Система менеджмента качества – это комплекс систем, методов и инструментов, которые компания использует, чтобы соответствовать ожиданиям потребителей относительно выпускаемых товаров или услуг, чтобы сделать продукцию конкурентоспособной на рынке и улучшить деятельность компании в целом.
СМК – это целостная система, цель которой состоит не в контроле каждой единицы продукции, а в исключении возможных ошибок в работе, из-за которых может возникнуть брак. Для этого нужно определить, какие действия являются правильными для создания качественной продукции, и разработать инструкцию по выполнению корректных действий, а потом контролировать их.
Система менеджмента качества была сформирована исходя из требований международных стандартов серии ISO 9000. Разработать и внедрить СМК может любое предприятие, независимо от сферы деятельности, величины штата и отрасли экономики. Итого, внедрить систему могут не только производственные компании, но и организации, которые предоставляют услуги или работы, где есть бизнес-процессы, которые необходимо оптимизировать.
СМК
Из чего состоит СМК
Система менеджмента качества включает в себя следующие элементы:
1) Бизнес-процессы.
2) Группу сотрудников с распределением полномочий, функций, взаимоотношений и ответственности.
3) Документы – рабочая информация, к которой можно отнести:
- Приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК («О совершенствовании системы качества», «О представителе руководства», «О руководителе проекта», «О службе системы качества»).
- Программа реализации проекта, раскрывающая ответственность должностных лиц за процедуры.
- План качества – документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие им ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту.
- Рабочие и контрольные инструкции.
Принципы СМК
Принципы системы менеджмента качества рассматриваются как основа для управления организацией. Всего их насчитывается восемь.
- Ориентация на потребителя. Это понимание потребностей ЦА, соответствие их требованиям, возможность превзойти их ожидания.
- Лидерство руководителей. Создание единых целей и направлений деятельности организации. Умение создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники будут мотивированы на достижение целей организации.
- Вовлечение персонала. Раскрытие и использование способностей сотрудников для пользы организации. Вовлеченность в работу формирует лояльность, что способствует нововведениям, творческому подходу к работе, чувства ответственности у работников.
- Процессный подход. Ресурсами и деятельностью компании надо управлять как процессом. Это способствует снижению затрат и сокращению временного цикла, конечные результаты улучшаются и становятся более предсказуемыми.
- Системный подход к менеджменту. Позволяет фокусировать усилия на ключевых процессах, интегрировать и выстраивать в цепочку те процессы, которые лучшим образом позволят достичь желаемых результатов.
- Постоянное улучшение деятельности компании.
- Усовершенствование подходов к принятию решений. Когда принятие решений основывается на анализе данных и информации.
- Улучшать отношения с поставщиками.
Сертификация СМК
Успешное внедрение системы менеджмента качества подтверждается специальным документом – Сертификатом, который можно получить после проведения независимых внешних аудитов.
Что такое CRM? Простое объяснение как работает CRM система
Статистические данные по внедрению СМК
Внедрение Системы Менеджмента Качества (СМК) в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001 – это стратегически важное решение, касающееся многих современных компаний.
Этот шаг необходим, т.к. он подготавливает компанию к высокой конкуренции, внедрению инноваций и постоянному росту.
В результате опросов руководителей российских компаний, которые проявили готовность к внедрению СМК, получены статистические данные, называющие причины внедрения:
— качество – это основа стратегии компании – 57%;
— качество – это часть имиджа компании – 30%;
— сертификат необходим для экспортной деятельности – 24%;
— сертификат требуется компании как поставщику- 11%;
— наличие сертификата – это требование партнеров и акционеров- 5%.
По данным того же исследования сертификат соответствия ISO 9001:2000 имеется сегодня у более 4000 российских компаний, но эксперты считают, что по-настоящему внедрили методы менеджмента качества не более четверти этих компаний.
Преимущества внедрения СМК
Те же компании, которые осуществили этот процесс качественно и полноценно имеют следующие преимущества и выгоды:
— за счет повышения качества повышается реализация продукции;
— повышается культура менеджмента и уровень управляемости;
— экономятся затраты на разработку, производство, применение;
— снижаются риски и издержки.
Задачи внедрения СМК
Построение эффективной системы менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001 достигается в результате решения следующих задач:
1. Описание бизнес-процессов компании, взаимосвязь, мониторинг, разработка критериев эффективности и оценки бизнес-процессов.
2. Разработка необходимых документов системы менеджмента.
3. Внедрение разработанной документации в компании.
4. Организация и проведение внутренних аудитов системы менеджмента на постоянной основе для определения сильных и слабых сторон с целью ее постоянного совершенствования.
5. Проведение независимой оценки сертификационным органом с последующим получением независимого сертификата.
Этапы внедрения СМК
Внедрение СМК происходит в шесть этапов.
1 этап – проведение диагностического аудита системы менеджмента и разработка плана работ.
2-3 этапы – обучение руководителей и специалистов современным принципам менеджмента качества и требованиям ISO 19011.
4 этап – разработка и внедрение системы менеджмента в соответствии с ISO 9001, включающее определение и описание бизнес- процессов, разработка необходимой документации, внедрение документов.
5 этап – комплексная внутренняя проверка системы менеджмента на соответствие требованиям ISO 9001.
6 этап – консультационное сопровождение процесса сертификации системы менеджмента.
Сложности внедрения СМК
Внедрение СМК – является сложным проектом для любой компании, для успешной реализации которого необходимо точное знание и соблюдение всех закономерностей и документации.
В проекте такого масштаба есть определенные сложности:
- непринятие отдельными сотрудниками и руководителями стратегического решения о создании системы;
- мощная организационная структура, функциональное управление;
- внутренние барьеры между подразделениями, отсутствие понимания общих целей организации, разрыв доверия между разными уровнями персонала;
- дисбаланс ответственности и полномочий;
- низкий уровень культуры производства;
- отсутствие четко сформулированного видения, миссии, общей идеологии, философии, принципов развития для всей компании;
- процессы не описаны, не определены ключевые процессы, не определены и не измеряются количественные и качественные критерии;
- качество понимается только как качество продукции, а не как качество процессов, ресурсов, управленческих решений;
- отсутствие системы измерения удовлетворенности потребителей и маркетинга.
Преодолеть эти сложности поможет ISO 9001- реальный инструмент повышения эффективности деятельности, который выводит компанию на принципиально новый уровень развития.
Ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник: www.e-xecutive.ru
СМК: Инструмент повышения прибыльности бизнеса
СМК — инструмент развития бизнеса
Система менеджмента качества — один из мощнейших инструментов развития бизнеса. И, как любой инструмент развития, СМК влияет на все основные показатели. В том числе и прибыльность.
Как же СМК может помочь повысить прибыльность бизнеса? Стоит подчеркнуть, что речь не о разовой прибыли, а именно о прибыльности.
При разработке СМК анализируются все бизнес-процессы, в том числе управленческие. В частности, исключается дублирование процессов, что позволяет сократить временные и материальные затраты на их функционирование.
Достоверная информация — важнейший фактор
Решения должны приниматься на основе оперативной и достоверной информации.
Неотъемлемой частью системы управления качеством является совершенствование документооборота. При этом все информационные потоки (управление записями о выполнении работ и прочие документы) выстраиваются оптимально, с приоритетом от более важных к менее важным.
В результате руководство компании получает максимально достоверную и оперативную информацию, необходимую для анализа и своевременной коррекции деятельности.
Четкое взаимодействие — залог достижения цели
Должно быть налажено четкое взаимодействие всех служб и подразделений.
Грамотно выстроенная СМК дает возможность наладить взаимодействие не только между процессами. Но и между основными подразделениями организации, его удаленными филиалами и внутренними службами. В том числе маркетинговой, коммерческой, которые непосредственно отвечают за обеспечение прибыли.
Четкое и слаженное следование, всеми сотрудниками и подразделениями, единого комплекса, направленного на достижение конкретной цели, обеспечивает синергетический эффект.
Своевременный и эффективный контроль снижает издержки
Контроль должен быть своевременным и непрерывным.
Своевременный контроль, наладка процессов и соблюдение требований стандарта ISO 9001 в течение всего цикла работ, способствует значительному повышению качества конечного продукта, а следовательно, снижению потерь от возможных рекламаций.
При этом правильная постановка мероприятий по маркетингу позволяет изучать, предвидеть, формировать, стимулировать и в полной мере удовлетворять спрос потребителей.
Внутренняя культура бизнеса повышает производительность труда
Каждый сотрудник должен понимать свою роль и следовать выработанной стратегии, соблюдая все необходимые правила, включая правила безопасности.
В системе управления, функционирующей в соответствии со стандартом ISO 9001, большое внимание уделяется внутренней культуре бизнеса. Полное понимание каждым из сотрудников важности своей роли обеспечивает значительный рост производительности труда и повышает его качество.
Правильная организация рабочих мест и строгое соблюдение техники безопасности позволяют исключить производственный травматизм и снизить риски возникновения нештатных ситуаций. А все это неизбежно связано с издержками (как материальными, так и репутационными).
Грамотная мотивация сотрудников повышает эффективность бизнеса
Бизнес не может быть эффективным, если сотрудники не заинтересованы в качественном результате своего труда.
Одним из аспектов СМК является разработка и совершенствование четкой системы мотивации. Повышение интереса к результатам собственного труда и общей деятельности коллектива, способствует увеличению доходов предприятия в целом и каждого его работника в отдельности.
При этом конкретные критерии оценки деятельности каждого сотрудника позволяют максимально точно оценивать качество выполнения поставленных задач.
В качестве резюме
Четкая регламентация каждой из составляющих системы управления уже сама по себе снижает расходы, а их грамотно построенная совокупность способна значительно повысить прибыль.
И это лишь основные аспекты системы менеджмента качества, которые способствуют повышению прибыльности бизнеса.
Однако, согласитесь, что даже приведенные аспекты однозначно подтверждают, что СМК способна повышать прибыльность и рентабельность бизнеса.
Помимо этого, наличие СМК существенно снижает расходы на внедрение и сертификацию систем экологического менеджмента и менеджмента безопасности труда, так как в их основе лежит все тот же стандарт ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001).
Внедряйте СМК, развивайте СМК, пользуйтесь всеми возможностями, которые она дает. И конечно не забывайте про сертификацию ISO 9001 , т.е. проверку соответствия СМК этому стандарту.
Система менеджмента качества как инструмент бизнеса
Система менеджмента качества — это один из самых высокоэффективных бизнес-инструментов. Для чего же он используется в производственном процессе? Во-первых, СМК служит прекрасным свидетельством высокого качества выпущенного товара, а также позволяет занять лидирующие (ведущие) позиции на рынке, является обязательным для экспортеров из России и стран Восточной Европы, а также для ряда местных производителей.
Что такое система менеджмента качества? СМК — это целый свод установленных производственных стандартов на всем протяжении технологической цепочки от изготовления и до момента непосредственной реализации товара на рынке.
Система менеджмента качества, внедряемая на производстве, должна содержать отдельную службу, отвечающую за качество продукции, в функции которой входит и анализ уже работающей системы контроля за качеством, ведение внутреннего аудита на предприятии, подготовка персонала и корректировка действий по разработке и доработке отдельных этапов производственного цикла, включая создание отчетной документации.
Важно отметить, что система менеджмента качества не является законодательно принудительной, а осуществляется на добровольной основе. Но ее основная ценность состоит в том, что такая система, внедренная на производстве, позволяет осуществлять контроль над выпуском качественной продукции на всех промежуточных этапах производственного цикла.
Сертификация продукции по СМК осуществляется в строгом соответствии с ISO 9000. Причем данная сертификация производится в несколько сменяющих друг друга этапов и начинается с момента подготовки. Подготовка к процессу сертификации стартует с оценочного аудита. Параллельно с этим осуществляется разработка официальных документов, методик и требуемой отчетности согласно предъявляемых требований по действующим стандартам ISO.
Система менеджмента качества проверяется независимыми сертифицирующими органами, которые проводят сначала заочную проверку соответствия действующим требованиям. При получении положительной оценки на основании выводов представителей сертификационных органов на предприятии осуществляется окончательная проверка системы. При обнаружении отдельных отклонений от нормы процесс проведения сертификации временно останавливается и замораживается до момента их устранения. После этого система менеджмента качества находится под инспекционным контролем, который проводится раз в год. Причем она не является «мертвой», она должна постоянно обновляться и совершенствоваться.
Что дает система менеджмента качества в целом? СМК – это возможность увидеть и выявить слабые места в производственном цикле, повысить отдачу от эффективного использования тех или иных ресурсов, усовершенствовать все стадии производственного процесса, снизить производственные затраты, повысить конкурентоспособность продукции. Сертификат ISO 9000 можно применять и в рекламных целях для скорейшего продвижения товара на рынке. Есть только одно но! Он не может располагаться на самой продукции или ее упаковке.
Не всякий сертификат СМК котируется на международном рынке. Только сертификаты соответствия, выданные авторитетным международным органом по сертификации, таким как, например, норвежский Det Veritas, швейцарский SGS, или германский TUV-CERT. В Российской Федерации сертификацией предприятий по СМК занимаются ВНИИС-СЕРТ-СК, ИНТЕРЭКОМС, Военный регистр, Ростест и другие центры, имеющие право вносить проверенные компании в общий сертификационный реестр. Поэтому все международные фирмы стремятся получить такого рода признание и постоянно обновляют методы СМК своей продукции.
Источник: fb.ru