Буркова Юлия Сергеевна, ведущий специалист-эксперт юридического отдела Федеральной службы государственной статистики, аспирантка кафедры конституционного и международного права Государственного университета управления.
В статье представлена содержательная характеристика основных принципов (конституционных и отраслевых), некоторых направлений и форм взаимодействия предпринимательских сообществ и органов публичной власти, институтов, призванных обеспечить указанное взаимодействие.
Ключевые слова: взаимодействие, органы публичной власти, бизнес-сообщества, публичный и частный интересы, бизнес-омбудсмен.
Interaction of Public Authorities and Business Communities: Modern Experience
Burkova Julia S., Leading Expert of the Legal Department of the Federal State Statistics Service Postgraduate Student of the Department of Constitutional and International Law of the State University of Management.
The article presents the essential characteristic of the basic principles (of constitutional and industrial), some of the directions and forms of interaction of business communities and public authorities and institutions to provide the specified interaction.
Key words: interaction, public authority, business community, business community, public and private interests, lobbying, business ombudsman.
Взаимодействие в различных отраслях знаний понимается по-разному. В физике, например, взаимодействие есть не что иное, как воздействие тел друг на друга, результатом чего выступает изменение состояния их движения . Что касается социальной сферы, то здесь взаимодействие представляет собой некое развитие, поддержку социума в целом и отдельных его слоев. Государственно-правовая сфера представляется нам как взаимодействие «права» и «государства», их неразрывной связи между собой, что подтверждается, в частности, существованием такой науки, как теория государства и права .
Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. 3-е изд. М.: Наука, 1973. С. 15, 16.
Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. N 1. С. 15 — 27.
Предпринимательские сообщества, так называемые бизнес-сообщества, которые являются негосударственными (неправительственными) некоммерческими организациями, объективно не могут осуществлять свою деятельность вне того или иного взаимодействия с органами публичной власти различных уровней. Поскольку в соответствии с Конституцией РФ власть в российском государстве разделена не только по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную — ст.
10 Конституции РФ), но и по вертикали (на федеральную, региональную и муниципальную — ч. 3 ст. 5, ст. ст. 11, 12, ч. 2 ст. 132 Конституции РФ), система указанного взаимодействия является сложной, многозвенной и многоуровневой — предпринимательским сообществам приходится взаимодействовать с различными по компетенции (прежде всего с исполнительно-распорядительными) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
А. Биджиев и Г. Шамарова под взаимодействием бизнес-структур и власти понимают систему партнерства органов государственной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-сообществ в регулировании финансовых, экономических и социальных проблем . В предложенном определении, на наш взгляд, преобладает статический подход (взаимодействие рассматривается в качестве системы), тогда как во взаимодействии, исходя из сути данного понятия, должен преобладать подход деятельностный. Кроме того, авторы делают акцент, главным образом, на социальной, экономической стороне отношений бизнеса и власти. Если же речь вести о правовом взаимодействии, то следует подчеркнуть, что рассматриваемое взаимодействие может рассматриваться и как разноплановые правоотношения между различными бизнес-сообществами и органами публичной власти .
Биджиев А.С., Шамарова Г.М. Взаимодействие государства и бизнеса как социально-экономический фактор развития регионов // Вопросы управления. 2012. N 1 (18).
Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. и др. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2009.
Т. 1. С. 561, 562.
Взаимодействие бизнеса и власти осуществляется по различным направлениям и в различных формах. Правовые проблемы в сфере такого взаимодействия порождаются нормами отраслевого и специального законодательства, регламентирующего предпринимательские отношения, которые (нормы) не всегда согласуются с духом конституционных предписаний о социальном государстве, свободе экономической деятельности, гарантированности свободы предпринимательства и других социально-экономических прав граждан.
Взаимодействие предпринимательских сообществ и государства представляет собой интегрирование частного и публичного правовых начал, обеспечение общегосударственных интересов и интересов отдельной личности (в т.ч. через опосредование интересов негосударственных объединений), направленное на обеспечение общего блага, социальных ориентиров, являющегося стимулятором в перераспределении материальных ресурсов, оказывающего финансовую поддержку таким объединениям, действие в интересах социума. Квалифицирующими признаками такого взаимодействия являются: частный и публичный интерес, обеспечение интересов гражданского общества и отдельной личности, разностатусность предпринимательских сообществ и государства (прежде всего в публично-правовой сфере) и зависимость первых от второго, перераспределение материальных благ.
Публичный интерес представляет собой интерес социальный, государственный, интерес публично-правового образования. Частный интерес касается отдельной личности, основан на юридическом принципе равноправия. Через призму соотношения институтов публичного и частного интереса может исследоваться практически любой юридический феномен . При этом даже при самостоятельном анализе данных явлений и категорий они не должны противопоставляться, публичный интерес — это не интерес абстрактного государства, государственного образования или государственного служащего, а интерес в конечном счете человека, населения, проживающего на определенной территории.
Ломаев А.Ю. Публичный интерес как правовая категория: Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.2001 / Ломаев Александр Юрьевич; [Место защиты: Самарский государственный экономический университет]. Казань, 2012. 23 с.
Обеспечение интересов общества и отдельной личности является приоритетной составляющей, ключевым признаком, квалифицирующим взаимодействие предпринимательских сообществ и государства. Такие интересы возникают у различных слоев населения, и главной задачей взаимодействия является их социальное обеспечение.
Зависимость предпринимательских сообществ от государства не следует понимать как абсолютную административную либо материальную зависимость, она проистекает из разностатусности и разнофункциональности взаимодействующих субъектов и проявляется в возможности защиты нарушенных прав предпринимательских сообществ различными государственными институтами, оказании финансирования государством деятельности таких сообществ.
Перераспределение материальных благ проявляется, в частности, в отсутствии права собственности на ресурсы, их передаче по установленным государством правилам для создания благоприятных условий для ведения бизнеса и решения социальных задач.
В систему взаимодействия включены разноуровневые органы публичной власти — федеральные, региональные, муниципальные, специальные (функционирующие, в частности, в т.н. крупных пространствах, особых административно-территориальных образованиях, таких как зоны территориального развития, территории опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток и т.п.).
Взаимодействие предпринимательских сообществ и государства подчинено определенным принципам. Сам по себе принцип означает основополагающее правило, руководство к действию, базовый закон. Под общими принципами права мы понимаем его верховенство (которое часто понимается как «более высокая юридическая сила акта, имеющего форму закона, по сравнению с другими нормативными правовыми актами» ), организационное единство, равноправие (один из основных принципов демократического государства), ответственность. Принципы конституционного права выражены в Конституции и определяют те отношения, которые предопределяют объект конституционного регулирования — это и основы конституционного строя, и конституционно-правовой статус человека и гражданина, и др. .
Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015. С. 5
Сухарев А.Я., Крутских В.Е. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2003.
Принципы взаимодействия предпринимательских сообществ и органов публичной власти могут быть обозначены как либеральные принципы, основанные на постулате о приоритете прав и свобод человека и гражданина, общественной полезности. К принципам предпринимательской деятельности в общем понимании относятся: свобода конкуренции, юридическое равенство субъектов предпринимательской деятельности, ограничение монополистической деятельности, принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Несмотря на то что данные принципы чаще всего трактуются как отраслевые, очевиден их производный характер по отношению к конституционным предписаниям . Так, конституционным принципом предпринимательской деятельности является принцип свободы предпринимательской деятельности , в то же время конституционной обязанностью институтов публичной власти является обеспечение такой свободы. Более далеким конституционному законодательству остается принцип «юридического равенства».
Такой принцип означает имущественную самостоятельность участников гражданского оборота, возможность действовать по «своему усмотрению». Статьей 19 Конституции РФ закреплен конституционный принцип равноправия человека и гражданина, закрепляющий равные возможности реализации своих прав и защиту от их ограничения. Существует ли некое сходство обозначенных принципов? Безусловно, юридическое равенство в частноправовой сфере возможно только при полноправном равенстве возможностей человека и гражданина.
Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Современная версия новейшей истории государства: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука, 2013.
С. 126, 127.
Антонов В.В. Защита прав и интересов предпринимателей // Юриспруденция. 2003. N 1.
Свобода предпринимательской деятельности предполагает свободу производить, сберегать, инвестировать, пользоваться заработанным, а также использовать любые денежные единицы по согласию участвующих сторон , т.е. свободно использовать свои способности для занятия предпринимательской деятельностью.
Штыкова Н.Н., Штыков Р.А. Понятие и признаки конституционного права граждан на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью // Вестник Украинской академии банковского права. 2008. N 16.
Рассматриваемое взаимодействие осуществляется в сферах инвестиций и софинансирования, контрактной деятельности, в сфере преодоления коллизий, противодействия коррупции, лоббистской деятельности и др. Взаимодействие предпринимательских сообществ и государства осуществляется в различных формах: государственно-частное партнерство, координационные советы, органы третейского разбирательства и др. На федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, на местном уровне разрабатываются различные федеральные порталы, институты для повышения уровня просвещенности, поддержки предпринимателей и их объединений на основе их активного взаимодействия с властными структурами.
В настоящее время осознается роль бизнеса в обществе и необходимость государственной поддержки реализации социально ориентированных бизнес-идей. Реализуются и некоторые вполне конкретные меры, в том числе правового характера. Создаются государственные программы, в реализации которых могут участвовать предпринимательские объединения.
Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 23) закрепил понятие «социальное партнерство» как систему взаимоотношений между работниками и работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений . Такое партнерство основано на конституционных принципах содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе, законности и равенстве сторон . Зачастую работодатели, являясь членами предпринимательских сообществ, координируют усилия не только в бизнесе, но и в трудовой и социальной сферах (подп. «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
Богданян Е.А. Социальное партнерство и социальное обслуживание граждан: отраслевые и конституционно-правовые проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 5. С. 76 — 77.
Статья 39 Конституции РФ создает предельно общую основу для деятельности благотворительных организаций и ее специального правового регулирования. Такие организации действуют в интересах социума и призваны оказывать помощь нуждающимся группам населения. Учреждать такие организации органы публичной власти не вправе, т.к. благотворительные организации и фонды имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность. В этой связи прослеживается реализация частных интересов учредителей. Государству нельзя, а предпринимателям и их объединениям можно учреждать фонды, автономные некоммерческие организации, но при этом социальное государство может оказывать содействие и поддержку (устанавливать государственные пособия); следовательно, в рамках рассматриваемого взаимодействия одним из направлений является координация усилий в социальной сфере.
Несмотря на то что предпринимательские сообщества не наделены правом законодательной и иной нормотворческой инициативы на федеральном уровне, их косвенное (но нередко весьма действенное) участие в нормотворческом процессе имеет место. На федеральном портале www.regulation.gov.ru предполагается общественное обсуждение законопроектов, предприниматели и их объединения могут направить свои предложения в рамках публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта в адрес федерального органа исполнительной власти в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 . В то же время практика показывает, что активность представителей бизнеса в данном сегменте взаимодействия невелика. Так, с 1 января по конец сентября 2016 г. на официальном сайте regulation.gov.ru было размещено 40 нормативных правовых актов Росстата. При этом лишь одно предложение было направлено предпринимателем в рамках публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 17. Ст. 1643.
Таким образом, конституционные функции социального государства реализуются в том числе с участием предпринимательских сообществ, взаимодействующих с различными органами публичной власти. При непосредственном участии предпринимателей и их объединений создаются рабочие места для граждан, что способствует реализации конституционного права каждого гражданина на труд. Такие объединения проводят обучение госслужащих, способствуя повышению уровня их правосознания. Госорганы, в свою очередь, приглашают представителей общественных объединений для участия в обсуждениях важных для тех и других общественных вопросов.
Именно взаимодействие бизнеса и государства, а не давление второго на первое дает некий импульс для экономического роста, повышает «статусность» страны на внешне- и внутриполитической арене, позволяет разрешать конфликты в бизнес-среде, улучшать деловой климат и действовать на благо общественным интересам, не допускать нарушения законодательства со стороны бизнес-структур, равно как и не ограничивать самостоятельность предпринимательства, выполнение своих обязательств и не ущемление прав — таковы основы взаимодействия предпринимательских сообществ и органов публичной власти на современном этапе.
Литература
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 17. Ст. 1643.
- Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2009. Т. 1. 1008 с.
- Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015. С. 104.
- Антонов В.В. Защита прав и интересов предпринимателей // Юриспруденция. 2003. N 1.
- Биджиев А.С., Шамарова Г.М. Взаимодействие государства и бизнеса как социально-экономический фактор развития регионов // Вопросы управления. 2012. N 1 (18).
- Богданян Е.А. Социальное партнерство и социальное обслуживание граждан: отраслевые и конституционно-правовые проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 5. С. 76 — 77.
- Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. 3-е изд. М.: Наука, 1973. С. 453.
- Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Современная версия новейшей истории государства: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука, 2013. 493 с.
- Ломаев А.Ю. Публичный интерес как правовая категория: Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.2001 / Ломаев Александр Юрьевич; [Место защиты: Самарский государственный экономический университет]. Казань, 2012. 200 с.
- Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. N 1. С. 15 — 27.
- Сухарев А.Я., Крутских В.Е. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2003.
- Штыкова Н.Н., Штыков Р.А. Понятие и признаки конституционного права граждан на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью // Вестник Украинской академии банковского права. 2008. N 16.
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
Источник: wiselawyer.ru
Как наладить эффективное взаимодействие с бизнесом
Социально-экономическое развитие муниципального образования зависит не только от профессионализма органов местного самоуправления, но и от эффективности функционирования на его территории хозяйствующих субъектов. Успешная деятельность таких субъектов положительно влияет на занятость населения, налоговый потенциал территории и собираемость налогов в местный бюджет, формирование доходов населения. Действия органов местной власти могут как сдерживать деловую активность в муниципальном образовании, так и стимулировать ее. Поэтому важно выстраивать отношения с бизнес-партнерами и эффективно с ними взаимодействовать. В статье мы дадим рекомендации, которые помогут в этой работе, расскажем о механизмах и формах взаимодействия муниципального и частного партнеров.
Проведите социологическое исследование
На заметку: Помочь в проведении опроса могут также советы предпринимателей при администрации региона или муниципального образования
Оценить исходную результативность взаимодействия бизнеса с органами местной власти на территории муниципального образования можно с помощью социологического исследования. Организуйте и проведите его самостоятельно или обратитесь за помощью к структурам, которые поддерживают предпринимателей, например к уполномоченным по защите их прав. Узнайте, проводились ли уже такие социологические исследования в вашем регионе. Если да, используйте их результаты для построения дальнейшей тактики общения с бизнесом.
ПРИМЕР 1. В интересах Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области в 2017 году было проведено исследование, направленное на оценку условий ведения предпринимательской деятельности в регионе. Предпринимателям было предложено ответить на ряд вопросов.
Чтобы провести исследование, можно использовать опросник (см. ниже). Разместите его на официальном сайте органа местного самоуправления и в социальных сетях.
Оцените результаты исследования
По результатам исследования можно судить о восприятии бизнесом органов власти, доверии к ним. Анализ результатов опроса также позволит выбрать дальнейшую тактику для сближения с бизнесом и построения эффективного взаимодействия с ним.
ПРИМЕР 2. Предпринимателям Тверской области в ходе социологического исследования, проведенного в интересах Уполномоченного по защите прав предпринимателей в 2017 году, было предложено ответить на следующие вопросы.
1. «Как бы Вы оценили влияние администрации Вашего района, города на деятельность Вашего предприятия?»
2. «Насколько для Вас легко записаться и попасть на прием к главе администрации Вашего района, города?»
Только 24,9 процента респондентов оценили влияние администрации района (города), где они функционируют, позитивно, отметив, что администрация помогает им развиваться или «скорее помогает, чем мешает». В то же время 21,3 процента оценили влияние администрации негативно, а 15,3 процента затруднились с ответом.
49,8 процента опрошенных считают, что записаться и попасть на прием к главе администрации района (города), в котором функционируют их компании, достаточно легко. В то же время 16,5 процента респондентов испытывают сложности при обращении к главе муниципального образования, в том числе 12,7 процента считают, что записаться нетрудно, но трудно попасть (прием переносят, отменяют и т. п.), а для 3,8 процента респондентов очень трудно и записаться на прием.
Шесть процентов респондентов выбрали другой вариант ответа. При этом треть из них уточнили, что им не требовалось или они не пытались обращаться в органы власти. Еще треть выразили сомнения в результативности такого обращения. Комментарии респондентов: «Не имеет смысла», «А зачем?», «Записаться и попасть на прием достаточно легко, но решение вопроса труднодостижимо», «Получал отказ по любому вопросу, если мое мнение не совпадало с точкой зрения чиновника», «Стараюсь вообще не общаться, чтобы не портить себе настроение».
25,1 процента от общего числа опрошенных затруднились оценить, насколько легко записаться и попасть на прием к главе администрации. Из них 38,9 процента, отвечая на вопрос об оценке влияния администрации района (города) на деятельность компании, сказали, что администрация на их работу никак не влияет. 42,1 процента затруднились оценить влияние администрации.
Выстроить активное взаимодействие с бизнес-структурами органам местной власти затруднительно, если более трети респондентов — представителей малого, среднего и крупного бизнеса считают, что администрация их района или города на деятельность их компаний никак не влияет. Такие субъекты предпринимательства не видят точек совместного интереса. Выстраивание диалога в этом случае возможно только после информационного продвижения органа местного самоуправления к бизнес-структурам.
Учтите различия в ожиданиях и предложите партнеру желаемое
Партнерство подразумевает взаимовыгоду. Поэтому учтите ожидания частного партнера от взаимодействия. Они будут отличаться от ожиданий органа местного самоуправления (см. таблицу). Подумайте, что муниципалитет может дать частному партнеру взамен.
На практике муниципалитеты опробовали множество мер поддержки, поэтому вам есть из чего выбирать. Если не можете оказать финансовую или имущественную помощь, предоставьте информационную поддержку, налоговые льготы, льготы по арендной плате, помощь в оформлении разрешительных и учредительных документов и (или) услуги службы «одного окна». Поддержите внедрение инноваций на предприятиях малого бизнеса. Помогите провести анализ рынка, поиск контрагентов и заказов. Особенно ценной поддержка будет в начале ведения бизнеса.
Таблица. Ожидания от взаимодействия
Ожидания бизнес-партнера, функционирующего на территории муниципального образования
Ожидания органа местного самоуправления
- снижение административных барьеров и административной нагрузки на бизнес;
- уменьшение числа необоснованных контрольно-надзорных мероприятий;
- получение требуемой поддержки (финансовой, инфраструктурной, образовательной);
- формирование положительного имиджа компании с продвижением на ресурсах муниципалитета и т. п.
- повышение деловой активности (рост числа действующих юридических и физических лиц без образования юридического лица);
- рост числа рабочих мест;
- рост доходов населения муниципального образования;
- рост налоговых доходов в бюджет муниципального образования, собираемости налогов и снижения недоимок и т. п.
Выберите способы коммуникации с предпринимателями
Информационное продвижение органа власти должно опираться не только на размещение на официальном сайте муниципального образования информации о видах государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства. Для информирования, убеждения о необходимости партнерства используйте следующие формы коммуникации с бизнесом:
- проводите форумы, круглые столы по тематике, актуальной для бизнеса и органов местной власти;
- приглашайте представителей бизнес-сообщества на заседания Общественного совета или Общественной палаты при администрации муниципального образования. Это поможет найти альтернативные варианты решения проблем;
- опрашивайте предпринимателей на официальном сайте органа местного самоуправления;
- сформируйте экспертную группу, в состав которой будут входить представители малого и среднего предпринимательства. Получайте заключения группы по итогам ее работы;
- проводите совещания органов местного самоуправления с участием и привлечением к участию в них субъектов предпринимательства;
- приглашайте предпринимателей на общегородские и районные мероприятия (выставки, дни города, отчеты главы муниципального образования).
Рекомендация: Формируйте такое представление в обществе о предпринимательстве, чтобы его считали общественно полезным и достойным занятием. Этому будет способствовать, например, создание при администрации муниципального образования школы молодого предпринимателя
Чем больше таких мероприятий, тем лучше. В отношениях с бизнесом соблюдайте три важных правила:
1. Будьте всегда открыты и доступны для общения.
Открытость органов власти для взаимодействия с бизнесом предполагает возможность обратиться в орган местного самоуправления не только в письменной, но и в устной форме при личной встрече. Поэтому обеспечьте предпринимателям такую возможность.
Учтите, что для компаний, работающих в сельской местности, сложности записаться и попасть на прием могут быть дополнительно связаны с недоступностью интернета и большими временными затратами на дорогу до административного центра. В этом случае отмена или перенос приема могут иметь критическое значение для формирования бизнесом негативной оценки взаимодействия с органами власти.
2. Сохраняйте прозрачность отношений.
Прозрачные отношения комфортны для бизнеса. Предлагайте предпринимателям участвовать в разработке нормативных актов, в подготовке проектов изменений в нормативно-правовую базу, которая относится к малому предпринимательству, в разработке стратегических документов муниципального образования. Вовлекайте малый бизнес в развитие новых технологий, в совершенствование инфраструктуры.
3. Сделайте партнерство с бизнесом постоянным.
Чтобы взаимодействие власти и малого бизнеса было эффективным, осуществляйте его на регулярной основе.
Выберите форму взаимодействия
Есть множество направлений для взаимодействия органа власти и бизнеса. Какую из них выбрать, решать вам. Перечислим основные.
1. Участие бизнеса в обеспечении результатов реализации государственных/муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, региональным и муниципальным органам власти необходимо достичь заявленных в государственных и муниципальных программах показателей. В рамках поддержки малого и среднего бизнеса эти показатели связаны с количеством субъектов МСП, получивших поддержку. Если в мероприятия программы заложено проведение образовательной поддержки МСП, то результатом задается количество участников семинара/тренинга. Обеспечить достижение результата можно только при готовности компаний принять участие в мероприятии.
Важно запомнить!
При отсутствии финансовых ресурсов у муниципального образования проекты МЧП затруднительно реализовать. Бизнес не всегда готов участвовать в реализации проектов МЧП, если не видит выгоды для себя
К выбору формы взаимодействия приступайте после информационного продвижения органа власти к бизнесу
2. Участие бизнеса в проектах, реализуемых в рамках программы поддержки местных инициатив. Такие проекты позволяют выявлять приоритеты для населения и оперативно реагировать на них путем вовлечения населения в решение вопросов местного значения (через инициативное бюджетирование) и привлечения для их решения ресурсов местных сообществ, в том числе бизнес-структур. Увеличение доли софинансирования проекта за счет привлекаемых средств населения и бизнеса дает дополнительные баллы при проведении конкурса на выявление муниципальных проектов, которые получают финансовую поддержку из бюджета субъекта РФ. Когда общее количество проектов, участвующих в конкурсе, увеличивается, повышение доли участия населения и бизнеса становится необходимым условием для победы в конкурсе. Бизнес может участвовать в реализации проектов не только финансово, но и, например, предоставлять технику и оборудование, собственные кадры и т. п.
3. Муниципально-частное партнерство. При муниципально-частном партнерстве заключается контрактное соглашение между органом местного самоуправления и субъектами предпринимательства, которое предусматривает активное использование технических, финансовых и управленческих ресурсов частного сектора для достижения задач, поставленных муниципалитетами.
Документ: Методика проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений), утверждена приказом Минэкономразвития от 07.07.2015 № 454
Через механизмы муниципально-частного партнерства возможно реализовать проекты в дорожной сфере, сфере благоустройства городской территории, жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на условиях долевого софинансирования из средств местного бюджета.
4. Вовлечение бизнес-структур в проведение оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов и экспертизы действующих нормативно-правовых актов (ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Реализация процедур ОРВ предполагает проведение публичных консультаций представителей бизнеса.
На заметку: Как правильно провести оценку регулирующего воздействия нормативно-правового акта
1. Конкретизируйте группу лиц, интересы которых затрагиваются проектом нормативно-правового акта, сформируйте базу заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций в отношении идеи (концепции) предлагаемого регуляторного решения.
2. Составьте перечень вопросов, которые необходимо обсудить с участниками публичных консультаций в отношении идеи (концепции) предлагаемого регуляторного решения. Такой перечень должен быть открытым, чтобы позволить бизнесу предложить собственные варианты решения проблемы. Например, в повестку обсуждений можно включить вопрос «Какие альтернативные (менее затратные и/или более эффективные) способы решения проблемы Вы могли бы предложить?».
3. Разместите информацию о проведении публичных консультаций в отношении идеи (концепции) регуляторного решения на официальном сайте муниципального образования, используйте другие способы оповещения: рассылка писем по почте или электронной почте, телефонные звонки.
4. Используйте весь спектр форм публичных консультаций: открытые заседания общественно-консультативных органов, опросы на официальном сайте муниципального образования и в соцсетях, заседания экспертных групп, совещания с заинтересованными лицами.
5. Проанализируйте поступившие от участников публичных консультаций предложения. Анализ должен быть детальным, обоснованным. Доведите результаты оценки регулирующего воздействия до сведения участников процедуры.
ГАЛИНА ЛАПУШИНСКАЯ, зав. кафедрой государственного управления, профессор Тверского государственного университета, д. э. н.
Источник: cmokhv.ru
Особенности взаимодействия бизнеса и власти в современной России
Развитие бизнеса является одним из основных условий роста эффективности современной рыночной экономики. В свою очередь, рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов власти с бизнес-сообществом. Взаимодействие бизнеса и власти должно развиваться в оптимальных для рыночной экономики формах и направлениях:
- — создание непосредственно инфраструктуры экономической системы, обеспечение благоприятных условий эффективного функционирования экономики;
- — размещение государственных и муниципальных заказов;
- — институционализация лоббистской деятельности структур бизнеса;
- — институциональное оформление корпоративного сектора и т.д.
Под взаимодействием бизнеса и власти подразумевается система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в регулировании социально-экономических проблем. Теоретическая концепция механизма государственно-частного партнерства предполагает следующую его трактовку. Это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Система представительства интересов бизнеса в органах государственной и муниципальной власти должна быть гибкой и многоуровневой. При этом гибкая, многоуровневая и многоаспектная система взаимодействия бизнеса и государства позволяет свести к минимуму возможности их сращивания и строить взаимоотношения на цивилизованной основе. Сейчас динамику процесса взаимоотношений государства и бизнеса стало определять, прежде всего, общество, которое требует, чтобы бизнес изменился и перестал быть частью государственных проблем, а превратился в неотъемлемый элемент их решения.
Таким образом, российский бизнес должен постепенно переходить к новой модели самоорганизации во взаимоотношениях с властью, обеспечивая наряду с государством, прежде всего, социальную опору населения.
Становление экономического порядка, обеспечивающего условия эффективного функционирования бизнеса, в значительной степени зависит от нормативно-правового обеспечения его деятельности. Основополагающими документами, в рамках которых осуществляются взаимоотношения между бизнесом и государством, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс РФ, Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»), постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 26.02.04 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Государство также приняло ряд законопроектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Важной вехой стало появление закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007 г.). В нем определяются категории субъектов малого и среднего предпринимательства, даются основные цели и принципы государственной политики в отношении их развития и механизмы взаимодействия власти с ними.
Реальная модель отношений власти и бизнеса, отмечают исследователи, представляет собой три обособленные зоны их взаимодействия: белую, черную, серую. Белая зона основана на создании единых для всех предпринимателей правил игры и обязательности их выполнения.
Черная и серая зоны предполагают создание преференциальных режимов для предпринимателей и избирательное применение санкций со стороны государства. Отношения черной зоны основаны на индивидуальных корыстных интересах чиновников, а инструментом достижения интересов чиновника является взятка. Отношения серой зоны построены на интересах выполнения властью своих публичных функций и заинтересованности в развитии /выживании территории. Добровольно-принудительный взнос — дофинансирование территорий представляет собой формально не регулируемые вложения бизнеса в территории (на благоустройство, в инфраструктурные проекты, на социальные программы власти и т.п.).
Даже если весьма условно, как это делают экономисты, все формы предпринимательской деятельности разбить на три группы — сельское хозяйство, производство, и услуги, — то уже при такой, далеко не детальной, классификации, между ними выявятся кардинальные отличия в том, от каких именно органов в большей степени будет зависеть их повседневное функционирование. Поэтому возможно лишь в самых общих чертах отобразить органы, существенно влияющие на текущую деятельность бизнеса.
Современные особенности взаимодействия региональных органов управления и бизнеса обусловлены последствиями глобального финансового и экономического кризиса, обострившего ситуацию не только в экономической, но и в социальной сфере развития территориальных систем в виде таких проявлений, как потеря работы частью населения, снижение заработной платы и, как следствие, падение общего уровня жизни населения.
Программа антикризисных мероприятий Правительства РФ особое внимание уделяет переходу экономики страны на инновационный путь развития, а также развитию предпринимательства как наиболее гибкого и устойчивого к последствиям мирового финансового кризиса. В этой связи особое значение приобретает изучение условий обеспечения эффективного функционирования предприятий малого бизнеса, являющихся проводниками новых технологий.
Именно малый бизнес может стать решающим фактором в распространении новых технологий, в восстановлении переживающих депрессию регионов и обеспечении перехода экономики к инновационному пути развития. Система регулирования отношений бизнеса и государства должна обеспечивать институциональные связи бизнеса, государственных органов управления и общественных организаций. Формированию и продвижению таких связей способствуют создаваемые сейчас в стране независимые исследовательские центры, рекламные агентства, службы «связей с общественностью», центры политического консультирования. Создаются объединения, призванные укрепить профессиональные стандарты, упорядочить взаимоотношения между предприятиями, с заказчиками и клиентами. Это создает для институциональных связей весьма ценный ресурс гибкости, который особенно важен для развивающегося российского бизнеса, в период реформирования национальной экономики, когда идет естественный процесс формирования народнохозяйственных пропорций и определение в них места сфере бизнеса.
Со стороны предпринимательства субъектами взаимодействия с властными структурами могут выступать отдельные субъекты предпринимательской деятельности, крупные корпоративные структуры, а также объединения предпринимателей. В настоящее время систему представительства интересов бизнеса в федеральном центре определяют в основном четыре ведущих ассоциаций: РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей), ТПП РФ (Торгово-Промышленная Палата РФ), «Деловая Россия» и ОПОРа (Объединение предпринимательских обществ России).
Таблица 1. Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса
Название органа власти
Федеральная налоговая служба
Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах; регистрация создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц; ведение и внесение изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.
Федеральная служба по труду и занятости
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Осуществляет надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.
Федеральная антимонопольная служба
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере рекламы, а также контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Разрешение споров в сфере экономической деятельности.
Суды общей юрисдикции
Разрешение административных, гражданских и трудовых споров, обжалование действий должностных лиц.
Осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, проведение проверок, участие в рассмотрении дел судами.
Правительство субъекта РФ
Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление собственностью субъекта РФ.
Администрация муниципального образования
Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление муниципальной собственностью.
Мировая практика свидетельствует, что бизнес-ассоциации являются эффективной формой самоорганизации делового сообщества и могут с успехом представлять интересы субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства, выступая посредниками в диалоге между бизнесом и властью. Это особенно актуально для стран с переходной экономикой, в которых традиции активного участия граждан в формировании цивилизованных рыночных отношений находятся в стадии формирования. В таких странах деятельность бизнес-ассоциаций является одним из наиболее реальных способов влияния на принимаемые решения с целью создания благоприятных условий для развития бизнеса. Среди них особое место занимают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата Российской Федерации является одной из самых крупных общественных организаций нашей страны и представляет собой объединение российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества.
Перевод экономики на инновационные рельсы требует системного подхода. Главное, чтобы предприниматель был заинтересован в инновациях. Без всемерного поощрения государством перехода отечественного производства на инновационные рельсы постиндустриальной стадией для России может стать общество без индустрии.
Поучительным примером являются государственные меры в этой сфере в странах, которые продемонстрировали рывок в инновационном развитии. В Испании, например, на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 45 центов налоговых льгот, в Мексике — 40 центов. Даже в США, где уже достигнут масштабный и наиболее высокий уровень оснащения производства передовыми технологиями, налоговые льготы составляют 7 центов на каждый доллар, вложенный в НИОКР. В Финляндии инновационная активность поддерживается прямым бюджетным финансированием НИОКР. Ныне такие бюджетные вложения превышают размер 3 % ВВП.
Торгово-промышленная палата России проявила инициативу в налаживании общественно-государственного контроля над внедрением инноваций. В этом контексте одно из важных направлений деятельности палат на инновационном поле — это выставочно-ярмарочная деятельность.
Далее важно отметить, что экономическое взаимодействие бизнеса и власти должно развиваться в оптимальных для политической демократии и рыночной экономики формах. Выделим следующие формы взаимодействия бизнеса и власти: лоббирование интересов предпринимательства в законодательных органах, общественная экспертиза законопроектов и решений властных структур, создание общественных Советов предпринимателей при органах власти.
Известно немало успешных прецедентов взаимодействия объединения предпринимателей и Правительства Российской Федерации. Так, в ноябре 1999 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по итогам II Всероссийского съезда представителей малых предприятий. На заседании были рассмотрены Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, первоочередные меры поддержки малого предпринимательства, предусматривающие рассмотрение всех вопросов, принятых в резолюции съезда. Государство предусмотрело финансовую поддержку данного сектора экономики.
Важными инструментами государственной поддержки малого бизнеса являются финансовые и налоговые механизмы. Вместе с тем, необходимо признать, что с учетом существующих экономических реалий государство не использует в полной мере мировые достижения в сфере прямой финансовой поддержки малого бизнеса, что нередко считается главной причиной слабого его развития.
Объясняется это тем, что принятая в передовых странах поддержка предполагает необходимость капиталоемких централизованных ассигнований и убыточных, прежде всего для местных бюджетов, налоговых льгот. За рубежом эти потери компенсируются масштабными налоговыми поступлениями со стороны крупного бизнеса и физических лиц. В современной России такие поступления недостаточно велики. Поэтому важно вводить принцип дифференцированной поддержки предприятий малого бизнеса, а именно — стимулировать инновационную деятельность малых фирм в сфере производства и, прежде всего, в соответствии с выделенными приоритетными направлениями развития отечественной экономики.
Практика экономически развитых стран демонстрирует эффективность взаимодействия государственных структур и объединений предпринимателей, заключающегося в передаче им части функций государства в сфере регулирования бизнеса (включая аттестацию, сертификацию, лицензирование, подготовку кадров). Подобный опыт может быть использован и в России. Одним из путей решения проблем, связанных с недостатком информации, представители объединений предпринимателей видят получение на льготных условиях доступа к информационным ресурсам сети Интернет, широкое использование существующих правовых информационных систем, а также создание для действующих объединений предпринимателей единого информационного центра и базы данных, содержащей актуальную для них информацию.
Источник: studwood.net