Структура рыночной экономики состоит из финансовых, коммерческих, производственных и информационных звеньев, которые используют нормы деловых отношений как правовую основу, взаимодействуя друг с другом. Рынок – это место, где контактируют различные группы, которые имеют точки соприкосновения. Одни являются производителями (предлагают свои товары либо услуги), вторые – соответственно, потребителями (приобретают их). В результате появляются цены, которые устанавливаются рынком, стабилизируется величина продаж.
Вследствие ограниченности экономических ресурсов по сравнению с общественными потребностями в товарах и услугах, были разработаны способы их распределения между различными направлениями потребления. Таким образом, возникла экономическая система, которая представляет собой совокупную величину организационных и социально-экономических отношений между потребителями и производителями.
В зависимости от формы собственности и порядка регулирования экономической деятельности выделяют традиционный (который основан на доминировании традиционных методов хозяйственной деятельности), командный (характеризуется государственной собственностью, в которой находятся большинство предприятий) и рыночный вид экономики. В свою очередь последний имеет определенные модели рыночной экономики, которые были сформированы в зависимости от национальных культурных традиций и исторических условий формирования.
Экономические системы за 5 минут: традиционная, командная, рыночная
На сегодняшний день все страны – новые индустриальные и постиндустриальные – это страны с рыночной экономикой. Соответственно в каждой из них сформировался свой вид модели рыночной экономики, зависящий от местоположения страны географически, существования природных ресурсов, условий развития, уровня сил производства и направленности общества в социальном плане.
Плановое ведение хозяйства, которое применялось в СССР, кануло в лету. Теперь основные современные модели рыночной экономики подразделяются на иные виды. Среди них выделяют следующие:
1. Американская модель рыночной экономики. Она характеризуется минимальным удельным весом госсобственности, незначительной регулирующей ролью государства в сфере экономики страны, резкой дифференциацией населения на богатых и бедных, значительным различием в уровнях заработной платы и приемлемым уровнем жизни малообеспеченных слоев населения.
2. Японская модель рыночной экономики. Она отличается повышением роли социальной и технико-экономической эффективностей предпринимательства. Также ее характерной чертой является большая автономность от государственного бюджета, большая независимость и коммерциализация деятельности. Отличиями японской модели также можно назвать значительное влияние государства на направления развития экономики, повсеместное применение пожизненного найма работников фирм, незначительную разницу в уровнях заработных плат и вовлечение работников в управление компанией.
3. Немецкая модель характеризуется воздействием государства на экономику при решении соцпроблем, решающей ролью банков и полной автономией центрального банка. При этом разница в заработной плате, как и в японской модели, незначительна.
Основные типы экономических моделей | Макроэкономика (часть 3)
4. Шведскую еще часто называют второй моделью социализма. Здесь большая государственная роль в обеспечении стабильности экономики и распределении доходов. Швеция – это одна из стран с самым высоким уровнем жизни и минимальным уровнем безработицы.
Как мы видим, каждая из стран отличается своими характерными подходами и отличительными особенностями условий хозяйствования. Вместе с тем, различные модели рыночной экономики имеют и общие черты, такие, как формы собственности, свободные цены на услуги и товары, свободная конкуренция, предпринимательская деятельность и определенный вид системы государственного регулирования экономической деятельности.
Источник: fb.ru
Модели современного рынка
Если на заре капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее (особенно на рубеже XIX-XX вв.), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В современной экономике конкуренция и монополия сосуществуют и подчас сложно переплетаются. В многообразии сегодняшних рыночных ситуаций можно выделить четыре главные модели современного рынка (рисунок 16).
Чистая конкуренция и чистая монополия — это две крайние и достаточно редкие модели. Между ними располагаются две более характерные для современного рынка модели под общим названием несовершенная конкуренция.
Рисунок 16 — Четыре модели современного рынка
Чистая конкуренция воплощает модель идеальной конкуренции — несбыточную мечту большинства производителей и почти всех потребителей. Ей присущи следующие черты:
• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупателей, объектами купли-продажи являются однородные товары;
• большее число продавцов и покупателей означает, что ни один из них не может диктовать цену товара;
• возникновение равновесной цены на товар как результат свободного взаимодействия свободного спроса и свободного предложения;
• отсутствие препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода из него;
• все участники располагают полной информацией о конъюнктуре рынка, так как одинаковость качества и незначительные колебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.
Монополистической конкуренции присущи следующие черты:
• относительно большое число производителей;
• наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки зрения покупателей) продукции. Каждая фирма продает особый товар, который отличается качеством, оформлением, престижностью, в результате чего у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Товар может быть дифференцирован по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям и интенсивности рекламы;
• удельный вес каждой фирмы — относительно небольшой, но больше, чем при совершенной конкуренции;
• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;
• вступление в монопольный рынок — свободное; для этого необходимо наличие начального капитала, несколько большего, чем при совершенной конкуренции, так как требуются средства для разработки новой продукции и рекламы.
Олигопольная конкуренция (олигополия) является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на котором существует несколько фирм, контролирующих значительную часть рынка. Основные черты олигопольной конкуренции:
• наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три — пять);
• предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и дифференцированной (автомобили и другие потребительские товары) продукции;
• использование ценовой и неценовой конкуренции (высокие качество и надежность изделий, современные методы сбыта, проведение рекламных кампаний и т.д.), а именно:
— «жесткость» цен, даже когда при изменении цен или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены;
— лидерство в ценах, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером (скрытый сговор);
— соглашение о специализации и кооперации производства;
• вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено.
Чистая монополия, является антиподом совершенной конкуренции, ей присущи следующие основные черты:
• наличие одного продавца;
• производство товаров, не имеющих заменителей;
• полный контроль объема предложений товара и цен;
• наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицензии, патенты) для потенциальных участников рынка.
Примерами монопольного рынка могут служить: сеть ресторанов, станций технического обслуживания, предприятия розничной торговли и т.д.
Антимонопольное законодательство. Правительство отслеживает негативные тенденции монополизации экономики и принимает определенные меры против фирм, злоупотребляющих своим монопольным положением. Антимонопольное законодательство представляет собой одну из форм государственного регулирования экономики.
В России основным фактором, под воздействием которого сформировалась антимонопольная политика, является открытие экономики для иностранной конкуренции и установление курса рубля по отношению к доллару. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 21.04.95 предусматривает дополнительные меры противодействия антиконкурентной практике предпринимательских фирм.
Для обеспечения антимонопольной политики осуществляют следующие мероприятия: охрану и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими монопольные позиции на рынке; контроль над ценообразованием; защиту интересов потребителя; содействие деятельности мелких и средних фирм.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Модели современного рынка
В начале развития господствовала свободная конкуренция. Вместе с развитием и укрупнением производства развились монополии. В современной экономике конкуренция и монополии сосуществуют совместно. Выделяют четыре основных модели рынка:
Контроль за ценой
Вступление в отрасль
Рынок сельхоз продукции, рынок обмена валют
Электрогазоводоснабжение, метрополитен, связь, и т.д.
Производство одежды, обуви, мебели, розничная торговля
Значительный, особенно при сговоре
Оптовая торговля, производство сталей, автомобилей, сельхозмашин
Чистая конкуренция и чистая монополия –две крайние, достаточно редкие ситуации. Между ними располагаются более характерные для современного рынка модели, под общим названием «несовершенная конкуренция».
Чистая конкуренция – присутствует на рынке, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг. В этих условиях доля каждого производителя в общем отраслевом выпуске очень мала, поэтому они не могут изменять совокупные предложения продукции, а значит и сложившиеся цены. Из-за однородности товаров неценовая конкуренция отсутствует. Приспосабливаясь к рыночным ценам, фирмы стремятся добиться эффективности производства.
28.03.12 Лекция №6
Преимущества и недостатки монополии:
- Преимущества:
- в определенных отраслях монополия более эффективна и дает экономию затрат.
- По сравнению с конкурентным сектором у монополии и олигополии больше средств для развития научно технического прогресса.
- Вместе с тем всякая монополия и всякая погоня за наживой это зло
- Нерациональное распределение ресурсов в обществе – оно происходит, когда в погоне за сверхприбылью монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены, навязывая обществу определенные виды продукции, её качество и условия продаж. Например, в длительном застое с/х России большая доля вины приходится на топливно-энергетические, химические и банковские монополии. В странах с развитой демократией (США, Франция, Германия) рыночная рационализация угрожает профсоюзам. Тредюнионы препятствуют появлению лишних рабочих мест, снижение платы работникам уходящих профессий, сокращению продолжительности рабочего времени, это тормозит рост производительности труда.
- Усиление неравенства доходов, оно также связано с монопольным завышением цен и их сверхприбылью, потому что эта сверхприбыль означает уменьшение доходов остальной части населения. На банковском рынке, например, это Сбербанк России. Это монополист в сфере хранения денег населения. Через заниженный депозитный и завышенный кредитный процент банк перераспределяет доходы в свою пользу.
- Торможение научно-технического прогресса и экономический застой. Фирмы монополисты не испытывают влияние конкурентов и могут иметь прибыли без дополнительных усилий. Монополии не требуется улучшать качество продукции, увеличивать её ассортимент и улучшать качество продукции и заботиться об интересах клиента. Кроме того, монополисты обычно заинтересованы в полном техническом использовании оборудования. Внедрение нового оборудования угрожает быстрым моральным износом и необходимостью замены физически ещё годной техники.
- Опасность для демократии, как в экономике, так и в политике. В экономике монополии подавляют свободную и честную конкуренцию и навязывают обществу свои условия; заниженную оплату труда своих работников, плохое качество товара, завышенные цены своих продаж и принудительные добавки к своей продукции, например все программы для выхода в интернет привязаны к ОС Виндовс (ложь пи@$ёж и провокация. ). В политике: скупая СМИ, финансируя политические партии и предвыборные кампании, они манипулируют сознание людей, проводят в правительство своих ставленников. Необходимость сдерживание и регулирование монополий, передовые сообщества осознали ещё в конце девятнадцатого века. В соответствии с первым в мировой истории антитрестовским законом Шермана, принятым с США в 1890 монополизация рынка становилась незаконной и преступной. Антимонопольная политика России направлена не против злоупотребления монополистов, а только на то, чтобы заставить монополистов делится с государством полученными сверхприбылями.
Доход фирмы и условия равновесия фирм.
Источник: studfile.net