Семейный бизнес определение бизнес

Современный семейный бизнес – весьма объёмное и многогранное явление, которое не остаётся статичным, меняя со временем своё смысловое, экономическое, культурное и правовое значение. В чём же состоят эти изменения и в чём это конкретно выражаются? Так ли это значимо с хозяйственной, статистической, организационно-управленческой и всех прочих точек зрения? Думается, что важно — для понимания природы семейного предпринимательства, его границ, тенденций развития этого мирового феномена.

Начнём с определения семейного предпринимательства и семейного предприятия. Казалось бы, что здесь непонятного и сильно изменчивого: семейный бизнес – это совместная предпринимательская деятельность членов семьи, осуществляемая в рамках небольшого (семейного) предприятия. Но это лишь на первый взгляд.

Некоторые трудности возникают уже при анализе семейного бизнеса в Древнем Риме, где основой всей коммерческой деятельности выступала фамилия, которая не была традиционной большой семьёй в том значении, каковой мы её представляем сейчас. Фамилией в эпоху Римской империи называли семейную корпорацию, в которую входили кровные родственники, усыновлённые и удочерённые члены семьи, вольноотпущенники и рабы, численность которых могла измеряться десятками и даже сотнями человек. Возглавлял семейную корпорацию в Древней Греции и Риме глава семейства (греч. kirios, лат. pater familias), который имел все права на собственность семьи – в том числе на средства производства, торговые помещения, запасы продуктов и товаров, рабов-ремесленников и прислугу, земельные наделы и всё прочее.

Нам сейчас может показаться невероятным тот факт, что фамилия в античном Риме представляла собой не только экономическую, но и культовую, религиозную автономию. Члены семейной общины поклонялись своим домашним богам (до сих пор мы говорим «возвращаемся к родным пенатам», почти не помня, что пенаты – это боги домашнего очага). В семейно-культовую общину входили члены фамилии, подчинявшиеся хозяину дома – жена, дети, рабы, близкие и дальние родственники, а также принятые в семью лица, не имевшие кровных связей. Показательным фактом в этой связи является то обстоятельство, что в Древнем Риме получил развитие институт усыновления императоров – если до 1-го века существовало династическое наследование трона, то начиная с периода правления Нервы (96 г.) и до времён Антонина Пия (181 г.) императоры предпочитали выбирать себе наследника через усыновление. Траян, Адриан, Марк Аврелий и другие исторические персоны были усыновлёнными императорами.

Читайте также:  Частный детский сад как бизнес плюсы и минусы

Мы не будем входить в подробности рассмотрения фамильного предпринимательства в эпоху античности, хотя это очень интересный и познавательный вопрос (желающих прочитать об этом больше отсылаем к статье Семейный бизнес в экономике античности). Отметим лишь, что даже в эпоху античности слово «семейный» или «фамильный» не означало кровного родства.

Но и в настоящее время простую и всеми принимаемую формулировку семейного бизнеса дать непросто, поскольку процесс трансформации семьи и семейных отношений отнюдь не закончен. На конец 2019 года 29 стран мира официально признали однополые браки. Для многих правовых систем стал обыденным термин «гражданский брак», то есть совместное проживание супругов без юридического оформления брачных отношений. В последнем случае за супругами признаётся право наследования (не только имущества, но и бизнеса), когда люди живут вместе продолжительное время.

В современной российской практике существует и эмоционально-критическое понимание термина «семейный бизнес», когда речь идёт о государственных и муниципальных предприятиях, вузах, НИИ и клиниках, которые переходят во владение от отца к сыну, несмотря на свой официальный, совсем не семейный статус. Ведущим фактором в данном контексте следует считать кумовство, непотизм, лояльное отношение к этому вопросу со стороны власти.

Не вполне очевиден вопрос участия членов семьи в капитале и управлении предприятием. В каком случае бизнес считать семейным – когда компания полностью контролируется той или иной семьёй, или, скажем, когда паи или акции распределены между несколькими семьями? Или, например, контрольный пакет акций принадлежит какой-либо семье, а остальная часть бумаг котируется на бирже или принадлежит множеству миноритариев. Иными словами, должен ли кто-либо из членов семьи работать на данном предприятии или достаточно быть собственником значительной части активов компании?

Читайте также:  Покупка Телеграмм канала как бизнес

Несомненно, вопросов и неясностей здесь может быть много. Для определения понятия «семейный бизнес» нам придётся вводить формулировки, трактующие это понятие в широком и узком смысле слова. В широком смысле под семейным бизнесом в экономической практике понимается любое предпринимательское начинание, предприятие или государственное учреждение, контролируемое семьёй (группой родственников). В узком смысле «семейный бизнес» понимается как небольшое по размеру предприятие, где собственниками, работниками и менеджерами выступают люди, связанные узами родства (в том числе разных поколений). Имеет право на существование и подход на основе материальной и финансовой помощи, деловых советов, передачи опыта и технологических секретов, подключение коммерческих и административных связей родственников – ведь это тоже периодическое или регулярное участие в бизнес-процессах на основе родства.

Столь обширное понимание семейного бизнеса как экономического явления делает статистические подсчёты в этой области весьма приблизительными. Если подсчёты вести по методике узкого толкования, то можно говорить о доле в 10-15% семейного бизнеса в мировом предпринимательстве. Если же использовать широкое понимание семейного бизнеса, то его доля расширяется в 2-3 раза. Так, в 2019 году состояние 10 богатейших семейных кланов России, по данным Forbes, оценивалось в 25,3 млрд. долл. Всего же семейный бизнес в нашей стране может осуществлять контроль над тремя четвертями экономики.

Источник: vadim-galkin.ru

Семейный бизнес: определение, преимущества, примеры

Семейный бизнес: определение, преимущества, примеры - Карьера

Семейные предприятия пользуются отличной репутацией. Как важная опора немецкой экономики — и как работодатель. Семейные компании часто находятся на первом месте в списке желаний соискателей, потому что они отстаивают традиции, ценности и часто более надежную работу. Мы показываем преимущества семейного бизнеса, почему вы так популярны как работодатель и на что вам следует обратить внимание при подаче заявления .

Читайте также:  Сжигание отходов как бизнес

Определение: что такое семейный бизнес?

Семейные предприятия определяются структурой собственности. В этих компаниях одна или несколько семей принимают большинство решений. Это не зависит от размера компании, количества сотрудников или годового оборота. Многие семейные предприятия принадлежат к среднему классу. Но также включены некоторые известные корпорации, такие как Aldi, Fresenius или Metro — список со многими другими примерами можно найти ниже.

Многие семейные предприятия управляются поколениями Передаются из поколения в поколение и остаются в семейной собственности. Однако семья также может приобрести существующую компанию и, таким образом, стать мажоритарным владельцем.

Значение семейного бизнеса в экономике

Семейный бизнес играет ключевую роль в экономике Германии. Согласно исследованию Фонда семейного бизнеса, 90 процентов всех компаний в частном секторе являются семейными. Большая часть из них — малые предприятия с максимум десятью сотрудниками. Звучит немного, но общее значение огромно: больше, чем каждая вторая работа в Германии — это семейная компания.

Это впечатляющие 58 процентов от общей занятости. Кроме того, 52 процента от общего объема продаж приходится на семейный бизнес.

Позитивно и развитие семейного бизнеса: Количество сотрудников увеличивается, рост продаж лучше, чем в других компаниях. Даже на фондовой бирже компании, контролируемые семьей, часто имеют более высокий рейтинг. В DAX крупнейшие немецкие семейные компании (включая BMW, Fresenius и VW) выполняют важную индикаторную функцию и подвержены меньшим колебаниям рыночной стоимости.

Примеры: 20 крупных семейных предприятий в Германии.

Когда дело доходит до семейного бизнеса, многие люди в первую очередь думают о небольших региональных предприятиях с небольшим количеством сотрудников. Фактически, это также включает некоторые из крупнейших и наиболее успешных корпораций Германии. Каждый год продажи каждого из них составляют миллиарды долларов.

У нас есть 20 примеров крупного семейного бизнеса:

  • Aldi
  • Бертельсманн
  • BMW
  • Boehringer Ingelheim
  • Экономика
  • Континентальный
  • Доктор Эткер
  • Фрезениус
  • HeidelbergCement
  • ручка
  • Heraeus
  • Еда
  • Marquard https://ru.build-innovation.com/familienunternehmen-3593″ target=»_blank»]ru.build-innovation.com[/mask_link]
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин