В Tinkoff Data проанализировали, как изменилось количество предпринимательниц в России за три года. В исследовании учтены данные 900 000 пользователей Тинькофф Бизнеса и 220 000 клиентов Tinkoff eCommerce.
Эксперт ВЗО по страхованию и банковским продуктам
Обновлено: 10 марта 2023
Основные выводы экспертов:
- Доля женщин в отечественном бизнесе — 39% в начале 2023 года против 36% и 32% в 2022 и 2021 годах соответственно
- Наибольший рост активности предпринимательниц наблюдается на маркетплейсах — в 24 раза за три года
- Средний возраст женщин — 38 лет
- Доля предпринимательниц, увеличивших обороты в 2022 году — 54%
- Самые востребованные ниши — образование и туризм
Женщины активнее всего ведут бизнес на маркетплейсах и в интернет-магазинах. Доля предпринимательниц в сегменте E-Commerce составила 52% против 49% в 2022 году. С 2020 года их стало в 7 раз больше. Если брать только статистику по маркетплейсам, количество предпринимательниц на торговых площадках увеличилось в 24 раза.
Женщины в бизнесе: мифы и реальность
В целом, с 2020 по 2023 год количество женщин-предпринимателей выросло на 22% в разных сферах.
Средний возраст предпринимательниц — 38 лет против 37 лет у мужчин. Тем женщинам, которые ведут бизнес онлайн, в среднем 36 лет, а мужчинам — 34 года. Самый «помолодевший» сегмент — маркетплейсы: с 2020 года средний возраст селлеров женского пола уменьшился с 37 до 35 лет, а мужчин — с 36 до 33 лет.
В чем женщины успешнее мужчин
Рост продаж продемонстрировали 54% предпринимательниц. Средние обороты их бизнесов увеличились на 98%. По мужчинам статистика схожая: 52% и 93% соответственно.
Самые востребованные ниши у предпринимательниц: розничная и интернет-торговля, услуги для физлиц. Мужчины чаще всего специализируются на онлайн-продажах, строительстве и розничной торговле.
В 2022 году 38% предпринимательниц удалось нарастить обороты своих интернет-магазинов в среднем более чем в два раза или на 118%. Порядка 57% женщин-продавцов на маркетплейсах увеличили обороты в 3,7 раз или на 274% за предыдущий год.
По данным онлайн-площадки Wildberries, доля женщин в онлайн-торговле составила 56% в 2022 году против 53% в 2021 году. Большинство селлеров моложе 35 лет. Количество продавцов в этом возрастном сегменте составило 72% в 2022 году, что на 21% больше, чем в 2021 году. Порядка 14% селлеров младше 25 лет.
В целом число женщин, развивающих бизнес на Wildberries, превысило количество мужчин в пандемийном 2021 году, когда наблюдался настоящий бум онлайн-торговли.
Самые популярные категории у селлеров женского пола:
- Образование — курсы, репетиторство
- Туризм — бронирование экскурсий, путешествий и так далее
Самый популярный товар под реализацию — одежда и предметы для дома. Мужчины активно продают образовательные услуги, товары для ремонта, одежду, автомобильные запчасти и аксессуары.
По данным Wildberries, 40% предпринимательниц продают одежду, обувь и аксессуары, 21% — товары для дома и ремонта, 10% — товары для детей. Бытовую технику и электронику на маркетплейсе чаще продают мужчины.
Кто работает лучше? Почему в Бизнесе и политике так мало женщин | Кто умнее и лучше справляется
Что говорят эксперты
Федеральная налоговая служба (ФНС) оценила долю женщин, занятых в малом бизнесе, в 40,2%. Из 3,31 млн малых предприятий доля женщин — 1,33 млн. Общее количество самозанятых составило 1,8 млн человек, из которых 747 000 — женщины.
По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России», в начале 2023 года индекс предпринимательской активности женщин в РФ достиг максимума за последние восемь лет: 73,7 пункта против 56 пунктов в 2015. По сравнению с 2022 годом индекс увеличился почти на 4 пункта.
Показатель рассчитан на основании опросов женщин-предпринимательниц об их результатах в бизнесе, сферах деятельности и взаимодействии с окружающими.
Председатель Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» Надия Черкасова отмечает, что почти треть респондентов позитивно оценивают перспективы бизнеса. Субъектам малого бизнеса было сложно конкурировать с известными брендами. Поэтому 39% отмечают уход ряда компаний с российского рынка как возможности и планируют занять освободившиеся ниши.
Как отмечают эксперты из НАФИ и «Опоры России», женщины становятся все более востребованными как предприниматели благодаря способности вызывать доверие, развитой интуиции, гибкости и коммуникативным навыкам.
Директор стратегических проектов АЦ НАФИ Ирина Гильдебрандт подчеркнула, что за последние годы предпринимательницы адаптировались к постоянно меняющимся условиям. В период пандемии 93% женщин не планировали закрывать бизнес, а 39% даже верили в рост ключевых показателей своих компаний.
Высокий уровень адаптивности предпринимательниц подтверждает доклад Global Entrepreneurship Monitor (GEM) за 2021-2022 годы. Исследование проводилось в 50-ти странах. По данным GEM, женщины проявили большую устойчивость к кризису, связанному с пандемией, чем мужчины. Количество закрытий «женского» бизнеса увеличилось с 2,9% до 3,6% за два года коронавируса, в то время как среди мужчин зафиксирован рост параметра с 3,5% до 4,4%.
Но женщин-предпринимателей все еще не так много в секторах с высокой добавленной стоимостью. Исследователи из GEM предлагают предоставить меры государственной поддержки для женщин, занятых в этих секторах.
В России женщины принимают участие не только в социальных, образовательных и бьюти-проектах, но и в высокотехнологичных секторах. На встрече «Голос женского бизнеса» председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что женщины проявляют активность в импортозамещении, внедрении новых технологий в медицине и фармацевтике, укреплении международных связей. Доля женщин в электроэнергетике составляет 36%, в атомной — в 32%. Предпринимательницы основали каждый пятый стартап в агротехнологиях, более трети новых бизнесов — в сфере био- и селекционных технологий
По мнению управляющего партнера O2 Consulting Анны Никитченко, серьезных экономических барьеров для женского предпринимательства сегодня нет. При этом наблюдается социальная инерция, в том числе со стороны женщин из-за исторических особенностей процессов эмансипации в СССР.
Президент Бизнес-школы РСПП Евгения Шохина убеждена, что корень проблемы — в недооценке перспектив самореализации женщин в бизнесе и стереотипном мышлении соотечественников.
Среди чисто экономических проблем Екатерина Авдеева выделила: ограничения доступа к кредитам на развитие бизнеса, рынкам сбыта и образовательным программам.
За годы исследований индекса предпринимательской активности среди женщин аналитики выяснили, что главный барьер все же финансовый. Предпринимательницам в реализации проектов препятствуют отсутствие стартового капитала или незнание, откуда получить финансирование — 64%.
На втором месте стоит нехватка знаний и компетенций, неуверенность в собственных силах — по 54%. При этом, как отметила Ирина Гильдебрандт, 20% женщин начали свое дело, вдохновившись успехом других.
Женщины, реализовавшие свой бизнес-проект, более уверены в своих силах и постоянно учатся. 64% предпринимательниц положительно оценивают изменения своих навыков за полгода, а 61% получили дополнительное образование, проходили курсы и тренинги.
Рекомендовано для вас
- Коммерсантъ: Несмотря на небольшой рост продаж в феврале, авторынок продолжает сокращаться
- Forbes: Wildberries тестирует чаты для общения продавцов с покупателями
- НКБ: Средний размер ипотеки в 2023 году составит 4 миллиона рублей с ежемесячным платежом от 30 тысяч
Источник: vsezaimyonline.ru
В Минэкономразвития назвали сферы, где больше всего женщин-предпринимателей
Сферу социального предпринимательства в России на 90 процентов формируют женщины. Такие данные привела заместитель министра Минэкономразвития Татьяна Илюшникова на выездной гостиной Евразийского женского форума «Женщины в бизнесе: вызовы новой реальности» в МИЦ «Известия».
По данным Минэкономразвития, в крупном и среднем бизнесе женщин — около 30 процентов. В сфере малого бизнеса и среди самозанятых наша страна, по словам замминистра, приближается к балансу: представительство женщин здесь порядка 40%.
В нескольких регионах России — в Бурятии, Курганской области, Республике Алтай — доля самозанятых россиянок приближается к 60 процентам. «Женщины традиционно в сфере самозанятости выбирают дизайн, пошив одежды, кулинарию, дизайн жилых помещений, маникюрные и парикмахерские услуги, сдачу жилья в аренду», — пояснила замминистра.
В последние годы активно развивается новый институт — социальное предпринимательство. По данным замглавы Минэкономразвития, доля женщин в этой сфере — почти 90 процентов. Но заявки на конкурс чаще всего подают предприниматели- мужчины, так как женщинам не хватает храбрости и уверенности в себе, отметила Илюшникова.
2867
Рекомендуемые материалы
Законы, вступающие в силу в июне
Анатолий Аксаков: Снижение ключевой ставки возможно уже в июне
В подмосковном Дзержинском тушат крупный пожар покрышек
Оклады сотрудников предложили зафиксировать на уровне не ниже 85% от зарплаты
В Подмосковье за два дня найдены два упавших беспилотника с камерами
Чиновников за отписки требуют наказывать
Интересное за неделю
«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний.
Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.
В рубрике «Деловая экспертиза» публикуются материалы на правах рекламы
Источник: www.pnp.ru
ФНС: 40,2% российских предпринимателей — женщины
ФНС подсчитала, сколько женщин работает в малом бизнесе и сколько женщин-самозанятых в России, сообщается на сайте ведомства. По данным реестра МСП, общее число предприятий малого бизнеса — 3,31 млн, а доля предпринимательниц — 1,33 млн, что составляет 40,2%. Этот тренд сохраняется и среди самозанятых.
С начала эксперимента по введению специального налогового режима для самозанятых их общее количество достигло 1,8 млн, из них — 747 тыс. женщин, что составляет около 40%. Доход женщин-самозанятых превысил 100 млрд руб., или 32% всех доходов самозанятых.
Как сообщает ФНС, 7% женщин-самозанятых моложе 21 года, 42% — от 21 до 35 лет, 46% — от 35 до 60 лет, ещё 5% — старше 60 лет. В некоторых регионах женщин среди самозанятых больше, чем мужчин. В Республике Бурятия показатель составляет 58,66%, в Курганской области — 55,62%, в Забайкальском крае — 55,13%, а в Республике Алтай — 54,62%.
Самая популярная работа среди женщин-самозанятых — в сферах маркетинга и рекламы, сдачи в аренду квартир, репетиторства, парикмахерских услуг, услуг маникюра и педикюра, создания собственной продукции, дизайна интерьеров и пошива одежды.
Наибольший доход женщины-самозанятые получают, работая в сфере консультирования по вопросам здоровья, аналитике данных, программировании, строительстве, проектировании, техобслуживании и бухгалтерии.
Женщины также работают, по словам ведомства, в «исторически мужских сферах»: ремонт автомобилей и бытовой техники, перевозка пассажиров и грузов, металлообработка и автоэвакуация. Среди женщин-самозанятых есть сантехники, грузчики, электрики и компьютерные мастера.
Источник: incrussia.ru