изводств на территории страны. Сейчас западные автопроизводители выпускают в России не только бюджетные, но и весьма недешевые машины.
Российский автопром больше не производит престижную в советское время «Волгу», да и наследник — Siber — не прижился. Но теперь можно приобрести достойный авто с табличкой Made in Russia — серийно выпускаемый внутри страны зарубежным автоконцерном.
И если первое время внутри страны производили исключительно бюджетные иномарки, то сейчас на отечественную почву приземлили и представительские машины. Audi решились запустить линию по сборке кроссоверов Q5 и Q7, а также седанов А4 и А6. Мало того, в будущем к этим моделям может присоединиться и А8. За счет этого Audi может неплохо сэкономить на пошлинах, а также получить доступ к конкурсам по закупкам автомобилей. К счастью, к качеству собираемых авто производители подходят трепетно, а потому весьма аккуратно внедряют российскую номенклатуру. «Деловой квартал» окинул взглядом российские сборочные предприятия и составил ТОП-6 престижных авто местного разлива.
«Автотор» — один из старейших автосборщиков страны — еще в 1996 г. на предприятии выпустили первые Nissan. С 1999 г. в самом западном городе России производят BMW. Есть в линейке и престижнейший BMW 7-series. На них, в частности, передвигаются федеральные чиновники высокого ранга, а также некоторые депутаты Госдумы и Совета Федерации.
До 2020 г. планируется увеличить уровень локализации с нынешних 15% до 48%, создав мощности по сварке, окраске и сборке, а также испытательный комплекс. Плюс к тому будут созданы СП с производителями компонентов, например с Magna, Johnson Controls и Lear. Впрочем, вероятно BMW 7-series эти изменения коснутся в меньшей степени, поскольку организация окраски и сварки кузовов по отдельным премиальным моделям экономически нецелесообразна, а потому за качество «семерки» можно не беспокоиться.
Двигатель: 4,4 (450 л.с.), бензин, полный привод
Цена: 4,7 млн руб.
Любимая машина чиновников средней руки с 2007 г. выпускается в России — на заводе Toyota в Шушарах. После появления последнего поколения Camry часть машин завозили из Японии, поскольку на первом этапе на российском предприятии красили не во все цвета, но теперь только Made in Russia. В прошлом году в Шушарах выпустили 28441 Camry, завод перешел на двусменный режим. Мало того, часть авто экспортировали в Казахстан. Также на заводе началось строительство цехов штамповки кузовных деталей и производства пластиковых деталей, открытие которых планируется в 2014 г. В середине 2012 г. уровень локализации в Шушарах составлял 15%.
Двигатель: 5,5 (181 л.с.), бензин, монопривод
Цена: 1,3 млн руб.
Nissan решил пойти по пути Toyota и также построил под Санкт-Петербургом завод в 2009 г. По данным на середину прошлого года, уровень локализации находился на уровне 17%. Но вот премиальный Infiniti, выпуск которого начался полгода назад, собирают крупноузловым способом.
В день с конвейера сходят 20 кроссоверов Infinifi FX и седанов бизнес-класса Infiniti М. Отметим, что условия промсборки позволяют организовывать производство машин крупноузловым способом не более чем на 36 месяцев и в ограниченном количестве — 5% от общего объема выпуска. К 2014 г. Nissan планирует построить в Санкт-Петербурге два цеха — штамповочный и пластиковых деталей. В результате уровень локализации серьезно повысится. Однако Infiniti это не коснется — их полноценное производство в России организовывать не будут в силу незначительного объема продаж.
Двигатель: 3,7 (333 л.с.), бензин, полный привод
Цена: 2,77 млн руб.
4. Toyota Land Cruiser Prado
Toyota в конце прошлого года запустила еще одно производство в России — «Соллерс-Буссан» во Владивостоке. Начали с тестовой сборки Toyota Land Cruiser Prado. Серийное производство — с двадцатых чисел февраля. Популярный внедорожник выпускают крупноузловым способом. Предполагаемый объем — тысяча автомобилей в месяц.
Если российским чиновникам все-таки запретят закупать иностранные машины, то во Владивостоке запустят и производство Land Cruiser 200.
Двигатель: 4,0 (282 л.с.), бензин, полный привод
Цена: 2,49 млн руб.
5. Cadillac Escalade
В 2003 г. калининградский «Автотор» заключил соглашение о производстве автомобилей концерна General Motors. Cadillac появился в линейке несколько позже, когда на предприятии создали специальные мощности по выпуску до 6 тыс. в год автомобилей GM класса «премиум». Сейчас в Калининграде выпускают 17 моделей GM в том числе премиальный внедорожник Cadillac Escalade. Впрочем, в случае реализации масштабных планов по повышению локализации производимых авто с нынешних 15% до 48% количество моделей GM в линейке «Автотора» может сократиться с 17 до 2. Скорее всего, подпадет под сокращение и Cadillac Escalade, который сейчас собирается крупноузловым способом с минимальным уровнем локализации.
Двигатель: 6,2 (403 л.с.), бензин, полный привод
Цена: 2,86 млн руб.
6. Volkswagen Tiguan
Калуга — русский Детройт. Региональным властям удалось создать такие условия, что автопроизводители выстраивались в очередь, чтобы построить там свой завод. Один из самых успешных примеров — предприятие «Фольксваген Груп Рус», которое было открыто в 2007 г., а с 2009 г. запущено производства полного цикла, включающего сварку и окраску. Проектная мощность — 150 тыс. автомобилей в год.
Сегодня здесь производят Skoda Octavia, Skoda Fabia, Volkswagen Tiguan и седан Volkswagen Polo. Уже в ближайшем будущем максимальная загрузка будет достигнута. Кстати, в ноябре прошлого года был выпущен 500-тысячный автомобиль. Немцы подходят к вопросу локализации серьезно — в Калуге с осени строят завод по производству двигателей (150 тыс. штук ежегодно). В конечном счете, локализация должна достигнуть 60%.
Двигатель: 2,0 (200 л.с.), бензин, полный привод
Цена: 1,32 млн руб.
Подготовил Александр Листов
Источник: www.dk.ru
Бизнес-класс по-русски
У отечественных автолюбителей весьма смутные представления о том, какие машины относятся к бизнес-классу. «BMW-740 — отличный автомобиль бизнес-класса, сиденья обиты кожей, салон отделан деревом», — подслушал корреспондент «Эксперта С-З» фразу продавца на авторынке, обращенную к покупателю. «Мне нужен автомобиль бизнес-класса. Я склоняюсь к Toyota Avensis», — выразил свои пожелания покупатель в одном из автосалонов Петербурга.
Сегодня все понимают, что в офисе надо одеваться по-деловому, глупо щеголять в вечернем платье на пикнике, нелепо ужинать в дорогом ресторане в спортивном костюме Adidas. Когда же речь заходит о выборе автомобиля, выясняется, что четкий регламент еще не сложился: руководитель компании позволяет себе ездить на VW Golf, а большая часть страны уверена, что старший брат Golf — VW Passat — вполне престижная машина. Весьма распространена и обратная ситуация, когда, едва начав дело, представители малого бизнеса стремятся повысить свой социальный статус за счет приобретения дорогого автомобиля. И то и другое — перекос, порожденный отсутствием культуры потребления.
По западным лекалам
Западное общество за сто с лишним лет создало культуру выбора автомобиля, основанную на равновесии его стоимости и качеств (причем в понятие качества входят не только технические характеристики машины, но и имидж марки, а также степень надежности узлов и агрегатов). Именно наличие такой культуры заставляет рядового европейского экономиста или мелкого предпринимателя каждые три года покупать себе новый Peugeot-406, а не искать изрядно подержанный «глазастый» Mercedes за те же деньги.
В Европе все легковые автомобили условно поделены на шесть категорий. Бизнес-классу соответствует разряд Е. Более скромные авто относятся к эконом-классу (С), а более солидные — к представительским автомобилям (F). Главным критерием являются габаритные размеры. Поэтому, как правило, покупатели четко представляют себе, что они хотят.
В России все сложнее и одновременно проще. До конца 60-х годов отечественные заводы должны были присваивать своей продукции цифровой номер из специально отведенного диапазона. Так, Московский завод малолитражных автомобилей получил диапазон от 400 до 500, а Запорожский автозавод — с 300 до 400. Так у нас появились «Москвич-407» и «ЗАЗ-968» — и никакой привязки к мощности или размеру.
Позднее вступил в силу ГОСТ, который в зависимости от технических характеристик относил автомобиль к одному из четырех классов, в цифровом обозначении автомобиля он занимает первую позицию (от субкомпактного ВАЗ-1111 «Ока» до представительского ЗИЛ-4101). Но данная классификация оказалась не способна ориентировать покупателей, поэтому в начале 90-х жизнь предложила потребителям делить машины просто — на «пацанские» и «непацанские».
В настоящее время при необходимости классифицировать автомобиль все чаще применяют европейскую систему. И вероятность того, что она приживется, очень высока. Реальной альтернативы ей все равно нет, а многие производители заполняют свою гамму, ориентируясь именно на европейскую классификацию.
Согласно этой системе, к классу Е относятся любые машины, схожие по габаритам и мощности двигателя с его типичными представителями: Audi А6, BMW 5-й серии или Mercedes Е-класса. Главным принципом классификации являются не точные цифры мощности или длины, а ориентация на «одноклассников». Это связано с тем, что в процессе маркетинговой политики компании постоянно увеличивают габариты машин в стремлении экстенсивным путем увеличить внутренние размеры, повысить комфорт пассажиров и разместить дополнительное оборудование. Но одних габаритов недостаточно. Для того чтобы автомобиль класса Е был машиной бизнес-класса, он должен иметь соответствующий имидж.
На свой аршин
Общение с руководителями крупнейших компаний-автопродавцов Северо-Запада показало, что понятие «бизнес-класс» толкуется ими максимально широко. От категоричного «только седаны Mercedes, BMW и Audi европейского класса Е» до любых машин сходных размеров или дорогих комфортабельных микроавтобусов и крупных внедорожников. Бесспорно одно: важнейшими чертами автомобиля бизнес-класса должны быть избыточный уровень комфорта, а также исключительная надежность узлов и агрегатов. «Автомобиль бизнес-класса немыслим без достаточного пространства для пассажиров, сидящих сзади, мощного двигателя и наличия опций, обеспечивающих комфорт: телефонной встроенной системы, навигации, телевизора, подогрева и вентиляции сидений, не говоря уж об их электрической регулировке», — считает Даниил Карпиченко, директор по продажам и маркетингу ЗАО «Вехо».
Самый сложный для оценки параметр — имидж марки. И если у Audi, BMW и Mercedes он априори достаточен, то остальным приходится доказывать свое право относиться к бизнес-классу. И тут у профессиональных торговцев автомобилями тоже полной ясности нет (смотри выдержки из проведенного нами опроса; сразу оговоримся, что редакция согласна не со всеми ответами. Например, вызывает сомнение причисление к бизнес-классу Audi A4, а также крайне сомнительно причисление к этой категории массового VW Passat).
Место в бизнес-классе надо завоевать, и это реально, примеров тому немало. Возьмем Toyota Camry — за десять лет эта машина из аналога того же Passat превратилась в лидера продаж автомобилей бизнес-класса в США и претендует на это место в Европе и России. Секрет успеха коренится в сочетании активной рекламной политики, широкого набора опций и солидного дизайна.
Активизировался и Lexus, недавно начавший официальные продажи в России, — за океаном он уже опережает Mercedes. В прошлом году широкой общественности был представлен флагман Peugeot — модель 607. Старейший французский автопроизводитель, несмотря на явный акцент в сторону более скромных автомобилей, в бизнес-классе предложил модель с достойными дизайном и начинкой.
Порядок на пользу
Согласно исследованию «Стиль жизни среднего класса», проводимому маркетинговым агентством «Эксперт МА», потребление имеет для россиян важнейшее значение, в то время как глобальные вопросы отброшены на периферию сознания. На автомобильном рынке наиболее вероятно развитие ситуации по аналогии с рынками одежды или образовательных услуг. Они также прошли через стадию хаоса и в своем сегодняшнем виде весьма жестко структурированы, сбалансировав спрос и предложение, а также цену, качество и потребительские ожидания. Чем больше будет степень сбалансированности автомобильного рынка, тем больше будет у дилеров возможностей применения рыночных рычагов для достижения высоких результатов.
Источник: expert.ru
Российские (советские) автомобили бизнес-класса
Простые советские граждане могли позволить себе приобрести машину. Однако, люксовые автомобили в СССР были доступны лишь высшему партийному руководству. Поскольку с началом перестройки появилась опасность появления конкурентов – компаний, выпускающих иномарки, советский (позже – российский) автопром пытался создать достойного соперника «шестисотому», а также иным машинам бизнес-класса и представительским автомобилям. Что из этого получилось? Давайте попробуем разобраться.
ЗИЛ-4102
ЗИЛ-4102 – автомобиль, который на начальных этапах разработки должен был заменить ЗИЛ-41041 – представительский седан, использовавшийся для передвижения Михаилом Горбачевым.
Президент дал указание заменить устаревшую модель, после чего была начата разработка новой машины ЗИЛ-4101 согласно западным моделям. В 1985 году успешно закуплен автомобиль Rolls-Royce, модель Silver Spirit, использовавшийся в качестве образца. Конечный продукт обрел черты шведского авто Volvo 760 и Cadillac Fleetwood Limousine выпуска 1985 года.
Хотя внешность ЗИЛ-4102 отличалась большей демократичностью, роскошь салона данной модели поражала: в нем было установлена система с десятком аудиодинамиков, сиденья комплектовались электроприводом, имелся и бортовой компьютер, оснащенный синтезатором речи, что для конца 80-х было инновацией.
Его 7,68-литровый двигатель V8 имел мощность, равную 315 лошадиным силам, он обеспечивал разгон автомобиля до скорости, равной сотне километров в час, достигаемой всего за 10,5 секунды. 20 литров топлива расходовалось на сотню километров. Данная разработка с автоматической коробкой передач чем-то не угодила Горбачеву, занимавшему в те времена пост президента, и проект закрыли. Автомобиль ЗИЛ-4102 остался в количестве всего двух экземпляров.
ГАЗ-3105
В 1983 году впервые заговорили о новой разработке — ГАЗ-3105. Создатели модели столкнулись с трудностями с самого начала: из-за катастрофической нехватки денег было сложно сделать выбор – строить ли машину «с нуля» или же приобрести лицензию на иностранные аналоги.
С 1986 по 1988 год завод изучал Ford Scorpio, Chrysler Interpid, Peugeot 605, однако, более всего заимствований для ГАЗ-3105 было сделано у Audi 100.
Испытания модели стартовали в 1988 году, и уже к 1990 году было произведено 24 автомобиля. Стоимость ГАЗ-3105 была равна стоимости иномарок такого же класса и составляла от 50 до 60 тысяч долларов.
Очевидна причина, по которой никто не спешил приобрести ГАЗ-3105. 1992-1996 года – период, в который было произведено всего 55 автомобилей, и на этом история ГАЗ-3105 была окончена.
Модель москвича «Иван Калита»
«Иван Калита» — Москвич-2142, который был представлен на MIMS-98 – международном автосалоне, проходившем в Москве в 1998 году. В дизайне седана бизнес-класса, грубо слепленного с американских автомобилей Cadillac и Lincoln, легко угадывался Москвич.
Салон был отлично обустроен: в нем имелись стеклоподъемники, холодильник, кондиционер, CD-проигрыватель, чехлы кресел были выполнены из кожи. Спроса на автомобиль не было из-за высокой цены, сборка производилась поштучно. В итоге «Иван Калита» ухудшил дела завода, которые и без этого шли неважно. АЗЛК он стал одним из последних выпущенных автомобилей.
ГАЗ-3111
Очередным флагманом ГАЗа должна была стать Волга 3111. Электроника Bosh, современный внешний вид, детали, заимствованные у иномарок (двигатели Toyota были установлены на некоторых модификациях данного автомобиля) – создатели машины рассчитывали на интерес покупателя.
Однако, при сомнительном качестве исполнения стоимость, составлявшая с набором всех опций примерно 30 000 долларов, была более чем высока. Машин ГАЗ-3111 было выпущено около 500, после чего место данной модели занял более перспективный автомобиль Volga Siber.
Источник: 2auto.su