Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапина Е.Н., Светличная Е.Ю.
В статье представлен анализ применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства . Проанализированы возможности совершенствования налогообложения малого предпринимательства в РФ.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лапина Е.Н., Светличная Е.Ю.
Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы
Влияние учета и налогообложения на развитие малого бизнеса
Малый бизнес: применение специальных налоговых режимов
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий
i Не можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА»
Лапина Е.Н., к. э. н.
Урок 25. Специальные налоговые режимы
кафедра финансового менеджмента и банковского дела
Светличная Е.Ю. студент 3го курса
Ставропольский государственный аграрный университет
Россия, г. Ставрополь СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация: В статье представлен анализ применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства. Проанализированы возможности совершенствования налогообложения малого предпринимательства в РФ .
Ключевые слова: специальные налоговые режимы, субъекты малого предпринимательства, упрощенная система налогообложения, единый налог, вмененный доход, отдельные виды деятельности, патентное налогообложение.
Социально-экономическая роль малого предпринимательства значительна по целому ряду причин. Во-первых, это занятость населения, во-вторых, это гибкость производства, без чего немыслимо внедрение передовых технологий.
В современной России до 30% активного населения занято именно на малых и средних предприятиях.
Особенности деятельности предприятий малого бизнеса предопределяют необходимость формирования соответствующих нормативно-правовых документов, которые бы не только регулировали деятельность таких субъектов, но и предполагали меры государственной поддержки его развития, возможные стимулирующие режимы налогообложения.
Следовательно, деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от государственной политики в области поддержки развития этого вида предпринимательства.
Государственная поддержка субъектов малого бизнеса осуществляется на федеральном уровне, региональном и местном. На любом уровне основе этих мер лежат, во-первых, соответствующий закон (федеральный, региональный, местный), который устанавливает нормативно-правовую базу создания, функционирования и развития малых предприятий, во-вторых, соответствующая программа поддержки малого бизнеса.
Не вправе применять Специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса
Таким образом, сегодня в России малые предприятия могут работать по нескольким системам налогообложения, а именно:
1. Общепринятая система налогообложения (ОСН), при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели уплачивают федеральные, региональные, местные налоги, установленныезаконодательством.
2. Упрощенная система налогообложения (УСНО) для субъектов малого предпринимательства. Субъекты, применяющие УСНО, уплачивают единый налог вместо совокупности налогов. Право выбора системы налогообложения предоставлено плательщикам на добровольной основе. Порядок перехода на УСНО уведомительный.
3. Налогообложение единым налогом на вмененный доход (ЕНВД) -режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) фиксированная базовая доходность, исходя из которой, рассчитывается вмененный доход и налог на него.
4.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — ЕСХН.
5. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции СНСРП.
6. И, наконец, новая, введенная с 1 01.2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ патентная система налогообложения — ПСН, (Глава 26.5 НК РФ). [1]
Причем, для налогоплательщиков — юридических лиц возможно применение 1, 2, 3, 4, и 5-го режимов, а на физических лиц -индивидуальных предпринимателей распространяются 1, 2, 3, 4, и 6 режимы.
Специальные налоговые режимы являются особенностью налоговой системы России, которые представляют собой особый установленный Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. [3] Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого и среднего предпринимательства. Они предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов при соблюдении определённых условий, а также особый порядок определения элементов налогообложения.
В мировой практике существуют два подхода в формировании специальных налоговых режимов. Первый поход заключается в упрощении порядка расчета и взимания налогов, предусмотренных общим режимом налогообложения. Второй подход предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов. Первый подход применяется на практике в ряде стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Второй подход в чистом виде не применяется в развитых странах, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками используются в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.
Если говорить о специфических особенностях специальных налоговых режимов, то можно отметить позитивные и негативные последствия их
К позитивным моментам применения специальных режимов как инструмента налогового регулирования можно отнести:
• возможность существенного снижения налоговой нагрузки на определенные сферы экономики;
• увеличение инвестиционной активности населения, а также малого и среднего бизнеса;
• отказ от использования схем уклонения от уплаты налогов по общей системе налогообложения, с целью минимизации выплачиваемых государству средств.
Вся совокупность специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ, должна строиться на общих базовых принципах, которые необходимо закрепить законодательно.
Представляется, что специальные налоговые режимы были введены в целях:
• поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развития данного сектора экономики;
• поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;
• привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей.
Тем самым установление специальных налоговых режимов служит в конечном итоге целям укрепления и дальнейшего развития экономики РФ и является реализацией регулирующей функции налога.
Предложения по совершенствованию налогового законодательства должны быть направлены в первую очередь на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков, смещение акцента в формировании налоговых доходов бюджетов с фискальных интересов на стимулирование роста производства, его структурную перестройку и активизацию предпринимательской деятельности.
Налоговые преференции малому бизнесу призваны в определенной степени устранить налоговую дискриминацию, которая проявляется в следующих основных направлениях.
Во-первых, относительные издержки, связанные с уплатой налогов, для малого бизнеса существенно выше, чем для крупного.
Во-вторых, при равных ставках налогообложения, при отсутствии каких-либо специальных льгот, налоговая нагрузка на малое предприятие будет больше, поскольку, как показывает практика, возможности использования разрешенных для налогового вычета расходов (например, амортизации, возможности списания основных средств в момент ввода в эксплуатацию) у малых предприятий меньше.
В части эволюции налогового законодательства в отношении малого бизнеса, можно сделать следующий вывод. Специфика малого бизнеса
(социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
3. Качур О.В. Налоги налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. — М.: КНОРУС, 2013. — 384 с.
Лапина Е.Н., к. э. н.
доцент Шумская В.Ю.
Ставропольский ГАУ Россия
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: УКЛОНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Аннотация: В данной статье рассмотрены налоговые преступления, как препятствие поступления налогов в бюджет, дано понятие налогам и налоговым преступлениям.
Ключевые слова: налог, налоговое преступление, страховые взносы, бюджет, уклонение от уплаты налога.
Развитие рыночных отношений привело не только к положительным и наиболее явным характеристикам экономики современной России, но также к отрицательным моментам, которые в первую очередь связанны с преступной деятельностью, в частности налоговой преступностью. Так, с ростом числа предприятий частной собственности возникли противоречия между государством и собственниками. Все это возникает по следующей причине: налоги являются главным источником доходной части бюджета, но постоянные расходы государства неуклонно ведут к повышению уровня налогообложения, в связи с чем возникают противоречия между налоговой политикой и предприятиями. Все это и приводит к возникновению взаимных неплатежей и снижению возможности предприятия уплачивать налоги. [3]
Как и любое другое преступление, преступление в сфере экономической деятельности определяется тем, что они препятствуют поступлению налогов в бюджет, а это неуклонно ведет к нарушению нормального функционирования экономики государства. Все это связанно с увеличением коррупции и проникновением в сферу налогообложения
Источник: cyberleninka.ru
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Плотникова О.В. 1
1 Кемеровский Государственный университет
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Важнейшим условием благоприятного развития малого и среднего бизнеса выступает устойчивая, гибкая и развивающаяся система налогообложения. Основная цель поддержки деятельности малого и среднего предпринимательства — насыщение рынка товарами, работами и услугами, повышение конкурентоспособности, введение в производство инновационных разработок, а также внедрение новых рабочих мест.
Для привлечения предпринимателей государство разрабатывает особые условия налогообложения малого и среднего бизнеса. В соответствии со статьей 18 Налогового Кодекса Российской Федерации специальные налоговые режимы трактуются как «особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов». Таким образом, в содержании данного понятия акцентируется внимание на возможность применения режимов налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков (представителей малого и среднего бизнеса).
Законодательством предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:
— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
— упрощенная система налогообложения (УСН);
— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
— патентная система налогообложения (ПСН) [3].
Поступления налогов от организаций и ИП, применяющих специальные налоговые режимы, в консолидированный бюджет РФ приведены в таблице 1 [1].
Таблица 1 — Динамика налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет РФ за 2014-2016 гг., млн. руб.
Показатели
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Налог, взимаемый в связи с применением УСН
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Единый сельскохозяйственный налог
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, налоговые поступления по УСН и ЕСХН имеют тенденцию к увеличению. За 2016 год доля налога, взимаемого в связи с применением УСН, увеличилась на 40,7%, а доля налога, взимаемого в связи с применением ЕСХН – на 53%. Примечательна структура поступлений по ЕНВД и ПСН. В 2016 году доля налога, взимаемого в связи с применением ЕНВД, снизилась на 7,5%, а доля налога, взимаемого в связи с применением ПСН, уменьшилась на 21,5%.
Несомненным лидером по количеству поступлений в бюджет является УСН. Она является достаточно «универсальной», поскольку не зависит от вида предпринимательской деятельности, ограничение размера дохода за год позволяет применять данный налоговый режим не только малому, но и среднему бизнесу, а также УСН могут применять как организации, так и ИП.
Рассмотрим преимущества и недостатки каждого вида специального налогового режима.
При применении специальных налоговых режимов субъекты малого и среднего бизнеса освобождаются от уплаты налогов, присущих общей системе налогообложения, а именно: предприниматели не уплачивают налог на добавленную стоимость, организации — налог на прибыль и налог на имущество организаций, индивидуальные предприниматели – налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц. В обязанность малого и среднего бизнеса входит уплата единого налога либо оплата патента в зависимости от вида специального налогового режима.
ЕСХН – специальный налоговый режим, разработанный для производителей сельскохозяйственной продукции. Основным условием применения режима является доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, которая должна составлять в общем доходе бизнеса не менее 70%. Если в конце года указанная доля уменьшается, то налогоплательщик лишается права на применение льготного режима налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения [4].
Необходимость введения данного режима налогообложения обусловлена тем, что функционирование сельского хозяйства невозможно без государственной поддержки. Общий режим налогообложения несет за собой большое налоговое обременение для представителей малого и среднего бизнеса. Поэтому внедрение ЕСХН, в первую очередь, связано с упрощением системы налогообложения и стимулированием экономического роста для сельскохозяйственных организаций.
Однако данный режим налогообложения имеет недостаток. Организации, перешедшие на ЕСХН, не могут предъявлять НДС к вычету из бюджета, поскольку не являются плательщиками данного налога. Но большинство производителей сельскохозяйственной продукции применяют общую систему налогообложения. Поскольку НДС входит в цену продукции, организации, применяющие ЕСХН, автоматически уплачивают его поставщикам, но по законодательству РФ освобождаются от уплаты. В связи с этим, затраты организации увеличиваются [2, c. 172].
Необходимо отметить тот факт, что ЕСХН направлен только на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, поэтому его нельзя отнести в полной мере к методу поддержки деятельности всех субъектов малого и среднего предпринимательства.
Упрощенная система налогообложения введена в целях упрощения ведения налогового учета малым и средним бизнесом. По сравнению с общим режимом налогообложения при УСН:
— вместо ряда налогов уплачивается единый налог;
— появляется возможность планировать налоговую нагрузку предприятия ввиду выбора объекта налогообложения [5, c.84].
В соответствии со статьей 346.12 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики вправе перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы не превысили 112,5 млн. рублей.
Организации и ИП, применяющие данный режим налогообложения, не выставляют счета-фактуры покупателям и заказчикам. На первый взгляд, это является преимуществом, но не для всех налогоплательщиков. Проблема состоит в том, организации-плательщики НДС отказываются заключать сделки с компаниями, перешедшими на УСН, поскольку теряют возможность получения вычета по НДС. Поэтому налогоплательщики УСН теряют покупателей и заказчиков и увеличивая издержки организации.
В соответствии со статьей 346.14 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения при УСН признаются:
— доходы, уменьшенные на величину расходов.
При выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» у налогоплательщиков возникают некоторые сложности, поскольку расходы не всегда соотносятся с реальными затратами, когда как общая система налогообложения допускает включать в состав расходов практически все издержки предприятия, если они экономически обоснованы и направлены на получение дохода. Кроме того, перечень расходов по УСН постоянно изменяется. В связи с этим, предпринимателям необходимо отслеживать нововведения, чтобы не утратить право применения специального режима налогообложения.ЕНВД – специальный налоговый режим, рассчитанный на представителей малого бизнеса. Отличительной особенностью является то, что величина уплаченного налога зависит не от реально полученного дохода, а от физических показателей. В статье 346.26 Налогового Кодекса РФ приведен перечень видов деятельности, на основании которых налогоплательщиками может применяться ЕНВД.
Особенностью данного режима налогообложения является то, что объектом налогообложения является вмененный доход, а не реально полученный. При его расчете используются значение базовой доходности, число физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности. Однако стоит отметить, что размер базового дохода устанавливается в целом по стране, исключая возможность регионам самостоятельно устанавливать размер дохода исходя из специфических особенностей деятельности в отдельном субъекте. Кроме того, также как и при УСН, предприниматели на ЕНВД освобождаются от уплаты НДС, а значит, процесс работы с партнерами по бизнесу затруднен.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции представляет собой особый вид специального налогового режима, который используется в добывающей промышленности. Главной особенностью является отсутствие ввода определенного налога, а также применения его элементов.
Действие подобного режима выгодно для инвестора и государства. Инвестор имеет благоприятные условия для вложения средств в поиск, разведку и добычу полезных ископаемых, а государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. В связи с этим, применение данного режима представляется невозможным для субъектов малого и среднего бизнеса.
Патентная система налогообложения предназначена для обеспечения льготного режима налогообложения только для индивидуальных предпринимателей. Данный налоговый режим предусматривает приобретение патента, который дает право на ведение определенной предпринимательской деятельности. Период, на который оформляется патент, налогоплательщик определяет самостоятельно, однако он не может быть менее одного месяца и превышать один год [4].
Преимуществом данной системы налогообложения является отсутствие налоговой отчетности в виде декларации, что упрощает процедуру взаимодействия с налоговыми органами. Однако стоит отметить, что организации ПСН применять не могут. Кроме того, недостатком данного режима является невозможность уменьшения стоимости патента за счет выплаченных страховых взносов.
Таким образом, для субъектов малого и среднего бизнеса законодательством РФ предусмотрены особые условия функционирования в экономике страны. Следует сделать вывод, что система налогообложения для малого и среднего предпринимательства требует существенных доработок. Поскольку данный вид бизнеса считается самым неустойчивым к внезапным рыночным изменениям, необходимо путем введения новых и совершенствования уже существующих налоговых режимов осуществлять поддержку в развитии малого и среднего предпринимательства в России.
1. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]// Сайт Федеральной налоговой службы РФ [Офиц. сайт]. URL: https://www.nalog.ru/rn42/related_activities/statistics_and_analytics/forms/#t1 (дата обращения: 16.01.2018).
2. Елина, И. А. Проблемы налогообложения малого бизнеса [Текст] / И.А. Елина // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 170-173.
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 15.01.2018)
4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 15.01.2018)
5. Николаева, М.В. УСН как инструмент развития малого бизнеса [Текст] / М. В. Николаева // International Scientific Journal Theoretical https://scienceforum.ru/2018/article/2018005335″ target=»_blank»]scienceforum.ru[/mask_link]
Роль специальных налоговых режимов для поддержки малого бизнеса
Статья посвящена специальным налоговым режимам, действующим на территории Российской Федерации и их роли в налоговой системе страны. В настоящее время малый и средний бизнес при условии соответствия требованиям вправе применять четыре из пяти специальных налоговых режимов: упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентную систему, единый сельскохозяйственный налог. Приводится сравнительная характеристика режимов налогообложения малого бизнеса. В статье проводится анализ взаимосвязи между развитием малого бизнеса, ростом собираемости налогов и обеспечением устойчивого роста бюджетных доходов.
налоговая политика
налоговая система
специальный налоговый режим
малый и средний бизнес
упрощённая система налогообложения
единый налог на вменённый доход
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.01.2015) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru
2. Водопьянова В.А. Проблемы применения специальных налоговых режимов в Российской Федерации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 109-114.
3. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 9-16.
4. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-2. – С. 127-129.
5. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 5 (38). – С. 63-65.
6. Корень А.В. Налогообложение субъектов электронной коммерции на базе единого налога на вмененный доход:/ Дисс. . канд. экон. наук / Хабаровская государственная академия экономики и права. – Владивосток, 2007.
7. Корень А.В., Лещенко Р.И. Механизмы и направления налогового планирования в малом бизнесе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 361.
8. Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 8.
9. Корнева Е.В., Корень А.В. Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013. – № 6 (19). – С.50.
10. Чие Е.Э., Корень А.В. Анализ направлений эффективного использования упрощённой системы налогообложения // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 6.
Первоочередной задачей любого государства, вне зависимости от уровня его развития и экономической системы, является поддержание стабильности и развитие экономики. В странах с рыночной экономикой используется преимущественно косвенное вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства. Государственное воздействие на экономику осуществляется с помощью введения законодательных ограничений, реформирования налоговой системы, предоставления различных субсидий и льгот, а также реализации государственных социальных и экономических программ [3]. Ограниченность государственного влияния на экономику связана, прежде всего, с разнообразием различных форм собственности – частной, акционерной, коллективной. Кроме того, существование права собственности на землю обеспечивает некую независимость собственников от государства и его представительств на местах.
В российской экономике государство вмешивается в предпринимательскую деятельность посредством двух видов косвенного регулирования. Воздействие через монетарную политику получило название кредитно-денежного метода регулирования, а управление экономикой через фискальную политику стало называться бюджетно-налоговым методом регулирования.
Монетарную политику в России осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Денежно-кредитный метод регулирования экономики заключается в контролировании уровня инфляции, занятости, денежной массы в обращении, а также в совершенствовании кредитной сферы. Как правило, направленность макроэкономической политики страны зависит от экономической ситуации, то есть от фазы экономического цикла, в которой находится государство. В случае, когда в стране происходит спад производства или замедление темпов экономического роста, власти реализуют стимулирующую политику, чтобы вернуть экономику на прежний уровень. Сдерживающую политику проводят, если страна находится в стадии подъёма, чтобы избежать высоких темпов инфляции [9].
Несмотря на то, что кредитно-денежную политику определяет и проводит Центральный Банк, на предложение денег в экономике также оказывают влияние и операции коммерческих банков, а также решения небанковского сектора в лице домохозяйств и различных компаний.
В отличие от монетарной политики, фискальную политику проводит правительство Российской Федерации, применяя два вида государственного воздействия: через государственные расходы и налоговые платежи. К правительственным расходам относят затраты на приобретение товаров и услуг, с помощью которых можно оказывать влияние на совокупные расходы, то есть влиять на объем национального производства [2].
Затраты на нужды и потребности общества, на оборону, бюджетные средства, выделенные на строительство дорог, школ, больниц, учреждений культуры также принято относить к государственным расходам. Такого вида расходы можно считать общественными, так как потребителем товаров и услуг является общество в целом и в лице государства.
Часть государственных расходов направляются на обеспечение стабильного функционирования рыночной экономики. Такие расходы способствуют повышению, либо снижению объема произведенной в обществе продукции в периоды спада или подъема экономики.
Правительственные расходы не только прямо, но и посредством мультипликационного эффекта оказывают влияние на объем внутреннего производства, вызывая его увеличение или сокращение. Однако не только расходы влияют на объем внутреннего производства, но и налоговая политика. Как может показаться на первый взгляд, высокие налоги, способствуют увеличению доходной части бюджета и будут работать на благо общества и государства. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается противоположное: ни организациям, ни наемным рабочим при излишне высоких налогах работать оказывается невыгодно, в чем можно убедиться, изучив мировую практику экономических реформ.
Очевидно, что эти два элемента тесно связаны между собой и могут применяться в различных комбинациях, что на практике позволяет использовать множество вариаций воздействия как на структуру национального производства, так и на его объём, а также на показатели занятости и инфляции. Взаимосвязь этих экономических рычагов очевидна, ведь государственные расходы невозможны без предварительно собранных налогов. В то же время, рациональное направление государственных расходов может стимулировать производство, что приведет к возможному увеличению налоговых поступлений [7].
Как уже говорилось ранее, фискальная политика реализуется через налоги и налоговую систему в целом. Итак, налог – это безвозмездный платеж, средства, изымаемые государством или органами местного самоуправления с физических и юридических лиц, необходимые государству для исполнения своих функций. Помимо всего прочего, налог можно рассматривать как экономическую категорию, поскольку денежные отношения между правительством и юридическими и физическими лицами, имеют важное общественное значение: они служат для концентрации и накопления денежных средств государством.
На данный момент в мире не существует единой устоявшейся точки зрения по поводу количества функций, присущих каждому налогу. Некоторые ученые выделяют лишь две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, налогу присущи еще как минимум три функции: распределительная, регулирующая и контрольная. Независимо от количества, функции налога взаимозависимы и не могут существовать самостоятельно друг от друга, они взаимосвязаны и выступают как одно целое.
Несмотря на существование различных функций, это разделение по большей мере условно, так как реализуются они одновременно и характерные признаки одной функции присущи другим функциям.
Исторически сложилось, что налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В связи с этим, для обеспечения нужд и потребностей общества появилась необходимость в сборе денежных средств. В любом государстве, на любой ступени исторического развития общества, налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию. Фискальная функция заключается, прежде всего, в получении определенного процента от доходов организаций и физических лиц для обеспечения деятельности государственных органов, обороны страны и той социальной сферы, которая не имеет собственных доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития [5]. Второй экономический рычаг фискальной политики – налоговая система, в Российской Федерации состоит из законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и специальных налоговых режимов.
Согласно статьи 18 главы 2 НК РФ в России действует пять специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система, единый сельскохозяйственный налог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [1].
На основе данных, предоставленных Федеральной налоговой службой по состоянию на начало 2015 года составим таблицу и кратко охарактеризуем каждый из специальных налоговых режимов, а также определим, какое влияние эти налоговые системы оказывают на фискальную политику Российской Федерации.
Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 всего по РФ
Источник: applied-research.ru