаемых Правительством Республики Беларусь.
Обязательным условием оказания поддержки является создание новых рабочих мест. Однако, следует отметить, что ресурсы БФФПП ограничены. На 2014 г. планируемый объем расходов составит 8 176,0 млн. бел. руб, на 2015 г. – 11 176,0 млн. бел. руб. Очевидно, что данных средств недостаточно. Для сравнения, на реализацию Программы развития промышленного комплекса на период до
2020 года, утвержденную постановлением Совета Министров от 5.07.2012 года № 622, по- требуется порядка 70,6 млрд. долл. США, или примерно 176 тыс. долл. на 1 рабочее ме- сто. К тому же рассчитывать на государственное финансирование могут в основном уже состоявшиеся предприниматели и только в редком случае начинающие бизнесмены, по- скольку высока стоимость предоставляемых ресурсов, а требования к соискателю кредит- ных ресурсов значительные [1].
Интерес для Беларуси представляет опыт поддержки малых организаций в Италии, где с 2007 г. начала создаваться система совместного финансирования проектов развития бизнесов в кластерах.
При этом предприятия объединяются в кластеры, а их усилия направляются на реализацию конкретного проекта, который утверждается и софинансиру- ется регионом в рамках правительственных программ. Развитие кластеров в Беларуси поз- волит повысить конкурентоспособность нашей экономики и интенсифицировать действие механизмов частно-государственного партнерства. Это направление определено Страте- гией привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до
2015 г. как приоритетное.
Таким образом, развитие малого бизнеса является одним из важнейших направлений, стимулирующих экономический рост Беларуси. Однако необходимо улучшение бизнес климата в стране, проведение качественных изменений в экономике, а также требуется ак- тивная поддержка государства, способствующая развитию данной сферы. Необходимо учитывать, что сектор малого бизнеса нуждается в относительно недорогих долгосрочных ресурсах для начала и развития предпринимательской деятельности. А доступ субъектов
предпринимательства к недорогому и долгосрочному финансированию можно обеспечить за счет совместных усилий государства, финансово-кредитных институтов, инвесторов и предпринимательских структур.
Список использованных источников
1. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [Электронный ре-
сурс]. – Режим доступа: http://tinyurl.com/pwopbk3.
2. О деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предприниматель- ства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tinyurl.com/p6a2gb6.
3. Показатели работы ПМКБ по состоянию на 1 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]
/ Программа Микрокредитования Беларуси. – Режим доступа:
Источник: pravo.studio
Роль и место малого бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь
Цель работы – исследовать основы предпринимательской деятельности, как сегмент экономики, изучить структуру, раскрыть сущность малого бизнеса в целом, выявить преимущества, предпринимательства в развитии экономики.
Задачи, были определены следующие:
Осветить роль и место предпринимательства в развитии общества;
Рассмотреть развитие малого бизнеса в промышленно развитых странах;
Проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь;
Введение…………………………………………………………………….3
1. Предпринимательство и малый бизнес, роль и место в развитии экономики……………………………………………………………………4
1.1 Теоретические основы и сущность предпринимательства…………. 4
1.2 основные виды предпринимательской деятельности и его организационно правовые формы………………………………………….5
1.3 место малого бизнеса в классификации субъектов хозяйств…………7
2.Место малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран…..9
2.1 Место и роль малого предпринимательства в США…………………9
3.Роль и место малого бизнеса в экономике РБ………………………….13
3.1.Основные этапы становления и развития…………………………….13
3.2.Динамика роста, отраслевая и территориальная структуры………. 16
3.3. Вклад в социально – экономическое развитие страны……………. 21
Заключение………………………………………………………………….25
Литература…………………………………………………………………..26
Прикрепленные файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра экономики и управления
по дисциплине: Менеджмент
на тему: Роль и место малого бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь
ФВШУБ, 4-й курс, ВВП-7 (подпись) Р.Ш. Мирзаев
1. Предпринимательство и малый бизнес, роль и место в развитии экономики………………………… …………………………………………4
1.1 Теоретические основы и сущность предпринимательства…………. 4
1.2 основные виды предпринимательской деятельности и его организационно правовые формы………………………………………….5
1.3 место малого бизнеса в классификации субъектов хозяйств…………7
2.Место малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран…..9
2.1 Место и роль малого предпринимательства в США…………… ……9
3.Роль и место малого бизнеса в экономике РБ…………………… …….13
3.1.Основные этапы становления и развития…………………………….13
3.2.Динамика роста, отраслевая и территориальная структуры……… . 16
3.3. Вклад в социально – экономическое развитие страны……………. 21
В наши дни, актуальность выбранной мною темы очевидна, так как рыночной экономики без малого бизнеса не бывает. В системе экономических и социальных отношений большинства государств, малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции.
В сфере малого бизнеса производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций.
Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» — важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества. Следовательно, изучение теории и практики современного бизнеса необходимо. Интерес к бизнесу естествен и оправдан. На наших глазах создаётся экономическая основа общества, появляются люди, стремящиеся сделать собственное дело, желающие не приспосабливаться к новым условиям, а жить в них, проявлять инициативу, выражать себя в свободной трудовой деятельности.
Рыночные преобразования, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции.
Цель работы – исследовать основы предпринимательской деятельности, как сегмент экономики, изучить структуру, раскрыть сущность малого бизнеса в целом, выявить преимущества, предпринимательства в развитии экономики.
Задачи, были определены следующие:
Осветить роль и место предпринимательства в развитии общества;
Рассмотреть развитие малого бизнеса в промышленно развитых странах;
Проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь;
1. Предпринимательство и малый бизнес, роль и место в развитии экономики
- Теоретические основы и сущность предпринимательства.
В соответствии со ст.1 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, «Предпринимательство — самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).» [1].
Предпринимательство часто отождествляется с понятием бизнес.
Понятие «бизнес» (англ. business) впервые употребил ирландец по происхождению английский банкир и удачливый денежный игрок эпохи первых финансовых пирамид, экономист-теоретик, предшественник маржиналистов Ричард Кантильон (1680-1734), который сделал первую попытку систематически изложить экономическую теорию в своей единственной книге «Очерк о природе торговли» (издана в 1755). В этой работе он выделил три основных класса общества:
земельные собственники, наемные работники, предприниматели
Р. Кантильон охарактеризовал предпринимателя как человека, действующего в условиях риска. Он разработал первую концепцию предпринимательства, которую используют практически все экономисты.
Рассмотрим схему предпринимательской деятельности, и дадим пояснения о предпринимательских действиях при преобразовании ресурсов в конечный продукт.
В осуществлении бизнеса участвуют три ведущих действующих лица:
те, кто снабжает его ресурсами предпринимательской деятельности в виде факторов предпринимательства, собственники этих факторов;
лица, приобретающие продукт предпринимательства в виде товаров, услуг и информации.
Общая схема предпринимательства выглядит следующим образом. Предприниматель приобретает за имеющиеся у него или привлекаемые деньги MF необходимые ему для осуществления предпринимательских процессов средства, факторы F в виде природных и трудовых ресурсов, средств производства. Затем эти ресурсы преобразуются в продукты Р, которые необходимы потребителям.
Продукция продается покупателям, а предприниматель в итоге получает денежную выручку МР, куда входит и его прибыль. Предприниматель прилагает значительные усилия, чтобы эта прибыль была получена, то есть, чтобы сумма вырученных от продажи продукции денег МР была выше денежных затрат MF. Это базовое условие прибыльности, успешности бизнеса.
Для точности картины, учитывая расходы ресурсов, необходимо помнить о налогах и вынужденных платежах, которые следует вносить в государственную казну. Эти затраты можно приплюсовать к MF, хотя они и не связаны непосредственно с приобретением факторов предпринимательства. Налоги следует рассматривать как оплату предпринимателем права на осуществление своей деятельности и отчасти плату за пользование «бесплатными» природными ресурсами, которые общество предоставляет предпринимателю. Налоги – это и плата за государственные услуги по управлению бизнесом.
1.2 Основные виды предпринимательской деятельности и его организационно правовые формы.
Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме.
Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).
Государственные структуры являются равноправными партнерами других участников рыночных отношений, если они непосредственно выходят на рынок с деловыми предложениями: предоставление правительственных заказов предприятиям, определение цен, состава и объема льгот при выполнении специальных работ.
Государство в современной рыночной экономике — это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Таким образом, государство выступает как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвует в рыночной экономике.
Частное предпринимательство — это экономическая система, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства.
Частным предпринимательством могут заниматься как отдельные граждане, так и коллективы (предприятия, фирмы).
Фирма — это обобщенное название, используемое по отношению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса. Фирмы бывают разные — от гигантских корпораций типа «Дженерал моторс» с многомиллиардным объемом выпуска и сотнями тысяч работников до мелких лавочек, где со всеми делами справляется один хозяин, а дневная выручка не превышает нескольких десятков долларов.
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы.
Под организационно-правовой формой предпринимательства следует понимать совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами .
Выбор формы предпринимательства зависит от личных пристрастий и вкусов, но главным образом определяется объективными условиями — сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий. Причем выбор той или иной организационно-правовой формы предпринимательства будет оказывать определенное влияние на осуществление предпринимательской функции собственником или управляющим предприятием.
К основным критериям, которые определяют организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, можно отнести:
соответствие предпринимательской структуры требованиям законодательства в отношении организационно-правовой формы для отдельных видов деятельности;
количество собственников (участников, акционеров);
способ формирования капитала (личного, акционерного, паевого), наличие, размер и порядок формирования уставного фонда;
ответственность собственника (учредителей) за деятельность юридического лица, в том числе и имущественная;
структуру органов управления и принципы принятия управленческих решений (собственником, учредителем, собранием пайщиков или учредителей);
форму распределения прибыли (личный доход, дивиденд, выплаты по паю).
Любое лицо или группа лиц (коллектив), обладающие определенными правами и обязанностями и создающие материальные блага или оказывающие определенные услуги, являются субъектом хозяйствования (хозяйствующим субъектом). К субъектам предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Индивидуальный предприниматель — это индивид, проявляющий инициативу, имеющий способности и желание производить нужную обществу продукцию (выполнять работы, оказывать услуги).
Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обусловливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.
В организации предпринимательской деятельности особое место принадлежит юридическим лицам, т. е. коллективным субъектам, осуществляющим хозяйственные операции. Несмотря на различие законодательств каждой страны, мировая практика свидетельствует о наличии устоявшихся и проверенных опытом форм деловой активности. Каждая форма предполагает определенную структуру взаимодействия партнеров и размер предприятия.
Гражданским Кодексом Республики Беларусь допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
1.3 Место малого бизнеса в классификации субъектов хозяйств.
Рис. 1.1 Классификация субъектов хозяйствования в Республике Беларусь
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам — относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:
— в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
— сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;
— строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
— других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли — до 30 человек;
— других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек
Наиболее важным при классификации предприятий в условиях рыночной экономики является организационно-правовой признак.
Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе – это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Таким образом, представляется важным в следующем подразделе работы рассмотреть формы и источники финансирования предпринимательской деятельности.
Источник: www.referat911.ru
Социально-экономическая роль малого бизнеса
Значение малого бизнеса определяется традиционными задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. В первую очередь — это выравнивание колебаний экономической конъюнктуры при помощи специального механизма сбалансирования спроса и предложения; формирование здоровой конкурентной среды экономики, которые создают концепцию стимулов для лучшего пользования знаниями и трудолюбия населения. Всё это помогает активнее разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и научно-технические средства; развитие диверсифицированной и высококачественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; становление огромного количества новых рабочих мест, создание важнейшей прослойки общества — среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, введение новейших форм организации, производства, сбыта и финансирования.
Малый бизнес несет большие возможности для оптимизации путей становления экономики и общества в целом. Отличительной черной малого предприятия является высокая интенсивность применения абсолютно всех видов ресурсов и постоянное стремление к увеличению их количества, обеспечению их более оптимальных для данных условий пропорций. По сути, это значит, что на малом предприятии не может быть избыточного оборудования, ненужных запасов сырья и материалов, лишних работников. Этот факт считается одним из самых важных факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Можно выделить региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является основной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес дает существенный доход в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия крайне заинтересованы в тесном и эффективном совместной работе с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением проблем, которые имеют региональный и местный характер. [4]
Формирование малого бизнеса в различных странах осуществляется по-разному, но результат получается одинаковый: массовое развитие малых предприятий способствует ускорению становления рыночных отношений, сыграло важнейшую стабилизирующую роль, как в экономической, так и социальной сфере.
В экономически развитых странах давно поняли то, что наемный работник это плохой работник, который не имеет обширных экономических и социальных знаний. По этой причине правительства данных государств стали осуществлять политическому деятелю по массовому превращения граждан в собственников. К примеру, в США, широкое распространение, получила кампания, которая вела деятельность по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии сотрудникам приватизируемых компаний давался шанс стать акционерами на льготных условиях. И главным стало то, что государство начало активно поддерживать малый бизнес.
Подобная стратегия интересна государству и по иным причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в предпринимателей, освобождает себя от ответственности решения многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вносит огромный вклад в решение государственных проблем с помощью уплаты налогов, благотворительности.
С середины 70-х, начала 80-х годов доля малых предприятий в структуре экономики западных стран начала значительно увеличиваться. Сегодня на Западе малые фирмы — это 70-90% от общего числа предприятий. В США мелкие предпринимательства составляют 53% всего населения, в Японию 71,7% и страны ЕС, где на таких предприятиях занята около половины работающих.
За последнее время экономическая роль малого бизнеса возросла. Малые предприятия, быстро развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все больше стали осваиваться в промышленности, в общем, и точном машиностроении, электротехнике. Это объясняется углубленной специализацией и дифференциацией общественного производства, что гарантирует значительное повышение его эффективности. Примером является производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях, которая в два раза выше, чем на заводах со средней специализацией.
Результат деятельности малых предприятий достигается и благодаря формированию системы субподрядных отношений более крупными фирмами. Это гарантирует крупным компаниям экономию капитала и увеличению капитала
Малые предприятия все чаще выходят на внешние рынки. Например, экспорт малых компаний США составляет 20 % совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35—40 %. На это окал влияние переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.
В конечном итоге, малые фирмы поспособствовали научно-техническому прогрессу. Благодаря им нововведения и разработки создаются в 17 раз больше, чем на крупных предприятиях, которые формируют только 10% новых технологий, а остальные 90% — это деятельность малых предприятий и независимых изобретателей. Все это достигнуто при помощи четкой ориентации на потребителя, гибкости в управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, введению программно-целевых методов управления и венчурного финансирования. [5]
Благодаря перечисленным свойствам малые фирмы внедрились в начальные стадии научных исследований, где нет необходимости в значительных материальных затратах. Это укрепило связи малых фирм с крупными. Крупные компании передают малым право на выполнение исследований, частично финансируя их, предоставляют консультационное обслуживание, снабжают конструкторской документацией.
Так как промышленное производство, которое в большей степени состоит из крупных предприятий, не поддается быстрому реформированию на основе рыночных механизмов, малые предприятия, готовы быстро создать при помощи частного инвестирования, а также приватизации в торговле, сервисе, транспорте, домашнем, ремесленном производстве на основе льготного законодательства, способны быстро сформировать рыночную среду, осуществить изменение в сознании людей касательно частного производства.
При современных масштабах развития малый бизнес гарантирует стабильность государства, обслуживает своих граждан, формирует богатство стране.
Источник: studentopedia.ru