Сделать объёмный, интересный портрет — настоящее искусство. Для этого создано множество схем. Каждая интересна по-своему. Мастера фотоискусства даже с одним источником света могут сделать интересный снимок. О таких способах рассказали в отдельной статье. Сегодня же рассмотрим классические схемы в студии с 2 источниками света.
Они подойдут для мужского и женского портрета.

С помощью света можно передать настроение, эмоции и много рассказать зрителю. Фото: pinimg.com
Почему нужен второй источник света
Работа с одним намного сложнее. Если неправильно его поставить, то лицо модели получится плоским. Также она будет плохо отделена от фона. Добавление дополнительных источников помогает осветить модель, предмет с другой стороны, придать объём. Светотеневой рисунок становится более интересным, живым.
При этом использование 2 источников в схеме подойдёт владельцам маленькой студии и скромного бюджета. Покупка большого количества оборудования и разнообразных модификаторов — дополнительные расходы. А в студию небольшого размера массивные октобоксы и большое количество моноблоков просто не поместится.
Как ставить свет в портретах?
Какие модификаторы можно взять для съёмки в студии
Портретная тарелка
Софтрефлектор, который предназначен для съёмки портретов. С его помощью можно получить мягкое, но при этом концентрированное освещение. Устройство поможет подчеркнуть рельеф кожи, волос. Поэтому чаще всего нужен при бьюти-съёмке макияжа, причёсок.
Зонт
Большая насадка (65–120 см в диаметре). Может рассеивать свет или отражать его. Рисунок получается более мягкий, чем в предыдущем случае.
Рефлектор
Насадка, с помощью которой можно направить луч в определённую точку. Бывают:
- фоновые — для точечной подсветки фона;
- рассеивающие — смягчают свет от импульсной вспышки, который падает на объект съёмки;
- зонтичные — для съёмки с зонтами, направляет отражённый луч на него.
Софтбокс
Может выполнять роль источника света:
- рисующего — для теней и объёма;
- заполняющего — смягчает тень, заполняет пространство.
Могут быть квадратными, прямоугольными, многогранными, разных размеров. Выбор зависит от назначения, размеров помещения для съёмки.
Тубус
Устройство конусовидной формы. С его помощью можно направить узкий луч света, который сделает акцент на какой-то детали.

Всего двух софтбоксов достаточно, чтобы подчеркнуть все достоинства модели. Фото: wonvo.osa-course-slovenia.org
Простые схемы постановки света в студии с двумя источниками
Вариант 1
В этом случае уместно использовать не белый, а чёрный фотофон. Для жёсткого рисующего света справа от модели следует разместить портретную тарелку с сотами. Она формирует активную светотень, что добавляет портрету серьёзности, драматизма. Слева от модели стоит тубус, моделирующий свет. Он не даёт чёткого рисунка, но усиливает акцент на определённой части лица.

Это популярная схема света для мужского портрета в студии. С её помощью можно сделать акцент на мощных скулах, рельефном теле. При этом мощность моделирующего света может быть больше рисующего. Схему используют при съёмке для постеров, афиш. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт
Вариант 2
Фон — светлый, свет — моноблоки с зонтами. Источник, расположенный слева от фотографа — основной. Он заполняет области лёгким, рисующим светом. Второй заполняет сильно затемнённые участки и делает картинку объёмной. Модель лучше развернуть к фотографу в «три четверти».
С высотой можно поэкспериментировать. Хорошее решение — поставить главный источник света в этой схеме на уровне головы или опустить до уровня плеч. Второй зонт лучше опустить также до плеч.

С помощью такой расстановки можно получить портрет с мягким светом и аккуратной тенью. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт
Вариант 3
Простой вариант для портрета с большой тенью. Используем 2 моноблока с зонтами «на просвет». Их надо поставить по диагонали. Модель не смотрит чётко в камеру, может немного повернуться боком. Главный источник света (ближе к фотографу) — рисующий. Он создаёт на лице модели световой треугольник.
Второй источник подсвечивает волосы, отделяет от фона.

Эта схема света для фото будет особенно эффектно смотреться, если взять тёмный фон. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт
Вариант 4
В этом случае понадобятся 2 белых зонта. Их нужно поставить справа и слева от модели на уровне глаз. Можно расположить зонты чуть выше — оптимальное расположение можно найти экспериментальным путём. В результате лицо будет сильно освещено, а сильных теней на снимке не будет.

Блогеры, фешн-фотографы часто используют такую схему. Лицо хорошо освещено, в глазах привлекающий блик. От самой модели ничего не отвлекает. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт
Вариант 5
Фон можно выбрать для этой световой схемы как тёмный, так и светлый. Он не будет дополнительно освещаться, поэтому в любом случае будет темнее переднего плана.
Источники света нужно поставить по обе стороны от модели. Лучше не заводить их сильно за неё. Оптимально — расположить объект съёмки чётко по центру.
В этом случае оба источника заполняющие. С двух сторон они формируют мягкий теневой рисунок. И в центре лица также выделяется зона с глубокими тенями. Такая техника подойдёт для съёмки монохромных портретов.

Если нужен выразительный, чёткий мужской или женский портрет, стоит использовать эту схему. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт
Вариант 6
Для этого варианта нужен белый фон и 2 зонта, которые будут в него направлены. Оба моноблока с модификаторами нужно направить на фон под углом 45 градусов. Он получается ярким, освещённым. А вот сам силуэт модели получится тёмным. Все мелкие детали, фактура скроются в тени.
Но останется подсвеченный силуэт.

Необычное решение для создания тёмного портрета. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт
Вариант 7
Такой вариант с двумя софтбоксами очень распространён. Источники могут работать на одинаковой мощности. Модификаторы света стоят практически по диагонали. В этом случае не будет явного пересвета или сильной тени. Играть с их интенсивностью можно меняя мощность освещения.
Например, у ближнего к фотографу поставить 2/3 (будет рисующим), а у дальнего 1/3 — подсветит контуры. При необходимости можно поправить светотеневой рисунок слева с помощью отражателя.

Простой способ сделать классическую схему для фото с двумя источниками света более интересной. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт
Вариант 8
В этой схеме рисующий свет будет контровым. Его нужно поставить за моделью, напротив фотографа, на мощности 1/2. Справа от фотографа софтбокс можно выставить на мощность 1/3. Финальные настройки зависят от типа съёмки, особенностей студии, оборудования и т. д. Корректировать тени можно серебряным отражателем.

С помощью такой схемы можно получить яркий светлый фон за объектом съёмки. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт
Снять красивый портрет в студии с двумя источниками света несложно. А если немного поэкспериментировать с дымом, цветными фильтрами, то получатся яркие творческие снимки. Надеемся, что наши схемы помогут правильно расставить свет во время фотосессии.
Источник: www.fotosklad.ru
10 схем света для студийной фотосъёмки

Многие фотографы задают вопрос, как ставить свет в студии при съёмке портрета. Понимая, что без примеров учиться очень сложно, мы решили написать статью о фотосъёмке fashion.

Для того чтобы схемы можно было легко повторить в большинстве студий, мы использовали 3 моноблока Hensel 500 Integra.

И самые популярные светоформирующие насадки: октобокс 80 см, серебристый зонт 120 см, портретную тарелку, стандартные рефлекторы, стрипбоксы 60х120 см и 30х180 см (в идеале должны быть одинаковыми, но пришлось работать с тем, что есть).
Помимо этого, мы использовали отражающие панели и чёрные флаги.
Схема 1
![]() | ![]() |

В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.
Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.
Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон — только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.
Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.
Схема 2
![]() | ![]() |

Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.
При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.
Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.
В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.
Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.
Схема 3
![]() | ![]() |

Очень простая схема. В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.
Модель снималась в полный рост, и для контрового света мы использовали ростовой стрипбокс 30х180 см, который установили слева от модели. Этот стрипбокс удобен для съёмки моделей в полный рост.
В итоге мы получили ярко освещённую модель, выделяющуюся на тёмно-сером фоне.
Схема 4
![]() | ![]() |

Схема с одним источником света. Рисующий свет от нашего фаворита — моноблока с октобоксом. По бокам модели две широкие отражающие панели для заполнения светом.
Этого оказалось вполне достаточно для получения интересной фотографии.
Как видите, фон при этом освещён равномерно.
Почему я назвал октобокс фаворитом? Он мне всегда нравился — достаточно мягкий, почти как от зонта, но легко управляемый свет. И в зрачках модели не получается квадратного блика, в отличие от обычного софтбокса.

Схема 5
![]() | ![]() |

В данной схеме рисующим стал октобокс, контровой стрипбокс, отделённый от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон.
Чтобы получить на фоне градиент, мы поставили моноблок с рефлектором и сотами.
Светлое пятно на сером фоне оживило изображение.
При достаточной фантазии цветные фильтры, установленные на фоновом светильнике, добавят изображению желаемый эффект и превратят нежно-серый фон в цветной. Размер пятна легко отрегулировать с помощью установки сотовой решётки различной градусности.
Схема 6
![]() | ![]() |

В предыдущем кадре мы получили однородный тёмно-серый фон.
Добавив в кадр уже применяемый нами фоновый светильник со стандартным рефлектором и сотами, мы осветили фон и изменили настроение в кадре.
Этот пример лучше всего показывает, как любая схема может быть изменена и пополнена для достижения конкретной цели.

Схема 7
![]() | ![]() |

Фотосъёмка достаточно высокой модели в полный рост потребовала равномерного освещения от верхней до нижней границы кадра. Этого легко добиться, используя в качестве рисующего света осветитель с длинным стрипбоксом.
В качестве контрового света также использовался стрипбокс. По бокам модели установили чёрные светопоглощающие панели. Свет от источников попадал на модель, светопоглощающие панели исключали его бесконтрольное переотражение в кадре.
Схема 8
![]() | ![]() |

В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.
Контровой источник со стрипбоксом установили позади модели слева и достаточно высоко, чтобы подсветить причёску.
Для заполнения кадра добавили отражатели справа от модели.
Такая схема постановки позволила нам чуть приглушить освещение фона и обрисовать модель контровым светом.
Схема 9
![]() | ![]() |

Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.
В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.
Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).
Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.
Схема 10
![]() | ![]() |

В качестве рисующего света мы использовали портретную тарелку. Чтобы получить более направленный пучок света, надели сотовую решётку.
По обеим сторонам от модели установили светопоглощающие панели, так называемые французские флаги. Модель в чёрной кожаной куртке, освещённая узким пучком света, получилась на абсолютно чёрном фоне.
Чтобы куртка не сливалась с фоном, мы осветили последний с помощью стандартного рефлектора.
Итоги
Завершая данный обзор, хочу сказать, что хорошие кадры можно сделать как с одним, так и с двумя источниками света, комбинируя их в соответствии с вашей фантазией. Использование же при съёмке трёх источников света практически делает ваши возможности безграничными. Не зря же многие известные компании, и в их числе Hensel, производящие и продающие осветительное оборудование, комплектуют наборы из трёх осветителей и светоформирующих насадок, упакованных в удобный фирменный кофр.
Бэкстейдж
Благодарности
Благодарим за техническую помощь в организации съёмки hensel-studio.ru, эксклюзивного дистрибьютора продукции Hensel в России.
Команда
Предыдущая статья Как защитить объектив от кражи на улице
Следующая статья Хорошо, когда папа владеет Photoshop
Фотографией профессионально занимается с 1989 года. Работал фотографом в Московском городском фотокинообъединении. С 1996 по 2005 год ведущий фотограф — руководитель фотослужбы Управления делами Президента Российской Федерации. Член Гильдии рекламных фотографов с 2006 года.
Член Европейской ассоциации Профессиональных фотографов FEP European Professional Photographer . С 2010 года по 2012 год Президент Гильдии рекламных фотографов. В 2006 и 2008 годах стал победителем в номинации «Лучшая коммерческая и рекламная фотография года» на Московском международном фестивале рекламной фотографии Мастер2006 и Мастер2008. На проводимом Европейской ассоциацией профессиональных фотографов конкурсе FEP European Professional Photographer of the Year Awards 2010 — «Европейский фотограф года 2010» получил бронзовый сертификат. Среди заказчиков Рособоронэкспорт, РАО ЕС России, Интер РАО, ТГК-1, ТГК-4, компания «Комплексные Энергетические Системы», МОЭСК, Челябинский трубопрокатный завод, холдинг Альфа-Цемент, предприятие Газресурс, компания Ист-Лайн, Ланта-Банк, Банк ВТБ-24, Издательство Московской Патриархии, Правительство Москвы, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Центробанк России, компания Трансаэро и др.
Источник: fototips.ru
Схема света для бизнес портрета в студии
![]()
![]()
![]()
![]()
Смотрите также
- Внешние диски
- Фотопринтеры
- Подарочные карты
![]()
![]()
![]()
![]()
Смотрите также
- Видеооборудование
- Аксессуары для экстрим камер
- Квадрокоптеры
- Системы стабилизации
![]()
![]()
![]()
![]()
Смотрите также
- Экстендеры, конвертеры
- Насадки, макролинзы
- Адаптеры и кольца
- Крышки на объективы
- Чехлы для объективов
- Док-станции
Студийный свет
![]()
![]()
![]()
![]()
Смотрите также
- Системы крепления
- Измерительное оборудование
- Стойки и аксессуары для стоек
- Фоны
- Синхронизаторы
- Макро-Боксы и столы
- Фотозонты
- Питание для света
- Накамерный свет
- Рефлекторы и насадки
- Спец-эффекты
- Лампы
- Сумки для студийного оборудования
![]()
![]()
![]()
Смотрите также
![]()
![]()
![]()
![]()
Смотрите также
Оптические приборы
![]()
![]()
![]()
![]()
Смотрите также
- Тепловизоры
- Приборы ночного видения
- Микроскопы
- Телескопы
![]()
![]()
![]()
![]()
Смотрите также
- Рекордеры, диктофоны
- Аксессуары для рекордеров
- Конвертеры
- Аудио- и MIDI-интерфейсы
- Микшеры
- Плееры
- Мониторы
- Кабели
Продукция DJI
![]()
![]()
![]()
![]()
Смотрите также
Аксессуары для смартфонов
![]()
![]()
![]()
Смотрите также
- Главная /
- Новости /
- 9 схем света для студийной съемки
9 схем света для студийной съемки
![]()
9 схем света для студийной съемки
Как поставить свет в студии при съемке портрета?
Фотографам нужно знать, как установить источники света, чтобы добиться желаемого эффекта в кадре. Конечно, в студии можно работать интуитивно, экспериментируя и изучая направление светового потока. Но намного проще получить хороший результат, когда у тебя в голове есть готовые решения.
Специально для тебя мы повторили 9 световых схем с 1-3 источниками. Для этого мы использовали приборы и насадки, которые есть в нашей фотостудии.
Смотри световые схемы и вдохновляйся на съемки!
Схема 1
![]()
Установите рисующий свет немного левее камеры. Поставьте 2 осветителя по бокам и чуть сзади модели.
Чтобы контровики не влияли на фон, установите между фоном и светильниками белые панели.
Интенсивность освещения фона в этой схеме регулируется с помощью поднятия или опускания рисующего света.
![]()
Схема 2
![]()
Чтобы добиться белоснежного фона.
Установите рисующий свет рядом с камерой. Направьте контровые источники на фотофон.
Между моноблоками и моделью установите белые панели — это позволит избежать паразитных засветок от фона.
![]()
Схема 3
![]()
Чтобы получить ярко освещённую модель на тёмном фоне.
Установите источник света справа от модели, а рисующий октобокс — немного левее камеры.
![]()
Схема 4
![]()
Чтобы фон освещался равномерно.
Схема с одним источником света. Установите рисующий октобокс слева от камеры. По бокам модели поставьте две широкие отражающие панели для заполнения светом.
![]()
Схема 5
![]()
Чтобы получить градиент на фоне.
Направьте моноблок с рефлектором и сотами на фон и отделите контровой свет от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон. Рисующий октобокс установите сбоку от камеры.
![]()
Схема 6
![]()
Чтобы добиться равномерного освещения при съемке высокой модели.
Используйте в качестве рисующего и контрового света осветители с длинным стрипбоксом. Установите их по диагонали, чтобы модель оказалась в центре. По бокам модели установите чёрные панели для исключения переотражения.
![]()
Схема 7
![]()
Чтобы создать драматическое освещение.
Схема с 1 источником света. Установите рисующий свет немного правее камеры выше головы фотографа, направьте его на модель.
![]()
Схема 8
![]()
Чтобы приглушить освещение фона и обрисовать контур модели.
Установите октобокс и источник со стрипбоксом по диагонали, чтобы модель оказалась в центре. Контровойсвет должен быть достаточно высоко, чтобы подсветить причёску. Для заполнения кадра установите отражатель справа от модели.
![]()
Схема 9
Чтобы добиться абсолютно чёрного фона.
Установите рисующий свет с сотами немного правее камеры.
По обеим сторонам от модели установите светопоглощающие панели.
Чтобы модель не сливалась с фоном, осветили его с помощью рефлектора.
![]()
Фотограф: Константин Чернов
Модели: София Кирсанова, Елена Жалбе, Юлия Жаворонкова
Снято на Panasonic Lumix DC-S1R.
Источник: pixel24.ru




















