Первый квартал 2023 года для большинства предпринимателей оказался достаточно стабильным по сравнению с предыдущим кварталом. У 41% сохранилось число клиенов и объем работ.
Примерно 20% даже зафиксировали увеличение числа клиентов, 27% – рост объема работ. Около 30% предприятий сообщили о незначительном сокращении количества заказчиков, а 26% – объема работ. Для сравнения: летом 2022 года о сокращении объема работ сообщали 34% респондентов.
Однако снижение выручки стало одной из проблем, с которой небольшие компании сталкивались чаще всего. О ней рассказали 26% опрошенных. Столько же были вынуждены сменить офис из-за высокой аренды.
Самой распространенной проблемой стало вынужденное сокращение бюджетов на маркетинг и PR – 35%. Руководители также экономили за счет премий сотрудникам (31%), их отправки в отпуска (11%), сокращения части персонала (8%) или перевода работников на две трети оклада (5,5%).
Все эти итоги были лишь наполовину ожидаемы для бизнеса – 61% респондентов отметили, что результаты первого квартала соответствуют их прогнозам на 50%. Еще 23% заявили о соответствии их прогнозов и полученных за квартал результатов, а 16% – о несоответствии.
Бедные в России: сколько, почему, кто
Исследование провели среди более 1,2 тыс. представителей малого и среднего бизнеса в возрасте старше 25 лет, 47% опрошенных – руководители, 53% – сотрудники. Регионы исследования — вся Россия, города с населением более 100 тыс. человек.
Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте
Фото на обложке: Blue Planet Studio / Shutterstock
Источник: rb.ru
Бизнес в России долго не живет
Фото pixabay.com
Менее половины российских предприятий способны перешагнуть пятилетний рубеж, большинство компаний закрываются раньше. Об этом сообщают аналитики FinExpertiza. По оценкам опрошенных экспертов, самый короткий срок жизни у малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг. Однако эксперты уточняют, что в сложившихся условиях если компании смогли преодолеть пусть и не пятилетний, но хоть какой-то рубеж в несколько лет – это уже достижение.
Ежегодно в России открывается около 300 тыс. компаний, однако не всем из них удается вырасти и укрепить свои позиции на рынке. За прошедшие пять лет менее чем половине компаний удалось перешагнуть пятилетний рубеж, сообщили аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
В качестве примера они приводят статистику за 2018 год: из 3,43 млн предприятий, активно ведущих свою деятельность (с численностью работников и оборотом, превышающим нулевые значения), только 1,58 млн, или 46%, перешагнули возрастную отметку в пять лет.
Как отмечают исследователи, больше всего «компаний-долгожителей» в Магаданской и Ленинградской областях (их доля составляет около 65% от всех активных предприятий), в Ставропольском крае – около 63%.
Меньше всего работающих предприятий старше пяти лет в Севастополе (почти 8%) и в Крыму (почти 11%), что, по уточнению исследователей, «вполне объяснимо, ведь эти субъекты сравнительно недавно интегрировались в экономику РФ».
Опрошенные эксперты по-разному интерпретируют эти данные. Часть из них не видят ничего удивительного в том, что большинство компаний не доживают до пяти лет, – такой отсев вполне допустим.
«На мой взгляд, совершенно нормально, когда до 90% стартапов (а большинство вновь открытых юрлиц – это, по сути, стартапы) закрываются в первые пять лет работы, а в следующие пять лет закрываются еще до 90% из оставшихся», – говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
По его словам, вновь создаваемые фирмы часто предлагают рынку продукты или услуги, которые либо не нужны, либо плохо обоснованы экономически, либо опережают время, а значит, не могут сформировать необходимый спрос.
При этом Жарский напоминает о российской специфике ведения бизнеса: «Многие юрлица закрываются не потому, что убыточны, а совсем наоборот. Закрывается одно юрлицо, и открывается другое того же направления, и хотя это недобросовестная практика, такое происходит, и это влияет на статистику».
«По статистике, лишь менее 20% всех стартапов превращаются в нормально работающий бизнес, приносящий прибыль, – продолжает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. – Это общемировая практика».
«Есть исследования, доказывающие, что подавляющее большинство стартапов прекращают свою работу в первые три года существования. Причем это доказывают исследования, проведенные в развитых странах», – добавляет аналитик компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.
«В России чаще всего начинающий предприниматель старается делать бизнес в различных сферах услуг. В таких нишах крайне высокая конкуренция, особенно в крупных городах», – добавляет Авакян.
Большинство экспертов сообщают, что наименьшую продолжительность жизни имеют представители малого и среднего бизнеса в сфере услуг: кофейни, парикмахерские, различные салоны, фитнес-центры и т.п.
«А крупные системообразующие предприятия, например, в производственном секторе чувствуют себя в целом уверенно и работают долго. У них в подавляющем большинстве комфортная долговая нагрузка и приемлемая рентабельность», – уточняет старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.
Хотя, как замечает, в свою очередь, Дмитрий Жарский, заниматься – по крайней мере с нуля – любого вида производством значительно сложнее, чем предлагать потребителям уже вполне востребованные услуги.
Между тем другие эксперты считают, что короткий срок жизни компаний свидетельствует о серьезных проблемах, о том, что деловой климат в стране пока оставляет желать лучшего.
Как говорит исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин, то, что большинство компаний не могут преодолеть пятилетний рубеж, свидетельствует о многих проблемах ведения бизнеса в России: от излишней бюрократической нагрузки до монополизации рынка во многих областях. В списке проблем также «коррупция, недобросовестная конкуренция и прочие перегибы на местах», добавляет эксперт.
По его мнению, о хорошем экономическом положении свидетельствовал бы срок жизни новообразованных предприятий в 10–15 лет. «Именно за такой период любое дело может окупиться, развиться и принести доход как работодателю и работникам, так и государству», – считает Гелемурзин.
«Вести бизнес в России – своего рода героизм. Это постоянная борьба за выживание с частями государства. Не со всем государством, а именно с частями», – говорит член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. Потому что, как поясняет эксперт, с одной стороны, государство может серьезно поддержать бизнес, отдельные проекты. Но, с другой стороны, то же самое государство в лице некоторых его представителей может быстро этот же бизнес закрыть, уточняет Капитанова.
Поэтому любое количество компаний, преодолевших рубеж хотя бы в несколько лет, – «это уже хорошо», добавляет эксперт.
Кстати, и сами исследователи тоже скорее позитивно оценивают результаты проведенного анализа. Выживание 46% компаний «на пятилетнем отрезке в условиях пробуксовки российской экономики – это хороший показатель, здесь мы находимся на уровне европейских стран», сообщает председатель совета директоров сети FinExpertiza Елена Трубникова.
Но есть и негативные моменты. «Настораживает, что около 27% компаний стали убыточными по итогам 2018 года, и доля их растет», – обращает внимание Трубникова.
Эксперты напоминают, что есть еще такие показатели, как количество банкротств и соотношение численности закрывающихся и открывающихся юрлиц. По данным Росстата, и в 2018-м, и в январе–апреле 2019-го в стране было ликвидировано примерно в 1,5–2 раза больше предприятий, чем зарегистрировано.
По словам Дмитрия Жарского, «возможно, снижение налогового бремени позволило бы юрлицам жить намного дольше, чем пять или десять лет».
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Источник: www.ng.ru
Действительно ли 95% предпринимателей разоряются
В среде социалистов есть устойчивый миф: якобы 95% новых бизнесов разоряется в первый же год, и, следовательно, в бизнес идут только азартные дураки. Более того, разорившиеся бизнесы — это напрасный расход денег и ресурсов, который ложится тяжким грузом не только на незадачливых предпринимателей, но и на всё общество целиком.
Миф основан на реальных фактах. Действительно, исследования показывают, что большая часть новых бизнесов разоряется в течение трёх-пяти лет. Не 95%, разумеется, — это художественное преувеличение, — но, может быть, 60-80%, в зависимости от состояния экономики и прочих факторов.
Вместе с тем было бы огромной ошибкой думать, будто вести бизнес — невыгодное занятие типа игры в рулетку, в котором временный успех одного игрока неизбежно оборачивается проигрышем десятка других. Причин, которые позволяют бизнесменам справляться со страшной на первый взгляд статистикой несколько.
1. Риск можно регулировать. Существуют стратегии, которые позволяют действовать практически наверняка, уверенно добиваясь успеха в большинстве случаев. План 50%, например, — постепенная покупка квартир под сдачу, — не сделает начинающего предпринимателя миллиардером, однако при этом почти наверняка и не разорит его:
Если вести бизнес осторожно, отказываясь от кредитов и рискованных сделок, шансы на успех можно значительно повысить. Также шансы на успех повышаются, если пройти курсы предпринимателя и взяться за какое-нибудь испытанное, простое дело. Вдохновляющий пример из США — не сумев устроиться работу, аутист открыл небольшое кофе, которое даёт ему теперь средства к существованию:
2. В английском языке есть термин «дэмэдж контрол», который можно грубо перевести как «контроль повреждений» или «борьба за живучесть корабля». Проиллюстрировать это можно анекдотом про человека, который нёс домой трёхлитровую банку пива. Сушёная вобла, которая лежала на банке с пивом, соскользнула и упала в лужу. Незадачливый отдыхающий какое-то время постоял в огорчении, а потом с размаху хряпнул об асфальт банку: «Вот и попили пивка!».
Бизнесмены в таких ситуациях занимаются «дэмэдж контролем». Столкнувшись с потерей воблы, бизнесмен попытался бы купить другую воблу, заменить воблу поджаренным хлебом или ещё как-нибудь спасти субботний вечер с минимальными потерями.
При разорении бизнеса предприниматель прикладывает большие усилия, чтобы выйти из неудачного дела если не в плюс, то хотя бы без долгов. Как правило, это удаётся. Допустим, разочаровавшись в эвакуаторном бизнесе, водитель может продать эвакуатор и вернуть тем самым часть вложенных денег.
3. Главная проблема социалистов заключается в том, что они не дружат со временем: не ценят усилия, затраченные другими в прошлом, и не видят смысла напрягаться, чтобы получить награду в будущем.
Справедливо это и для статистики вновь открывающихся бизнесов. Допустим, начинающий бизнесмен Настырников раз за разом пытается открыть то магазин зонтиков, то парикмахерскую, то ларёк с шавермой. Предположим, вложения составляют каждый раз два миллиона рублей, с которых господин Настырников надеется получать 70 тысяч рублей в месяц.
Допустим, первые три бизнеса господина Настырникова разоряются подчистую, нанеся ему убытки в размере шести миллионов рублей. Четвёртый бизнес «взлетает», и через пять лет вырастает вдвое, принося бизнесмену уже 150 тысяч рублей в месяц. Нехитрые подсчёты показывают, что за 10 лет бизнесмен более чем вдвое перекроет убытки от первоначальных неудач.
Фактор времени очень важен: основной доход в бизнесе приносят постоянные клиенты и долгоиграющие схемы. Так как неудачные бизнесы разоряются относительно быстро, и так как поначалу они имеют относительно маленькие масштабы, предприниматели могут позволить себе несколько падений на старте. Первая же успешная схема, которая отработает хотя бы 10 лет, с лихвой окупит все прошлые неудачи.
4. Служащие и чиновники очень не любят признавать неудачи: неудачи сильно вредят карьере. Поэтому вместо того, чтобы вовремя закрыть неудачный проект, они предпочтут заметать под ковёр дурные новости до тех пор, пока небольшая проблема не дорастёт до размеров катастрофы.
Также служащие и чиновники предпочитают не пробовать ничего нового и потенциально провального. Там, где бизнесмен кладёт на стол пачку денег и говорит «начинаем завтра», чиновник с аналогичными полномочиями собирает комиссию, чтобы надёжно похоронить идею.
По этим двум причинам капиталистическая экономика лучше распоряжается ресурсами, чем плановая экономика. Пока адепты плана запустят 3 проекта, один из которых закончится серьёзным провалом, капиталисты успеют запустить 300 проектов, из которых 100 окажутся успешными, а 200 не нанесут никому значимых убытков.
PS . Это семидесятая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:
Источник: dzen.ru