Малый и средний бизнес – это формы организации экономической деятельности, отвечающие нормам, закрепленным в законодательстве страны.
Рыночная экономика придерживается принципов свободного предпринимательства. То есть каждый субъект может открыть свое дело и развивать его, руководствуясь собственными коммерческими интересами или иными экономическими выгодами. Отнесение предприятия к малому или среднему бизнесу осуществляется согласно установленным законодательством страны нормам. Например, в России малым предприятием считается организация с численностью работников не более 100 человек и с оборотом не более 800 миллионов рублей в год.
Малый и средний бизнес вносит значительный вклад в развитие экономики регионов и национального хозяйства в целом. Они более чутко реагируют на любые изменения в системе хозяйствования. Эти предприятия имеют непосредственное отношение к покупателям, поэтому лучше понимают их потребности и особенности спроса. На базе малых и средних компаний внедряются и развиваются инновационные продукты. Здесь легче установить и реализовать потенциал нового технического оборудования, отработать новые технологические процессы.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
В развитых странах предпринимательство составляет основу экономики. Средний и малый бизнес создают рабочие места, принося до половины совокупного дохода в год. В развивающихся странах малые и средние предприятия находятся в более слабой позиции относительно крупного бизнеса. Особенности их поддержки со стороны государства зависят от специфики становления и развития национального хозяйства.
Замечание 1
Таким образом, средний и малый бизнес являются основной экономики. Они формируют рабочие места, являются фундаментом для модернизации и инновационной деятельности. Именно малые и средние предприятия быстрее всего реагируют на изменения в системе хозяйствования.
Особенности среднего и малого бизнеса в развитых странах
Развитые страны являются передовыми экономическими державами. В них малый и средний бизнес развивается быстрыми темпами. Он формирует средний класс общества, который создает основной объем спроса, что важно для экономического развития и роста на национальном уровне. Сегодня процент таких предприятий в развитых странах колеблется от 70 до 90%.
В США этот показатель составляет 53%, в Японии – почти 72%. Европейский Союз отличается тем, что только 1% предприятий относится к среднему бизнесу, а вот остальная доля принадлежит малым предприятиям. При этом средний бизнес в Европе обеспечивает до 20% оборота предприятий и предоставляют 17% рабочих мест для населения ЕС.
«Малый и средний бизнес в современной мировой экономике»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В Европе существует уникальная система поддержки малого и среднего бизнеса. Со стороны государства им оказываются следующие виды помощи:
- Финансирование.
- Оптимизация нормативно-правовой базы и административных процедур.
- Создание союзов и ассоциаций предпринимателей.
- Поддержка работы рыночного механизма.
- Повышение уровня справедливой конкуренции.
- Стимулирование духа предпринимательства.
Государство проводит обучение и повышение квалификации для кадров, которые работают в секторе малого и среднего бизнеса. Частная банковская система кредитует предприятия. Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по организации маркетинга, инновационной деятельности, оптимизации поставок факторов производства.
Поддержка бизнес в ЕС приобрела новую интерактивную форму в последние годы. Например, есть Континентальная сеть поддержки, которая представляет собой информационные портал, объединивший более 600 организаций, выполняющих роль посредника между предпринимателями и властью. Отсюда бизнес может легко и быстро получить всю новую информацию по своей отрасли, технологиям, экономической ситуации в экономике ЕС и мира в целом.
В США действует более 20 миллионов предприятий малого бизнеса. Они обеспечивают рабочими местами до половины жителей страны. В стране существует организация, занимающаяся защитой интересов бизнеса. У нее есть представительства на разных уровнях, что позволяет распространять политику организации во всех регионах.
Особенности среднего и малого бизнеса в развивающихся странах
Развивающиеся страны опираются на промышленность, далее по производительности в них идут сельское хозяйство, транспорт и торговля. Малые предприятия в таких странах показывают высокую производительность труда. Они с меньшими затратами способны удовлетворить потребности населения в определенных товарах и услугах. Средний и малый бизнес положительным образом сказываются на доходах бюджета. Так же они повышают роль предпринимательства в экономике.
Если в развитых странах механизмы государственной поддержки предпринимательства существуют уже более 50 лет, то в развивающихся экономиках эти институты только формируются. Особенности структуры национального хозяйства так же влияют на оказание поддержки бизнесу. Например, Россия является сырьевой страной, где малый и средний бизнес развиты незначительно. Большая часть финансовых ресурсов сосредоточена у крупных предприятий, поэтому помощь со стороны государства требует субсидирования, либо стимулирования сотрудничества между крупным и малым бизнесом.
Механизм стимулирования в странах с более устоявшимися институтами отталкивается от грамотного эффективного законодательства. Так же государством предоставляются налоговые льготы, налоговые каникулы для разных направлений бизнеса. Еще одним важным направлением стало создание консалтинговых организаций, которые предоставляют информационные и аудиторские услуги бизнесу.
Основная проблема развивающихся экономик заключается в их нестабильности и подверженности влиянию мировых кризисов. Со стороны государства должна проводиться активная политика по стабилизации макроэкономических параметров, что даст возможность более активно развиваться внутренним структурам. Развивающиеся страны находятся на пути становления регулирующих институтов, способных учесть особенности ведения малого и среднего бизнеса на их территориях.
Источник: spravochnick.ru
ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РАЗВИТЫХ СТРАН
Приступая к рассмотрению системы малого и среднего бизнеса необходимо, прежде всего, четко представлять его место, роль и отличительные особенности, как в национальной, так и в мировой экономике. Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но, в то же самое время, одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимодополняют друг друга.
В целом в ВВП стран Европейского Союза доля малого и среднего бизнеса превышает 67%. В Японии в этом секторе экономики работает почти 80% занятого населения страны, в странах ЕС — более 70%. В США доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны за сорок лет выросла с 10% до 52%. (Для сравнения, в РФ доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет порядка 17%). Этим странам удалось создать комплексную систему государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса, основанную в первую очередь на создании законодательной базы и надежной системы защиты прав и интересов предпринимателей, их доступа к льготным долгосрочным кредитным ресурсам, на формировании льготного налогового режима, производственной, финансовой, социальной, рыночной инфраструктур, призванных в конечном итоге служить эффективному развитию этого сектора экономики.
Мировая практика свидетельствует о том, что:
Во-первых, малый и средний бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения.
Во-вторых, в условиях глобализации экономики, которая сопровождается ужесточением соперничества и конкуренции на мировом рынке, именно малый и средний бизнес в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности легче, чем крупный производитель, обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.
К преимуществам малого и среднего бизнеса также относятся следующие:
- 1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
- 2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
- 3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
- 4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
- 5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
- 6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
- 7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.
- 8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
В тоже время, следует отметить следующие недостатки малого бизнеса:
- 1. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
- 2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
- 3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
- 4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
- 5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
- 6. Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
- 7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.
- 8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
В большинстве стран, выделяющих сектор малого предпринимательства, используются преимущественно три показателя:
- · численность работников;
- · годовой оборот (объем продаж);
- · валюта баланса.
Первые «Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий» были приняты в 1996 году. С учетом изменений социально-экономической и политической ситуации предусматривалось регулярное уточнение критериев. Последний пересмотр правил отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего бизнеса происходил в период с 2001 по 2003 годы. На основании проводимых в этот период обсуждений в 2003 году были установлены новые критерии выделения сектора, которые вступили в силу с 1 января 2005 года. Введена общая категория микро-, малых и средних предприятий, к которой относятся предприятия, имеющие менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму годового баланса до 43 млн. евро. В рамках сектора МСП отдельно устанавливаются критерии для выделения малых- и микропредприятий:
- · малое предприятие определяется как предприятие, имеющее не более 50 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро;
- · микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро.
При этом самостоятельным предприятием считается предприятие, порог участия в уставном капитале которого других субъектов хозяйствования не превышает 25%.
Большинство стран Евразии, в первую очередь страны с переходной экономикой, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом.
В конечном итоге в налоговом законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками (см. табл. 1).
В некоторых странах помимо общих критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании. Таким образом, видно, что малый и средний бизнес занимает в мировой экономике значительное место.
Критерии отнесения предприятий к категории малых
Предельная численность занятых
Прибыль в национальной валюте
Источник: studwood.net
Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бесценный Дмитрий Сергеевич
Статья посвящена уровню развития малого и среднего предпринимательства в таких странах, как США, Япония, Китай, странах Евросоюза. В статье рассматривается роль малого бизнеса в экономике данных стран, о способах поддержки государством сектора малого бизнеса . Уделено внимание и взаимодействию малого бизнеса с крупными корпорациями.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бесценный Дмитрий Сергеевич
Проблема формирования инновационной структуры малого и среднего бизнеса России
К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России
Малые и средние предприятия в условиях глобализирующегося мира
Основные аспекты государственной поддержки в развитии малого и среднего бизнеса России и экономически-развитых стран
Особенности институциональных систем поддержки и стимулирования развития малого бизнеса за рубежом
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Advanced economies: small and medium businesses
This article is devoted to small and medium businesses development and their economic impact in the USA, Japan, China, and the EU countries. The paper presents the ideas of providing governmental support for small business on the one hand, and cooperating between small business and large corporations on the other hand.
Текст научной работы на тему «Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран»
РОЛЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКАХ РАЗВИТЫХ СТРАН
ADVANCED ECONOMIES: SMALL AND MEDIUM BUSINESSES
Д.С. Бесценный D.S. Bestsennyi
ООО Аудиторская фирма «Правовая инициатива»
Статья посвящена уровню развития малого и среднего предпринимательства в таких странах, как США, Япония, Китай, странах Евросоюза. В статье рассматривается роль малого бизнеса в экономике данных стран, о способах поддержки государством сектора малого бизнеса. Уделено внимание и взаимодействию малого бизнеса с крупными корпорациями.
This article is devoted to small and medium businesses development and their economic impact in the USA, Japan, China, and the EU countries. The paper presents the ideas of providing governmental support for small business on the one hand, and cooperating between small business and large corporations on the other hand.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малый бизнес, развитые страны, государственная поддержка.
Key words: small and medium businesses, developed countries, governmental support.
Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Зарубежный опыт развития малого и среднего предпринимательства (МСП) свидетельствует о том, что рыночная экономика начинается там, где критическая масса предпринимательских структур составляет примерно одно действующее предприятие малого бизнеса на 30-50 жителей данной территории.
Как отметил председатель правления Российского банка развития С. Крюков, история мировой экономики убедительно показывает, что для достижения сбалансированности экономики необходимо добиться того, чтобы развитие крупных корпораций происходило в среде, насыщенной малыми предприятиями.
Вместе с тем, по мнению С. Крюкова, мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно [1].
Так, Конгресс США, более 50 лет назад, принятием первого федерального закона о поддержке малого бизнеса (The Small Business Act) законодательно определил абсолютный приоритет государственных интересов в поддержке и защите малого предпринимательства.
Малый бизнес в США получает поддержку по четырем федеральным программам, которые заработали в конце 1940-х гг. Суть этих программ: доступ к капиталу, образование, по-
мощь в получении госзаказов, защита в судах и на уровне законотворчества. За соблюдением программ следит Конгресс, а президенту раз в год представляют особый доклад «о малом бизнесе».
Поскольку у малого бизнеса, как правило, нет своих юристов, администрация малого бизнеса — коллективный юрист и лоббист. Из новшеств в законодательстве вычленяются те, что вредят предпринимательству, и с помощью Конгресса блокируются.
23 % государственных заказов непременно должны доставаться малым предприятиям. Правительство США является самым крупным заказчиком товаров и услуг в мире. За соблюдением этой пропорции следит Конгресс. Если заказ крупный и малые предприятия не в силах его выполнить, Конгресс дробит его на субподряды.
Таким образом, в США субъекты МСП, производящие около 50 % ВВП, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т. д. И наконец, малые предприятия США экспортируют товаров и услуг
на 300 млрд долларов в год, что составляет 20 % в промышленном экспорте США.
Китайское правительство считает МСП важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии.
В 2007 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повысилась его прибыльность, в стране насчитывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75 % занятого городского населения. Это составило 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60 % ВВП и 74,7 % добавленной стоимости промышленной продукции.
Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65 % патентов, 75 % технических новшеств и более 80 % новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2 % налоговых поступлений всей страны и 62,3 % общего объема экспорта. При этом к категории малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99 % предприятий и только
0,6 % относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.
По словам представителя федерации Сунь Яньху, средние и малые предприятия, большинство из которых частные предприятия и индивидуальные промышленно-торговые хозяйства, стали важной силой, стимулирующей поступательное, быстрое и здоровое развитие китайской экономики. Подобная ситуация сложилась благодаря тому, что в Китае никогда не преобладали крупные предприятия, что оставило большинство экономических ниш незанятыми крупным бизнесом.
Малые и средние предприятия — основа социально-экономической модели Евросоюза. По данным 2008 г. в Евросоюзе насчитывается 23 миллиона мелких и средних предприятий, которые обеспечивают 70 % занятости в частном секторе, дают 57 % общего оборота и 53 % добавленной стоимости. МСП стали стимулом развития конкуренции в европейской экономике, заставляют более крупные компании улучшать эффективность производства и внедрять новые технологии. Учитывая важность мелких и средних предприятий для экономической структуры Евросоюза, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри него во многом зависит от развития мелкого и среднего бизнеса.
Распределение предприятий в странах Евросоюза очень неравномерное: 1 % предприятий (средние и крупные) насчитывают более 50 % всех занятых и обеспечивают около 55 % суммарного оборота. Малые предприятия благодаря своей огромной численности также обеспечивают около 50 % общей занятости и, следовательно, имеют значительный вес в экономике.
Европейская Комиссия всё больше подталкивает национальные правительства к поддержке МСП. Возможности государства в деле содействия развитию и поддержки предпринимательства весьма разнообразны. Это и качественная система образования, и оптимальная налоговая система, соответствующая нормативная база, минимальные ограничения на предпринимательскую деятельность, прямые субсидии, государственные гарантии и т. д.
Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной капиталистического мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные концерны составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основание, подводная часть — малые и средние предприятия. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности. Функционируют 6,5 млн небольших предприятий (90 % от общего их числа), на которых занято около 40 млн человек (более 80 % общей численности работающих).
Показательным является также участие МСП в экспорте продукции, по оценке экспертов. Доля малых и средних фирм в промышленном экспорте Японии составляет 25 %, если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60 %.
Среди экономически развитых стран Япония занимает лидирующее место как по уровню развития МСП, так и по степени взаимодействия МСП с крупными предприятиями. Правительство Японии постоянно оказывает законодательную, организационную, техническую и финансовую поддержку сектору МСП. Стремительное и устойчивое развитие Японской экономики во многом базируется на тесной связи предприятий большого и малого бизнеса. Мощные компании, обладая большими ресурсами для обеспечения прямых контрактов с крупными заказчиками, строят свои субподрядные отношения с МСП на правовой основе. Глубина взаимодействия между различными отраслями и степень увязки мелких фирм -поставщиков и субподрядчиков с долгосрочной политикой крупных компаний во многом
определяется гибкостью и предприимчивостью сектора МСП.
В заключение необходимо отметить, что успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводит принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимно дополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
1. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование. — 2008.- № 2.- С. 153-156.
Источник: cyberleninka.ru