1. Федеральный закон РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма» от 07.08.2011 №115–ФЗ.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63–ФЗ (ред. от 21.07.2014)(с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014).
3. GSL Law
3. Использование оффшорных компаний при оказании услуг, выполнении работ.
Это схемы, при которых оффшорные компании выступают в роли подрядчиков на выполнение различного рода услуг: транспортных, юридических, маркетинговых, информационных, аудиторских, образовательных и т.п. В вышеназванном случае риск того, что данные услуги не будут оказаны, очень велик. При этом доказать факт их невыполнения весьма проблематично и затратно.
Использование экономическим агентом механизма работы с посредническими фирмами находит свое объективное объяснение только в таких случаях, которые обусловлены объективными причинами, например, когда приобретение товара напрямую у производителя невозможно.
Что такое оффшоры: схемы работы, перечень оффшорных зон
Основная проблема, с которой сталкиваются таможенные органы при оформлении товара, приобретенного экономическим агентом у фирм-посредников, заключается в отсутствии достоверной информации о грузах и документах на них. Проявляется это в том, что один и тот же товар является одновременно объектом сделки по двум не связанным друг с другом контрактам, то есть оффшорная компания, приобретая товар у его непосредственного производителя, в то же время является его продавцом. Таким образом, один и тот же товар в стране экспорта оформляется по одному внешнеэкономическому договору и коммерческим документам, а в стране импорта – по другому внешнеэкономическому договору и коммерческим документам.
При обмене информацией с таможенными службами других государств возникает несоответствие данных, которыми располагает Государственный таможенный комитет, с данными о том же товаре у таможенных органов иных стран. Орган государственной власти не может допустить подобные факты. В сложившейся ситуации таможенная служба занимает позицию выработки приемлемых как для деловых кругов, так и для государства, путей решения вопросов, возникающих в процессе осуществления экономическими агентами внешнеэкономической деятельности с компаниями-посредниками.
В качестве возможного разрешения существующей проблемы предлагает участникам рассмотреть вариант заключения трёхсторонних договоров (экономический агент – компания-посредник – производитель товаров). В рамках таких контрактов будет осуществляться как поставка товара от продавца – производителя товара покупателю – экономическому агенту, так и все расчеты компании-посредника с продавцом – производителем товара и покупателем – экономическим агентом с компанией-посредником.
4. Использование оффшорной компании, оказывающей услуги (консалтинг, маркетинг и др.)
Налог на прибыль в любой стране исчисляется с разницы между валовой выручкой и суммой расходов, которую разрешается вычесть из этой валовой выручки. Несложно выделить два метода снижения налога на прибыль: или за счет уменьшения валовой выручки, или за счет увеличения расходов.
Что такое «Оффшор»?
Заключается фиктивный контракт с оффшорной фирмой, например, на маркетинговые исследования международного рынка, на существенную сумму. Разумеется, что оффшорная компания, оказывающая услуги, принадлежит заказчику.
Одновременно убиваются два «криминальных зайца»: снижается налогооблагаемая прибыль в России, иностранная валюта оседает в оффшорном банке.
На наш взгляд, минимальный комплекс мер противодействия с преступлениями, осуществляемых с использованием оффшорных зон, который должен быть установлен в российском законодательстве уже сегодня:
1) раскрытие информации о конечных бенефициарах в каждой сделке с использованием оффшорных контрагентов;
2) разработка норм и принципов о деловой цели, доктрины сделок по шагам, недопустимости злоупотребления правом и совершения сделок исключительно для минимизации налогов;
3) ограничение объема сделок с организациями, зарегистрированными в оффшорных зонах, в принудительном порядке (например, не более 20 % общего объема реализации);
4) составление «черных списков» оффшорных фирм;
5) установление правил недостаточной капитализации для банков, инвестиционных фондов и страховых компаний;
6) создание детальных правил о трансфертном ценообразовании.
Таким образом, на наш взгляд одной из эффективной меры борьбы с противоправными способами использования оффшорных компаний является создание условий, при которых само их создание и использование не являлось бы настолько выгодным, как сейчас. Например, ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами.
Другим направлением борьбы с противоправными способами использования оффшорных компаний может быть развитие и создание оффшорной зоны внутри страны, которые способствовали бы не выводу капитала из страны, а, наоборот, его приток.
К примеру, к 2016 году Калининград прекращает свое действие особой экономической зоны, почему бы не перевести Калининград в оффшорную зону, предоставляя те же минимальные налоги, шаг за шагом выравнивая налоговые ставки внутри Таможенного союза и единого экономического пространства.
Или же можно было бы создать оффшорную банковскую зону. Учитывая то, что деятельность иностранных банков в России сейчас ограничивается, можно было бы выделить специальные территории, на которых эта деятельность при определенных условиях поощрялась бы. Это, например, может касаться тех регионов, где предполагается активная деятельность иностранных инвесторов, так как известно, что иностранные компании предпочитают работать с банками, которые они хорошо знают.
Местом создания такой оффшорной банковской зоны мог бы стать Сахалин. Тогда те иностранные нефтяные компании, которые будут осваивать нефтяные и газовые месторождения на его шельфе, смогли бы прибегнуть к услугам своих банков. Деятельность иностранных банков на Сахалине, даже если бы они платили налоги по льготным ставкам, не только принесла бы острову дополнительные доходы, но и способствовала бы притоку новых иностранных инвестиций.
Так же сегодня важно подумать о создании региональных финансовых центров с благоприятными налоговыми и финансовыми режимами с точки зрения раскрытия информации о конечных бенефициарах тех или иных счетов или активов, а также полного соответствия международным требованиям «антиотмывочного» законодательства. Эти центры также должны быть совместимы с другими прелестями жизни, то есть не только приятны, но и полезны для физического пребывания там обладателей счетов.
Почему бы не рассмотреть Сочи. На наш взгляд, Сочи – как раз из разряда таких территорий. Можно, скажем, использовать Олимпийскую деревню как анклавную зону, где размещается и финансовый центр, и другие объекты. Безусловно, Сочи хорош тем, что имеет всю инфраструктуру.
Тем более многие частные компании подарили государству свое олимпийское имущество, так как льготы по имуществу закончились, заполняемость объектов после Олимпиады минимальная. Но и государству эти подарки обременительно будет содержать.
Идеология нескольких финансовых центров не лишена целесообразности. Калининград – Сахалин – Сочи. И нужно, чтобы они предъявили свои предложения на создание универсальных центров, где и шопинг, и игорный бизнес, и конгресс-центры, и финансовая зона. Нужны нестандартные конструкции по формированию финансовых центров с элементами налоговой гавани.
Безусловно, Минфин относится к такого рода схемам как к дырке в бюджете, куда сразу же начнет что-то утекать. Конечно, выстроить механизм так, чтобы деньги, напротив, притекали, – сложная задача. Но почему бы не попробовать?!
Источник: eduherald.ru
Современный рынок оффшорных услуг, основные черты
Оффшорная компания характеризуется особым организационно-юридическим статусом предприятия, который обеспечивает ей максимальное снижение налоговых потерь (в большинстве случаев — до нуля). С юридической точки зрения оффшорная компания принципиально ничем не отличается от других компаний и предприятий. Она является полноправным субъектом хозяйственных правоотношений и может осуществлять сделки наравне с другими юридическими лицами.
Главные особенности оффшорной компании связаны с ее нерезидентным статусом. Такой статус обычно связан с требованием проведения деловых операций за пределами юрисдикции, где данная оффшорная компания официально зарегистрирована. Только в этом случае она освобождается от всех или от большинства налогов на территории материнской юрисдикции. Иными словами, оффшорная компания в большинстве случаев не может быть резидентом своей официальной юрисдикции. Для функционирования оффшорной фирмы достаточно наличия формальных атрибутов компании — владельцев, директоров (обычно требуется не менее двух директоров), устава, банковского счета, комплекта регистрационных документов.
Законодательство многих стран Европы содержит нормы, позволяющие совершать деловые операции оффшорного типа. При чем некоторые из них допускают отступления от «классических» оффшорных принципов. В частности, в ряде юрисдикций освобожденным от налогов компаниям разрешается иметь реально функционирующий офис. Например, в такой респектабельной стране, как Швейцария, определенному типу фирм в некоторых кантонах разрешается проводить оффшорные операции, даже если они имеют здесь офис и персонал (налоговые потери при этом не устраняются полностью, но многократно снижаются).
Методы и технологии оффшорного бизнеса становятся все более разнообразными. В оффшорных схемах в настоящее время задействованы не только предприятия корпоративного типа, но и другие организационно-правовые формы бизнеса. Так, во многих оффшорных юрисдикциях (а также в США) для создания структур оффшорного типа была адаптирована форма предпринимательского партнерства. В оффшорном бизнесе все чаще встречаются компании с ограниченной ответственностью (LLC), компании, ограниченные по гарантии, а также некоторые комбинированные формы.
Специализированные оффшорные территории — «налоговые гавани» — стремятся предоставить оффшорным инвесторам новые возможности и льготы. В этой сфере ощущается довольно острая конкуренция за привлечение капитала.
В ряде стран существует и «антиоффшорное» законодательство. Однако с уверенностью можно сказать, что в сложной системе современного международного бизнеса для оффшорных фирм остается обширное поле деятельности. Оффшорный бизнес развивается крайне динамично. В нем все время появляются новые деловые возможности и сферы применения капитала. Они должны постоянно находиться в центре внимания российских предпринимателей.
Расширение спектра оффшорных услуг в России в полной мере соответствует мировым тенденциям развития этого сектора. В настоящее время оффшорный бизнес активно осваивает операции инвестиционного и эмиссионного характера. Акции и облигации, выпущенные в оффшорных финансовых центрах, все шире допускаются на различные финансовые рынки мира. В оффшорных зонах присутствуют практически все виды субъектов финансового рынка и рынка капиталов. Однако, прежде всего, целесообразно рассмотреть некоторые базовые возможности оффшорных фирм.
Смысл оффшорного бизнеса заключается в том, что за рубежом появляется новый, «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений, который полностью находится под контролем российского предпринимателя. Оффшорная компания внешне может выглядеть как независимый зарубежный партнер российской фирмы. На этом построены наиболее распространенные способы налогового планирования с использованием оффшорных фирм. Несмотря на кажущуюся простоту, все детали такого рода схем требуют тщательной проработки. Ведь правила налогового и валютного контроля постоянно меняются.
Существует широкий спектр оффшорных операций, обслуживающих самые разнообразные потребности физических и юридических лиц. В их число входит использование для расчетов в России и за рубежом корпоративных дебетовых и кредитных карточек, открытых на имя оффшорной компании. Через оффшорные фирмы можно получить доступ к кредитным ресурсам иностранных банков, к международному рынку депозитов и услугам по управлению капиталом и инвестициями. У владельца оффшорной фирмы появляется широкий выбор финансовых посредников и схем работы.
Оффшорная фирма — это одновременно и средство управления риском. Разместив через оффшорную фирму средства в первоклассных зарубежных банках, вы можете обезопасить себя от политических и экономических потрясений и других рисков.
Финансовый сервис, инвестиции, валютный дилинг, оптимальная маршрутизация доходов с учетом особенностей международной сети налоговых соглашений, владение и распоряжение зарубежным имуществом, трансфертные операции и обеспечение внутрифирменного перераспределения активов, построение организационно-правового каркаса компаний холдингового типа — таков далеко не полный список операций, требующий использования оффшорных и других «льготных» зарубежных компаний.
В отечественном бизнесе накоплен определенный позитивный опыт использования оффшорных компаний для международных инвестиций. Филиалы и дочерние структуры мирового класса созданы в составе крупнейших отечественных финансово-промышленных групп и корпораций. В своей повседневной деятельности последние используют большое количество оффшорных фирм.
Базовые схемы налогового планирования уже хорошо известны отечественным предпринимателям. Каковы перспективы оффшорного бизнеса в России? Прежде всего, следует ожидать расширения спектра оффшорных услуг. Усилится тенденция к специализации российских компаний-инкорпораторов.
Возрастут продажи специализированных компаний, ориентированных на определенные заранее формы хозяйственных операций. Уже сейчас ощущается рост интереса к комплексным вариантам услуг, когда клиенту предоставляется не просто некоторый «инструмент», а целевая оффшорная схема. Помимо обычных способов обслуживания физических и юридических лиц возрастет значение использования оффшоров для разнообразных хозяйственных операций и инвестиционных проектов.
Оффшорные схемы будут опираться не только на договоры купли-продажи, но и на лизинговые, комиссионные, трастовые, страховые и другие договорно-правовые формы осуществления сложных коммерческих сделок.
Широкий круг новых возможностей, связанных с использованием зарубежных оффшорных компаний, открывается в связи с отработкой механизмов текущего и долгосрочного финансирования российских проектов из-за рубежа. Любые льготы для зарубежных инвесторов коснутся, прежде всего, иностранных фирм «российского» происхождения.
Инвестиционные капиталы и финансовые ресурсы будут переправляться в Россию по оптимальным маршрутам. Иными словами, финансовая база бизнеса и его формальный юридический адрес могут быть размещены за рубежом, а капиталовложения будут осуществляться в России. На эти возможности особое внимание следует обратить представителям строительного бизнеса. Мировая практика свидетельствует, что в схемах этого типа обычно широко используются специализированные компании, расположенные в зонах налоговых льгот.
Перспективным направлением оффшорного бизнеса является разработка схем деятельности на мировых рынках ценных бумаг. Появление оффшорных взаимных фондов и инвестиционных компаний различных типов стало одним из наиболее характерных элементов «инвестиционного бума», который отмечается во всех основных оффшорных юрисдикциях с начала 90-х годов. Данное направление актуально, в первую очередь, для банков и других предприятий финансового сектора.
Наконец, увеличится роль оффшорных схем в формировании транснациональных хозяйственных систем, когда оффшорные и различные «льготные» фирмы будут встраиваться в систему внешних филиалов российского предприятия. Ведь во многих случаях разработка оффшорных схем является для них экономически обоснованным, а иногда и единственно возможным шагом. Представим себе, что производственные мощности находятся в одной стране, рынок сбыта — в другой, а финансовые ресурсы — в третьей. А ведь это вполне типично не только для зарубежных транснациональных корпораций, но и для многих российских фирм.
Как крупнейшие, так и многие средние российские компании имеют широкие зарубежные связи и внешние капиталовложения. Поскольку в российских городах появляется все большее число штаб-квартир отечественных финансово-промышленных групп, оффшорные схемы будут нацелены на преодоление иностранных налоговых барьеров. Однако качество оффшорных технологий для этого должно быть как минимум на порядок выше, чем то, которое достаточно для базовых оффшорных схем.
На сайте юридического центра «Взгляд» вы можете ознакомиться с последними новостями в области налогообложения и экономического законодательства оффшорных юрисдикций, стран ЕС, США, Великобритании и других государств. Информация обновляется каждый день.
Если вы имеете малое представление о часто изменяющемся законодательстве оффшорных юрисдикций, то рекомендуем вам зайти на наш сайт. На нашем сайте много внимания уделяется таким странам как США и Великобритания, а также ЕС и организациям типа ФАТФ или ОЭСР, так как именно они своими действиями налаживают огромный отпечаток на законотворчество небольших оффшорных юрисдикций. Также юридический центр «Взгляд» занимается регистрацией оффшорных анонимных конфиденциальных компаний в безналоговых зонах. Информация на сайте юридического центра «Взгляд» должна быть интересна специалистам по оптимизации налогообложения, юристам, экономистам, бухгалтерам и всем тем, кто хочет быть в курсе последних экономических новостей всего мира.
тел. 258-00-38
Источник: www.klerk.ru
5.9 Оффшорный бизнес в России и проблемы контроля над ним
Впервые российские бизнесмены получили возможность открывать оффшорные компании в 1991 году. 29 апреля 1991 года швейцарская компания Riggs Walmet Group объявила о том, что выходит на советский рынок с предложением по организации таких компаний.
Предлагалась не только помощь в создании безналоговых компаний «под ключ», но и поддержание их деятельности – внесение ежегодных взносов в бюджет страны базирования, обеспечение секретарских услуг по обработке нерегулярной почты, организация ежегодных собраний акционеров, составление балансов и т. п. По международным меркам стоимость услуг была достаточно высока: $4800 за регистрацию и по $1100 ежегодно за поддержку. За прошедший период в результате роста предложения подобного рода услуг и роста конкуренции цена оффшора упала до $500.
Оффшорные схемы основаны на использовании возможностей, предоставляемых заключенными соглашениями об исключении двойного налогообложения. В России получила значительное развитие практика использования оффшорных компаний для международных инвестиций. Филиалы и дочерние структуры созданы в составе крупнейших отечественных финансово-промышленных групп и корпораций.
В своей повседневной деятельности последние используют большое количество оффшорных фирм. Оффшорные схемы все чаще стали опираться не только на договоры купли-продажи, но и на лизинговые комиссионные, трастовые, страховые и другие договорно-правовые формы осуществления сложных коммерческих сделок. Зарубежные оффшорные компании используются в процессе текущего и долгосрочного финансирования российских проектов из-за рубежа. В схемах этого типа обычно широко используются специализированные компании, расположенные в зонах налоговых льгот. В последние годы российские банки и финансовые компании используют оффшорные схемы деятельности на мировых рынках ценных бумаг.
Увеличилась роль оффшорных схем в формировании транснациональных хозяйственных систем, когда оффшорные фирмы встраиваются в сеть внешних филиалов российских предприятий.
Оффшорные схемы часто нацелены на преодоление иностранных налоговых барьеров.
Существует комплекс факторов, стимулирующих развитие оффшорного бизнеса в России. К основным из них можно отнести: тяжесть налоговой нагрузки и неэффективность фискальной политики, неблагоприятный инвестиционный климат и мощные мотивы к экспорту капитала за рубеж, высокие инвестиционные риски и использование оффшорных схем для сокрытия факта владения инвестиционными объектами в России, криминализация экономики и использование оффшорных схем для отмывания доходов, полученных преступным путем.
Так, по мнению экспертов, в течение 90-х годов в Швейцарию были переведены из Восточной Европы и бывшего СССР миллиарды долларов. У швейцарцев нет однозначного мнения, можно ли считать все эти вклады преступными. Однако эти деньги попадают в категорию «подозрительных» и могут быть заблокированы.
В настоящее время основной оффшорной зоной для российских бизнесменов стал Кипр. По оценкам экспертов, из России ежемесячно переводится на этот остров и в другие страны порядка одного миллиарда долларов.
По имеющимся данным на Кипре действуют около двух тысяч российских компаний и дюжина банков. Статистика свидетельствует, что на счетах тех оффшорных банков, которые размещены на острове, числится около 950 миллионов долларов. По мнению кипрских банкиров, российские деньги оседают не только на Кипре, но и в других странах. В частности, в Великобритании, где они вкладываются в недвижимую собственность и в других странах.
В России созданы правовые основы контроля над оффшорным бизнесом. В соответствии с п. 10 ст. 1 и п. 2 ст. 5 Закона Российской федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» операции, связанные с приобретением зданий, сооружений, земли и иной находящейся на территории иностранных государств недвижимости или прав на указанную недвижимость (включая права пользования и распоряжения недвижимостью на сроки, проистекающие из договоров о купле-продаже так называемых «таймшеар»), регистрирацией компании в странах с льготным налогообложением, в том числе в оффшорных зонах, покупка акций и внесение взносов в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации, относятся к операциям, связанным с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России.
В целях ограничения вывоза капитала из страны Банком России установлен лицензионный порядок на совершение указанных операций. Такой же порядок определен Банком России на основании п. 2 ст. 5 указанного Закона и для открытия счетов в банках за пределами Российской Федерации российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними – за исключением открытия счетов на время пребывания за границей).
Таким образом, все вышеуказанные операции являются законными только при наличии у российского предприятия, учреждения, организации или гражданина соответствующего разрешения (лицензии) Банка России.
В соответствии с п. «г» ст. 13 «Закона» резиденты, осуществившие валютные операции, связанные с движением капитала, обязаны вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Естественно, не имея соответствующей лицензии Центрального банка России, составлять такую отчетность не имеет смысла, что ведет к еще одному нарушению российского валютного законодательства, и, как следствие, – нарушению налогового законодательства. Можно отметить еще одно нарушение, которое относится скорее к области таможенного права. Это ввоз акций иностранных предприятий в Россию без соблюдения существующих таможенных правил, то есть акции просто не декларируются при пересечении таможенной границы Российской Федерации и ввозятся контрабандным способом.
По российскому валютному законодательству сделки, заключенные с нарушениями действующего законодательства, являются недействительными (п. 4 ст. 2 «Закона»). Лица, совершившие такие сделки, несут административную, уголовную и иную ответственность. Наиболее часто применяются следующие санкции (п.
1 ст. 14 «Закона»):
взыскание в доход государства всего полученного по недействительным сделкам;
взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не но сделке, а в результате незаконных действий.
Эти санкции налагаются органами валютного контроля (Центральным банком России, Правительством России в лице Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации), которые имеют право на взыскание вышеуказанных сумм штрафов и иных санкций с юридических лиц – в бесспорном порядке, а с физических – в судебном.
Центральный банк России еще в 1994 г. выразят свое негативное отношение к регистрации россиянами компаний в зонах со льготным налогообложением в письме «О порядке осуществления операций, связанных с движением капитала», распространенном 25 октября 1994 г. пресслужбой Банка России.
На протяжении последних лет государство предпринимало также иные меры для ограничения использования оффшорных схем для нелегального вывоза капитала. В частности, Центральному Банку Кипра предлагалось консультироваться с ЦБ России при решении вопросов о выдаче российским фирмам лицензии или разрешения открыть счет. Подобное требование было отвергнуто ЦБ Кипра. С точки зрения кипрских банкиров, такая практика, будь она введена, серьезно подорвала бы конкурентоспособность Кипра в привлечении финансового бизнеса.
С конца 90-х годов Центральный Банк РФ ужесточает контроль за деятельностью оффшорных структур на территории России. Основная цель предпринимаемых действий – ограничить возможности нелегального вывоза капитала из России. Оффшорные схемы играют в этом процессе важную, если не определяющую роль.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 12 февраля 1999 года № 500-У установлен список признаков, согласно которым валютная операция должна относиться к разряду подозрительных. К ним относятся, в частности, следующие:
проценты по кредитному договору в размере более 20% годовых;
возврат аванса нерезидентом;
перевод денег в адрес нерезидента, не являющегося стороной по договору, и др.;
экспорт или платежи по импорту в пользу нерезидентов, зарегистрированных в одной из оффшорных зон, согласно приложенному к указанию «черному списку» государств и территорий, где расположены оффшорные зоны.
Информация о подобных операциях должна передаваться в ЦБ. Указание предусматривает pяд карательных мер в отношении банков, не выполняющих свои обязанности в части формирования ЦБ о сомнительных сделках своих клиентов (ограничения на валютные операции банка, а при неоднократных нарушениях – отзыв лицензии). Санкции против клиентов, имеющих отношения с оффшорными компаниями, не предусмотрены. Поставляемая банками информация может быть использована правоохранительными органами.
Указание ЦБР от 13.07.99 № 606-У предлагает кредитным организациям РФ формировать резервы под операции с резидентами оффшорных зон. Этот документ существенно затрудняет деятельность банков по снижению своих налоговых платежей за счет использования оффшорных схем. Например, раньше банк мог переводить деньги на свои оффшор в виде безвозвратных кредитов, приобретения его векселей etc. Указание № 606-У предусматривает создание банком значительных резервов под подобные операции, что практически лишает смысла данную схему.
В соответствии с Указанием ЦБР от 26.08.99 № 634-У, резко ограничена возможность российских банков устанавливать корреспондентские отношения с оффшорными банками. А открывать для оффшорных банков корсчета в рублях теперь вообще запрещено. Это полностью уничтожает целую индустрию конвертации рублевых средств и перевода их за рубеж. Действие этого указания не распространяется, однако, на установление корреспондентских отношений с оффшорными банками, которые зарегистрированы официально, то есть по лицензии ЦБ, а также с центральными банками соответствующих оффшорных юрисдикции.
Подобный подход к регулированию оффшорных операций отличается от принятого в других странах. Так, в Европе участие оффшорных центров в транзакциях на рынке капитала стало общепринятым образом ведения дел. А страны, имеющие законодательство по валютному контролю, и которые обеспокоены утечкой капитала, накладывают ограничения на транзакции со всеми нерезидентами, а не с резидентами из конкретных стран.
Результатом появления перечисленных нормативных документов стало резкое падение спроса на регистрацию компаний в оффшорных зонах, включенных в «черный список». Однако добиться радикального изменения ситуации в этой сфере посредством указанных ограничений будет достаточно сложно.
Практика показала, что начинают активно использоваться ряд малоизвестных оффшорных зон, не попавших в список ЦБ РФ. Перспективной зоной считают, например, Черногорию. Другой тенденцией оффшорного бизнеса является использование «составных» схем с участием как оффшорных, так и неоффшорных компаний.
Например, российская фирма может иметь договор с компанией из вполне респектабельной страны, но на самом деле последняя – лишь промежуточное звено, а конечным получателем средств является оффшорная фирма. Скажем, английская компания может выступать в качестве агента компании с Британских Виргинских островов.
Английская фирма работает на скромных комиссионных (с которых она и платит английские налоги), а основная прибыль сосредоточивается у оффшорной компании. По мнению экспертов, использование сложных схем – это вполне объективная тенденция развития оффшорных схем. Для нормальной работы меньше трех-четырех компаний не используется.
Используются Германия, Англия в связках с классическими оффшорными компаниями и российскими фирмами с тем, чтобы иметь комфортные условия для работы и в России, и в Европе, чтобы иметь солидные реквизиты, счета нормальных европейских банков и не попадать даже под тень подозрения, что это оффшорная компания. Эта схема рассчитана на длительную серьезную работу. Причем движение капитала просчитывается так, чтобы не платить высокие налоги уже в Англии или Германии, чтобы движение средств проходило с минимальными потерями. Естественно, такие схемы довольно дороги: за работающую цепочку компаний придется заплатить десять-двадцать тысяч долларов. Это схемы для серьезных, крупных и богатых структур.
Значительное распространение в последнее время получили и схемы, использующие существующие международные договоры об исключении двойного налогообложения. Например, в соответствии с кипрско-британским договором и с дополнительными разъяснениями британской стороны при выполнении определенных условий компания, зарегистрированная в Великобритании, может оказаться налоговым резидентом Кипра и платить налог по кипрской оффшорной ставке 4,25 процента. Таким образом, внешне вполне благопристойная английская фирма по сути является кипрским оффшором. Основное условие, которое требуется выполнить, – это нахождение реального центра управления компанией на Кипре, для чего нужно, среди прочего, назначить ее директорами киприотов.
Известна также конструкция под названием «голландский бутерброд», состоящая из нидерландского холдинга и владеющей его акциями компании с Нидерландских Антильских островов. Эта схема используется для минимизации налогов у источника при получении дивидендов от компаний из стран, связанных с Нидерландами соглашениями об исключении двойного налогообложения. При выплате дивидендов в Нидерланды налоги у источника малы в силу такого соглашения, при выплате на Антилы они малы в силу налогового договора между Нидерландами и Нидерландскими Антильскими островами. К тому же нидерландский холдинг освобожден от налога на доходы в виде дивидендов (при соблюдении ряда условий), а антильская компания платит налог на такой доход по низкой ставке. В результате суммарная ставка налогов, выплачиваемых в Нидерландах и на Антилах, составляет всего 10,2 процента».
Вводимые в России и других странах ограничения не смогут искоренить оффшорный бизнес. Будут появляться новые оффшорные зоны и новые схемы работы. Однако ужесточение ограничений к регистраторам оффшорных фирм или открытием для нее банковского счета потребует более высокой квалификации специалистов, приведет к возрастанию риска и в конечном итоге вызовет возрастание цен на подобного рода услуги.
Источник: economics.studio