В рамках рассмотрения вопроса о социальной ответственности бизнеса следует прежде разобраться с понятием ответственности в целом. Ответственность — исключительно человеческая черта, а чувство ответственности — одно из многих человеческих качеств, которое оправдывает именование человека «Венцом природы». Что касается социальной ответственности, то она возникает в процессе общественного поведения человека, которое регулируется социальными нормами общества. Социальные нормы, возникающие с появлением государства, дифференцируют социальную ответственность гражданина на юридическую, политическую, моральную и др.
Правительство Российской Федерации
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Вечерне-заочный факультет экономики и управления
Кафедра общего менеджмента
По дисциплине «Этика бизнеса»
На тему: «Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса»
Понятие корпоративной социальной ответственности — Ольга Мелитонян
В рамках рассмотрения вопроса о социальной ответственности бизнеса следует прежде разобраться с понятием ответственности в целом. Ответственность — исключительно человеческая черта, а чувство ответственности — одно из многих человеческих качеств, которое оправдывает именование человека «Венцом природы». Что касается социальной ответственности, то она возникает в процессе общественного поведения человека, которое регулируется социальными нормами общества. Социальные нормы, возникающие с появлением государства, дифференцируют социальную ответственность гражданина на юридическую, политическую, моральную и др. На человека, соответственно, накладываются обязательства выполнять предъявляемые ему государством и обществом политические, юридические и моральные требования.
Если говорить о социальной ответственности бизнеса, то, на мой взгляд уместно сравнить ее с социальной ответственностью человека. Многие авторы рассматривают бизнес как живой организм, который так или иначе взаимодействует с внешней средой, а также имеет множество внутренних взаимодействий. Тем более, бизнес как систему образуют связи между людьми, которые в этой системе существуют. И, я осмелюсь предположить, что взгляд на социальную ответственность организации во многом обусловлен взглядами сотрудников этой организации.
Имея в виду тот факт, что далеко не все люди в полной мере разделяют моральные ценности общества в целом, а также юридические и политические принципы государства, можно говорить о том, что эти вещи являются для многих не более чем ограничителями общественного поведения.
К примеру, если бы на территории Российской Федерации не было нормативно-правовых актов, ограничивающих количество жен у одного мужчины, то явно нашлось бы множество желающих иметь несколько жен. Однако, закон ограничивает данное желание.
Подобный пример можно привести в отношении позиции многих российских компаний в контексте социальной ответственности, которые рассматривают социальную ответственность бизнеса в качестве «добровольно-принудительной благотворительности» либо «торга». К примеру, компания финансово участвует в решении социальных проблем для достижения определенных целей (ожидание уступок со стороны государства в разрешении вопросов, касающихся самого бизнеса; опасения относительно возможного «усложнения» жизни организации в случае отказа от некоторого участия в решении социальных проблем). Но, все же существуют и такие компании, которые смотрят на социальную ответственность несколько под другим углом.
Внедрение корпоративной социальной ответственности на предприятиях
Так с чего же исторически началась социальная ответственность бизнеса, и как ее видели бизнесмены прошлого в сравнении с тем, как ее видят сейчас?
С точки зрения американского историка Э. Лейтона-мл. концепция социальной ответственности бизнеса зародилась в конце XIX – начале XX века. В среде американских инженеров концепция первоначально получила распространение в качестве «большого чувства социальной ответственности» как способа повышения социального престижа профессии. Достаточно меркантильный интерес, не так ли?
Чуть позже данную концепцию начали связывать с бизнесом. Однако, в 20-х годах в деловых кругах получила распространение концепция «служения», которая заключалась в том, что компания должна иметь другие важные цели помимо максимизации прибыли. Стоит задаться вопросом, почему бизнес обратился к концепции «служения»?
Как известно, 20-е годы XX века были ознаменованы появлением компаний-гигантов под управлением выдающихся бизнесменов. В частности, Генри Форд (Ford Motor Company), Эндрю Карнеги, Джон Рокфеллер (Standart Oil) в Соединенных Штатах, синдикаты Дзайбацу в Японии.
Бизнес тех лет имел невероятную власть, такую, которую сейчас не может представить себе ни один глава транснациональной корпорации, да и мы, к слову, не сможем назвать имена большинства современных лидеров бизнеса, чего не сказать о таких людях как Рокфеллер. И, на мой взгляд, выдающиеся лидеры бизнеса начала XX века хорошо понимали это, обладая одновременно высокими моральными качествами.
Что мешало Дж. Рокфеллеру концентрировать весь капитал, который был больше годового бюджета США, концентрировать в одних руках и вкладывать в новые предприятия? Однако, ежегодно 10% своего дохода Рокфеллер перечислял церкви и в фонд Рокфеллера, который, кстати, существует до сих пор. Такие люди служили замечательным примером для остальных бизнесменов.
Тем не менее, концепция «служения» оказалась недолговечной, постепенно утратив свою популярность в деловых кругах (экономический спад в конце 20-х годов; обеспокоенность и стремление к все большему контролю бизнеса со стороны государства). Уже после второй мировой войны в деловых кругах распространилась прежде имевшая лишь теоретический характер концепция «социальной ответственности».
Ее основой стала книга Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена». Боуэн определил социальную ответственность «как обязанность бизнесменов проводить ту политику, принимать те решения и следовать тем направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества» (Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. «Этика бизнеса: Учеб. Пособие»). Так, к проявлениям социально ответственного поведения относятся: благотворительность, развитие социальных программ, добровольное отзыв своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др. Тем самым, Г. Боуэн «поделил» социальную ответственность между бизнес-целями и разделением организацией определенных моральных ценностей общества.
В последнее время выделились несколько подходов бизнеса к корпоративной социальной ответственности. Ю. Петрунин и В. Борисов выделяют: 1) рыночный подход (компания, ориентированная только на умножение прибыли в условиях свободной конкуренции наиболее выгодна для потребителя, который в итоге получает самые качественные продукты и услуги); 2) подход с позиции государственного регулирования (государствоо служит надзирателем за бизнес-средой и использует закон, а иногда и другие методы для осуществления принципа социальной ответственности компаний, принятия этических решений); 3) подход с позиции «корпоративной совести» (моральная ответственность возникает внутри самой компании; создание корпоративных кодексов); 4) подход с позиций «заинтересованного лица» (любое действие руководства должно опираться на тот ожидаемый эффект, который оно принесет акционерам и интересам компании). Существуют и другие классификации подходов, и все они достаточно обоснованы и четко структурированны.
Безусловно, все подходы имеют право на жизнь, однако бизнес не должен выбирать и придерживаться единственного из вышеперечисленных. И, действительно, больно слышать, когда люди начинают спорить и говорить о том, что никакой социальной ответственности не существует, а есть только цель заработать больше денег. С другой стороны мы не можем считать правыми тех, кто целиком углубляется в филантропию, забыв про свои балансовые ведомости.
Принципы социальной ответственности всегда были и будут в том или ином виде присутствовать в деловой среде. Пусть каждый человек выбирает себе подходящее место работы, исходя их своих моральных ценностей и прочих не менее важных запросов. А компания будет надежным инструментом для воплощения амбиций получения прибыли, самореализации, служения и прочих.
Источник: www.myunivercity.ru
Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса
3. Принципы корпоративной социальной ответственности
4 Модели корполаивнои социальной ответственности бизнеса.
Литература.
.1. Украинское общество 1992-2018. Мониторинг социальных изменений: сб. наук. трудов / под ред. д. э. н. В. Вороны, д. Соц. н. М. Шульги. — Киев: Институт социологии НАН Украины, 2016. — Вып. 1/15. — Т. 1. — 545 с.
2. Зайчук А. В, Онищенко Н. М. Теория государства и права.Академичний курс.Пидручник.Киив.Юринком Интер.2016.
3. Безрукова О. А. Теоретическая операционализация понятия «ответственность» для целей социологического исследования / А. А. Безрукова // Вестник Одесского национального университета. Социология и политические / гол.ред. В. А. Смынтына. — Одесса, 2016. — Т. 15. — Вып. 7. — С. 30-36.
4 Режим доступа- http: // virtuni. education. zp. ua / info _ cpu / sites / default / files / bezrykova _ disertacia. pdf
5. Шульга М. Представление населения о социальной ответственности / М. Шульга // Украинское общество 1992-2018. Мониторинг социальных изменений: сб. наук. трудов / под ред. д. э. н. В. Вороны, д. Соц. н. М. Шульги. — Киев: Институт социологии НАН Украины, 2016. — Вып. 1/15. — Т. 1. — С. 186-195.
5. Савченко И. Г. Социальная ответственность органов государственной власти в условиях развития социального государства: Автореф. дис. Канд. наук.держ. упр.: 25.00.01 / И. Г. Савченко. — Харьков: Национальная академия гос. управления при Президенте Украины Харьковский региональный институт гос.
управления, 2016. — 18 с.
Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса
Понятие «корпоративная социальная ответственность» (КСО), «социальная ответственность бизнеса» (СВБ) начали формироваться в 70-80 гг. ХХ в., Когда ведущие компании США и Великобритании начали осознавать необходимость объединения разрозненных элементов корпоративной политики, связанных с взаимоотношениями компаний с отдельными факторами внешней среды и выработка целостных подходов по взаимодействию с обществом.
К тому же актуальность ведения социально-этического бизнеса усиливают некоторые обстоятельства: во-первых, финансово-экономический кризис, который, еще не закончилась, поэтому не устранены ее коренные причины;во-вторых, рост признания неотложности экологической проблемы, которая носит глобальный характер; в-третьих, переход мировой экономики, большая часть продукта которой сосредоточена в промышленно развитых странах, от 5-го до 6-го технико-экономического уклада. Хотя окончательные контуры новой модели пока не определились, но уже ясно, что она должна отличаться большей степенью социальной и экологической ответственности. То есть забота о конкурентоспособности на рынке должна сочетаться с социальной ответственностью перед обществом.
Единого определения КСО, СВБ нет и, вероятно, не может быть, поскольку речь идет о системном подходе к комплексной проблемы.
Ведущее объединение корпораций США, которая занимается развитием и продвижением концепции СВБ (Business for Social Responsibility) Бизнес за социальную ответственность определяет корпоративную социальную ответственность как «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среды»
Зеленая книга в сфере социальной ответственности, принятая Европейской Комиссией в 2001 году, определяет социальную ответственность как «концепцию, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес операции и их взаимоотношения со всем кругом, связанных с компанией организаций и людей»Такой подход сегодня принят большинством стран Европейского союза.
Международный стандарт ISO 26 000 «Руководство по социальной ответственности», принятый в 2010 году, определяет социальную ответственность как ответственность организации за влияние ее решений и действий на общество, окружающую среду путем прозрачной и этического поведения которая способствует устойчивому развитию, в т.ч. здоровью и благополучию общества, учитывает ожидания заинтересованных сторон, соответствует действующему законодательству и международным нормам поведения и интегрирована в деятельность организации и практикуется в ее отношениях
По версии Всемирного Совета Компаний по устойчивому развитию, КСО — это долгосрочное обязательство компаний вести этически и способствовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и их семей, общества и общества в целом [цит. за Социальная ответственность бизнеса: понимание и внедрение
если обобщить определение СВБ более 50 международных организаций, среди которых мировой Банк, ООН, Business for Social Responsibility, Caux Round Table, Corporate Citizenship International, European Academy for Business i n Society, European Association of Communication Agencies (EACA), International Business Leaders Forum (IBLF), Market Opinion Research Institute (MORI), Social Accountability International, World Business Council for Sustainable Development,социальная ответственность как подход к бизнеса имеет следующий набор характеристик:
— СВБ это добровольный выбор компании, в условиях растущей конкуренции и снижения доверия к бизнесу;
— СВБ выходит за рамки обязательств, определенных бизнеса законодательством, по уплате налогов, создание рабочих мест и генерации прибыли;
— СВБ включая всех членов местного сообщества: бизнес, СМИ, власть, неприбыльные организации, население, инвесторов и т.д.;
— СВБ это не способ решить проблемы общества за счет бизнеса, а способ участвовать в развитии той среды, в которой бизнес работает;
— СВБ это подход к устойчивому развитию с прямым (как правило, долгосрочным) воздействием на финансовые показатели компании [Стародубская М. Стратегия, милосердие, мода или PR?
Очень часто КСО отождествляют с благотворительностью или с улучшением эффективности устаревшего оборудования. Это — самый распространенный миф корпоративной ответственности. Мы говорим не просто о благотворительности, не просто о закрытии неэффективных производств, речь идет о сущности компании, о том, как ежедневно она работает.
Например, можно просто продавать товары, а можно построить процесс продажи таким образом, чтобы обучать потребителей, как использовать товар для получения прибыли. Компания, которая разрабатывает программное обеспечение, может бесплатно учить молодежь программированию.
С одной стороны — люди получают специальность, с другой, компания может отобрать самых талантливых программистов. Кроме прямой помощи по увеличению благосостояния покупателей, это поможет закрыть «дыру» в учебной системе, когда люди старше 40-лет имеют проблемы с адаптацией к рыночным условиям, особенно в сфере занятости. Кроме помощи детскому дому на Новый Год еще можно организовать программу стажировок в компании для школьников с этого детского дома и т.д. Обобщая вышеизложенное, социальную ответственность бизнеса можно определить как добровольное обязательство бизнес-организаций проводить такую политику, принимать такие решения, развивать такие направления деятельности, которые являются желанными с точки зрения целей и ценностей общества.
Источник: studopedia.ru
Эволюция сущности социальной ответственности предпринимателей
Ответственность в философском смысле — это отношение зависимости человека от чего-то воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности1. Аристотель считал ответственность одним из проявлений свободы, а свободу — одним из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениями, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других2. Такое понимание ответственности используется и в наши дни, например, при соблюдении законов, даже если имеется возможность их обойти, или при решении экологических проблем. В этике и праве понятие ответственности применяется к описанию особого социального и морально-правового отношения личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм3.
Развитие общественного производства до уровня капиталистической системы отношений и возникновение на этом этапе предпринимательства изменили приоритеты человека и общества. М. Вебер исследовал феномен предпринимательства как проявление особого этоса хозяйственного поведения и «духа» капитализма, распространившего свое влияние не только на экономическую, но и на социальную, нравственную, политическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности людей. Он отмечал, что «экономический человек» не может не считаться с социальными, в том числе нравственными, нормами. Когда эти нормы становятся убеждениями, возникает предпринимательская этика, а вся сумма жизненных установок, ценностных ориентаций, соответствующей мотивации образует профессиональный этос хозяйствования4.
Предпринимательская деятельность предполагает инициативу, готовность идти на риск. Когда она осуществляется в массовом масштабе, это приводит к глубинным изменениям сознания, образованию нового типа личности, новой деловой этики. Рыночные отношения изменяют людей: формируют ответственность, определенные моральные качества, такие, например, как умение выполнять свои обязательства. Выполнять обязательства — значит уметь составлять реальные, достижимые планы на будущее, совершать ответственный волевой акт, правильно предвидеть и учитывать отдаленные последствия сегодняшних поступков. Предпринимательские качества преобразуют личность морально, порождают в ней новые черты, в том числе ответственность.
Христианские и государственные социальные нормы
Предпринимательство, как мы его понимаем, зародилось в европейской цивилизации, которая базируется на христианских нравственных нормах. К этим нормам относятся и такие, которые требуют, чтобы человек отдавал обществу часть своего имущества, дохода или времени. В частности, это требование уплаты десятины (десятой части дохода) в пользу церкви, часть которой может расходоваться на помощь бедным; долг оказания помощи человеку, попавшему в беду (см., например, притчу о добром самаритянине); обязанность помогать вдовам и сиротам; обязанность оставлять на поле оброненное во время жатвы и нескошенные края поля, а также оброненное во время сбора урожая в винограднике.
Данные нормы распространяются на всех христиан независимо от вида выполняемой ими деятельности. Библейские нормы благотворительности отличаются от современного восприятия понятия «социальный» — «социальная ответственность», «социальная справедливость» и пр. Эти понятия предполагают перераспределение благ от одних социальных слоев к другим (от богатых к бедным, от бизнеса к работникам и т. д.). Принципы христианской морали, обязывающие заниматься благотворительностью, основываются на воле Божьей, которую должен исполнять каждый христианин. Благотворительность не является обязанностью коллективов, союзов, корпораций и т. д. Можно сделать вывод, что современная идея социальной ответственности бизнеса как обязанность крупных корпораций делиться своими доходами с обществом или с отдельными его слоями не имеет корней в христианской этике и даже в каком-то смысле является антихристианской, так как позволяет людям переложить личную ответственность на обезличенные бизнес или корпорацию.
При этом в Писании не говорится, что невыполнение христианских норм благотворительности предполагает какие-то санкции со стороны государства в отличие, например, от запрета на убийство или кражу. Отсюда можно сделать вывод, что в христианской морали нет обоснования для современного государственного принудительного перераспределения богатства, то есть идея социальной ответственности государства является продуктом современного общественного секулярного сознания.
Некоторые авторы считают, что она является антихристианской. Так, Ю. Кузнецов отмечает, что согласно Писанию цель существования государства — служение Богу, которое состоит в наказании тех, кто делает зло. При этом право определять, что есть, а что не есть зло, государству не дано. Эталоном является Закон Божий, явно сформулированный в Писании.
В этом Законе нет норм, предусматривающих наказание за невыполнение обязанностей в области благотворительности. По сути дела, когда государство начинает заниматься насильственным перераспределением имущества и доходов исходя из социальных целей, оно фактически нарушает седьмую заповедь, то есть совершает кражу (грабеж)5. Ю. Кузнецов считает, что на практике реализация принципа «социальная ответственность государства» неизбежно ведет к нравственной и материальной деградации и в конечном счете — к самоуничтожению общества, реализующего этот принцип.
Корпоративная социальная ответственность
Ответственность, инициируемая законодательно, подразумевает необходимость соблюдения предпринимателями правовых норм рыночной экономики, в которых зафиксированы общественные ожидания, соответствие их деятельности этим ожиданиям. Ответственность, инициируемая нравственными нормами, требует от предпринимателей соответствия ожиданиям общества, не зафиксированным в правовых нормах, но основанным на нормах морали. В категориях неоинституциональной теории правовая ответственность отражает соответствие бизнеса формальным правилам и институтам, а этическая ответственность — неформальным.
В работах по истории российского предпринимательства отмечается, что под социальной ответственностью понимаются взаимоотношения более властных слоев общества с менее властными и нуждающимися слоями6. Но в рыночной экономике обязанность обеспечивать население важнейшими социальными благами взяло на себя государство, реализующее систему мер социальной политики.
Российские крупные предприниматели, компании которых вышли на мировой рынок, вынуждены принимать существующие там правила игры, одним из которых является необходимость обязательной публикации социальных отчетов. В своих отчетах они используют определение социальной ответственности бизнеса, применяемое западными транснациональными корпорациями, — это ответственность корпораций перед обществом в целях устойчивого развития. Такое понимание продвигают корпорации США, объединившиеся в рамках движения «Бизнес за социальную ответственность» (Business for Social Responsibility). Идеологами этого движения корпоративная социальная ответственность (КСО) определяется как «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде»7. КСО в данных документах предстает как набор идеологических и практических мер и программ, которые реализуются на всех уровнях компании и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности компании на внешнюю среду8.
В России движение корпоративной социальной ответственности отсчитывается с 2003 года, когда было принято Обращение участников заседания Торгово-промышленной палаты РФ к деловому сообществу России глубже осознать свою высокую ответственность перед обществом за высокоэффективную производственно-хозяйственную деятельность, создающую рабочие места, конкурентоспособную продукцию, налоговые поступления и возможность осуществления социальных программ9. 17 октября 2006 года на заседании комитета Ассоциации менеджеров России по корпоративной ответственности был презентован меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности». В нем дано определение корпоративной социальной ответственности как философии поведения и концепции выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений. Этот документ ориентирует топ-менеджеров на принипы КСО, выделяя в качестве основных такие, как производство качественной продукции и услуг для потребителя, неукоснительное выполнение требований законодательства, учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел. Приоритетными направлениями КСО названы инвестиции в развитие персонала, создание безопасных условий труда и охрана здоровья, поощрение благотворительности, природоохранная деятельность и ресурсосбережение.
Ассоциация менеджеров России в 2008 году опубликовала доклад о социальных инвестициях, в котором отмечено, что «на сегодняшний день не существует единого общепринятого определения и, как следствие, единого понимания сущности корпоративной социальной ответственности. Однако, формулируя для себя сущность КСО, компании не просто упражняются в дефинициях, но определяют роль и место соответствующих практик в развитии своего бизнеса»10.
Социальная ответственность российских компаний
Сущность какого-либо явления принято выявлять на основе теоретического анализа, но феномен корпоративной социальной ответственности еще слабо исследован в экономической науке, поэтому рассмотрим его на примере практической деятельности менеджмента компаний, публикующих социальные отчеты.
Так, менеджмент ОАО «Сибирская угольная компания» понимает корпоративную социальную ответственность как взятие компанией обязательств перед заинтересованными сторонами (акционерами, партнерами, сотрудниками, местными сообществами, государственными институтами) по безусловному исполнению действующего законодательства, а также по добровольному инвестированию в решение социальных проблем, связанных с деятельностью компании.
Руководство ОАО «Уралсвязьинформ» включает в это понятие ответственность перед потребителями продукции компании, то есть предоставление полного набора услуг связи высокого качества; ответственность перед государством, то есть выплата налогов в полном объеме и участие в развитии региона; ответственность перед обществом в форме добровольного участия в различных спонсорских и благотворительных проектах; ответственность перед своими работниками, то есть обеспечение высокого уровня заработной платы и предоставление социальных гарантий с учетом производительности их труда.
Менеджмент ОАО «ОГК-4» понимает корпоративную социальную ответственность в первую очередь как качественное и бесперебойное производство своей продукции (электроэнергии). Условием этого выступают соответствующие мощность и надежность электростанций, доступность электроснабжения для имеющихся и потенциальных потребителей.
Менеджмент ООО «ДТЭК» понимает корпоративную социальную ответственность более широко — как философию долгосрочного развития, позволяющую гармонично сочетать успешный бизнес с базовыми общечеловеческими ценностями и учитывать приоритеты национального развития11.
Таким образом, менеджмент ведущих российских компаний под социальной ответственностью понимает общие принципы управления компанией, которые включают корпоративную этику, отношение к персоналу; проводимую компанией социальную политику по отношению к обществу и окружающей среде. В деятельности предпринимателей социальная ответственность бизнеса реализуется как корпоративная социальная ответственность, и это следует рассматривать как закономерную эволюцию данного феномена, порожденного развитием экономических отношений.
КСО: различие трактовок
«Институтом города» издан сборник материалов, посвященных взаимодействию корпораций и муниципалитетов. В нем феномен корпоративной социальной ответственности понимается как: 1) «постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом»; 2) «концепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес-операции и их взаимоотношения со всем кругом связанных с компанией организаций и людей»12.
Ассоциация российских менеджеров, публикуя доклад 2008 года, ориентирует представителей бизнеса на следующее понимание принципов корпоративной социальной ответственности. Это «философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры: производство качественной продукции и услуг для потребителей; создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиций в развитие человеческого потенциала; неукоснительное выполнение требований законодательства — налогового, трудового, экологического и т. п.; построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами; эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров; учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества»13.
Интересно, что трактовка социальной ответственности западными корпоративными структурами не включает соблюдения законов, это отражение российского менталитета, не нуждающееся в дополнительной оговорке в странах рыночной экономики.
Представители государственной власти в России трактуют корпоративную социальную ответственность со своих позиций: «Крупная компания должна взять на себя часть функций государства в области социального обеспечения, здравоохранения, культуры, развития спорта и т. п., причем наилучшим механизмом исполнения этой обязанности представляется внесение компанией денег в некий фонд, которыми распоряжаются представители государства»14.
Ученые под корпоративной социальной ответственностью понимают социальную деятельность корпорации в целом как совокупность социальных отношений, в которые вступает бизнес в ходе своей деятельности15.
Отсутствие единого толкования рассматриваемой нами категории свидетельствует о ее интенсивном развитии в реальных социальных практиках. Многообразие подходов является отражением сложности этого процесса. Социальная ответственность бизнеса понимается как ведение хозяйственной деятельности по нормам и законам, принятым в стране, где она осуществляется.
Это создание рабочих мест. Это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества. Это обеспечение защиты окружающей среды своего производства и многое другое, поддерживающее социальную стабильность в стране.
Проделанное нами исследование теоретических и практических подходов к сущности социальной ответственности бизнеса позволяет предложить следующую трактовку этой категории: социальная ответственность бизнеса представляет собой совокупность действий предпринимателей, влияющих на качество жизни членов общества.
1 Новая философская энциклопедия. В томах. М.: Мысль, 2001. Т. 3. С. 172.
3 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. С. 403.
4 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М., 1990.
5 Социальная ответственность бизнеса: опыт анализа понятия с христианских позиций // Тезисы доклада на круглом столе на тему «Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика». http://kuznetsov.livejournal.com/45763.html.
6 Гавлин М. Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство // История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина XIX — начало XX вв. М.: РОССПЭН, 2000.
7 Business for social responsibility. Overview of Corporate social responsibility. [Электронный ресурс]. — [2003]. — режим доступа: http:// www.hbs.edu/.
9 Постановление Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2003 г. № «О социальной ответственности бизнеса в современной России».
10 Доклад о социальных инвестициях в России в 2008 году. М.: Ассоциация менеджеров, 2008. С.
11 Business for social responsibility. Overview of Corporate social responsibility. [Электронный ресурс]. — [2003]. — режим доступа: http:// www.hbs.edu/.
12 Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества: Сборник материалов по результатам исследования аспектов взаимоотношений корпораций, местных властей, а также системы внебюджетных отношений в РФ. М.: Институт города. 2003. С. 20.
13 Доклад о социальных инвестициях в России в 2008 году. М.: Ассоциация менеджеров, 2008. С. 13.
Источник: bujet.ru