Для принятия эффективных управленческих решений собственникам и руководству предприятия часто требуется информация о стоимости бизнеса. Основные цели оценки бизнеса: – решение вопроса о купле-продаже бизнеса или его части; – оценка качества управления предприятием; – повышение эффективности управления предприятием; – определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке; – обоснование инвестиционных проектов развития предприятия; – реструктуризация предприятия; – разработка плана развития предприятия; – оценка кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании.
При определении стоимости бизнеса оценщик анализирует влияющие на нее различные микро- и макроэкономические факторы. Макроэкономические показатели характеризуют инвестиционный климат в стране, содержат информацию о том, повлияет ли и как именно на деятельность предприятия изменение макроэкономической ситуации.
Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, возникающий из внешних событий, и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики. Стоимость предприятия, действующего в условиях высокого риска, ниже, чем стоимость аналогичного предприятия, функционирование которого связано с меньшим риском.
Принятие управленческих решений
Обычно более высокий доход характеризуется большей степенью риска. Основные факторы, влияющие на стоимость бизнеса: — ликвидность доли и (или) бизнеса (зависит от спроса); — полезность бизнеса для собственника: характеристики дохода (величина, время получения дохода) и риски, связанные с его получением; — нематериальные активы, имидж предприятия на рынке; — ограничения для рассматриваемого бизнеса; — размер оцениваемой доли бизнеса; — степень контроля, получаемая новым собственником; — перспективы развития оцениваемого бизнеса; —финансовое положение предприятия (наличие собственных средств, оборачиваемость капитала и др.); — затраты на создание аналогичных предприятий; — степень конкурентной борьбы в данной отрасли; — диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг); — качество выпускаемой предприятием продукции; — технология и затраты производства; — степень изношенности оборудования; — ценовая политика; — взаимоотношения с потребителями и поставщиками; — уровень управления; — кадровый состав предприятия.
Результаты оценки стоимости сказываются практически на всех показателях деятельности предприятия. Для достижения успеха в деятельности любой компании менеджеру при принятии каждого серьезного управленческого решения надо просчитать, повысит ли его реализация стоимость компании. Обычно для повышения качества управления анализируются отдельные структурные подразделения, процессы, виды продукции, направления деятельности, в то время как необходимо исследовать всю структуру в целом с учетом внешних и внутренних взаимосвязей. Применение технологии оценки бизнеса позволяет видеть, как повлияют на стоимость предприятия те или иные решения менеджмента.
13.11.2019 378.97 Кб 0 Политическая власть Посл.Вариант.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
РОЛЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
В статье рассматриваются вопросы необходимости проведения процедуры оценки в процессе принятия управленческих решений . Приводятся теоретические основы стоимостного подхода к управлению организацией и основные понятия процедуры оценки .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанова И.М.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕТНЫМ ПРОЦЕССОМ В КРУПНОМ ТРАНСПОРТНОМ ХОЛДИНГЕ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ
Использование понятийного аппарата стоимостной оценки бизнеса в современном законодательстве: проблемы и пути их решения
Оценка стоимости компании: эмпирические и теоретические аспекты
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»
Вестник магистратуры. 2018. № 9-2(84)
РОЛЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В статье рассматриваются вопросы необходимости проведения процедуры оценки в процессе принятия управленческих решений. Приводятся теоретические основы стоимостного подхода к управлению организацией и основные понятия процедуры оценки.
Ключевые понятия: оценка, управленческое решение, стратегическое управление, стоимостной подход, стоимость бизнеса.
Эффективность деятельности любой организации напрямую зависит от качества работы ее управленческого аппарата и напрямую связана с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений. Необходимость в грамотном выборе управленческого решения из множества альтернатив, определяется тем, что именно от решений, принимаемых руководством, зависит устойчивость развития, успешность и конкурентоспособность бизнеса в быстро развивающемся мире.
Управленческое решение — это директивный выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуации и содержит программу достижения цели [2].
В настоящее время всю большую важность в системе управления приобретает стратегическое управление. Его актуальность объясняется возрастающей ролью высшего звена управления, усложнением управленческих проблем в условиях ужесточения конкуренции, нестабильностью внешней среды, возрастанием роли задач, обусловленных как внешними, так и внутренними изменениями.
Стратегическое управление — это система целенаправленных действий организации, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности организации над уровнем результативности конкурентов. Максимизация стоимости бизнеса является одной из глобальных целей организации, достижение которой сможет обеспечить ей долгосрочное и успешное существование в условиях конкурентной среды.
Стоимостной подход к управлению считается одним из самых актуальных тезисов настоящего времени. Главный его смысл состоит в обосновании положения о том, что наиболее эффективное функционирование бизнеса достигается в результате применения к его управлению стоимостного подхода [3]. Следование концепции управления стоимостью предполагает, что все управленческие решения должны быть направлены на рост рыночной стоимости бизнеса.
Внедрение стоимостного подхода предполагает: установление количественных целевых индикаторов и установок, осуществление постоянного и оперативного контроля над активами организации, создание системы оценки управленческого аппарата с целью определения эффективности его работы, систематический анализ и оценку стоимости бизнеса и отдельных его активов, определение факторов создания стоимости.
Из этого следует, что оценка является необходимой и очень важной процедурой на всех этапах принятия управленческого решения.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности» № 135-Ф3 от 29.07.1998 (ред. от 03.08.2018) дает следующее определение оценочной деятельности — это «профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости» [1].
В качестве конечного результата проведения процедуры оценки выступает конкретный вид стоимости, который определяется целями оценки и зависит от целей лиц, заинтересованных в проведении оценочной деятельности.
Оценку стоимости бизнеса, как правило, проводят со следующими целями: 1 для определения стоимости при осуществлении сделки купли-продажи; 2 определения кредитоспособности организации и стоимости залога при кредитовании; 3 страхования бизнеса, в ходе которого появляется потребность в определении стоимости на случай потерь; 4. налогообложения; 5. при реструктуризации организации (в случаях слияния, поглощения, ликвидации или выделения отдельного субъекта бизнеса из состава холдинга); 6. при принятии решения об осуществлении инвестиционного проекта развития бизнеса, обосновании управленческих решений и разработки грамотного плана развития бизнеса.
Вестник магистратуры. 2018. № 9-2(84)
Изменение стоимости бизнеса является важным индикатором, отражающим эффективность его деятельности за определенный период. Он включает в себя практически всю информацию, связанную с функционированием организации.
Несмотря на то, что проведение процедуры оценки представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс, есть смысл рассчитывать ее регулярно и оценивать в динамике. Такой подход к оценке позволит замотивировать управленческий аппарат организации ориентироваться на стоимостной подход в управлении и осуществлять постоянный поиск новых путей развития бизнеса.
Оценка стоимости организации представляет собой целенаправленный и упорядоченный процесс, в результат которого определяется денежное выражение ее стоимости с учетом будущих (потенциальных) и настоящих (реальных) доходов, приносимых ей в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Из этого следует, что при оценке учитываются не только фактические затраты на создание или приобретение объекта оценки, но и обязательно учитывается совокупность рыночных факторов.
Укрупненно их можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относят условия, которые не могут контролироваться организацией, но обязательно учитываются при принятии управленческого решения. Они отражают характеристику страны, региона, отрасли, в которой действует бизнес. К внутренним условиям относят те факторы, на которые организация в силах повлиять и может управлять ими. Информация о внутренней среде необходима управленческому аппарату для определения возможностей и перспектив развития бизнеса, она отражает потенциал, на который организация может рассчитывать в конкурентной борьбе при достижении поставленной цели.
Традиционно выделяют три подхода к оценке:
1 доходный — предполагает применение методов оценки, основанных на определении будущего дохода, ожидаемого от оцениваемого объекта;
2 затратный — предполагает применение методов, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа;
3 сравнительный — основан на применении совокупности методов, предполагающих сравнение объекта оценка с аналогичными объектами.
Каждый из перечисленных выше подходов подразумевает использование своих методов и используется в определенных условиях.
Все подходы к оценке являются взаимодополняющими, так как показывают формирование стоимости с разных сторон. Применение в процессе оценки всех трех подходов позволит выявить наиболее точную и реальную стоимость объекта оценки.
Необходимость в проведении оценки стоимости возрастает, так как в условиях современного рынка невозможно осуществлять грамотное руководство бизнесом без знания его реальной стоимости. Именно поэтому результат оценки стоимости бизнеса считается одним из универсальных показателей, отражающим эффективность принимаемых управленческих решений [4].
1. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3 (ред. от 01.09.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
2. Асаул А.Н., Грахов В.П., Коваль О.С., Рыбнов Е.И. Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве (монография) // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-2. С. 276-277
3. Романенко О.А. Особенности управления компанией на основе концепции стоимости: сравнительная характеристика базовых моделей // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. №4 (58)
4. Сафина А.Д. Подходы и методы оценки стоимости бизнеса в современных условиях//Экономика и социум. 2017. №4 (35)
КУРБАНОВА ИРИНА МАВЛУДОВНА — магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Россия.
Источник: cyberleninka.ru