Бизнес-план – это документ, описывающий определенную бизнес-идею и возможные пути ее реализации. Основная функция бизнес-плана заключается в оценке того, насколько реально реализовать бизнес-идею, и если да, то какую прибыльность обещает проект и с каким риском он сопряжен. Цель бизнес-плана, цель руководителя средства массовой информации — управлять издаваемыми СМИ не только как творческими коллективами, но и как коммерческими предприятиями. Бизнес-план – это руководство к действию и методика контроль и самоотчета.
Выделяют следующие типы бизнес-планов.
1. Бизнес-пла н компании издания текущий — документ, разрабатываемый перед началом финансового года (в большинстве изданий, на которых поставлена учетная политика, планы утверждаются в сентябре-октябре предшествующего года) в качестве основы текущей деятельности и развития компании на предстоящий год.
2. Бизнес-план структурного подразделения издания (аналитическая служба, рейтинговое агентство, интернет-сайт издания, служба распространения и т.д.) — документ, разрабатываемый перед началом финансового года в качестве основы текущей деятельности и развития структурного подразделения компании. Как правило, это приложение или составная часть бизнес-плана всей компании.
Краткая история СМИ. От газет до роботов
3. Бизнес-план как заявка на грант . Этот документ, как правило, жестко привязан к требованиям организации, выдающей грант: гуманитарные фонды, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и т.д.
4. Бизнес-план инвестиционного проекта (как получение кредита, поиск инвесторов). Этот документ предполагает внешнее финансирование и включает изложение для потенциального партнера сути проекта, результатов изучения рынка, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемые финансовые результаты проекта и т.д.
Бизнес-план готовящегося к выходу издания преследует цель организации и развития коммерчески эффективного издания. Бизнес-план может составляться и для действующего издания в случае, если, ему требуется кардинальное изменение (организационное, контентное, коммерческое, технологическое). Тогда бизнес-план действующего издания преследует одну или набор следующих целей:
1. увеличение дохода (прибыли) издания (выход на новые рынки);
2. повышение качества издания (контента, верстки, формата, возможностей и услуг для клиентов);
3. снижение затрат, себестоимости выпуска издания (экономия, сокращение расходов);
4. оптимизация организационных процессов и коммуникаций в подразделениях издания (структурные изменения, ротация кадров);
5. контроль достижения целей и сроков их достижения.
Тогда потребителями бизнес-плана в первом случае становится внутренняя среда (творческие, коммерческие, дистрибьюторские подразделения издания и управление) и, косвенно, внешняя среда (информационные источники, деловые партнеры, рекламодатели). Во втором случае – кредиторы (получающие прибыль в виде получения процентной ставки) или инвесторы (получающие прибыль в виде доли прибыли).
ЯЖПРЕПОД 61 — СМИ как бизнес
Работа над бизнес-планом проводится в несколько этапов:
1. Определение целей разработки бизнес-плана;
2. Определение целевой аудитории бизнес-плана (внутренние и внешние
4. Определение структуры бизнес-плана;
5. Сбор и систематизация информации;
6. Оформление бизнес-плана.
Существует множество методических рекомендаций по разработке бизнес-плана. Однако строго регламентированной формы и структуры бизнес-плана, применительно к издательскому бизнесу, не существует.
Наиболее типичной является следующая структура бизнес-плана издания:
1. Резюме бизнес-плана и описание фирмы и проектируемой продукции (основная идея, миссия и цели нового издания на рынке; характеризуется его отличительные черты и преимущества, в частности, в области медиа-формата, контента, коммерческой и иной деятельности);
2. Анализ рынка сбыта (дается оценка рынка сегмента медиа-рынка и устанавливается стратегия поведения издания на нем);
3. План производства, распространения и реализации тиражей издания (определяется производственная структура компании, издающей СМИ);
4. Организационный план (определяется организационная и производственная структура компании, издающей СМИ);
5. План маркетинга (описываются возможности и перспективы развития издания);
6. План риска (оценивается чувствительность проекта к изменению экономической ситуации издания);
7. Финансовый план и стратегия финансирования (формируется финансовый проект издания, включая стратегию финансирования и предложения по инвестированию).
Источник: www.sites.google.com
СМИ как производственное предприятие. Его организационная структура.
Для понимания специфики производства в конкретных отраслях промышленности экономисты часто выделяют внутри него наиболее важные стадии, которые технологически не связаны друг с другом. Это позволяет анализировать каждый этап деятельности более внимательно, яснее представлять его экономическую специфику и находить пути оптимизации для каждой стадии производства. Для структурирования стадий производства современная экономическая наука предлагает концепцию «вертикальной производственной цепочки», которую компании выстраивают для лучшего понимания своего производственного процесса, корпоративной стратегии и возможностей роста.
Применительно к медиаиндустрии данная концепция дает возможность определить крупные и ключевые стадии производства, которые в результате связывают производителей с потребителями (рис.).
Рис. Производственная цепочка в медиаиндустрии
Также, можно выделить цепочку создания ценности.
Производство ценности, заложенной в товаре или услуге, – это основная задача деятельности любой фирмы. На первый взгляд, понятие ценности в данном контексте абстрактно, но в реальной практике для потребителя оно имеет весьма конкретное значение.
Для того чтобы выжить на рынке, любая фирма должна привлечь покупателей определенной «ценностью» производимого ею продукта, предлагая потребителям только те товары или услуги, которые удовлетворяют их потребности и желания. На практике создание «ценности» товара/услуги представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя различные стадии. На каждой стадии производства происходит создание промежуточной ценности, однако конечным агентом определения ценности предлагаемых на рынке товаров и услуг становится потребитель. Современные экономисты называют такой процесс щепочкой ценности» – value chain (рис.).
Рис.Создание «цепочки ценности» в процессе производства
В настоящее время концепция «цепочки ценности» становится чрезвычайно актуальной, поскольку выделяет ключевые стадии процесса производства и их последовательность. Именно в конечном звене данной цепочки возникает окончательная ценность для потребителя, что многими коммерческими фирмами определяется как конечная цель их деятельности.
Рис. «Цепочка ценности» в медиабизнесе
Организационная структура. Производственно-творческий коллектив, занятый созданием произведений для СМИ и объединенный в целостную организационную структуру, называется редакцией. Сегодня чаще всего слово редакция заменяют наименованиями компания, ОАО, ЗАО, хотя такие названия производственно-творческих коллективов указывают на форму собственности.
Цель организационной структуры — сбор, переработка, хранение и распространение информации в виде журналистских произведений. В печатной периодике редакции газет или журналов традиционно являются полностью самостоятельными структурами. В электронной прессе — редакции становятся составной частью более сложной системы.
В значительной мере деятельность редакций на телевидении и радио аналогична деятельности соответствующих отраслевых отделов газет и журналов, но главные редакции здесь более автономны по сравнению с отделами. Что же касается целостной организационной структуры по производству и передаче аудиожурналистских произведений, то ее принято называть радиостанцией. На телевидении организационную структуру, производящую и транслирующую аудиовизуальные журналистские произведения, называют телестудией.
Поскольку выпуск газет и журналов, теле- и радиопрограмм — сложное производство, то во всех случаях журналисты существенно зависимы от материально-технической базы: в прессе — это издательства, на радио и телевидении — технические центры. Однако и то и другое — своеобразная инфраструктура журналистского творчества.
Во главе редакции газеты или журнала стоит главный редактор, который полностью отвечает за все направления деятельности вверенного ему средства массовой информации: подбор и расстановку кадров, организацию их работы, общее идейное направление издания, его творческое лицо и художественное оформление, тираж, экономические показатели работы и т.д.
Согласно Закону о печати и средствах массовой информации, у каждого СМИ есть учредитель — частное лицо или группа лиц, организация, ассоциация или партия, наконец, творческий коллектив, который имеет определенные права собственности на редакционное имущество и уж, конечно, результаты своего труда. В конечном итоге, создавая СМИ, учредитель, как правило, определяет направленность издания, в соответствии с которой строится творческая деятельность редакции.
Материально-техническое и финансовое обеспечение производства продукции СМИ обеспечивает издатель. Нередко учредитель и издатель создают попечительский или редакционный совет (либо и то, и другое), в состав которого входят многие заинтересованные лица — с одной стороны, известные, уважаемые люди, представляющие интересы читателей, с другой стороны, спонсоры — организации или предприниматели, оказывающие изданию финансовую поддержку. Редакционный совет (редсовет) участвует в разработке долгосрочной идейно-художественной политики издания, утверждает перспективные планы работы, обсуждает кадровые вопросы и многое другое, непосредственно связанное с деятельностью редакции.
Для внутриредакционной структуры печатных изданий характерно деление на так называемые отраслевые отделы — журналистские подразделения, отвечающие за освещение того или иного тематического направления в зависимости от общей направленности издания. Это могут быть отделы экономики и бизнеса, внутренней политики и международный отдел, культуры, писем, спорта и т.д. В женских журналах можно найти отраслевые, соответственно занятиям и интересам слабого пола, отделы: кройки и шитья, вязания (или, в целом, рукоделия), кулинарии.
Работа любых СМИ, особенно электронных, — дело весьма дорогостоящее. Важный резерв в финансировании работы редакции — публикация платной рекламы. Поэтому существенную роль в редакционной структуре играют рекламные отделы.
Источник: cyberpedia.su
Обзор рынка средств массовой информации (СМИ)
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
1. ВВЕДЕНИЕ
- печатная пресса
- аудиовизуальные СМИ
- информационные службы
- интернет-СМИ – по мнению некоторых специалистов обладают характерными признаками СМИ, по мнению других – не могут быть отнесены к СМИ
Классифицировать СМИ (СМК) можно также и по другим признакам:
- регион распространения
- транснациональные СМИ – обслуживают информационные потребности населения в международном масштабе, на территории нескольких государств
- национальные СМИ – работают на всей территории одной страны или большей ее части
- региональные СМИ – обслуживают одну административную единицу или исторически сложившуюся часть страны, для которой характерны те или иные отличительные особенности
- местные СМИ – районные, городские, корпоративные и так далее
- общие
- специализированные
2. АНАЛИЗ РЫНКА
Прошедший год оказался довольно сложным для СМИ не только в России, но и в мире в целом. Многим компаниям пришлось оптимизировать затраты, а также искать новые стратегические источники доходов. Тем не менее, многие сегменты рынка имеют хорошие перспективы и потенциал роста. К основным мировым тенденциям рынка можно отнести:
- более активное использование информационных технологий и цифровых каналов передачи данных
- развитие мобильных технологий и увеличение количества пользователей смарфтонов
- применение новых технологий, включая «большие данные» (Big Data)
- повышение роли качественного контента в условиях информационного изобилия
- использование различных платформ для распространения контента (стратегия 360)
- формирование команд, состоящих из высококвалифицированных специалистов
Во всем мире все более популярными каналами для СМИ являются интернет и телевидение. В этих сегментах сосредоточена значительная часть совокупных доходов рынка. Эксперты прогнозируют ежегодные темпы прироста объема интернет-рекламы до 2020 года в 11,1%; таким образом, объем этого рынка в 2020 году достигнет 260 млрд долларов.
Рисунок 1. Выручка мировой индустрии СМИ по сегментам, 2015 и 2020 (прогноз) гг., млн долларов
Основополагающей общемировой тенденцией сегодня является рост конкуренции между глобальными технологическими компаниями, берущими на себя роль СМИ или одного из каналов их распространения. Например, социальные сети публикую новости, размещают новостное и развлекательное видео, предлагают возможность осуществления прямых трансляций. Основным инструментом привлечения аудитории является качественный контент.
Тренинговый центр онлайн за 120 000 руб.
12 ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИГР, 35 ТРЕНИНГОВ.
ПОЛНОЦЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ РАБОТЫ
ОФЛАЙН + ОНЛАЙН.
В стоимость входит комплект материалов для очного проведения 12 т-игр и 35 тренингов. Виртуальный бизнес-кабинет для проведения этих программ в онлайн-формате. Живое обучение. Поддержка в процессе работы.
Увеличивается доля мобильного контента. По прогнозам экспертов, в ближайшее время просмотр различного контента с мобильных устройств превысит просмотры с компьютеров. Успешными становятся те СМИ, которые учитывают такие изменения.
Поскольку требования к контенту становятся все более высокими, его производство также становится все более дорогим. Это касается как индустрии развлечений (развлекательные программы, сайты и сервисы, так и средств массовой информаций). Участники рынка утверждают, что такой рост стоимости контента в будущем приведет к тому, что одни только рекламные доходы не смогут покрывать всех расходов; монетизация услуг пользователям станет необходимой.
При этом, рост тарифов на услуги стимулирует пользователей искать бесплатные легальные или полностью нелегальные средства получения информации. Получается замкнутый круг, в пределах которого медиахолдинги не смогут монетизировать свою деятельность.
Стоимость контента является более низкой на телевидении, в цифровых СМИ, интернете. Это означает, что они даже в условиях кризиса покажут более стабильные результаты, а после его окончания восстановятся быстрее.
За прошедший год большинство сегментов медиаиндустрии показали отрицательную динамику доходов. В значительной мере это связано с падением активности рекламодателей – многие компании существенно сократили рекламные бюджеты в условиях сложной экономической ситуации. Например, по результатам 2015 года рынок рекламы на ТВ сократился на 15%, а рынок радио – на 32%.
Рисунок 2. Структура доходов медиаиндустрии России, 2016 г., млн долларов
На ситуацию влияют не только макроэкономические факторы, но и внутреннее регулирование. Например, в начале 2016 года в силу вступили новые поправки к закону о СМИ, согласно которым доля участия иностранного капитала в капитале российских СМИ не должна превышать 20% (ранее этот показатель был ограничен на уровне 50% и распространялось только на радио и телевидение).
Несмотря на ряд таких негативных факторов, рынок СМИ не демонстрирует резкого падения, многие сегменты остаются достаточно стабильными. Исключением является наружная реклама, а также печатные газеты и радио. По остальным сегментам прогнозируется рост со средними годовыми темпами в 6,3%, что выше среднемирового значения (4,4%).
На фоне распространения интернета и мобильных платформ традиционные печатные СМИ находятся в состоянии серьезного спада популярности. Об этом может свидетельствовать не только официальная статистика по тиражам и количеству периодических печатных изданий, но и уменьшение количества газетных киосков – с 2004 по 2016 годы оно упало с 42 тыс. до 29 тыс. единиц (-31,5%). Негативным фактором влияния оказалось также ужесточение законодательства в сфере рекламы – из-за этого российские печатные СМИ лишились около 60% рекламного рынка. В марте 2014 года была отменена государственная дотация на доставку подписных изданий, в результате чего подписные тиражи газет и журналов упали на 20,2% к концу 2014 года, а по итогам первого полугодия 2015 года – на 22%. В денежном выражении объем рынка находится в состоянии стагнации, но только за счет роста цен на печатную продукцию, который составил порядка 20% за прошлый год.
Интересной тенденцией является увеличение количества людей, которым достаточно использовать только один-два медиаканала – их количество составляет около 40% всего населения; средним показателем является около трех медиаканалов на человека.
Рисунок 3. Распределение аудитории газет по платформам (по данным Association of Audited Media, AMM)
Как видно из приведенной диаграммы, значительная часть населения все еще предпочитает печатные СМИ. По данным опросов ВЦИОМ, 73% взрослого населения не готовы отказаться от бумажных СМИ и перейти на электронные. Тем не менее, аудитория альтернативных каналов распространения информации постоянно растет. Наиболее высокие темпы роста аудитории и ее удержания имеют СМИ, сочетающие два и более каналов.
Значимой частью рынка являются печатные СМИ с бесплатным распространением, их аудитория постоянно растет. Лидеры этого сегмента за последний год увеличили средний тираж примерно на 15%.
Основной проблемой для печатных СМИ является постоянное снижение объемов размещаемой рекламы, что ведет к снижению доходов изданий, особенно бесплатных, которые полностью зависят от рекламодателей.
Большой популярностью сегодня пользуются региональные СМИ, составляющие очень большой сегмент газетного рынка. Практически в каждом субъекте России в десятку наиболее цитируемых СМИ входят два-три региональных издания.
Журнальные СМИ на этом фоне выглядят более перспективными. По данным Роскомнадзора в 2014 году в России всего было зарегистрировано 31 714 журнала. В том же году закрылось 1 169 из них, а открылось – 1 960. По оценкам экспертов, первая двадцатка журнальных изданий России охватывает 100 млн человек. Однако, печатный сегмент также испытывает спад спроса со стороны потребителей.
При этом, рост цифрового сегмента не сможет покрыть потери печатного сегмента.
По прогнозам экспертов, объем выручки российского рынка журналов (включая потребительские и профессиональные), достигнет к 2020 году 751 млн долларов при среднегодовых темпах роста в 1,3%. При этом, ожидается снижение доходов от потребительских печатных журналов за счет смещения спроса в цифровую среду, где будет происходить активный рост потребления. Совокупный доход от реализации электронных и печатных журналов вырастет с 232 млн долларов в 2015 году до 246 млн долларов в 2020 году.
Сегмент профессиональных журналов также будет расти. Прогнозируется рост с 85 млн долларов в 2015 году до 92 млн долларов в 2020 году при среднегодовых темпах роста в 1,8%. В этом сегменте также будет активно расти сегмент электронного формата, драйвером роста которого является переход на безбумажную работу офисов.
В настоящее время соотношение электронных СМИ выглядит следующим образом:
- периодические издания – 58%
- журналы – 34%
- блоги – 8%
Рекламный рынок в этой сфере находится в состоянии кризиса. С 2013 года рекламные доходы печатных изданий ежегодно снижаются в среднем на 10-15%, в некоторые периоды падение достигает 40%. Одной из главных проблем для рекламодателей является низкая степень прозрачности как газетного, так и журнального рынков.
Рисунок 4. Структура доходов рынка печатных СМИ в России
Трудности испытывают также и дистрибьюторы печатной продукции, что приводит к сокращению количества точек продаж, из-за чего растет рост задолженности издателям за тиражи. Издателям приходиться сокращать или останавливать поставки.
В значительной степени проблемы как федеральных, так и региональных изданий, вызваны резким повышением в марте 2014 года тарифов на доставку «Почтой России». В результате подписные тиражи сократились суммарно более чем на 40%. Проблемой для отрасли является также рост цен на бумагу и услуги типографий, что ведет к росту цен на печатную продукцию.
К основным причинам падения объемы рынка печатных СМИ можно отнести:
- изменения в законодательстве в течение последних трех лет
- ослабление курса рубля по отношению к иностранным валютам
- отмена государственных дотаций, в том числе на доставку подписных изделий
- конкуренция со стороны интернет-СМИ
При развитии интернета отмечается интересная тенденция: люди ищут тот же самый контент, который можно получить, например, в телевизионных СМИ или в печатных изданиях. Таким образом, нельзя говорить о том, что интернет глобально изменяет ситуацию на рынке, он позволяет сделать контент более доступным, не изменяя его.
Иная ситуация складывается с интернет-рекламой. Безусловно, рынок интернет-рекламы очень большой и активно растет, однако он сильно отличается от рынка офлайн-рекламы. Значительная доля всего объема рекламы в интернете приходится на контекстную рекламу, при этом основными заказчиками здесь являются не крупные холдинги (как офлайн), а большое количество средних и мелких рекламодателей.
Важным фактором также является и тот факт, что рост проникновения интернета в России практически остановился, достигнув почти максимальных показателей. Если раньше ежегодный рост составлял 20-30%, то сейчас темпы значительно ниже.
Рисунок 5. Динамика проникновения интернета в России, % пользователей сети Интернет от общего количества населения
Российский рынок радио сильнее остальных СМИ зависит от рекламы и, соответственно, сильнее реагирует на любые колебания рекламного рынка, который в свою очередь зависит от экономической ситуации.
Резкое падение выручки от рекламы на радио произошло в 2015 году. До 2020 года прогнозируется постоянное снижение доходов от рекламы – от 189 млн долларов в 2015 году до 131 млн долларов в 2020 году при отрицательном росте в -7,1% в год. Ситуация в России отличается от общемировой; в том же периоде в мире прогнозируется среднегодовой рост в 2,1%.
Радио является вторым по популярности средством массовой информации в России после телевидения. Доля россиян, ежедневно использующих телевидение, — 74%, радио – 64%. При этом, государственное регулирование отрицательно влияет на развитие сегмента, что приводит в том числе и к ухудшению контента в условиях ограничения редакционной независимости.
С точки зрения аудитории и расходов на рекламу радио является достаточно стабильным СМИ. Однако, в условиях экономического кризиса и оптимизации расходов, повышается спрос на маркетинг с оплатой за результат. Оценить же эффективность радиорекламы крайне затруднительно. Реклама на радио (как и на ТВ) отличается значительно меньшей адресностью, чем интернет-реклама.
Мировые тенденции свидетельствуют о популярности онлайн-вещания радиостанций. Однако, на сегодняшний день в России нет единого цифрового формата для трансляции радиопрограмм. Несмотря на планы осуществить тестирование рынка еще в 2013 году, Минсвязи объявило об отсутствии планов внедрения цифрового вещания в ближайшем будущем.
В обозримом будущем эксперты ожидают кризис в сегменте музыкальных радиостанций по причине развития альтернативных онлайн сервисов, с помощью которых можно сформировать собственный плейлист; популярность этого сегмента у нового поколения очень низка. В то же время, сегмент новостных и аналитических радиостанций будет продолжать развиваться.
Источник: www.openbusiness.ru