Торгово-промышленная палата Российской Федерации провела X Всероссийскую конференцию представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России».
Конференция организована совместно с Советом Федерации ФС, Министерством экономического развития Российской Федерации и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» при поддержке и участии Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы, правительства г. Москвы, территориальных ТПП и объединений предпринимателей.
В Конференции приняли участие представители малого и среднего предпринимательства, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, объединений предпринимателей, территориальных ТПП, региональных структур поддержки предпринимательства, международных организаций, работающих в сфере поддержки МСП, СМИ.
Конференция призвана выявить и проанализировать проблемы МСП в условиях ориентации на модернизацию экономики России; определить приоритетные направления поддержки и развития МСП с целью повышения роли и вклада данного сектора в процесс модернизации экономики России; активизировать и интегрировать усилия предпринимательского сообщества и органов власти для разработки и реализации конкретных программ/мер и действий по участию МСП в процессе модернизации экономики России.
Роль малого и среднего предпринимательства в достижении финансовой свободы.
В первый день 25 мая прошли пять дискуссионных площадок, на которых были обсуждены актуальные задачи и роль предприятий малого и среднего бизнеса в процессе модернизации экономики России по следующим направлениям:
● Дискуссионная площадка: «Инфраструктура»
— роль инфраструктуры в реализации государственных и муниципальных программ развития МСП; функциональная, отраслевая и территориальная типология организаций инфраструктуры и услуг для малого и среднего бизнеса;
— проблемы и вызовы создания и обеспечения деятельности организаций инфраструктуры
Ведущий – президент Российской Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, председатель Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства, вице-президент НП «ОПОРА» Александр Иоффе.
● Дискуссионная площадка «Инвестиции»
— улучшение доступа МСП к финансово-кредитным ресурсам, расширение спектра услуг для МСП, новые механизмы, инфраструктура, гарантийные фонды, микрофинансирование.
Ведущий –член Правления, заместитель Председателя государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», председатель Наблюдательного совета ОАО «РосБР» Михаил Копейкин
● Дискуссионная площадка «Интеллект»
— кадры для бизнеса, система подготовки, повышение квалификации, дистанционное обучение, связь образования с бизнесом, вовлечение молодежи в предпринимательство, электронное правительство и предпринимательство, электронные торги для предпринимателей, образовательные кластеры и предпринимательство, интеллектуальный капитал
Александр Аузан: о развитии малого и среднего бизнеса в России и о том, как не утратить будущее
Ведущий – Первый заместитель директора Высшей школы государственного администрирования МГУ им. Ломоносова Владимир Еремин.
● Дискуссионная площадка «Интеграция»
— межфирменная интеграция (аутсорсинг и субконтрактация, франчайзинг, сбытовые альянсы и формирование коллективных брендов, совместные инновационно – производственные проекты),
— межотраслевая интеграция (выход малых и средних компаний на новые рынки (в отраслевом разрезе), участие МСП в межотраслевых инновационно – производственных проектах),
— межрегиональная интеграция (механизмы, обеспечивающие развитие межрегиональных связей инновационных и производственных МСП: информационная среда, межрегиональные сетевые проекты, соглашения между регионами),
— интеграция в международное экономическое пространство (механизмы продвижения продукции на внешние рынки и взаимодействия с зарубежными компаниями, осуществляющими деятельность на территории РФ; роль малого и среднего бизнеса в получении зарубежного опыта, технологий для применения в целях модернизации экономики РФ),
— кластерные технологии в организации малого бизнеса (кластеризация – важнейший и наиболее перспективный инструмент комплексной интеграции малого и среднего бизнеса, повышения его конкурентоспособности; комплексный характер и скоординированность действий мероприятий по кластеризации МСБ с учетом широкого спектра направлений и неоднородности малого бизнеса).
Ведущий – президент Международной ассоциации маркетинговых центров «СИСТЕМА ММЦ», член Президиума НП «ОПОРА» Елена Емельянова.
● Дискуссионная площадка «Инновации»
— механизмы поддержки инновационного предпринимательства, законодательное регулирование в сфере развития инновационной деятельности МСП, координация инновационного процесса и организация взаимодействия между субъектами инновационной деятельности, инфраструктура, инвестиции, коммерциализация, интеллектуальная собственность
генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергей Поляков;
заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Наталья Ларионова;
председатель Подкомитета по развитию инновационного предпринимательства Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства малого и среднего бизнеса, вице-президент Национального агентства технологической поддержки предпринимательства «Интех» Виктор Малай.
Также прошло секционное заседание: «Развитие малых и средних предприятий в Северо-Кавказском федеральном округе», на котором темами для обсуждения станут: роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики СКФО, проблемы, перспективы, механизмы и инструменты поддержки, кластеры, кадры, доступ к финансам и ресурсам.
Ведущий – председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, президент — председатель правления Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие» Виктор Ермаков.
26 мая в Конгресс-центре Центра международной торговли (Краснопресненская набережная, дом 12), во второй день работы Х Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России», состоялось пленарное заседание.
Открыл и вел его глава Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, президент Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков.
Он кратко сообщил собравшимся об итогах предыдущего дня работы конференции (было пять дискуссионных площадок, выступили более 120 участников, поступило множество предложений, замечаний, поправок в постановляющие документы конференции). Виктор Ермаков зачитал приветствие главы государства Дмитрия Медведева участникам мероприятия. В адрес конференции поступило также приветствие Председателя Госдумы РФ Бориса Грызлова.
С докладом перед собравшимися выступила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.
Министерство стремится всячески усилить в ближайшие несколько лет роль малого и среднего бизнеса в экономической жизни страны, отметила она. Речь идет об увеличении до 29 процентов доли продукции малых и средних предприятий в ВВП, о росте до 28 процентов доли занятых на них трудоспособных граждан и т.д. Эльвира Набиуллина подчеркнула, что опережающими темпами должна расти доля инновационных компаний.
Министр напомнила, что в кризисном 2009-м году наблюдался рост сектора – более, чем на девять процентов. Реально упростилась процедура открытия собственного дела, уже 29 тысяч предпринимателей начали бизнес, направив всего один документ – уведомление.
Снижение административного вмешательства вызывает дополнительный рост экономики, констатировала министр. Поэтому сокращение административных барьеров – первоочередная задача Минэкономразвития. Меньше стало внеплановых проверок.
Установлен запрет на проверки, изъятие документов, проведение иных действий органами милиции вне рамок административного правонарушения или уголовного дела. Вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, исключающие полномочия милиции по составлению протоколов по 79 составам.
В 2009 году, напомнила Эльвира Набиуллина, по инициативе предпринимателей принят закон, освободивший компании, применяющие единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники. Всего лишь за полгода действия закона предприниматели сохранили благодаря этому более 7 млрд рублей. Подготовлен законопроект, снижающий с 5 до 2 процентов задаток малых компаний для участия в конкурсах. По словам министра, в системе электронных торгов будет закупаться до 70 процентов номенклатуры товаров.
Вопросы совершенствования налогообложения, расширения имущественной поддержки и привлечение малых компаний к государственному (муниципальному) заказу – это очень важные направления работы. Очень важно максимально развить систему патента как наиболее простой и удобной системы налогообложения для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Сейчас по патентам работает всего 3,8 тысяч предпринимателей, но реально увеличить это число до миллиона. Правительством приняты решения, направленные на формирование налоговых стимулов для развития компаний, занятых в сфере высоких технологий и социальной сфере. В нынешнем году необходимо обеспечить принятие Федерального закона «О микрофинансовой деятельности», который направлен на установление цивилизованных принципов деятельности внебанковского кредитования малых компаний.
В 2010 году расходы федерального бюджета на реализацию программы поддержки предпринимательства составят 24 млрд рублей, сообщила Эльвира Набиуллина.
В последние годы государственная власть более основательно подходит к решению насущных проблем малого и среднего предпринимательства, констатировал в своем выступлении вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин. Однако пока не созданы стимулы для развития малого инновационного предпринимательства. Есть и другие проблемы. Мониторинг, проведенный ТПП РФ совместно с Минэкономразвития РФ, выявил серьезные трудности, испытываемые малым и средним бизнесом. Не снижается коррупция; почти три четверти малых предприятий отметили, что имеют непогашенные различные долговые обязательства за 2009 год; номинальный оборот малых и микропредприятий сократился в 2009 году почти на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом, инвестиции в основной капитал снизились более чем на четверть.
Что следует делать? Мировое сообщество делает сегодня ставку на перманентную модернизацию экономики, на инновации. К сожалению, в России отдача от инновационных вложений мизерная. В прошлом году государство потратило на эти цели больше, чем американское государство, но вот частные инвестиции у нас многократно меньше частных американских.
Общий счет не в нашу пользу, и эффективность работы российского инновационного сектора в прошлом году в 112 раз ниже американских показателей. Наш бизнес вообще отличается крайне низкой инновационной активностью. Наш российский предпринимательский сектор тратит 40 долларов на НИОКР в расчете на душу населения — это в 15-20 раз меньше, чем развитых странах. Государство должно разработать и использовать действенные рычаги, чтобы побудить бизнес заниматься разработкой и внедрением инноваций.
Необходимо, заявил Сергей Катырин, разработать и утвердить Правительством РФ национальную программу развития малого и среднего бизнеса в России на ближайшие 5, 10 и 20 лет. Безусловное первенство в программе должно принадлежать мерам, нацеленным на ускоренное развитие инновационно ориентированного предпринимательства.
Аналогичные документы следует выработать в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Это даст возможность со временем привлечь к работе в сфере малого и среднего бизнеса 60-70 процентов трудоспособного населения России. У нас крайне низка численность инновационно активных малых предприятий – всего один процент от общего количества субъектов малого предпринимательства; в Евросоюзе к 40 процентов подошли уже даже страны Балтии.
Государству следует задействовать самый широкий спектр форм и методов ресурсной поддержки малых и средних компаний, в первую очередь тех, которые относятся к категории промышленных инноваторов.
Среди мер финансовой поддержки инновационно ориентированного предпринимательства на первом месте –создание «мягкого» налогового климата, без которого, как свидетельствует мировой опыт, в принципе не может развиваться малый наукоемкий бизнес.
Особая тема – малые инновационные предприятия при вузах и исследовательских учреждениях, создание которых стало возможным после принятия в прошлом году 217-го Федерального закона. Этот важный и нужный закон работает неудовлетворительно, для его полноценного функционирования необходимо безотлагательно принять ряд правовых актов, чтобы состыковать его с Бюджетным и Налоговым кодексами, другими нормативными документами, в частности, с законом о госзакупках.
Необходимо повысить роль малого и среднего бизнеса не только как одного из источников генерирования инноваций, но и как важнейшего звена в механизме внедрения нововведений в прикладную сферу, преодоления разрыва между этапом исследовательских работ и коммерциализацией полученных результатов, отметил Сергей Катырин. Сегодня в совокупном объеме расходов на инновации в нашей стране доля затрат на коммерциализацию новых продуктов составляет не более одного процента. В итоге оригинальные технологические разработки уходят за рубеж, там внедряются в производство и возвращаются в Россию в виде товара под иностранными брендами и по другим ценам. Крайне необходимо формировать внутренний рынок инноваций, подчеркнул вице-президент ТПП РФ.
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Сергей Борисов рассказал о переменах, произошедших в сфере малого и среднего предпринимательства за последний год. Есть много положительных моментов – уменьшилось количество проверок, регионы получили право снижать с 15 до 5 процентов свое налоговое бремя для малого бизнеса, растет объем финансовой поддержки, направляемой государством на развитие малых предприятий и т.д.
И все же роль малого бизнеса в обществе недооценена. Административный аппарат, «господин чиновник» относятся к бизнесу, сказал Сергей Борисов, в соответствии со своим желанием. А надо – строго в соответствии с законом.
Вообще не говорится о роли малого бизнеса в борьбе с инфляцией. Развиваясь, производя товары, потребляя, бизнес инфляцию снижает, и недаром на Западе прежде всего отслеживают ситуацию в малом предпринимательстве, чтобы понять, как обстоят дела с инфляцией. У нас же по-прежнему продолжают молиться на его величество баррель. Замена ЕСН страховыми взносами, уверен Сергей Борисов, крайне плохо скажется на самочувствии малого бизнеса. В итоге огромный рост налоговой нагрузки с 2011 года приведет к разорению многих и многих; как следствие, возрастут безработица и расходы на пособия, хуже станет социальное самочувствие общества. «Следует громко говорить, что нам нужно, что нам необходимо; будем молчать – решения примут за нас; сильный предприниматель – это консолидированный предприниматель»-, такими словами закончил свое выступление глава «ОПОРЫ РОССИИ».
Представитель «Внешэкономбанка» Михаил Копейкин, ведущий дискуссионной площадки «Инвестиции» (была открыта, наряду с другими площадками, в первый день проведения конференции), рассказал, в частности, об итогах ее работы; подчеркнул, что участники дискуссии были согласны в следующем: нельзя уменьшать поддержку малого бизнеса, следует делать финансовые ресурсы более доступными; надо ускорить принятие закона о микрофинансировании.
Михаил Вышегородцев, руководитель департамента поддержки и развития малого и среднего бизнеса столицы, рассказал о развитии малого предпринимательства в Москве. В частности, решением мэра, до 20 процентов госзаказа будет доставаться в обязательном порядке малым предприятиям, а это немалые деньги, если учесть, что столичный госзаказ стоит более 200 млрд рублей.
Выступление статс-секретаря – заместителя министра промышленности и торговли РФ Станислава Наумова было посвящено конкретным примерам поддержки и развития малого бизнеса.
Председатель Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства, президент Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, ведущий дискуссионной площадки «Инфраструктура» Александр Иоффе, замдиректора Высшей школы государственного администрирования МГУ им. Ломоносова, ведущий дискуссионной площадки «Интеллект» Владимир Еремин, гендиректор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ведущий дискуссионной площадки «Инновации» Сергей Поляков, президент международной ассоциации «Система ММЦ», ведущая дискуссионной площадки «Интеграция» Елена Емельянова рассказали о проведенных на площадках дискуссиях.
Исполнительный директор Центра предпринимательства США-Россия Виктор Седов посвятил свое выступление проблеме подготовки предпринимательских кадров. Представитель НБ «ТРАСТ» Григорий Варцибасов рассказал о микрофинансировании, о проблемах и возможностях этого вида кредитования малого бизнеса. Президент ТПП Республики Северная Осетия-Алания, президент Ассоциации ТПП Северо-Кавказского федерального округа Казбек Туганов рассказал о трудностях развития малого предпринимательства в регионе; это непростая работа, но без нее невозможно поднять нынешний низкий уровень жизни до уровня среднероссийского. О необходимых изменениях в законодательстве, регулирующем правила выдачи кредитов, чтобы сделать кредиты более доступными для малого бизнеса, говорила представитель банка «ВТБ-24» Надежда Карисалова.
Итоги работы конференции подвел глава Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, президент Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. Для оформления всех поступивших замечаний, предложений понадобится определенное время; после этого рекомендации конференции поступят в соответствующие органы власти, сообщил он.
В перерыве конференции была также проведена пресс-конференция для представителей СМИ. Участники мероприятия ответили на многочисленные вопросы журналистов.
Еще работы по разное
Реферат по разное
Италия страна созданная для туризма. Древние прекрасные города с их неповторимыми памятниками и сокровищницами искусства, благоприятный климат и роскошная природа
Источник: ronl.org
Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики
Начало нового десятилетия XXI века объявлено в России периодом полной модернизации всей хозяйственной жизни страны. Решение этой непростой задачи невозможно без возрастания роли малого бизнеса как одного из основополагающих факторов создания современной социально-ориентированной, инновационной экономики. Актуальность изучения именно этого вопроса сегодня сложно переоценить. Вот почему данная тема легла в основу написания этой курсовой работы.
Малое предпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
Введение …………………………………………………………………………3
Малый бизнес и его место в экономике России
Сущность, роль и отличительные черты малого бизнеса как сферы предпринимательства ………………………………………………………… 5
История становления и развитие малого бизнеса в России …………13
Перспективы развития малого бизнеса как фактора модернизации российской экономики
Основные проблемы развития малого бизнеса в России ……………..19
Государственная поддержка малого бизнеса ………………………….23
Экономический, инновационный, социальный потенциал малого бизнеса: прогноз на ближайшую перспективу ……………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы…………………
Работа содержит 1 файл
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теоретической экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики
Студент I курса
специальность Экономика (бакалавриат)
группа 103б Садыков О. В.
Научный руководитель: Богдашев И.В.
Нормоконтролер: Богдашев И.В.
- Малый бизнес и его место в экономике России
- Сущность, роль и отличительные черты малого бизнеса как сферы предпринимательства ………………………………………………………… 5
- История становления и развитие малого бизнеса в России …………13
- Основные проблемы развития малого бизнеса в России ……………..19
- Государственная поддержка малого бизнеса ………………………….23
- Экономический, инновационный, социальный потенциал малого бизнеса: прогноз на ближайшую перспективу ……………………….. 28
Список использованной литературы………………………………………. 34
Начало нового десятилетия XXI века объявлено в России периодом полной модернизации всей хозяйственной жизни страны. Решение этой непростой задачи невозможно без возрастания роли малого бизнеса как одного из основополагающих факторов создания современной социально-ориентированной, инновационной экономики. Актуальность изучения именно этого вопроса сегодня сложно переоценить. Вот почему данная тема легла в основу написания этой курсовой работы.
Малое предпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно- технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночной экономики и форма экономической активности населения. Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Тем не менее, чаще всего для отнесения малого бизнеса именно к «малому» используют показатели числа работников, показатель оборотного капитала фирмы и принадлежность ее к той или иной отрасли хозяйства страны.
К сожалению, на сегодняшний потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности.
Основная цель работы – изучить основные достоинства и недостатки малого бизнеса, выявить преимущества развития данного вида предпринимательства в России, предложить пути реализации потенциала малого бизнеса в модернизации отечественной экономики. Для осуществления этой цели необходимо решить ряд сопутствующих задач:
- исследовать сущность и роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
- рассмотреть период зарождения и развития малого бизнеса в России;
- изучить и проанализировать проблемы, стоящие перед малым бизнесом сегодня;
- определить основные направления государственной политики в области малого бизнеса;
- оценить ближайшие перспективы малого бизнеса и его влияние на развитие социально-экономического положения в стране в обозримом будущем.
Информационную и теоретическую базу работы составили труды в области изучения малого бизнеса как отечественных, так и зарубежных авторов (В. В. Бородина, Л. Н. Тэпман, Б. В. Корнейчук); нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность малых предприятий (федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), официальные статистические данные Росстата (в том числе графики, таблицы, диаграммы) последних лет, иллюстрирующие положение дел в области малого бизнеса; методические пособия, учебная литература (М. Ф. Овсийчук, А. В. Шохнех) и периодическая литература (журналы: «КоммерсантЪ», «Деньги и кредит», «Вопросы экономики»); ресурсы сети Интернет (www.kreditbusiness.ru, www.rcsme.ru, www.russiansmallbusiness.com).
Для достижения поставленной цели курсовой работы были использованы и легли в ее основу абстрактно-логические (сравнение, анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция), графические, статистические и эмпирические научные методы.
Объектом исследования данной работы явился малый бизнес России и его специфические особенности, предметом – потенциал развития малого предпринимательства в ближайшей перспективе.
Структура работы: введение, 2 главы, включающие 2 и 3 подпункта соответственно, заключение, список используемой литературы. Работа изложена на 35 листах и сопровождена 6 рисунками.
- Малый бизнес и его место в экономике России
- Сущность, роль и отличительные черты малого бизнеса как сферы предпринимательства
В период рыночной экономики особое значение приобретает развитие малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров. Однако что же подразумевается под понятием «малый бизнес»?
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким — от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности — 500 чел.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы — это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.
В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма — это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
- наименьшие -1-24 занятых;
- малые — 25 — 99 занятых;
- промежуточные — 100 — 499 занятых;
- крупные — 500 — 999 занятых;
- крупнейшие — 1000 и более занятых.
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других — величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности — 100 человек;
в строительстве — 100 человек;
на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве — 60 человек;
в научно-технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
В Федеральном Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Из критериев вытекают особенности малых предприятий, преимущества и недостатки, закономерности развития.
К преимуществам малых предприятий можно отнести:
- дух инициативы и динамизма, свободу действий;
- гибкость, способность к оперативной перестройке производства;
- специализацию;
- приближение производства к потребителю;
- более высокую оборачиваемость капитала;
- возможность экономии на издержках производства (за счет экономии на административно-управленческих расходах, более полного использования ресурсов, низкого уровня запасов, использования недорогих средств производства, поддержания более низкого, чем на крупных предприятиях, уровня заработной платы и др.);
- преимущества в управлении, единство права собственности и непосредственного управления предприятием (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др.);
- независимость действий (малый бизнесмен сам себе хозяин, никому не подчиняется; в большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю);
- персонифицированный, личностный характер отношений между предпринимателем, сотрудниками фирмы и клиентами;
Источник: www.stud24.ru
Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики россии
Похоже, что ты используешь устаревший браузер, друг. Пожалуйста, скачай новый браузер абсолютно бесплатно или активируй Google Chrome Frame
Обладатель титула: «Лучшая большая пал ата стран Азиатско-тихоокеанского регион а»
Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
26 Мая 2023
26 Мая 2023
- Наши проекты
- Журнал «Бизнес-вестник ЮУТПП»
- Архив номеров
- 2010
- «Бизнес-вестник» № 2 апрель–май 2010
- Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики
Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики
Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики
Россия выходит из кризиса. В первом полугодии 2010 года эксперты прогнозируют возвращение к экономическому росту. Однако Россия переживает последствия спада медленнее и тяжелее, чем другие страны.
Малое и среднее предпринимательство, как и большинство секторов российской экономики, серьезно пострадало из-за последствий мирового финансового и экономического кризиса. Одной из основных целей X Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий, которая состоится в Москве 25–26 мая с.г., является поиск эффективных решений и выработка рекомендаций органам государственной и муниципальной власти по вовлечению предприятий малого и среднего бизнеса в процесс модернизации экономики России.
Основными проблемами развития малого и среднего бизнеса в России по-прежнему является низкая доступность финансовых ресурсов, административные барьеры и бюрократическое давление, несовершенство налогового законодательства, сложности с предоставлением земли и объектов недвижимости, недостаточная информационная поддержка, кадровый дефицит.
Кроме того, специфические сложности, характерные для этой сферы, испытывает малый инновационный бизнес. Это в большинстве случаев отсутствие собственной опытно-экспериментальной и исследовательской базы, экономических механизмов введения результатов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, нехватка высококвалифицированных менеджеров, способных вести инновационные проекты, технологические и специфичные рыночные риски.
Кризис в очередной раз поставил экономику России перед вызовом модернизации и технологического обновления, актуализировал вопросы повышения эффективности существующих институтов, увеличения производительности труда, развития человеческого капитала.
В конце 2009 г. руководством страны была определена новая экономическая повестка, стратегические цели и основные направления по повышению качества экономического роста. По словам президента РФ Д.А. Медведева, «без перехода к модернизации у нашей экономики нет будущего, даже несмотря на то, что она опирается на огромные природные богатства».
В ближайшее время России предстоит совершить колоссальный рывок: перейти от сырьевой, энергоемкой и малопроизводительной экономики к «умной» и энергоэффективной, высокотехнологичной и инновационной.
Особая роль — локомотива инновационной экономики — в процессе модернизации экономики России должна принадлежать малым и средним предприятиям (МСП). Однако необходимо найти ответы на целый ряд серьезных вопросов. Какова роль малого и среднего бизнеса в процессе модернизации экономики? Каким образом МСП смогут обеспечить новое качество экономического роста? Какие действия МСП намерены предпринимать и какого содействия ждут от государства?
Не существует простых и быстрых решений вопросов модернизации и участия МСП в этом процессе, тем не менее это возможно осуществить только при условии одновременных действий бизнеса и власти, когда бизнес стимулирует экономическое развитие, а власть проводит необходимые реформы и оказывает всемерное содействие и поддержку усилиям бизнеса.
Малое и среднее предпринимательство играет всевозрастающую роль в социально-экономическом развитии России. Несмотря на кризисные явления, по итогам прошлого года число субъектов МСП возросло на 2,8 процента.
Вопросы развития малого предпринимательства, создания для него благоприятных условий, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства РФ. За последние несколько лет для поддержки малого и среднего бизнеса принят целый ряд мер, в т. ч. и законодательного плана.
В 2010 г. финансирование мероприятий государственной поддержки МСП из федерального бюджета увеличено до 15,4 млрд рублей. Планируется, что из этой суммы 8,4 млрд рублей будет направлено в виде субсидий бюджетам субъектов РФ через программу Минэкономразвития РФ и 7 млрд рублей — на дополнительную капитализацию ОАО «Российский банк развития» для увеличения кредитных продуктов, в т. ч. направленных на поддержку инновационного предпринимательства.
При этом основными приоритетами реализации программы будет повышение эффективности использования финансовых средств, предназначенных для развития малого и среднего предпринимательства, и определение наиболее востребованных в каждом конкретном регионе мер поддержки.
Важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления станет форсированное расширение базы экономического роста в первую очередь за счет появления новых предприятий малого бизнеса. Для этого на 2010 г. скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты — центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний.
Особое значение имеет принятый 2 августа 2009 г. Федеральный закон 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон декларирует возможность создания хозяйственных обществ при вузах и НИИ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.
Минэкономразвития России совместно с ТПП РФ и объединениями предпринимателей проводит мониторинг состояния МСП в регионах России. Его результаты помогают реально и оперативно оценивать действенность принимаемых государством мер, своевременно корректировать, адаптировать их для того, чтобы ликвидировать возникающие риски у предприятий МСП и создать благоприятные условия для их вовлечения в процесс модернизации экономики страны.
Источник: tpp74.ru