Транспорт играет чрезвычайно важную роль к экономике каждой страны, являясь связующим звеном в сложнейшей цепи хозяйственных связей. Взаимодействуя с оптовой и розничной торговлей, он оказывает существенное влияние на их развитие и эффективность деятельности.
Доставляя товары из мест производства в места потребления, транспорт содействует развитию межрайонных товарных связей, что обеспечивает правильное формирование ассортимента и лучшее удовлетворение спроса населения.
От работы транспорта зависит своевременное; и ритмичное товароснабжение предприятий торговли, что, в (-вою очередь, способствует бесперебойной торговле и равномерному выполнению планов товарооборота.
Четкая организация работы транспорта влияет на улучшение работы торговых организаций, совершенствование торгово-технологических процессов, скорость оборачиваемости товаров, объем и структуру товарных запасов и в конечном счете на уровень и структуру расходов по реализации.
Существуют следующие основные виды транспорта:
Роль транспортной инфраструктуры в туристском бизнесе
внутренний водный (речной);
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.
Железнодорожный транспорт. Достоинства: высокая провозная и пропускная способность; независимость от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок, возможность эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок; высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления); недостаточно высокая сохранность груза.
Морской транспорт. Достоинства: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная и пропускная способность; низкая капиталоемкость перевозок. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки (большое время транзита); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; необходимость создания сложной почтовой инфраструктуры; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; невысокая частота отправок.
Внутренний водный (речной). Достоинства: высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах; низкая себестоимость перевозок; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки грузов; зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий; сезонность; недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.
Автомобильный транспорт. Достоинства: высокая доступность; возможность доставки груза «от двери до двери»; высокая маневренность, гибкость, динамичность; возможность использования различных маршрутов и схем доставки; высокая сохранность груза; возможность отправки груза маленькими партиями; широкие возможность выбора наиболее подходящего перевозчика. Недостатки: низкая производительность; зависимость от погодных и дорожных условий; относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния; недостаточная экологическая чистота; срочность разгрузки, сравнительно малая грузоподъемность.
Транспортная компания | Как продавать транспортную услугу
Воздушный транспорт. Достоинства: наивысшая скорость доставки груза; высокая надежность; наивысшая сохранность; возможность достижения отдаленных районов. Недостатки: высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта; высокие капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок; зависимость от погодных условий.
Трубопроводный транспорт. Достоинства: низкая себестоимость; высокая пропускная способность; высокая сохранность груза; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов); недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов.
Источник: studfile.net
Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств
Транспорт играет чрезвычайно важную роль в экономике каждой страны, являясь связующим звеном в сложнейшей цепи хозяйственных связей. Взаимодействуя с оптовой и розничной торговлей, он оказывает существенное влияние на их развитие и эффективность деятельности.
Доставляя товары из мест производства в места потребления, транспорт содействует развитию межрайонных товарных связей, что обеспечивает более правильное формирование ассортимента и лучшее удовлетворение спроса населения.
От работы транспорта зависит своевременное и ритмичное товароснабжение предприятий торговли, что в свою очередь способствует бесперебойной торговле и равномерному выполнению планов товарооборота.
Четкая организация работы транспорта оказывает влияние на улучшение работы торговых предприятий, совершенствование торгово-технологических процессов, скорость оборачиваемости товаров, объем и структуру товарных запасов и в конечном итоге на уровень и структуру издержек обращения.
Транспортные расходы — существенная статья издержек обращения, поэтому торговые предприятия должны принимать меры по более эффективному использованию транспортных средств. Особое внимание должно быть уделено сокращению сроков погрузки и разгрузки транспортных средств, повышению коэффициента использования их грузоподъемности, использованию более эффективных систем товароснабжения, проектированию предприятий торговли с учетом требований транспортировки и т.п.
Перевозка товаров народного потребления может осуществляться железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и гужевым транспортом.
Основными видами транспорта, используемыми в торговле, является железнодорожный и автомобильный. По перевозке грузов первое место в республике занимает автомобильный транспорт, которым в 1999 г. перевезено 81 % грузов. Перевозки железнодорожным транспортом занимают 17 % в общем объеме перевезенных грузов. По грузообороту же удельный вес железнодорожного транспорта в 3 раза превышает автомобильный.
Каждый из видов транспорта имеет свои особенности, которые определяют сферу его применения. При выборе транспортных средств для перевозки необходимо учитывать себестоимость перевозки, скорость доставки, регулярность, сохранность грузов и т.п.
Особенности железнодорожного транспорта:
низкая себестоимость перевозок, особенно на расстоянии свыше 200 км;
независимость от климатических условий;
широкие возможности механизации погрузочно-разгрузоч-ных работ;
перевозка любых товаров, независимо от их упаковки.
Для перевозки грузов железнодорожным транспортом могут быть использованы транспортные средства различных типов, грузоподъемности и назначения. Наиболее широкое применение получили:
крытые вагоны для перевозки затаренных грузов вместимостью от 50 до 125 т;
полувагоны для перевозки навалочных длинномерных грузов, грузов в контейнерах;
платформы для перевозки грузов в контейнерах;
цистерны для перевозки наливных грузов;
вагоны-рефрижераторы для перевозки охлажденных и замороженных продуктов;
специальные изотермические вагоны для перевозки молока, вина, живой рыбы.
Особенности автомобильного транспорта:
возможность доставки грузов в любой населенный пункт;
обеспечивает хорошую сохранность товаров;
низкая себестоимость перевозки на короткие расстояния.
Автомобильный транспорт подразделяется на грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.
По грузоподъемности автомобили бывают:
особо малой грузоподъемности до 1 т;
малой грузоподъемности 1— 3 т;
средней грузоподъемности 3— 5 т;
большой грузоподъемности 5— 8 т;
особо большой грузоподъемности свыше 8 т.
По назначению автомобили делятся на:
автотранспорт общего назначения для перевозки любых грузов:
специализированный автомобильный транспорт для перевозки нестандартных и специальных грузов, скоропортящихся товаров и т.п.
По типу кузова автомобили бывают с бортовой платформой, самосвалы, фургоны, рефрижераторы, цистерны.
Морской транспорт характеризуется:
самой низкой себестоимостью перевозки грузов;
обеспечивает хорошую мобильность, т.е. может быстро менять маршруты;
неограниченной пропускной способностью морских путей.
Морской транспорт представлен пассажирскими, грузопассажирскими судами, сухогрузами, наливными судами, паромами, контейнеровозами и т.п.
Речной транспорт отличается:
высокой провозной способностью по рекам;
низкой себестоимостью перевозок;
На речном транспорте используются самоходные суда и баржи, специализированные суда.
Воздушный транспорт характеризуется:
высокой скоростью перевозки;
сокращением путей транспортировки;
хорошей сохранностью, особенно скоропортящихся грузов;
зависимостью от климатических условий;
самой высокой стоимостью перевозок.
Гужевой транспорт используется в потребкооперации при перевозках небольших партий товаров и тары на небольшие расстояния.
14.2. Управление транспортом и планирование объема перевозок товаров народного потребления
Общее руководство системой транспорта в нашей стране осуществляют Министерство транспорта и коммуникаций, Государственный комитет по авиации и Белорусская железная дорога.
Министерство транспорта и коммуникаций регулирует перевозки грузов автомобильным и водным транспортом.
Непосредственное управление автомобильным транспортом осуществляют областные управления автомобильного транспорта. Организацией автоперевозок занимаются:
государственные автотранспортные предприятия общего пользования;
автотранспортные предприятия с коллективными формами собственности (ООО, АО и т.п.);
автотранспорт частных предпринимателей,
В Министерстве транспорта и коммуникаций функционирует Управление водного транспорта, которое через территориальное речное пароходство организует перевозки грузов. Морские перевозки осуществляют созданные в республике транспор-тно-экспедиционные морские компании, которые устанавливают связи с морскими портами Балтийского и Черного морей и организуют перевозки экспортно-импортных грузов как на своих, так и на зафрахтованных судах.
Государственный комитет по авиации через государственные авиатранспортные компании «Трансавиаэкспорт», «Белавиа», национальный аэропорт «Минск-2» и областные аэропорты организует перевозки преимущественно экспортно-импортных грузов.
Белорусская железная дорога в своей структуре имеет грузовую службу БЖД и грузовые отделы отделений железной дороги, которые организуют перевозки грузов по железной дороге внутри страны. В пределах стран СНГ координацию грузоперевозок осуществляет Совет по железнодорожному транспорту стран СНГ.
В основе планирования перевозок грузов лежит расчет общего объема перевозимых грузов, который определяется грузоотправителями с учетом вида груза, его количества, расстояния перевозки и других факторов.
Грузоотправители в процессе планирования тщательно анализируют состояние и структуру перевозок за прошлый период, распределение объема перевозок и стоимость 1 т/км на различных видах транспорта. После этого составляется план перевозок на предстоящий период. Основной показатель плана перевозок — общий объем перевозимых грузов. Расчет его производится по видам грузов в такой последовательности:
определяется объем грузооборота путем деления общего объема товарооборота на среднюю стоимость 1 т груза;
рассчитывается физический объем перевозок, который равен грузообороту, умноженному на коэффициент массы тары;
определяется транспортный объем перевозок, для чего физический объем перевозок умножается на коэффициент повтор-ности перевозок;
рассчитывается грузооборот в тонно-километрах путем умножения транспортного объема перевозок на среднее расстояние перевозки 1 т груза;
общий объем перевозок грузов распределяется по видам транспорта с учетом эффективности использования транспортных средств;
определяется потребность в транспортных средствах, для чего общий объем перевозок по видам транспорта делится на грузоподъемность транспортного средства и коэффициент ее использования.
После выполнения соответствующих расчетов грузоотправители составляют заявки на потребность в транспортных средствах, которые служат основой для заключения договоров на перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Роль транспорта в экономике
4. Роль транспорта в экономике. Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда.
Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда (рис. 1.1).
Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства. Перевозки в процессе обращения в современных условиях выполняет в основном транспорт общего пользования — железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения).
Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения. Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой — он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров.
Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме.
Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15—20%, достигая по некоторым грузам 45—50%. Вместе с тем транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.
Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве.
Конечный результат производства реализуется у потребителя, этим и определяется отношение к транспорту работников промышленности и сельского хозяйства, их забота об условиях перевозки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат. Во-вторых, продукция транспорта — перевозка грузов и пассажиров — неотделима от процесса транспортного производства.
Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности.
Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно, и в первую очередь на направлениях с быстрорастущими перевозками. В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья.
Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.
Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы. В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства.
На транс портном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспортного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта — 4.6 Творчество А.П. Рябушкина.
Транспорт является одной из отраслей экономической инфраструктуры, которая, кроме всех видов магистрального транспорта, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, удаление твердых отходов), а также такие инженерные сооружения, как плотины, сети ирригационных и дренажных каналов. Понятие инфраструктуры служит, таким образом, общим понятием для обозначения многих видов деятельности.
Термин «инфраструктура» (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) употребляется для обозначения комплекса составных частей общего устройства экономической жизни, носящих подчиненный характер и обеспечивающих нормальную деятельность экономической системы в целом. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации.
Поэтому недооценка значения транспорта в государстве может весьма отрицательно сказаться на экономике страны. Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей народного хозяйства: машиностроения (автомобиле-, локо-мотиво-, вагоно-, судо- и авиастроения), топливоэнергетики, металлургии и др.
Транспорт ежегодно потребляет примерно 18% дизельного топлива, 6% электроэнергии, 10% лесоматериалов, 4% черных металлов. Транспорт способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы.
Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельности приходится 40%, в том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобильный транспорт.
Из этого следует, что практически уменьшение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом опре деляется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте. Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту.
По данным зарубежных исследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Таким образом, по мере развития экономики страны транспортная отрасль должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на транспортные услуги.
Существует и обратная взаимосвязь, т. е. транспорт оказывает воздействие на экономическое развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере, «колесами» экономической активности. Однако специальными исследованиями установлено, что инвестиции в одну лишь транспортную отрасль или даже во всю инфраструктуру не гарантируют роста экономики.
Успех зависит прежде всего от экономической политики государства в целом. В транспортно-дорожном комплексе России осуществляется программа акционирования и приватизации предприятий транспорта и дорожного хозяйства.
К началу 1995 г. в акционерные общества преобразовано почти 94% предприятий речного транспорта, 70% предприятий морского, 30% воздушного, 45% автомобильного, примерно 5% железнодорожного транспорта и 11 % предприятий дорожного хозяйства. Приватизировано свыше 220 тыс. автомобилей, более 200 речных судов. Однако нормальный конкурентный транспортный рынок в России пока еще не создан.
Это связано как с общим экономическим кризисом в стране, так и с необоснованностью разрушения единых технологических комплексов на транспорте. Многие акционированные предприятия сейчас находятся в тяжелом экономическом положении. Это свидетельствует о большом влиянии, которое оказывает экономика на транспорт, а транспортный рынок, в свою очередь, на стабильность экономического развития страны.
Поделитесь ссылкой:
Рекомендуемые лекции
- Лекции 1 — Основы робототехники
- 4.6 Творчество А.П. Рябушкина
- 7 Россия в середине и второй половине XVIII в.
- 11 Системная концепция власти
- 40. Метод ядерного магнитного резонанса
Свежие статьи
Обзор программы Экранная Студия. Как записать видео с экрана
Как и где студенту составить резюме?
Правила оформления презентации для студентов в 2023 году
С Новым 2023 годом!
Как студенту выбрать ноутбук и принтер?
Источник: studizba.com