Задачи курсовой работы: 1) Охарактеризовать предпринимательскую деятельность. 2) Исследовать специфику малого и среднего бизнеса. 3) Получить сведения о мерах предпринимаемых государством для поддержки мелкого и среднего бизнеса в России. 4) Дать оценку мерам государственной поддержки предпринимателей.
Введение…………………………………. 4
Глава 1 Предпринимательство как движущая
сила экономического развития ……………………………………. 6
1.1 Понятие и основные характеристики предпринимательства…. 6
1.2Сущность и критерии определения субъектов
малого предпринимательства…………………………………………. 8
1.3 Преимущества и недостатки предприятий мелкого и среднего
бизнеса……………………………………………………………………14
Глава 2 Мелкий и средний бизнес:
роль в рыночной экономике…………………………………………. 16
Глава 3 Система государственной поддержки
малого предпринимательства в России………………………………..19
3.1 Основные цели и принципы государственной политики
в области развития малого и среднего
О роли малого и среднего бизнеса в послевоенном восстановлении Украины.
предпринимательства в Российской Федерации……………………. 19
3.2 Направления и формы государственной
поддержки малого предпринимательства……………………………. 22
3.3 Финансовая поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства…………………………. 23
3.4 Имущественная поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства……………………………..24
3.5 Информационная поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства……………………………. 26
3.6 Консультационная поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства……………………………. 28
3.7 Поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства в области инноваций
и промышленного производства……………………………………….29
3.8 Поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства, осуществляющих
внешнеэкономическую деятельность………………………………….30
3.9 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства……..31
Заключение……………………………………………….……. 35
Литература………………….
Содержимое работы — 1 файл
по теме: «Мелкий и средний бизнес: роль в рыночной экономике и система государственной поддержки в России»
Введение…………………………………. . . 4
Глава 1 Предпринимательство как движущая
сила экономического развития ……………………………………. 6
1.1 Понятие и основные характеристики предпринимательства…. 6
1.2Сущность и критерии определения субъектов
малого предпринимательства…………………………… ……………. 8
1.3 Преимущества и недостатки предприятий мелкого и среднего
бизнеса…………………………………………………………… ………14
Глава 2 Мелкий и средний бизнес:
роль в рыночной экономике…………………………………………. 1 6
Глава 3 Система государственной поддержки
малого предпринимательства в России………………………………..19
3.1 Основные цели и принципы государственной политики
в области развития малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации……………………. 19
3.2 Направления и формы государственной
Что такое Бизнес? | 7 шагов для запуска малого и среднего бизнеса с нуля | Максим Бурлай
поддержки малого предпринимательства…………………………… . 22
3.3 Финансовая поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства…………………………. . 23
3.4 Имущественная поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства…………………………… ..24
3.5 Информационная поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства…………………………… . 26
3.6 Консультационная поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства…………………………… . 28
3.7 Поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства в области инноваций
и промышленного производства……………………………………….29
3.8 Поддержка субъектов малого и среднего
3.9 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства……..31
Заключение……………………………………………….… …. 35
Литература………………….……………………………… ……………38
Приложения………………….……………………………… …………..40
Приложение А: Инвестиции в основной
капитал в Российской Федерации………………………………………40
Приложение Б: Основные экономические показатели
деятельности малых предприятий – юридических лиц в 2009 г……..41
Приложение В: Схема функционирования системы
поддержки малого предпринимательства………………. . 42
В нашей стране толчком к формированию сферы малого бизнеса послужило кооперативное движение в конце 1980-х годов. Большинство «кооперативов» тех лет в действительности являлось частными предприятиями, принадлежащим не номинальным членам-кооператорам, а только руководителям. Позже на смену им пришли фирмы, уже и юридически организованные как частный бизнес.
Создание малых частных фирм шло двумя путями: с помощью малой приватизации и в результате грюндерства. Малая приватизация заключалась в передаче небольших государственных предприятий в торговле, сфере услуг, общественном питании в собственность их трудовым коллективам.
Позже в большинстве случаев права собственности на эти фирмы сосредоточились в руках директоров, выкупивших у сотрудников их доли. Грюндерство выражалось в массовом создании новых малых предприятий «с нуля». Они сразу принадлежали одному владельцу или узкой группе учредителей, вложивших в дело свой капитал. К настоящему времени различие между приватизированными и вновь созданными фирмами почти стерлось.
Сегодня полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия мелкого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять, а также это приносит реальные деньги. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие мелкого и среднего бизнеса ведет к устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в нашей современной жизни.
Также, говоря о роли малого бизнеса в современных условиях, следует подчеркнуть, что он органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние поставщиками для больших. Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов.
Мелкое и среднее предпринимательство – это не только источник средств существования, но и еще средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.
Цель курсовой работы – провести характеристику мелкого и среднего бизнеса, выделить особенности и их влияние на развитие рыночной экономики, определить направления государственной поддержки малого бизнеса в России.
Задачи курсовой работы: 1) Охарактеризовать предпринимательскую деятельность. 2) Исследовать специфику малого и среднего бизнеса. 3) Получить сведения о мерах предпринимаемых государством для поддержки мелкого и среднего бизнеса в России. 4) Дать оценку мерам государственной поддержки предпринимателей.
Глава 1 Предпринимательство как движущая сила экономического развития
1.1 Понятие и основные характеристики предпринимательства
1В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей.
Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров.
Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.
В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях
риска,в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.
2Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.
А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.
Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и «предприниматель». Фигура предпринимателя характеризуется не тем, чем в конечном объёме он владеет, а особыми качествами характера – инициативой, авторитетом, даром предвидения, готовностью к риску. В рамках простого кругооборота, по его мнению, предпринимателя нет. Это – особый тип человека-носителя динамических процессов; он всегда нацелен на новое, являясь локомотивом технического прогресса.
Предпринимательство – это особый дар и особая функция, носитель которой как таковой не является принадлежностью какого-либо социального класса. «Осуществление предпринимательской функции создаёт для наиболее удачливых предпринимателей и их семей позиции,
отвечающие их классовым интересам, оно в состоянии наложить на эпоху свой отпечаток, сформировать особый стиль жизни, особую систему моральных и эстетических ценностей, но как таковое оно не представляет собой той классовой позиции, которую оно в себе предполагает».
Рассматривая мотивы хозяйственной деятельности в условиях статистики и динамики, Шумпетер показывает принципиальное их различие. Удовлетворение потребностей, потребление – вот мотивация субъектов в условиях нормального кругооборота. В его основе лежит рациональное поведение. Мотивы предпринимателя совершенно нерациональны или основаны на ином рационализме, связанном с такими понятиями, как саморазвитие личности, успех, радость творчества, преодоление трудностей и т. п.
3На сегодняшний день предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса. Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
1.2 Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства
Как явствует из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность осуществляемая субъектами
рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, являются численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяются следующие критерии: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.
4В России, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (ред. от 01. 07. 2011) « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской
4http://base.garant.ru/ 12154854/. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 01. 07. 2011) (с изменениями и дополнениями).
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
Источник: www.turboreferat.ru
Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике
Актуальность темы данной работы, по мнению автора, заключается в том, что без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Введение 3
1. Малый бизнес: сущность и его роль в экономике 6
1.1. Понятие малого бизнеса 6
1.2. Субъекты и объекты малого предпринимательства 8
1.3. Роль малого бизнеса в экономике 9
2. Особенности государственной системы поддержки малого предпринимательства 12
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства 12
2.2. Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса 16
3. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в Свердловской области 22
3.1. Основные проблемы развития малого предпринимательства в Свердловской области 22
3.2. Государственная поддержка малых предприятий в Свердловской области 26
Заключение 40
Список литературы 43
Файлы: 1 файл
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров.
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. 5
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства.
Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран — это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
2. Особенности государственной системы поддержки малого предпринимательства
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: 6
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
- разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;
- проводят анализ состояния малого предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;
- организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;
- подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;
- оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.
Государством принимается федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Такая программа принималась на 1998-1999г, 2000-2001г.
Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её реализацию.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя основные положения:
- меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
- перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
- меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
- предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и т.д.
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников.
Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают фонды поддержки малого предпринимательства.
Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путём аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.
Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются: 7
- содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путём привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развитии конкуренции, насыщении товарного рынка, создание новых рабочих мест;
- участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
- содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
- организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.
Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ.
Средства фонда формируются за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт других источников, предусмотренных статьёй Правит ельства РФ от 04.12.95г № 1184.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.
Основные задачи указанных фондов:
- предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
- выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
- долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
- финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
- финансирование научных исследований, связанных с деятельностью указанных фондов и прочее.
2.2. Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса
Как следует из преамбулы Федерального закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», его целью является реализация установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством, экономической деятельности. Кроме того, закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Учитывая сложность (по сравнению с крупным бизнесом) деятельности субъектов малого предпринимательства, использование закона должно облегчить их работу.
Основные направления поддержки малого предпринимательства, определенные в Законе, можно разделить на три основные группы.
Источник: www.yaneuch.ru
Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике
Цель исследования курсовой работы – анализ теоретического аспекта государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
рассмотреть сущность, субъект, объекты и роль малого бизнеса в экономике; проанализировать роль малых предприятий в экономике; проанализировать государственное регулирование и стимулирование малого предпринимательства; проанлизировать законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса; выявить основные проблемы развития малого предпринимательства в Свердловской области; изучить государственную поддержку малых предприятий в Свердловской области; сделать выводы по работе.
Введение 3
1. Малый бизнес: сущность и его роль в экономике 6
1.1. Понятие малого бизнеса 6
1.2. Субъекты и объекты малого предпринимательства 8
1.3. Роль малого бизнеса в экономике 9
2. Особенности государственной системы поддержки малого предпринимательства 12
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства 12
2.2. Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса 16
3. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в Свердловской области 22
3.1. Основные проблемы развития малого предпринимательства в Свердловской области 22
3.2. Государственная поддержка малых предприятий в Свердловской области 26
Заключение 40
Список литературы 43
Прикрепленные файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Факультет сокращенной подготовки
по дисциплине: «Экономика»
по теме: «Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике.»
Исполнитель: студент I курса заочного факультета
специальности «Ресторанная деятельность»
Введение
Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих и многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями. Малые предприятия в каком-то смысле находятся между крупными хозяйственными структурами и потребителями, заполняя незаполненные ниши между ними. Как правило, деятельность малого бизнеса носит специализированный характер, что позволяет при незначительных вложениях первоначального капитала иметь своих покупателей и успешно конкурировать с крупными фирмами.
Актуальность темы данной работы, по мнению автора, заключается в том, что без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки — государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка — обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы и многое другое.
Однако, малый и средний бизнес наиболее подвержен риску. Статистика показывает, что из каждых 10 малых предприятий выживают только 2-3. Причиной тому — наличие многочисленных факторов вероятностного характера, учет которых часто не представляются возможным из-за незнания закономерностей распределения случайных величин или громоздкости вычислительных процедур.
С другой стороны, риск в бизнесе выступает как наступательный фактор. Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Как говорят, кто не рискует, тот не пьет шампанского! Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов предпринимателями, что вынуждает их тщательно анализировать рентабельность проектов, оценивать величину риска с целью минимизации возможных потерь.
Состояние малого бизнеса в России, его финансирование и страхование, государственная поддержка малого бизнеса – это основные проблемы которые будут рассмотрены более подробно в моей работе.
Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.
Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.
Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально- инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.
Объектом изучения в работе послужил малый бизнес и проблемы его функционирования в России. Предмет анализа – сущность и особенности государственной поддержки малого бизнеса в России и в Свердловской области в отдельности.
Цель исследования курсовой работы – анализ теоретического аспекта государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- рассмотреть сущность, субъект, объекты и роль малого бизнеса в экономике;
- проанализировать роль малых предприятий в экономике;
- проанализировать государственное регулирование и стимулирование малого предпринимательства;
- проанлизировать законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса;
- выявить основные проблемы развития малого предпринимательства в Свердловской области;
- изучить государственную поддержку малых предприятий в Свердловской области;
- сделать выводы по работе.
Остается отметить, что данный вопрос хорошо рассмотрен как в общих учебниках по экономике, так и в многочисленных публикациях в экономической периодике.
Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области государственной поддержки малого бизнеса, учебная литература по исследуемой тематике (работы таких авторов, как Герчикова И.Н., Иоффе А., Орлов А.В., Пархачева М.А., Паперная И. и др.), а также периодические и электронные источники.
1. Малый бизнес: сущность и его роль в экономике
1.1. Понятие малого бизнеса
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. 1
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 человек как крупные. 2
Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем, каков мировой опыт малого бизнеса.
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким — от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности — 500 человек
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутс твует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы — это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств. 3
В мае 2002 появилось небольшое дополнение к понятию «малый бизнес». Теперь планка максимального годового оборота, при котором предприятие остается «малым», увеличена с 10 до 15 млн. руб.
В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
1.2. Субъекты и объекты малого предпринимательства
Под субъектами малого предпринимательства понимаются как юридические лица, так и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица 4 .
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса указывает на следующие его преимущества:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая независимость действий субъектов малого бизнеса;
- гибкость в принятии и выполнении принимаемых решений;
- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- более низкая потребность в капитале и другие.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень желания в достижении успеха, что положительно в целом сказывается на деятельности предприятия.
Субъекты малого бизнеса лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, они дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников. Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В тоже время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:
- более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
- зависимость от крупных компаний;
- недостатки в управлении делом;
- слабая компетентность руководителей;
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и другие.
Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они — основа сильных и слабых сторон малого бизнеса.
1.3. Роль малого бизнеса в экономике
Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, — создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Источник: www.referat911.ru