Сколько стоит твой бизнес

Создатель сервиса «Финолог», преподаватель факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Михаил Смолянов завершает цикл статей о финансах для предпринимателей. В последнем материале, опубликованном в vc.ru, он рассказал, какие есть способы оценки технологического бизнеса и почему полученная сумма мало что значит.

В прошлый раз мы говорили о том, как читать финансовую отчетность иностранных компаний. Последним пунктом затронули оценку бизнеса — мы видели, что Salesforce стоила, как семь годовых выручек. Сегодня разберем, откуда берутся такие цифры.

Стоимость бизнеса — абстрактная величина

Начнем с фундаментального: объективной стоимости бизнеса не существует. Это спекулятивная величина, которая сама по себе не отражает ничего.

Стоимость бизнеса — отправная точка в переговорах. Это сумма, за которую условный покупатель готов купить 100% вашего бизнеса. В процессе переговоров стоимость бизнеса может увеличиться или уменьшиться, может оказаться нулевой.

Как узнать, сколько стоит твой бизнес?

Иван сделал стартап по распознаванию голоса. Он предложил условному «Яндексу» купить его за пять миллионов долларов. «Яндекс» считает, что такая технология стоит два миллиона. Иван соглашается на два. Во время предварительной проверки выясняется, что у Ивана нет нужных патентов. Вместо двух миллионов «Яндекс» предлагает полмиллиона.

Иван отказывается, получает патент и продается условному Google за 15 миллионов. За два месяца оценка бизнеса скакнула от полумиллиона до 15 миллионов долларов.

Не существует единственно верного, надежного и объективного способа оценить, сколько стоит бизнес. Это всегда вопрос переговоров, торговли и манипуляции данными.

Есть три общепринятых метода оценки, но даже они очень спорные и ничего не говорят о конечной стоимости сделки. Я приведу эти способы с точки зрения технологических компаний.

Затратный метод

Чтобы оценить бизнес по затратному методу, покупателю нужно посчитать, сколько ему нужно денег на воссоздание такого же бизнеса самостоятельно.

Иван сделал стартап по распознаванию голоса. Чтобы оценить его по затратному методу, условный «Яндекс» должен посчитать, сколько ему будет стоить создать такую же распознавалку своими силами. При этом условный «Яндекс» должен учесть не только зарплаты программистов, но и административные расходы и давление рынка.

Читайте также:  Прибыльный ли бизнес автосервис

Допустим, «Яндекс» посчитал, что ему эта распознавалка будет стоить пять миллионов и год работы. А за это время «Яндекс» недополучит прибыль 10 миллионов, потому что у него не будет этой распознавалки. Итого: для «Яндекса» этот бизнес стоит 15 миллионов. А на переговорах они предложат купить его за два миллиона, просто так.

Многие предприниматели ошибочно считают, что их стартап по затратному методу стоит столько, сколько они на него потратили. Например, ты год пилил стартап, два раза пивотился и в итоге потратил 2,4 миллиона рублей. Это не значит, что стартап стоит 2,4 миллиона.

Если теперь этот же продукт можно воссоздать силами одного программиста за 300 тысяч, то твой стартап стоит 300 тысяч. И сколько ты на него потратил, никого не волнует. То есть затратный метод учитывает не то, сколько потрачено по факту, а сколько нужно потратить теперь, чтобы повторить.

Сколько стоит твой бизнес? (часть 2) #shorts

По затратному методу удобно оценивать технологии и сервисы, которые полезны для чего-то большого, но сами по себе денег не приносят.

Сравнительный метод

Чуть более сложный метод оценки — взять данные о недавних аналогичных сделках и привести их к какой-то величине, пригодной для сравнения.

Условный «Яндекс» купил социальную сеть «Программисты» с аудиторией в 100 тысяч программистов за 10 миллионов долларов. Можно привести стоимость этой сделки к стоимости одного участника соцсети — 100 долларов.

У нас есть соцсеть на 10 тысяч дизайнеров. Если пользоваться сравнительным методом, то такая соцсеть будет стоить 10 тысяч x 100 = 1 миллион долларов.

Как и во всех других методах, сравнительная величина 100 долларов за пользователя еще не значит, что вашему бизнесу дадут такую же оценку. Опытный переговорщик может сказать: «А дизайнеры стоят дешевле, а еще у вас нет Лебедева, поэтому даем 10 долларов за пользователя».

Сравнительным методом можно оценивать рекламные сети, онлайн-СМИ, социальные сети и сервисы с активной аудиторией, игры и прочие массовые скопления людей. В офлайновом мире магазины продают по площади, парикмахерские — по числу кресел, рестораны — по числу посадочных мест.

Читайте также:  Пример дробления бизнеса для применения упрощенной системы налогообложения

Источник: www.rma.ru

Сколько стоит твой бизнес

стоимость продажи бизнеса

Основная проблема, с которой сталкиваются покупатель и продавец бизнеса, состоит в разных подходах к оценке имеющихся активов. Продавец хочет получить максимальную сумму, а покупателю важно не остаться в проигрыше в будущем. Таким образом, стоимость продажи бизнеса — величина всегда субъективная.

Позиция владельца бизнеса понятна: я вложил в свое дело деньги, время и душу, поэтому хочу получить затраченные ресурсы обратно.

Но, и требования покупателя закономерны: вложенные деньги должны приносить прибыль.

Инвестор может быть заинтересован в покупке бизнеса для разных целей:

  • первая — это получение дохода с развития уже существующего дела. Например, покупатель собирается дальше получать прибыль с вашего кафе, магазина;
  • вторая более прозаична — распродажа по частям. Допустим, у вашего бизнеса есть объекты недвижимости в перспективном для дальнейшей застройки месте, а покупатель хочет разделить землю и реализовать ее разным инвесторам;
  • третья, когда более крупный бренд перекупает бизнес-конкурентов. Например, небольшой фермерский завод по производству сыров переходит к агрохолдингу;
  • четвертая направлена на дальнейшую перепродажу. Покупатель хочет приобрести вашу пекарню, усовершенствовать производство, выйти на новый уровень и продать предприятие еще дороже.

Каждая из перечисленных целей предполагает свой подход к подсчету реальной стоимости продажи действующего бизнеса. Если покупатель собирается развивать бизнес, то ему важно не только отбить вложенные деньги в определенный срок, но и получать прибыль в дальнейшем.

Для перепродажи значение имеет реальная оценка стоимости активов. Покупатель должен увидеть маржу для дальнейшей реализации по частям.

Когда к владельцу предприятия приходят с предложением о покупке более крупные конкуренты, владелец думает, что его бизнес стоит больших денег. Но большинство инвесторов готовы торговаться до определенной точки, после которой им легче создать бизнес с нуля, чем купить существующий.

Как же правильно дать оценку бизнесу, чтобы стоимость была адекватной для обеих сторон?

Существует три распространенных метода расчета:

  • затратный
  • сравнительный,
  • доходный.
Читайте также:  Эксель примеры для бизнеса

Затратный метод

Этот метод показывает, сколько денег потребуется для создания такого же бизнеса с нуля. Для многих предпринимателей этот способ кажется наиболее логичным. В стоимость включают все операционные расходы, а также численность сотрудников и фонд оплаты труда. Но данный расчет не совсем корректен.

Например, компания потратила на разработку программного обеспечения два года и израсходовала 3 миллиона рублей. Деньги ушли на аренду помещения, закупку оборудования и оплату штата программистов. Но возможно, разработка выполнялась неоптимальным образом и что этот продукт могут создать 2 программиста на удалёнке за 200 тысяч рублей за 2 месяца. Тогда стоимость этого бизнеса — 200 тысяч.

Сравнительный метод

В сравнительном методе используются данные о продаже других аналогичных бизнесов. На основании этих сумм строится оценка собственного дела. Например, имеем выходные данные:

  • требуется продать салон красоты «Мадам»;
  • на 4 посадочных места для парикмахеров;
  • по одному месту для косметолога, массажиста и специалиста по ногтевому сервису.

Сколько стоит ваш бизнес?

Оценка стоимости компании или ее отдельных активов может потребоваться не только в случае продажи организации или для получения банковского кредита. Все чаще эта процедура становится востребованной в рамках внутренних аналитических мероприятий. Так, собственники организаций должны иметь представление о том, сколько стоит их бизнес.

А финансистам эти данные нужны, чтобы принимать верные стратегические решения. В зависимости от поставленных целей могут получаться разные оценочные величины. Но для каких бы целей ни проводилась оценка стоимости компании, можно выделить основные методики. О них мы и расскажем.

  • Дмитрий Кислов , налоговый консультант

Опубликовано: «Новая бухгалтерия» №04 2019

Материал для подписчиков издания «Новая бухгалтерия». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Источник: www.eg-online.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин