Кризис – один их этапов развития как всей экономики в целом, так и конкретного бизнеса. Но он необязательно ведет к упадку. В сложные периоды одни компании неизбежно теряют свои позиции, а другие – находят новые возможности.
Успех зависит от умения объективно оценить текущую ситуацию, адаптироваться, быстро принять сложные решения и оперативно действовать.
Анализ состояния
Прежде всего, необходимо здраво оценить актуальное финансовое положение с точки зрения расходов и доходов. Следует четко ответить на следующие вопросы:
- Сколько денег на данный момент на счетах и в кассе?
- Какая прибыль ожидается в этом и последующих периодах с учетом возможных негативных сценариев?
- Какова сумма переменных и постоянных расходов за месяц?
- На данный момент бизнес приносит убытки или прибыль?
- Есть ли финансовая подушка? На какое время ее хватит?
- Какова точка безубыточности: сколько нужно зарабатывать, чтобы покрывать расходы?
В рамках анализа ситуации следует составить календарь платежей, сразу разделив их на несколько групп:
Совет психолога: Как преодолеть сложные периоды в бизнесе и жизни
- неприкосновенные (налоги, судебные предписания, зарплата) – их невозможно изменить или просрочить, так как это чревато штрафными санкциями;
- обязательные – платежи по кредитам, которые необходимо перечислять вовремя, но небольшая обоснованная задержка допустима;
- критичные для бизнес-процессов – отказ от них повлечет негативные последствия для операционной деятельности;
- некритичные, но подлежащие штрафам – арендная плата, погашение долгов по договорам поставки;
- некритичные – различные выплаты, задержка которых не облагается санкциями.
Структурирование расходов
Разработка антикризисных мероприятий начинается со снижения расходной части. Для удобства все издержки стоит разделить на категории:
- Необязательные и неважные. Их следует максимально урезать, оставив незначительные «плюшки» для улучшения морального духа коллектива.
- Важные и необязательные. Как правило, речь идет о тратах, без которых можно обойтись, но они повышают ценность продукции или услуг в глазах клиентов. От них нежелательно избавляться полностью.
- Обязательные и неважные. Являются полем для экспериментов. Здесь можно пробовать менять сервисные договора, перейти на другую систему оплаты труда, внедрить аутсорсинг и так далее.
- Важные и обязательные. Их оптимизация проводится в последнюю очередь и очень осторожно.
Пути минимизации затрат
Направления снижения расходной части зависят от специфики бизнеса. В общем виде они могут быть такими:
- уменьшение затрат на закупку сырья/товаров – пересмотр договоренностей с поставщиками, увеличение отсрочек по платежам, закрытие убыточных направлений;
- снижение расходов на аренду – отказ от части площади, переезд в менее дорогое помещение, переход на удаленную работу, переговоры с владельцем об уменьшении платы или изменении ее порядка;
- оптимизация фонда оплаты труда – сокращение «неприбыльных» сотрудников, перевод на сдельную форму работы, неоплачиваемые отпуска, снижение или временная блокировка премий, неполный рабочий день, дистанционная занятость.
Повышение доходов
Для быстрого наполнения доходной части бюджета компании можно использовать следующие методы:
Федор Овчинников (Додо Пицца) на АМОКОНФ – Как преодолевать трудности в бизнесе
- напомнить контрагентам о необходимости погашения долгов;
- продать активы, которые не используются, а также складские залежи;
- найти партнеров – реализовывать совместные акции и программы с другими предприятиями;
- повышать лояльность клиентов – использовать «умные» скидки, продавать сертификаты на услуги (товары);
- расширить варианты совершения покупок – ввести опцию оплаты частями, возможность бартера, аренды;
- изменить формат предоставления услуг – назначить тариф за дополнительный сервис или, наоборот, установить единую цену на весь комплекс услуг;
- переманить сильных продавцов у конкурентов вместе с клиентской базой;
- мотивировать своих сотрудников – установить план продаж и премию за его выполнение, задействовать в привлечении клиентов малозанятых работников из других отделов;
- освоить новые рынки, в том числе с помощью онлайн-торговли и социальных сетей;
- уделить больше внимания маркетингу и рекламе – выбрать наиболее эффективные каналы продаж, изменить стратегию продвижения и креативы, наладить обратную связь с клиентами, чтобы понимать их интересы, настроить ремаркетинг (повторные покупки).
Локальные и мировые кризисы случаются со средней периодичностью примерно каждые 10 лет. В рамках жизненного цикла отдельного бизнес-проекта сложные периоды имеют место еще чаще. Но компания может остаться на плаву и даже улучшить свои показатели, если менеджмент сумет сориентироваться в конъюнктуре рынка и принять ряд верных решений.
Источник: dzen.ru
3 шага по преодолению сложных периодов в бизнесе
3 шага по преодолению сложных периодов в бизнесе
Формула «Состояние Мастера»
Я, как любой предприниматель, регулярно сталкиваюсь с ситуациями и результатами, которые меня не устраивают. Многие называют подобные моменты «неудачей». Раньше для меня это тоже было настоящей проблемой. Особенно, когда эти неуспехи шли один за другим, и создавали серые (и черные) полосы в моей жизни.
Но сейчас в моем активном лексиконе нет слова «проблемы». А есть ситуации, которые нужно преодолевать и вопросы, которые необходимо решать. С годами я выработал для себя простую формулу, благодаря которой я спокойно и максимально быстро преодолеваю все «серые» периоды и отдельные нежелательные ситуации. И этой формулой я хочу поделиться с вами.
Формула «Состояние Мастера»
Моя формула преодоления непростых жизненных периодов состоит из 3 составляющих.
1. Спокойствие.
Я понял, что спокойствие – это важная составляющая, которая позволяет мне не терять энергию и концентрировать ее в нужном направлении. Чем больше я спокоен – тем больше разума в моем поведении и решениях. Я долго прорабатывал в себе безусловное принятие событий, которое многие называют «смирением». Теперь это помогает мне решать любые сложные ситуации и принимать важные решения максимально эффективно.
Поддерживающий лозунг: «Освободи свой ум от мыслей. Позволь сердцу успокоиться. Спокойно следи за суматохой мира. Следи за тем, как все встает на свои места.» (Лао Цзы)
2. Фокус на желаемом будущем.
Как бы сложно мне не было сейчас, я точно знаю, что все это результаты моих действий в прошлом. Мой мозг по привычке стремится решать текущие вопросы, но я напоминаю себе, что будущее создается сейчас, в эту секунду. Главное, не зацикливаться на текущих вопросах, и я думаю о будущем. Я точно знаю, чего хочу, и размышляю о том, что нужно сделать, чтобы будущее было хорошим. Это важнее, чем текущие проблемы.
Поддерживающий лозунг: «Смотрящий под ноги не видит звезд».
3. Действия.
Никто, кроме меня, не сделает мою жизнь счастливой. Хочешь денег – заработай. Хочешь отдохнуть – запланируй, заработай и отдохни. Хочешь новую машину – создай проект и заработай. Только благодаря действиям можно получить результат.
Ваш успех всегда зависит от ваших действий!
Поддерживающий лозунг: «Не важно, где ты находишься сейчас. Важно куда ты идешь.»
Результаты использования этой формулы.
Спокойствие сберегает и создает созидательную энергию. Внимание направляет ее в нужное вам русло, и Мироздание откликается на направленную энергию нужным вам результатом. Ну а действия ускоряют процесс достижения (получения).
Истоки этой формулы берут начало в буддийских учениях. Человек, использующий эту формулу регулярно, может сознательно управлять потоком событий. Используйте мою формулу, и она станет для вас по-настоящему золотой.
К этой статье рекомендую прочитать:
- Как стать лидером: пошаговое руководство
- Достижение цели — как всегда достигать целей: пошаговый алгоритм
- Как мотивировать себя на успех и достижение целей?
- Как привлечь удачу и удержать ее
- Как побороть неуверенность в себе
- Ревность: Как избавиться от ревности?
- 5 секретов эффективного планирования времени
Источник: deyneko.tv
Как бирюзовые компании переживают кризисы, и почему людей не увольняют в сложные периоды
Как говорят в народе: «Друг познается в беде». Вот и главная особенность бирюзовой компании — ценность человека в фирме — по-настоящему становится очевидна в кризис. Те или иные кризисы происходят с определенной периодичностью — мир сейчас очень быстро развивается и меняется. Какие-то события влияют на бизнес больше, другие — меньше, но в любом случае в первую очередь в компании страдают сотрудники, которые в сложной ситуации чаще всего становятся разменной монетой. В рамках обстоятельств, случившихся на момент написания этой статьи, хотелось бы рассказать, как переживают кризис бирюзовые компании?
Прибыль или человек
Зачем существует бизнес? Приносить прибыль, это очевидный ответ. Но в бирюзовой модели это не главное, а самое главное — доволен ли счастлив ли клиент и сотрудник. В бирюзовой компании идея сделать этим людям (да и вообще всем) лучше стоит во главе угла, в то время как зарабатывание денег — это часть этого, следствие, но никак не единственная составляющая.
Но хотелось бы сразу отметить, что бирюзовая модель бизнеса — это не какая-то волшебная система, которая не подвластна экономическим кризисам и проблемам. Точно также, как и любая стандартная компания, бирюзовая фирма страдает от экономических кризисных явлений: повышений цен, скачков валюты, проблем с поставщиками и так далее. Но различие будет в том, какие шаги предпримет руководство, и как отреагируют сами сотрудники.
Руководство в бирюзовой компании
Во-первых. Ставит перед собой первоочередную задачу: сохранить коллектив, избежать увольнений и сокращений. Именно на это направлена мысль и энергия, а не на сохранение прибыли. Что интересно, сохранить сотрудников получится в том случае, если удастся удержаться финансово. Казалось бы, какая тут разница, к чему стремиться изначально, если все держится на деньгах?
А разница большая, и она в первую очередь чувствуется самими же сотрудниками. Вообще, в бирюзовой компании больше эмоционального, человеческого. Это как нежелание потерять любимого человека: искренними отношения будут лишь тогда, когда вы хотите оставаться вместе по любви, а не потому что одному вам будет плохо. Во-вторых.
Чувствует ответственность за людей, а значит — разделяет с ними потери. Потеря прибыли, и как следствие, потеря дохода в любой организации скажется на всех, не смотря на должности: как руководитель, так и курьер расстроятся сокращением заработной платы.
Но руководитель в бирюзовой компании осознает текущую ситуацию, и в случае критической ситуации будет готов проявить альтруизм в угоду своих интересов. В-третьих. Поможет в сложной ситуации своим сотрудникам. Один из принципов бирюзовой компании — открытость и доверие.
Руководитель в бирюзовой компании никогда не бросит сотрудника в сложной жизненной ситуации, даже если проблемы совпали с внешним кризисом. В бирюзовой компании вас не оставят одного с незакрытой ипотекой или серьезным долгом. В-четвертых. Будет искать выход в каждом конкретном случае. Кризис — это потери, но также и возможности.
Если сотрудник готов, открыт к новому, даже если кризис не оставил шанса его текущей позиции или должности, в бирюзовой компании руководитель будет искать для него варианты: смена должности, смена обязанностей, переезд в другой филиал в конце концов. А бирюзовой компании людьми не разбрасываются.
Сотрудник в бирюзовой компании
Во-первых. Сотрудник бирюзовой компании не спекулирует текущей ситуацией, оправдывая ею свои опоздания и падение эффективности. Он продолжает работать, принимает проблемы и пытается решить их с помощью коллег и руководства. Он сосредоточен на работе. Во-вторых. Коллектив полностью осознает свою ответственность, поскольку знает, что компания его защитит.
Вот тут по-настоящему работает схема: я тебе — ты мне. Человек, осознавая, что у него «прикрыты тылы», работает в полную силу, без оглядки защищая эти самые тылы. В-третьих. Сотрудники в бирюзовой компании активизируются в кризис, становятся еще более открытыми, отзывчивыми, добрыми, а не наоборот.
Стандартная реакция в кризис — закрыться, запереться, спрятаться «в норку», так еще и проявить агрессию. В бирюзовой компании сотрудник пойдет к коллегам, открыто обсудит ситуацию, потому что знает, что его не осудят, и что он всегда найдет понимание, поддержку.
В-четвертых. Не сбежит туда, где «получше» предложили. Кризисы бывают разные, но в бирюзовой компании есть понятие «преданность». Это значит, что сотрудник не убежит, как только «запахнет жареным» туда, где ему предложат или пообещают быструю прибыль и «сладкую жизнь». Если новая сфера или направление действительно стратегически выгодно, он предпочтет его освоить в своей же компании, предварительно обсудив с руководством. В остальном, шаги бирюзовой компании в кризис не отличаются от шагов других компаний:
- Владельцу надо привести себя в порядок (во всех смыслах этого слова), и весь руководящий состав.
- Сотрудникам объяснить ситуацию, настроить на работу.
- В первый день кризиса, если он связан с валютой, закрыть максимально евровые и долларовые счета по текущему курсу. Завтра будет дороже.
- Спрогнозировать по каким товарам будет спад, по каким рост.
- С поставщиками согласовать формат работы. Как правило все закрывают отсрочки, переходят на систему предоплаты.
- Пересмотреть цены.
- С клиентами выстроить новый формат работы.
- Составить план действий на различные сценарии развития события.
- Минимизировать расходы.
В заключение
Кризис — это страхи и быстрые изменения, хаос. И если компаниям со старой моделью бизнеса, заточенным на прибыли, любой кризис угроза, то для бирюзы — это время возможностей. В период кризиса их как раз становится больше. А нестабильная среда более естественная среда для сотрудников бирюзы, потому что сознание людей в таких компаниях по-другому устроено.
И со страхами сотрудникам бороться легче. Коллектив сплочается, все внимание направлено внутрь компании, а не на чтение новостей или просмотр видеороликов. И страха такого сильного нет. Люди собрались вместе, она работали как до кризиса, так и после кризиса, как единый организм, понимая, что люди работают на компанию, а бирюзовая компания существует ради них. Это вдохновляет и мотивирует коллектив, и дает возможность пережить любой сложный период.
Источник: delovoymir.biz