План
Введение 3
1. Определение, история и проблемы современного отечественного шоу-бизнеса 5
2. Основные виды досуговой социокультурной деятельности 16
3. Социология российского шоу-бизнеса 22
Заключение 34
Список используемой литературы 36
1. Определение, история и проблемы современного отечественного шоу-бизнеса
Процесс демократизации российского общества и изменение экономической модели вызвали коренные изменения в социально-культурной жизни страны, в том числе в шоу-бизнесе, развитие которого в последнее десятилетие осуществляется значительными темпами. Новая экономическая модель в России связана с целым рядом изменений в культурной жизни страны.
Основные усилия в этих условиях были направлены на формирование внутреннего цивилизованного рынка шоу-бизнеса, который не только расширяет, но и существенным образом демократизирует социальное пространство искусства. Оформленный рынок шоу-бизнеса, по определению, не способен функционировать без широкой сети альтернативных некоммерческих и коммерческих структур.
В сети высмеяли выход в свет Любови Успенской || Новости Шоу-Бизнеса Сегодня
В то же время, развитой рынок, выдвигая свои требования к культурному процессу, вызывает к жизни новые структуры и новый вид художественной деятельности. Ввиду того, что в социологии практически нет полноценных научных работ, всецело посвященных современному российскому шоу-бизнесу, нам приходилось опираться на труды, изучающие лишь отдельные аспекты интересующей нас проблемы. Так, например, исследованию развлекательного телевидения вообще и проблемы классификации развлекательных передач в частности посвящены книги А.А.Новиковой, Е.В.Поберезниковой, Н.В.Вакуровой, а также «Единые требования (классификатор) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции», предложенные некоммерческим партнёрством «Медиакомитет». Перспективы и пути дальнейшего развития российского развлекательного телевидения обсуждаются в книгах Н.В.Бергера, Н.Б.Кирилловой, в сборниках «Телевидение: режиссура реальности» под редакцией Д.Б.Дондурея и «Телерадиоэфир: История и современность» под редакцией А.Г.Качкаевой2. Морально-этическая составляющая шоу-бизнеса анализируется в работах С.А.Муратова, Р.А.Борецкого, А.С.Вартанова, В.А.Саруханова.
На пути развития шоу-бизнеса в нашей стране много преград, таких как: недостаточно разработанная законодательная база, несовершенная налоговая политика, слабая экономика (в том числе слабая покупательская способность населения) и множество других проблем. Но, несмотря на это за последние годы рекорд-бизнес в России действительно стал более профессиональным, появились специалисты высокого класса.
Анализируя особенности развития и становления российского шоу-бизнеса, стоит сделать акцент на том, что возникший шоу-бизнес в нашей стране впитал в себя накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; сегодня он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений.
Резко постаревшая Орбакайте напугала россиян || Новости Шоу-Бизнеса Сегодня
Шоу-бизнес, как и любой другой бизнес, ориентированный на конкретных потребителей, ни от чего не зависит так сильно, как от покупательной способности в стране. Это было особенно хорошо заметно после дефолта 1998. Тогда количество гастролей артистов с Запада сократилось почти до нуля, а число звукозаписывающих фирм упало в 3 раза. В начале XXI в. шоу-бизнес вновь стал расти, развиваясь благодаря росту покупательной способности населения и совершенствованию российских законов в сфере защиты авторских прав.
Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе развитие шоу-бизнеса в России сопровождается определенными обстоятельствами правового, экономического и политического характера: — завершение формирования инфраструктуры украинского шоу-бизнеса и создание в России эффективно действующих организаций шоу-бизнеса; — выстраивание полной технологической цепи в производстве шоу-продукта и шоу-услуги: создание, продуцирование, реализация; — влияние российских коммерческих структур, связанных с шоу-бизнесом; — активное влияние на хозяйственный аспект функционирования российского шоу-бизнеса интересов разных политических партий и бизнес структур;
— осложнение работы украинских структур шоу-бизнеса в связи с активным.
Источник: morereferatov.ru
СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целом структуру основных направлений коммерческой деятельности фирмы, работающей в сфере музыкального шоу-бизнеса, можно представить следующим образом: (см. рисунок № 6).
Изучение практики крупных, средних и небольших фирм, объединений, компаний, ассоциаций и т.д., занимающихся организацией концертной деятельности в музыкальном шоу-бизнесе, позволил выявить ряд различных направлений в коммерческой деятельности различных организаций — от пяти-семи до двух-трех подразделений. Наиболее типичная структура основных направлений коммерческой деятельности средней фирмы приведена на рисунке № 7.
В малой фирме «Рапсодия» в структуре коммерческой деятельности только два структурных компонента: (см. рисунок № 8).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА КРУПНОЙ ФИРМЫ
Типичная модель крупной фирмы | ||||||
Маркетинг и промоушен | Артистический менеджмент | Зрелищные мероприятия | Производство | Торговля | Рекламно-издательская деятельность | Юридическая служба |
Изучение рынка, поиск новых форм шоу-бизнеса, разработка коммерческой стратегии и продвижение вновь созданной творческой продукции на рынке. | Организация творческого процесса исполнителей, связь с различными организациями. Проведение концертно-гастрольной работы. Административно-творческая работа по созданию новых «Звезд» | Проведение музыкальных фестивалей, конкурсов и других концертно-зрелищных мероприятий на стадионах, Дворцах спорта и сценах крупнейших концертных залов страны и зарубежом | Производство сценических аксессуаров, музыкальных инструментов, звукового и светового оборудования. Изготовление различных модификаций сцен VHC MC, СО DVO. Пошив сценических костюмов и т.д. | Реализация продукции собственного производств. Покупка и продажа товаров народного потребления повышенного спроса. | Издательство и реализация рекламно-печатной продукции, книг и журналов. Создание музыкальных клипов, компакт-дисков и видеокассет. Пропаганда проводимых коммерческо-творческих мероприятий в средствах массовой информации. | Готовит все юридические документы, связанные с деятельностью предприятия, и представляет его интересы в суде и арбитраже. |
ТИПИЧНАЯ МОДЕЛЬ СРЕДНЕЙ ФИРМЫ
Музыкальная эстрада | ||
Маркетинг | Издательство | Артистический менеджмент |
Реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, личная продажа, стратегия маркетинга | Газеты, журналы, книги, компакт-диски, компакт-кассеты, видеокассеты | Организация творческой, финансовой деятельности исполнителя, группы, топ-модели |
Область зрелищ | Производство технических средств и музыкальных инстурментов | |
Сценические формы, фестивали, конкурсы, показ мод, телевидение и др. | Производство профессионального светового, звукового, сценического оборудования, музыкальных инструментов, бытовой техники |
Рисунок № 8
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА МАЛОЙ ФИРМЫ
Типичная модель малой фирмы | |
Маркетинг | Артистический менеджмент |
Реклама, продвижение на рынок творческой продукции | Организация творческой деятельности отдельных исполнителей и художественных коллективов |
Знакомство с коммерческой деятельностью различных компаний, организаций позволило сделать вывод о том, что крупные фирмы имеют более развернутую структуру и, с более четкий профиль в работе подразделений. Но приоритетными направлениями являются маркетинг, артистический менеджмент, постановка зрелищных программ.
МАРКЕТИНГ
Одно из ведущих направлений в коммерческой деятельности шоу-бизнеса.
Маркетинг — вид человеческой деятельности,
направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена, поскольку тому, кто хочет что-то продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, перевозить, договариваться о ценах и т.д. Основными понятиями сферы маркетинга являются: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
В более широком смысле понятие «маркетинг» означает систему мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения производства и сбыта произведенной продукции. Применительно к шоу-бизнесу маркетинг-менеджер изучает интересы региона, где предстоит работать коллективу или исполнителю, выявляет спрос на тех или иных артистов, или групп, определяет заказ на создание художественной продукции (шоу-программы, видеокассеты, аудиоальбома и т.д.), техническое оформление (свет, звук) и продвигает эту продукцию на исполнительский рынок, рынок культурных услуг, предварительно разрекламировав ее различными средствами (печать, радио, телевидение, презентации).
Следует отметить, что с расширением рыночных отношений многие фирмы, компании, объединения (как видно из таблиц №№ 2 и 3), особенно крупные, вводят в состав своего управленческого аппарата специальные службы маркетинга. Практики отмечают, что это способствует большему успеху в развитии фирмы, поскольку управление маркетингом это, прежде всего, управление спросом. Менеджер, занимающийся маркетингом, должен уметь воздействовать на уровень, время и характер спроса, так как су-
шествующий спрос может не совпадать с тем, которого ожидает для себя фирма. В научной литературе рассматриваются различные виды спроса и знание их поможет более эффективно продвигать свои коллективы, аппаратуру, инструменты на рынок культурных услуг.
Так, в книге Ф. Котлера «Основы маркетинга» изложены следующие виды спроса: отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, падающий спрос, нерегулярный спрос, полноценный спрос, чрезмерный спрос, нерациональный спрос. Для их учета и выполнения маркетинговой работы ведущие зарубежные и отечественные службы разработали четыре системы. Так, в отделе маркетинга крупной фирмы функционируют группы: маркетинговой информации, планирования маркетинга, организации службы маркетинга и маркетингового контроля, а в малой — эти функции выполняет один человек. Структура отдела зависит от организации — крупная или маленькая, но вычленение этого направления в деятельности фирм, компаний является желательным, поскольку необходимо проанализировать ситуацию на конкретном рынке и предвидеть изменение спроса, дать рекомендации по отбору исполнителя или группы с учетом возрастных, национальных и социально-культурных интересов аудитории.
НОВАТОРСТВО ИЛИ НОВАЦИЯ
Новаторство или новация — открытие новых талантов, создание новых коллективов, новой продукции — является одной из ведущих задач в организации маркетинга. Безусловно, это связано с риском,
особенно при создании нового проекта, коллектива или «раскрутки» нового имени.
Мой опыт и опыт моих коллег позволил выявить основные этапы продвижения продукции на рынке услуг. Применительно к музыкальному шоу-бизнесу это выглядит следующим образом:
— формирование идей создания проекта в целом;
— отбор идеи по созданию коллектива, звезды, определение их стиля, имиджа;
— разработка замысла стратегии маркетинга;
— анализ продвижения продукта на исполнительский рынок, рынок культурных услуг;
— проверка продукта в условиях конкуренции: отборный концерт, рынок аппаратуры, музыкальных инструментов;
— дальнейшее развитие успеха, популярности, роста рейтинга художественной продукции.
Удачным проектом маркетинга может служить проект Б. Алибасова по созданию и продвижению на рынок группы «На-На» как с творческой, так и с коммерческой точек зрения.
Источник: allrefrs.ru
Структура музыкального рынка в России
Давайте вкратце расскажу как устроен рынок неакадемической музыки в России.
Все артисты делятся на медийных и немедийных. Медийного артиста крутят на радио и показывают по TV, у него бывают концерты в Кремле и медийный артист — больше бренд, чем артист. Легенда. Миф. Про него уже не так важно — насколько качественную музыку он делает — важно, что его имя знакомо критической части населения. Он узнаваем.
Средний порядок цен на такого артиста — в районе $10-20K[илобаксов].
Немедийные артисты могут быть супер-профессионалами-виртуозами, при этом их стоимость в среднем по больнице — в районе $0-1K. Стоимость может быть даже минусовая, на интересный фестиваль многие артисты готовы приехать за свой счет. Немедийный артист, при адекватных вложениях в рекламу собирает на концерт от 50 до 500 человек. Для того, чтобы [любой] немедийный артист собрал больше — необходимы неадекватные вложения в рекламу. Если артист действительно профи, лет через 10-15 упорного труда он сможет зарабатывать на [скромную] жизнь концертами.
Ценообразование на музыкальном рынке [а как и на любом другом, впрочем,] никогда не находится в прямой пропорции с качеством товара. Фактически, тут продается не музыка. Продаются мифы. Кстати, и с качеством самого мероприятия это ценообразование тоже не связано.
Все концерты, скажем, у нас в Юбилейном — это полное, извините, г. Какой туда ни привози крутой аппарат — хорошего звука там не бывает. Это каток вообще-то. Но туда можно продать 3.5 тыщ билетов. А при желании и все пять можно.
С точки зрения рынка организатор концерта — как бы устроитель распродажи. Он делает событие — покупает артиста оптом — и продает в розницу. Понятно, что хорошо продать в розницу — можно только брендированного (уже разрекламированного) товара. Однако, в данном случае риск «не продать» — тоже очень высок.
Стоимость медийных артистов может держаться на таком высоком уровне благодаря двум смежным рынкам. Благодаря рекламному рынку и рынку корпоративных мероприятий. Это вполне стабильные (в отличие от концертного) рынки.
Отбить гонорар медийного артиста в провинции — по-честному, только с билетов — почти нереально. Хотя, мне известен случай выхода в ноль (в Харькове), например, с привозом Аукцыона. [впрочем, Аукцыон — еще относительно недорогая группа]. Вместе с тем, несть числа и влетам организаторов-одиночек, ввязавшихся в подобные авантюры. Вероятность «влететь» здесь — гораздо выше вероятности на этом заработать. Тоесть, уровень рисков на этом рынке — превращает дело в рулетку. (Всегда в выигрыше только казино.) Поэтому все большие концерты в провинции почти всегда проходят при поддержке крупных спонсоров.
А это вообще другая история. Это смежный — рекламный рынок. В случае со спонсором — организатор, помимо продажи билетов, продает еще [в рамках мероприятия] рекламу спонсору. Это позволяет компаниям, про которые так-то. че-то хорошее сказать сложно, притянуть на себя часть ауры чужого мифа и сделаться в глазах клиентов немножко человечнее.
Для того, чтобы работать с крупными спонсорами — нужно иметь юрлицо, репутацию, платить налоги, отстегивать РАО — организатор одиночка, в принципе, не справляется с такой задачей — это тема для ивент-агентства. Такие агентства, как правило, в свободное от «больших концертов» время занимаются отнюдь не маленькими концертами немедийных артистов, а корпоративками. Потому что это вполне рентабельный рынок. И система вот таких высоких гонораров существует исключительно благодаря ему.
То есть. Тема концертов немедийных артистов — она как бы вне рынка. Посредникам-организаторам заработать на этом очень непросто, почти все они — энтузиасты-нелегалы. Они не платят налоги и даже РАО их не трогает, потому что с них просто нечего взять, можно их только закрыть. От этого достаточно часто можно встретить утверждение, что государство помогает рок-музыке уже тем, что не замечает ее. ))
Происходящее в этой области при всем желании трудно назвать рынком. Тут очень большое количество артистов готовых играть бесплатно, и масса организаторов осознанно планирующих мероприятия «в ноль», а то и в минус. Как правило, вокруг любой точки активности есть тусовка волонтеров, бесплатно помогающих в организации, а если повезло — то и несколько меценатов, «страхующих влеты».
Низкая рентабельность этой области обусловлена с одной стороны спекулятивным характером рынка медийных артистов, с другой — высокой конкуренцией [борьбой за свободное время] со стороны развлекательного рынка. Вообще, вся аудитория живых концертов — это, в некотором роде, пассионарии, делающие свой выбор достаточно осознанно. Ситуация усугубляется отсутствием развитой концертной инфраструктуры в провинции.
Кстати, в Москве — концертная инфраструктура достаточно развита и ситуация там намного лучше, (однако и там этот рынок 99% нелегален) от этого каждый артист, желающий продолжать свое профессиональное развитие — в какой-то момент встает перед выбором — переезжать в Москву или. таки менять род занятий?
Концертная инфраструктура, на данный момент, в значительной части состоит из заведений общепита. Несмотря на значительно увеличившееся в последнее время количество кафе и ресторанов в Воронеже — очень немногие из них делают ставку на живые концерты.
Небольшое отступление. Вот, я помню, мы как-то обсуждали концертную жизнь Воронежа — я предлагал выбить из администрации подвальчик под культурный центр. — и тут Галя Минасова говорит: а давай свой клуб сделаем, чё! Я говорю, ok. Давай представим: Это мы щас идем, регаем юрика, ищем помещение, платим аренду, делаем ремонт, закупаем оборудование, нанимаем персонал, составляем меню, получаем разрешения у пожарных, сэс, потом лицензию на алкоголь, потом. Галя говорит, все, хватит, хватит, я пошутила.
Это ресторанный бизнес. Еще четвертая тема. Ни один кабак не зарабатывает существенных денег с концертов. Концерты «звезд» они тоже делают в минус для собственного промоушна, если позволяет параллельный бизнес. Например, в Воронеже сейчас «Барак-о-Мама» делает такие концерты, но это часть крупного ресторанного холдинга.
Что здесь можно сделать? Во-первых, легализовать некоммерческий характер отношений в этой области. Мы сейчас регистрируем Межрегиональное общественное движение в поддержку сохранения и развития российской концертно-фестивальной культуры. «Русская культурная платформа». (Название с расчетом, что вторым шагом Движение станет международным и Russian Cultural Platform будет звучать уже вполне адекватно) и надеемся, что через него можно будет получать государственную поддержку и поддержку культурных фондов на развитие этого движения. http://festnet.ru/
Во-вторых, будем создавать онлайн-инструменты [на основе уже существующих технологий и прецендентов в смежных областях], которые снизят риски организаторов «честных концертов». Если это получится — орги смогут бросить «нормальную работу» — клубы станут больше возить музыки, музыканты тоже смогут сосредоточится на музыке и всем будет немножко легче и лучше. В том числе публике — которая получит бóльшее разнообразие и доступность культуры.
UPD: Ольга Арефьева вот тут описала этот же вопрос изнутри.
Источник: petergluk.livejournal.com