Онлайновые операции и услуги. Компании самого разного размера — от очень маленьких до самых крупных — используют новые технологии и прибегают к электронной коммерции для улучшения учета товарных запасов, снижения цен на продукцию и различного рода рационализации своей деятельности. Тем не менее многие европейские предприятия по- прежнему расходуют тысячи евро в год и тратят множество времени на заполнение государственных бумажных форм в соответствии с различными законами и нормами. Мелкий бизнес испытывает наибольшие трудности из-за канцелярской волокиты и бюрократизма, связанных с такими действиями, как уплата налогов и профессиональных пошлин, получение лицензий и разрешений, предоставление статистических отчетов, наем сотрудников и обеспечение их деятельности, регистрация новых компаний и начало производственной деятельности, а также запись на прием в государственные учреждения.
Решения типа «государство — бизнес» (government-to-business) включают полный спектр операционных услуг, которые образуют систему, построенную исходя из задач пользователей или сегментации клиентов, а не на базе традиционной структуры государственного управления. Портал или универсальное учреждение (one-stop shop) для бизнес-сообщества предоставляет быстрый доступ к информации различных государственных органов о регулирующих нормах, инструменты, помогающие соответствовать этим нормам, а также возможность осуществлять операции.
Власть и бизнес: особенности взаимодействия
Правительства понимают, что они находятся в уникальном положении, позволяющем стать своего рода катализатором перемен и возглавить переход от индустриальной эпохи к информационной. Преобразуя собственную деятельность путем перехода от бумажных методов работы к электронным, они самым серьезным образом дают понять компаниям, особенно местным малым и средним предприятиям, что им необходимо переходить на цифровую основу ведения бизнеса. При этом электронное правительство может обеспечивать экономию государственных средств и более надежный поток поступлений в государственную казну.
Инвестиции и торговля. Привлечение иностранных инвестиций — важная задача для многих властей, а Интернет является идеальным средством представить город, регион или страну в выгодном свете и привлечь внимание инвесторов и людей, выбирающих место для ведения бизнеса.
При публикации в Интернете инвестиционная информация не ограничена строгими форматами данных, ее можно просматривать в удобной визуальной форме в виде взаимосвязанных карт, таблиц, графиков, изображений и текста. Таким образом инвесторы могут увидеть возможные проекты для инвестиций, по результатам поисков составить список потенциальных мест для ведения бизнеса и подготовить более точные планы для задуманного инвестиционного проекта.
Возможность быстро, надежно и эффективно экспортировать и импортировать товары также является одним из главных факторов, влияющих на принятие любого делового решения об инвестировании в ту или иную страну. В условиях глобальной экономики местные промышленные товары зачастую собираются из компонентов, производимых в другой стране, и весь этот процесс координируется по электронным средствам связи. По мере роста сложности цепочки поставок возрастает зависимость от своевременной доставки и производства.
Сокращение или ликвидация пошлин благодаря либерализации торговли привели к экспоненциальному росту объемов международной коммерции. Это увеличивает административную нагрузку на таможенные ведомства, а также ограничивает их пропускную способность из-за лимитированных мощностей. Более того, сегодняшняя обстановка в сфере безопасности диктует таможенным ведомствам необходимость усилить меры защиты и укрепить контроль границ.
Современные реалии всемирной торговли часто вступают в противоречие с деятельностью правительств внутри своих стран, где в основном еще работают правила, процедуры и технологии вчерашнего дня. Либерализация торговли привлекает повышенное внимание к таким нетарифным барьерам и препятствиям, как задержки на границах, сложные формальности и коррупция, включая требование взяток за ускорение продвижения товаров. Расходы и задержки при пересечении границ из-за медлительности и неэффективности процедур растаможивания способны отвратить от инвестиций в страну даже самые крупные компании.
Сегодня таможенные ведомства стараются найти правильный баланс между контролем и содействием, и им требуются такие средства, которые позволят обходиться с законопослушными коммерсантами иным образом, чем с теми, кто не соблюдает правил торговли.
В целях обеспечения безопасности и содействия торговле необходимо провести автоматизацию, упростить и согласовать многосторонние торговые и таможенные процедуры. Для этого ВТО, а также Всемирная таможенная организация (World Customs Organization — WCO) и Европейская экономическая комиссия ООН (United Nations Economic Commission For Europe — UNECE) разрабатывают нормативы и системы контроля, которые обеспечат реальную предсказуемость условий для импортеров и экспортеров.
Европейская экономическая комиссия ООН занимается продвижением проекта «Электронные торговые документы ООН» (UN Electronic Trade Documents — UNeDocs [1] ), в котором описываются электронные эквиваленты бумажных торговых документов, основанные на лучших из существующих торговых стандартов.
Корпорация Microsoft оказывает поддержку работе Комиссии. Так, концепция электронных документов UNeDocs согласуется с инновациями и развитием технологий в ряде новых программных продуктов, например в Microsoft Office Professional Edition 2003 и Microsoft Office InfoPath 2003. Кроме того, Microsoft ставит своей целью помочь независимым производителям ПО в создании корпоративных приложений с поддержкой UNeDocs, используя технологии на базе .NET.
Переход к процессам на базе ИТ не просто является автоматизацией существующих процедур, он создает возможность для преобразования старых методов работы путем ликвидации избыточных действий и многократного ввода данных. В сфере содействия торговле это означает освобождение таможенных служащих от неквалифицированной бумажной работы, что позволит им сосредоточиться на главных функциях и задачах, например на обеспечении соблюдения законов. Веб-технологии помогают связать друг с другом всех ключевых участников таможенной деятельности, включая сами таможенные ведомства, а также контролирующие органы, налоговые службы и полицию.
Таможенные ведомства применяют ИТ не только для повышения внутренней производительности, но и для сокращения объемов бумажной работы и улучшения отношений со всей импортно-экспортной отраслью: коммерсантами, торговыми агентами, компаниями, производящими растаможивание и экспедирование, банками и финансовыми учреждениями, складскими компаниями, агентами по авиаперевозкам и компаниями по доставке грузов судами и автотранспортом.
Оптимизируются и автоматизируются декларации и другие таможенные документы, например накладные на морские и авиаперевозки, сертификаты на транспортные средства и разрешения на ввоз и вывоз грузов, которые прежде использовались только в бумажном виде. Теперь коммерсанты могут вводить всю необходимую для растаможивания информацию на защищенном веб-узле, где производится быстрая и безопасная обработка документации — 24 часа в сутки, с абсолютным минимумом бумажной работы.
Государственные закупки. Государственные органы закупают все — от канцелярских принадлежностей до истребителей. Контракты на государственные работы и государственные закупки товаров и услуг в странах ЕС дают около 720 млрд евро ежегодно, что составляет 11 % всего ВВП Евросоюза.
Коммерческие отношения с государственными органами и государственные закупки — это не только приобретение товаров и услуг. Их целями являются усиление конкурентоспособности страны, сохранение доверия инвесторов и предпринимателей, содействие развитию малого бизнеса, поддержка ключевых отраслей промышленности, обеспечение честной конкуренции и создание рабочих мест. Такая многогранность целей экономической и социальной политики превращает государство в важную движущую силу любой национальной экономики.
В соответствии с программами модернизации государственного управления многие организации-покупатели предпринимают шаги для реформирования и оптимизации своих закупочных систем. Это дает возможность сформировать рынок государственного сектора, который был бы более эффективным и привлекательным для покупателей и поставщиков. В сфере государственных закупок органы власти все чаще ставят задачу повысить соотношение цены и качества путем заключения специализированных контрактов, использования передовых методов работы и обмена опытом с другими государственными структурами.
Выполнение этих задач требует тесной связи систем государственных закупок с системами финансов и логистики, а также разработки бизнес-процессов для стратегического управления отношениями с главными поставщиками и партнерами по бизнесу.
Многие приложения для электронных закупок (e-procurement) служат важным катализатором ускорения реорганизации и автоматизации закупочных процессов, снижения затрат на инвентаризацию, сокращения сроков обработки счетов, а также развития более тесного сотрудничества и улучшения отношений между государством и бизнесом на протяжении всей цепочки поставок продукции.
Онлайновые каталоги с оплатой по кредитным или закупочным картам, торговые площадки и обратные аукционы на базе веб-техно- логий совершенствуют процесс государственных закупок, ранее основанный на сетях электронного обмена данными (EDI), которые являлись единственным электронным связующим звеном между государством и его поставщиками. Объявление тендеров и подача заявок на контракты по Интернету, а также получение предложений цены в электронной форме улучшают качество информации, ускоряют процесс закупки и при наличии механизмов автоматизированного контроля и аудита делают его более прозрачным.
Кроме того, система электронных закупок предоставляет поставщикам более простой и быстрый способ доступа к важной информации о контрактах и сопутствующих процедурах и позволяет им просматривать тендерную документацию и заявки на контракты как в Европе, так и в масштабах всего мира.
Многие государственные структуры производят аутсорсинг стандартных функций, чтобы обеспечить более предсказуемый и точный учет затрат и в то же время высвободить собственных служащих для работы над более важными проектами. Так, контракты на управление рабочими местами (seat management) обычно охватывают все настольные компьютеры организации и соответствующее программное обеспечение, оборудование, сетевые службы, сопровождение, обновление, службу поддержки, обучение и консультирование.
Возникают и другие виды партнерств государственного и частного секторов, включая совместные предприятия, в которых расходы по проекту не возмещаются полностью путем взимания платы с конечных пользователей, но субсидируются из государственных фондов. Во многих случаях государственные субсидии направлены на решение более широких социальных задач, которые не отражаются в денежных потоках проекта, например для оживления экономики.
- [1] См.: URL: http://www.unece.org/etrades/unedocs.
Источник: studref.com
Национальные особенности модели «государство — бизнес — общество»
В контексте исследования системы социального инвестирования корпораций нельзя обойтись без сравнительной характеристики моделей систем взаимодействия общественного и частного секторов национальной экономики в экономически развитых странах. В основном модели различаются по тому, как происходит перераспределение средств в экономике. Выявление специфических черт в сложившихся на практике моделях западных стран дает основание как для оценки эффективности социального взаимодействия, так и прогноза и анализа отечественных тенденций в данной сфере.
Исследовательский и практический интерес представляют американская, германская и скандинавская модели взаимоотношений «государство — бизнес — общество» (табл. 6.6), поскольку уверенно демонстрируют разные подходы к реализации финансирования социально значимых целей.
Американская модель предусматривает преимущественно коммерческое образование и здравоохранение, ориентируется на поощрение наиболее активной части населения. Так, в настоящее время в США (в условиях господства частной медицины) сами пациенты оплачивают до 60% совокупных инвестиций в капитал здоровья. В системе образования также значительная часть стоимости обучения покрывается из средств обучающихся (до 22,4%).
При этом в американской экономической модели предусмотрены значительные объемы финансовой помощи коммерческим структурам. В 2006 году правительство США потратило 92 млрд дол. на дотации американскому бизнесу. Это на 11% больше, чем в 2001 г. (с учетом инфляции — на 3% меньше).
Любопытно, что среди получателей правительственной помощи крупнейшие корпорации США, такие как Boeing, Xerox, IBM, Motorola, Dow Chemical, General Electric, Ford, Chevron и др. Традиционные оценки такого рода, которые делают государственные структуры США, оперируют намного меньшими цифрами. Например, Бюро экономического анализа [1] [2] подсчитало, что в 2005 г. размеры подобных субсидий составили 57 млрд дол.
Модели взаимодействия «государство — бизнес — общество»
Доминирующее взаимодействие в рамках модели
Целевые ориентиры модели
Темпы экономического роста
Метод субъектно-объектного взаимодействия в рамках модели
Финансовая поддержка корпоративного сектора (преимущественно крупных компаний)
Финансирование социальных расходов за счет страховых взносов корпоративного сектора
Государственное финансирование социальных расходов
Налоговые доходы бюджета
Объемы ВВП, перераспределяемого через бюджетную систему
Уровень налогообложения относительно ВВП
Относительно низкий — менее 30% ВВП
Высокий — около 35% ВВП
Самый высокий — более 40% ВВП (в Швеции — более 50% ВВП)
Страны с наиболее характерным проявлением модели
Австрия, Германия, Швейцария
Источник: данные OECD Factbook 2006 : Economic, Environmental and Social Statistics
Для российской практики представляет интерес то обстоятельство, что крупнейшие дотации от государства достаются американским сельхозпроизводителям. С 2001 года Конгресс США пытается сократить размеры подобной помощи, однако не достигает особого успеха — в 2006 г. американские фермеры получили 21 млрд дол. (в 2005 г. был установлен рекорд такого рода — более 24 млрд дол.). При этом 66% дотаций получили 10% богатейших сельхозпредприятий США.
Вторая наиболее популярная в США категория грантов — государственный вклад в сферу высоких технологий. Здесь также выигрывают крупные компании, которые априори имеют достаточно своих средств на проведение научных исследований, хотя изначально предполагалось, что государственные средства должны получать компании малого бизнеса, занимающиеся инновациями. Третья сфера выдачи госдотаций — поддержка американских экспортеров [3] .
Следует отметить, что похожая на США ситуация с финансированием в системе образования складывается и внутри японской модели организации хозяйства. В Японии в среднем в высших учебных заведениях на долю общественных фондов приходится лишь 41,99% совокупного объема инвестиций, дошкольное воспитание осуществляется преимущественно в частных детских садах, большинство профессионально-технических школ также относится к частному сектору.
Однако в системе здравоохранения, напротив, государство принимает на себя организацию программ обязательного медицинского страхования и выступает в роли страхового агента, финансирует оказание медицинских услуг для неимущих групп населения, при этом финансируя за счет общественных фондов до 73% совокупных вложений в здоровье.
Англосаксонская модель (Великобритания, Ирландия, Канада и др.) рассматривается как одна из разновидностей американской модели, но в ней более существенная роль в финансировании социальных расходов отведена государству. Уровень налогообложения в странах с англосаксонской моделью высок, хотя и несколько ниже, чем в странах скандинавской модели; объем ВВП, перераспределяемого через бюджетную систему, несколько меньше 50% (но более 40%); политика государства в отношении рынка труда имеет преимущественно пассивный характер.
Статус социальной экономики имеет германская модель. Ее основная характеристика — высокая степень государственного вмешательства в экономику при безусловном соблюдении рыночных принципов. Эта модель получила широкое распространение в основном после Второй мировой войны. В классическом виде она была сформулирована в трудах А. Мюллера-Армака, который ввел термин «социальное рыночное хозяйство», и воплощена в жизнь в ФРГ в ходе послевоенных экономических реформ Л. Эрхарда [4] . Для модели, называемой германской, характерны высокие объемы ВВП, перераспределяемого через бюджетную систему (около 50%).
Основы такого типа хозяйственной системы сложились практически во всех странах Западной Европы. В 1950—1960-е годы она была использована во многих европейских странах — Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии. В эту группу стран могут быть включены Франция и Австрия, в которых существенная часть расходов социального назначения финансируется за счет страховых взносов, при этом основное бремя в формировании страховых фондов фактически возлагается на предпринимателей. Интересно, что отдельные элементы германской модели применяются и в странах, далеких от идей социальной экономики, например в США (концепция ESOP — участие персонала в собственности предприятий). В постсоциалистических странах данная модель наиболее полно представлена в Венгрии.
Для модели южной части европейского сообщества характерно более активное привлечение гражданских институтов к выполнению социальных функций. Объем ВВП, перераспределяемый через бюджетные системы в данной группе стран, существенно варьируется (от почти 60% в Греции и Италии до 40% в Испании) при относительно равномерных и существенно более низких значениях уровня налогообложения относительно ВВП (в пределах 38—42%). Социальная политика в данной группе стран имеет преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан.
Для скандинавской модели (Швеция, Норвегия, Финляндия и др.) характерны отношение к социальной политике как цели экономической деятельности государства, чрезвычайно высокий уровень ВВП (более 50%), перераспределяемый через бюджетную систему; самый высокий в мире уровень налогообложения; доминирование идеи равенства и солидарности в осуществлении социальной политики; активный упреждающий характер проводимой социальной политики. Правительство (как центральное, так и на уровне территорий и муниципалитетов) играет основную роль в финансировании социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета.
Шведская модель предусматривает значительное участие государства в финансировании инвестиций в человеческий ресурс. Так, в системе здравоохранения реализована модель страхования, при которой взносы взимаются в форме обязательных налоговых платежей и распределяются через государственный бюджет, покрывая до 91% общих вложений в здоровье. Образовательные учреждения (за исключением небольшого числа частных школ) содержатся за счет бюджетных источников.
Группа таких стран, как Дания, Бельгия и Нидерланды, по масштабам перераспределительных процессов через бюджетную систему примыкает к странам скандинавский модели. Но если в рамках данной модели услуги социального характера предоставляются в основном через государственный сектор экономики, то в этой группе стран акцент сделан на предоставление услуг частным сектором и передачу доходов из государственного сектора для их финансирования. При этом финансирование существенной части расходов социальной группы осуществляется преимущественно за счет общих налоговых доходов бюджета (как в рамках англосаксонской модели), а не через систему страхования.
Отметим, что финансовые проблемы, с которыми столкнулось большинство экономически развитых стран в начале и середине 1990-х гг. (а некоторые страны с конца 1980-х гг.), наложили определенный отпечаток и на тенденции в реализации ими социальных функций. В результате в известной мере сгладились различия между указанными моделями. В чем это проявилось?
В частности, за четыре последних десятилетия XX в. национальные системы социального страхования и обеспечения передовых стран были дополнены государственным регулированием рынка труда, государственными программами в области здравоохранения и образования, финансируемыми за счет бюджетных средств. Так, если в начале 1950-х гг. расходы на государственные социальные программы (социальное страхование и обеспечение) в большинстве западных стран составляли около 7—10% ВВП, то в течение 1960—1990-х гг. они динамично увеличивались (около 8% в год), что вдвое превышало темпы роста ВВП. К середине 1970-х гг. на их долю приходилось от 20% (Япония и США) до 30% ВВП (в ряде стран Евросоюза) 1 .
За период с 1960 по 1987 г. в Великобритании государственные социальные трансферты повысились в 2,75 раза, в США — в 3,73 раза, в Швеции — в 5,1 раза, в Японии в 12,84 раза. Так, в Италии в 1990 г. расходы на социальное страхование составляли 15,3% ВВП, а общие расходы на социальную защиту — 23,1% ВВП [5] [6] , во Франции — 28% ВВП, в Германии и Швеции — 21%, в США и Японии — около 16% [7] . Рост доли социальных расходов продолжался и в начале 2000-х гг.
Можно констатировать, что динамика развития всех указанных моделей идет по пути повышения внимания к социальным вопросам. Инструменты, характерные для одной модели, могут находить применение в странах, традиционно относимых к другой модели. Соответственно, в настоящее время нельзя говорить о существовании той или иной модели в чистом виде. Доля и абсолютные размеры социальных инвестиций в целом как со стороны бизнеса, так и со стороны государства преимущественно зависят от возможностей экономики и социально-политической ситуации в стране.
Анализ основных моделей взаимодействия бизнеса, общества и государства показывает, что каждая из них сложилась в специфических культурных, экономических и социальных условиях и имеет свои сильные и слабые стороны. В то же время с 1990-х гг. среди представителей международных деловых кругов, особенно портфельных инвесторов, получило все более широкое распространение мнение о том, что англо-американская (плюралистическая) модель создает более благоприятные условия для привлечения портфельных инвестиций. Основанием для этого послужили такие ее важные характеристики, как высокая степень информационной прозрачности компаний и большое внимание к защите миноритарных инвесторов.
На наш взгляд, такая позиция небесспорна, поскольку в значительной степени это мнение основывается на подходе институциональных инвесторов. Большинство из них представляют американские институты, которые стремятся работать в максимально привычных для себя условиях. Эти инвесторы распоряжаются доминирующей долей мировых инвестиционных ресурсов, поэтому неудивительно, что их подходы получают достаточно широкое распространение.
В российских условиях пока рано говорить о полноценном социальном партнерстве корпоративного сектора с обществом и государством в решении вопросов устойчивого социально-экономического развития. До сих пор со стороны общества и государственных органов не преодолено недоверие к бизнесу, сформировавшееся в годы «дикого капитализма». Так, 42% из числа граждан, опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2006 г., уверены, что в России преобладает «паразитический и безответственный» бизнес, а 18% таким считают абсолютно весь российский бизнес [8] .
Формирующаяся российская модель взаимодействия корпоративного сектора с обществом и государством несопоставима по своим социальным функциям и масштабам с немецкой, шведской и японской. Однако в ней наметились тенденции по усилению социальной направленности, учету факторов, приводящих к изменению структуры общественных потребностей, расширению направлений коммерческой деятельности в социальной среде.
Безусловно, задача повышения уровня благосостояния российского общества затрагивает не только процесс формирования основных пропорций национальной экономики, но и те взаимосвязи и взаимоотношения, которые опосредуют баланс между социальной справедливостью и экономической эффективностью. Без анализа особенностей социального прогресса и, в частности, проблем социального инвестирования в развитых странах сложно выявить современные российские проблемы. Сложившаяся практика взаимодействия «государство — бизнес — общество» отличается институциональным несовершенством: государство формирует недостаточно эффективные правовые и социальные институты, а корпорации вынуждены компенсировать недостаточный вклад государства, осуществляя значительные социальные инвестиции, и тем самым отчасти замещать государство в социальной среде.
- [1] Молчанов А.В. Социальное партнерство как эффективный способ поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников // Кадры предприятия. 2006. № 3. С. 6.
- [2] Department of Commerce’s Bureau of Economic Analysis действует в составе Министерства торговли США.
- [3] Slivinski S. The Corporate Welfare State How the Federal Government Subsidizes US Business // Policy Analysis. 2007. № 592(May 14, 2007). P. 2—9.
- [4] Межсекторальное партнерство как теория стало важнейшей составной частью западногерманского неолиберализма —теории социального рыночного хозяйства. Одним из создателей этой теории являлся министр экономики, а впоследствии канцлер ФРГ Людвиг Эрхард.
- [5] Социальное страхование и социальная защита. Международная конференция труда. Женева : МБ, 1997. С. 30—32.
- [6] Gilbert N. Uoorhis R.A. Changing patterns of social protection // International Social Security series, Volume 9, TransactionPublishers, 2003. New Brunswick (USA) and London (UK). P. 311.
- [7] Рогов C.M. Функции современного государства: вызовы для России // Свободная мысль — XXI. 2005. № 7. С. 57, 59.
- [8] Попов Н. Подход к соцответственности зависит от уровня развития бизнеса. URL : http://www.wciom.ru
Источник: bstudy.net
Взаимодействие государства и бизнеса: формы.
Государство и бизнес – два важнейших института, благодаря которым возможно существование общества в том виде, в каком современный человек привык его видеть.
Каждый из этих институтов имеет несколько сфер влияния.
К основным сферам влияния государства относятся:
1. обеспечение безопасности и стабильности в обществе;
2. организация и регулирование экономической жизни;
3. социальное обеспечение;
4. поддержка культурного развития;
5. охрана окружающей среды.
Основными сферами влияния бизнеса являются:
1. создание материальных благ;
2. создание рабочих мест;
3. формирование потребительского спроса;
4. включение членов общества в систему отношений собственности;
В настоящее время в России можно констатировать наличие двух альтернативных базовых моделей взаимодействия власти и бизнеса, названных авторами «атомистическая» и «ассоциированная».
Атомистическая модель формируется в условиях экономической слабости бизнес-сообщества, которое представлено отдельными разрозненными конкурирующими между собой предпринимательскими структурами, осуществляющими с государством, в зависимости от степени доверия к нему, одностороннее (лидерство власти) или двустороннее (частное) взаимодействие. Государство в данной модели рассматривается как внешняя сила, при этом его основной функцией является совместная с бизнесом разработка правил регулирования экономики.
В рамках ассоциированной моделиво взаимодействие вступают уже не отдельные предпринимательские структуры, а их объединения и союзы, оформленные институционально, имеющие возможность участвовать в выработке законопроектов и принятии политических решений в обмен на добровольное выполнение части социальных функций, традиционно осуществляемых государством.
Государственная структурная политика и механизмы её реализации.
Структурная политика (СП) — это совокупность мер государства, оказывающих воздействие на структуру, пропорции экономики. В широком смысле – воздействие на отраслевые и территориальные пропорции, в узком плане – воздействие государства на отраслевые и межотраслевые пропорции.
Реализация государственной структурной политики в зависимости от степени вмешательства государства в структурные сдвиги в экономике может происходить по двум сценариям, которые определяют тип структурной политики: пассивный и активный
Пассивная государственная структурная политика заключается преимущественно в созданной государством благоприятной правовой базы для конкуренции и свободного перелива капитала и ресурсов из одних отраслей, видов деятельности, регионов и т.д. в другие под влиянием рыночного механизма, рыночных факторов (стимулов) и традиционных средств
Активная государственная структурная политика состоит в применении государством широкого спектра инструментов (как прямого, так и опосредованного влияния) для ускорения структурных сдвигов в экономике.
Методами прямого регулирования являются:
1. предоставления финансовой помощи в виде инвестиционных субсидий, дотаций, надбавок, ссуд на развитие отдельных отраслей, производств, регионов,
2. использование системы государственных заказов, контрактов.
К методам (средств) косвенного (опосредованного) регулирование относятся:
1. предоставление налоговых и кредитных льгот
2. таможенная политика (установление различных им мпортних и экспортных тарифов);
3. правовое регулирование, создание специальных экономических зон тощ.
Инновационные процессы в экономике России.
Инновация (инновационный продукт, нововведение) является результатом длительных и упорных усилий ученых и изобретателей,инноваторов и предпринимателей, итогом научного открытия или технического изобретения.
По существующей в настоящий момент классификации инноваций принято выделять такие виды инноваций, как производственные (технологические и продуктовые), маркетинговые и управленческие.
Технологические инновации – инновации, нацеленные на совершенствование технологии производства и имеющие своим результатом снижение себестоимости производства, более эффективное использование дефицитных ресурсов, ускорение сроков производства. Технологические инновации воспринимаются экономикой только в определенные периоды ее развития и дают ощутимую добавочную стоимость через определенный конечный промежуток времени.
Продуктовые инновации – инновации, имеющие целью улучшение либо потребительских характеристик выпускаемой продукции, либо разработку и внедрение новых видов продукции.
Маркетинговые инновации заключаются в разработке и внедрении новых методов воздействия на предпочтения потребителей, расширении рынка сбыта и повышении эффективности продвижения продукции на рынке.
В условиях экономического кризиса прорыв некоторых государств на новый уровень научно–технического развития будет означать принципиальное изменение возможностей ведения хозяйства для всех участников системы мировых экономических связей. Важное значение для России имеют вопросы формирования экономической политики, направленной на модернизацию отечественной экономики и связанные с диверсификацией производства, обновлением материально–технической базы реального сектора экономики, ростом производительности труда на инновационной основе. Модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы – вопрос выживания России в современном мире.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru