История известнейшего автомобильного бренда «Toyota» начинается, как это ни странно, не с автомобиля, а с … ткацкого станка! И нет никаких сомнений – если бы компания по сей день продолжала снабжать текстильную промышленность специальной техникой, это были бы самые «умные», стильные и надежные в мире станки. Но к удовольствию (а может, даже к счастью) миллионов автолюбителей по всему миру, японское семейство Тоёда вовремя перенаправило свои инженерные таланты в более масштабное русло.
«Toyota» – японский гений с душой нараспашку
И мы не опечатались – компания действительно носит фамилию своего основателя с разницей в одну букву. Японцы, известные своей любовью к различного рода церемониям и символизму, посчитали, что звук «т» в названии способен принести большую удачу, чем звук «д». Да и к тому же слово «toyota», написанное катаканой (системой иероглифов), состоит из 8 черт – счастливое в Японии число.
Тойота. Путь к успеху
Мастер на все руки, своего рода японский Генри Форд, Сакиги Тоёда с детства увлекался механикой. Одной из самых развитых отраслей промышленности в первой половине XX века в Стране восходящего солнца было ткачество, поэтому Сакиги в 20-х годах ХХ века начал производство автоматических ткацких станков.
В 1929 году Тоёда совершил своего рода прорыв в станкостроении – самолично изобрел «умный» станок с защитой от ошибок. Агрегат автоматически останавливал работу, если нить обрывалась. В этом же году Сакиги отправил своего сына Киитиро Тоёда в Англию, где тот продал патентные права на изобретение отца за 100 тысяч английских франков. Эти деньги и стали стартовым капиталом для создания корпорации «Toyota Motor». Вскоре компания отделилась от материнской (вернее, от отцовской), а имя Киитиро теперь навсегда вписано в историю как основателя этого автомобильного бренда.
Toyota Motor Corporation начала свою автомобилестроительную деятельность с производства простейших грузовиков. Технология их изготовления была настолько примитивна, что, к примеру, панели кузовов приколачивались к рамам гвоздями и молотком. А в годы Второй мировой войны и вовсе грузовики «Toyota» выходили с конвейера с одной фарой.
В 1948 году из-за инфляции долг Toyota Motor Corporation в 8 раз превысил ее суммарный капитал. В режиме жесткой экономии компания значительно сократила штат, урезала зарплаты менеджерам и мастерам, а Киитиро Тоёда попросил добровольно уволиться 1600 сотрудников. Начались масштабные забастовки и беспорядки. Постоянные стычки с потерявшими в одночасье работу трудягами довели Киитиро до сердечной болезни. Здоровье главы корпорации было сильно подорвано, в результате чего он и скончался четыре года спустя в возрасте 58 лет, так и не оправившись от удара.
Самые Удивительные Факты о «TOYOTA» которые вы не знали. История Японской компании Тойота.
После смерти Киитиро в 1952 году руководство Toyota Motor Corporation перешло к его брату Эйдзи Тоёда. Эйдзи оказался дальновидным и мудрым руководителем. Заняв главенствующий пост, он поставил перед подчиненными смелую задачу – усовершенствовать производственный процесс так, чтобы по уровню производительности компания догнала и обогнала предприятие «Ford». Эйдзи Тоёда организовал коллективную поездку в Америку на заводы «Ford», чтобы показать наглядно своим менеджерам и специалистам, что он имел в виду.
Надо сказать, что дальнейший успех Toyota Motor Corporation, последовавший за назначением в руководители Эйдзи, связан с так называемой Toyota Production Sistem (TPS) – ставшей уже легендарной концепцией развития производства и бизнеса. Сейчас эта концепция приводится во всех мировых пособиях по менеджменту, а ее основные принципы, разработанные самим Эйдзи Тоёда, в настоящее время являются основополагающими на всех автомобильных конвейерах. По словам экспертов, существуют специальные консалтинговые подразделения, которые внедряют опыт Toyota Motor Corporation в производство на автомобильные предприятия.
Вот некоторые из особенностей TPS:
– концепция «Точно в срок» – комплекс принципов, позволяющих компании производить и поставлять продукцию небольшими партиями в сжатые сроки;
– удовлетворять конкретные запросы потребителей – быть восприимчивыми к колебаниям потребительских запросов;
– философия «Кай-дзен» – концепция постепенных, но постоянных улучшений. Философия учит работать в малых группах, решать проблемы по мере их поступления;
– «принцип шнура» – возможность каждому из участников производственного процесса дернуть за шнур на любом этапе производственного цикла, дабы указать на замеченную ошибку и предложить пути решения. Такое право есть у каждого рабочего на конвейере, а менеджеры обязаны внимательно прислушиваться к замечаниям и предложениям рабочего и делать соответствующие выводы.
Это и многое другое помогло корпорации «Toyota Motor» со временем заявить о себе как о мощном и безотказном механизме в сложном организме мирового автомобилестроения. Стоит отметить, что ни дня руководство корпорации не держало в секрете свою новую модель бизнеса. По этому поводу высказался нынешний президент Toyota Motor Corporation Такеши Исогая:
– «Тойота» стремится быть глобальной компанией, – объясняет он, – и чтобы этого добиться, мы должны на равных общаться с нашими потребителями и партнерами, делиться своими идеями. Такова наша философия на протяжении уже нескольких десятилетий.
Концепция TPS помогла компании пережить нефтяной кризис в Японии в 1973 году. Несмотря на экономические проблемы в стране, корпорации удалось не сбавлять темпов своего производства и не понести убытков. На этот факт обратило внимание японское правительство − «Toyota» пережила кризис легче остальных предприятий. Тогда руководство страны обратилось к успешной автомобильной корпорации с просьбой проводить обучающие семинары для основных японских компаний. С тех пор так и повелось у Toyota Motor Corporation – безвозмездно делиться опытом с коллегами и партнерами, не употребляя, согласно своей философии, слово «конкуренты».
Да и логотип бренда «Toyota», как объясняет Такеши Игосая, означает баланс между компанией и другими автомобильными предприятиями, хотя по одной из версий, символ изображает нитку, продетую в иголку, – память о «ткацкостаночном» прошлом корпорации.
Долгое время Toyota Motor Corporation работала для внутреннего рынка Японии, но в 1980-х годах предприимчивым Эйдзи Тоёда было решено экспортировать автомобиль модели Crown (выпускающийся с 1955 года) в Америку – США и Бразилию. Но первую попытку внедрить японскую машину на иностранном рынке нельзя было назвать успешной. Дело в том, что представления японцев и американцев о хорошем авто оказались весьма различны. По западным меркам Toyota Crown была слишком медлительной, не вписывающейся в быстрый ритм больших городов. Изготовители, гибкие к пожеланиям покупателей (согласно Toyota ProductionSistem), учли замечания и спустя три года поставили на американский рынок новую, усовершенствованную модель Toyota Crown, принятую на «Ура!».
Объемы продаж японских авто в Америке в скором времени достигли таких масштабов, что ошарашенные начальники «GeneralMotors» – воротилы западного автомобилестроительного бизнеса – в 1983 году предложили японцам подписать сотрудничество с одним лишь условием – Toyota Motor Corporation делится с ними опытом и всеми секретами производства! В обмен на это «Toyota» получила возможность собирать свои автомобили прямо в США, то есть непосредственно работать в той стране, знание культурных особенностей которой могло так помочь в бизнесе.
Как понятно из всего вышесказанного, стратегия компании «Toyota» долгое время была такова – занять свою нишу автомобилей среднего класса, не конкурируя ни с кем и не держа в рукаве ни одной карты – не только не иметь секретов, но и активно делиться полезным опытом со всеми и каждым. К концу 1990-х годов сложился стереотип, что Toyota Motor Corporation не способна ничем удивить мировую общественность, остается верна идеям экономичности и экологичности, сторонясь респектабельности и повышенной комфортности.
И следующая задача, которую Эйдзи Тоёда поставил перед своими инженерами и менеджерами, – разрушить этот стереотип! В корпорации назрели большие перемены. Эйдзи решил создать не просто модель класса люкс, а целый бренд внутри Toyota Motor Corporation. Так в 1989 году на свет появилась новая марка автомобилей представительского класса под всем известным сейчас названием «Lexus».
Одновременно с появлением «Lexus» в продажу вышли три новых модели «Mercedes—Benz», которым эксперты-маркетологи пророчили безоговорочный успех вне конкуренции. Но всего за год одной модели «Lexus» было продано в 2,5 раза больше, чем трех моделей «Mercedes—Benz» вместе взятых.
Стабильность и надежность отличают не только автомобили, выпущенные в стенах Toyota Motor Corporation, но и саму корпорацию и ее знаменитую бизнес-систему. За всю почти 80-летнюю историю компания лишь раз не вышла в плюс по итогам года – в 2009 году, в связи с мировым экономическим кризисом.
Почти в каждой стране, с которой сотрудничает Toyota Motor Corporation, ведется строгий учет пожеланий и особенностей покупателей. Дотошность японцев в этом вопросе вызывает споры у мировых экспертов. Одна сторона безоговорочно восхищается предупредительностью и внимательностью производителей «Toyota».
А других такая чрезмерная гибкость отталкивает, ведь получается, что производители данной марки для каждой страны создают разные автомобили в соответствии со своими представлениями о культуре того или иного народа. Вот и возмущаются некоторые эксперты – покупая японский бренд, хочется заполучить именно японскую машину с ее, японскими, особенностями. Мол, хотели бы автомобиль с национальным колоритом своей страны, купили бы ее у отечественного производителя. Так что этот вопрос, как говорится, – палка о двух концах.
Также горячие споры возникают касательно будущего корпорации «Toyota Motor». Дело в том, что в последние годы компания увлеклась (и как считают некоторые – чрезмерно) моделированием и производством разного рода роботов. Самый известный из них – робот, играющий на трубе и скрипке. Есть мнения, что вскоре корпорация нарастит объемы роботостроения и постепенно откажется от производства автомобилей. Никаких официальных заявлений по этому поводу Toyota Motor Corporation не делала, а более оптимистичные эксперты утверждают, что роботы – это не более чем реклама технологической мощи.
Еще одной удачной идеей обязано современное машиностроение японскому автогиганту – гибридные автомобили. С 1997 года по сегодняшний день «Toyota Motor» активно внедряет гибридные технологии на мировой автомобильный рынок. Первая гибридная модель «Toyota Prius» стала самой продаваемой машиной в США за всю историю автомобильных продаж. Такие известные американцы как Эмма Уотсон, Леонардо Ди Каприо и даже Барак Обама сделали свой выбор в пользу «Toyota Prius».
Чем еще удивит Toyota Motor Corporation, предугадать невозможно. Но можно сказать одно – мир еще не раз восхищенно спросит: «как?!», и «Toyota» великодушно раскроет все секреты.
текст – Анастасия Бигаева, №31/2014г.
Источник: prospect-sk.ru
История Toyota, от ткацких станков к автомобилям
28 августа 1936 года была основана автомобилестроительная компания «Тойота». История компании Toyota началась в 30-х годах прошлого века, когда Киитиро Тоёда, сын владельца компании Toyoda Automatic Loom Works, занимавшейся производством ткацких станков и текстиля, открыл автомобильное отделение при фирме отца.
Идея возникла после того, как в 1929 году Киитиро Тоёда съездил в Америку и Европу, где познакомился с тамошним развитием автомобилестроения. Правительство Японии всячески поддержало инициативу компании Toyoda Automatic Loom Works.
Уже в мае 1934 года компания произвела свой первый двигатель типа А, который был использован в первой модели пассажирского автомобиля А1 и в грузовике G1.
Производство пассажирского авто модели АА началось в 1936 году. Поначалу ранние модели Toyoda Automatic Loom Works напоминали Dodge Power Wagon и Chevrolet.
Самостоятельной компанией Toyota Motor Co., Ltd. стала в 1936 году. Одну букву в первоначальном названии пришлось изменить. Слово Toyota, написанное катаканой, состоит из 8 черт, а восьмерка традиционно считается символом удачи.
В 1957 году Toyota Crown стал первым японским автомобилем, экспортируемым в Америку.
Производство стремительно расширялось: в 1963 году был собран первый автомобиль Toyota в Мельбурне, а несколькими годами позже с конвейера сошел первый Toyota Land Cruiser.
В 1982 году появляется 1-е поколение бестселлера Toyota Camry, выпускающегося по сей день.
С 1988 года Toyota уверенно начала завоевывать североамериканский рынок с брендом Lexus.
В апреле 2005 года Toyota начала строительство автозавода в Шушарах в Ленобласти.
Начиная с 1997 года Toyota активно продвигает гибридные технологии. Гибрид Toyota Prius стал первым серийно выпускающимся «гибридом». К 2030 году Toyota Motor планирует оснащать такими силовыми установками весь модельный ряд компании.
Похоже, в компании уверены в успехе, ведь один из 14 принципов менеджмента Toyota гласит: «Используй только надежную, испытанную технологию».
Источник: yaustal.com
Удивительные факты о Toyota
У компании Toyota и у автомобилей её производства есть как поклонники, так и противники, но в большинстве своём никто из них не отрицает того, что вклад этого японского автопроизводителя в развитие мирового автомобилестроения бесценен. Если вы один из тех, кто до сих пор это отрицает, то предлагаю вам ознакомиться с двадцатью удивительными фактами о Toyota:
1. Изначально компания Toyota производила ткацкие станки
В отличие от большинства автопроизводителей, которые начинали свою деятельность либо сразу с производства автомобилей, либо с производства велосипедов или других транспортных средств, компания Toyota начинала с производства автоматических ткацких станков и изначально называлась Toyoda Automatic Loom Works. Позже это отразилось в логотипе компании, на котором изображено ушко иголки с продетой через него ниткой.
2. Фамилия основателя Toyota на самом деле не Тойота
Основателем Toyoda Automatic Loom Works является Сакити Тоёда. В 1937 году, когда Toyota Motor Corporation стала самостоятельной компанией, а не подразделением Toyoda Automatic Loom Works, название было решено изменить с Toyoda на Toyota. Во-первых, так лучше звучит, а во-вторых, слово «Тойота» написанное катаканой состоит из восьми черт. В Японии считается, что цифра 8 приносит удачу и богатство.
3. Японский империализм подтолкнул Киитиро Тоёда к производству автомобилей
В начале и середине двадцатого века Япония активно вторгалась в страны Азии и объявляла войну всем кому не лень, в том числе Китаю, Великобритании и даже США. В связи с этим в то время армия Японии очень сильно нуждалась в автомобилях. Киитиро Тоёда, сын Сакити Тоёда, вовремя понял это и решил удовлетворить эту потребность японской армии.
4. Первый автомобиль Toyota был скопирован с американского
Как и многие другие азиатские автопроизводители, компания Toyota тоже начинала с того, что копировала чужие идеи. Чтобы создать свой первый автомобиль Киитиро Тоёда специально съездил в США, где купил американский автомобиль DeSoto Airflow, который потом привёз в Японию и разобрал, чтобы тщательно изучить. Так собственно и появился автомобиль Toyota AA, первый автомобиль производства Toyota.
5. Корейская война спасла компанию Toyota от банкротства
После Второй мировой войны, в которой Япония проиграла, компания Toyota находилась на грани банкротства, от которого японскую компанию спасли ввязавшиеся в Корейскую войну американцы. Дело в том, что в ходе Корейской войны армия США нуждалась в автомобилях и правительство США заказало их у Toyota. Благодаря этому заказу компания Toyota избежала банкротства.
6. Миф о качестве японских автомобилей породила компания Toyota
Первые экспортируемы в США автомобили Toyota были настолько далеки от совершенства, что когда инженеры General Motors разобрали один из них, они попадали со смеху. Чтобы производить качественные и конкурентоспособные автомобили на всех заводах Toyota была внедрена так называемая интеллектуальная автоматизация производства. Её суть заключается в том, что каждый работник следит за качеством не только того, что он делает, но и за качеством всего того, что было сделано до него и в случае обнаружения брака он дёргает за специальный шнурок, после чего весь конвейер останавливается, что позволяет вовремя прекратить производство бракованной продукции. На фоне этого собственно и родился миф, о непревзойденном качестве японских автомобилей.
7. Самой продаваемой моделью автомобиля в истории автомобилестроения является Toyota Corolla
В 1966 году появилось первое поколение автомобиля Toyota Corolla, которое в данный момент насчитывает уже 12 поколений, проданных в количестве более 50 млн. экземпляров. Это делает Toyota Corolla самой продаваемой моделью автомобиля в истории автомобилестроения.
8. Император Японии предпочитает автомобили Toyota
В Японии производятся такие автомобили премиального класса как Lexus, Infiniti и Acura, но японский император уже давно сделал свой выбор в пользу Toyota, в частности Toyota Century. Этот автомобиль обладает консервативным дизайном и производится вручную ограниченным тиражом исключительно для внутреннего рынка Японии.
9. Компания Toyota спонсировала съёмки фильма «Терминатор 3: Восстание машин»
Для съёмок фильма «Терминатор 3: Восстание машин» компания Toyota предоставила 7 автомобилей Toyota Tundra. После этого маркетологи Toyota решили сделать эксклюзивную версию этого автомобиля Toyota Tundra Terminator 3 Edition. Всего было произведено 850 экземпляров, каждый из которых был окрашен в чёрный цвет, а так же оснащался 8-цилиндровым V-образным двигателем и 17-дюймовыми легкосплавными дисками.
10. Автомобили Toyota любят в Голливуде
В 1997 году появился первый в истории Toyota гибридный автомобиль Toyota Prius. Автомобиль был скучным во всех отношениях, но при этом был очень технологичным и экологически чистым, благодаря чему стал пользоваться огромным спросом у помешанных на экологии голливудских знаменитостей, среди которых Том Хэнкс, Джулия Робертс, Гвинет Пэлтроу, Брэдли Купер и Леонардо Ди Каприо. У последнего было аж 4 автомобиля Toyota Prius.
11. Своей популярностью все современные кроссоверы обязаны Toyota RAV4
Первым в мире кроссовером считается появившийся в 1977 году советский полноприводный автомобиль Лада Нива (ВАЗ-2121), однако популярным этот класс автомобилей стал только после того, как в 1994 году на рынке появился японский автомобиль Toyota RAV 4. Его название расшифровывается как Recreation Active Vehicle, что в переводе на русский означает «автомобиль для активного отдыха», а цифра 4 в названии указывает на то, что автомобиль полноприводный.
12. У Toyota есть автомобиль, из выхлопной трубы которого можно пить
В 2013 году на Токийском автомобильном салоне компания Toyota показала гибридный автомобиль Toyota Mirai, работающий на водородных топливных элементах. Этот автомобиль настолько экологически чистый, что из его выхлопной трубы выходит чистая вода, которую можно пить. Серийное производство Toyota Mirai началось в 2014 году и уже продано более 10 000 экземпляров.
13. Одна из моделей автомобилей Aston Martin это на самом деле Toyota
В 2011 году ужесточение норм вредных выбросов в атмосферу заставило британского производителя спортивных автомобилей Aston Martin производить маленькие городские автомобили. Однако британцы не стали разрабатывать такой автомобиль с нуля, а просто взяли японский автомобиль Toyota iQ, стилизовали его под Aston Martin и получился Aston Martin Cygnet, стоимостью в 4 раза дороже обычного Toyota iQ.
14. Toyota крупнейший автопроизводитель в мире
С 2007 года компания Toyota официально считается самым крупным производителем автомобилей в мире. Стоит отметить, что в 2010 году компания Toyota лишилась этого титула, но ненадолго, потому что в 2012 году она его вернула и удерживает до сих пор.
15. Каждый час компания Toyota инвестирует $1 млн. в исследования
Каждый год компания Toyota инвестирует около $10 млрд. в различного рода исследования. В час это получается чуть более $1 млн. На данный момент компания владеет более 1000 патентами.
16. Автомобили Toyota и Lexus считаются самыми надёжными
Последние несколько лет в рейтингах надёжности, ежегодно составляемых американскими маркетингово-информационными сервисами Consumer Reports и J.D. Power, лидируют автомобили Toyota и Lexus. Более того, исследования показали, что 80% произведённых 20 лет назад автомобилей Toyota всё ещё на ходу.
17. Компания Toyota всегда принадлежала и до сих пор принадлежит семье Тойода
Удивительно, но в век глобализации, когда большинство автомобильных компаний уже давно не принадлежат своим основателям и их потомкам, компания Toyota всегда принадлежала и до сих пор принадлежит семье Тойода. Генеральным директором Toyota в настоящий момент является Акио Тойода.
18. Toyota это целая Империя
Кроме одноимённых автомобилей компания Toyota производит автомобили Lexus, Daihatsu, Hino и Ranz. А ещё компания Toyota владеет акциями Subaru (17%), Mazda (5,5%) и Suzuki (4,9%). Так же компания Toyota активно сотрудничает с PSA Peugeot Citroën и BMW.
19. В Японии существует город Тойота
Штаб-квартира компании Toyota находятся в городе Тойота, который в свою очередь находится в префектуре Аити на острове Хонсю. Ранее этот город назывался Коромо, но в конце 1958 года местные власти решили переименовать его и назвать в честь компании Toyota. Сейчас население города составляет 426 000 человек, основной род деятельности которых это автомобилестроение, поскольку в городе находится 7 заводов Toyota.
20. Toyota первый автопроизводитель, достигший объёма производства 10 млн. автомобилей в год
Финансовый кризис 2008 года позволил компании Toyota обогнать по объёмам производства компанию General Motors, которая до этого считалась самым крупным автопроизводителем в мире, а в 2013 году компания Toyota стала первым в мире автопроизводителем, объём производства которой достиг 10 млн. автомобилей в год.
Ещё публикации по теме:
Понравилась публикация? Поделись!
Источник: xn--80aesudcyt.xn--p1acf