Роль международных организаций в регулировании международного бизнеса

Действительно, любая предпринимательская, коммерческая, банковская — торговая деятельность — это деятельность, связанная с извлечением торговой прибыли, включая и производство, ориентированное на торговлю. Показательно, что, к примеру, в английском, французском, немецком и иных языках понятие торговля (trade, commerce, der Kommerz) шире, чем обычно понимается в русском языке, включает в себя, кроме торговли в узком смысле (купля-продажа), также и занятия ремеслом, любой иной коммерческого характера деятельностью, в т.ч. и производство.

2. Теории международной торговли…………………………………………. 6
2.1. Современные теории международной торговли………………………. 9

3. Роль международных организаций в международной торговле………….11
3.1. Понятие и сущность ВТО. Роль
ВТО в регулировании международной торговли……………………………..11
3.2. МТП (международная торговая палата)……………………….…………..14
3.3. МТО (международная таможенная организация)…………….…………..16
4. Список используемой литературы ………………………………………….17

Государственно-правовое регулирование в туризме. Роль международных организаций в туризме.

Работа содержит 1 файл

2. Теории международной торговли… ………………………………………. 6

2.1. Современные теории международной торговли………………………. 9

3. Роль международных организаций в международной торговле………….11

3.1. Понятие и сущность ВТО. Роль

ВТО в регулировании международной торговли……………………………..11

3.2. МТП (международная торговая палата)……………………….…………..14

3.3. МТО (международная таможенная организация)…………….…………..16

4. Список используемой литературы ………………………………………….17

Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной).

Торговля же с юридической точки зрения — область экономических отношений, к которой применяется торговое право. А это отношения, основанные на капиталистической организации хозяйства, имеющего своей целью доставление прибыли как таковой. Так подходит к понятию торгового права классик нашей дореволюционной правовой науки Г.Ф. Шершеневич. С этим можно согласиться и сегодня.

Действительно, любая предпринимательская, коммерческая, банковская — торговая деятельность — это деятельность, связанная с извлечением торговой прибыли, включая и производство, ориентированное на торговлю. Показательно, что, к примеру, в английском, французском, немецком и иных языках понятие торговля (trade, commerce, der Kommerz) шире, чем обычно понимается в русском языке, включает в себя, кроме торговли в узком смысле (купля-продажа), также и занятия ремеслом, любой иной коммерческого характера деятельностью, в т.ч. и производство.

По существу торговля в широком смысле состоит из отдельных ее разновидностей, и в каждой из них обязательно обнаружится торговая, коммерческая, “прибыльная” основа. Разница заключается в предмете и в формах коммерческих операций, лежащих в основе экономических взаимоотношений сторон. Например, в области обмена интеллектуальной собственностью товаром могут быть авторские, патентные и другие подобные права, а особыми сделками (лицензионными и т.п.) может оформляться уступка прав пользования этим специфическим товаром, по коммерческой сути своего рода аренда, прокат.

Право международных организаций (аудитория)

Предметом торговли могут быть самые разнообразные ценности, блага, в том числе:

1) материальные ценности, вещи, движимое и недвижимое имущество, т.е. товар в узком смысле слова;

2) “невидимые” статьи торговли, в частности услуги, труд;

3) результаты интеллектуальной деятельности, права на интеллектуальную собственность, информацию;

4) деньги и ценные бумаги, ибо на практике и деньги (особенно “валюта”) могут быть товаром, ибо ими можно торговать; тем более это относится к ценным бумагам. Торговля и валютно-финансовые отношения трудноразделимы.

Под международное торговое право в широком смысле слова Г.Ф. Шершеневич подводил право, регулирующее с одной стороны отношения по торговле одного государства к другому и отношения каждого из них к подданным (гражданам) другого; а с другой стороны, — взаимные отношения подданных (граждан) разных государств как частных лиц.

Итак, что касается международного (межгосударственного) торгового права, нормы его распространяют свое действие по существу на все международные экономические отношения, за вычетом лишь норм, относимых нами к международному имущественному праву, т.е. норм, обеспечивающих международно-правовую защиту и порядок использования собственности (в т.ч. инвестиционной и интеллектуальной), пока она не включается в торговый оборот, а также норм международного налогового права, обеспечивающих международную налоговую упорядоченность.

Не случайно базовые договоры по урегулированию современных многообразных экономических межгосударственных отношений продолжают по традиции именоваться торговыми.

Международная торговля — торговля через границы между странами, обмен товарами и услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах (или сравнительных преимуществах) при производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда (расположение производства) и определяет поток экспорта и импорта между странами.

Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности.

Международная торговля позволяет странам потреблять некоторые товары и услуги дешевле за счет импортирования, а также получить некоторые ресурсы и продукты из других стран, которые были бы недоступны другим способом, поскольку внутренние производители не в состоянии поставить их на рынок (например, редкое сырье или высокотехнологичный продукт). Международная торговля поощряет эффективность производства при помощи перераспределения ресурсов от тех регионов, которые лучше обслуживать при помощи импортирования в те отрасли промышленности, где страна имеет конкурентное преимущество по отношению к торговым партнерам. Вариации в конкурентном преимуществе разных стран отражаются в их различных структурах затрат (т.е. конкурентоспособной цены), а также в различном уровне квалификации (конкурентоспособность по дифференциации продукта). Они в свою очередь в большей мере определяются большими базовыми факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, капиталом) и степенью экономической зрелости (уровень дохода на душу населения, общие уровни издержек и цен, научная и техническая квалификация и т.д.). Наличие ресурсов и квалификации определяет выбор продуктов, которые страна сможет технически производить, в то время как относительные издержки, цена и дифференциация продукции определяет экономическую выгоду от производства продуктов, в которых она имеет относительное преимущество перед другими странами.

В упрощенной форме теория конкурентного преимущества порождает международное производство и отношения торговли. Предположим, страна А обладает дешевой рабочей силой, а страна Б — капиталом (капитал дешевле относительно труда) и что продукт Х является трудоемким, а продукт Y — капиталоемким. Тогда страна А будет иметь относительное преимущество над страной Б при производстве продукта X, а страна Б будет иметь то же преимущество при производстве продукта Y. Отсюда следует, что обе страны получат прибыль от специализации и торговли: страна А производит продукт Х и экспортирует какую-то его часть в обмен на импорт продукта Y, а страна Б производит продукт Y и торгует со страной А, продавая ей часть Y в обмен на X.

Наделенность факторами производства, а следовательно и конкурентные преимущества фиксированы. С течением времени конкурентные преимущества меняются. Это может случиться в ответ на некоторые виды влияния:

1) правительство страны приступает к выполнению структурных программ, ведущих к перераспределению ресурсов. Например, страна, которая на первый взгляд имеет преимущество в поставке первичных продуктов, таких как хлопок или пшеница, может тем не менее отказаться от них или переместить акцент на индустриализацию и на установление конкурентного преимущества на произведенные товары, где добавленная стоимость всегда выше;

2) в ответ на движения капитала на международном рынке и на передачу технологий, а также в случае перераспределения производства транснациональными корпорациями. Например, Малайзия имеет конкурентное преимущество в производстве каучука после того, как британские предприниматели основали и инвестировали средства в каучуковые плантации.

Принимая во внимание преимущества международной торговли, нужно заметить, что оптимизация подобных преимуществ достигается в условиях свободной торговли (т.е. при отсутствии запретов и ограничений на торговлю, таких как тарифы и квоты). Эти взгляды разделяются международным сообществом после вступления в силу генерального соглашения по тарифам и торговле и формирования различных региональных блоков свободной торговли. На практике, однако, преимущества от международной торговли часто неравно распределяются между странами, и это неизбежно приводит к ситуации, когда национальные интересы ставятся выше международных обязанностей.

Терминологически выражение “международное торговое право” двусмысленно. Дело в том, что понятие “международное торговое право” (International Trade Law) может толковаться и как межгосударственный правовой режим международной торговли, и как комплекс правовых актов, служащих достижению (особенно в рамках ЮНСИТРАЛ) унификации и гармонизации частноправовых норм в области международной торговли, называемых иногда в отечественной науке “правом международной торговли”.

На наш взгляд, понятие международное торговое право (International Trade Law) надо понимать в широком смысле слова, как включающее в себя и нормы, регулирующие межгосударственные торговые отношения, и нормы, регулирующие международные частноправовые отношения и вырабатываемые на межгосударственном уровне. Следует заметить, что на межгосударственном уровне посредством международных конвенций регулируются и иные, кроме в узком смысле торговых, международные частноправовые отношения, имущественные, финансовые и т.п.

Мировая торговля представляет собой наиболее простую и очевидную форму реализации международного разделения труда. Каждая страна в соответствии с ее природно-географическими условиями и уровнем технико- экономического развития в большей или меньшей степени участвует в мировом обмене товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле характеризуется двумя соотношениями: ввозом и вывозом товаров и услуг.

Вывоз из страны товаров и услуг и их реализация на внешних рынках называется экспортом. Экспортная ориентация страны, равно как и объем экспортируемых ею товаров и услуг, предопределяются экономической эффективностью их вывоза, а также рением целого ряда внутренних экономических и социальных проблем.

Читайте также:  Как принимать отказ бизнес

Ввоз товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны называется импортом. Круг импортируемых товаров и услуг определяется получением заметных преимуществ по сравнению с их внутренним производством. Экономия может быть связана как со сравнительными издержками, так и факторным дефицитом в данной стране при выпуске соответствующего товара. Кроме того, с помощью импорта быстро достигается насыщение спроса и удовлетворение потребностей в товарах и услугах, а также освобождение ресурсов, затрачиваемых на производство аналогичных благ.

Ввоз товаров с целью не реализации их на внутреннем рынке, а вывоза в третьи страны называется реэкспортом. Это одна из форм извлечения выгод за счет “посредничества” или один из способов достижения определенной сбалансированности внешней торговли с несколькими странами-партнерами по внешнеэкономической деятельности. К реэкспорту прибегают и в тех случаях, когда хозяйствующие субъекты данной страны не могут выйти на внутренние рынки некоторых стран по тем или иным политическим, военно-стратегическим, экономическим причинам. В этом случае используются каналы внешнеэкономических связей партнеров из тех стран, с которыми существуют нормальные отношения. Реэкспорт может использоваться и для осуществления незаконных внешнеторговых операций.

Вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту называется внешнеторговым балансом страны, в котором операции по экспорту относятся к активным статьям, а операции по импорту — к пассивным. Общая сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот страны. Разность между суммой экспорта и суммой импорта образует сальдо внешнеторгового оборота. Сальдо торгового баланса положительное, если экспорт больше импорта и, наоборот, отрицательное — при превышении импорта над экспортом.

Соотношение экспорта и импорта товаров и услуг открытой экономики оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. Экспорт, как и потребление инвестиций, вызывает увеличение объема производства внутри страны.

В случае увеличения импорта произойдет переориентация части расходов с потребления и инвестиций на импорт, т.е. услуги, произведенные в других странах. А это уже повлечет сокращение спроса на продукты отечественного производства, свертывание рабочих мест, сокращение доходов.

2. Теории международной торговли

Международная торговля представляет собой куплю-продажу товаров, услуг, произведенных в одной стране, покупателями других стран, возникает и развивается на основе международного разделения труда, специализации отдельных стран на производстве определенной номенклатуры продукции. Международный товарообмен позволяет участвующим в нем странам повышать продуктивность своего производства, поскольку устраняет необходимость самостоятельно производить все потребляемые в них товары и услуги. Благодаря международной торговле страна может специализироваться в тех отраслях производства и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентноспосо6ны, чем иностранные, и ввозить в страну те товары и услуги, по которым ее фирмы уступают зарубежным.

В течение нескольких веков экономисты разных стран стремились дать ответы на вопросы, почему страны торгуют между собой и на чем они основывают свой выбор в международной специализации. Так возникали теории (модели) международной торговли как указанного выбора и ориентира рациональной специализации стран во внешней торговле. Особо следует отметить, что в течение вековой истории теорий международной торговли подавляющее большинство их авторов являлось приверженцами свободной торговли, не регламентируемой государством между отдельными странами.

Источник: www.stud24.ru

Роль международных организаций

Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.

Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое[10].

Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.

1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

2. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств[11].

Понятно, что межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие — в той мере, в какой главными действующими лицами на международной арене остаются государства. Вместе с тем международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа. В 1968 г. было 1899 международных неправительственных организаций, в 1978 г. — 2420, в 1987 г. — 4235, в 1998г.- 5766. В этом находит свое проявление усиливающаяся глобализация мировой системы с отчетливо выраженным возрастанием объема разнообразных транснациональных (точнее, трансграничных) взаимодействий.

В принципе в таком развитии можно видеть предпосылки для радикальной трансформации системы международных отношений и формирования глобального мирового сообщества, в котором самоорганизация и регулирование общественных процессов будут осуществляться не через взаимодействие между государствами, а непосредственно, с помощью механизмов прямого действия. Международные неправительственные организации в таком случае могут рассматриваться как элементы формирующегося глобального гражданского общества. Следует отметить, что среди специалистов нет единого мнения в трактовке этой тенденции. Но в любом случае появление все большего числа негосударственных действующих лиц (акторов), оперирующих на международной арене параллельно с государствами и в известном смысле оспаривающих их монопольное положение, становится примечательным феноменом в развитии международных отношений.

Достаточно ощутимо и влияние неправительственных организаций на международную жизнь. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; мобилизовывать общественное мнение и способствовать возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам.

И все же значение межгосударственных организаций для регулирования международной жизни неизмеримо больше. В этом отношении они проявляют себя как бы в двух ипостасях — с одной стороны, образуя поле кооперативного или конфликтного взаимодействия между государствами-членами, с другой — выступая в качестве специфических действующих лиц на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику развития международных отношений.

Впрочем, мера такой самостоятельности — вопрос тоже достаточно спорный и традиционно являющийся предметом дебатов среди аналитиков. Сторонники «реалистической парадигмы» в подходе к международным отношениям полагают, что межгосударственные организации «производят» лишь то, что «вкладывают» в них государства-члены, и не способны генерировать никакой импульс, выходящий за пределы внешней политики последних. Иными словами, межгосударственные организации рассматриваются лишь как постоянный дипломатический форум, выявляющий совпадение позиций участников. С другой стороны, адепты «идеалистической парадигмы» подчеркивают, что в результате деятельности межгосударственных организаций возникает новое качество, не сводимое лишь к сумме внешнеполитических импульсов стран-членов. Именно по этому пути, считают они, будет происходить преобразование всей системы международных отношений, ее трансформация из арены установления баланса интересов в механизм выявления и решения глобальных проблем человечества.

Первый из указанных выше двух подходов, по-видимому, в большей степени отражает фактическое положение дел на международной арене. Но в любом случае имеет смысл подчеркнуть три обстоятельства.

Во-первых, даже если рассматривать межгосударственные организации как вторичные, производные субъекты международного права, они вовлечены (и в некоторых случаях весьма активно) в процесс формирования и осуществления международно-правовых норм. Более того, эффективность последних все больше зависит от того, в какой степени они санкционированы межгосударственными организациями.

Во-вторых, деятельность этих организаций ощутимым образом влияет на международно-политическое поведение участвующих в них государств и в более широком смысле, причем даже в тех случаях, когда речь не идет о формировании некоторых правовых норм, принимаемых к обязательному исполнению. Можно сказать, что само участие в межгосударственных организациях становится для государств фактором их международной социализации.

В-третьих, хотя государства (общим числом порядка двухсот) и являются главными действующими лицами на международной арене, межгосударственных организаций значительно больше, и они в совокупности образуют довольно развернутую сеть, охватывающую практически все сегменты современных международных отношений.

В 1998 г. существовало 254 межгосударственных организации[12]. Они различаются по кругу участников (универсальные и региональные), функциональному предназначению (общей и специальной компетенции), порядку вступления новых членов (открытые и закрытые), характеру полномочий (основанные на традиционном приведении к общему знаменателю позиций стран-членов и содержащие элементы наднациональности). Общими тенденциями в развитии межгосударственных организаций можно считать следующие: а) относительное усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее сфокусироваться на более конкретных проблемах; б) значительное возрастание числа организаций специальной компетенции для регулирования специфических сфер международного взаимодействия; в) более частое и более широкое наделение межгосударственных организаций наднациональными полномочиями.

Масштабы, характер и глубина воздействия межгосударственных организаций на международно-политическую жизнь варьируются в довольно широких пределах. Деятельность некоторых из них имеет особое значение для современных международных отношений и заслуживает специального рассмотрения.

Читайте также:  Как лучше зарегистрировать бизнес ИП или ооо

Организация Объединенных Наций (ООН) [13]

Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира.

Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:

— ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

— Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

— ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций — источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.

— В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особогостатуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.

— Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.

— ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести ее главных органов. В Генеральной Ассамблее каждое государство имеет один голос; она собирается на свои регулярные сессии ежегодно, а также на специальные и чрезвычайные сессии (всего их было 29); решения по повестке дня (которая насчитывает более 100 вопросов) принимаются простым большинством голосов и не обязательны для государств-членов, но рассматриваются как мнение мирового сообщества и в этом смысле имеют значительный моральный авторитет. (За время своей деятельности Генеральная Ассамблея приняла свыше 10 тыс. резолюций.) Совет Безопасности состоит из 15 членов; 5 из них — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года. Решения принимаются большинством в 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов (которые, таким образом, обладают правом вето). При рассмотрении вопросов, связанных с возникновением угрозы международному миру, Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить экономические санкции и принимать решение о применении вооруженных сил[14].

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) занимается экономическими и социальными вопросами в рамках ООН, организуя обсуждение соответствующих проблем, вырабатывая рекомендации для государств-членов, проводя исследования, подготавливая доклады, созывая конференции и т.п. В его состав (ежегодно обновляемый на одну треть) входят 54 государства-члена, избираемые Генеральной Ассамблеей. Совет по опеке был создан для того, чтобы содействовать продвижению к самоуправлению и независимости 11 подопечных территорий, существовавших к моменту образования ООН; в 1994 г. последняя из них (Паулу, находившаяся под опекой США) обрела независимость, и функционирование этого органа было фактически приостановлено. Секретариат выполняет административные функции, состоит из более чем 15 тыс. человек, являющихся гражданами примерно 170 стран, и возглавляет Генеральным Секретарем ООН, который играет важную политическую роль в деятельности организации и назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Международный Суд размещается в Гааге (Нидерланды) и состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на девятилетний срок по критериям компетенции, а не национально-государственной принадлежности Сторонами в Суде могут быть только государства и только на добровольной основе; в этом случае его решения для них обязательны. Государство может сделать специальное заявление о признании юрисдикции Суда обязательной, даже и не будучи стороной в споре (такие заявления сделали свыше 60 государств, хотя во многих случаях с существенными оговорками). За время существования Суда на его рассмотрение было передано свыше 70 споров между государствами и запрошено свыше 20 консультативных заключений.

В «семью» Организации Объединенных Наций входят 14 специализированных учреждений ООН — межправительственных организаций универсального характера, имеющих специальное функциональное предназначение[15]. Некоторые из них возникли задолго до создания ООН[16]. С точки зрения масштабности воздействия на современные международные отношения имеет смысл особо отметить Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые играют исключительно важную роль в координации валютно-финансовой политики государств-членов, предоставлении кредитов и займов и т.п.[17], а также Международное агентство по энергии (МАГАТЭ), наделенное специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия[18].

В эпоху биполярного противостояния на международной арене эффективность деятельности ООН часто оказывалась невысокой. Политическая, военная и идеологическая конфронтация двух сверхдержав и их союзников нередко оказывала парализующее воздействие на деятельность основных структур и институтов ООН. С окончанием холодной войны возник мощный импульс для активизации ООН и ее превращения в действенный механизм организации международной жизни.

Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира. Если за первые четыре десятилетия своего существования ООН осуществила 14 различных миссий и операций с направлением наблюдателей, посредников или военного персонала в районы конфликтов, то с 1988 г. были инициированы 33 миротворческие акции.

Пик активности в этой области пришелся на 1995 г., когда общее число задействованного в миротворческой деятельности ООН персонала составило почти 70 тыс. человек (включая 31 тыс. военнослужащих) из более чем 70 стран. Значительное развитие по линии ООН получили превентивная дипломатия (миссии по установлению фактов, усилия по примирению сторон, посредничество и т.п.), организация наблюдения за перемирием, гуманитарные операции (оказание помощи беженцам и другим жертвам конфликтов), содействие послеконфликтной реабилитации. В той или иной форме ООН была вовлечена в усилия по урегулированию в большинстве «горячих точек» текущего десятилетия — в Сомали, Мозамбике, Камбодже, Афганистане, Центральной Америке, на Гаити, в бывшей Югославии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Руанде, Западной Сахаре, Таджикистане, Грузии. Вместе с тем Совет Безопасности использовал и такие инструменты, как санкции (экономические,политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил) и принудительное разоружение (в отношении Ирака).

Однако прекращение холодной войны не только открыло новые возможности для ООН, но и рельефно высветило присущие ей недостатки, которые ранее находились на заднем плане. С одной стороны, речь идет об издержках существования огромного бюрократического аппарата ООН, его неповоротливости и неэффективности процесса принятия решений, перегруженности организации многочисленными структурами и их параллелизме. С другой стороны, ставится вопрос об адаптации ООН к серьезному изменению международно-политического ландшафта, происшедшему за пять с лишним десятилетий ее существования. Наконец, остаются непроясненными многие концептуальные вопросы деятельности ООН (какой должна быть система ее приоритетов, при каких условиях ее функции могут быть делегированы региональным организациям или коалициям государств, каковы условия и пределы вмешательства ООН во внутренние дела суверенных государств, как добиться оптимального сочетания демократизма и оперативности в функционировании ООН, как совместить принцип ее универсальности с особым статусом постоянных членов Совета Безопасности, и т.п.).

В развернувшейся широкой дискуссии о реформе ООН выявились глубокие расхождения между участниками этой организации по вопросам очередности реформ, степени их радикальности и самого содержания преобразований. В самом общем плане можно выделить несколько основных тем, связанных с обсуждаемой проблемой:

— обеспечение большей эффективности ООН при обращении к вопросам международной безопасности и совершенствование инструментария миротворчества и кризисного регулирования,

— расширение возможностей вовлечения ООН во внутренние дела государств в связи с политической нестабильностью, нарушением прав человека, экологическими или гуманитарными катастрофами;

— повышение роли ООН в «нетрадиционных» областях (экология, миграция, регулирование информационных потоков и т.п.);

— изменение порядка финансирования деятельности ООН и принципов использования ее финансовых ресурсов;

— модификация роли Генеральной Ассамблеи с целью повысить ее способность принимать действенные решения;

— более четкое определение статуса Генерального Секретаря ООН и радикальная перестройка работы Секретариата ООН;

— уточнение функций и роли специализированных учреждений ООН, координация их деятельности, расширение полномочий Международного Суда;

— повышение эффективности работы Совета Безопасности и изменение его состава.

Последняя из отмеченных выше тем стала предметом особого внимания в дискуссиях о реформировании ООН. Существует более или менее широкое согласие относительно необходимости увеличить число членов Совета Безопасности и сделать его состав более репрезентативным. Значительно более сложным является вопрос о категориях членства в Совете Безопасности.

Наиболее очевидными кандидатами на включение в число постоянных членов являются Германия и Япония, однако при этом неизбежны притязания на аналогичный статус со стороны ряда развивающихся стран- Индии, Бразилии или Мексики. Кроме того, расширение круга стран, обладающих правом вето, способно парализовать работу Совета Безопасности. Вместе с тем сам вопрос о праве вето является одним из центральных. Хотя отмена этого института (по мотивам преодоления неравенства стран-членов) практически нереальна, внесение в него определенных корректировок представляется вполне возможным[19].

Читайте также:  Транспортно экспедиционная компания как бизнес

В целом же предпосылки для радикальной трансформации ООН в настоящее время выглядят не очень значительными – как по причине несовпадающих взглядов государств-членов (и нежелания многих из них пойти на слишком крутые перемены), так и ввиду отсутствия необходимых финансовых ресурсов (из-за чего уже сегодня приходится идти на определенное свертывание миротворческой деятельности). Однако эволюционная адаптация организации к меняющимся условиям настоятельно необходима. От этого будет зависеть расширение возможностей ООН в плане ее воздействия на международную жизнь и эффективного выполнения функции важнейшего многостороннего механизма peгулирования международных отношений.

Особенно актуальной эта проблема стала в связи с возникновением опасной тенденции использования военной силы против суверенных государств в обход ООН. Военные действия НАТО против Югославии, начатые в марте 1999 г. без санкции Совета Безопасности, явственно обозначили возможность эрозии роли ООН как центрального элемента современной международно-политической системы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Роль международных организаций в регулировании внешней торговли

В регулировании процессов международной торговли все большую роль приобретают международные организации, в частности, Всемирная торговая организация (ВТО), которая была образована на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В рамках этих организаций осуществляется многостороннее урегулирование конфликтов, возникающих в процессе экономического общения государств, а также унификация и упрощение торговых процедур и документов, что отвечает интересам всех взаимодействующих стран.

Конференция ООН по торговле и развитию, сокращенно ЮНКТАД (от англ. United Nations Conference on Trade and Development) – орган Генеральной Ассамблеи ООН. Он был создан в 1964 г. В настоящее время его членами являются около 170 государств. В круг задач этой организации входят следующие вопросы:

· поощрение международной торговли, особенно между странами с различным уровнем экономического развития, с целью ускорения экономического развития более отсталых стран;

· выработка принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений; разработка рекомендаций по использованию указанных принципов в реальной жизни;

· содействие координации действий в рамках других учреждений ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

· принятие в случае необходимости (в сотрудничестве с компетентными органами ООН) мер для ведения переговоров и утверждений многосторонних правовых актов в области торговли.

Важнейшая роль в регулировании торгово-экономических отношений стран мирового сообщества принадлежит не государственной структуре – Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). С 1 января 1995 года на базе ГАТТ была образована Всемирная торговая организация (ВТО). ГАТТ/ВТО – международная организация, действующая на основе международного многостороннего соглашения, регулирующего режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц.

Соглашение вступило в силу с 1 января 1948 г. В настоящее время полноправными участниками ГАТТ/ВТО являются более 100 стран. Это страны с развитой рыночной экономикой, большинство развивающихся и некоторые восточно-европейские. Российская Федерация и другие государства – члены СНГ готовятся вступить в члены ГАТТ/ВТО.

Планировалось, что Россия сможет вступить в эту организацию уже в 1996 году. Однако, проведенный комплексный сравнительный анализ соответствия российского законодательства нормам и принципам ГАТТ/ВТО, показал, что вхождение России в ВТО в качестве полноправного члена требует приведения ее торгового режима по товарам, услугам и защите интеллектуальной собственности в соответствии с определенным мировым «стандартом».

Для этого создана Межведомственная комиссия по ГАТТ/ВТО для разработки рекомендаций и дальнейшего принятия мер. В 1994 году Россией было подписано СОГЛАШЕНИЕ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ с Европейским Союзом. Это Соглашение создает условия для поэтапной реализации в отношениях между Россией и ЕС принципов свободы движения товаров, капиталов, услуг, учреждения и деятельности компаний. Полностью отменены количественные ограничения на импорт российских товаров (кроме текстиля, стали и сельскохозяйственной продукции) при сохранении у России возможности ограниченно применять такие меры вплоть до присоединения к ГАТТ/ВТО.

Основные цели присоединения России к ГАТТ/ВТО:

· устранение дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и облегчение доступа на мировые рынки конкурентоспособных российских товаров и услуг;

· перевод торгово-экономических отношений России с третьими странами на равноправную и долговременную экономико-правовую основу;

· использование механизма разрешения споров, существующего в рамках ГАТТ/ВТО;

· совершенствование законодательной базы России, практики ее применения с целью развития экономических реформ.

Вступление в ГАТТ/ВТО дает странам определенные преимущества: они располагают друг о друге необходимой информацией относительно внешне экономической политики, принимают участие с правом голоса в многосторонних переговорах о конкретных путях либерализации внешней торговли, предоставляют друг другу статус наибольшего благоприятствования и др. Вместе с тем участие в ГАТТ/ВТО предполагает и ряд обязательств со стороны государств. В частности, они должны перейти к рыночной экономике, ограничить использование нетарифных ограничений, не повышать уровень таможенных пошлин, не субсидировать экспорт, регулярно предоставлять информацию о системе управления национальной экономикой, внешнеэкономической политике, состоянии внешней торговли.

В основу правового механизма ГАТТ/ВТО положены следующие принципы и нормы:

· не дискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, с другой – национальным режимом, т.е. уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилами, регулирующими внутреннюю торговлю. Это важнейший принцип ГАТТ/ВТО, который ведет к созданию равных условий для конкуренции во внешней торговле;

· использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;

· прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое «закрепление» на обусловленном уровне;

· взаимность в предоставлении торгово-политических уступок. Переговоры об уступках в таможенных тарифах на основе взаимности проводятся в двустороннем порядке в отношении пошлин на товары, по которым одна страна является главным поставщиком этого товара в другую страну. При этом согласованные в двустороннем порядке таможенные уступки в силу принципа наиболее благоприятствуемой нации распространяются автоматически на все остальные страны-участницы ГАТТ/ВТО. Таможенные уступки предоставляются в двух основных формах: снижение ставок таможенного тарифа и закрепление действующих ставок с обязательством не повышать их. Переговоры о таможенных уступках проводятся на специально организуемых один раз в несколько лет тарифных конференциях;

· разрешение торговых споров проведением консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия – рассмотрением споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ/ВТО.

Высшим органом ГАТТ являются сессии, а исполнительным – совет представителей. Рабочими органами служат постоянно действующий секретариат, рабочие группы, постоянные комитеты. Среди них Комитет по антидемпинговой практике, Комитет по торговле и развитию. Штаб-квартира ГАТТ находится в Женеве.

Основной формой работы ГАТТ являются многосторонние торговые переговоры. Они длятся не один год и носят названия « раундов». За всю историю деятельности ГАТТ было проведено несколько таких «раундов». Важнейшие из них «Кеннеди-раунд» (1964-1967 гг.) и «Токио-раунд» (1973-1979 гг.).

В ходе так называемого «токийского» раунда сфера регулирования ГАТТ была расширена и уточнена в результате заключения отдельных соглашений, регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров в торговле, лицензирования импорта, введения антидемпинго­вых и компенсационных пошлин и др. Результатами проведения «Токио-раунда» явилось значительное снижение таможенных тарифов (с 25-30 до 5 % в среднем) и подписание ряда соглашений (по лицензированию импорта, режима размещения правительственных заказов и др.).

Принципиально новым явлением в деятельности ГАТТ/ВТО стал новый тур многосторонних торговых переговоров, известный под названием «Уругвайский раунд», начавшийся в 1986 г. и завершенный в 1994 г. Его программа включала вопросы дальнейшего снижения таможенных пошлин, выработки новых норм и правил по использованию защитных мер в торговле услугами (банковское дело, страхование, туризм, телекоммуникации), торговые аспекты интеллектуальной собственности и иностранных инвестиций. Был большой перечень старых накопившихся проблем, требовавших своего решения: мировая торговля продукцией сельского хозяйства и текстильными товарами, условия и правила введения защитных мер в случае резкого увеличения импорта, субсидий. Кроме того, был создан механизм укрепления взаимодействия ГАТТ, МВФ и Всемирного банка.

В связи с переходом к рыночным отношениям и развитием внешнеэкономических связей Россия с 1994 г. начала переговоры об условиях вступления в ГАТТ, представив Меморандум о внешнеторговом режиме. К Меморандуму приложены основные законы и другие нормативные документы, регулирующие сферу экономики, а также подробная статистика по всем разделам документа. Присоединение к ГАТТ/ВТО – это сложный, многоплановый процесс, так как Россия одной из последних входит в уже сложившуюся систему хозяйственных международных связей, что влечет за собой целый ряд негативных последствий. Дело в том, что начало переговоров России о вступлении в ГАТТ/ВТО совпало с завершением «уругвайского» раунда многосторонних торговых переговоров.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин