Российский малый бизнес эволюция проблемы государственная поддержка

Введение
1. История развития малого бизнеса
1.1. Мелкие и крупные фирмы конца XIX — начала XX в.
1.2. Причины бума малого бизнеса в 70-80-х гг.
2. Сущность малого предпринимательства
2.1. Понятие малого предпринимательства
2.2. Особенности малого предпринимательства среди других форм организации предпринимательской деятельности
2.3. Роль малого бизнеса в экономике России
3. Проблемы малого бизнеса и меры государственной поддержки
3.1. Основные проблемы малого бизнеса
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса
Заключение
Список литературы

Фрагмент работы для ознакомления

Другой серьезной проблемой малого и среднего бизнеса является отсутствие нормального режима кредитования. Банкиры готовы давать кредиты, но все упирается в пресловутые финансовые риски. Их пугает статистика, согласно которой из десяти зарегистрированных малых предприятий через полгода выживает только пять. Поэтому банкирам проще и выгоднее работать с крупными предприятиями.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса


При нынешнем состоянии экономики удвоения ВВП можно добиться лишь за счет увеличения сырьевой составляющей. Но и без того в 7-процентном росте ВВП за прошлый год три четверти — это сырьевой источник.
Ведущие страны мира сегодня развивают экономику знаний, превращающихся в товар. Наша страна до поры до времени была второй после США в мире по части генерирования знаний. К сожалению, у нас знания не превращались в товар. Они уходили за границу, возвращаясь к нам в виде готовой импортной продукции.

Превращать знания в товар сегодня в большей степени заинтересованы предприятия среднего бизнеса. Ведь цель их деятельности не только устоять на рынке, но и стать крупнее. Средний бизнес уже на деле доказал свою состоятельность, мобильность и способность к решению экономических задач любой сложности.
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса
Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», издаваемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Большие проблемы малого бизнеса


поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;
проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;
организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд;
подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства;
оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;
координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:
меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.
Государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации.
Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
Правительство Российской Федерации ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.
Заключение
Попытки специальными мерами повысить привлекательность малого и среднего бизнеса вряд ли можно признать успешными, хотя они предпринимаются регулярно как федеральными, так и региональными властями, местным самоуправлением.
В качестве временного решения обсуждается признание за малым бизнесом исключительно социальной функции (усиление конкуренции и снижение безработицы) и отказ от его учета при планировании налоговых поступлений.
Однако в большинстве случаев политика властей сводится к попытке раздачи индивидуальных благ (дешевые кредиты, льготные условия аренды и т.п.) на основе индивидуальных или групповых договоренностей.
Всевозможные фонды поддержки малого бизнеса постоянно находились в центре коррупционных скандалов, пока большинство из них не прекратили свою деятельность.
Попытки поддержки малого бизнеса, равно как и «отечественного производителя», «привлечения крупных иностранных инвесторов» вместо создания фундамента стабильных, прозрачных и привлекательных правил ведения дел не могут принести положительных результатов (если не фокусировать внимание на представителях групп специальных интересов). Более того, сама идея такой поддержки чревата дополнительными регулированиями, которые возлагались бы неравномерно на «своих» и «чужих». Действительно, логически дополнительные регулирования при предоставлении налоговых льгот или иной поддержки выглядят вполне обоснованными. Тот, кто предоставляет ресурс (налоговую льготу), должен знать как ресурс используется и имеет право определять направления такого использования.
Для сокращения издержек по государственному управлению процессом поддержки малого бизнеса и реализации соответствующих регуляций насаждается «корпоратизация» малого бизнеса. Создаются всевозможные квазиобщественные «палаты», «гильдии» и т.п. «саморегулирующихся организаций», средневековые не только по названию. Ведь функции давно забытых гильдий и цехов как раз и сводились, в основном, к снижению издержек власти по управлению ремесленниками и защите участников объединений от внешней конкуренции.
Таким образом, следует признать, что любая поддержка малого бизнеса путем предоставления особых льгот в долгосрочном периоде чревата избыточным регулированием, ограничением конкуренции и вредна для самого малого бизнеса в целом.
Список литературы
Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 — 2001 годы» от 14.02.2000г. № 121 // http://www.consultant.ru.
Указ Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» от 30.11.1992г. № 1485 // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995г. № 88-ФЗ в ред. от 02.02.2006г. № 19-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Акимов А.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. – М.: Финансы и статистика, 2004.
Иванов Л.Н. Малое предпринимательство и занятость. – М.: Наука, 2006.
Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2003.
Макконел К.Р., Брю CJI. Экономикс. М.: Дело, 1992.
Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. – М.: РАРМП, 2006.
Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. – М.: Издательский Торговый Дом «КноРус», «Издательство Гном и Д», 2003.
Радаев В.В. Экономическая социология. — М.: ЮНИТИ, 2007.
Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2005.
Смешанное общество: российский вариант. М.: Экзамен, 1999.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Дело, 1982.
Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО. №8, 2000.
Брагина Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации // Мировая экономика и международные отношения. №6, 2004.
Бухвальд Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики. №4, 2006.
Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. №7, 1996.
Карачаровский В.В. Развитие малого высокотехнологичного бизнеса в России // ЭКО. №9, 2004.
Левин И.Б. Индустриальные округа как альтернативный путь развития индустриализации // Мировая экономика и международные экономические отношения. №6, 1998.
Мау В., Жаворонков С., Фомичев О., Шадрин А., Яновский К. Дерегулирование российской экономики: механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках // Общество и экономика. №2, 2003.
Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы экономики. №7, 2002.
Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. №4, 2006.
Шеховцев А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // Вопросы экономики. №4, 2006.
http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. – М.: Финансы и статистика, 2004. С. 224.
Там же. С. 227.
Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. №7, 1996. С. 33.
Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. – М.: Финансы и статистика, 2004. С. 18.
Макконел К.Р., Брю CJI. Экономикс. М.: Дело, 1992. С. 37.
Смешанное общество: российский вариант. М.: Экзамен, 1999. С. 59
Иванов Л.Н. Малое предпринимательство и занятость. – М.: Наука, 2006. С. 5.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995г. № 88-ФЗ в ред. от 02.02.2006г. № 19-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 3.
Левин И.Б. Индустриальные округа как альтернативный путь развития индустриализации // Мировая экономика и международные экономические отношения. №6, 1998. С. 117.
Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Радаев В.В. Экономическая социология. — М.: ЮНИТИ, 2007. С. 119
Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Дело, 1982. С. 52
Иванов Л.Н. Малое предпринимательство и занятость. – М.: Наука, 2006. С. 9.
http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО. №8, 2000.
Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 — 2001 годы» от 14.02.2000г. № 121 // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995г. № 88-ФЗ в ред. от 02.02.2006г. № 19-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 7.
30

Читайте также:  Бизнес для многодетной мамы с минимальными вложениями

Список литературы [ всего 26]

1.Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 — 2001 годы» от 14.02.2000г. № 121 // http://www.consultant.ru.
2.Указ Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» от 30.11.1992г. № 1485 // http://www.consultant.ru.
3.Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддерж-ке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995г. № 88-ФЗ в ред. от 02.02.2006г. № 19-ФЗ // http://www.consultant.ru.
4.Акимов А.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная сре-да, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2003.
5.Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. – М.: Финан-сы и статистика, 2004.
6.Иванов Л.Н. Малое предпринимательство и занятость. – М.: Наука, 2006.
7.Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. — М.: ИНФРА-М, 2001.
8.Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2003.
9.Макконел К.Р., Брю CJI. Экономикс. М.: Дело, 1992.
10.Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. – М.: РАРМП, 2006.
11.Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. – М.: Издательский Торговый Дом «КноРус», «Издательство Гном и Д», 2003.
12.Радаев В.В. Экономическая социология. — М.: ЮНИТИ, 2007.
13.Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2005.
14.Смешанное общество: российский вариант. М.: Экзамен, 1999.
15.Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Дело, 1982.
16.Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО. №8, 2000.
17.Брагина Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации // Мировая экономика и международные отношения. №6, 2004.
18.Бухвальд Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики. №4, 2006.
19.Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. №7, 1996.
20.Карачаровский В.В. Развитие малого высокотехнологичного бизнеса в России // ЭКО. №9, 2004.
21.Левин И.Б. Индустриальные округа как альтернативный путь развития индустриализации // Мировая экономика и международные экономиче-ские отношения. №6, 1998.
22.Мау В., Жаворонков С., Фомичев О., Шадрин А., Яновский К. Дерегули-рование российской экономики: механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках // Общество и экономика. №2, 2003.
23.Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы экономики. №7, 2002.
24.Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринима-тельства в России // Вопросы экономики. №4, 2006.
25.Шеховцев А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // Вопросы экономики. №4, 2006.
26.http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государст-венной статистики

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник: referatbank.ru

Эволюция становления и развития поддержки малого предпринимательства в России

В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества. Все эти годы малый бизнес, преодолевая различные барьеры и препятствия, развивался скорее вопреки проводимой экономической политике, чем благодаря ей [2, с. 76].

Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем никто не станет. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы.

Общеизвестно, что основными достоинствами МСП являются:

· функционирование на локальном рынке;

· быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры;

· непосредственная взаимосвязь с потребителем;

· узкая специализация на определенном рынке товаров и услуг;

· возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом;

· высокая восприимчивость к инновациям;

Но наряду с достоинствами МСП имеет и некоторые недостатки. Небольшой объем операций лимитирует возможности малого предприятия расширять свою деятельность, а также вести большие научные разработки. МСП отличаются повышенной впечатлительностью к колебаниям рыночной конъюнктуры, которая приводит к частым разорениям и банкротствам.

Читайте также:  Как получить госзаказ малому бизнесу в Москве

Исходя из этого, работники малых компаний являются менее социально защищенными, чем на больших предприятиях. Малый и средний бизнес также выступает фактором реформирования и демократизации в переходной экономике. Он играет ведущую роль в построении рыночного хозяйства и повышении уровня жизни населения.

МСП обеспечивает структурную перестройку монополизированной экономики, развитие обслуживающих отраслей, пополняет рынок труда рабочими местами и т.п. Утверждение и развитие частной собственности, свободы предпринимательской деятельности невозможны без малого и среднего бизнеса. Поэтому становление МСП является одним из чрезвычайно важных и приоритетных направлений процесса реформирования любой развивающейся страны.

Рассмотрев основные этапы развития поддержки малого предпринимательства в России, представим их в следующей таблице (табл. 1).

Основные этапы становления и развития поддержки малого предпринимательства в России

1992г. –1994г.

Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии:

— издается ряд документов, признающих поддержку малого предпринимательства одним из важнейших направлений экономической реформы, которые в реальности остаются лишь декларацией;

— утверждается Комитет по развитию кредитных союзов;

— период чековой приватизации (1992 —1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма»;

— рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр.;

— создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

— свою программу поддержки частного предпринимательства предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

— наблюдается нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета.

Малые предприятия уже прошли определенный путь развития и переболели «детскими болезнями роста».

— Образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства;

— вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс;

— принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который законодательно определил статус малого предприятия;

— утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг.;

— разрабатывается более 40 законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность малых предприятий;

— предпринимаются попытки по поддержке малого предпринимательства в производственной сфере и, прежде всего, в инновационной области;

— определенные усилия предпринимаются по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

— выходит Программа «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» и Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ»;

— издан Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 года № 222-Ф3, принятого в развитии Федерального закона от 14.06.1995 года № 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;

— продолжает активную деятельность Европейский банк реконструкции и развития;

— результативно осуществляет свою деятельность Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

— существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса;

— нехватка финансов для начинающего предпринимателя вынуждает их самостоятельно приспосабливаться к особенностям рынка.

Становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне:

— разработана Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг.;

— события августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса: малые и средние предприятия можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса;

— закладывается комплекс мероприятий, нацеленный на разработку концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства;

— выходит Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», в котором ставится задача по содействию инновационной деятельности;

— постепенно начинают формироваться механизмы и стимулы, способствующие более активному освоению и использованию информационных процессов;

— инновационная деятельность предпринимателя оставляет желать много лучшего, так как этот вид деятельности продолжает недостаточно финансироваться;

— активное внедрение в практику хозяйствования венчурного капитала — эффективной действенной формы инвестирования инноваций;

— остается актуальным международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Государство серьезно задумалось о поддержке малого инновационного предпринимательства как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности российской экономики.

— Принят документ «Об основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»;

— появилась Концепции развития венчурной индустрии в России;

— объем рынка кредитования малого бизнеса в России вырос более чем на 90%;

— вышло Постановление Правительства № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;

— распоряжением Правительства РФ №328-р была утверждена Федеральная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»;

— приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, направленные на создание благоприятных условий налогообложения организаций, работающих в области информационно-коммуникационных технологий;

— происходит активное строительство инновационной инфраструктуры для имущественной поддержки малого предпринимательства;

Развитие малого и среднего бизнеса, в особенности инновационного, становится одним из приоритетных направлений в экономической политике современного государства

— Мировой финансовый кризис существенно ухудшил показатели финансово-хозяйственной деятельности МСП;

— имеется ряд административных и психологических проблем в развитии малого и среднего бизнеса;

— рынок кредитования МСП находится еще в недостаточно развитом состоянии;

— реализуется ряд программ для поддержки начинающего малого предпринимательства;

— предпринимаются попытки институционализации субъектов инновационной деятельности;

— вступил в силу новый Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что способствует снижению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

— совершенствуется нормативно-правовая база осуществления инновационной деятельности в России;

— начинает реализовываться ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» до 2013 года, направленная на привлечение молодых специалистов в сферу инноваций, а также ряд других федеральных программ;

Проанализировав эволюцию становления и развития поддержки малого предпринимательства в России, представим некоторые выводы в виде таблицы 2, в которой условно оценим уровень поддержки (отсутствует, слабая, средняя или сильная), оказываемой малому бизнесу, на различных этапах его развития.

Уровни развития основных видов поддержки малого предпринимательства на различных этапах его эволюции

Этап

Что же касается малого инновационного бизнеса, то можно сказать, что на первом этапе своего развития он обеспечил себе прочное место в НИОКР, причем это практически сразу сопровождалось получением конкурентоспособной продукции и выводом ее сначала на внутренний, а затем и на внешний рынок. Однако дальнейшая эволюция российских малых предприятий, формирование которых началось на первых этапах реформ, пошла таким образом, что большинство из них включились в торговую и посредническую деятельность, и только небольшая часть осталась в сфере науки и инноваций. Если в 1995 году было зарегистрировано почти 50 тыс. МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило около 23 тыс.

Национальный институт системных проблем предпринимательства (НИСИПП) выявил статистические параметры инновационной активности малого бизнеса в сфере промышленности. По подсчётам НИСИПП, в 2009 году инновационный сектор малого и среднего предпринимательства в промышленности насчитывал 1,9 тыс. предприятий. В 2009 году, по данным Росстата, в России было 5,6 млн. предприятий, которые можно отнести к субъектам малого предпринимательства. 70% из них – индивидуальные предприниматели. В масштабе общего количества малых и микропредприятий (1,6 млн. единиц) процент инновационных предприятий в промышленности составляет 0,12%.

Общие данные по доле инновационных предприятий в секторе малого бизнеса приводит «ОПОРА России». Согласно исследованиям организации, малый бизнес России можно считать инновационным не более чем на 2% [3].

С 2009 году начала реализовываться ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» до 2013 года, направленная на привлечение молодых специалистов в сферу инноваций. Кроме того, для повышения эффективности оценки применяемых мер господдержки Роснауки предложено создать единый реестр талантливой молодежи РФ. Все эти меры, на наш взгляд, оказывают слабое влияние на сложившуюся негативную ситуацию вследствие отсутствия системного подхода и конкретных механизмов их реализации.

Читайте также:  Выращивание гороха как бизнес фермер ру

Для создания комплексной системы поддержки инновационного предпринимательства потребуется продолжительное время, причем необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но и определенная степень зрелости предпринимательского сообщества и общества в целом. Степень зрелости характеризуется весом малого предпринимательства в экономике конкретной территории, механизма выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровня осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением общественного мнения к предпринимательству вообще, к малому бизнесу, в частности.

1. Горбань О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике. МГТУ. – М., 2000.

Источник: be5.biz

Российский малый бизнес: эволюция, особенности, перспективы развития и проблемы государственной поддержки

Пример готовой курсовой работы по предмету: Экономика

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы и роль малого бизнеса в экономике РФ 5

1.1. Понятие и роль малого бизнеса в экономике 5

1.2. История развития малого бизнеса в РФ 9

2. Особенности состояния и развития малого бизнеса в России 13

2.1. Современное состояние малого бизнеса в Российской Федерации 13

2.2. Практические аспекты деятельности малого бизнеса на примере ООО «Элизабет» 16

3. Основные проблемы и перспективы развития российского малого бизнеса 21

3.1. Проблемы развития малого бизнеса в России 21

3.2. Перспективы развития и государственной поддержки развития малого бизнеса в России 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Выдержка из текста

Малый бизнес : черты , преимущества , зарубежный опыт и проблемы становления в России

Проблема заключается не в количественных параметрах этой сферы, которые постепенно улучшаются, а в первую очередь, в структуре отечественного малого бизнеса, его сосредоточенности, на посреднических операциях, раздробленности и практическом отсутствии действенного сотрудничества, с большими предприятиями.

Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев,Ершова, И.В. и др. а также статьи периодической печати и законодательные акты. Работа включает в себя введение три пункта заключение и список использованной литературы.

Малый бизнес — организация, особенности и перспективы развития ( на примере «Супер Вент Холдинг)

Напрвление и формы государственной поддержки малого предпринимательства в России на примере ООО «Авилон»

Сейчас совершенно очевидно, что снижение темпов развития малого бизнеса, а тем более уменьшение числа малых предприятий, вовсе не результат насыщения ими экономики страны. Количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в нашей стране значительно отстает от соответствующих показателей в зарубежных странах. В развитых странах на одну тысячу жителей приходится 20-25 человек, занятых в малом бизнесе, а в России — 5-6 человек. Кроме того, малый бизнес занял далеко не все полагающиеся ему сферы российской экономики (например, очень мало промышленных и инновационных малых предприятий).

Специалисты на протяжении многих лет исследуют вопросы развития малого и среднего предпринимательства, пытаясь создать более благоприятные условия для подобных компаний, ведь несмотря на все сложности, именно малый и средний бизнес приносит наибольшую пользу государству. На таких предприятиях задействовано много сотрудников что значительно снижает уровень безработицы, позволяя решать один из наиболее важных социальных вопросов. Помимо этого именно в условиях малого и среднего бизнеса разрабатываются новые технологии, создаются условия для внедрения новых изобретений, действует острая ценовая и неценовая конкуренция. Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач.

В результате исследования изучен отечественный и зарубежный опыт развития малого бизнеса, проведен анализ малого бизнеса в Новосибирской области и предложены направления его развития.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач. В частности, качестве примера хотелось привести возможности внедрения опыта развития малого и среднего бизнеса в США и Германии в Российской Федерации- сформулировать проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России и за рубежом;

Целью курсовой работы является определение инструментов государственной поддержки, активизирующих деятельность малого и среднего бизнеса на уровне региона. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих основных задач:

Целью курсовой работы является определение инструментов государственной поддержки, активизирующих деятельность малого и среднего бизнеса на уровне региона. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих основных задач:

Малый бизнес, поначалу явившийся чуждым для понимания основной массы российского населения и вызвавший взрыв неприятия и даже агрессии, понемногу был понят и принят. Целью настоящей курсовой работы являются проблемы государственной поддержки предпринимательства, раскрытие экономических условия функционирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определение его роль в развитии рыночных отношений, выявление основных факторов, препятствующих его развитию. выявить особенности малого бизнеса в РФ; 4.

Список источников информации

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru

2. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // http://www.consultant.ru.

3. Агурбаш Н. Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах. — М.: Анкил, 2012. 345с.

4. Андреев В. К. Правовые проблемы малого предпринимательства. — М.: Экзамен, 2012. 340с.

5. Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса // Общество и экономика. — 2012. — № 7. – С.43-47.

6. Бергман Н. Следующий шаг — реализация // Первый экономический: деловой журнал Томской торгово-промышленной палаты. 2011. № 18.С.7-9.

7. Блинов А. О. Малое предпринимательство: учебник. М.: Эксмо, 2012. 149 с .

8. Брялина Г. И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России // Инженерный вестник Дона . 2011. № 1. С. 89-93.

9. Бусыгин А.В. Предпринимательство – основной курс: Учеб.для студентов вузов. – М.: Интерпракс, 2012. – 430с.

10. Виленский А.В. Возможности оценки результатов поддержки российского малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровне // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N 17. — C.8.

11. Герчикова И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Маркетинг. – 2012. — № 6 (55).

12. Дубынина А.В. Малый бизнес на инновационном рынке // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N 29. — С.26-32.

13. Иванов А. Дело для миллиарда // Деньги. – 2013. – № 1– 2. – С. 27– 29.

14. Климова Н.В. Малый бизнес в России: государственная поддержка или разорение? // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N 31. — С.49-55.

15. Краснов И. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике // Пробл. теории и практики управл. — 2013. — N 1. — С.38-46.

16. Курбатова М. В., Левин С. Н. Деформализация правил современной российской экономики (на примере взаимодействия власти и бизнеса) // TERRA ECONOMICUS: экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2012. № 1. С. 27-50.

17. Майданская А.Н. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Финансы. — 2012. — № 6. – С.53-57.

18. Мильнер Б. Малый бизнес: проблемы организации и управления / Б.Мильнер, Т.Орлова // Пробл. теории и практики управл. — 2013. — N 4. — С.18-30.

19. Мильнер Б. О государственной системе поддержки малого бизнеса / Б.Мильнер, Т.Орлова // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — N 5. — С.23-34.

20. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Предпринимательство: Учебник. – СПб.: Лань, 2013. – 270с.

21. Сажин А.А. Механизмы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности малых предприятий // Вестн. Моск. ун-та. Сер.

21. Управление (государство и общество).

  • 2013. — N 2. — С.136-146.

22. Франовская Г. Н. Малый бизнес: учеб . пос . для вузов . Воронеж: Издат. -полиграф . центр Воронеж . гос . ун-та, 2011 . 182 с .

23. http://www.gks.ru список литературы

Похожие работы

Российский малый бизнес:эволюция,особенности,проблемы,причины торможения в развитии и государственная поддержка
Особенности развития предпринимательства в современной россии 2
Особенности развития предпринимательства в современной россии
Формирование и развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в городе.Санкт-Петербург
Развитие малого бизнеса в условиях кризиса в России и Германии
Развитие системы государственной поддержки семьи в РФ анализ на примере материнского капитала 2
Государственная поддержка малого бизнеса и предпринимательства в России
Программа развития малого бизнеса или предпринимательства
Государственная поддержка малого бизнеса и предпринимательства в России 2
Регулирование и поддержка малого бизнеса, как фактор экономического роста россии
  • Сочинения по литературе
  • Краткие содержания
  • Писатели
  • Эпохи
  • Контакты
  • Подбор репетитора

Источник: referatbooks.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин