Рыночные модели современного бизнеса

Структура рыночной экономики состоит из финансовых, коммерческих, производственных и информационных звеньев, которые используют нормы деловых отношений как правовую основу, взаимодействуя друг с другом. Рынок – это место, где контактируют различные группы, которые имеют точки соприкосновения. Одни являются производителями (предлагают свои товары либо услуги), вторые – соответственно, потребителями (приобретают их). В результате появляются цены, которые устанавливаются рынком, стабилизируется величина продаж.

Вследствие ограниченности экономических ресурсов по сравнению с общественными потребностями в товарах и услугах, были разработаны способы их распределения между различными направлениями потребления. Таким образом, возникла экономическая система, которая представляет собой совокупную величину организационных и социально-экономических отношений между потребителями и производителями.

В зависимости от формы собственности и порядка регулирования экономической деятельности выделяют традиционный (который основан на доминировании традиционных методов хозяйственной деятельности), командный (характеризуется государственной собственностью, в которой находятся большинство предприятий) и рыночный вид экономики. В свою очередь последний имеет определенные модели рыночной экономики, которые были сформированы в зависимости от национальных культурных традиций и исторических условий формирования.

Экономические системы за 5 минут: традиционная, командная, рыночная

На сегодняшний день все страны – новые индустриальные и постиндустриальные – это страны с рыночной экономикой. Соответственно в каждой из них сформировался свой вид модели рыночной экономики, зависящий от местоположения страны географически, существования природных ресурсов, условий развития, уровня сил производства и направленности общества в социальном плане.

Плановое ведение хозяйства, которое применялось в СССР, кануло в лету. Теперь основные современные модели рыночной экономики подразделяются на иные виды. Среди них выделяют следующие:

1. Американская модель рыночной экономики. Она характеризуется минимальным удельным весом госсобственности, незначительной регулирующей ролью государства в сфере экономики страны, резкой дифференциацией населения на богатых и бедных, значительным различием в уровнях заработной платы и приемлемым уровнем жизни малообеспеченных слоев населения.

2. Японская модель рыночной экономики. Она отличается повышением роли социальной и технико-экономической эффективностей предпринимательства. Также ее характерной чертой является большая автономность от государственного бюджета, большая независимость и коммерциализация деятельности. Отличиями японской модели также можно назвать значительное влияние государства на направления развития экономики, повсеместное применение пожизненного найма работников фирм, незначительную разницу в уровнях заработных плат и вовлечение работников в управление компанией.

3. Немецкая модель характеризуется воздействием государства на экономику при решении соцпроблем, решающей ролью банков и полной автономией центрального банка. При этом разница в заработной плате, как и в японской модели, незначительна.

Основные типы экономических моделей | Макроэкономика (часть 3)

4. Шведскую еще часто называют второй моделью социализма. Здесь большая государственная роль в обеспечении стабильности экономики и распределении доходов. Швеция – это одна из стран с самым высоким уровнем жизни и минимальным уровнем безработицы.

Читайте также:  Обзор прицепа кремень бизнес

Как мы видим, каждая из стран отличается своими характерными подходами и отличительными особенностями условий хозяйствования. Вместе с тем, различные модели рыночной экономики имеют и общие черты, такие, как формы собственности, свободные цены на услуги и товары, свободная конкуренция, предпринимательская деятельность и определенный вид системы государственного регулирования экономической деятельности.

Источник: fb.ru

Модели современного рынка

Если на заре капитализма господствовала свободная конкурен­ция, то позднее (особенно на рубеже XIX-XX вв.), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В со­временной экономике конкуренция и монополия сосуществуют и подчас сложно переплетаются. В многообразии сегодняшних ры­ночных ситуаций можно выделить четыре главные модели совре­менного рынка (рисунок 16).

Чистая конкуренция и чистая монополия — это две крайние и достаточно редкие модели. Между ними располагаются две более характерные для современного рынка модели под общим названи­ем несовершенная конкуренция.

Рисунок 16 — Четыре модели современного рынка

Чистая конкуренция воплощает модель идеальной конкурен­ции — несбыточную мечту большинства производителей и почти всех потребителей. Ей присущи следующие черты:

• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупате­лей, объектами купли-продажи являются однородные товары;

• большее число продавцов и покупателей означает, что ни один из них не может диктовать цену товара;

• возникновение равновесной цены на товар как результат сво­бодного взаимодействия свободного спроса и свободного предло­жения;

• отсутствие препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода из него;

• все участники располагают полной информацией о конъюнк­туре рынка, так как одинаковость качества и незначительные ко­лебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.

Монополистической конкуренции присущи следующие черты:

• относительно большое число производителей;

• наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки зре­ния покупателей) продукции. Каждая фирма продает особый то­вар, который отличается качеством, оформлением, престижно­стью, в результате чего у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Товар может быть дифференцирован по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям и интенсивности рекламы;

• удельный вес каждой фирмы — относительно небольшой, но больше, чем при совершенной конкуренции;

• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;

• вступление в монопольный рынок — свободное; для этого необходимо наличие начального капитала, несколько большего, чем при совершенной конкуренции, так как требуются средства для разработки новой продукции и рекламы.

Олигопольная конкуренция (олигополия) является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на ко­тором существует несколько фирм, контролирующих значитель­ную часть рынка. Основные черты олигопольной конкуренции:

• наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три — пять);

Читайте также:  Какой номер бизнеса автобазар аризона

• предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и диф­ференцированной (автомобили и другие потребительские товары) продукции;

• использование ценовой и неценовой конкуренции (высокие качество и надежность изделий, современные методы сбыта, про­ведение рекламных кампаний и т.д.), а именно:

— «жесткость» цен, даже когда при изменении цен или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены;

— лидерство в ценах, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установлен­ные лидером (скрытый сговор);

— соглашение о специализации и кооперации производства;

• вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено.

Чистая монополия, является антиподом со­вершенной конкуренции, ей присущи следующие основные черты:

• наличие одного продавца;

• производство товаров, не имеющих заменителей;

• полный контроль объема предложений товара и цен;

• наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицен­зии, патенты) для потенциальных участников рынка.

Примерами монопольного рынка могут служить: сеть рестора­нов, станций технического обслуживания, предприятия рознич­ной торговли и т.д.

Антимонопольное законодательство. Правительство отслеживает негативные тенденции монополи­зации экономики и принимает определенные меры против фирм, злоупотребляющих своим монопольным положением. Антимоно­польное законодательство представляет собой одну из форм госу­дарственного регулирования экономики.

В России основным фактором, под воздействием которого сфор­мировалась антимонопольная политика, является открытие эко­номики для иностранной конкуренции и установление курса руб­ля по отношению к доллару. Закон РФ «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рынках» от 21.04.95 предусматривает дополнительные меры противодействия антиконкурентной практике предпринимательских фирм.

Для обеспечения антимонопольной политики осуществляют следующие мероприятия: охрану и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими монопольные позиции на рынке; контроль над ценообразованием; защиту интересов потребителя; содействие деятельности мелких и средних фирм.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Модели современного рынка

В начале развития господствовала свободная конкуренция. Вместе с развитием и укрупнением производства развились монополии. В современной экономике конкуренция и монополии сосуществуют совместно. Выделяют четыре основных модели рынка:

Контроль за ценой

Вступление в отрасль

Рынок сельхоз продукции, рынок обмена валют

Электрогазоводоснабжение, метрополитен, связь, и т.д.

Производство одежды, обуви, мебели, розничная торговля

Значительный, особенно при сговоре

Оптовая торговля, производство сталей, автомобилей, сельхозмашин

Чистая конкуренция и чистая монополия –две крайние, достаточно редкие ситуации. Между ними располагаются более характерные для современного рынка модели, под общим названием «несовершенная конкуренция».

Чистая конкуренция – присутствует на рынке, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг. В этих условиях доля каждого производителя в общем отраслевом выпуске очень мала, поэтому они не могут изменять совокупные предложения продукции, а значит и сложившиеся цены. Из-за однородности товаров неценовая конкуренция отсутствует. Приспосабливаясь к рыночным ценам, фирмы стремятся добиться эффективности производства.

Читайте также:  Эстетический интеллект как его развивать и использовать в бизнесе и жизни браун п

28.03.12 Лекция №6

Преимущества и недостатки монополии:

  1. Преимущества:
  1. в определенных отраслях монополия более эффективна и дает экономию затрат.
  2. По сравнению с конкурентным сектором у монополии и олигополии больше средств для развития научно технического прогресса.
  1. Вместе с тем всякая монополия и всякая погоня за наживой это зло
  2. Нерациональное распределение ресурсов в обществе – оно происходит, когда в погоне за сверхприбылью монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены, навязывая обществу определенные виды продукции, её качество и условия продаж. Например, в длительном застое с/х России большая доля вины приходится на топливно-энергетические, химические и банковские монополии. В странах с развитой демократией (США, Франция, Германия) рыночная рационализация угрожает профсоюзам. Тредюнионы препятствуют появлению лишних рабочих мест, снижение платы работникам уходящих профессий, сокращению продолжительности рабочего времени, это тормозит рост производительности труда.
  3. Усиление неравенства доходов, оно также связано с монопольным завышением цен и их сверхприбылью, потому что эта сверхприбыль означает уменьшение доходов остальной части населения. На банковском рынке, например, это Сбербанк России. Это монополист в сфере хранения денег населения. Через заниженный депозитный и завышенный кредитный процент банк перераспределяет доходы в свою пользу.
  4. Торможение научно-технического прогресса и экономический застой. Фирмы монополисты не испытывают влияние конкурентов и могут иметь прибыли без дополнительных усилий. Монополии не требуется улучшать качество продукции, увеличивать её ассортимент и улучшать качество продукции и заботиться об интересах клиента. Кроме того, монополисты обычно заинтересованы в полном техническом использовании оборудования. Внедрение нового оборудования угрожает быстрым моральным износом и необходимостью замены физически ещё годной техники.
  5. Опасность для демократии, как в экономике, так и в политике. В экономике монополии подавляют свободную и честную конкуренцию и навязывают обществу свои условия; заниженную оплату труда своих работников, плохое качество товара, завышенные цены своих продаж и принудительные добавки к своей продукции, например все программы для выхода в интернет привязаны к ОС Виндовс (ложь пи@$ёж и провокация. ). В политике: скупая СМИ, финансируя политические партии и предвыборные кампании, они манипулируют сознание людей, проводят в правительство своих ставленников. Необходимость сдерживание и регулирование монополий, передовые сообщества осознали ещё в конце девятнадцатого века. В соответствии с первым в мировой истории антитрестовским законом Шермана, принятым с США в 1890 монополизация рынка становилась незаконной и преступной. Антимонопольная политика России направлена не против злоупотребления монополистов, а только на то, чтобы заставить монополистов делится с государством полученными сверхприбылями.

Доход фирмы и условия равновесия фирм.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин