Новое поколение грузовиков Scania Next Gen, впервые презентованное в 2017 году, изначально было представлено отраслевым журналистам в облике магистрального тягача. Потом появилась строительная линейка ХТ, затем на рынок пришли ещё множественные версии нового поколения отличной шведской марки.
Нам удалось протестировать тягач Scania S500 A4x2NA солнечного оттенка Sunny Yellow» причём не в рамках официальных презентаций, а непосредственно во время выполнения длительного евразийского рейса.
Автопоезд с грузом оборудования для хлебопекарной промышленности выполнял международный рейс. Он покинул страну загрузки – Италию, плавно выкатился за пределы Евросоюза и взял курс на восток за Урал. Долгий длинный рейс пре6дстояло совершить на тягаче Scania S500 A4x2NA Sunny Yellow с 3-осным 27-тонным полуприцепом Kögel SN24+.
Техминимум с точки зрения эксплуатанта
Раньше у «Скании» 500 «кобыл» снимали с двигателя V8, то теперь такую мощь выдаёт обычная рядная 13-литровая «шестёрка» DC13 155 шестого экологического класса с системой впрыска XPI и нейтрализацией отработавших газов по SCR-технологии с применением синтетической мочевины. Мощность таже, но вес и габариты мотора ниже. Повысился и крутящий момент: 2550 Н·м у нового двигателя против 2500 Н·м у V8.
Scania Super 2022 — Честный обзор!
В отличие от предыдущего поколения здесь нет системы рециркуляции отработавших газов EGR, а также турбокомпрессора с изменяемой геометрией. Степень сжатия увеличена с 17,6 до 20,0. Новые форсунки и интеркулер позволили снизить расход топлива.
Зимой в режиме частичных нагрузок моторное масло иногда не догревалось, росли внутренние потери и создавались условия для образования нагара. Теперь масляный термостат маслоохладителя отвечает за контроль и оптимизацию температуры моторного масла.
Коробка передач – «робот» Opticruise GRS905 без ретардера. Но, как показала практика, для магистрального автопоезда международных перевозок направления «Центральная Европа –Урал» достаточно моторного замедлителя. В конструкции КП появился тормоз промежуточного вала. Он встроен в корпус масляного насоса, приводимого от первичного вала КП и представляет собой многодисковый тормозной механизм. Его функция – уменьшать скорость вращения промежуточного вала при переключении вверх и разгружать синхронизаторы, что сократило время переключения передач на 45%.
Такой трансмиссионный набор благостно влияет на экономию топлива и оптимизирует динамические нагрузки на шкворень полуприцепа, стабилизируя автопоезд при разгонах и торможениях. В итоге даже при максимальной нагрузке 20 т возрастает средняя путевая скорость. Для дальнемагистральных перевозок с экипажем из одного водителя это весьма весомый показатель.
Тест в режиме LTL-логистики
Под «солнечным» капотом шофёру в дороге особо делать нечего. Разве что долить антифриз, да и то, если необходимость этого покажет индикация на панели приборов. Любопытно смотрится почти полное отсутствие жгутов электропроводки – Scania S500 4×2 NA полностью во власти мультиплекса!
SCANIA S500: тягач «БИЗНЕС-КЛАССА». Тест-драйв и обзор флагманского грузовика Скания
Зимняя погода в Поволжье удивляла разнообразием. За неполные сутки снег с дождём неоднократно приносил на трассу гололедицу, но спустя сотню километров нас встречала ясная погода и сухой асфальт, который через час пути превращался в скользкую наледь, видимость падала до минимума в туманной дымке, а с полей угрожающе насвистывал боковой ветер. В этот раз не будет классический тест-драйв на дорогах общего пользования.
В салоне достаточно мест для нехитрых аксессуаров: посуды, бутылок с водой и шнурков зарядных устройств – т.е. тех предметов быта, которые хоть немного приближают человека в кабине к далёкому дому…
Утренний старт
Старт со стоянки запланирован на 4 часа утра, на улице лёгкий морозец и искрящийся в свете неоновых фонарей уличного освещения снежок. Зябко, очень не хочется лишний раз покидать тёплую кабину, наглухо задраенную от посторонних взглядов плотными шторами. Двигатель не пускался уже почти 10 часов, но автономный отопитель жидкостного типа, интегрированный в систему климат-контроля делает своё дело почти никак не проявляя себя. Вентилятора почти не слышно, но вот бодрый стартёр мгновенно пускает холодный движок.
В автомобильной технике прогресс – это не прорыв, а оптимизация работы давно изобретённых и хорошо известных систем, приборов и агрегатов. Наглядный пример: ещё несколько лет назад жидкостное автономное отопление было довольно дорогой опцией, при этом требующей постоянного контроля и бережливого обращения, а в этой новенькой «Скании» знай себе жми на кнопки, выбирая желаемую температуру в кабине… Серая дымка занимающегося рассвета встречает нас на территории Чувашии.
Если держать скорость около 80 км/ч, то средняя путевая, по показаниям бортового компьютера, равна 62 км/ч, загрузка – 10 тонн, средний расход топлива 25,9 л/100 км пути.
Несмотря на далеко не идеальный асфальт в таком режиме автопоезд монолитно стабилен, рулевое колесо лежит в обхвате ладони, практически не прося никаких корректирующих действий, а новая подвеска передней оси тягача на параболических рессорах в сочетании с новой пневмоподвеской кабины с амортизатором гашения поперечных колебаний изолируют экипаж от дорожных колкостей. Эти обстоятельства навеивают дремоту, самую опасную на переломе дня и ночи, поэтому остановились, что бы заодно осмотреть фуру.
Шины, ходовая, тент, освещение, долить стеклоомыватель – привычная карта проверок дальнобойщика. Протереть стёкла и зеркала? А вот не требуется! Ещё одно достижение нового поколения Scania: многочисленные часы проведённых испытаний и доводочных работ в аэродинамической трубе позволили избежать попадания грязи на боковые стёкла и зеркала. Чтобы убедиться в этом я выполнил фотофиксацию через разные отрезки пути.
Дневной конвой
Scania любима водителями за просторную кабину и отличный обзор благодаря вертикальным передним стойкам. Соотношение регулировок водительского кресла и рулевой колонки позволяет играть буквально в ролевые игры классических типов посадок водителя: легкового авто (низкое сиденье, почти вертикальный руль), водителя автобуса (сиденье высоко, горизонтальный руль снизу), водитель ретро-грузовика (сиденье близко к рулевой колонке, вертикальный руль снизу), и так далее.
Клавиши панели приборов поделены на функциональные зоны, а приборы хорошо читаются. Подрулевой рычаг указателей поворота получил дополнительно не фиксируемое положение: при лёгком качании происходит кратковременное включение сигнала на пять проблесков. Центральный переключатель света переехал на дверную карту по левую руку водителя. С ним в едином блоке клавиши противотуманок, настройки и обогрева зеркал, служебного освещения сцепной станции и регулировки яркости подсветки приборов. Электропривод получили основные зеркала, зеркало бордюра, и зеркало обзора переднего бампера.
Нареканий к бортовому тентованному полуприцепу K ö gel SN24 plus при погрузке и на дороге не возникло. Трёхосный осевой агрегат SAF –INTRADISC plus Integral с дисковыми тормозными механизмами и тридемом на односкатной ошиновке Continental HTR2 размерностью 385/65 R 22.5. Вместимость 14-метрового трейлера составляет 91 кубометр, собственная масса – 6441 кг. С учётом нашей загрузки автопоезд суммарно весил 25,4 т. Тент со сдвижной светопроницаемой крышей, изготовлен из высокопрочного ПХВ-материала плотностью 680 гр/м 2 и оборудован таможенным замком.
На стоянке трак-стопа
Незаметно пролетел короткий декабрьский световой день и мы оставляем за спиной Казань, 4-полосное шоссе сменила «двухлинейка» с признаками заканчивающейся реконструкции и надеждой на расширение.
Стемнело. Согласно регламенту ЕСТР по графику экипажу положен отдых и надо сворачивать на стоянку. Позади европейские магистрали, московский загруженный МКАД, нудный обход Нижнего Новгорода, Чувашия со своими смешными для русского человека названиями населённых пунктов (Синьял-Котяки, Большие Карачуры, Москакасы), татарские луга и холмистые пейзажи окрестностей реки Свияга.
Впереди переход через Уральские горы и выгрузка в Челябинске. В конце тест-драйва на одометре Scania S500 А 4×2 NA было чуть более 40 000 км. Межсервисный интервал для России – 60 000 км. Скорее всего, первое ТО через пару десятков тысяч вёрст пройдёт под флагом замены расходников и плановых проверок.
- рабочий объём, cм 3
- мощность, л.с.
- крутящий момент, Н·м
- тип
- количество ступеней вперед/ назад
Источник: sitmag.ru
Дом солнца: новая Scania пришла в Россию
Федор Лапшин
Фото: Константин Булацкий | Федор Лапшин
В Питере — пить? Да нет же, в Питере — рулить новыми S500! Такой индекс теперь носят не только легковые Мерседесы, но и дальнобойные Скании нового поколения: в нашу страну пришли первые три экземпляра. Я побывал на церемонии их передачи клиентам — ну и порулил, разумеется.
Почти год назад я раcсказывал о дебюте новых тягачей Scania в Швеции: это событие стало самым ярким в дальнобойном мире за последнее время. Ведь прежние «скамейки», как называют их водители, выпускались с 1996 года, хотя и с изменениями, — а тут им на смену пришли модели с совершенно новыми кабинами!
Их появления в нашей стране и мы, и любители марки ждали как манны небесной, а представители фирмы только подогревали интерес: мол, потерпите немного. И вот я на дилерской станции Петроскан, куда в последнее время езжу с завидной регулярностью. Испытывал здесь грузовичок-ветеран Scania-Vabis, участвовал в передаче покупателям газовых тягачей.
А в этот раз — как повезло с погодой! Вместо хмурого питерского пейзажа — синее небо, яркое солнце. И под ним ярко-желтая «скамейка», а рядом еще две, синяя и белая. Все три — модели S500, то есть с кабиной S, в которой абсолютно ровный пол (впервые у Сканий). Расстояние от пола до потолка (207 см) такое же, как от моторного тоннеля до потолка в прежнем варианте Topline.
Но у сканиевского 500-сильного варианта, к счастью, нет системы рециркуляции EGR, чувствительной к сере, — только мочевинная нейтрализация SCR. Так что, в принципе, машины можно заправлять и в России, только хорошим топливом, — что уже подтверждает эксплуатация.
Итак, желтый тягач получил крупный перевозчик Траско (у него более 350 Сканий), синий — питерский Нордленд, который возит мороженую рыбу из Норвегии и Дании, а белый — фирма Блэйзер из Выборга.
Покупатели заказали очень большие баки, чтобы можно было не думать о заправке: у Блэйзера — 1100 литров, у Траско — 1370, у Нордленда — все полторы тысячи!
И это далеко не единственное различие машин, несмотря на одинаковый индекс: тем и сильны европейские производители, что собирают грузовики по индивидуальным заказам из разных компонентов, словно из кубиков лего.
Желтый тягач для Траско, несмотря на эффектный цвет, проще других по комплектации: это отчасти связано с тем, что он ездит в основном по России. Бампер здесь черный, а не окрашенный в цвет кабины — что хорошо на наших дорогах с их камнями. Трансмиссионного ретардера-замедлителя, актуального, например, в горах Норвегии, нет — только моторный тормоз.
Фары не светодиодные, а галогенные. Но коробка передач, как и у других экземпляров, — «робот» Opticruise. И передаточное число главной передачи трассовое, очень экономичное — 2,92.
Еще здесь есть круиз-контроль, отслеживающий топографию дороги по GPS (причем эта функция уже работает в Московской области), стояночный кондиционер, работающий при выключенном двигателе, и FMS — фирменная сканиевская система управления автопарком. Она позволяет делать массу вещей: руководство может дистанционно отслеживать машины и оценивать действия водителя, сам шофер — например, включать печку-автономку из дома (при помощи программы в мобильнике или планшете) и даже посылать диспетчеру сигнал о нападении, нажав на кнопку в грузовике.
Особенность белой машины — задняя подвеска европейского типа на четырех пневмобаллонах (у других экземпляров — на двух).
Ну а синий тягач самый навороченный, что неудивительно: директор Нордленда Евгения Турутина — любитель эксклюзивных Сканий. В свое время она купила версию Dark Diamond, «темный бриллиант», подготовленную сканиевским придворным дизайнером Свемпой, затем — аналогичный Black Amber, «черный янтарь», и еще тягач с самым мощным в гамме 730-сильным двигателем.
Покупатель синей Скании — Евгения Турутина, директор компании Нордленд
И вот теперь у Турутиной одна из первых в стране «скамеек» нового поколения, да какая! Тут и пневмоподвеска по кругу, и дополнительные фары, и даже кофеварка с микроволновкой. Поворотное сиденье пассажира, подготовка под телевизор. А также ассистенты водителя: видеоконтроль полосы, адаптивный круиз-контроль и система аварийного торможения перед препятствием. Даже ретардер — и тот не обычный, а отключаемый для пущей экономии.
«Нашей фирме исполнилось 11 лет, и вначале мы брали бэушные машины. На подъемах норги обгоняли наши автопоезда и кидали водителю в кабину зажигалку: плетешься, мол, сожги свою машину, — комментирует Турутина. — Потом я ездила в Норвегию и Швецию, изучала комплектацию местных тягачей, мучила Петроскан заказами. Зато теперь очень приятно оттого, что за границей увидят новую Сканию с русскими номерами, — это престиж». В сентябре на кабину поставят еще и «люстру» с прожекторами: без нее в зимней Норвегии никуда.
Среди особенностей машины Нордленда — аккумуляторы в заднем свесе и бачок для мочевины под «брюхом». Аккумуляторы сзади встречаются на тягачах разных марок, но, скажем, на модели DAF XF пластиковые защелки ломаются при неправильной установке крышки.
Илья Дорофеев, водитель: «Зачем бачок с мочевиной разместили снизу, если сбоку полно места?»
Можно покритиковать и задний аккумуляторный ящик новой Скании: фиксаторы из тонкого стального прутка, во-первых, имеют довольно хлипкую конструкцию (я с непривычки крутил и так и этак, пока пытался застегнуть). Во-вторых, есть подозрение, что они станут перетирать пластик. И не будут ли уплотнители крышки пропускать воду и грязь?
Не будут ли фиксаторы крышки ящика аккумулятора перетирать пластик?
Бачок мочевины под рамой и вовсе удивил: он подвержен ударам камней из-под колес. Зачем его туда засунули, если справа на раме полно места за топливным баком? Ведь на двух других машинах бачки расположены традиционно — сбоку рамы!
Зато крепление боковых обтекателей, по словам водителей, теперь более грамотное и надежное: на машинах предыдущего поколения силуминовые кронштейны привинчены к пластику и через полгода эксплуатации по нашим дорогам ломаются от тряски. А сейчас конструкция другая, без силумина.
Я немного порулил новыми Сканиями, правда без полуприцепов, и скажу еще раз: машины и впрямь очень хороши. Они, как и полагается «скамейкам», великолепно рулятся (для улучшения управляемости переднюю ось сместили на 50 мм вперед), и в них очень тихо — не сравнить с прежним поколением!
Управление моторным тормозом отныне перенесено с пола (кнопку под левой ногой можно было случайно нажать с непривычки) на тот же правый подрулевой рычажок, которым управляется коробка-«робот».
Есть еще одна особенность, о которой я не знал прежде. Раньше три режима Драйва (экономичный, обычный и мощностной) переключались вращением кольца на том же подрулевом рычажке. А теперь пытаюсь вращать кольцо — ничего не происходит. Оказывается, надо нажать кнопочку на баранке.
И если включен экорежим, щиток приборов дополнительно подсвечивается зеленым, а если мощностной — синим. Красиво!
Кстати, заявленная экономия топлива, по сравнению с прежней моделью, до 5%. А сколько тягачи расходуют в действительности и что уже показала их эксплуатация?
Scania S500. Дорога к Солнцу
Бампер на Sunny Yellow черный, а не окрашенный в цвет кабины — так надежнее на наших дорогах с их камнями. В TRASKO не стали заказывать дополнительные фары в облицовке, на их месте соты решетки. Благодаря рациональной конструкции кронштейна зеркала заднего вида боковое стекло всегда остается чистым.
«Выезжаем ровно в три часа ночи, это самое лучшее время для проезда загруженных участков на МКАД и выезде в область», — сообщил Константин Булацкий, водитель грузовика. Учитывая незнакомое место встречи и возможные накладки (сложность с уточнением информации посреди ночи), в филиал компании TRASKO на Ильинском шоссе я прибыл заранее. Найти машину на стоянке не составило труда: высокая кабина в эффектном желтом цвете (Sunny Yellow) плюс гармоничный пластиковый обвес выделяли Next Generation на фоне другого парка.
«Солнечный желтый» — один из трех экземпляров седельных тягачей Scania новой генерации, переданных российским клиентам шведской компании в августе минувшего года. Грузовик был заказан в комплектации с новым рядным 500 сильным двигателем, которого прежде не было в гамме, автоматизированной коробкой передач GRS905 с системой Opticruise и главной передачей с экономичным передаточным числом 2,92. На борту магистральника два топливных бака суммарной вместимостью 1370 л, обеспечивающих запас хода около 2000 км.
Подлокотник на левой двери стал мультифункциональным.
Управление моторным тормозом отныне перенесено на правый подрулевой рычаг.
Кабина типа S500 — вершина сканиевской линейки — имеет ровный пол (впервые у Scania), высокий потолок (207 см) и два спальных места шириной по 80 см, причем нижнее раздвигается до 100 см. «Кокпит» оснащен кондиционером, который может работать при выключенном двигателе, также имеется вместительный холодильник.
За четыре месяца с начала эксплуатации Константин и его напарник успели полностью обжить грузовик. Привычные места заняли чайник, термос, канистра с питьевой водой и аккуратная деревянная полка, перекочевавшая сюда с предыдущей машины. На полу мягкий коврик из кожзаменителя. Обстановка домашняя. Неудивительно, что Константин просит снять обувь — для ее хранения в машине используется самая верхняя, четвертая ступенька кабины.
В Scania поколения Next для увеличения свободного пространства в кабине место водителя приближено к ветровому стеклу, но никаких неудобств это не вызывает. «При своем росте метр девяносто я, как и раньше, могу отодвинуть кресло так, чтобы усесться комфортно», — говорит Константин. Наш рулевой имеет водительский стаж 18 лет, из них 11 работает в TRASKO на международных линиях. Предыдущий тягач Scania R прошел у Константина больше миллиона км, серьезных отказов не было.
Итак, пора в путь. Перед началом движения обнуляем данные бортового компьютера по пробегу и расходу топлива. К слову, на борту нашей сцепки 10 тонн груза, везем оборудование для кондитерской фабрики.
Отдыхающую от дневного трафика МКАД, как и планировалось, преодолеваем без задержек. Бодрым темпом проезжаем Балашиху: ввод в строй двух новых эстакад значительно увеличил среднюю скорость транспортного потока в начальной части Горьковского шоссе. А далее — череда красных светофоров, и здесь, несмотря на столь ранний час, движение становится плотнее.
«Сейчас мы можем опробовать систему Eco-roll», — предлагает Константин, кивая на пиктограмму антенны, появившуюся на приборной доске. Новая функция системы круиз-контроля Scania Active Prediction, которая уже работает в Московской области, отслеживает топографию дороги по сигналам GPS и помогает сэкономить дополнительно около 2 % топлива в зависимости от маршрута. Задача заключается в том, чтобы идти на спуск на нейтральной передаче, сохраняя максимум кинетической энергии для последующего движения на подъем без использования мощности двигателя. Все, что требуется от водителя, — снять ногу с педали акселератора при появлении соответствующей подсказки на центральном дисплее.
Подчиняться системе или действовать на свое усмотрение — должен решать находящийся за рулем. В конечном итоге, все это отразится в баллах за вождение, которые проставит бортовой компьютер. Кстати, действия водителя руководство компании может оценить и дистанционно, задача решается с помощью фирменной сканиевской системы мониторинга автопарка FMS.
Ближе к Владимирской области, оставив позади часто чередующиеся освещенные участки трассы, оцениваем световое оборудование Scania S500. В нашем случае машина оснащена обычными галогенными фарами (Н7) и светодиодными противотуманками с широким углом охвата. «Свет здесь просто изумительный», — говорит Константин. Правда, стоить заметить, что в снегопад эффективность противотуманок уменьшается: из-за низкой теплоотдачи светодиодов налипший на приборы снег и лед совсем не тает. В таком случае фары требуют дополнительного внимания на стоянке. Это минус.
Если же говорить об обзорности в Scania S, то здесь одни плюсы. «Обратите внимание, боковые стекла здесь остаются сухими даже в лютый дождь, — говорит Константин. — Это результат использования иного крепления зеркал заднего вида и отказ от солнцезащитного козырька, концентратора водяных потоков».
Большая часть груза приходится на тележку полуприцепа.
Лишнее подтверждение этому наблюдаем на грузовом паркинге, где нам пришлось сделать плановую остановку: спустя 6 часов пути требовался перерыв. Картина такая: водитель соседней «скамейки» усердно отмывал стекла от разводов, а боковые поверхности нашей машины по-прежнему оставались чистыми.
Какие еще впечатления сложились от путешествия на месте члена экипажа? Во-первых, ход грузовика очень плавный, даже несмотря на то, что подвеска здесь самая обычная — передняя на рессорах, задняя — на двух пневмобаллонах. Во-вторых, в кабине хорошая шумоизоляция. Она позволяет не только наслаждаться всеми атрибутами штатной мультимедиасистемы, включая функцию hands free, но и спокойно вести переговоры по рации.
Данные по расходу топлива в меню бортового компьютера.
Владимирская область во многом отличается от Московской тем, что проходит по более пересеченному рельефу, что предусматривает наличие большого количества продольных уклонов и перегибов, которые могут усложнять движение. Наш автопоезд держит заданный темп: двигатель не просаживается на подъемах, коробка переключается четко. На широком участке трассы Константин уверенно обходит колонну из трех КАМАЗов, а затем, в знак благодарности за свободную полосу, включает аварийку.
К полудню мы оказались в окрестностях Нижнего Новгорода. Благополучно миновав пост автоматического весового контроля, сворачиваем на Южный обход — эта относительно новая объездная дорога, включающая в себя участок пути, полностью отвечающий всем современным требованиям безопасности, оказалась самым удачным местом для фотосессии.
Финишем моего этапа стал грузовой паркинг в Кстово, далее правое кресло занял коллега по перу, прибывший из столицы поездом. Согласно данным бортового компьютера, пройденное расстояние составило 495 км, средняя скорость 66 км/ч, средний расход топлива 25,5 л/100 км. Общее время в пути: 7 час 57 мин.
Остается добавить, что массовые продажи грузовиков Scania нового поколения начнутся у нас уже в этом году, когда будут сертифицированы версии Евро-5. А вышеупомянутые три тягача, включая Sunny Yellow, — пилотный проект: за ними будут продолжать тщательно следить, чтобы в дальнейшем устранить возможные детские болезни, связанные с эксплуатацией в нашем регионе, и в итоге получить окончательное подтверждение «Одобрено Россией».
Константин Булацкий доволен новой машиной.
Подписка на рассылку материалов Автопарка
Источник: 5koleso.ru