Предпринимательство как процесс представляет собой цепочку целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента зарождения предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект. Строительное предприятие, прежде всего, характеризуется выбранной организационно-правовой формой при его созданий и конкретными целями и задачами, определяющими его деятельность на предстоящий и длительный период.
Предприятия строительной отрасли используют следующие принципы рыночной экономики: свобода предпринимательства, полная хозяйственная самостоятельность; использование различных форм собственности с преобладанием частной; свободные цены (кроме особо регулируемых государством и субъектами РФ); антимонопольность деятельности; открытость внутреннего рынка (свобода выхода на внешние рынки); договорные формы между хозяйствующими субъектами. Выбор стратегии и тактики строительных предприятий в новых условиях хозяйствования обусловлено положением: недостаточная обеспеченность ресурсами заказчиков строительной продукции; рост цен на строительные материалы, конструкции, энергию, транспорт и другие услуги, что приводит к удорожанию строительно-монтажных работ и увеличению сроков возведения строительных объектов.
Строительство общего рынка Центральной Азии — роль малого предпринимательства
Управленческая стратегия строительного предприятия зависит от организационно-правовой формы зарегистрированного предприятия и от того, какие рычаги государственного регулирования на него воздействуют. Согласно ГК РФ, все предприятия в зависимости от основной цели деятельности подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
Отличие некоммерческих предприятий от коммерческих в том, что извлечение прибыли у первых не является основной целью и она не распределяется между участниками. К ним относятся: различные фонды, союзы, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы.
Коммерческие предприятия в соответствии с их организационно-правовыми формами можно классифицировать по нескольким признакам: • строительные кооперативы; •государственные и муниципальные унитарные предприятия; • хозяйственные товарищества и общества: — полное товарищество; — товарищество на вере; — общество с ограниченной ответственностью; — общество с дополнительной ответственностью: — акционерное общество. Функция менеджера сводится к использованию своих профессиональных знаний по управлению людьми.
Управление трудовым коллективом на предприятиях со смешанной и только частной формой собственности сравнительно несложно. Оно охватывает трудовые соглашения. В сфере управления — это распорядок дня, планирование отпусков, разработка систем стимулирования и безопасности труда, контроль качества продукции.
При самоуправлении трудового коллектива практически реализуются те же функции, что и при самоуправлении собственника. Государственное регулирование. Оно может быть представлено правовыми, экономическими, финансовыми и социальными видами с использованием соответствующих рычагов и стимулов — это налоги, льготы и различные запреты.
ТОП 8 Бизнес идей мини-производства. Идеи для бизнеса
Прямое государственное регулирование заключается в разработке и функционировании нормативных актов, положений и мероприятий, оказывающих воздействие на положение дел строительных предприятий. Косвенное государственное регулирование включает разработку и реализацию налоговой, финансово-кредитной, амортизационной и ценовой политики. При прямом и косвенном государственном регулировании актуальным остается вопрос социального спектра, затрагивающий интересы жизнедеятельности всех работников.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Предпринимательство в строительном комплексе как внутренний источник развития региона
В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения предпринимательской деятельности в строительном комплексе Рязанской области.
Ключевые слова
РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ, СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, РЕГИОН
Текст научной работы
Строительный комплекс играет очень важную роль в развитии экономики всего государства, которая, в свою очередь, состоит из экономики отдельных регионов страны. Он относится к числу ключевых, фондообразующих отраслей, во многом определяющих темпы развития экономики районов. В последние годы увеличилась самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты экономического развития.
Строительный комплекс — это организованная система предприятий и производств, объединенных устойчивыми производственно-технологическими и хозяйственными связями в создании строительной продукции. Строительный комплекс осуществляет весь цикл работ по созданию строительных объектов, от проектирования до ввода их в действие со строительной базой и производством специальных видов материальных ресурсов. В состав строительного комплекса входят строительство, промышленность строительных конструкций и строительных материалов.
Строительная отрасль представляет собой развитую систему строительных производств, дифференцированных по отдельным предприятиям, которые осуществляют и предпринимательскую деятельность. Предпринимательство — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства или продажи товаров, оказания услуг. В процессе предпринимательской деятельности организуются хозяйственные структуры, эффективно используются ресурсы с целью получения максимальной прибыли, используются современные способы ведения бизнеса, а также внедряются новые технологии. На сегодняшний день все отрасли производства, которые связаны со строительством находятся на подъеме: строительные компании увеличивают число объектов и объемы работ. Все вышеперечисленное свидетельствует о важности строительного комплекса [1].
Особую роль в этой сфере может играть именно предпринимательство. Сектор малого предпринимательства способствует быстрому созданию новых рабочих мест, а, следовательно, и решению проблемы занятости населения. В отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, малые предприятия функционируют на небольших рыночных сегментах, благодаря чему национальное хозяйство способно к быстрым структурным изменениям. Небольшие размеры малых предприятий дают возможность обесᴨечить производственную, технологическую и управленческую гибкость, а это позволяет оᴨеративно реаᴦᴎровать на изменения конъюнктуры рынка, осуществлять эффективную инновационную деятельность и внедрять научно-технические достижения.
Говоря о роли малого бизнеса, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором усᴨешного решения следующего ряда проблем:
- Формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, которые способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах и услугах;
- Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг;
- Содействие структурной ᴨерестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике мобильность, гибкость и маневренность;
- Привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях будут вкладывать свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
- Создание дополнительных рабочих мест, вследствие чего сократится уровень безработицы;
- Эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
- Активизация научно-технического прогресса;
- Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
- Освобождение государства от убыточных и низкорентабельных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в ряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России в целом и регионов в частности.
В Рязанской области число малых предприятий за последние годы постоянно увеличивается. О чем свидетельствуют данные статистики. Рассмотрим диаграмму количества малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей за период с 2011 года по 2015 год. На ней мы видим, что с 2011 года количество малых и средних предприятий увеличилось на 2457.
В 2015 году число предприятий составило 20139. Этот рост связан с тем, что в современной экономической обстановке индивидуальным предпринимателям сложно конкурировать, поэтому некоторые из них объединяются и создают малые или средние предприятия. Это видно по данным диаграммы, что за рассмотренный период времени количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 4043. А также увеличению количества малых и средних предприятий способствовало привлечение в Рязанскую область предпринимателей с других областей и городов, например, с Москвы. Так как в нашей области организовать свой бизнес более экономично и конкуренция, по сравнению с крупными городами, не так велика.
Кроме того, рассмотрим структуру распределения малых предприятий по отраслям в Рязанской области за 2015 год. Мы видим, что наибольшее количество приходится на розничную и оптовую торговлю — 36,9%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 17,5%; обрабатывающие производства — 13,2%; строительство — 13,1%; на транспортную связь — 5,5%; сельское хозяйство — 4,1%; на долю остальных — 9,1%. Доля малых предприятий, работающих в реальном секторе экономики, в общей численности составляет 49,3%. По сравнению с другими регионами России, Рязанская область занимает среднее положение в сфере строительства по данным министерства экономики. Поэтому правительству нашего региона следует уделять больше внимания для решения проблем в строительном комплексе, чтобы улучшить ситуацию в области, а от эффективности функционирования строительного комплекса во многом зависит производственный потенциал страны и конкурентоспособность народного хозяйства, что обуславливает важность данной отрасли и необходимость поддержания государством на должном уровне [2].
Правительство Рязанской области постоянно решает целый комплекс задач, способствующих созданию благоприятных социально-экономических условий, здоровой конкурентной среды для развития предпринимательства строительного комплекса в регионе.
Государственная поддержка малого бизнеса заключается в проведении целого комплекса мер:
- Действует закон Рязанской области «О развитии малого и среднего предпринимательства»;
- Создана и действует Комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Рязанской области;
- При министерстве экономического развития и торговли Рязанской области создан Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства.
Не смотря на поддержку государства, малое предпринимательство сталкивается с рядом проблем.
Так какие же наиболее серьезные проблемы стоят перед предпринимателями Рязанской области в строительной комплексе?
На данный момент можно выделить общие проблемы, которые наиболее характерны для сферы малого бизнеса в строительной отрасли, в первую очередь это инвестиционные ограничения, а также дефицит первоначального капитала и оборотных средств.
Одной из наиболее серьезных проблем, тормозящей развитие малого сектора экономики региона, является отсутствие комплексной правовой системы, прежде всего, на федеральном уровне, которая учитывала бы интересы малого бизнеса.
Таким образом, для решения возникших проблем предпринимательства строительного комплекса необходима поддержка и контроль государства. Для его дальнейшего развития должны быть решены проблемы модернизации и обновления строительных машин, рациональной структуры инвестиций в основной капитал, эффективного функционирования инвестиционно-строительной сферы, эффективной жилищной политики [3].
И все-таки малый бизнес или малое предпринимательство из-за своей массовости определяют социально-экономический уровень страны.
Практика показывает, что технический прогресс и удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, внедрение изобретений, острая ценовая и неценовая конкуренция, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику региона.
Предпринимательство в строительном комплексе играет важную роль в общественном развитии региона, являясь важнейшей формой социально-экономической деятельности. Особая его миссия в экономике определяется широким спектром выполняемых им функций. Наиболее характерная из них — функция предпринимательства как «передового отряда» экономики, принимающего на себя хозяйственные риски и обеспечивающего устойчивые темпы роста экономики.
Особенности управления предприятиями общественного питания
- Ахмадеева Э.А.
Промышленность, как основополагающий фактор регионального развития
- Борисова Л.Г.
- Курбатова В.А.
Актуальность конкурентоспособности малого бизнеса в волгоградской области
- Сарычев А.О.
- Бирюкова А.А.
Источник: novainfo.ru
Малые предприятия в строительстве
Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, занимая до 60-70% его общего объема.
Хорошо известно «японское чудо» и роль малого бизнеса в экономике Японии. Только в обрабатывающей промышленности страны функционирует около 6,5 млн малых и средних предприятий, что составляет 99% их общего числа. На них занято около 40 млн чел. (81% всех работающих).
1 Малые предприятия в строительстве
2 Стратегическое планирование на предприятии
3 Оперативный анализ и тактические решения
Список использованной литературы
Содержимое работы — 1 файл
1 Малые предприятия в строительстве
2 Стратегическое планирование на предприятии
3 Оперативный анализ и тактические решения
Список использованной литературы
Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, занимая до 60-70% его общего объема.
Хорошо известно «японское чудо» и роль малого бизнеса в экономике Японии. Только в обрабатывающей промышленности страны функционирует около 6,5 млн малых и средних предприятий, что составляет 99% их общего числа. На них занято около 40 млн чел. (81% всех работающих).
В США малый бизнес производит более 60% всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений. На малых предприятиях, которых там более 7 млн, занято около 100 млн чел.
Вопрос о критериях отнесения предприятия к малому бизнесу является непростым как в теоретическом, так и в практическом плане. Статус малого предприятия позволяет ему пользоваться рядом льгот в области налогообложения, учета и отчетности. С государственной же точки зрения, эти же льготы могут привести к уменьшению поступлений налоговых платежей в доходную часть бюджета. Поэтому в мировой практике сложились разные подходы к определению субъекта малого предприятия. Малое и среднее предпринимательство растет с каждым днем, поэтому предприятиям необходимо планировать свою деятельность, о чем мы и поговорим далее.
1 Малые предприятия в строительстве
Малые предприятия в условиях развития рыночных отношений играют важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении ведомственного экономического монополизма, а также оказывают большое влияние на развитие национальной экономики. Во многих странах с рыночной системой хозяйствования результаты деятельности малых предприятий определяют типы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Российским законодательством определены основные преимущества создания малого предпринимательства. К ним можно отнести:
- предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности;
- доступность малого предпринимательства в большинстве его форм многим гражданам в силу небольших первоначальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах;
- повышенная мобильность, гибкость его, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса;
- решение проблемы создания новых рабочих мест;
- небольшой аппарат управления и, следовательно, более низкие накладные расходы;
- использование местных сырьевых ресурсов;
- поддержка отечественных товаропроизводителей;
- новые системы налогообложения и бухгалтерского учета и отчетности.
Целями создания малых предприятий являются: активизация структурной перестройки экономики, насыщение потребительского рынка товарами, преодоление отраслевого и регионального монополизма, расширение конкуренции, создание материальной основы дл трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий, укрепление экономической базы местных органов власти и т.д.
Правовая основа для развития малого бизнеса имеется, но вместе с тем начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда факторов:
- экономическое положение в стране, и прежде всего дефицит госбюджета, не позволяет государству широко финансировать программу развития малого бизнеса;
- в стране отсутствует инфраструктура строительного рынка, и прежде всего система страхования рисков и кредитов;
- острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйствования.
Весомым фактором развития сферы малого бизнеса становится система мер его государственной поддержки. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самым формирует инфраструктуру рынка, поддерживает предпринимательскую деятельность.
Все предприятия малого бизнеса независимо от сферы деятельности, организационно-правовой формы, формы собственности в течение всего времени их работы имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется на следующие цели:
- финансирование, в том числе в порядке долевого участия, капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения;
- погашение кредитов банка, использованных как на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения;
- добровольные взносы в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции;
- благотворительные цели, но не более 5%;
- проведение НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований, но не более 10% налогооблагаемой прибыли.
Все эти налоговые льготы не должны уменьшить фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.
Малым предприятиям предоставляется ряд специальных льгот:
- освобождение от уплаты авансовых взносов на прибыль;
- выдача Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства гарантий банку на возврат кредита, при этом фонд может и сам выдавать кредиты;
- уплата банками и страховыми компаниями, соответственно предоставляющими не менее 50% страховых взносов за отчетный период, полученных от страхования имущества малых предприятий, в 1,5 раза уменьшенного налога на прибыль в соответствии с постановлением Правительства.
2 Стратегическое планирование на предприятии
Методологической базой стратегического планирования являются системный и ситуационный подходы.
Стратегическое планирование на предприятии базируется на следующих положениях:
- Предприятие является сложной социально-экономической системой, которая создается для достижения определенных целей и характеризуется:
— наличием определенных ресурсов и их преобразованием в материальные блага (продукцию, услуги);
— соизмерением затрат на производство и реализацию продукции (оказание услуг) с результатами деятельности;
— сложностью и динамичностью внутренней среды;
— обязательностью развития и изменчивостью критериев развития.
2. Предприятие является открытой системой, на которую воздействуют многочисленные факторы внешней среды. Поэтому эффективность деятельности предприятия будет в значительной мере определяться ее адаптивными возможностями и способностями.
3. Любое предприятие уникально, в том смысле, что имеет особенности, обусловленные имеющейся материально-технической базой, кадровым потенциалом и др., поэтому при разработке стратегий невозможны универсальные решения стратегических проблем, необходим учет этих особенностей.
Можно выделить два направления стратегического анализа рыночной ситуации:
- Анализ воздействия факторов внешней среды предприятия.
- Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе.
Анализ воздействия факторов внешней среды предприятия
Всю совокупность факторов внешней среды можно разделить на две группы:
— факторы косвенного воздействия;
— факторы прямого воздействия.
Анализ макроокружения предполагает анализ воздействия факторов первой группы.
В результате анализа макроокружения определяется состав наиболее важных влияющих факторов, тенденции их развития, характер влияния факторов на деятельность предприятия, выявляются возможности и угрозы для бизнеса, производится оценка этого влияния и вырабатываются возможные ответные действия.
К среде прямого воздействия относят ту часть внешней среды, с которой предприятие непосредственно взаимодействует, а именно: потребителей, конкурентов, поставщиков.
Задача анализа среды прямого воздействия состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке, определении конкурентных позиций предприятия на нем.
Анализ состояния рыночной среды в отрасли позволит выявить главные движущие силы и оценить их влияние.
В качестве движущей силы отрасли могут выступать:
1. Обновление продукции .
2. Технологические инновации.
3. Маркетинговые инновации.
4. Вход в отрасль или выход из нее крупных предприятий.
5. Долговременное изменение спроса.
6. Изменения в государственной политике.
7. Изменения в уровнях издержек и эффективности.
Для анализа конкурентной среды в отрасли может быть использована модель М. Портера.
Модель предполагает анализ влияния следующих пяти сил конкуренции:
- предприятия-конкуренты, уже закрепившиеся на отраслевом рынке;
- проникающие в отрасль новые конкуренты;
- конкуренция со стороны товаров-заменителей;
- позиции покупателей, их экономические возможности;
- позиции поставщиков, их экономические возможности.
Наибольшее значение имеет конкуренция между существующими предприятиями отрасли.
В ходе анализа внутриотраслевой конкуренции устанавливается степень ее интенсивности, условия роста, а также состав конкурентов.
Интенсивность конкуренции определяется следующими основными факторами:
- большое число конкурентов или примерное равенство их сил;
- медленный рост отрасли;
- отсутствие дифференциации продукции;
- высокий уровень постоянных издержек;
- высокие выходные барьеры.
Интенсивность конкуренции увеличивается по мере:
- роста количества конкурентов и выравнивания их возможностей;
- замедления роста, стабилизации или падения спроса;
- возрастания сложностей ухода из бизнеса.
Влияние предприятий, производящих товары-заменители, проявляется в том, что:
- цены, а также доступность товаров-заменителей, определяют верхний уровень цен на основной товар;
- конкуренция со стороны товаров-заменителей зависит от стоимости переориентации на них потребителя (сопутствующих затрат, связанных с их использованием).
На уровень конкуренции в отрасли существенное влияние могут оказывать поставщики. При изучении поставщиков анализируется стоимость поставляемого товара, гарантии качества, соблюдение условий поставки.
Экономические возможности и торговые способности покупателей также влияют на уровень конкуренции в отрасли.
Источник: www.turboreferat.ru