Автоматизация рабочих процессов и профессиональные навыки сотрудников налоговой инспекции значительно сокращают возможности несоблюдения требований налогового законодательства.
Планированием камеральных и выездных проверок занимается специальная программа, которая на базе введенных в нее данных формирует список подозрительных налогоплательщиков. К этой категории относятся лица, предположительно скрывающие истинный уровень доходов и размер активов, а также заключившие сомнительные договоры.
Недобросовестным налогоплательщикам с каждым годом становится все сложнее уйти от уплаты налогов, потому что обходные варианты известны не только им, но и сотрудникам проверяющих органов. А наказание в случае нарушения закона будет серьезным, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
Профессиональный юрист поможет выпутаться из этой ситуации с наименьшим ущербом, но его услуги стоят недешево. К тому же может существенно пострадать репутация налогоплательщика в ходе судебных разбирательств. Поэтому, прежде чем решиться пойти на такой риск и попытаться обойти закон ради получения большей прибыли, стоит хорошо подумать, нужно ли это делать.
Топ 8 схем, на которых налоговая ловит предпринимателей. Ошибки ООО и ИП. Бизнес и налоги.
Как не попасть в ряды подозрительных налогоплательщиков?
Нередко случается так, что налогоплательщик оказывается впутанным в схему ухода от налогов не по своей воле, а в силу неопытности и при заключении сделок с контрагентами – мошенниками. Поэтому перед подписанием договоров всегда нужно собирать подробную информацию о будущем партнере.
Самым эффективным вариантом уменьшения размера налоговых выплат и повышения прибыльности предприятия станет оптимизация его системы налогообложения. Профессионально выстроенная система налогового и бухгалтерского учета поможет снизить тяжесть налогового бремени на законных основаниях и повысить уровень финансовой безопасности предприятия на всех уровнях.
Правовой и Бухгалтерский Центр «Юрмастер» оказывает услуги по оптимизации системы налогообложения для всех субъектов предпринимательской деятельности. Профессиональная помощь оказывается в двух вариантах: консультации и составление комплекса мер, направленных на уменьшение размера налоговых выплат. Для этого изучается направление деятельности компании, ее финансовые показатели и перспективы дальнейшего развития. Успех любого коммерческого предприятия зависит от профессионализма его руководителя, бухгалтера и юриста и эффективно оптимизированной налоговой системы.
В настоящее время уровень технической оснащенности правоохранительных и налоговых органов, профессионализм их сотрудников стали настолько высоки, что позволяют со 100% — ной эффективностью выявлять сомнительных налогоплательщиков во время проверок. Это объясняется хорошо налаженным механизмом предварительного анализа полученных данных на основе применения новейших методов стандартизации и автоматизации. Сокращается количество ошибок в проведении контролирующих процедур, вызванных некомпетентностью сотрудников. Деятельность, основанная на достижениях информационных технологий с учетом аккумулированного десятилетиями опыта работы, становится все более результативной. В связи с этим налогоплательщикам становится все труднее избежать налоговых нагрузок на бизнес, и они вынуждены использовать более гибкие методы оптимизации налоговой системы, повышать уровень внешней и внутренней экономической безопасности своего предприятия.
Выведение бизнеса из теневого сектора экономики проводится по 2 направлениям:
- Жесткий контроль за цепочкой совершаемых организацией финансовых операций с целью выявления необоснованного использования методов налоговой оптимизации.
- Устранение искусственно создаваемых налогоплательщиками условий для получения налоговых льгот и сокращение возможностей для использования в деятельности предприятия методов международного налогового планирования.
Формирование на общероссийском уровне единой электронной базы юридических лиц, контролируемых в первую очередь, стало эффективной мерой воздействия на подозрительных налогоплательщиков. Использование компьютерной программы, определяющей список адресов, подлежащих обязательной проверке, повышает эффективность выездов налоговых инспекторов. В связи с этим Федеральной налоговой службой была отправлена в территориальные подразделения программа, анализирующая основные признаки недобросовестных налогоплательщиков. Эти признаки известны налоговому адвокату и сотрудникам Центра и мы поможем своим клиентам не попасть в списки «неблагонадежных» компаний.
Источник: advokatanet.ru
Схема организации бизнеса для налоговой
В чем смысл дробления для экономии на налогах
Дробление заключается в том, что крупная организация делится на несколько мелких. Основные варианты дробления таковы:
- классическая реорганизация (разделение, выделени
- регистрация новой организации (новых организаций) с передачей им «лишних» имущества, операций, видов деятельности, работников.
После этого мелкие организации начинают применять ЕНВД либо УСНО, что в результате приносит общим хозяевам ощутимую налоговую выгоду.
Какова позиция налоговиков
Налоговые органы критически относятся к подобным бизнес-решениям. По их мнению, разделение компании на части в таких случаях формально и нацелено лишь на сокращение суммы налогов. Необоснованное использование спецрежимов путем применения схем дробления бизнеса фигурирует в списке характерных нарушений на сайте ФНС.
Поэтому организации, решившиеся на дробление, автоматически попадают в зону риска. Выявив подобную ситуацию в результате выездной проверки, инспекторы, как правил
- считают дробление искусственным и рассматривают группу компаний как одно юридическое лицо;
- присоединяют доходы «дочек» к доходам материнской компании;
- доначисляют «маме» налоги общего режима (налог на прибыль, НДС, налог на имущество), пени и штрафы.
Но само по себе разделение бизнеса вполне законно. Просто прежде чем приступать к нему, нужно продумать, что вы скажете налоговикам и суду. А сказать нужно о наличии в действиях организации деловой цели (то есть о желании получить экономический эффект). К примеру, повысить эффективность управления и сократить затраты на него, создать или развить новый бренд и т. д. Владельцы и руководство компании должны отразить эти идеи в документах (решениях учредителей, бизнес-планах и т. д.). Тогда у вас будут хорошие шансы выиграть налоговый спор в суде.
Что считают признаками искусственного дробления
Отметим, что понятие деловой цели весьма расплывчато. Поэтому налоговые органы стараются доказать ее отсутствие через несамостоятельность созданных компаний. Вот некоторые «опасные» признаки, которые налоговики считают характерными для искусственного дробления:
- одни и те же участники организаций и (или) руководство (директор, кадровик, бухгалтер);
- родственные связи между участниками и (или) руководителями;
- отсутствие у «дочки» собственных активов для ведения деятельности, использование материнских помещений, оборудования и т. д. (без разделения между организациями), часто на безвозмездной основе;
- один и тот же адрес (юридический и (или) фактический);
- дробление непосредственно перед возникновением риска потерять право на спецрежим (приближение к верхней планке доходов при УСНО, к максимальной численности работников при ЕНВД и т. д.).
Тем не менее суды принимают разные решения: как в пользу налоговых органо так и в пользу налогоплательщико в зависимости от нюансов конкретной ситуации.
Реальное выделение вида деятельности законно
Недавно свое слово по поводу «спецрежимной» оптимизации сказал и Вот вкратце суть истории, рассмотренной высшей судебной инстанцией. Организация вела оптовую торговлю продуктами (на общем режиме) и оказывала услуги общепита (на ЕНВД). Но тут внесли поправки в НК об ограничении численности работников вмененщика (не более 100 человек) и участия юридических лиц в уставном капитале (не более 25%). В связи с этим организация должна была «слететь» с ЕНВД (у нее было 124 работника и завод-учредитель).
Во избежание этого было принято решение создать новую компанию, которая стала заниматься только услугами общепита (на ЕНВД). В нее перешли часть сотрудников. Все остальное осталось прежним — должностные обязанности, рабочее место, зарплата. Директором «дочки» стал директор материнской компании, кадровая служба и бухгалтерия были общими.
Своего имущества и помещений у «дочки» не было, все арендовалось у «мамы», но использовалось совместно. В результате все три судебные инстанции единодушно согласились с мнением налоговиков о наличии схемы и присудили материнской организации более 14 млн руб. налогов общего режима плюс соответствующие пени и штрафы.
Однако ВАС указал следующее:
- выявленные судами признаки дробления бизнеса сами по себе не могут свидетельствовать о желании организации получить необоснованную налоговую выгоду;
- разделения деятельности (то есть распределения общепита по нескольким фирмам для того, чтобы получить возможность применять спецрежим) в данном деле не было. Одна компания прекратила заниматься этим видом деятельности, другая — начала;
- «дочка» фактически оказывала услуги общепита, соответствовала условиям применения ЕНВД и в силу этого обязана была применять спецрежим (дело было до того, как вмененка стала добровольной);
- материнскую организацию нельзя считать единственной, кто получал выгоду от действий «дочки». Участниками последней были также три физических лица, и фиктивность их участия не доказана.
В результате решение налоговиков о доначислении налогов признали незаконным и отменили.
Приведенное решение ВАС не стоит воспринимать как индульгенцию любым схемам, связанным с дроблением бизнеса. Это лишь оценка конкретной ситуации, когда бизнес делится по видам деятельности. В ином случае решение может быть вынесено и не в пользу налогоплательщика. Тем не менее организации в схожих обстоятельствах могут смело ссылаться на данный прецедент.
Источник: bizguid.ru
Налоговые схемы и сделки: как налоговики выявляют нарушителей в 2021 году
ФНС направила в подконтрольные налоговые органы рекомендации по раскрытию незаконных налоговых схем, в которых рассказала, как выявлять необоснованную налоговую выгоду и какие признаки указывают на ее получение. Рассказываем, какие сделки и схемы налоговой оптимизации в 2021 году являются рискованными и привлекут внимание налоговиков в первую очередь.
Незаконные схемы налоговой оптимизации
Согласно данной норме, плательщик может получить налоговую выгоду, если основной целью совершения сделки не является неуплата налога, а само обязательство было исполнено лицом, прямо указанным в договоре. Кроме того, плательщик не должен допускать искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения (ч. 1 ст. 54.1 НК РФ).
Причем в целях получения налоговой выгоды необходимо соблюдение всех этих трех условий в совокупности. В противном случае плательщику могут доначислить неуплаченные (уменьшенные) налоги и отказать в праве на получение вычетов.
Исходя из этого, незаконной налоговой схемой признается любая операция или сделка, не соответствующая любому из вышеприведенных условий. В частности, к незаконным относятся операции и сделки:
- приводящие к сокрытию реальных операций и объектов налогообложения, например, неотражение в составе основных средств эксплуатируемых объектов недвижимости или исключение из характеристик производимой продукции признаков, относящих ее к подакцизной продукции;
- носящие фиктивный характер, когда в учете в целях искусственного завышения расходов отражаются операции и затраты по ним, которых не было на самом деле;
- совершаемые через подставных контрагентов, которые участвуют в сделках только для вида и создания формального документооборота (никакой реальной деятельности такие контрагенты, как правило, не ведут и договорных обязанностей по сделкам не исполняют).
Чтобы в практической деятельности налоговикам было проще выявлять налоговые схемы, ФНС в своем письме привела признаки сделок, прямо или косвенно указывающие на попытки получения необоснованной налоговой выгоды.
Какие сделки считаются подозрительными
- несвойственные компании сделки, которые не соотносятся с их обычной деятельностью (например, организация, занимающаяся строительными работами, совершает крупную сделку по приобретению акций);
- сверхрисковые сделки (например, компания дает в долг или продает с отсрочкой платежа какое-либо имущество неплатежеспособному контрагенту);
- заведомо невыгодные для налогоплательщика сделки, совершаемые либо по цене, существенно ниже рыночной по сопоставимым сделкам, либо по чрезмерно завышенной цене;
- сделки, совершенные без получения согласия, оговоренного в законодательстве или уставных документах организации;
- сделки, совершенные с нарушением процедуры согласования (в частности, без проведения торгов);
- все необычные сделки, противоречащие прежней практике работы организации (в частности, когда контрагенту передается какое-либо имущество без получения равноценного возмещения или в договоре не прописывается ответственность сторон по сделке);
- сделки, совершенные в отсутствие документов, необходимых для оформления однородных сделок (например, когда исполнитель работ (подрядчик) не предоставляет налогоплательщику (заказчику) акт о передачи выполненных работ);
- сделки, по которым не было реальной оплаты(например, в счет оплаты были приняты неликвидные ценные бумаги или права требования к неплатежеспособному третьему лицу);
- сделки, по которым были нарушены права налогоплательщика, которые он не стал защищать законными способами (в частности, в тех случаях, когда кредитор не предъявляет претензии и не обращается с исковыми требованиями к должнику, просрочившему исполнение своих обязанностей по договору).
Поскольку многие из вышеперечисленных сделок совершаются именно с привлечением подставных контрагентов и фирм-однодневок, значительная часть рекомендаций, приведенных в письме ФНС, касается именно таких компаний.
Работа с фирмами-однодневками
В своих рекомендациях ФНС не использует такого понятия, как «фирма-однодневка». Вместо него в рекомендациях фигурируют так называемые «технические компании».
Сами же сделки при этом либо вовсе не исполняются (фиктивные сделки), либо исполняются самим налогоплательщиком или третьими лицами, а не тем контрагентом, который указан в договоре в качестве исполнителя.
В первом случае налогоплательщик лишается налоговой выгоды в полном объеме, а в остальных – в части завышения стоимости приобретенного у технической компании имущества или работ/услуг над реальной стоимостью этого имущества/работ. Когда сам факт исполнения не ставится под сомнение, но при этом установлено, что оно не производилось обязанным по договору контрагентом, плательщик не вправе уменьшать свою налоговую обязанность в соответствии с документами, составленными от имени контрагента.
ФНС подчеркивает, что само по себе сотрудничество с компанией, имеющей признаки технической, а также нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания полученной налоговой выгоды необоснованной.
О совместных действиях плательщика и технической компании говорят, к примеру, такие обстоятельства, как одни и те же учредители, использование ими одних IP-адресов, общий персонал, обнаружение печатей и документации контрагента на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика и т.д.
- у контрагента отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (например, у него нет достаточного персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспорта и т.д.);
- с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных и трудовых ресурсов контрагент физически не способен исполнить обязательства по договору;
- контрагент, у которого отсутствуют ОС и ресурсы не может поручить исполнение обязательств третьим лицам, поскольку такая возможность прямо не оговорена в тексте договора, либо контрагент не заключал соответствующего соглашения с третьим лицом (реальным исполнителем);
- по счету контрагента совершаются операции, не свойственные осуществляемой в данный момент времени деятельности.
ФНС соглашается, что в ряде случаев сам проверяемый налогоплательщик при совершении сделок может действовать абсолютно добросовестно и не иметь никакого умысла на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от уплаты налогов. Однако даже такому налогоплательщику могут отказать в получении выгоды, доначислив налоги, если придут к выводу, что он не проявил должную осмотрительность при выборе своих контрагентов по сделкам.
Непроявление осмотрительности при выборе контрагента
НК РФ не содержит такого понятия, как «должная осмотрительность» и прямо не обязывает налогоплательщиков ее проявлять. Вместе с тем действующая судебная практика исходит именно из того, что проявление осмотрительности в вопросе выбора контрагента является обязательным условием получения налоговой выгоды (определение ВС РФ от 14.05.2020 № А42-7695/2017).
В рассматриваемом письме ФНС также однозначно признает, что при выборе контрагентов плательщики должны проверять их деловую репутацию, платежеспособность, риск неисполнения обязательств и наличие у контрагента необходимых ресурсов.
Более того, при совершении значимых сделок по поводу дорогостоящих объектов недвижимости плательщики должны еще изучать историю взаимоотношений предшествующих собственников данной недвижимости.
- налогоплательщик не знает о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его производственных, складских, торговых и иных площадей, необходимых для бизнеса;
- у налогоплательщика нет копий документов, подтверждающих наличие у контрагента недвижимости, производственных мощностей и квалифицированных кадров, необходимых лицензий, разрешений и свидетельств о членстве в СРО;
- налогоплательщик не может объяснить или же вовсе не знает, почему именно в качестве контрагента по сделке была выбрана та или иная компания;
- налогоплательщик не может подтвердить факт ведения деловых переговоров с руководством контрагента и обсуждения с ним условий договора;
- у налогоплательщика нет документов, подтверждающих полномочия руководства контрагента по сделке;
- налогоплательщик не проверял контрагента по открытым и общедоступным информационным базам;
- в открытом доступе нет информации, подтверждающей факт ведения контрагентом реальной экономической деятельности;
- налогоплательщик не может предоставить открытые источники информации, откуда он узнал о контрагенте (у него отсутствуют ссылки на сайты контрагента, реклама о предлагаемых контрагентом товарах и услугах, рекомендации третьих лиц и т.п.).
Незаконное дробление бизнеса
Сами налоговики уже неоднократно признавали, что дробление бизнеса не свидетельствует о нарушении норм НК РФ и не препятствует применению специальных налоговых режимов. Например, в сообщении ФНС от 11.12.2019 налоговое ведомство соглашается с тем, что налогоплательщик вправе сам решать, какие методы учетной политики использовать и какие налоговые спецрежимы применять.
В то же самое время применение спецрежимов не должно использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями. В связи с этим в своем письме ФНС представила целый ряд признаков, которые в своей совокупности свидетельствуют о незаконности разделения единой организации на ряд взаимозависящих компаний, применяющих спецрежимы.
- применение специальных налоговых режимов подконтрольными лицами, не имеющими никакой хозяйственной самостоятельности;
- подконтрольные лица не осуществляют хозяйственную деятельность в своем интересе и на свой риск;
- хозяйственная деятельность осуществляется основной компанией и подконтрольными спецрежимниками с использованием одних и тех же работников, производственных мощностей, сырья и других общих ресурсов;
- компании осуществляют неразрывно связанные между собой направления деятельности, составляющих единый производственный процесс и этот процесс всегда направлен на получение общего результата.
Еще раз подчеркнем: ФНС признает, что выбор и изменение бизнес-структуры является исключительным правом хозяйствующего субъекта, а дробление компании само по себе не является нарушением НК РФ (письмо ФНС от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984). Поэтому создание новых компаний на спецрежимах и разделение между ними финансовых потоков и видов деятельности прямо законодательством не запрещены и совершаются по усмотрению налогоплательщиков.
Главное, чтобы осуществляемые такими компаниями виды деятельности не составляли единый производственный процесс. И если основная компания осуществляет выпуск готовой продукции, а созданные ею спецрежимники – реализацию данной продукции, то суды с большой вероятностью не посчитают подобное дробление бизнеса незаконной налоговой схемой (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.06.2019 № Ф08-4285/19).
Источник: buh.ru