3) Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
Сюжетная или имитационная деят.
Сюжетная или имитационная игра направлена на имитацию или моделирование искусственной ситуации в учебных целях.
Сюжетная игра фокусируется на ситуациях, близких к жизненным. Это м.б. любая жизненная ситуация.
Цель сюжетной игры – научить действовать правильно и наиболее эффективным образом.
Признаки имитационной игры:
1) наличие только 1 роли;
2) отсутствие взаимодействия ролей;
3) многоальтернативность решений;
4) наличие системы оценивания по конечному результату.
Преимущества такой работы:
1) помогает выработке правильного решения в жизненной ситуации;
2) очень высокая мотивация к этой игре, потому что здесь мы прорабатываем какие-то жизненные ситуации.
Недостатки такой работы:
1) сложность управления этой игрой;
2) в ходе этой игры мы упрощаем сложные проблемы.
Иллюстративная игра
Как продают продавцы Ролевая игра Теремок
Иллюстративная игра – это юридический, правовой театр. Это театральное представление, постановка. Она не носит учебный характер, его иллюстрируют ситуации.
Дидактические игры
В дидактической игре отрабатываются определённые приёмы и средства обучения.
Дидактическая игра – это, напр., продолжить рассказ. Или «рассказ наоборот» (обычно даёт учитель) – даётся концовка рассказа, 1 – 2 предложения, нужно придумать начало.
Методика преподавания конституционного права и прав человека в школе.
Методика преподавания конституционного права в школе
Наука конституционного права в современном её понимании сложилось только в прошлом столетии. Её становление происходит параллельно формированию системы правовых норм, регулирующих сферу отношений человека и государства и организации государственной власти.
История развития конституционного права как учебной дисциплины подразделяется на 3 периода:
1) монархический период;
2) советский период;
3) период становления Современной науки конституционного права России.
Цель изучения курса: дать общее представление Конституционного права, о его месте и роли в жизни человека, государства и общества.
1) образовательные задачи:
· раскрыть основные понятия о государстве;
· дать знания об основах конституционного строя, правах и обязанностях человека и гражданина;
· дать учащимся представление о федеративном устройстве, о месте и роли президента Российской Федерации.
· развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности;
· развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
· развивать навыки групповой работы;
3) воспитательные задачи:
· оказать помощь ученикам в успешной адаптации в современном обществе;
· воспитать гражданина демократического государства;
Бизнес игра для офисов продаж «Склероз»
· воспитать признание прав и свобод человека в качестве важнейшей ценности.
В старшей школе базовый курс права направлен на формирование основ правовой культуры, представлений и установок, основанных на правовых ценностях, способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализации гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе.
Стандарт также включает темы связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получение и использование необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.д.
На профильном уровне старшей школы в содержании минимума дополнительно включаются темы, обеспечивающие приобретение учащимися более глубоких представлений о системе права, о юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а так же способы познавательной деятельности, освоение которой является условием дальнейшего обучения и профессионального становления.
Изучив ГОСТ, мы можем сказать, что в начальной школе КП можно вести в курсе «Окружающий мир», один час в неделю. В основном общем образовании в курсе «Обществознание», 1час в неделю. Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально – грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Вывод: Преподавание Конституционного права в общеобразовательной школе занимает значимое место. Данный курс права в дальнейшем поможет ученикам быть полноценными гражданами, имеющими возможность не только знать, но и защищать свои права и нести обязанности.
Для обучения не достаточно использовать один учебник, необходимо использовать больше дополнительной информации, наглядные материалы, что позволит более широко и глубоко изучить данный раздел и успешно мотивировать учеников к обучению. Задания в основном содержат практический характер, это позволяет лучше усвоить учебный материал и закрепить его, так же для выполнения заданий выполняется работа в группах, это позволяет сформировать определенные умения.
Чтобы обеспечить осмысление новых слов и понятий, учащимся рекомендуется вести словарь новых слов, которые составляются под руководством учителя. При изучении Конституционного права необходимо также обогащать учащихся яркими примерами и конкретными фактами, на основе которых доказательно и убедительно демонстрируются отдельные элементы содержания тех или иных сторон понятия. Таким образом, дети постепенно придут к пониманию связей между государством и правом, и к осмыслению, что законы — это правила которым обязаны подчиняться все члены данного государства.
В соответствии со всем вышесказанным, можно сделать вывод, что изучения отрасли конституционного права, а в основном ее основ и прав человека, на данном этапе образования необходимо. Но должно носить очень яркий эмоциональный характер. В дополнении ко всему необходимо предостеречь учащихся от обучения в рамках одной идеологии, но при этом целенаправленно воспитывать активных граждан Российской Федерации. Основные формы, используемые в работе с учащимися — это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы. Оно реализуется:
1) через образовательные программы учебных предметов начальной школы;
2) использование возможностей межпредметного подхода;
3) применение единого методического приема (групповая работа, дискуссия);
4) систему факультативных занятий;
5) различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы (классные и библиотечные часы и т. д.);
6) участие учащихся выпускных классов начальной школы в работе органов школьного самоуправления в качестве стажеров.
Возможно введение на завершающем этапе начального образования в учебный план начальной школы предмета гражданского содержания (1 час в неделю).
В том числе необходимо подготовить учащихся к переходу в среднее звено школы с уже имеющимися знаниями, умениями навыками.
В среднем школьном возрасте ученик осуществляет дальнейшее освоение структурной учебной деятельности, но важное значение имеет освоение социальной действительности межчеловеческих отношений, осознание эталонов общественного сознания, сопоставление себя через мнения и оценки других людей.
Но если ведущей деятельностью младших школьников является собственно учебная деятельность, то в среднем школьном возрасте ведущей деятельностью является взаимодействие и общение школьников в ходе учения с другим человеком (взрослым, сверстником). Таким образом, именно тип учения (вид деятельности подростка и характер взаимодействия в ней с другим человеком) в этом возрасте определяет и подход к деятельности по овладению информационной культурой.
На данном этапе у учащихся складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них, формируются навыки социального поведения, участия в ситуациях и процессах, требующих реализации индивидуума как гражданина.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 8296 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Ролевые и деловые игры.
Характеристика ролевых и деловых игр, их сходства и различия.
Скачать:
![]() | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Выполнила: педагог-психолог Полякова А. А. РОЛЕВЫЕ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
– это комплексный методический прием обучения, в котором группа в форме игрового представления критически рассматривает важную для неё тему, и при этом участники в защищенной воображаемой ситуации, как в модели реальной ситуации, исполняют роли различных предполагаемых людей. РОЛЕВАЯ ИГРА
присвоение внешних черт поведения присвоение норм поведения присвоение социальных задач, стоящих перед ролью ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ РОЛЬ ЧЕРЕЗ
Не является непосредственным участником игрового комплекса. РУКОВОДИТЕЛЬ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, преподавателями или нормативными документами, а могут быть сформулированы игроками в соответствии с собственным видением ситуации.
Игра должна быть значима для участников. Необходимо выбрать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках занятия. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
3. Важен правильный подбор лиц, которые будут принимать участие в игре. 4. Руководить игрой должен либо куратор, либо заранее подготовленный слушатель. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Руководитель сообщает тему игры, обозначает игровую ситуацию, уточняет, бывает ли так, значима ли эта ситуация. Дается инструкция о ходе игры. При этом надо убедиться, что все понимают ее правильно. МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
3. Распределяются роли. Иногда участники отказываются от предложенных ролей, для этого необходимо иметь запасные варианты. 4. Еще раз формулируется проблема, которую нужно решить. МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
5. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений, фиксируется реакция каждого из участников. Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих. МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе мотивационно-побудительную, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную функции. ВЫВОД
— форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. ДЕЛОВАЯ ИГРА
1. Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. 2. Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания. ПРЕИМУЩЕСТВА ДЕЛОВЫХ ИГР ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
3. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению. 4. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых. ПРЕИМУЩЕСТВА ДЕЛОВЫХ ИГР ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
5. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах. 6. В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. ПРЕИМУЩЕСТВА ДЕЛОВЫХ ИГР ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
7. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность. 8. Данным метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов. ПРЕИМУЩЕСТВА ДЕЛОВЫХ ИГР ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
дидактические: закрепление системы знаний в области конструирования ДИ; выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры; обмен опытом создания ДИ; совершенствование навыков принятия коллективных решений; развитие коммуникативных умений разного рода. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
воспитательные: порождение творческого мышления; выработка установки на практическое использование ДИ: воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми; преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Проблематизация и тематизация. Определение типа по назначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений, проектирования, по кадровым вопросам). Выделение целей конструирования. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Анализ главных закономерностей — связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры. Выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события. Создается перечень решений, которые могут принимать игроки. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Определение параметров связей между факторами, которые нужно отразить. Формирование числового массива. Детализация сценического плана, формирование влияния окружающей среды. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Формулировка правил, распределение решений по игрокам. Формулирование системы штрафов и поощрений. Отладка игры, ее проигрывание разработчиками. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
методическую инструкцию по проведению игры ролевые инструкции игрокам необходимый справочный материал ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИГРЫ НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ
Деловые игры в своей основе имеют поиск оптимальных решений конкретной проблемы или задачи, которые возникают в практической деятельности. ВЫВОД
Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания походу игры. ОТЛИЧИЕ РОЛЕВЫХ И ДЕЛОВЫХ ИГР
Источник: nsportal.ru
Сравнительная характеристика деловых и ролевых игр
Ролевые и деловые игры могут быть применены в качестве метода обучения, для того, чтобы предостеречь будущих специалистов от вероятных ошибок в своей профессиональной деятельности, жизненных ситуациях, научить правильно выходить из любых проблемных ситуаций.
Различие ролевой игры от деловой состоит в том, что деловая игра проблемной направленности базируется на абсолютно реальных проблемных ситуациях профессиональной деятельности. Деловые игры же формируют те необходимые профессиональные компетентности и самостоятельное критическое мышление, которые могут позволить принимать взвешенные, профессионально грамотные решения в проблемных ситуациях.
Ролевая игра решает несколько иные задачи. Она моделирует реальные ситуации или создаёт вымышленные, даже фантастические, сказочные, но все ситуации должны включать в себя определенную социально значимую проблему. Ее главная задача – не формирование профессиональных компетентностей, а именно решение какой-то социальной, межличностной задачи.
Таким образом, рассмотрев две наиболее распространенные и современные педагогические технологии мы можем говорить о том, каждая из рассмотренных технологий имеет свои плюсы и минусы, свои цели и задачи, дают разные возможности для реализации поставленных целей, например, направленность ролевой игры это – изменение установок и поведения участников, а деловой – на поиск решения конкретных задач в условиях реальной деятельности компании.
Но главное в том, что деловые и ролевые игры могут быть использованы в комплексе как педагогическая технология по формированию дополнительных профессиональных компетенций и быть отличными помощниками педагогов профессионального образования в подготовке студентов.
Список литературы
1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2017. – 336 с.
2. Габитова Э.М., Вахидова Л.В. Производственно-ориентированные педагогические условия формирования транспрофессиональных компетенций/ Э.М. Габитова, Л.В. Вахидова // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 6-1 (113). – С. 68-72.
3. Плаксина И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие / И. В. Плаксина; Владим. гос. ун-тим. А. Г. иН. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-воВлГУ, 2014. – 163 с.
4. Сивашинская Е. Ф., Пунчик В. Н. Педагогические системы и технологии: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик; под. общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. — Минск: Экоперспектива, 2010. – 196 с.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
РФ, г. Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы
РФ, г. Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы
Мировое сообщество, включая Россию, вступило в новый этап развития цивилизации – построение информационного общества. Этот процесс называют третьей социально-технической революцией, информатизацией общества. Информатизация общества не обошла стороной и образование.
На сегодняшний день большинство имеет представление о роли и месте информации в развитии общества, об информационной ситуации в мире, о месте России в глобальном информационном обществе, перспективах информатизации всей страны и образования в частности. Много ученых, в том числе и отечественных, писали работы об информационном обществе.
В нашей статье мы хотели бы вспомнить японского профессора Йоней Масуда, автора работы «Информационное общество как постиндустриальное общество» [1]. Масуда обосновал и обобщил основные характеристики информационного общества и выделил 17 критериев-различий индустриального и информационного общества, а так же предсказал социальные проблемы информационного общества. «Причина будущих социальных проблем вызвана противоречием между быстрой трансформацией общества и медленной адаптацией личности к этим изменениям» – пишет Масуда. Актуальность этой проблемы мы можем увидеть в нашем образовании. В российских школах, несмотря на широкое вхождение ИКТ в школьную практику, одной из основных причин, тормозящих процесс информатизации образования, является проблема недостатка кадров, владеющих новыми технологиями и способных включать их в свою профессиональную деятельность, хотя большинство учителей прошли курсы повышения квалификации, направленные на применение ИКТ на уроках.
Для анализа уровня ИКТ компетентности часто применяют рекомендации ЮНЕСКО, построенные с учетом подходов к информатизации школы, которые связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде. Первый подход – «Применение ИКТ» – требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы. Второй – «Освоение знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире. Третий – «Производство знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества [2].
Как мы писали выше, в школах есть учителя, у которых не сформированы даже так называемые базовые ИКТ компетенции. Это учителя, которые работают в школе уже более 10-20 лет.
Возникает вопрос «как они работали и продолжают работать и по сей день, с минимальным знанием компьютера, если рабочие программы составляются в электронном варианте, если в некоторых школах применяется электронный дневник, если администрация требует прохождения курсов повышения квалификации по применению информационных технологий»? Рабочие программы скачиваются и распечатываются с интернета не без помощи кого-нибудь (родственники, друзья, коллеги). Заполнение электронного дневника перекладывается на учителя информатики. Прохождение КПК, как правило, проходит лишь формально, т.к. имеет коммерческую основу.
— учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей взрослых и их потенциальных возможностей;
— блочное структурирование учебного материала, отражающее логику познавательной деятельности взрослого.
— стимулирование познавательной самостоятельности на основе развития рефлексивных учебных действий;
— развитие творческой активности на основе создания творчески ориентированной среды [3].
Для сформирования базовых ИКТ компетентностей мы предлагаем создать специальную информационно-образовательную программу, состоящую из следующих блоков:
1. Общие сведения о компьютерах:
Знакомство с видами информации и способах ее передачи, историей создания вычислительной техники, типы компьютеров, принцип работы компьютера. Педагог наглядно показывает устройства компьютера: мониторы, принтеры, сканер, ксерокс и др. Работа с клавиатурой, программы-тренажеры быстрой печати, комбинации на клавиатуре. Способы выделения текстов.
Работа с папками и программами, установка и удаление программ. Графический интерфейс ОС, персональная настройка.
2. Пакет MS Office (PowerPoint, Word, Excel):
Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звуки на слайдах. Демонстрация презентаций. Текстовый редактор Word. Интерфейс программы – структура окна программы. Создание документа. Форматирование документов. Сохранение, открытие и создание нового документа.
Предварительный просмотр документа, печать. Использование панели инструментов «Рисование». Создание нумерованных и маркированных списков. Создание колонтитулов, вставка символов.
3. Основы работы в глобальных информационных сетях:
Локальная компьютерная сеть. Глобальная компьютерная сеть. Браузеры. Поиск информации в интернете. Почтовые сервисы. Образовательные сайты. Работа в чатах, регистрация на почтовом сервере. Использование облачных технологий.
Социальные сети. Этика общение в глобальной сети интернет.
4. Системы дистанционного обучения:
Обзор дистанционных курсов. Регистрация в СДО, работа с ресурсами, работа с тестами, форум.
Каждый последующий блок основывается на полученных ранее знаниях и, таким образом, в процессе изучения нового материала происходит закрепление ранее изученных знаний. Конечной целью нашей программы будет являться не только обучение азам компьютерной грамотности, но и формирование для каждого педагога персонифицированной информационно-образовательной среды.
Персонифицированная информационно-образовательная среда – это специально организованный процесс трансформации субъекта путем выполнения деятельности с определенной структурой по преобразованию содержания среды в соответствии с заданными индикаторами и с помощью совершенствуемых информационных технологий, реализующих макро- и микронавигацию, интерактивное взаимодействие и субагентный подход. [4].
Простыми словами, педагог, прошедший обучение по нашей образовательной программе, учится делать первый шаги в современном мире технологий и информации, выбирает собственную траекторию развития и присоединяется к модели непрерывного образования с использованием современных средств ИКТ.