Малый и средний бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от аналогичного масштаба большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.
Малое предпринимательство представляет до 70% рабочих мест, а доля его участия в ВВП оценивается в 30-50%. В России за последний год вклад малого бизнеса в ВВП страны вырос до 13%, доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике составила около 17% Басарева В.Г Малый бизнес: региональные аспекты механизмов государственного регулирования. //Региональная экономика: теория и практика.- N11 . — 2010. — С.55-62. Приведенные цифры свидетельствуют, с одной стороны, о большом экономическом потенциале малого бизнеса, с другой — о необходимости создания благоприятных условий для развития малых предприятий, выражающихся в создании правовой, налоговой и административной среды.
Численность малых предприятий составляет свыше 800 тыс., индивидуальных предпринимателей — около 4 млн. (таблица 2.1). Сайт Ресурсного центра малого предпринимательства: www.rcsme.ru
Таблица 2.1 — Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях (в процентах) Сайт Росстата: www.gks.ru
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)
Средняя численность внешних совместителей
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера
Инвестиции в основной капитал
Как видно из приведенных данных, удельный вес малых предприятий в России увеличивается, растут обороты малых предприятий, численность занятых в малом бизнесе, и их вес в экономике. Однако по показателю «доля малого бизнеса в ВВП» России существенно отстает от развитых стран, где доля этот показатель составляет 50% и выше. Доля малого предпринимательства в общественном производстве РФ составляет не более до 10-12% .
Анализ среднего бизнеса целесообразно провести путем сопоставления его с 400 крупнейшими компаниями из нашей базы (см. таблицу 2.2).
Таблица 2.2 — Средние отраслевые показатели по компаниям- лидерам среднего бизнеса Гурова Т., Полунин Ю., Виньков А., Юданов А. Делать средний бизнес // Эксперт. — №10(599). — С. 20.
Крупный бизнес, млн руб.
Средний бизнес, млн руб.
Доля крупного бизнеса (%)
Доля среднего бизнеса (%)
Дебиторская задолженность долгосрочная
Дебиторская задолженность краткосрочная
Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
Из таблицы 2.2 очевиден паритет крупного и среднего бизнеса по объемам выручки. Как производитель товаров и услуг средний бизнес лишь немногим уступает крупному — 44,4% против 55,6%. Это много. В развитых странах (при всех различиях в терминологии) доля среднего бизнеса находится на сопоставимом уровне. В Италии средние фирмы дают 21% совокупной выручки всех фирм страны, а крупные — 45%.
В Швеции доля выручки средних компаний составляет 39%, а крупных — 44%. В японской промышленности крупные фирмы обеспечивают 32% производства, а средние — 25%. В США соотношение и вовсе перекошено в пользу крупного бизнеса — 53% ВВП против 13% у среднего.
По основным средствам доля среднего бизнеса существенно ниже — 22%. И это легко объяснимо. Понятно, что по физическому объему капитала, которым располагает фирма, компании среднего бизнеса не могут тягаться с гигантами, которые в России принадлежат к капиталоемким отраслям.
Сравнительно небольшой объем основного капитала обеспечивает высокий уровень валовой капиталоотдачи среднего бизнеса — 6 рублей выручки с 1 рубля основных средств против 2,3 рубля у крупного. Но этот плюс эффективности нивелируется относительно низкой долей чистой прибыли: совокупной прибыли среднего и крупного бизнеса, чистая прибыль среднего всего 26%. Скорее всего это объясняется тем, что более закрытые средние компании не нуждаются в том, чтобы хорошо выглядеть перед акционерами, и предпочитают сразу же реинвестировать прибыль. Но относительно низкая заявленная прибыль делает средний бизнес не очень хорошим заемщиком, и уже в ближайшем будущем, когда потребуются внешние деньги для инвестиций, отсутствие прибыли станет проблемой.
Неожиданным для экспертов оказался паритет среднего бизнеса в расходах на научно-исследовательские работы Гурова Т., Полунин Ю., Виньков А., Юданов А. Делать средний бизнес // Эксперт. — №10(599). — С. 20.. Если учесть его более скудную финансовую базу, то речь, несомненно, идет о повышенной инновационной активности среднего бизнеса. Таким образом, мы можем зафиксировать, что в целом средний бизнес — серьезный игрок российской экономики.
Однако малому и среднему бизнесу не удается полностью реализовать имеющийся потенциал из-за наличия ряда проблем, особое место среди которых занимает проблема финансирования, обусловленная недостаточностью начального капитала и собственных оборотных средств, а также труднодоступностью банковского кредитования. Таким образом, современные тенденции экономического развития выявляют, с одной стороны, ограниченность ликвидных средств для обновления и расширения производства, а с другой стороны, необходимость внедрения инноваций в производственный процесс.
Проблема обновления основных фондов и развития материально- технической базы стоит перед большинством российских предприятий. Однако часто компании не обладают достаточными средствами для того, чтобы приобрести современное оборудование и провести масштабную реконструкцию производства. Решить эту проблему можно с помощью такого эффективного инструмента, как лизинг. Многие малые предприятия смогли преодолеть последствия финансового кризиса, однако их дальнейшее развитие возможно лишь при активной государственной поддержке.
В целях поддержки и развития малого предпринимательства имеет законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей инфраструктуры. Важная роль в инфраструктуре поддержки предпринимательства отводится системе государственных фондов поддержки субъектов малого предпринимательства, которая в настоящее время включает в себя региональных и более 100 муниципальных фондов. Укрепление системы фондов поддержки малого предпринимательства на всех уровнях должно повысить стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечить выработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию его развития.
Сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает в себя систему региональных фондов, 9 лизинговых компаний, 17 региональных агентств и около 20 иных организаций, в том числе информационных центров, созданных при долевом участии (учредительстве) Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, постепенно складывается инфраструктура поддержки малого сельского предпринимательства, созданы и уже действуют 126 сельских кредитных кооперативов. Для реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства в России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов Федерации и 70 палат административно-территориальных образований; осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат; развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства. В качестве имущественной поддержки малых предприятий предусмотрена инвентаризация бездействующих производственных площадей крупных государственных предприятий и разработка на этой основе различных механизмов использования этих объектов Сайт национального института системных исследований проблем малого предпринимательства: www.nisse.ru.
Тем не менее, по данным опроса, для начинающих предпринимателей структура источников финансирования еще больше смещена в сторону собственных средств и внешних ресурсов, получаемых в виде «партнерского» кредита и у знакомых. Так, источником стартового капитала 86% малых предприятий явились исключительно вклады учредителей; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.
Результаты исследования Ресурсного центра малого предпринимательства показали, что доступ к микрофинансовым услугам ежегодно имеют лишь 13-15 тыс. предпринимателей, а общий объем микрофинансирования равен примерно 52 млн дол. США (это менее 1% потенциального спроса).
Основная производственная деятельность 60% общего количества малых предприятий не входит в производственные сектора. Малые предприятия, предоставляющие услуги в сфере научных исследований и разработок, составляют лишь 0,8% всех предприятий и на 80% представлены микропредприятиями с численностью до 15 человек. Не получают развитие малые предприятия приоритетных отраслей реального сектора экономики. Низкий уровень инновационного развития регионов России способствует снижению доли малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенной инновационной продукции, которая экспертно оценивается на уровне 6% Басарева В.Г Малый бизнес: региональные аспекты механизмов государственного регулирования. //Региональная экономика: теория и практика.- N11 . — 2010. — С.55-62.
В литературе и средствах массовой информации часто обсуждается тяжелое налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства в России. Вместе с тем введение в действие специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения (далее УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД), позволило налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в сфере малого бизнеса, значительно упростить порядок определения налоговых обязательств, сократить объем представляемой налоговой отчетности, а также реально обеспечить снижение возложенной на них действующим законодательством о налогах и сборах налоговой нагрузке Суворова С.П., Рудакова О.В. Российские предприниматели: источники доходов и специфика экономических интересов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — №1. — С.25-30..
Таким образом, малое и среднее предпринимательство в РФ является важным движущим фактором рыночных преобразований и экономического роста. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, соответствующие трем условиям, связанным со структурой уставного капитала, средней численностью работников и выручкой хозяйствующего субъекта.
Средний бизнес сегодня создает практически столько же стоимости, сколько крупный. Соотношение их выручки составляет 44% против 56% в пользу крупного. То есть средний бизнес — важный игрок нашей экономики. Средний бизнес крайне поляризован. Более четверти компаний за последние семь лет уменьшили свой оборот.
В то же время почти 40% в течение тех же семи лет росли темпами, превышающими 20% в год. Такая поляризация — симптом интенсивных структурных сдвигов в экономике и очень жесткой экономической среды. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в настоящее время связана с правовым регулированием деятельности малых предприятий, фискальным регулированием (специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и отчетности), развитием инфраструктуры малого бизнеса.
Источник: studbooks.net
1. Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики России.
Они жизненно важны при развитии новых производств в городах и сельской местности. Таким образом, они создают рабочие места в той местности, где они расположены.
Малые и средние предприятия являются менее формальными, где руководители, как правило, находятся в тесном контакте со своими работниками, что не соответствует иерархической структуре управления, которые преобладают в крупных организациях. Эти структуры взаимоотношений, как правило, становятся более формальными по мере увеличения размера фирмы.
В соответствии с законом, число сотрудников для каждой категории субъекта составляет:
- микропредприятие – не должно превышать 15 человек;
- малое предприятие – до 100 человек включительно;
- среднее предприятие – до 250 человек включительно.
Предприятия малого и среднего бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности.
Мировая практика свидетельствует, что:
Во-первых, деятельность малого предпринимательства напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала.
Во-вторых, в условиях усиления конкуренции на мировом рынке малый бизнес с помощью меньшей капиталоёмкости, чем у крупного производителя, обеспечивает модернизацию производства и обновление ассортимента выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям состояния рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.
В-третьих, малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический эффект. В Японии в этом секторе экономики работает почти 80% занятого населения страны, в странах ЕС — более 70%. В США доля малого бизнеса в ВВП страны более 52%. Благодаря такой большой занятости населения в малом предпринимательстве уменьшаются расходы государства на трудоустройство граждан и поддержание социальной стабильности, и повышается уровень реальных доходов граждан.
Роль малых предприятий в экономике довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Самая важная роль малых предприятий заключается в решении ряда, социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран.
Таким образом, малый бизнес даёт многим людям возможность организации своего дела, а государству помогает в сокращении безработицы и социальной нестабильности. Благодаря малому предпринимательству крупное производство может развиваться, но в тоже время малый бизнес развивается за счёт капиталовложений крупных предприятий. Значит, малое и крупное производства тесно связаны и не могут развиваться друг без друга. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды.
Международный и отечественный опыт показывает, что благодаря малому бизнесу происходит создание новых рабочих мест и тем самым расширение занятости и сокращение безработицы. Малое предпринимательство насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. В целом в валовом внутреннем продукте стран ЕС доля малого бизнеса превышает 67%. Из этого следует, что государство заинтересовано в создании благоприятных правовых и экономических условий для его интенсивного развития. Часто бывает, что государство пресекает развитие малого предпринимательства из-за больших затрат времени и денег.
Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния. Несомненно, малое предпринимательство — жизненно важный фактор экономики.
Источник: studfile.net