Развитие предпринимательства является важным условием для достижения цели устойчивого и всеобъемлющего роста. Развитие предпринимательства также является средством для реагирования на новые экономические вызовы, для создания рабочих мест и преодоления социальной и финансовой изоляции. Преодоление влияния последствий глобального финансово-экономического кризиса предусматривает предоставление предпринимательству и самозанятости более активную роль в экономической и социальной политики в области развития. Изучение отечественного и зарубежного опыта подтверждает, что программы поддержки сферы предпринимательства имеют особое значение для женщин, которые продолжают сталкиваться с проблемами на рынке труда и недостаточной представленностью в предпринимательской деятельности.
Реализация программ долгосрочного развития в республике ориентирована на достижение устойчивого роста и развития на основе внутренних источников и проявляемых инициатив. Как отмечается в послании Президента Республики Казахстан «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» [1], важными условиями развития являются модернизация всех сфер общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики и углубление диверсификации.
Почти 40 процентов казахстанских предприятий возглавляют женщины
Важная роль в реализации поставленных задач отводится дальнейшему развитию и поддержке малого и среднего бизнеса, поскольку деятельность предпринимателей позволяет решать целый ряд задач по формированию конкурентной среды, обеспечению занятости населения, повышению уровня благосостояния и удовлетворению дифференцированного спроса потребителей. Вклад предпринимательства в обеспечение социально-экономического развития в республике главным образом определяется по вкладу в ВВП, в развитие конкуренции, в создание занятости, в том числе в молодежной и женской занятости.
Как отмечается в Докладе «2015 Global Women Entrepreneur Leaders» к 2025 году на работу трудоспособного населения в мире потребуется 600 миллионов рабочих мест [2]. Чтобы ответить на этот вызов, необходимо обратить внимание на развитие предпринимательства, и особенно создавать условия для поддержки и развития масштабов женского предпринимательства. Опыт многих странах демонстрирует высокие темпы развития женского предпринимательства, при этом женщины-предприниматели, управляющие бизнесом, ориентированы на инновационное развитие и получение высокой отдачи. Как успешные владельцы бизнеса, являясь первопроходцами, они служат вдохновляющим примером, и катализатором положительных изменений. Получая доступ к финансовым, информационным, образовательным ресурсам, объединяясь в сообщества для обмена и распространения новых знаний, женщины предприниматели вносят вклад в социально-экономическое развитие на уровне своих стран.
Согласно существующим результатам исследователями, малые предприятия действительно создают значительное большинство новых рабочих мест в среднем за год по сравнению с крупными предприятиями, хотя, в тоже время достаточно высока вероятность неудач и закрытия многих малых стартапов, в результате чего их сотрудники теряют рабочие места, либо мигрируют в более крупные компании. Также, различными авторами отмечаются различия в качестве создаваемых рабочий мест на малых предприятиях, характеризующихся как большей уязвимостью, так и нестабильным уровнем оплаты, отсутствием других условий, представляемых на крупных предприятиях (обучение, повышение квалификации и т.п.). Эти же проблемы характерны и для женского предпринимательства, тем не менее активность женщин в развитии бизнеса значительно возросла в последние годы.
Айжан Сулейменова — Как построить бизнес в Казахстане без агашек
Развитие предпринимательства, тем не менее, представляет интерес, имея косвенные эффекты в увеличении потребительских расходов, передаче знаний, развитии занятости на местных рынках труда. В новых условиях роль развития малого бизнеса рассматривается в развитии предпринимательских инициатив населения, в особенности неработающей части трудоспособной части населения.
Это обусловлено тем, что отличительными особенностями малого предпринимательства являются готовность принятия на себя хозяйственных рисков и способность гибко перестраивать деятельность с учетом изменяющихся запросов рынка. Повышение предпринимательской активности населения, его предприимчивости созвучно современным идеям развития общества всеобщего труда, социальной модернизации общества, повышения качества человеческого капитала.
Деятельность предпринимателей позволяет определять потребности в новых профессиональных навыках и стимулировать предпринимательские способности. Этим объясняется реализация инициатив по поддержке развития малого среднего предпринимательства во многих странах, и в том числе в Казахстане Проведение исследований существующих условий развития предпринимательства позволяет выявлять масштабы, особенности и направленность развития женского предпринимательства в республике.
Как видно из рисунка 1, в республике наблюдается постоянный рост развития предпринимательства, создаются инфраструктурные условия для развития бизнеса [3]. В тоже время обращается внимание в основном на упрощение процедур открытия бизнеса, в дальнейшем же решение многих проблем предпринимателей связано с различными сложностями.
По всей видимости, это объясняется тем, что большинство малых предприятий действуют в отраслях с низкой добавленной стоимостью, таких как оптовая и розничная торговля, сфера услуг, где компании создают главным образом оборот. В основном предпринимательство развивается в отраслях, где представляется меньше препятствий для выхода на рынок и не требуется больших стартовых инвестиций или квалифицированной рабочей силы для начала хозяйственной деятельности. Основными причинами, по которым предприниматели могут сосредотачиваться преимущественно на торговле и сфере услуг являются как ресурсные ограничения, так и отсутствие квалифицированной рабочей силы, нежелание принимать на себя риск и ограниченные возможности для успешной конкуренции в производственных отраслях. Данный подход, безусловно, является вынужденной мерой для большинства предпринимателей, и в том числе женщин-предпринимателей, но важно понимать, что это приводит, в конечном счете, к недостаточному использованию потенциала МСП.
Примечание – рисунок приведен по данным Комитета РК по статистике [3]
Рисунок 1 Структура сектора малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан
Как видно, из таблицы 1 в республике достаточно высока доля занятых, как мужчин, так и женщин, из числа экономически активного населения. В тоже время можно видеть, что среди безработного населения доля женщин превышает средний уровень по республике, а также сравнительно меньше доля женщин среди самозанятого населения. В связи этим, как и в других странах, в Казахстане необходимо развитие инициатив, поддерживающих женское предпринимательство, направленных на понимание проблем, повышение участия женщин в обучающих программах, получении финансовой поддержки, обмен опытом.
Таблица 1Основные индикаторы рынка труда Республики Казахстан в 1 квартале 2016 года
Население в трудоспособном возрасте
Источник: articlekz.com
В Казахстане более 50% субъектов малого и микро-бизнеса возглавляют женщины
БАКУ /Trend/ — В Казахстане более 50 процентов субъектов малого и микро-бизнеса возглавляют женщины и эти цифры растут с каждым годом.
Как передает Trend, об этом сказала в среду директор ОФ «Фонд устойчивого развития и поддержки женского предпринимательства» Динара Аллаберген в ходе панельной сессии на тему «Успешные примеры укрепления роли женщин в государственных учреждениях, частном секторе, неправительственных организациях» в рамках V форума «Новые возможности: «Зеленый свет» для женщин-предпринимателей», посвященном Глобальной неделе предпринимательства.
«Практика показывает, что женщины способны превратить в источник дохода даже свое хобби, начать зарабатывать и вносить вклад в семейный бюджет. Но зачастую для открытия собственного дела многим не хватает базовых знаний, не хватает стимула, мотивации, поддержки на этапах становления. С этой целью были открыты Центры развития женского предпринимательства, где проводится профильное обучение по выявленным потребностям женщин. Данный проект нацелен на стимулирование экономической активности женщин, а также устойчивое развитие центров женского предпринимательства», — отметила Аллаберген.
По ее словам, центры развития в регионах призваны стать единой площадкой для привития необходимых навыков и оказания практической помощи в сфере женского предпринимательства.
Источник: www.trend.az