UBO.RU: Вы сторонник подхода, что бизнесу нужно учиться. Очевидно, так же думают около 1000 региональных руководителей высшего и среднего звена, закончивших Вашу программу. Какими знаниями обладает выпускник ВШМБ?
О.М.: Модульная программа МВА ВШМБ существует одиннадцать лет. Опыт ее реализации показывает, что она отвечает ожиданиям слушателей, которые в большинстве своем являются первыми лицами, собственниками компаний, директорами и представляют различные регионы России.
Программа предлагает слушателям образование, отвечающее международным стандартам в области управления (в 2007 г. программа получила престижную международную аккредитацию Association of MBA s ) и соединяет полученные знания и умения с условиями российской экономики. При этом слушатель учится без отрыва от работы. По окончании обучения выпускник программы обладает стратегическим видением организации и внешней среды, принимает решения, которые определяют и развивают ценности организации. Современному менеджеру нужно знать и уметь многое: как развивать бизнес и реализовывать новые проекты, как суметь установить прочные связи с иностранными партнерами и т.д. Наконец, для тех, кто хочет сменить сферу деятельности или перейти с позиции специалиста на позицию управленца, по нашему мнению, наиболее эффективный путь — МВА.
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ УЖЕ ПОЗДНО УЧИТЬСЯ
Сейчас много говорят о компетентностном подходе в обучении…
О.М.: Особое внимание уделяется той части обучения, которая относится к освоению навыков и умений. В основе этого направления лежит компетентностный подход, где слушатель вместе с профессорами определяет компетенции, которые необходимо освоить для дальнейшего успешного управления компанией и персоналом. В связи с этим одна треть общего времени выделяется на семинары, тренинги, деловые игры, обсуждения бизнес-ситуаций, презентаций и другие активные формы обучения.
«УралБизнесОбразование»: Что представляет собой модульная программа МВА ВШМБ?
О.М.: Приоритетная задача программы – научить слушателей переосмысливать и творчески применять накопленные знания. Это довольно серьезный труд, поскольку самостоятельно учиться труднее, чем на очной программе. Всего за период обучения слушатель выполняет 22 домашних задания, на которые затрачивается слушателями около 300 часов. Но и отдача существенно выше; знания и навыки, полученные таким путем, останутся с вами на всю жизнь.
У нас уникальная программа: в ней базовые и общие курсы занимают три семестра, после чего слушатели сами формируют индивидуальный план своего дальнейшего обучения. Ведь у каждого слушателя могут быть свои интересы в бизнесе, какой-то вопрос интересует больше, какой-то не очень!
А тут школа дает слушателю список дисциплин на выбор, которые, так или иначе, являются продолжением дисциплин, изучаемых ранее. Очень интересны и стажировки в Германии и Китае между первым и вторым годом обучения, которые мы организуем совместно с нашими партнёрами – Академией менеджмента Нижней Саксонии (г. Целле) и Шанхайским Университетом экономики и финансов.
Арут Назарян: «Бизнесу сложно научиться»
Тут и семинарские занятия, и презентации компаний, и поездки на крупнейшие предприятия. Такой опыт очень полезен менеджеру, да и группа слушателей становится сплоченнее. Многим потом очень пригодятся деловые и дружеские связи, полученные в период обучения в ВШМБ.
Что из себя представляет структура модульной программы?
О.М.: Программа делится на 4 семестра, по 2 модуля в семестре. Модуль представляет собой двухнедельный курс обучения с утра до вечера: лекционные и практические занятия, консультации, сдача зачетов и экзаменов. Продолжительность обучения на программе – два года (1000 аудиторных часов).
При этом 75 % общего объема составляют очные занятия, остальное время (в период между модулями) занято выполнением самостоятельных заданий по разработке проектов и написанием выпускной работы. Помимо этого, достаточно большой объем времени отводится на выполнение проекта. К примеру, сквозной проект по менеджменту «Системное проектирование успешного бизнеса» дает слушателю пошаговый план действий по повышению эффективности его собственного бизнеса.
У нас уникальная программа: после изучения базовых и общих курсов (12), слушатель сам формирует индивидуальный план своего дальнейшего обучения. Ведь у каждого слушателя могут быть свои интересы в бизнесе, какой-то вопрос интересует больше, какой-то — не очень. А тут школа дает слушателю список дисциплин из 32 курсов по выбору, которые, так или иначе, являются продолжением дисциплин, изученных ранее. Таким образом, на втором году обучения слушатель выбирает только те курсы, которые считает для себя наиболее приоритетными.
Как менеджеры из регионов России могут пройти обучение на Вашей программе? И сложно ли учиться?
О.М.: У нас на программе 70% составляют менеджеры из регионов, 30 % — из Москвы и области. За время существования программы ее закончили более 1000 человек. В последние годы количество слушателей из московского региона начало расти – этим выбором они, в первую очередь, отдают дань качеству нашей программы. Это не пустые слова.
Как известно, одной из форм обучения на МВА является решение, так называемых «кейс-стадиз». То есть группам слушателей дается бизнес-ситуация и они должны на основе полученных знаний и собственного опыта предложить оптимальное решение. Так вот, когда в вашей группе оказывается генеральный или финансовый директор, маркетолог, специалист по IT -технологиям, сейлз-менеджер, обладающие конкретным бизнес-опытом и специальными знаниями (каждый в своей области), качество обучения вырастает на порядок.
Что касается сложностей в учебе, то отвечу прямо: на нашей программе учиться трудно. Но интересно. Спросите у наших выпускников, они работают в компаниях «РусАл», «Северсталь», ГК «СОК», «Волжский Оргсинтез», «Воркутауголь», «Норильский никель», «Татнефть», «ЛУКОЙЛ», «Иркутский завод тяжелого машиностроения», «Мотовихинские заводы», «Читаэнерго», «Альфа-Цемент», «Сургутнефтегазбанк», «Юганскнефтегаз» и других. Накопленный опыт показывает, что слушатели активно сотрудничают после окончания ВШМБ, организуют традиционные встречи окончивших программу, зачастую посещают друг друга, Одна из особенностей модульной программы — создание климата взаимопомощи, сотрудничества, оказания поддержки и советов при решении самых разнообразных задач бизнеса.
ВШМБ АНХ при Правительстве РФ (495) 433-2487, 433-2558
Источник: ubo.ru
Сложно ли учиться на МВА?
Хорошо ли, когда обучение проходит легко, не вызывая никаких трудностей? Когда минимум зачетов и экзаменов, лояльное отношение преподов к «очень занятым менеджерам», и в конце — гарантированный диплом? Или лучше, когда приходится преодолевать сопротивление материала, корпеть над заданиями и проектами, ломать голову над правильными ответами?
Особенно, если речь идет о МВА — основной программе бизнес-образования, в которой вклад слушателя сопоставим с вкладом преподавателя, а то и превосходит его? Каждый отвечает на эти вопросы по-своему.
На заре российского МВА в аудитории часто приходили конкретные руководители, которые «за свои деньги» требовали от бизнес-школы шоу, чтобы в первую очередь было завлекательно, весело, позитивно. Преподавателей-зануд, требовавших невозможное (выполнение каких-то еще там домашних заданий) выносили из аудиторий.
Сейчас их место заняли ботаники-отличники и карьерные продвиженцы, которые понимают, что знания сами собой в голову не заскочат и придется трудиться.
Опросы выпускников ведущих школ бизнеса, которые ежегодно проводит наш портал «МВА в Москве и России» , показывают, как они оценивают сложность обучения на программе МВА.
Где-то сложность обучения больше определяет ведение занятий на английскоми языке, где-то — насыщенная программа, требующая от слушателя постоянных усилий. Одно очевидно: настоящее бизнес-образование предполагает преодоление (в том числе, себя, своей философии, своих привычек). Это непросто, но зато и дает тот прорывной результат, которого мы часто хотим добиться.
Однако, сложность в обучении может возникать не только из-за освоения большого объема материала, значительную роль играют проекты, которые нужно выполнить на базе своей компании после каждого основного курса. Как показывают опросы выпускников, средняя сложность выполненных проектов на программах МВА составляет 7,8 из десяти. Представляется, что это нормальный показатель для человека с высшим образованием и опытом работы.
Отдельная тема, когда сложность возникает из-за плохой организации обучения, сумбурно составленных учебных программ, отсутствия или непродуманности методического обеспечения и раздаточных материалов по основным курсам, плохой подачи учебного материала. Такие «бизнес-школы» на нашем портале мы не рассматриваем.
Источник: www.mba.su
Реально ли окупается MBA: стоит ли бизнес-образование вложений?
Может ли MBA помочь в работе в эпоху перемен?
Бизнес-образование MBA (Master of business administration, мастер бизнес-управления) появилось в США, где еще в конце XIX — начале XX века, в период активного развития экономики, стране понадобились сильные управленческие кадры. В России этой программой подготовки руководящего звена заинтересовались значительно позже — в 80-х годах прошлого века.
Однако всего за несколько десятилетий число подобных бизнес-школ заметно увеличилось, и сегодня дополнительное профессиональное бизнес-образование можно без проблем получить и в нашей стране. Один из самых объективных критериев оценки деятельности бизнес-школы — это наличие одной или нескольких международных аккредитаций, самые престижные среди них в России имеют всего несколько школ: аккредитация AMBA (Ассоциация MBA) есть у Высшей школы бизнеса ГУУ, Школы бизнеса и международных коммуникаций МГИМО и ряде других заведений бизнес-образования; EQUIS (Международная система аккредитации школ менеджмента и делового администрирования) — у Бизнес-школы Сколково; AACSB (Ассоциация по развитию университетских бизнес-школ) есть у Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.
Все три имеются только у Высшей школы менеджмента СПбГУ — считается, что она обладает «тройной короной» и предоставляет образовательные услуги на уровне ведущих мировых бизнес-школ. MBA-программы рассчитаны на уже состоявшихся руководителей — владельцев бизнеса, топ-менеджеров и управленцев среднего звена с опытом руководства не менее 2–3 лет.
Само обучение проходит преимущественно в формате case-study: на реальных бизнес-ситуациях слушателей MBA-программ учат строить бизнес-процессы и лидировать их, формировать команды, систематизировать знания и развивать собственные hard и soft skills. Кризисы и активные изменения в экономике, происходящие в мире в последние годы, лишь увеличивают спрос на получение степени MBA.
Так, в пандемийном 2020 году количество поступивших на МВА-программы по всему миру выросло на 67%. В периоды, когда рынок труда активно меняется, как сейчас, многие идут за новыми знаниями — чтобы не потерять собственную профессиональную ценность и использовать кризис как время новых возможностей и движения вверх по карьерной лестнице. Кроме того, самому бизнесу для выживания и дальнейшего развития требуются специалисты с опытом антикризисного менеджмента. Но как понять, нужен ли именно вам MBA и релевантно ли будет наличие степени затраченным ресурсам?
Как оценить, нужен ли вам MBA?
- Устранение пробелов в профессиональных и управленческих знаниях
Обучение по программе MBA — это развитие и профессиональных навыков (маркетинг/финансы/операционный менеджмент и пр.), и компетенций, которые формируют лидерские способности и стратегическое видение. Помимо hard skills, студенты развивают и прикладные, но не менее важные навыки — системное мышление, эмоциональный интеллект, работу в команде и т.д.
- Систематизация накопленных знаний
Руководители топ-уровня за долгие годы работы приобретают такой объем знаний, который требует обязательного упорядочения, иначе часть навыков теряется или забывается и, как следствие, не используется. В структурировании имеющихся компетенций отлично помогает MBA: системный подход лежит в основе программы, а каждый студент учится аккумулировать весь свой опыт на пользу бизнесу.
- Смена окружения, поиск бизнес-партнеров
Программы MBA помогают сформировать еще и абсолютно иной круг общения. Бизнес-школы создают определенную бизнес-среду, где на протяжении нескольких лет обучения студенты формируют социальный капитал и встречают единомышленников, с которыми впоследствии становятся коллегами или партнерами.
- Нехватка знаний в digital topics
С каждым днем знания все быстрее устаревают. Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, человеку необходимо не только регулярно обновлять свои знания, но и понимать, какие компетенции будут востребованы завтра. В ответ на требования работодателей все больше программ MBA включают такие предметы, как данные, аналитика и программирование. Важно, что в рамках таких программ выпускников готовят в первую очередь к тому, чтобы научить их работать с людьми, которые владеют вышеназванными навыками, и управлять ими, но не обязательно уметь самостоятельно применять их на практике.
Цифровые технологии в некоторых программах MBA являются ключевым треком на протяжении всего обучения. В ходе него осваиваются все важнейшие digital-инструменты, которые помогают выстроить стратегию трансформации и автоматизации любых бизнес-процессов в компании. Стоит отметить, что digital-треки предлагают не все бизнес-школы. В России обучиться цифровым навыкам в рамках MBA предлагают на программе «Лидеры изменений» Высшей школы менеджмента СПбГУ и Skillbox, «Вызовы цифрового мира» в Высшей школе менеджмента СПбГУ, «Цифровая экономика» в МГИМО и МФТИ и ряде других.
Стоит ли MBA своих денег?
Программа MBA — одна из самых дорогостоящих образовательных ступеней как в России, так и за рубежом. Однако в нашей стране получить MBA все-таки менее накладно: в среднем цена за обучение в России в 10 раз ниже, чем в мире. Полный курс обучения в международной бизнес-школе будет стоить ориентировочно от $60 тыс. до $200 тыс.
Российские программы доступнее — их стоимость составляет примерно $5–20 тыс. Если добавить к этой сумме затраты на проживание в другой стране, то разница получается еще более значительной. А в современных реалиях (с учетом экономических санкций и частично закрытых границ) российское MBA-образование становится еще более ценным. К тому же в России есть ряд бизнес-школ, качество образования в которых признано на международном уровне и не уступает заграничным школам.
По результатам исследования международной рекрутинговой компании Hays в России, около 60% работодателей считают, что наличие степени MBA положительно влияет на развитие карьеры, а 77% опрошенных готовы платить больше руководителям с этим дипломом.
Окупаемость диплома MBA зависит, в первую очередь, от бренда и узнаваемости бизнес-школы, где вы его получаете. Чем выше ее уровень, тем выше ценность полученного образования и, соответственно, тем на больший доход вы можете претендовать с этим дипломом в будущем. Но есть и другая вытекающая из этого зависимость: престиж учебного заведения напрямую влияет на стоимость образовательной программы. Однако ориентироваться только на этот критерий не стоит: некоторые компании, для работы в которых необходимо наличие степени MBA, не оценивают, где именно вы ее получали, важен лишь сам факт диплома.
Можно ли реально оценить, окупится ли ваше обучение и как быстро? В рамках запуска программы «Лидеры изменений» мы проводили custdev-интервью выпускников разных бизнес-школ, и практически 100% опрошенных утверждали, что все затраты на обучение они окупили в течение 2–3 лет после его завершения. У кого-то вырос доход, кто-то открыл или трансформировал собственный бизнес, нашел бизнес-партнеров. Были и те, кто спустя год-полтора говорил, что диплом пока не окупился, но они видят, что есть тенденция к этому.
Как платить за MBA меньше?
Даже несмотря на очевидную тенденцию к полной окупаемости обучения, многие бизнес-школы предлагают лояльные условия покупки программы MBA: вводят гранты и стипендии, частично или полностью покрывающих ее стоимость. Например, в Skolkovo MBA и у Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Если вы ориентируетесь на какую-то конкретную программу, то можно воспользоваться вариантом раннего бронирования: многие предлагают скидки для тех, кто готов оплатить обучение задолго до его начала. Также будущие студенты часто пользуются вариантами рассрочек или поэтапных платежей. Использовать гранты на программы MBA могут в том числе победители конкурса «Лидеры России».
Если вы работаете в найме и хотите пройти обучение MBA, то вы всегда можете прийти к своему работодателю и согласовать обучение за счет компании. Как правило, в этом случае заключается специальный договор, по которому нужно будет отработать на этом месте еще какое-то время после завершения обучения, но для многих это не является препятствием.
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Источник: www.if24.ru