Роль малого и среднего бизнеса в реализации инвестиционной политики местного самоуправления

Усманова Р.М., декан юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Малые и средние предприятия играют огромную роль в решении текущих социально-экономических проблем и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства. Малые и средние предприятия в состоянии в самое короткое время создать значительное количество рабочих мест, расширить налоговую базу, способствовать росту национального дохода и обеспечить выпуск импортозамещающей продукции. Сегодня в странах с развитой экономикой малые и средние предприятия являются важным «локомотивом» экономического роста. Следовательно, создание благоприятных условий для развития предпринимательства имеет важнейшее значение как для малого сектора, так и экономики в целом.

В силу своей специфики подавляющее количество малых предприятий в муниципальном образовании создается в таких сферах деятельности, как торговля и сфера услуг. Так, например, на 2011 год в муниципальном районе Стерлитамакский район Республики Башкортостан основная доля субъектов предпринимательства — 40,3% занята оптовой и розничной торговлей; оказанием платных услуг — 10,5% субъектов предпринимательства; в строительной отрасли — 7,9%; в обрабатывающих отраслях (производство промышленной продукции и потребительских товаров) — 10,8%.

О поддержке малого и среднего бизнеса

Сегодня важнейшей задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки и развития предпринимательства: система государственных институтов поддержки и финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства. Общие положения в области поддержки, развития, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .

Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

Наряду с этим немаловажная роль отводится и органам местного самоуправления. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также закрепляются вопросы местного значения в отношении малого и среднего предпринимательства, но определяются они исходя из уровня муниципальных образований.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

В ст. 11 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ в отношении органов местного самоуправления всех муниципальных образований используется формулировка «создание условий для развития малого и среднего предпринимательства». Органы местного самоуправления всех муниципальных образований наделены следующими полномочиями:

10 ключевых шагов по экспорту для малого и среднего бизнеса

  • формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
  • анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз его развития на территориях муниципальных образований;
  • формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
  • содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства и структурных подразделений указанных организаций;
  • образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Муниципальная власть остро нуждается в действующих программах стратегического развития муниципального образования, а также в квалифицированных кадрах, способных эффективно управлять в рыночной среде муниципальным имуществом, финансами, муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами городского хозяйства и социальной сферы, разрабатывать и реализовывать местные программы развития, привлекать к этой работе бизнес-структуры, общественные объединения, все слои населения, умело взаимодействовать с органами государственной власти.

Право органов местного самоуправления принимать нормативные акты по вопросам малого и среднего предпринимательства предусмотрено ст. 2 Федерального закона N 209-ФЗ. Необходимо отметить, что к числу нормативных актов Закон относит муниципальные программы, которые утверждаются решением представительного округа.

Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом как нормативные правовые акты органов местного самоуправления определяют: перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях; объем и источники их финансирования; органы местного самоуправления, ответственные за реализацию указанных мероприятий, и ожидаемые результаты их деятельности. Закон не устанавливает конкретных требований ни к таким программам, ни к их периодичности, ни к порядку их разработки и принятия. Следовательно, определение всех этих параметров также должно осуществляться муниципальными правовыми актами.

Так, например, в муниципальном районе Стерлитамакский район Республики Башкортостан в период с 2006 по 2011 г. действовала муниципальная программа поддержки малого предпринимательства. Положительным являлось то, что реализация данной программы способствовала устойчивому развитию субъектов малого предпринимательства, созданию дополнительных рабочих мест, насыщению рынка товарами (услугами), пополнению республиканского и консолидированного бюджета муниципального района Стерлитамакский район. В результате деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет Стерлитамакского района в 2009 г. поступило 35 млн. 75 тыс. руб., или 14,6% от общей суммы собственных доходов бюджета района. В 2011 г. доля поступлений от субъектов предпринимательства в местный бюджет составляла 24,8%.

Читайте также:  Что в Майнкрафте можно построить для бизнеса

Однако необходимо отметить, что наряду с муниципальной программой органы местного самоуправления издают и другие правовые акты, которые вытекают из обязанностей, закрепленных в Федеральных законах N 131-ФЗ и N 209-ФЗ. К их числу относится Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования, которая описывает действия органов местного самоуправления, направленные на повышение качества жизни населения, включая формирование благоприятной социальной среды, обеспечение устойчивости территориального развития, сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Так, например, среди основных задач Комплексной программы социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011 — 2015 гг. является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Поддержка малого и среднего предпринимательства на территории муниципального осуществляется и через развитие инновационной и производственной сфер. Такая специфическая помощь выражается в:

  • создании технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон и т.п.;
  • содействии патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • создании условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
  • создании акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Так, в Республике Башкортостан в рамках данного направления предусмотрено обеспечение текущего финансирования деятельности действующих бизнес-инкубаторов .

Об утверждении Порядка управления деятельностью бизнес-инкубаторов, созданных на территории Республики Башкортостан на условиях софинансирования за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 февраля 2011 г. N 29 // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан от 2 июня 2011 г. N 11(353). Ст. 670.

Под бизнес-инкубатором на территории Республики Башкортостан понимается организация, созданная для поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических услуг.

Например, в целях управления территориальным бизнес-инкубатором и осуществления поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности решением городского округа город Салават Республики Башкортостан N 2-5/50 от 28 мая 2008 г. создана Автономная некоммерческая организация «Бизнес-центр «Юг Башкортостана» (бизнес-инкубатор). Цель бизнес-инкубатора — создание максимально благоприятных условий для успешного начального развития малых предприятий.

В заключение хотелось бы отметить, что в целях дальнейшего развития малого бизнеса необходимо, во-первых, разработать программу стабилизации рынка труда в муниципальном образовании, то есть оказать финансовую помощь безработным гражданам для начала развития собственного бизнеса, за счет средств местного бюджета. Во-вторых, необходимо сформировать перечень муниципального имущества для льготной аренды малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями. В-третьих, организовать консультационную поддержку малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Данные мероприятия, безусловно, окажут значительную поддержку малому бизнесу на территории муниципального образования.

Муниципально-правовое регулирование предпринимательства — необходимый и неизбежный процесс. Оно продолжает процесс пополнения нормативного федерального и регионального уровней задачами, которыми являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита потребителя от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными процессами, необходимо постоянное совершенствование правовой основы в сфере предпринимательской деятельности.

Роль малого и среднего предпринимательства в развитии муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадал Наталья Алексеевна, Гальченко Светлана Алексеевна

В работе проводится исследование места и роли малого и среднего предпринимательства в развитии муниципального образования на основе анализа динамики основных показателей развития малого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадал Наталья Алексеевна, Гальченко Светлана Алексеевна

Орловская область: состояние, динамика, проблемы, перспективы развития
Отдельные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в России (Дагестане)
Анализ практики государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства

Современное состояние и тенденции развития малых предприятий потребительского рынка в регионе и в городе Оренбурге

Структуризация и сегментация пространства российско-белорусского приграничья
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE SMALL AND AVERAGE ENTREPRENEURSHIP IN DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

In work the research of the place and a role of a small and average entrepreneurship in development of the municipality on the basis of the analysis of dynamics of the main indicators of development of small business is conducted

Текст научной работы на тему «Роль малого и среднего предпринимательства в развитии муниципального образования»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(11), 2017 УДК: 331.556.4

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в работе проводится исследование места и роли малого и среднего предпринимательства в развитии муниципального образования на основе анализа динамики основных показателей развития малого бизнеса.

Ключевые слова: управление, муниципальное образование, малое предпринимательство.

ROLE OF THE SMALL AND AVERAGE ENTREPRENEURSHIP IN DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(11), 2017

Summary: in work the research of the place and a role of a small and average entrepreneurship in development of the municipality on the basis of the analysis of dynamics of the main indicators of development of small business is conducted.

Читайте также:  Fmcg компании что это за бизнес

Keywords: management, municipality, small entrepreneurship.

На современном этапе социально-экономического развития муниципальных образований особенно возрастает роль в системе их функционирования со стороны малого и среднего предпринимательства. Данная роль особенно проявляется в вопросах создания новых рабочих мест и в ракурсе роста потребительских доходов населения. Значимостью предприятий малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии муниципальных образований определяется актуальность исследования данного вопроса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что малое и среднее предпринимательство играет существую роль в развития муниципальных образований [1]. Основные элемента роста значимости малого и среднего предпринимательства для развития муниципального образования представлены нами на рисунке 1.

Рисунок 1 — Элементы роста значимости малого и среднего предпринимательства для развития муниципального образования

В целом можно сделать вывод, что отмеченные выше обстоятельства

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(11), 2017 говорят о несомненной важности функционирования малого и среднего предпринимательства для развития муниципального образования.

При рассмотрении вопросов оценки роли малого и среднего предпринимательства в развитии МО город Курск необходимо исследовать механизм управления малым и средним предпринимательство на территории МО город Курск. Общее руководство развития малого и среднего предпринимательства на территории МО город Курск осуществляет Администрация МО город Курск. Структурным подразделением Администрации МО город Курск, которое непосредственно занимается развитием малого и среднего предпринимательства является Департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей. Возглавляет данный департамент Харичкина Светлана Мирчевна. На рисунке 2 представим организационную структуру Департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей.

Рисунок 2 — Организационная структура Департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей

Перечень основных направлений деятельности Департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей в рамках развития малого и среднего предпринимательства на территории МО город Курск представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 — Направления деятельности Департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей

В рамках исследования в данной работе в таблице 1 рассмотрим динамику численности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории МО город Курск

Таблица 1 — Динамика численности субъектов малого и среднего

предпринимательства на территории МО город Курск

Наименование показателя 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

2015г. в % к 2011г.

Количество малых (включая микро), средних предприятий, (единиц) 8021 8794 9977 10470 13756 171,50

Количество индивидуальных предпринимателей, (человек) 38500 35521 33413 28240 28802 74,81

Источник: составлено на основе источника [3,4]

По итогам расчетов в таблице 1 можно сделать вывод о том, что на территории МО город Курск происходит рост количества малых и средних предприятий. Так в 2015 году по сравнению с 2011 годом количество малых и

средних предприятий на территории МО город Курск выросло на 71,50%. С другой стороны отрицательную динамику имеет показатель количества индивидуальных предпринимателей на территории МО город Курск: в 2015 году количество индивидуальных предпринимателей на территории МО город Курск сократилось по сравнению с 2011 годом на 25,19%.

Следующим этапом работы является рассмотрение показателей, характеризующих деятельность малого и среднего предпринимательства на территории МО город Курск. Расчет данных показателей проведем в таблице 2.

По итогам расчетов в таблице 2 можно сделать вывод о том, что в малом и среднем предпринимательстве на территории МО город Курск происходит рост численности работников. Таким образом, в 2015 году по сравнению с 2011 годом средняя численность работников, занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса, выросла на 6,37%. В тоже время отмечается снижающаяся тенденция при анализе численности работников в малых предприятия на территории МО город Курск. Расчеты показали, что в МО город Курск численности работников, занятых в малых предприятия в 2015 году снизилась по сравнению с 2011 годом на 44,23%.

Таблица 2 — Показатели, характеризующие деятельность малого и среднего

предпринимательства на территории МО город Курск

Наименование показателя 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

2015г. в % к 2011г.

Средняя численность работавших в малом и среднем предпринимательстве, Всего (человек): 157000 160000 163000 165000 167000 106,37

в том числе, на малых предприятиях 66461 58977 60731 63573 37066 55,77

Инвестиции малого и среднего предпринимательства в основной капитал, Всего: (млн. руб.) 10,1 13,2 16,12 19,0 20,0 198,02

в том числе, малых предприятий, тыс. руб. 1541,3 1401,6 2957,0 3693,3 3644,4 в 2,36 раза

Наименование показателя 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

2015г. в % к 2011г.

Оборот малого и среднего бизнеса, всего, (млн. руб.) 142388 165123 188161 219933 236608 166,17

в том числе оборот малых предприятий, (млн. рублей) 80001,2 87997,1 104133,6 121810,7 82621,4 103,28

Источник: составлено на основе источника [3,4]

Положительную динамику имеет величина инвестиций малых и средних предприятия МО город Курск в основной капитала. Так в 2015 году по сравнению с 2011 году величина инвестиций в основной капитал малых и средних предприятия МО город Курск выросла на 98,02%. При этом величина инвестиций только малых предприятия МО город Курск в основной капитал выросла в 2,36 раза.

Читайте также:  Сколько могу не оформлять свой бизнес

Важным показателем деятельности предприятия малого и среднего бизнеса в МО город Курск являет оборот розничной торговли. Расчеты

показали, что в МО город Курск величина оборота розничной торговли предприятий малого и среднего бизнеса в 2015 году выросла по сравнению с 2011 годом на 66,17%, в том числе за 2011-2015 годы оборот предприятий только малого бизнеса в МО город Курск вырос на 3,28%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в МО город Курск динамика большинства показателей развития малого и среднего предпринимательства имеет в целом растущий характер.

1. Новосельский С.О. Реализация государственной информационной политики на муниципальном уровне / С.О. Новосельский, С.С. Железнякова, Е.Ю. Подосинников // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2016. — №7. — С.96-107.

2. Новосельский С.О. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в РФ: международный аспект / С.О. Новосельский, М.В.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(11), 2017 Макин, О.В. Пшеничникова, В.И.Садыкова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2016. — №8.ч.2. — С.121-125.

Источник: cyberleninka.ru

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства

Ахметзянова, М. М. Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства / М. М. Ахметзянова, А. А. Рабцевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 178-179. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6095/ (дата обращения: 27.05.2023).

Органы местного самоуправления, организуя реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на подведомственных территориях, в то же время формируют собственную программу поддержки малого бизнеса, исходя из приоритетов социально-экономического развития муниципального образования и финансовых возможностей.

Основной задачей органов местного самоуправления является создание благоприятного климата и оказание всемерного содействия развитию предпринимательства. При этом существует обширный перечень механизмов, через которые муниципалитеты обеспечивают процесс содействия развитию предпринимательской деятельности. В обязанности органов местного самоуправления входят разработка и участие в реализации муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, привлекая муниципальные средства и ресурсы. Также органы государственной власти на местах вправе предоставлять субъектам малого предпринимательства дополнительные льготы и преференции за счет собственного имущества.

  • противоречия в нормативно-правовых актах различных уровней рассматриваются муниципальными служащими как основание для отказа на обращение субъектами малого предпринимательства, связанное с разрешением такого противоречия;
  • практически полная незаинтересованность в положительной динамике развития малого предпринимательства муниципальных служащих, принимающих участие в решении вопросов, связанных с данными обращениями.
  1. перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
  2. меры, принимаемые для реализации основных направлений и форм поддержки малого предпринимательства;
  3. объем и источники финансирования программных мероприятий;
  4. исполнители программы. [ 3 ]
  1. Создание в каждом муниципальном образовании совета по поддержке малого бизнеса. Важной функцией муниципального совета является координация деятельности контролирующих органов в части осуществления контроля за работой предприятий потребительского рынка.
  2. Создание бизнес-инкубаторов в субъектах Российской Федерации.
  3. Создание и функционирование в муниципальных образованиях центров правового консультирования предпринимателей.
  4. Разработка в каждом муниципальном образовании перспективных программ и текущих планов развития малого бизнеса.
  1. Щербацкий Т. Роль малого предпринимательства в России. // www .biznec-info.ru.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». // Российская газета. — № 4427.
  3. Маркварт Э. Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления муниципальных образований. // www . aop — rb . ru .

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малый бизнес, местное самоуправление, муниципальная программа поддержки, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, государственная власть, инфраструктура поддержки, малое предприятие, муниципальное образование.

Похожие статьи

Развитие системы государственной поддержки и регулирования.

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация.

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень.

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской.

малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, сфера поддержки, поддержка.

Развитие системы государственной поддержки малого.

малый бизнес, Российская Федерация, государственная поддержка, малое предпринимательство, государственная власть, среднее, финансовая поддержка, местное самоуправление, государственная политика.

Инфраструктура финансовой поддержки субъектов малого.

Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные.

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого.

малый бизнес, орган власти, сторона органов власти, Российская Федерация, серая зона, решение проблем, проведение тендеров, отечественная экономика, малое предпринимательство, бизнес.

Об эффективности мер государственной поддержки малого.

малое предпринимательство, Российская Федерация, Забайкальский край, среднее, бизнес, группа регионов, предпринимательская деятельность, процентная ставка, государственная поддержка малого, Россия.

Основные механизмы и инструменты государственной.

малое предпринимательство, государственная поддержка, предпринимательская деятельность, Свободный порт, государственная политика, государственная власть, Российская Федерация.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин