Роль малого бизнеса в социальной сфере

Большинство исследований в области малого предпринимательства традиционно посвящено внешним факторам, определяющим его развитие — налоговой нагрузке, государственному регулированию и государственной поддержке и пр. В то же время большое значение в условиях ужесточения конкуренции имеют внутренние факторы развития бизнеса — наличие стратегии, обучение персонала, использование современных технологий ведения бизнеса, поиск внутренних источников повышения конкурентоспособности фирмы.

Глубинную сущность малого бизнеса составляют экономические отношения. На одной стороне этих отношений всегда стоит государство, которое видит в субъектах малого бизнеса опору, как в экономической, так и в социальной сфере. С другой стороны выступают предприниматели как субъекты малого бизнеса, чья заинтересованность проявляется в увеличении своих собственных доходов, улучшении благосостояния.

Малое предпринимательство выполняет ряд важных функций. Во-первых, оно обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), оно создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна [5, с. 48].

Малый бизнес обеспечивает новые рабочие места, так необходимые экономике РФ. Новые вакансии создаются за счет новых небольших фирм, а не за счет крупных устоявшихся компаний.

Малый бизнес создает благоприятные условия для более эффективного функционирования крупных предприятий, обеспечивая широкие возможности выполнения субподрядных работ и всевозможных услуг в тех областях, где деятельность крупных организаций традиционно нерентабельна.

В настоящее время малый бизнес в РФ испытывает большие трудности. Они связаны, в первую очередь, с непродуманностью национальной политики в этой области.

Как и несколько лет назад проблемы у предпринимателей все те же — высокие ставки налогов и частые изменения в налоговой отчетности, нестабильное и непрозрачное законодательство, регламентирующее хозяйственную деятельность, низкий покупательский спрос, проверки контролирующих органов и давление со стороны местных властей. До сих пор высоки по сравнению с ближайшими соседями, издержки входа на рынок. Сложны и дорогостоящи процедуры регистрации, лицензирования и получения сертификатов. Одним из наиболее деструктивных факторов в развитии малых предприятий является отсутствие уверенности их руководителей в завтрашнем дне. Из этого всего напрашивается простой вывод: малый бизнес нуждается в опеке и государственной поддержке.

Таким образом, малый бизнес в РФ должен являться опорой государства в рамках проводимых социально-экономических реформ, а не быть всего лишь придатком крупных компаний, обеспечивающим лишь десятую часть ВВП страны.

4. Проблемы развития малого предпринимательства

К середине 80-х годов XX века новому партийному руководству СССР стало очевидно, что далее невозможно, более того, чревато продолжать политику подавления предпринимательской активности населения. Так называемая перестройка в поиске новых эффективных форм хозяйствования на местах частично сняла это напряжение, собственно и дав вторую, после более чем семидесятилетнего перерыва, жизнь российскому малому предпринимательству — и до настоящего момента самому рыночному сектору экономики страны. Именно малое предпринимательство в конце 1980-х годов начало рыночные преобразования в России, реально предлагая гибкие формы ведения хозяйственной деятельности, в частности, быстро подняв на принципиально иной уровень качество бытовых услуг населению, розничной торговли, общепита.

Может быть, поэтому, выступив локомотивом кардинальных изменений, произошедших в экономической системе России, и объективно опередив в этом государство, малое предпринимательство, как любой вырвавшийся вперед, оказалось в одиночестве, предоставленным самому себе. До последнего времени практически все попытки государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства или утрачивали (вследствие инерции и бюрократии не до конца отлаженной государственной машины) свою актуальность еще до принятия соответствующего нормативного акта, или были временной данью политической ситуации, или не имели под собой реальной основы [10, с. 68].

Такой основой должен был бы быть некий государственный меморандум, в котором недвусмысленно была бы обозначена основная миссия малого предпринимательства — участие в формировании эффективных рыночных отношений, имеющих главной целью высокий уровень жизни россиян и обеспечение достойного места России в мировой экономике, — а также механизмы и способы государственного содействия этой миссии.

В последние годы в России в нескольких выбранных регионах, при содействии ряда федеральных министерств и при участии ведущих аналитиков было проведено несколько высококачественных мониторингов состояния малого предпринимательства. Проанализировав их результаты, можно расставить по степени важности следующие основные проблемы отечественного малого предпринимательства:

1. Высокий уровень налогообложения.

2. Доступность кредитных ресурсов.

3. Административные барьеры.

При этом, не отрицая важности данных проблем и исходя из опыта государственной поддержки малого предпринимательства, представляется более правильным расставить их несколько по-иному и рассматривать степень их влияния на развитие малого предпринимательства в следующем порядке:

1) административные барьеры,

2) кадровая поддержка,

3) доступность кредитных ресурсов.

Теперь о том, почему так, а не иначе. Начнем с налогообложения, вернее, с того, почему оно не вошло в число первых трех приоритетов. На наш взгляд, уровень взимаемых налогов для малого предпринимательства во многих регионах России сегодня совершенно приемлемый.

Проблема заключается в том, что часто путаются два понятия — налоги и всяческие выплаты (официальные и неофициальные) контролирующим ведомствам, которые развили за последние десять лет тотальное администрирование предпринимательской деятельности. Естественно, все это вкупе — налоги и оплата нередко абсурдных разрешений — иногда достигает астрономических для предпринимателя значений, и все это называется термином «налогообложение». Решить проблему не так сложно — следует просто запретить государственным органам взимать (самостоятельно или через свои «отпочкованные» структуры) плату за выполнение обязанностей, которые они и так должны исполнять, находясь на содержании у государства. А штрафы и тому подобные выплаты — безусловно, они будут всегда, предпринимателей «не без греха» тоже достаточно — должны поступать полностью в бюджет государства [6, с. 137].

С этой ситуацией как раз и связан основной, на наш взгляд, бич российского малого предпринимательства — административные барьеры, порожденные сложившимся в России разрешительным принципом начала собственного бизнеса. То есть, если человек решил создать собственное дело, он должен собрать кучу нужных и ненужных справок, заплатить немалые суммы официально и неофициально не одному десятку чиновников, и это все только за то, что он хочет работать.

Сейчас много говорится о том, что в России не растет количество малых предприятий — так оно при таком положении дел не будет расти никогда. Необходим не разрешительный, а в большей степени уведомительный принцип, при котором, открывая собственное дело, достаточно зарегистрироваться в соответствующем государственном органе. А уведомления в сертифицирующие, пожарные и другие службы должен направлять этот самый государственный орган. В свою очередь, все эти ведомства при необходимости должны сами приходить, проверять, ставить на контроль новый бизнес, причем уже бесплатно.

Читайте также:  Как преуспевать в сетевом бизнесе

Второе — кадры, точнее, их отсутствие. Сегодня ситуация такова, что рынок предъявляет особые требования к человеческому ресурсу, находящемуся или желающему войти в сектор малого предпринимательства. В настоящее время явно ощущается нехватка квалифицированных каменщиков, маляров, работников общепита, монтажников, стоматологов, представителей многих других профессий.

Нельзя сказать, что их нет вообще — просто население уже привыкло к качественным услугам, а законодательство научилось наказывать за обман и низкое качество. Поэтому, чтобы завоевать себе место на рынке, малое предприятие изначально должно выдавать продукцию или услуги качеством не хуже, а ценой не выше, чем у конкурентов. Для этого нужна соответствующая рабочая сила, рынок которой должно формировать государство. Но есть и другая сторона этой медали.

Количество малых предприятий в стране не растет в последнее время, думается, еще и потому, что за прошедшие годы генофонд предпринимателей-лидеров, тех, кто способен создать собственное дело и кого не привлекают вторые роли, по большому счету исчерпан. Все, кто мог, у кого сохранились за годы тоталитарной экономики предпринимательские гены прадедов, уже давно в предпринимательстве. Следовательно, вторая задача государства в этой связи — готовить по специальным программам будущих лидеров, менеджеров, руководителей — как угодно, — которые будут нацелены на создание собственного дела, хорошо зная, как это делается [4, с. 112].

Решение двух этих проблем создает нормальные условия для появления новых малых предприятий — необременительность разрешительных процедур и наличие необходимого человеческого ресурса. Остается третья — кредитные средства, позволяющие сделать необходимые вложения в минимум основных фондов, рекламу и так далее.

В этом смысле сегодня особенно страдают производственные и инновационные малые предприятия — в отличие от других они больше нуждаются в относительно дешевых и долгосрочных (до 3-5 лет) кредитах, которыми сегодня российский финансовый рынок не располагает. Здесь, скорее всего, необходимы специальные государственные средства, пусть первоначально небольшие.

Не лучший путь, но вряд ли целесообразнее ждать, пока «дозреет» банковская система. Сегодня уже понятно, что тот интеллектуальный и инновационный потенциал, которым все еще располагает Россия, может быть эффективно преобразован в наукоемкий коммерческий продукт и реализован, прежде всего, посредством развития малого предпринимательства.

Это один из шагов, который позволит российской экономике, зависящей от цен на энергоресурсы, выйти из разряда стран — сырьевых доноров. Уже есть примеры, когда в наукоемком малом предпринимательстве годовая реализация собственной продукции из расчета на одного работника сравнима с аналогичным показателем в нефтяной отрасли. Это уже качественно новый уровень, и, пожалуй, именно в этом — ближайшее будущее взаимоотношений науки и малого бизнеса, когда последний не только пользуется наработками первой, но и создает структуры, эти самые наработки производящие. Очевидно, необходим государственный механизм, поощряющий такие тенденции, который позволил бы государству, изыскивающему пути оказания помощи науке, продвинуть ее продукцию на рынок, научить ее зарабатывать. Малое предпринимательство и здесь готово прийти на помощь.

Все вышеназванные проблемы могут быть эффективно решены при одном условии — наличии действенной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Это мировая практика, многократно проверенная жизнью. В таких странах, как США, Канада, Италия, Великобритания, Япония практикуется значительное бюджетное финансирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Именно через инфраструктуру поддержки в этих странах предприниматели получают любые консультации по открытию, ведению и планированию бизнеса, юридическим вопросам, маркетинговой стратегии, защите своих законных интересов. Прежде всего, через инфраструктуру поддержки осуществляется реализация специальных программ подготовки, переподготовки и подбора кадров для малого предпринимательства. Все эти страны в целях кредитования сектора малого предпринимательства имеют специальные инфраструктурные элементы — государственные или полугосударственные организации, кредитующие или предоставляющие малым предприятиям государственные гарантии. У нас это с успехом могут делать федеральный и региональные фонды поддержки малого предпринимательства [8, с. 21].

В России во многих регионах в целом существует инфраструктура поддержки малого предпринимательства; при этом слабая управляемость и отсутствие согласованности деятельности всех ее элементов не позволяют говорить о том, что это действительно реальная и целенаправленная помощь частному бизнесу. Приняв как аксиому необходимость развития такой инфраструктуры, государству следует в самые кратчайшие сроки определить пути повышения качества и эффективности ее деятельности.

Проблема экономических причин административного давления на малый бизнес делает необходимым в каждом отдельном случае, применительно к каждой отдельной сфере предпринимательской активности тщательно разбираться с тем, какие именно экономические факторы порождают и питают те или иные формы административного давления на предпринимательскую среду. Для лучшего уяснения сути экономических источников (корней) административных барьеров (давления) на среду малого предпринимательства надо показать, что и сами подобные барьеры неоднородны по своей сути и, конечно, по экономическим причинам. Необходимо выделить следующие слагаемые проблемы «дерегулирования»:

1) административные барьеры в «чистом виде», которые могут быть демонтированы уже в краткосрочной перспективе и чисто административно-правовым путем. Это — вопрос о регулировании процедур регистрации малых предприятий и лицензировании отдельных видов их хозяйственной деятельности. Для защиты интересов малого бизнеса от данных барьеров в большинстве случаев вполне достаточно применения нормативных регуляторов и контроля над их неукоснительным соблюдением, для чего уже сегодня имеются все необходимые организационно-правовые предпосылки;

2) барьеры и факторы давления неформального характера. Нельзя, например, полностью отменить пожарный или санитарный контроль, т.е. это означало бы реальную угрозу общественной безопасности и интересам потребителей. Здесь вопрос о защите интересов представителей малого бизнеса переносится в сложную организационно-процедурную сферу, которая, как было сказано выше, поддается формальному регулированию с большим трудом.

Разумеется, не во всех случаях экономические источники тех или иных форм избыточного административного давления на малый бизнес четко видны, но это не означает, что их нет, скорее, не вполне виден тот «механизм», с помощью которого определенные экономические интересы представителей властных структур удовлетворяются за счет той или иной сферы формальных или неформальных взаимодействий с предпринимательской средой. Все это, несомненно, должно стать предметом специальных дополнительных исследований и разработок. Столь же очевидно и то, что даже при четкой видимости тех или иных экономических причин административного давления на малое предпринимательство далеко не всегда могут быть моментально предложены пути преодоления этих причин — многие из них лежат в глубинной специфике экономической и социально-экономической организации нашего общества, в пластах очевидного «наследия» длительного господства административно-командной системы, а также в сфере тяжелых и еще подлежащих длительному устранению экономических и социальных последствий кризиса 1990-х годов.

Прежде всего, надо определиться с тем, какие именно барьеры предполагается упразднить. Не следует, как всегда, впадать в крайности и требовать одномоментного снятия всех видов контроля над деятельностью малых предприятий, причем во вред и самим малым предприятиям как потребителям продукции своих хозяйственных партнеров по малому бизнесу. Неоправданными следует считать те барьеры, устранение которых не вызовет негативных явлений для деятельности малых предприятий, потребителей их продукции и услуг, для партнеров и кредиторов малого бизнеса, а также для состояния рыночно конкурентной среды в целом. Все это делает крайне сложным установление «водораздела» между нормальным регулированием предпринимательской деятельности и избыточным административным давлением как объектом политики «дерегулирования».

Читайте также:  Как сделать электронный чек в Сбербанк бизнес онлайн на снятие наличных

1. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ

2. Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России. – М.: Бизнес-Тезаурус, 2008. – 128с.

3. Блинов А. Развитие предпринимательства. // Экономист. – 2006. – №6. – С. 70-73

4. Горбунов Э. Об условиях развитии малого и среднего бизнеса. // Экономист. – 2006. – №1. – С.86-92.

5. Каганов В.Ш. Подготовка и переподготовка кадров для малого бизнеса. – М., 2006. – 206с.

6. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция. // Вопросы экономики. – 2002. – №7. – С.64-72

7. Механизмы развития малого предпринимательства в России. / Сб. статей. – М., 2006. – 124с.

8. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. — 2007. — № 4

9. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: ЭКМОС, 2006.

10. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. // Под ред. д.э.н. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2008.

Информация о работе «Малый бизнеса и его роль в современной рыночной экономике»

Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 35483
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Источник: kazedu.com

социальные функции бизнеса. Институциональная среда малого предпринимательства и его социальные функции

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 33.51 Kb.

Введение
Вышеизложенное позволяет определить роль малого предпринимательства как ключевого элемента системы социально-экономических отношений современного общества и в немалой степени как ее стабилизирующего фактора.

Институциональная среда малого предпринимательства и его социальные функции

Роль малого предпринимательства и его социальные функции в современном обществе могут быть наиболее полно определены только при рассмотрении малого предпринимательства как целостной экономической системы. Анализ такой системы предполагает необходимость обязательного учета комплекса внешних условий, создающих предпосылки для успешной деятельности основных субъектов экономических отношений, в данном случае − малых предприятий. Эти внешние условия образуют не что иное, как «институциональную среду».

Институциональная среда включает и то, что принято называть инфраструктурой, обеспечивающей малое предпринимательство.

  • субъектов любых хозяйственных отношений малых предприятий;
  • действующего федерального и местного законодательства, регулирующего любые аспекты их деятельности;
  • механизмов централизованной поддержки малого предпринимательства со стороны любых органов государственной власти;
  • механизмов поддержки малого предпринимательства со стороны международного сообщества.
  • государственные высшие и средние профильные образовательные учреждения, многие из которых способны предложить учебные программы, специально ориентированные на малое предпринимательство;
  • государственные службы занятости, способные подбирать кадры с учетом специфических требований и возможностей малых предприятий;
  • государственные информационные центры, научные и научно-технические организации;
  • добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов, например, торговые палаты, ассоциации национальных производителей, экспортеров и т.п.
  • коммерческие банки, в том числе специализирующиеся в сфере предпринимательской деятельности;
  • страховые компании;
  • посредники на фондовом рынке;
  • инвестиционные компании;
  • частные пенсионные фонды и т.п.
  • специализированные посредники на товарно-сырьевых биржах, фондовом, валютном рынках, рынке трудовых ресурсов;
  • коммерческо-выставочные комплексы, ярмарки, аукционы, другие формы организационного внебиржевого посредничества;
  • рекламные агентства, коммерческие центры маркетинговых исследований, центры коммерческой информации.

Четвертая группа постоянных партнеров малых предприятий включает в себя представителей крупного бизнеса, рассматривающих малые предприятия в качестве стратегических партнеров. К ним относятся промышленные, торговые, строительные, транспортные, научно-технические, сервисные корпорации, использующие в своей деятельности франчайзинг, венчурное финансирование и лизинг.

Франчайзинг является специфической формой продвижения на рынок продукции и услуг крупных компаний путем передачи малым предприятиям соответствующих технологий и прав на производство услуг под торговой маркой компании. Венчурное финансирование предполагает создание крупными компаниями малых предприятий для реализации конкретных инновационных проектов. Наконец, лизинговая деятельность крупных промышленных и специализированных компаний, направленная на малое предпринимательство, осуществляется в форме передачи его субъектам соответствующего имущества (комплектного производственного оборудования, транспортных средств и т.п.) в аренду с правом или без права последующего выкупа.

Все указанные направления взаимодействия с малым предпринимательством теоретически выгодны и для крупного бизнеса. Однако с учетом ограниченных финансовых возможностей малых предприятий они должны специально стимулироваться государством.

  • негосударственные образовательные учреждения;
  • консалтинговые фирмы различной специализации;
  • аудиторские фирмы;
  • юридические агентства;
  • фирмы — разработчики программных средств;
  • частные охранные агентства и т.п.
  • функционально-отраслевому (ассоциация малых промышленных предприятий, строительных или торговых фирм и т.п.);
  • региональному (ассоциация малых предприятий конкретного региона или нескольких соседствующих регионов);
  • принадлежности ее членов к определенной социальной группе (ассоциации предпринимателей из числа молодежи, женщин, ветеранов вооруженных сил, инвалидов и т.п.).
  • определить критерии принадлежности конкретных предприятий к категории малых (при необходимости с дифференциацией по отраслям и сферам хозяйственной деятельности);
  • зафиксировать статус малого предпринимательства как объекта постоянной государственной поддержки, определить ее основные формы;
  • установить состав государственных органов, отвечающих за развитие малого предпринимательства в целом и конкретные направления его поддержки на федеральном и региональном уровне;
  • определить задачи государства по содействию формированию и развитию прочих элементов институциональной среды малого предпринимательства.

2. Социальные функции малого бизнеса

Объектом повышенного внимания является государственная поддержка малых предприятий. Необходимость и целесообразность такой поддержки определяется экономическими и социальными особенностями сферы предпринимательства. Возможности малых предприятий по созданию новых рабочих мест, противодействию тенденциям монополизации экономики, разработке и внедрению инноваций являются потенциалом, имеющим не только индивидуальную коммерческую, но и общественную ценность. Стратегическая цель государственной поддержки заключается в обеспечении благоприятных условий функционирования для развития малого предпринимательства в целом и особо благоприятных условий для тех его направлений, в приоритетном развитии которых общество особо заинтересовано.

В контексте приведенного состава институциональной среды МП должны рассматриваться и специфичные социальные функции малых предприятий. О главной социальной функции малого предпринимательства наиболее конкретно высказался профессор В. Афанасьев: «смягчение социальной напряженности и демократизация рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса». Аналогичную позицию занимает О. Александрова, специализирующаяся на проблемах становления этого класса в нашей стране. Свой вклад в увеличение «среднего класса» малое предпринимательство в России вносит путем формирования класса собственников, но не высокооплачиваемых наемных работников. Эту функцию принимают на себя крупные предприятия, способные содержать высокооплачиваемых менеджеров и специалистов необходимого профиля.

Читайте также:  Самый выгодный малый бизнес в Украине

Место малых предприятий на рынке труда как работодателей определяет еще одну социальную функцию малого предпринимательства. Ее нельзя отнести к числу отличительных особенностей малого предпринимательства, поскольку рабочие места создаются также государством, корпоративными структурами, даже некоммерческими организациями. Более того, в какой-то степени потенциал этой социальной функции малого предпринимательства ниже, чем у работодателей прочих категорий. Значительное число малых предприятий в лице индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и семейных фирм вообще не использует наемный труд. Но это компенсируется действием другого фактора, на который обратил внимание ряд исследователей.

Выраженным преимуществом малого предпринимательства является меньшая стоимость создания рабочих мест.

Практическая значимость указанного преимущества выявляется при реализации государственных социальных программ по снижению уровня безработицы. Создавая благоприятные условия для развития малого предпринимательства, государство вправе рассчитывать на появление большего числа рабочих мест, чем при содействии работодателям других категорий.

По данным Международной федерации малых и средних промышленных предприятий (MFHSP) в среднем по 18 развитым странам на долю малых предприятий приходится примерно 50% выпускаемой продукции, свыше 30% капиталовложений и экспорта. За счет малого бизнеса в США, Германии, Великобритании, Италии, Японии создается 2/3 рабочих мест.

К числу социальных функций малого предпринимательства правомерно отнести содействие вовлечению в процесс общественного воспроизводства дополнительных трудовых ресурсов, практически не используемых другими группами работодателей. К ним относятся граждане, чей трудовой потенциал как носителей товара «рабочая сила» ограничен объективными факторами. Это пенсионеры, несовершеннолетние, лица с ограниченной трудоспособностью, многодетные матери и т.п. В условиях рыночной экономики большинство работодателей не рассматривает их в качестве полноценных работников, следовательно, не в состоянии обеспечить возможность трудоустройства.
Малое же предпринимательство предъявляет не столь жесткие требования. В семейных фирмах задействован труд всех хотя бы минимально трудоспособных членов семьи. Малые предприятия, использующие наемный труд, лучше приспособлены для использования труда надомников, учащейся молодежи, граждан пожилого возраста. Учитывая, что доля последних двух групп в общей численности населения страны постоянно увеличивается, возрастает и практическая значимость рассматриваемой функции малого предпринимательства.

Существует еще одна социальная функция малого предпринимательства, которой далеко не всегда уделяется должное внимание. Она связана с формированием в обществе «идеологии предпринимательства», что особенно важно для современных отечественных условий. Об иждивенческой психологии, как одном из проявлений ментальности россиян, упоминали многие отечественные исследователи, например, д.э.н. Е. Маймис: «сплав государственной (и иной высшей) власти, уравнительности и иждивенчества — наиболее характерная, определяющая черта традиционного российского генотипа».

В свою очередь, профессор В.И. Кушлин считает, что «успех системных инноваций и повышение эффективности рыночных реформ зависят, прежде всего, от природных ресурсов и интеллектуально-предпринимательских качеств людей». Роль малого предпринимательства в решении этой задачи трудно переоценить.

На работу в корпоративные структуры и государственные учреждения обычно приходят люди, готовые подчиниться правилам, уже установленным работодателем. От отношения с его стороны зависит реализация их собственных экономических и карьерных амбиций. Соответственно, надежды на личное благополучие, стабильность социального статуса и т.п. наемный работник связывает с успешностью чужого бизнеса вообще и себя в нем в частности.

Создавая малое предприятие, предприниматель рассчитывает исключительно на свои деловые качества, профессионализм, способность к нестандартным действиям на рынке. Работая в этом бизнесе, менее стабильном по основным параметрам, предприниматель заранее прогнозирует как успех, так и неудачу. В последнем случае он, как правило, не «опускает руки», а немедленно начинает искать новую нишу на рынке. Об этом свидетельствует, в частности, опыт США. По данным Администрации по делам малого бизнеса, каждое четвертое малое предприятие терпит банкротство уже в первый год своей работы на рынке, а 90% не могут удержаться на нем более четырех лет.

Но только в 20% случаев это происходит вследствие утраты капитала, 80% предпринимателей просто меняют сферу его приложения.

Специфическая роль малого предпринимательства в системе трудовых отношений современного общества определяется еще одной особенностью, связанной с использованием наемного труда. В отличие от любых других категорий работодателей здесь присутствуют предприятия, не использующие его в принципе. К ним относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица «семейного бизнеса» (по российскому законодательству на них распространяются все установленные малым предприятиям льготы), и большая часть семейных предприятий.

Необходимо также учитывать и такие особенности малого предпринимательства, как категории работодателей. Здесь следует подчеркнуть более личный характер отношений между хозяином и наемным работником. Эта особенность оказывает влияние на организацию управления персоналом малого предприятия, повышая его эффективность. На крупных предприятиях и в государственных учреждениях рассматриваемое направление внутрифирменного менеджмента строится на сугубо формальной основе — трудовом законодательстве, индивидуальных контрактах, внутренних регламентах. Собственник − менеджер малого предприятия при принятии конкретных решений опирается, в том числе, и на личные отношения с подчиненным.

В отечественных условиях подобный характер трудовых отношений несет в себе дополнительный позитивный потенциал. Трудовая ментальность россиян во многом определена идеологией исторического этапа, предшествующего рыночным преобразованиям. В глазах наемного работника тождественны понятия собственник и эксплуататор, что определяет его отношение к трудовой деятельности.

На малом же предприятии персонал видит в своем хозяине, прежде всего, коллегу, менеджера, специалиста и только потом хозяина. Это способствует изменению упомянутого выше поведенческого стереотипа. Столь же важна для россиянина возможность общаться с руководителем и на «личном» уровне. При правильном поведении собственника в отношении наемного персонала указанные факторы способствуют формированию психологического климата, благоприятного для деятельности малого предприятия.

Сегодня в мире малое предпринимательство представляет самый крупный сектор экономики. Сформирован даже социальный портрет мелкого предпринимателя с присущими ему типичными чертами. Так, по данным ежегодных исследований, проводимых фирмой «Research

стимулирования увеличению продаж;

установления более тесных контактов с потребителями продукции;

проникновения на зарубежные рынки;

Участие в общественно значимых акциях (как составная часть PR), помогает ассоциированию организации со спортом, культурой, здоровьем, социальным благополучием. То есть не просто производит благоприятное впечатление на нужную аудиторию, но и целенаправленно закрепляет позитивные ассоциации.

Сегодня можно назвать наиболее значимые направления спонсорства, приносящие немалые социальные дивиденды. К ним относятся: спорт; культура и искусство; образование и наука; медицина и здравоохранение; издание книг; премии; СМИ; занятия для молодежи; ярмарки, выставки, фестивали, конференции, семинары; защита окружающей среды; политика; шоу-бизнес; мероприятия местного масштаба; кинофильмы; Web-сайты в Интернете.

Заключение

Социальная функция возникает тогда, когда главной целью является не прибыль, а общественная польза и решение актуальных социальных проблем.

И законодатели, и правительство должны осознать социальную функцию малого бизнеса, поскольку он обеспечивает самозанятость значительной части населения.

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин