

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ (ПРОЦЕССНЫЙ, СИСТЕМНЫЙ, СИТУАЦИОННЫЙ)
Гомзикова В.В. 1
1 ФГБОУ ВО Омский ГАУ
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В статье представлены основные понятия об управлении, рассмотрены основные современные подходы к управлению.
Успеха в предпринимательской деятельности невозможно достичь без управления. Как социальный феномен управление известно с древних времен, еще Платон писал, что для достижения высоких результатов должно существовать разделение труда. Со временем труд начал эволюционировать и приобретать новые формы.
Факторы, влиявшие на эволюцию труда следующие:
развивалось общество, а позже и промышленное производство;
появлялись новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;
на основе вышеперечисленных факторов начала развиваться логика менеджмента, которая сделала менеджмент наукой.
Однако управление применимо не только к менеджменту, но и к целому ряду других наук, например социологии, политологии, философии, экономики. Отсюда следует, что теория управления сформировалась как система междисциплинарная, она является частью многих сфер нашей жизни. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных и многих других дисциплин, которые относятся к управлению. Это значит, что теория управления включает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией.
В современном управленческом процессе существуют четыре основных подхода:
Процессный. Это рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий.
Системный. Подразумевает рассмотрение организации как некоторой целостной, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого.
Ситуационный. Сущность состоит в увязке конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организаций наиболее эффективными способами.
Количественный. Управление рассматривается как логический процесс, поддающийся математической формализации.
В данной статье рассмотрим первые три подхода к управлению.
Процессный подход
Представители: А. Файоль, Ф. Тейлор, Р. Черчмен, В. Вудфорт
Появился в 1920-е гг. Основатель данного подхода А.Файоль. Цель процессного подхода это создание горизонтальных связей в организациях. Такой подход помогает более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат. Основным элементом подхода является процесс.
Процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Функции разделены на две группы, первая группа носит название общих (административных) функций, а вторая конкретных или специальных (специфических) функций.
В настоящее время в определении системы управленческих функций, в их дифференциации и интегрировании сохраняется исторически сложившаяся разноречивость. Прежде всего различный смысл придается самому понятию «функции управления», в силу чего избираются неоднородные основания (критерии) для их выделения. Классификации, перечни расходятся по числу выделяемых функций, степени их укрепления и др. Но несмотря на существенные отличия перечней, тем не менее можно выделить общее во всех классификациях:
все авторы без исключения выделяют среди общих функции планирования, организации и контроля;
большинство современных авторов выделяют среди общих функцию мотивации, остальные авторы рассматривают ее как часть других функций, но не отрицают.
Основа процессного подхода заключена в следующих принципах. Данные принципы позволяют повысить эффективность работы.
принцип взаимосвязи процессов (организация является сетью процессов, а процесс это деятельность, которая подразумевает выполнение работы, все процессы в организации тесно связаны между собой);
принцип востребованности процесса (у результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний);
принцип документирования процессов (документация процессов позволяет стандартизировать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса);
принцип контроля процесса. (в границах заданного процесса должны быть определены показатели, которые характеризуют процесс и его результаты);
принцип ответственности за процесс (разные сотрудники и специалисты могут быть задействованы во время выполнения процесса, но за результат и процесс должен отвечать один человек).
Преимущества процессного подхода:
в рамках процесса координируются действия различных подразделений;
ориентация на результат процесса;
повышаются результаты и эффективность работы организации;
прозрачность действий по достижению результата;
повышение предсказуемости результатов;
выявление возможностей для целенаправленного улучшения процессов;
устранение барьеров между функциональными подразделениями;
сокращение лишних вертикальных взаимодействий;
исключение невостребованных процессов;
окращение временных и материальных затрат.
Процессный подход это универсальный управленческий принцип, который позволяет совершенствовать разные виды деятельности независимо от их специфики.
Системный подход
Представители: А. Слоан, П. Дюпон, Р. Скотт
Зародился в конце 1950-х гг. В основе подхода лежит теория систем, основоположником которой считается Л. фон Барталанфи. Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов, образующих устойчивое единство. В качестве взаимосвязанных элементов выступают люди, структура, задачи и технология.
К особенностям системного подхода относят:
четкое определение целей и установление их иерархии;
достижение наилучших результатов при наименьших затратах;
все возможные результаты деятельности широко и всесторонне оцениваются с использованием количественной интерпретации целей, определением методов и средств их достижения.
Между всеми элементами системы существуют связи двусторонние и многосторонние. Связи в системе осуществляются через такие процессы как коммуникации (обеспечивают обмен информацией), равновесие (обеспечивает приспособление организации к постоянно меняющимся условиям) и принятие управленческих решений (регулирует и управляет системой).
Системы подразделяются на два крупных вида: открытые и закрытые. Закрытые относительно независимы от окружающей среды, а на открытую систему оказывают влияние факторы внешней среды. Современный менеджмент рассматривает организацию как сложную открытую систему. Слово «открытая» говорит о том, что c внешней средой необходимо обмениваться различными ресурсами для того чтобы организация могла нормально функционировать.
Любая организация как нормальная система имеет наличие входных ресурсов, она функционирует в условиях воздействия на нее внешней среды и формирует определенный результат (выпускает продукцию). Кроме того для любой организации как открытой системы всегда характерно наличие обратных связей (выручка, информация о продажах и т.п.).
Одним из важнейших свойств любой системы является ее динамичность и взаимосвязанность элементов. Важно понимать, что изменение любого элемента системы как правило приводит к изменениям всей системы в целом.
Ситуационный подход
Представители: П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон
Разработан в США в конце 60-х гг. 20 в. Связан с системным и процессным подходом, он расширяет сферу их применения на практике. Ситуационный подход связывает определенные приемы и методы управления с конкретными ситуациями таким образом, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации в сложившихся условиях.
Подход включает в себя четыре макроэтапа:
руководитель должен сформировать управленческую компетентность;
предвидение возможных последствий;
на основе требований максимизации положительного и минимизации отрицательного эффектов необходимо согласование выбранных руководителем приемов управления с конкретными условиями;
ситуацию необходимо интерпретировать адекватно.
В ситуационном подходе категория управленческой ситуации занимает одно из центральных понятий. Управленческая ситуация — это сумма всех внутренних и внешних условий, которые определяют закономерности развития и функционирования организации.
Большое число переменных влияет на эффективную работу организации. Выделяют два вида переменных: внутренние и внешние. К внутренним относят ситуационные факторы, которые действуют внутри организации (цели, задачи, люди, структура, техника и технология), а внешние переменные формируются под воздействием решений, принятых управляющими организацией.
Понятие социальной системы в данном подходе критикуется. Сторонники ситуационного подхода настаивают на его применении в ограниченном виде в практике управления. Они считают, что организация это слишком сложная и динамичная система, и вне контекста ситуации сформулировать универсальные требования к эффективной организации невозможно.
Представителями данного подхода в контексте ситуации были проанализированы ограничения на применение моделей организаций, выдвинутые различными школами. Так, в качестве ограничения на применение:
бюрократической модели они рассматривают динамичную внешнюю среду и изменяющуюся технологию;
органической модели – низкую квалификацию персонала;
децентрализованной модели организации – высокий уровень автоматизации.
Сторонники ситуационного подхода выдвинули постулат, который гласит, что каждому типу управленческих ситуаций, решаемых задач, внешней среды, технологии соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, средства, стратегия и структура.
Методологию ситуационного подхода к управлению можно выразить следующими словами: от менеджера требуется знание методов управления, доказавших свою эффективность, навык прогнозирования вероятных последствий при применении методов управления, умение правильной идентификации и навык выбора наилучшего для данной ситуации решения.
Библиографический список:
Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. Пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФА-М, 2013. – 153с. – (Высшее образование);
Гапоненко, А. Л.Теория управления : учебник для бакалавров / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 342 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс);
Источник: scienceforum.ru
Ситуационный подход: понятие, суть, применение
![]()
Хорошо, когда есть инструкция, как поступить в той или иной ситуации. Вот ошибся человек, и ему сразу же предъявили план действий – удобно, и думать не надо. Только в современном мире это не всегда срабатывает, вариативность человеческих «косяков» неиссякаемая, поэтому никогда не существовало и не будет существовать универсальных советов относительно правильного поведения. Это же касается и развития бизнеса. Каждая фирма, как и человек, индивидуальна по-своему, поэтому не удивительно, что стандартные управленческие теории канули в Лету, освободив место для ситуационного подхода.
Краткое введение
В теорию управления ситуационный подход внес большой вклад. Центральным моментом здесь является ситуация – некий набор обстоятельств, что влияют на деятельность организации. При использовании этого подхода руководители могут понять, какими приемами нужно пользоваться, чтобы достичь цели при определенной сложившейся ситуации.
Точно так же, как и системный, ситуационный подход – это своеобразный способ мышления об организационных проблемах и их решениях, а не свод правил и указаний. Этот подход пытается связать воедино конкретные приемы с соответствующими им ситуациями, чтобы достигать целей компании наиболее эффективным методом.

В целом, именно так можно описать этот прием в управленческой деятельности: в фирме складывается какая-то ситуация, менеджер анализирует ее, применяет методы по устранению проблем и делает работу персонала более эффективной.
Начало
К началу 60-х годов прошлого века сформировалось достаточно много научных школ управления. Каждая из них по-своему демонстрировала процесс дифференциации в сфере научных исследований проблем управления. Возможно, именно это привело к тому, что ученые стали пытаться объединить школы и направления на базе одинаковых концепций. В то время ученые пытались приостановить бурный поток научных исследований, из-за которого управленческая теория превратилась в настоящие джунгли.
В 1964 году на собрании Американской академии менеджмента была принята резолюция о создании «Единой теории управления», что могла бы объяснить все явления, с которыми может столкнуться руководитель в управленческой практике. А также согласовать различные и временами противоречивые концепции, создавая основу для применения практических советов.

Единой, так называемой объединяющей теорией оказалась новая ситуационная теория управления. Ее автором стал профессор Р. Моклер (университет Сент-Джонс, Нью-Йорк). Пускай автор и говорил, что глупо считать джунглями современную теорию управления, игнорируя при этом ситуационный подход, он не признавал его чем-то принципиально новым.
Первые упоминания
О ситуационном подходе к управлению упоминал еще в 1954 году П. Дракер в книге «Практика управления», там он сформировал основные черты этой теории. Вместе с ученым и его коллегами по школе необходимость анализа ситуаций для принятия решений отстаивали и другие теоретики. Моклер полагал, что попытка рассмотреть ситуационную теорию как объединяющую концепцию является исключительно новым веянием в менеджменте. Правда, ученый утверждал, что ситуационный подход сформировался не потому, что научное сообщество решило создать единственную теорию управления, а скорее из-за необходимости переориентировать теоретические наработки в практическое русло.
Изучение действительных условий
Моклер пытался объяснить причины такого отношения к управленческой теории следующим образом. Ситуации, в которых приходится действовать менеджеру, настолько разнообразны, что существующие теории не могут удовлетворить практические запросы. Иметь установленные принципы правления – это хорошо, но в жизни этого мало. Именно поэтому, сколько ни разрабатывай разнообразных теорий, менеджеры не будут на все 100% обеспечены практическим руководством к действию. Намного лучше разработать условные, ситуационные принципы, которыми можно воспользоваться при необходимости.

Разработка нового ситуационного подхода стала акцентировать внимание на исследовании реальных условий, в которых находится та или иная компания. На основании этих ситуаций должны разрабатываться специфические и уникальные организационные структуры. Ситуационный подход к управлению призывал менеджеров строить теоретические модели организации, где внешние факторы характеризовались набором контекстуальных, взаимосвязанных между собой переменных
Решение задач
Сторонники теории ситуационного подхода говорили, что управление должно решать три задачи:
- Создавать модель ситуации.
- Моделировать функциональные соотношения связей.
- На основе полученных данных принимать и воспроизводить решения об управлении.
Толчок к развитию
Ситуационный подход в менеджменте наиболее детально был рассмотрен в работе «Организация и окружение» П. Лоуренса и Дж. Лорша. В исходном положении их теории говорилось, что априори не существует единственного способа организации, т. к. на различных этапах развития предприятий необходимо внедрять разные организационные структуры, отвечающие действительным нуждам компаний.
Такой подход подтолкнул других специалистов к разработке специфических организационных структур. Стоит отметить, что ситуационный подход в менеджменте повлиял на все школы управления. Так, появилась работа «Теория эффективности лидерства» Ф. Фидлера. Ученый пытался определить типы и ситуации группового поведения и предложить тот стиль правления, который подходил бы больше всего.

Подобные исследования применял и У. Уайт. Он хотел выявить типы поведения сотрудников и то, как на них повлияют различные методы руководства. Такие и подобные им исследования говорят о том, что ситуационный подход стал набирать популярности. Это значило, что научное сообщество отошло от стремления сформировать универсальные принципы управленческой деятельности.
Суть ситуационного подхода
Об этой теории можно сказать следующее: она имеет свои «входы» и «выходы» и активно приспосабливается к весьма изменчивой внешней и внутренней среде. Исходя из этого, основные причины происходящего в организации нужно искать за ее пределами – там, где она реально функционирует. В этом подходе стало ключевым понятие проблемной ситуации. Стоит отметить, что теория никоим образом не оспаривает другие управленческие принципы, но утверждает, что для успешного достижения целей организация должна применять приемы не только общего характера.

Любое управленческое решение должно варьироваться в зависимости от ситуации, ведь основное искусство руководства должно заключаться в умении правильно выбирать приемы, чтобы справиться с проблемными ситуациями.
Основные положения
Ситуационный подход в организации опирается на четыре главных положения, и все они касаются работы руководителя. Ведь именно от него зависит судьба фирмы:
- Каждый руководитель должен знать эффективные средства профессионального управления. Он должен понимать процесс управления, особенности поведения индивида и группы, обладать аналитическими навыками, знать методы планирования и контроля.
- Руководитель обязан предвидеть последствия использования того или иного управленческого метода. Определять сильные и слабые стороны примененной концепции и давать ситуации сравнительную характеристику.
- Правильная интерпретация ситуации поможет руководителю выявить самые важные факторы.
- Руководитель должен согласовывать выбранные приемы управления с определенными условиями, чтобы обеспечить наибольшую эффективность в достижении цели.
Для тех, кто не понял
Несмотря на то что ситуационный подход, в отличие от других управленческих теорий, наглядно показывает, что нет лучшего способа управления в принципе, были ученые, которые не совсем это понимали. Они продолжали настойчиво доказывать, что нужно полагаться на науку. Но если описать вкратце действия менеджера, то становится понятно, что именно ситуационный подход применим в менеджменте, а не научные догмы со своими нерушимыми укладами.
Доказательства Одиорне
Возьмем, к примеру, исследования одного ученого, который утверждал, что априори не может существовать науки управления, ибо руководство – это искусство, не поддающиеся правилам и не подлежащее расшифровке.

Профессор Мичиганского университета Дж. Одиорне говорил, что невозможно подвести управленческую деятельность к определенным закономерностям, нормам и правилам. Существующие теории весьма упрощенно рассматривают то многообразие ситуаций, с которым приходится сталкиваться менеджеру. Эмпиризм Одиорне сводится к неповторимому и уникальному опыту руководителей. Чтобы достигнуть этого опыта, нужно не только исследовать сложившуюся ситуацию, но и учиться выживать.
Ситуационные ограничения
Также Одиорне отмечал, что большинство обстоятельств, окружающих менеджера, не поддаются абсолютно никакому анализу, поэтому он назвал 5 причин, почему невозможно создать науку управления:
- Менеджер пребывает в состоянии постоянной ситуациональности, то есть не успевая выйти из одной ситуации, он должен тут же войти в другую. Едва человеку удалось принять какое-то решение, как он обнаруживает, что число трудностей умножилось. Только прибегая к помощи прошлого опыта, руководитель может подготовить себя к новым изменениям.
- Удача имеет огромное значение для менеджера. Жаль, что большинство теорий сбрасывают ее со счетов.
- Конкурентная борьба и конфликты. В основном ученый останавливает внимание на извечном конфликте за распределение ресурсов. В нем никогда не будет победителей и проигравших, а все управленческие теории только помогут выиграть время в этом споре.
- Чувство вины. Оно присуще любому менеджеру и, поскольку никогда его не покидает, оказывает влияние на поведение и принятие решений.
- Смерть менеджера – это был самый сильный довод Одиорне против возможности существования научной теории управления.

Человек сложен по своей природе, и условия, в которых ему приходится постоянно действовать, никогда не станут настолько простыми, чтобы можно было их рассматривать в разрезе математических формул. Что касается ситуационной теории, она должна быть экзистенциалистской, поскольку ее исходным пунктом является человек – субстанция нестабильная и неоднозначная. Вот такая суть применения ситуационного подхода: только человек, его накопленный опыт и способность анализировать помогут в управленческой деятельности.
Источник: fb.ru
